Как называется пушка на колесах
Обзор артиллерии. Часть 2. Ад на колесах
В основном можно говорить о двух категориях колесной артиллерии: пушки как таковые, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей, и башенные пушки на бронированном шасси; каждая категория со своими собственными преимуществами. В первом случае это будет подвижность, хотя и стоимость тоже хороший аргумент для продажи. Во втором же случае при выполнении огневой задачи экипаж находится под надежной защитой брони.
В то время как многие производители, разрабатывавшие артиллерийские системы калибров советского стандарта, теперь переделывают их под стандарты НАТО, чешская гаубица Dana M1 до сих пор имеет калибр 152 мм
Необходимость в улучшении стратегической мобильности и тактической мобильности на дорогах – вот то, что получило особое значение в недавних асимметричных боевых действиях. Это привело к разработке многочисленных систем в двух ранее упомянутых категориях. Многие уже давно состоят на вооружении, а другие находятся на стадии прототипа. Много факторов влияет на развитие этих систем, не в последнюю очередь финансовый кризис и соответствующие сокращения оборонных бюджетов.
Устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей (далее для краткости грузовики) системы в настоящее время кажутся более предпочтительным вариантами. Решение Индии начать именно с системы этого типа в своем Плане по модернизации артиллерии означает, что все основные изготовители подобных систем сделают всё возможное, чтобы получить контракт на 814 самоходных артиллерийских установок (САУ). А вот к истинным колесным самоходным гаубицам (СГ) рынок, по всей видимости, несколько более прохладен в связи с их более высокой стоимостью.
Самоходные системы среднего калибра
За прошедшие три десятилетия возможно первой страной, которая поверила в достоинства колесной самоходной артиллерии среднего калибра, стала Чехословакия, чья 152-мм САУ Dana впервые была замечена западными обозревателями в 1980 году. Dana производилась с 1977 года также под обозначением ShKH-77; она базируется на грузовом шасси грузового автомобиля 8×8 с установленной на него бронированной кабиной. Гаубица до сих пор состоит на вооружении разных стран, например Польша развертывала их в Афганистане в 2008 году. После распада страны на Чешскую и Словацкую республики оборонная промышленность двух новых стран унаследовала проект Dana и использовала его в качестве отправного решения для разработки двух совершенно разных проектов. Хотя система Dana была изначально разработана словацкой стороной, но название проекта Dana фактически перешло чехам и модернизированному варианту, разработанному компанией Excalibur Army. Со своей стороны словацкая Konstrukta Defence на базе системы Dana разработала гаубицу Zuzana.
В Чешской республике эволюция системы Dana не привела к системе, соответствующей стандартам НАТО. Действительно, САУ Dana-M1 CZ, разработанная компанией Excalibur Army, до сих пор оснащена оригинальной артиллерийской частью калибра 152 мм. Этот выбор в основном объясняется необходимостью модернизации хотя бы части из более чем 600 существующих гаубиц Dana M-77, до сих пор состоящих на вооружении Чешской республики, Ливии, Польши и Грузии. Модернизация гаубицы в основном направлена на мобильность, эргономику и систему командования и управления. Повышение мощности было получено за счет установки на оригинальный двигатель T3-390 новых турбокомпрессоров и промежуточных охладителей. Это в свою очередь заставило установить новую коробку передач 430 Sachs, также была установлена система централизованной подкачки новых шин 14R20. У водителя появилось новое лобовое бронированное стекло и усовершенствованная система рулевого управления с гидроусилением. В кабине также были установлены независимые системы обогрева и кондиционирования. Вооружение имеет новую систему управления огнем (СУО) и новую навигационную систему, что сокращает время развертывания на позиции. Новый компьютер и интеллектуальный терминал командира позволяют подготовиться к огневой задаче заранее, а это еще сокращает время подготовки к стрельбе. Частичная квалификация гаубицы ожидалась в 2014 году, но по этому поводу компания так и не выпустила пресс-релиза.
Югославия также разработала колесную гаубицу M84 Nora A, у которой пушка 152/45 была установлена на грузовик FAP 2832. В начале 2000-х компания Югоимпорт решила разработать систему, предназначенную для зарубежных рынков. Модель Nora B-52 K0 в связи с этим была вооружена пушкой 155-мм/52, установленной в открытой башне. Затем последовал вариант K1, который главным образом отличался российским шасси Камаз 63501 8×8 (заменило оригинальное сербское шасси FAP 2832), полузащищенной башней для расчета, полностью автоматической системой заряжания с полуавтоматическим затворным механизмом, автоматизированной системой и СУО. Двенадцать готовых выстрелов размещались в башне, а еще 24 укладывались в магазине позади передней кабины. Для выполнения первого выстрела было необходимо 60 секунд, сокращению времени открытия огня способствовали автоматическое наведение и электропривод опор. Гаубица K1 до сих пор входит в портфолио компании Югоимпорт; она экспортировалась, по крайней мере, в две страны, Мьянму и Кению, обе заказали по 30 систем.
Компания Konstrukta Defence на свою гаубицу Zuzana первоначально устанавливала пушку 155-мм/45, затем новую пушку 155/52, система в настоящее предлагается с двумя разными силовыми блоками
Спроектированная с целью соответствия потребностям сербской армии, гаубица Nora K-1 от компании Югоимпорт все еще ждет первый заказ от национальной армии
Новейший вариант гаубицы под обозначением B-52 K-I отличается полностью закрытой башней, тем самым, завершив свой переход от установленной на грузовик пушки к колесной самоходной гаубице в классическом понимании. Nora третьего поколения была доработана по многим параметрам. Была повышена надежность самой артиллерийской системы, а также точность благодаря новой СУО, улучшенной навигационной системе и радару измерения начальной скорости. Гидравлические опоры получили амортизаторы, а экипаж был сокращен до четырех человек. Максимальная дальнобойность при стрельбе снарядами повышенной дальности составляет 41,2 км, а при стрельбе активно-реактивным боеприпасом с донным газогенератором она ожидается в районе 56 км.
В конце 70-х годов южноафриканская компания Denel разработала самоходную гаубицу G6 SP на базе специально спроектированного шасси 6×6. Ее башня вооружена такой же пушкой 155/45, что и буксируемая G5. Оригинальная гаубица G6 с ручным заряжанием была куплена армиями ЮАР, Омана и ОАЭ. Ее экипаж состоял из 4 артиллеристов и водителя. В 2003 году компания Denel Land Systems начала выпуск G6-52 с пушкой калибра 52, которая имела меньший боекомплект (40 против 50), размещенный в двух карусельных магазинах в задней части башни, один со снарядами и один с зарядами. Автомат заряжания гарантировал скорострельность 6 выстрелов в минуту, при этом расчет был сокращен до трех человек. Гаубица G6-52 оборудована навигационной системой INS/GPS и продвинутой системой целеуказания и наведения AS2000, что позволяет открывать огонь из пушки через 60 секунд после получения задания. Башня G6-52 хотя устанавливалась на модернизированный вариант оригинального шасси G6, но может также устанавливаться и на другие шасси, в основном гусеничные. На G6-52, также известную как Renoster, заказы от зарубежных стран пока не поступали. Что касается Индии, то там компания Denel внесена в черный список, и когда ей позволят вернуться к борьбе за заказы, поди догадайся. Артиллерийская система в башенной конфигурации T6 могла бы быть также использована для создания гусеничной СГ, базирующейся на национальном шасси (Bhin на базе танка Arjun предложена несколько лет назад).
Хотя Норвегия решила выйти из программы, компания BAE Systems пока имеет контракт на 48 систем Archer, подписанный со Швецией
G6/45 состоит на вооружении Объединенных Арабских Эмиратов. Вариант с 52 калибром находится на стадии продвинутого прототипа и в настоящее время ожидает своего первого заказчика
Использовав бронемашину Enigma 8×8 разработки Emirates Defence Technology в качестве базовой платформы, компания BAE предложила необычное решение по упрощенной интеграции своей сверхлегкой гаубицы M777 155/39 с этой машиной. На фото модель с пушкой в положениях для стрельбы и по-походному
В середине 90-х были проведены исследования по возможности установки буксируемой пушки Bofors FH77 B05 52 на колесную самоходную гаубицу. Система получила обозначение Archer. С целью получения максимальной проходимости по заснеженным землям Северной Европы была выбрана модифицированная сочлененная машина Volvo A30E 6×6. Основные особенности системы следующие: полная автоматизация (Archer обслуживает расчет из трех человек изнутри защищенной кабины), режим MRSI до шести выстрелов, время занятия позиции с ходу и открытие огня менее 30 секунд и защита от баллистических и минных угроз. Гаубица может перебрасываться самолетом A400M. Ее дальнобойность составляет 40 км обычными боеприпасами и 50 км управляемыми снарядами типа Excalibur. В рамках этой программы в 2007 году Норвегия присоединилась к Швеции, система получила официальное обозначение FH 77 BW L52. Первые 24 системы Archer, заказанные в 2010 году, были поставлены шведскому Управлению оборонного имущества в сентябре 2013 года, но спустя три месяца Норвегия, подписавшая контракт также на 24 системы, решила покинуть программу. Ее решение основывалось на неназванных причинах, не позволивших добиться соответствия системы норвежским требованиям. Это привело к подписанию исправленного контракта между Управлением и компанией BAE Systems Bofors по графику поставок только для Швеции. Поставка последней партии запланирована на начало 2016 года. На сегодняшний день нет никаких подробностей о штрафных санкциях. Гаубица Archer также является возможным кандидатом на датскую программу по замене M109.
Автономный модуль Artillery Gun Module может устанавливаться как на гусеничные, так и на колесные шасси, например на фото он установлен на Boxer. Система уже описывалась в «Часть 1. Ад на гусеницах»
Устанавливаемые на шасси грузового автомобиля пушки калибра 155 мм
В начале 90-х компания Giat Industries (в настоящее время Nexter) начала разработку артиллерийской системы на грузовике, которая оставалась на стадии прототипа пока французская армия не решила испытать ее. На систему, получившую обозначение Caesar (CAmion Equipe d’un Systeme dArtillerie – грузовик, оборудованный артиллерийской системой), в конечном счет был получен заказ; французское правительство решило загрузить национальную промышленность и заказало пять гаубиц. Французская армия была не в особом восторге от этой концепции в то время, но спустя десять лет положение дел существенно изменилось. Она заказала еще 72 системы Caesar в конце 2004 года, развернула их в Афганистане и Мали и в настоящее время полностью убедилась в преимуществах этой мобильной пушки. В Афганистане гаубица 155/52 Caesar позволяла прикрывать всю зону ответственности французского контингента площадью 15×40 км, действуя от Нихраба на севере и до Гвана на юге. Развертыванию систем способствовала хорошая авиатранспортабельность и также их точность. Первые пристрелка на большие дальности требует всего двух снарядов для того, чтобы откорректировать огонь с круговым вероятным отклонением (КВО) 100 метров, после чего для нейтрализации цели отстреливаются 10 снарядов. Если в Афганистане гаубицы Caesar работали с передовых оперативных баз, то в Мали тактическая мобильность была ключевым элементом. Работая двумя парами, СГ Caesar базировались в Гао, откуда они могли достичь любого места в районе операции в течение двух дней.
Полностью цифровая система Caesar позволяет быстро выполнить огневую задачу: готовность к стрельбе одна минута, отстрел шести снарядов за минуту и готовность к движению через 45 секунд. Французские гаубицы Ceasar устанавливаются на шасси Sherpa 5 6×6 производства компании Renault Truck Defense, их кабины опционально защищаются дополнительными комплектами бронирования. На данный момент системы Caesar, проданные за рубеж, базируются на шасси Soframe/Unimog 6×6. Такая конфигурация была принята Саудовской Аравией (заказчик, которого никогда не называла компания Nexter, но это секрет известный всем) для 100 систем, предназначенных для Национальной гвардии. Часть из них была собрана на местном предприятии. Саудовская Аравия также купила 60 СУО Bacara (BAlistic Computer ARtillery Autonomous) плюс шесть тренажеров Caesar.
Таиланд заказал шесть гаубиц Caesar, а Индонезия заказала 37 систем в 2012 году для оснащения двух артиллерийских дивизионов. В ноябре 2014 года Саудовская Аравия профинансировала программу перевооружения ливанской армии. Сделка, подписанная с Францией, предусматривает поставку 28 гаубиц Caesar. Компания Nexter со всей очевидностью не спускает глаз с индийской программы по мобильной САУ Mounted Gun System. Для этого французская компания объединилась с Larsen & Toubro и Ashok Leyland Defence и предложила систему Caesar, установленную на шасси Ashok Leyland 6×6 Super Stallion. Еще одно соглашение было подписано с бразильской компанией Avibras на установку системы Caesar на шасси, используемое для РСЗО Astros 2020. Кроме интеграции на новые платформы с целью расширения экспортного потенциала гаубица Caesar проходит квалификацию с управляемыми снарядами, например Spacido от Nexter и Excalibur от Raytheon (будут описаны в соответствующем разделе этого цикла). Рассматривается возможность повышения уровня защиты экипажа за счет дополнительного бронирования кабины, а также увеличение боекомплекта на борту (сейчас 18 выстрелов). Некоторые из этих решений могут ухудшить авиатранспортабельность, но некоторые потенциальные покупатели не требуют этой возможности. Кроме Индии компания Nexter рассматривает Ближний и Дальний Восток в качестве самых многообещающих рынков для своей системы Caesar, которая могла бы также поспорить за замену гаубиц M109 в Дании.
Недавние успехи 155-мм СГ Atmos на рынке связаны с неназванной африканской страной и Юго-Восточной Азией. Там Таиланд выбрал артустановку 39 калибра на шасси 6×6. Судя по доступной информации, сборка первого образца была осуществлена в Израиле, а оставшиеся пять систем изготавливаются и собираются в Таиланде.
Компания Elbit Systems очень активно продвигает свою систему Atmos. Она является базой для польской САУ Kril, разработанной компанией Huta Stalowa Wola. Модернизированная орудийная система была установлена на грузовое шасси Jelcz 6×6, специально разработанное для Kryl, что гарантирует возможность транспортировки самолетом C-130. Сухая масса системы составляет около 19 тонн; поставка первых систем была намечена на середину 2015 года. В настоящее время заказано 24 серийных системы Kryl (дивизионный комплект, три батареи по восемь орудий) с первыми поставками, ожидаемыми в 2017 году. Для индийской заявки компания Elbit Systems объединилась с Bharat Forge, но, как и все другие претенденты ожидает опубликования запроса предложений. 18 систем Atmos уже состоят на вооружении Румынии, там они были установлены на румынское шасси 26.360 DFAEG 6×6 и получили имя Atrom. Головным подрядчиком по этим системам является румынская компания Aerostar SA of Romania. САУ Atmos не принята на вооружение израильской армии, но состоит на вооружении нескольких стран. Азербайджан купил пять систем, Камерун 18, Уганда 6 и Таиланд 6 с возможностью дополнительных заказов. Глядя на успешное развитие мобильных систем, китайская компания Norinco разработала собственную 155-мм систему SH1, представленную в 2007 году. Она базируется на шасси 6×6 с огромным задним сошником с гидравлическим приводом. В гаубице установлена система автономного ориентирования, радар измерения начальной скорости, автоматизированная СУО и полуавтоматическая система заряжания. Система в основном разработана для продажи за рубеж, но на нее на сегодняшний день не получено ни одного заказа.
Гаубица Centauro 155/39 LW от Oto Melara была представлена в 2012 году. В ней воплощен опыт компании по разработке наземных и корабельных систем. Программа по ней остановлена в связи с ограниченным бюджетом итальянской армии
Легкие мобильные установки
Разработка устанавливаемых на шасси грузового автомобиля 105-мм артиллерийских систем началось по разным причинам: потребность в огневой поддержке специальных и аэромобильных сил с одной стороны и с другой стороны потребность в увеличении количества мобильных установок в рамках ограниченных бюджетов.
В 2012 году Mandus Group начала разработку, целью которой является создание верхней части лафета и откатной системы, способных принять 155-мм стволы калибров 39 и 52. Снижение сил отката позволяет устанавливать подобные артиллерийские системы на пятитонное грузовое шасси. Компания Mandus в настоящее время работает над несколькими проектами, которые вскоре будут воплощены в жизнь, но никаких подробностей по ним пока не представлено.
ATMOS от Elbit Systems, доступная со стволами разной длины, устанавливается на различные грузовики. На фото пушка на шасси 6×6 ведет огонь
Покупка фирмы Soltam привело компанию Elbit Systems в бизнес артиллерии. Компания использует свой богатый опыт в области электронных компонентов для интегрирования своих изделий в артиллерийские системы, например колесную гаубицу ATMOS
Прототип Kryl представлен компанией Huta Stalowa Wola на выставке Milipol 2014. По сути, артиллерийская система ATMOS от Elbit Systems, установленная на польский грузовик 6×6
Стремясь остаться в тренде, китайская компания Norinco разработала гаубицу SH1, которая пока еще не сыскала заказов на экспортном рынке
На выставке SOFEX 2014 была представлена мобильная артиллерийская система, состоящая из 105-мм буксируемой пушки, установленной на шасси 4х4. Ведется поэтапная доработка этой системы
Компания Mandus Croup предлагает свою пушку 105-мм с малым откатом, установленную на шасси от Mack Defense. Mandus в настоящее время работает над рядом новых программ, среди которых 155-мм орудие с очень небольшими силами отката
5 орудий осады, которые внушали ужас на протяжении тысячелетий
До появления пороха и, как следствие, больших огнедышащих пушек, которые могли стереть крепостные стены в труху, осадное дело было куда более интересным и сложным занятием. Армия могла несколько лет стоять под стенами крепости, в которой находилось в десятки раз меньше воинов, так ничего не добившись. Нередко осаждающие просто брали в кольцо замок и ждали, когда парни за стеной начнут помирать от голода, истощения и болезней. Но этого могло и не произойти, ведь крепостные сооружения строили по всей логике войны — они должны были выдерживать длительные осады. Запасы провианта, выход к источнику воды, строгая распределительная система пищи — лишь часть условий, которые позволяли находиться в осаде годами. А ведь переждать зиму легче в крепости, чем снаружи. Поэтому далеко не каждый полководец решался на длительную осаду, некоторые предпочитали открытый и относительно честный штурм, который не мог пройти без осадных орудий.
1. Осадная башня
Внушительное сооружение, которое позволяло наиболее быстрым способом при удачном стечении обстоятельств взобраться не стены. Также осадная башня служила прикрытием от вражеских стрел и была своеобразной площадкой, с которой лучники могли атаковать противников на стенах. Делали осадные башни из дерева, что кажется опрометчивым — загорится, как спичка. Но башню всегда покрывали негорючим материалом, вроде шкур скота, которые должны были быть непременно свежими, иногда для этих целей использовали металлические листы.
С момента появления первой осадной башни, которая была построена гением Карфагена, и до начала эпохи пороха конструкция этих осадных орудий претерпевала ряд изменений, однако суть всегда оставалась неизменной. Что раз за разом рождало одну и ту же проблему: осадная башня становилась беспомощной, когда поверхность была недостаточно ровной. Тот же Элеополис оказался бесполезен во время осады Родоса, так как защитники догадались затопить пространство перед стеной, и башня в итоге банально застряла. Последние осадные башни несли на себе не лучников, а артиллерийские орудия, назывались они батарейными башнями, но и их результативность часто подвергается сомнениям.
2. Катапульта
Кто же не знает катапульту? Такая штука, которая посылает камни, словно праща, разбивая стены на мелкие кусочки. Сразу картинка возникла в голове, верно? А теперь забудь о ней, потому что настоящая катапульта выглядит совершенно иным образом. Всё дело в терминологических неточностях, которые по каким-то странным причинам поразили головы современных поколений.
Великий Геракл! Вот и конец воинской доблести!
– слова спартанского царя Архидам при виде катапульты –
Машины по данному знаку стали метать стрелы в скифов, скакавших на лошадях по берегу. Некоторые были ранены; одному стрела пробила насквозь щит и панцирь, и он упал с лошади. Скифы испугались стрел, летящих на такое большое расстояние, и того, что богатырь их убит, и отошли немного от берега.
3. Онагр
Именно онагр чаще всего путают с катапультой, и именно это орудие значится самым популярным среди всех представленных. При этом популярно оно только в нашей массовой культуре, потому как на деле онагры использовали довольно редко.
Эта машина называется tormentum, потому что напряжение достигается закручиванием (torquere) — скорпионом, потому что она имеет торчащее вверх жало; новейшее время дало ей ещё название онагра, потому что дикие ослы, преследуемые на охоте, брыкаясь назад, мечут такие камни, что пробивают ими <283>грудь своих преследователей или, пробив кости черепа, размозжают голову.
– позднеримский офицер и историк Аммиан Марцеллин –
4. Требушет
Сокрушительная метательная машина, которая использует гравитационный принцип действия, что позволяет метать очень тяжелые снаряды, нанося серьёзный урон крепостным стенам. Несмотря на вид этой осадной машины, сама конструкция довольно проста: на устойчивую раму крепится рычаг и два плеча (короткий и длинный). На длинном находится веревочное седло для снарядов, на коротком — противовес. В качестве противовеса могли использовать даже трупы.
5. Таран
Стенобитное орудие, которое представляет собой бревно, конец которого снабжен железным или бронзовым наконечником. Конструкция может разниться. Самый простой таран оснащен боковыми ручками, за которые и должны держаться воины. Но бывают конструкции-маятники, такие тараны действуют автоматически, что заметно облегчает штурм крепости.
Уставился, как баран на новые ворота
– поговорка, которая обязана, по одной из версий, своим происхождением тарану –
Таран — древнее изобретение, которое было известно ещё ассирийцам. Сами римляне приписывают изобретение тарана карфагенянам. С помощью него были разрушены стены Кадиса — жемчужины Пиренейского полуострова. Чаще всего тараны помещали в конструкцию, которая известна нам под названием «черепаха». Её делали из дерева, на которое крепили шкуры быков. Такой навес здорово защищал от стрел, камней и раскаленного масла, которые сбрасывались на осаждающих со стен. Римляне начали использовать таран во время Второй Пунической войны, при осаде Сиракуз. Исторические документы говорят о том, что один из двух таранов требовал для своего передвижения около 6000 легионеров. Представь себе масштабы!