Как называется процесс становления общества

Возникновение общества и его основные типы

Генезис общества

Процесс возникновения и развития общества называется социогенез (лат. societas — общество; греч. genesis — развитие). Общество зарождалось одновременно с человеком. Процесс становления и развития человека называется антропогенез (греч. anthropos — человек). Становление и развитие человека и общества как единый процесс называется антропосоциогенез. В антропосоциогенезе выделяют два главных периода:

1. период досоциального существования предчеловека, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии;

2. период социального существования человека. Он начинается с появления человека современного вида (homo sapiens) 50—40 тыс. лет назад. В это время возникают простые общества первобытных людей.

Простое общество характеризуется следующими чертами:

· существует система табу — зачатки нравственности, ограничивающие действие биологических законов;

· родоплеменная организация общества на основе кровно-родственных связей и отношений;

· отсутствие имущественного и социального расслоения в обществе, отсутствие государств.

Около 10—6 тыс. лет назад образуются сложные общества, для которых характерны:

· широкие и разнообразные отношения между людьми на основе социальных связей;

· управление обществом через особый социальный институт — государство.

Причины трансформации простого общества в сложное:

1. переход от присваивающей экономики (охоты, собирательства, рыболовства, бортничества) к производящей (скотоводству, земледелию, ремеслу);

2. переход от кочевого образа жизни к осёдлому;

3. рост производства, повышение производительности труда в связи с «железной революцией» и появление прибавочного продукта. В результате этого возникли частная собственность, имущественное и социальное неравенство, расслоение общества на антагонистические классы.

В период становления и существования сложных обществ образуются государства, формируются отдельные страны. Понятия «общество», «государство», «страна» — сходные, но не тождественные: их следует различать. «Страна» — понятие географическое, обозначающее часть света или территорию, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. «Государство» — понятие политическое, обозначающее политическую организацию страны, аппарат управления страной. «Общество» — понятие социальное, обозначающее группу людей, живущих вместе и взаимодействующих друг с другом. Понятие «общество» применимо к любому объединению людей, которое соответствует следующим признакам, выделенным Э. Шилзом:

1. Не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

4. Имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. Имеет собственное название и свою историю.

6. Обладает собственной системой управления.

7. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Имеет общую систему ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), называемую культурой.

В историческом прошлом, когда не было отдельных стран и государств, этим критериям общества соответствовали роды, племена. Они были самыми крупными общностями людей. В настоящее время общество эквивалентно национальным границам государств. Объединение людей в мировом масштабе можно назвать сверхобществом (метаобществом).

Типология общества

Всё многообразие обществ, существовавших в прошлом и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы в соответствии с тем или иным критерием. Так, по характеру управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. По наличию письменности различают общества дописьменные, исключительно с вербальной коммуникацией, и письменные, в которых есть алфавит и материальная фиксация звуков. По формам собственности и классовой структуре выделяют первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества. По технологическому способу производства материальных благ различают общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. В зависимости от господствующих в обществе ценностей его относят либо к либеральному (западному), либо к традиционному (восточному). По демократичности социально-политических и экономических отношений и открытости внешнему миру принято говорить об открытом и закрытом обществе. Если в основании типологии лежит вид господствующей религии, тогда речь идёт об обществах православных, католических, исламских, буддистских.

Тесты по теме 2 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) социогенез; б) антропогенез; в) антропосоциогенез; г) досоциальное существование человека; д) социальное существование человека; е) простое общество; ж) сложное общество; з) присваивающая экономика; и) производящая экономика; к) прибавочный продукт; л) общество; м) государство; н) страна; о) метаобщество.

1. Социальная система, основанная на кровно-родственных связях, в которой отсутствует социально-экономическое расслоение.

2. Процесс возникновения и развития общества.

3. Часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

4. Период, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии.

5. Процесс становления и развития человека и общества.

6. Политическая организация страны, аппарат управления обществом.
7. Охота, собирательство, рыболовство, бортничество.
8. Объединение людей в мировом масштабе.

9. Самая крупная группа людей, в которую включаются все другие группы.

10. Процесс становления и развития человека.

11. Период антропосоциогенеза, начавшийся с появления человека разумного.

12. Социальная система со сложными и разнообразными связями и отношениями между людьми, с несколькими уровнями управления, с несколькими слоями населения, расположенными сверху вниз по мере убывания доходов.

13. Скотоводство, земледелие, ремесло.

14. Избыток над минимумом средств, которые нужны для жизнеобеспечения самого производителя.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

III. Выберите верные ответы:

1. Процесс становления и развития человека:

2. Антропосоциогенез — это процесс:

а) функционирования общества;

б) становления общества;

в) становления и развития человека и общества;

г) становления и развития человека.

3. Процесс становления и развития общества:

4. По господствующим в обществе культурным ценностям различают общества:

а) либеральное и традиционное;

б) открытое и закрытое;

в) простое и сложное;

г) доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

5. Для сложного общества не характерно:

а) отсутствие имущественного расслоения;

в) родоплеменная организация;

г) управление обществом через государство.

6. Выберите правильное утверждение:

а) общество и государство тождественны;

б) общество подчиняет себе государство и управляет им;

в) государство — часть общества, аппарат управления обществом;

г) государство и общество возникли одновременно.

7. Характерные черты простого общества:

а) социальное расслоение;

б) возникновение государства;

в) кровнородственные связи;

г) родоплеменная организация общества.

8. Государство — это часть света или территория, имеющая границы:

а) социальная организация, основой которой является социальная структура;

б) территория, имеющая определённые границы;

в) политическая организация, включающая определённый тип власти, органы и структуру управления;

г) самая крупная социальная группа.

10. Общество возникает на определённой стадии развития государства:

11. По технологическому способу производства материальных благ различают общества:

а) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое;

б) простое и сложное;

в) доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное;

г) открытое и закрытое.

12. Общество — самая большая группа людей:

13. Обществом, по Эдварду Шилзу, называется объединение людей, отвечающее следующим признакам:

а) объединение является частью какой-либо более крупной социальной системы;

б) браки заключаются между представителями данного объединения;

в) оно пополняется преимущественно за счёт тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

г) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

д) у него есть собственное название и своя история;

е) оно обладает собственной системой управления;

ж) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

14. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств:

15. Закрытое общество — это общество:

а) в котором преобладает аграрное производство;

б) которое легко изменяется и приспосабливается к условиям внешней среды;

в) которое не взаимодействует с другими обществами;

г) в котором отсутствует социально-экономическое неравенство.

Источник

7 Возникновение общества и его основные типы

Возникновение общества и его основные типы

2.1. Генезис общества

Процесс возникновения и развития общества называется социогенез (лат. societas — общество; греч. genesis — развитие). Общество зарождалось одновременно с человеком. Процесс становления и развития человека называется антропогенез (греч. anthropos — человек). Становление и развитие человека и общества как единый процесс называется антропосоциогенез. В антропосоциогенезе выделяют два главных периода:

1. период досоциального существования предчеловека, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии;

2. период социального существования человека. Он начинается с появления человека современного вида (homo sapiens) 50—40 тыс. лет назад. В это время возникают простые общества первобытных людей.

Простое общество характеризуется следующими чертами:

· существует система табу — зачатки нравственности, ограничивающие действие биологических законов;

· родоплеменная организация общества на основе кровно-родственных связей и отношений;

Рекомендуемые файлы

· отсутствие имущественного и социального расслоения в обществе, отсутствие государств.

Около 10—6 тыс. лет назад образуются сложные общества, для которых характерны:

· широкие и разнообразные отношения между людьми на основе социальных связей;

· управление обществом через особый социальный институт — государство.

Причины трансформации простого общества в сложное:

1. переход от присваивающей экономики (охоты, собирательства, рыболовства, бортничества) к производящей (скотоводству, земледелию, ремеслу);

2. переход от кочевого образа жизни к осёдлому;

3. рост производства, повышение производительности труда в связи с «железной революцией» и появление прибавочного продукта. В результате этого возникли частная собственность, имущественное и социальное неравенство, расслоение общества на антагонистические классы.

В период становления и существования сложных обществ образуются государства, формируются отдельные страны. Понятия «общество», «государство», «страна» — сходные, но не тождественные: их следует различать. «Страна» — понятие географическое, обозначающее часть света или территорию, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. «Государство» — понятие политическое, обозначающее политическую организацию страны, аппарат управления страной. «Общество» — понятие социальное, обозначающее группу людей, живущих вместе и взаимодействующих друг с другом. Понятие «общество» применимо к любому объединению людей, которое соответствует следующим признакам, выделенным Э. Шилзом:

1. Не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

4. Имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. Имеет собственное название и свою историю.

6. Обладает собственной системой управления.

7. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Имеет общую систему ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), называемую культурой.

В историческом прошлом, когда не было отдельных стран и государств, этим критериям общества соответствовали роды, племена. Они были самыми крупными общностями людей. В настоящее время общество эквивалентно национальным границам государств. Объединение людей в мировом масштабе можно назвать сверхобществом (метаобществом).

2.2. Типология общества

Всё многообразие обществ, существовавших в прошлом и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы в соответствии с тем или иным критерием. Так, по характеру управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. По наличию письменности различают общества дописьменные, исключительно с вербальной коммуникацией, и письменные, в которых есть алфавит и материальная фиксация звуков. По формам собственности и классовой структуре выделяют первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества. По технологическому способу производства материальных благ различают общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. В зависимости от господствующих в обществе ценностей его относят либо к либеральному (западному), либо к традиционному (восточному). По демократичности социально-политических и экономических отношений и открытости внешнему миру принято говорить об открытом и закрытом обществе. Если в основании типологии лежит вид господствующей религии, тогда речь идёт об обществах православных, католических, исламских, буддистских.

Тесты по теме 2 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) социогенез; б) антропогенез; в) антропосоциогенез; г) досоциальное существование человека; д) социальное существование человека; е) простое общество; ж) сложное общество; з) присваивающая экономика; и) производящая экономика; к) прибавочный продукт; л) общество; м) государство; н) страна; о) метаобщество.

1. Социальная система, основанная на кровно-родственных связях, в которой отсутствует социально-экономическое расслоение.

2. Процесс возникновения и развития общества.

3. Часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

4. Период, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии.

5. Процесс становления и развития человека и общества.

6. Политическая организация страны, аппарат управления обществом.
7. Охота, собирательство, рыболовство, бортничество.
8. Объединение людей в мировом масштабе.

9. Самая крупная группа людей, в которую включаются все другие группы.

10. Процесс становления и развития человека.

11. Период антропосоциогенеза, начавшийся с появления человека разумного.

12. Социальная система со сложными и разнообразными связями и отношениями между людьми, с несколькими уровнями управления, с несколькими слоями населения, расположенными сверху вниз по мере убывания доходов.

13. Скотоводство, земледелие, ремесло.

14. Избыток над минимумом средств, которые нужны для жизнеобеспечения самого производителя.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

III. Выберите верные ответы:

1. Процесс становления и развития человека:

2. Антропосоциогенез — это процесс:

а) функционирования общества;

б) становления общества;

в) становления и развития человека и общества;

г) становления и развития человека.

3. Процесс становления и развития общества:

4. По господствующим в обществе культурным ценностям различают общества:

а) либеральное и традиционное;

б) открытое и закрытое;

в) простое и сложное;

г) доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

5. Для сложного общества не характерно:

а) отсутствие имущественного расслоения;

в) родоплеменная организация;

г) управление обществом через государство.

6. Выберите правильное утверждение:

а) общество и государство тождественны;

б) общество подчиняет себе государство и управляет им;

в) государство — часть общества, аппарат управления обществом;

г) государство и общество возникли одновременно.

7. Характерные черты простого общества:

а) социальное расслоение;

б) возникновение государства;

в) кровнородственные связи;

г) родоплеменная организация общества.

8. Государство — это часть света или территория, имеющая границы:

а) социальная организация, основой которой является социальная структура;

б) территория, имеющая определённые границы;

в) политическая организация, включающая определённый тип власти, органы и структуру управления;

г) самая крупная социальная группа.

10. Общество возникает на определённой стадии развития государства:

11. По технологическому способу производства материальных благ различают общества:

а) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое;

б) простое и сложное;

в) доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное;

г) открытое и закрытое.

12. Общество — самая большая группа людей:

13. Обществом, по Эдварду Шилзу, называется объединение людей, отвечающее следующим признакам:

а) объединение является частью какой-либо более крупной социальной системы;

б) браки заключаются между представителями данного объединения;

в) оно пополняется преимущественно за счёт тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

г) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

д) у него есть собственное название и своя история;

е) оно обладает собственной системой управления;

ж) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

14. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств:

15. Закрытое общество — это общество:

а) в котором преобладает аграрное производство;

б) которое легко изменяется и приспосабливается к условиям внешней среды;

в) которое не взаимодействует с другими обществами;

г) в котором отсутствует социально-экономическое неравенство.

Источник

Процесс исторического развития общества. Начало процесса и возникновение общества

Логическое и историческое — единство и различие

В рамках перехода к более конкретным этапам восхождения от абстрактного к конкретному, а именно — к исследованию исторических этапов развития общества, представляется целесообразным выделить вкратце специфику методологии исследования. В данном случае, мы акцентируем внимание на двух сторонах методологии — историческом и логическом. Историческое есть процесс развития предмета, со всеми его необходимыми этапами, во времени. Логическое — анализ уже зрелых сторон предмета в их “классическом”, завершенном виде, в одновременной их данности. Итак, мы можем на основании этих посылок вывести следующее суждение: логическое есть снятое историческое. Логическое и историческое внутренне едины, взаимосвязаны, диалектико-материалистическое рассмотрение одновременной данности моментов процесса развития есть отображение в снятом виде его развития во времени, а развитие во времени есть развитие именно этого, а не другого процесса и, следовательно, его моментов как одновременно данных, однако же это — тождество с различием. Это явствует из вышеизложенного. Следовательно, эти единые моменты можно рассматривать в их относительной обособленности.

Материалистическое понимание истории, открытое Марксом и Энгельсом, позволило понять историю как подлинно объективный процесс, со своими закономерностями. История стала собственно наукой. Однако же, исторический материализм не постулировал (и не делает этого сейчас) детерминизм в виде абсолютной предопределенности, некоего Рока. Наряду с объективными процессами исторического развития, учитывается и деятельность думающих, чувствующих людей, имеющих свою волю и свои интересы, то есть субъектная деятельность является важным составным элементом материалистического понимания истории. Итак, имеется закономерное развитие общества, постольку, поскольку оно — закономерно, оно осуществляется в определенном направлении. Наряду с этим существует деятельность субъектов, действующих в определенных исторических рамках. Сознавая это в той, или иной мере, в конечном счете люди должны считаться с наличными материальными условиями их бытия. Историческое развитие представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей.

История не свободна от зигзагов, перерывов и случайностей, однако закономерность исторического развития с необходимостью пробивает себе путь. Это становится явным при рассмотрении продолжительных по времени периодов развития.

Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также “механизмов” перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направленности процесса развития в целом и его этапов.

Стоит отметить, что мы выделяем именно главное направление развития общества, абстрагируясь от того, что имеются другие ветви развития, и между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Общество как органическое целое. Этапы его развития

Итак, общество есть органическое целое, проходящее в своем развитии характерные этапы. В рамках научного исследования нам, опять же, необходимо абстрагироваться от ряда дополнительных обстоятельств, ведь в реальности существующая история не происходила и не происходит в “чистом виде”. Необходимо провести данное действие с целью выявления общей закономерности, “магистрального” направления, изучение которого позволит в дальнейшем постепенно вводить модифицирующие обстоятельства, конкретные моменты. Все это поможет наиболее полно понять сущность исследуемого предмета, его внутренние связи.

Общественная форма движения качественно отличается от биологической формы движения, и вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

Так как общество является “органическим” целым, необходимо выделить этапы его развития, которые характерны для всякого “органического” целого.

Все три первые этапа относятся нами к становлению человеческого общества.

В рамках первой стадии возникают предпосылки социального, однако же господствует именно природное, природные закономерности. Источник движения и развития следует рассматривать именно в рамках природных процессов. На второй стадии уже возникает социальное, как новая форма движения, которая начинает процесс преобразования природного, своей основы. Тем не менее, в той, или иной степени природа остается не преобразованной, и в этом смысле господство сущности общества, социального, ещё не установлено, однако сущность выступает в качестве ведущего фактора развития. В стадии формирования продолжается преобразование возникшей сущностью своей природной основы.

Зрелое коммунистическое общество характеризуется тем, что сущность выступает не только в качестве ведущего фактора, но и в качестве фактора непосредственно господствующего. Резюмируя: вначале господствует природа, затем возникает социальное, которое сразу становится ведущим, главенствующим фактором, но не господствующим; господствует же взаимодействие этих двух факторов. Третья стадия сохраняет социальный фактор в качестве ведущего. На четвертой стадии социальное становится безраздельно господствующим фактором, по той причине, что природное преобразуется полностью. И только теперь безраздельно господствуют самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель. Здесь речь идет именно о взаимодействии с природой в планетарном масштабе, но уже на последних стадиях формирования общества возникают предпосылки космической эпохи, то есть, возникновения принципиально новой стадии, нового витка взаимодействия человечества и природы.

“Начало” как логическая категория

В обычном значении понятие “начало” подразумевается как первая стадия развития какого-либо предмета, процесса, самая неразвитая его стадия. При этом отождествляются две различных стадии: стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, и стадия его первоначального возникновения, и фактически началом называется первоначальное возникновение сущности предмета, процесса.

У нас “начало” — это стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, то есть, стадия, когда сущность этого процесса ещё не возникла. Эти две стадии неправильно и отождествлять, и отрывать друг от друга. Начало процесса, достигая своего наивысшего развития, изменяется по сущности и качеству. Стадия начала в наивысшем развитии превращается в стадию первоначального возникновения его сущности.

Как пример, товарно-денежные отношения. Существуя до капитализма, они представляют собой начало капиталистических отношений, а становясь всеобщими, господствующими, полностью подчиняя себе весь процесс труда, производства, рабочую силу, средства производства, они превращаются в капиталистические.

Неверно смешивать начало с простейшим отношением, потому как простейшее отношение есть начало в снятом, преобразованном виде, в каком начало сохраняется с образованием сущности предмета. Следовательно, начало существует до процесса, началом которого оно служит, и начало именно этого, а не другого процесса, оно есть совокупность необходимых и достаточных предпосылок для первоначального возникновения сущности процесса, предмета. Для определения необходимых и достаточных предпосылок первоначального возникновения сущности процесса, нужно иметь в виду его возникшую сущность. Иначе нельзя говорить о предпосылках, предпосылках неизвестно чего. Так же должно быть какое-то представление о предмете, о начале которого идёт речь. Так как мы рассмотре­ли простейшее отношение общества, то есть начало в том преобразованном виде, в каком оно существует уже при наличии образовавшейся сущности общества, то это дает известную путеводную нить при исследовании на­чала.

Начало человеческой истории

Образование природных (биологических) предпосылок

Начало человеческой истории – образование природных, биологических предпосылок, необходимых и достаточных для возникновения социального.

Для первоначального возникновения человечества были следующие необходимые и достаточные предпосылки:

Начало истории человечества так же имеет стадии: начало, первоначальное возникновение своей сущности, стадию формирования, зрелость, умирание и исчезновение.

Эти стадии мы затронем совсем немного.

Развитие предпосылок

Предпосылки возникновения человечества также имеют свои стадии развития, свои этапы внутри стадии “начала”. Ранее мы уже рассматривали эти этапы, развивающиеся формы отношения живых образований к окружающей среде. Вначале — это непосредственная погруженность в нее, в снятом (преобразованном) виде это погружение, эта неразрывная связь сохраняется и сейчас у человека — например, дыхание. Такую непосредственную связь живого организма со средой обитания можно назвать базовым, минимально необходимым условием для существования живого как такового, для такого существования не требуется сложно развитых структур организма.

Следующая, гораздо более сложная форма связи, более развитое отношение к среде образуется с возникновением животных. Более сложные формы организмов формируются в результате (и одновременно) развития более сложных, опосредованных связей со средой. Выражение “в результате и одновременно” означает диалектическое единство процессов развития как живого организма, так и самого отношения этого организма к окружающей среде. Отличие такой более опосредованной связи от предыдущей стадии заключается в способности живого организма перемещаться в пространстве, что повышает его шансы на выживание, на нахождение (нужно отметить — уже имеющихся в наличии) более благоприятных условий среды обитания. В то же время, меняется и характер обратного воздействия этого живого организма на внешнюю среду — кроме выделения веществ к этому воздействию присоединяется и механическое внешнее воздействие — например, вытаптывание растений или уничтожение добычи как фактор влияния, не связанный с процессом непосредственно потребления, но опосредованно оказывающий влияние на экосистему среды обитания, на ее пищевые цепочки. При этом, возникающие изменения окружающей среды, вызывают необходимость изменения и отношения живого организма к этой среде, что приводит, в конечном итоге, и к необходимости тех или иных изменений в самом живом организме. Влияние среды на живой организм остается ведущим, решающим.

Конец стадии, возникновение основы для “социального”

Затем наступает стадия “умирания” господства животного отношения к среде, которая формирует основу нового, человеческого отношения. Эта стадия характеризуется случайным, еще неустойчивым употреблением предметов природы в качестве средств для воздействия на другие предметы природы. Такое отношение к внешней природе и сейчас характерно для приматов, именно оно и стало тем фактором, который позволил нашим животным предкам перейти на качественно иной уровень развития.

Так как перемещение в пространстве и механическое воздействие на внешнюю среду (как способ взаимодействия организма с ней) оказались наиболее перспективным способом, именно такие способности и формировали соответствующие органы животных, постепенно меняли их морфологию. Не случайно, что самые большие возможности для дальнейшего развития обратного воздействия на природу имели те животные, у которых перемещение в пространстве их собственного тела было нередко и перемещением в пространстве других предметов природы. Захватывание ветвей конечностями при лазаний по деревьям представляет собой типичный пример совпадения того и другого перемещения. При этом необходимо отметить важное отличие между целесообразным перемещением в пространстве предметов потребления, имеющихся в готовом виде, от перемещения предметов, предметами потребления не являющимися. То есть, перемещение добычи (корма и т.п.) в пространстве коренным образом отличается от перемещения животным поднятой с земли палки в сторону висящего на дереве плода. У животных, приспособленных к перемещению в пространстве на деревьях посредством захватывания конечностями ветвей, происходит частое, устойчивое совпадение перемещения в пространстве собственного тела с перемещением в пространстве предметов, не имеющих непосредственного значения ни для поддержания собственного существования, ни для продолжения жизни вида. Это, так сказать, почти постоянно сопутствующий побочный продукт их образа жизни.

Стадия начала человеческой истории заканчивается переходом животных предков человека к наземному образу жизни, к прямохождению, освобождением верхних конечностей от участия в передвижении тела, употреблением в основном данных природой в готовом виде средств воздействия.

В своей классической работе о роли труда Энгельс отправляется от той стадии наших предков, которая характеризуется им как необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Здесь можно подразумевать, например, очень высокий уровень телесной организации наших предков, их гибкую приспособляемость к новым условиям среды, высокое развитие головного мозга.

Стадия первоначального возникновения человеческого общества

Добыча как предшественник труда

Стадия первоначального возникновения человеческого общества начинается тогда, когда случайное, неустойчивое употребление предметов природы в качестве средств воздействия на другие предметы природы постепенно становится необходимым, устойчивым. Чем чаще, устойчивее становится употребление предметов природы для воздействия на другие предметы природы, тем устойчивее становятся форма и материал средств воздействия, тем больше дифференцируются средства воздействия соответственно своему материалу, природе предмета, на который происходит воздействие, и тому, ради чего осуществляется воздействие (ради удовлетворения той или иной потребности). Труд из инстинктообразного превращается в собственно человеческий труд со всеми его компонентами (целью, средствами, предметами, процессом, результатом, субъектом труда). Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем образование человека шло в процессе образования труда.

Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим. Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень. Ручная механическая обработка камня, превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.

От стадии начала человеческой истории ведет свое происхождение такой способ поддержания существования, как добыча. На первых этапах стадии первоначального возникновения истории непосредственно господствует не производство, а добыча [2] ибо это общество охотников, рыболовов, собирателей.

По мере того как ручная механическая обработка камня достигает совершенства и в основном исчерпывает свои возможности, т. е. по мере перехода к неолиту, происходит такое совершенствование добычи, которое ведет к исчерпанию возможности добычи. Ведь возможности добычи определяются данным природой в готовом виде количеством и качеством животных и биологических потребностей человека. Чем более совершенными становятся средства добычи, тем в большей степени исчерпывается природная «кладовая», возникает и растет необходимость воздействия на саму эту «кладовую» природы. И это воздействие реализуется переходом к скотоводству и земледелию, т. е. к господству уже не присваивающего, а производящего хозяйства, к господству не добычи, а производства. С переходом к неолиту осуществляется и переход к первому этапу скотоводства и земледелия, к раннему этапу производящего хозяйства.

Запрет внутриродовых половых связей как свидетельство возникновения социальных отношений внутри стада. Становление рода и общины

Род окончательно возникает тогда, когда полностью исключаются половые связи внутри стада и становятся регулярными, устойчивыми половые связи между чле­нами разных родов. Видимо, два этих процесса были не вполне тождественны.

При возможности регулярных, периодических встреч разных стад (родов), а тем более при постоянном оби­тании в зоне доступности их по отношению друг к дру­гу половые партнеры вполне могли проживать каждый в своем стаде, превращавшемся в род, не переходя в род половых партнеров. Если же встречи сообществ бы­ли — в силу обстоятельств проживания — нерегуляр­ны, затруднительны, то в таких условиях возникала не­обходимость перехода лиц мужского или женского пола в род своих половых партнеров.

Наиболее вероятным, видимо, было все же возобладание в конце концов тенденции переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров). Во-первых, потому что связи разных стад в период превращения стада в род в общем и целом скорее всего были доволь­но затруднительными, нерегулярными. Во-вторых, обуз­дываемый инстинкт вряд ли мог достаточно устойчиво быть обуздан, если он вместе с тем достаточно регуляр­но не удовлетворялся в соответствии со своей природой.

Возобладание в конце концов переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров) обусловли­валось, по нашему мнению, не только характером хо­зяйствования, но и природными условиями проживания сообществ, и необходимостью достаточно регулярного удовлетворения полового инстинкта в соответствии с его природой.

Члены рода, вместе с лицами, переселявшимися в род из других родов, образуют общину, отличную от рода. Если род живет обособленно, то община и род представляют собой непосредственное тождество, они не различаются между собой.

Переход к скотоводству и земледелию как выделение человечества из природы. Стадная иерархия как естественная основа общественной иерархии в период возникновения частной собственности

С переходом к раннему скотоводству и раннему земледелию начинает создаваться возможность образования продукта, превышающего необходимый жизненный минимум. (Мы говорим именно о ранних формах земледелия и скотоводства, так как они существенно отличаются от современных форм к которым мы привыкли). До перехода к господству производства человеческий род, по сути дела, боролся за биологическое выживание, обеспечение биологических потребностей колебалось вокруг жизненно необходимого минимума, тяготело к нему.

Скотоводство и земледелие при своем развитии выводят общество за рамки стадии первоначального возникновения, обусловливают разложение первобытной общины и переход к рабовладению

Раннее скотоводство и раннее земледелие уже создают возможности для превышения жизненно необходимого минимума, однако эти возможности еще не развиты. С дальнейшим развитием скотоводства и земледелия появляется устойчивое производство продуктов, превышающее жизненно необходимый минимум, но не позволяющее достигнуть жизненно необходимого оптимума (последний не достигается во всех классово-антагонистических обществах). Создаются возможности для присвоения частью общества продукции, превышающей жизненно необходимый минимум. Начинается борьба между людьми за прибавочный продукт (начало возникновения частной собственности). Образуется моногамная семья, отличающаяся от парной семьи тем, что существенной связью членов этой семьи служит хозяйственная связь.

Для всей стадии первоначального возникновения человеческого общества характерна борьба человеческого рода за биологическое выживание, лишь в конце стадии эта борьба устойчиво клонится к победе человеческого рода. Кроме того, примитивные скотоводство и земледелие есть в основном воздействие человека на природные условия природного, биологического порождения животных и растений, на создание благоприятных природных условий их функционирования. Причем это воздействие людей, в общем, по своему характеру аналогично благоприятному воздействию на животные и растения девственной природы (сравнить, например, полив путем запруд и весеннее наводнение). Если имеет место воздействие непосредственно на само животное и растение, то оно осуществляется главным образом путем отбора (аналогично действию естественного отбора). Следовательно, производство тут имеет характер воздействия на внешние условия тех процессов, совершение которых и дает продукт, служащий средством к. жизни. А значит, способ производства остается внешним по отношению к этим процессам, существенно не преобразует их, не проникает внутрь их.

Стадные отношения есть природные, биологические связи. Возникновение производства (думается, наряду с действием естественного отбора) ведет к их превращению в род. Но, во-первых, стадные связи с образованием рода совсем не исчезают. Так, если судить по стадам приматов и примитивным отношениям, сохраняющимся и в довольно развитых человеческих обществах, стадо животных предков человека было иерархическим.

В иерархическом стаде лучшую пищу потребляет вожак, затем детеныши, а также самки и самцы, близкие к вожаку. Вожаком становится наиболее агрессивная особь, в случае оспаривания ее места в стаде, вступающая в борьбу за него. Вожак может быть свергнут в любое время другой особью. Вместе с тем вожак выполняет функции, полезные стаду в целом: охраняет его, выносит главную тяжесть в борьбе с внешним нападением и т. д. Положение вожака в стаде неустойчиво, соотношение сил в стаде может меняться, члены стада могут распадаться на группы и т. п. Сохранение внутри рода остатков стадных отношений сыграло немаловажную роль в период возникновения и развития частной собственности.

Во-вторых, род есть преобразование стада путем исключения половых связей внутри рода, а переселение членов других родов в данный род непосредственно означало возможность регулярного удовлетворения полового инстинкта (что в то время с необходимостью было и процессом размножения). В роде и родовой общине непосредственно на первом плане были обуздание полового инстинкта, исключение половых связей внутри рода и обеспечение регулярных половых связей с членами других родов. Социальный фактор действовал на характер половых связей, связей по размножению. Но непосредственно господствовали именно определенного характера половые связи, связи по размножению, то есть биологические связи.

Природная обусловленность как доминирующий фактор в естественном образовании общности

На стадии первоначального возникновения человеческого общества социальное уже возникло, выступило его отличие от биологического, но непосредственно преобладает еще тождество социального с биологическим.

Заметим на будущее. С окончательным установлением рода образуется и община, как отличная от рода и как такая, в которой род представлял собой «ядро» родовой общины.

Родовая община — первая историческая форма общины. Всякая община представляет собой ту или иную форму естественно возникшей общности. Тем самым не отрицается роль социального в образовании и функционировании общины, но подчеркивается тот факт, что общину в любой ее форме отличает та или иная степень нерасчлененности (в единстве с расчлененностью) природного и социального. Так, например, в родовой общине имеет место незавершенность отчленения социального от половых связей, от связей по размножению. В территориальной общине существенным признаком являются общность и различие по территории, в земледельческой общине общность определяется тем или иным общим отношением к земле, т. е. главным образом отношением к природно данному, а не к произведенному средству производства.Таким образом, говоря о естественно возникшей общности, мы не имели в виду чисто природную общность, речь шла о такой общности, в которой социальное не вполне отделилось от природного, не вполне преобразовало его, в которой непосредственно на первый план выступает природная обусловленность. Например, зависимость сообщества от использования такого естественно возникшего средства производства, как земля, есть естественно определенная зависимость.

Стадия формирования общества. Диалектика процесса

Процесс формирования общества, с точки зрения развития производительных сил

На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы на этапе формирования?

К стадии формирования (общества) относятся рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества.

Если на стадии первоначального возникновения общества преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Чем ближе к началу стадии формирования, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная природная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа в снятом, преобразованном виде включается в социальное развитие в качестве его момента. Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (т. е. с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.

Процесс формирования общества, с точки зрения развития производительных сил [7] .

Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие. С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни, в основном, не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идет борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей, а цель производства по сути остается на животном уровне — элементарное биологическое выживание. С этой стороны люди еще не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении — борьба социальных животных.

Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства». «…Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» [1, т. 3, с. 65].

Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) еще не безраздельно, т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости.

Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе. Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вел к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

Стадии формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через свое разделение, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном [8] отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям этой субстадии.

На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отношение к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует последнее. Вместе с тем, в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причем уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе. Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведенные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчлененным.

На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе. Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического. Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведенных орудий труда (расчлененность деятельности человека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).

Процесс формирования общества, с точки зрения развития производственных отношений

Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства. Ни то, ни другое, не существуют вне своего различия и единства друг с другом. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.

Наличие произведенных орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».

Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведет к устранению той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие. То есть, если изначально люди возникли и существовали в основном как животные, как особый биологический вид, то со временем их существование становится социальным, а поддержание биологической жизни становится подчиненным (снятым) моментом новой формы существования.

Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития. Эта стадия, в свою очередь, сама разделяется на несколько субстадий, о которых пойдет речь позже.

Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субстадия) производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии (субстадии) производственных отношений и при своем дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией (субстадией) производственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства).Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает переход к стадии формирования (общества)

Периодизация истории развития общества

Различные подходы к членению истории человечества

При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатирует­ся одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.

Существует более общее членение общества: доклас­совое, классовое, бесклассовое. Исходным в определе­нии тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положитель­но развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на об­щинную, частную и общественную собственность выде­ляется существенная сторона процесса развития и при­том положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывает­ся на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, то есть речь идет о периодизации ис­тории человечества по внутреннему для процесса раз­вития основанию.

На наш взгляд, основная задача современной эпо­хи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции — в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политичес­ком, но и в плане методологии исторического исследо­вания она уже ныне должна рассматриваться в перспек­тиве решения задачи построения коммунистического об­щества.

В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопостав­ление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: пер­вобытнообщинный строй — доклассовое общество; пер­воначальное возникновение общества — антагонистиче­ские, классовые общества; формирование общества, ком­мунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение исто­рии оказывается необходимым, но подчиненным момен­том более общего членения истории. Это членение [9] мы назвали бы членением по типам ис­торического процесса.

Делить историю докапиталистических обществ по формам общинного устройства — значит выдвигать на первый план то, что исчезает. Делить историю антаго­нистических обществ на основании форм частной собст­венности — значит выдвигать на первый план то, что отрицает первобытнообщинный строй, общинное устрой­ство. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всей стадии формирования имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Если же исходить из того, что коммунизм есть ис­тория человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из глав­ной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитыва­лись бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений и т.д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.

Стадии процесса формирования. Логическая структура процесса в соотнесении с формационным делением

Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода:

1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;

2) возникновение адекватной, новой основы;

3) завершение образования адекватной, новой основы.

Таков, например, процесс формирования капитализма:

1) мануфактурный период (период домашинного капи­талистического производства);

2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались ману­фактурным, ремесленным способом);

3) завершение пе­рехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин ма­шинами).

В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.

Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом об­щинным лишь в совершенно исключительных случаях.

2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодаль­ной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, част­ная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

В чем же состоит переход к основе, адекватной ча­стной собственности? Железные орудия возникают и на­чинают распространяться еще до феодализма. Но зем­леделию, опирающемуся на широкое применение желез­ных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные от­ношения.

В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимуществен­но на мягких землях и вполне могло происходить глав­ным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то же­лезо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предва­рительную обработку.

Широкое использование, а следовательно, и произ­водство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной ча­стной собственности.

3. Период завершения образования основы, адекват­ной частной собственности, — капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие, а произведенные средства воз­действия. Феодальные общественные (в том числе про­изводственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (есте­ственно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребле­ния), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства пред­мету труда. При капитализме впервые доминирует ча­стная собственность на произведенные средства произ­водства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.Промышленность как определяющий вид производ­ства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой про­мышленности ремесло может определять весь общест­венный строй лишь в пределах того или иного отдель­ного сообщества, находящегося в исключительных ус­ловиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *