Как называется проверка работы предприятия
Кто проверяет бизнес в России
Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.
Какие органы проверяют бизнес
Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса
Комиссия по делам несовершеннолетних
Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками
Органы внутренних дел, ОВД или полиция
Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам
Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая
Предпринимательство без регистрации в налоговой;
регистрация ИП и компаний;
соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;
налоговые отчеты и оплата налогов;
«черные» и «серые» зарплаты;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Государственные тендеры и закупки
Таможенные органы, таможня
Перевозка товаров через границы Таможенного союза;
таможенные декларации и документы;
международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;
перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль
Экспорт товаров, информации, работ и услуг
Пограничные органы контроля
Рыболовство и охота, браконьерство;
перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;
ведение судовых документов.
Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет
Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция
Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;
условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.
Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;
соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;
соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.
Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;
соблюдение технических регламентов;
использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;
производство, продажа и перевозка семян;
безопасность зерна и его переработки;
производство, выпуск и продажа лекарств для животных.
Государственный земельный надзор, он же Росреестр
Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;
проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.
Государственный геологический надзор
Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;
застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;
захоронение отходов в морских водах.
Государственный лесной надзор
Соблюдение пожарной безопасности в лесах;
соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;
контроль за рубкой деревьев;
переуступка прав на лесные участки.
Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;
соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;
выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;
производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.
Государственный экологический надзор
Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;
добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;
загрязняет ли воду и ледники.
Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор
Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;
контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;
установка и замена счетчиков;
контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;
соблюдение требований энергоэффективности зданий;
соблюдение технических регламентов;
перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;
использование атомной энергии.
Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор
Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.
Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;
перевозка пассажиров и багажа;
страхование гражданской ответственности перевозчика;
Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;
строительство сооружений связи;
работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;
хранение и обработка персональных данных.
Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба
Соблюдение закона «О рекламе»;
спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;
конкуренция и злоупотребление монополией;
манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;
тарифы естественных монополий;
предоставление информации об иностранных инвестициях.
Как предприниматели соблюдают:
закон «О защите прав потребителей»;
правила продажи товаров и оказания услуг;
ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;
правила продажи алкоголя;
правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.
Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;
продажа поддельного алкоголя;
учет алкоголя в ЕГАИС;
соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;
правил маркировки товаров;
Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность
Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор
Работа управляющих компаний;
перевод жилых помещений в нежилые и обратно;
соблюдение требований энергетической эффективности;
выдача лицензий на управление многоквартирными домами.
Госстройнадзор, или государственный строительный надзор
Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;
ввод зданий в эксплуатацию;
соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;
долевое строительство многоквартирных домов;
размещение информации о ходе строительства.
соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.
Соблюдение требований организованных торгов;
работа банков и кредитных организаций;
ведение реестра владельцев ценных бумаг;
деятельность микрофинансовых организаций;
инсайдерская информация и манипулирование рынком;
работа страховых организаций.
Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Оптовая и розничная торговля лекарствами;
соблюдение технических регламентов;
декларирование и маркировка лекарств;
контроль цен на лекарства;
регистрация медицинских изделий;
качество и безопасность медицинской деятельности;
Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность
Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН
Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.
Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».
О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:
В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.
Как провести внутренний аудит на предприятии
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.
Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).
Задачи внутреннего аудита:
Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.
Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:
Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.
Функции и принципы внутреннего аудита
Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:
Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:
В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.
Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:
Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Образец приказа о проведении внутреннего аудита вы можете скачать в КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Методологические документы должны содержать описание:
Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:
Образец плана внутреннего аудита организации скачайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Составить заключение по результатам проведения внутреннего аудита вам поможет образец, который можно скачать в КонсультантПлюс, бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:
Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.
Образец разработанного порядка хранения документов по внутреннему аудиту смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:
Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.
Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:
То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Итоги
Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.
Виды проверок и их основные отличия
Деятельность проверок регламентируется 12 статьей Федерального закона № 294-ФЗ.
Плановые проверки
Этот вид проверок подразумевает, что о них знают заблаговременно, информация содержится в общем плане и обозначена на сайте. Проверяющих будут интересовать аспекты работы, связанные с соблюдением общих требований, которые предъявляются в ходе осуществления определенной деятельности, и муниципальных правовых актов, которые ее регламентируют.
В ежегодном плане проведения проверок четко указывается дата проверки, или временной промежуток, цель проверки, и ее основание.
Орган, который будет осуществлять контроль направляет приказ или распоряжение, с обозначением лиц, участвующих в мероприятии. Указываются фамилия имя, отчество, а также занимаемая должность. Участие привлеченных экспертов и экспертных организаций обозначается отдельно.
В документе указывается, с какой целью и по каким основаниям будет проведена проверка, определены сроки и перечень административных регламентов. Приведен перечень документов, которые должны быть предоставлены для изучения и анализа. Затем прописываются даты начала и окончания проверки, которые не могут быть нарушены.
На законодательном уровне установлена и частота проведения такого вида проверок, которые должны проводиться один раз в три года. Исключения составляют образовательные, здравоохранительные и социальные сферы. Срок проведения не должен превышать двадцати рабочих дней.
В свою очередь плановые мероприятия делятся на документарные и выездные.
Документарные проверки имеет своей целью изучение документов, регламентирующих деятельность, при этом место проведения определяется местом нахождения проверяющего органа.
Выездные проверки будут проведены по месту нахождения проверяемых лиц, и предметом уже будут не только документы, но и вся деятельность с ее особенностями.
Внеплановые проверки
Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.
Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.
Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.
Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.
Отличия плановых и внеплановых проверок
По содержанию. В ходе плановой может быть проверена вся имеющаяся документация и виды деятельности, при внеплановой только определенная документация и виды деятельности, в отношении которых и проводится проверка.
По мерам наказания. В ходе плановой проверки может быть вынесено серьезное административное наказание, при внеплановой, чаще всего, предупреждение.
По частоте. Плановая проводится один раз в три года, внеплановая без ограничений.
Особенности проведения проверок
К особенностям можно отнести привлечение необычных экспертов или специалистов.
Специфические особенности также присущи каждому проверяющему органу, и имеют свою направленность, предмет и способы оценки.
Кто осуществляет проверки
Основные государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки:
Все об аудите бухгалтерской отчетности
Аудит представляет собой аудиторскую проверку бухгалтерской отчётности лицами, не связанными с теми, кто был вовлечен в её подготовку. Результатом ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчётности будет письменное заключение аудитора о её достоверности.
Форма такого заключения — по сути краткий вывод о результатах работ: достоверна ли отчётность полностью, частично, недостоверна, либо невозможно было получить такой вывод по обстоятельствам, не зависящим от аудитора (которые приводятся в тексте заключения).
В материале рассмотрим, зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности и как он проводится.
Зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности?
Проведение обязательного аудита регулируется п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и требуется, в том числе, от следующих организаций:
Следовательно, для таких организаций проведение обязательного аудита необходимо для соблюдения требований законодательства. Но этим польза аудита не ограничивается. Ошибки в бухгалтерской отчетности, которые согласно официальным правилам признаются несущественными для изменения безусловно положительного вывода в аудиторском заключении, могут оказаться важными для самой организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности.
Например, для организации могут быть важными почти все суммы недоплат налогов либо, наоборот, случаи их переплаты.
Также «взгляд со стороны» на бухгалтерскую отчетность, каким по сути является взгляд аудитора, может оказаться крайне полезным в вопросах организации учёта и контроля за проведением хозяйственных операций, потому что недостатки, которые ещё не привели к возникновению существенной ошибки или других сложностей, могут привести к таковым в будущем и далее к нежелательным последствиям, которые можно было бы избежать.
Примерами могут быть:
Недостаточно большие по размеру выручки или активов организации, для которых обязательный аудит не требуется, нередко его не проводят. По прошествии времени их показатели растут и они сталкиваются с необходимостью обязательно провести аудит. В таких компаниях по причине их ранее небольшого размера, скорее всего, отсутствовал какой-либо внутренний мониторинг не только в части достоверности отчётности и соблюдения применимого к ним законодательства, но и мониторинг качества и эффективности применяемых способов ведения учёта и осуществления контроля.
В режиме крайней ограниченности времени после завершения отчётного года такая организация может столкнуться с тем, что в её отчётности содержатся существенные ошибки.
Характер таких ошибок может быть очень разный, и может затрагивать действительно большое число операций. Часто ошибки могут содержаться не только в отчётном, но и в прошлых периодах, и не только в учёте и отчётности, но и в налоговых декларациях. Если же организация по причине недостаточно больших размеров выручки или активов ещё не была объектом выездной налоговой проверки, то такая проверка с течением времени становится всё более вероятной и может быть назначена в любой момент. И не исключена ситуация, когда объём работ для исправлений оказывается слишком большим и на него уже не хватает времени, учитывая, что сотрудникам бухгалтерии приходится параллельно оформлять операции текущего периода.
В дополнение к индивидуальным ошибкам может выясниться, что практика ведения учёта и составления отчётности без бухгалтерских аудитов не была корректной или эффективной. Изменение такой практики в начале периода деятельности всегда дешевле по затратам ресурсов, чем по прошествии многих лет (на протяжении которых делалось иначе), когда исправить сделанное оказывается достаточно затруднительно.
Поэтому до того, как возникнет необходимость обязательного аудита, для организации целесообразно получение независимого профессионального взгляда на способы ведения учета, составление отчётности, исчисление налогов и осуществление контроля внутри организации. Для этого даже не требуется проводить аудит и получать аудиторское заключение. Такой профессиональный взгляд на бухгалтерскую отчетность может быть получен в другой форме:
Времени для таких форм выполнения работ, скорее всего, потребуется меньше, чем для аудита, а значит и их стоимость также окажется меньше. При этом работы могут быть проведены в наиболее удобное для организации время в течение года, когда нет максимальной загрузки, что позволит более эффективно взаимодействовать для получения наиболее полного эффекта.
Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности?
Чтобы уменьшить расходы организации на проведение такой проверки, стандартами аудита предусматривается изучение не каждой хозяйственной операции и документа, а части из них. Выборка операций и документов производится таким образом, чтобы возможная ошибка, если таковая оказалась бы не выявленной по причине выборочного подхода, не повлияла бы на мнение вероятного пользователя отчетности.
Проверка операций может включать не только изучение того, соответствует ли операция в учёте подтверждающим её документам, но и анализ процедур проведения операций. Нередко такой анализ позволяет выявить бухгалтерский недочёт, который может привести к появлению ошибки определённого характера. Направленный поиск такой индивидуальной ошибки помогает выявить её ещё до начала частичной проверки.
Здесь следует отметить один действительно непростой для понимания аспект. Объём хозяйственных операций для указанной частичной проверки может быть в несколько раз меньше объёма всех операций в организации. И чем больше по масштабам организация, тем меньшая доля операций проверяется аудитором. Если бы аудитор проверял все или почти все операции, то состав аудиторской команды должен был бы быть сопоставим с числом сотрудников организации, участвовавшими в их отражении в учёте, а также сопоставимо время на такое исследование со временем, затраченным сотрудниками организации. Поэтому для таких больших объёмов начинает «работать» математическая статистика, когда для получения вывода о всех операциях в бухгалтерской отчетности достаточно проверить относительно небольшую часть из них.
При этом проверяемое количество операций рассчитывается таким образом, чтобы вывод, сделанный на основании проверенной части операций, статистически распространялся бы на все операции. Использование такого подхода означает, что вывод в отношении всех операций, сделанный на основе относительно небольшой части, тоже подвержен правилам теории вероятности, и поэтому гарантирует его безошибочность также с определённой степенью вероятности. Официальные правила проведения аудита содержат требования для такого уровня уверенности и гарантируют, что он является достаточно высоким, хотя и не стопроцентным (Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» введён в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н).
Например, в каком-нибудь публичном акционерном обществе могут быть миллионы операций за год, которые совершаются огромным количеством сотрудников. При этом аудитором во время бухгалтерского аудита проверяются не все такие операции, а только часть (иначе время такой проверки заняло бы многие месяцы). При этом разница между суммой проверенных операций и суммой всех операций (то есть сумма непроверенных операций) будет существенной. Но количество выбранных операций для проверки в совокупности с методами выборки гарантируют, что с высокой вероятностью в непроверенных операциях не окажется существенной ошибки. При обнаружении же ошибки такие случаи рассматриваются индивидуально, чтобы определить, является ли такая ошибка повторяющейся, либо это был единичный случай. Для повторяющихся ошибок рассчитывается их общая ошибка для года.
До начала определения части операций для исследования от аудитора требуется выполнить предварительную работу. Эта работа, в частности, включает проверку выполнения соотношений итоговых сумм для разных групп бухгалтерских операций. Это контроль выполнения своего рода ожиданий на основании понимания специфики бизнеса организации, применяемых правил учёта и знаний аудитором законодательства, применимого к организации. При невыполнении какого-либо соотношения аудитор отмечает эту область для более подробного изучения. Такой подход, или «взгляд сверху», помогает выделить области, которые могут содержать ошибку. Также аудитор выделяет области или типы хозяйственных операций, которые, исходя из практического опыта аудитора или в силу своей сложности, могут содержать ошибку. Такие области также рассматриваются отдельно.
При обнаружении ошибок аудитор сообщает о них, иногда ещё во время работы, и тогда организация имеет возможность внести исправления сразу после бухгалтерского аудита либо оставить всё без изменений. Аудитор же, согласно требованиям к аудиторскому заключению, оценивает, являются ли существенными оставшиеся ошибки, и соответствующим образом формирует текстовую часть аудиторского заключения.
Подробнее об аудите:
Особенности аудита в «Правовест Аудит»
При проведении аудита «Правовест Аудит» ставит задачей не только выполнение работ, необходимых для формирования вывода в аудиторском заключении, но и проверку дополнительных областей, результаты которой могут принести пользу бизнесу.
Одной из таких областей традиционно является проверка исчисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п. Учитывая сложность и постоянные изменения налогового законодательства, практически всегда удаётся найти налоговые риски, а также переплаты налогов, по своей сумме превышающие стоимость наших услуг.
Сильной стороной «Правовест Аудит» также является проверка соблюдения трудового законодательства. Нередко кадровые вопросы и связанные с ними вопросы налога на доходы физических лиц и страховых взносов приводят к налоговой недоимке и административным штрафам либо создают риски в отношениях с работниками или проверяющими органами.
Структура «Правовест Аудит» включает департамент аудита, департамент налогового консультирования и департамент юридического сопровождения, с обширной практикой досудебных разбирательств и ведением судебных дел, что позволяет нашим командам и нашим клиентам оперативно получать высокопрофессиональный взгляд в разных ситуациях, и таким образом помогать клиентам в самых сложных вопросах налогообложения, учёта, оформления сделок и прочего. Постоянный штат сотрудников всех отделов позволяет сохранять преемственность и высокое качество выполнения работ.