Как называется реабилитация слепых термин
Социальная реабилитация слепых
Чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются незрячие люди каждый день, достаточно закрыть глаза, и попытаться выполнить любое привычное действие: налить воды, включить телевизор, попытаться пройти в ванну. После пяти минут подобных упражнений, станет понятно, что большую их часть нельзя выполнить без подготовки. Социальная реабилитация, это часть такой подготовки. Она позволяет приспособиться к слепоте, и вести активную социальную жизнь.
Что входит в понятие реабилитации?
В общем смысле, реабилитация — это восстановление утраченных способностей, в том числе и способности устанавливать социальные связи. В случае с полной или частичной слепотой сделать это не всегда возможно. Поэтому незрячего человека учат адаптации к его состоянию, оказывают психологическую поддержку, возвращают веру в себя.
Слепота, или частичная потеря зрения могут быть с рождения, а могут развиться в пожилом возрасте. В последнем случае, важно как можно быстрее приспособить пациента к его новому состоянию. Важнейшая часть — это обучение азбуке Брайля. Это позволит слепому человеку ощутить самостоятельность — например, самому читать надписи на упаковках лекарств, книги, журналы.
Социальная часть реабилитации — обучение общению с другими людьми, не видя их. Это может быть сложно, поскольку в общении человек невольно считывает мимику собеседника, и реагирует на нее. Слепые, прошедшие эту часть реабилитации, умеют распознавать настроение собеседника по голосу, иногда лучше, чем это делают зрячие люди по мимике. Для окончательного возвращения в общество, слепых людей учат ходить с тростью, рассказывают о социальных программах для слепых, работают с семьей пациента. Также пациента обучают новым навыкам — скульптуре, резьбе по дереву, музыке, и прочему. Это нужно, чтобы дать ему почувствовать свою значимость, свою роль в обществе. Вопросами интеграции слепых в социум и их социальной защиты занимаются множество организаций, например, Всероссийское Общество Слепых (или ВОС). Важна также поддержка семьи — слепому или слабовидящему пожилому человеку нужна защита и опека. Но, при этом, не следует обращаться с ним как с ребенком — после прохождения курса реабилитации, он будет способен к самообслуживанию, ориентации в квартире, а иногда и за её пределами.
Конкретная программа реабилитации подбирается исходя из состояния слепого — его возраста, обстоятельств, которые привели к потере или ослаблению зрения, способности к социальным контактам, и наличия или отсутствия серьезных заболеваний.
Заболевания, приводящие к слепоте
Большинство болезней, приводящих к слепоте, можно вылечить, если вовремя обратиться за помощью к врачу. Также возможна частичная или полная слепота из-за травмы, отравления, или как осложнение при других болезнях, например диабете или сифилисе.
Чаще всего, слепота возникает из-за следующих заболеваний:
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНВАЛИДОВ
7.1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ
Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии остроты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым. Острота зрения является весьма важной зрительной функцией, однако использовать только ее для решения вопроса о том, является ли исследуемый человек слепым, неправильно. Например, резкое снижение границ поля зрения у больных с предметной дегенерацией сетчатки, несмотря на высокую остроту зрения, лишает их возможности читать и ходить без посторонней помощи. Вследствие этого такие больные также должны быть отнесены к слепым. В практических целях зрение от свето-ощущения до 0,04 включительно у его обладателей называют остаточным для того, чтобы отличить эту группу слепых от тех, у кого оно равно нулю. Остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им при выполнении работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые лица с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное крупным шрифтом на близком расстоянии, поэтому их целесообразно обучать чтению как слепых, давать им соответствующую профессиональную подготовку. К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также некоторых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.
Слепота — одна из важных социальных проблем. Распространенность слепоты среди населения достигает 1 %. В мире насчитывается не менее 20 млн слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всерос-
сийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн человек имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. остроту зрения 0,1, или неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272801 человек, из них 220956 — тотально слепые.
В числе причин, способствующих росту инвалидности по зрению, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.
Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не является неизменным, оно может ухудшаться. Под влиянием ношения очков, разумной тренировки и лечения зрение может и улучшиться. Встречающиеся дефекты зрения могут быть разделены на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует относить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует относить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.
Возраст возникновения нарушения зрения и его характер определяет степень ограничения жизнедеятельности. К основным категориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать людей и объекты, соблюдать личную безопасность. У поздно ослепших в результате нарушения центральной нервной системы возникают сложности с пространственной ориентировкой в понимании исходного положения рук и ног, положения тела, места положения в пространстве, направления движений и т.д. Снижаются способности к самообслуживанию, участию в домашних и общественных делах.
Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Резкое сокращение объема информации, особенно у ребенка, может привести к дефектам интеллектуального развития, ограничить или лишить возможности в получении образования, в обучении умению адекватно вести себя в социуме.
Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизнедеятельности встречается со множеством трудностей: низкими возможностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельно-
сти обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничениями социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотех-ническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособлениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сфероприз-матическими очками, гиперокулярами, увеличивающими приставками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методическая литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зрению; не хватает специалистов-реабилитологов.
Глубокое нарушение зрения или полная его потеря неминуемо влекут за собой трудности в общении. Нередко эти проблемы еще больше осложняются, когда у зрячих имеет место неадекватная оценка возможностей незрячих, предвзятое к ним отношение. Это провоцирует возникновение у незрячего ряда специфических социально-психологических установок — на избегание зрячих, сужение круга общения, видов досуговых мероприятий, занятий культурой и спортом, иждивенческое настроение.
Для обучения в обычных учебных заведениях незрячим приходится преодолевать большие трудности. Это связано с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами. Нередко слепые не имеют возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома, а также по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить. К 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось всего 1619 незрячих студентов высших и средних специальных учебных заведений.
В настоящее время государство направляет свои усилия на создание такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образовании, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законодательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксированы в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение незрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считаются их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной
защиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде всего, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обучения, на улучшение материального положения инвалидов и их семей. Это выражается в укреплении сети реабилитационных центров и специализированных учебных заведений и предприятий, увеличении материальных дотаций и расширении социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью, по уплате налогов и других привилегиях. Все эти меры направлены на предоставление как можно большей самостоятельности незрячим и слабовидящим.
Инвалиды по зрению имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.
В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В связи с этим важны обеспечение инвалидов собакой-проводником, тростью, звуковыми очками, установка на переходах звуковых светофоров.
При организации работы социальных служб с инвалидами по зрению необходимо учитывать, что они имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. Важна реализация прав слепых на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству, обеспечение занятости, создание специальных условий труда на производстве, установление квот и специальных рабочих мест для приема на работу.
Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощные из них — Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Работники интеллектуального труда). РИТ играет большую роль в помощи по трудоустройству дипломированных специалистов, имеющих инвалидность по зрению, а также по обучению на компьютерных курсах. Для обеспечения возможности незрячему или слабовидящему работать на компьютере применяются различные звуковые программы, брайлевская строка, экраны, увеличивающие изображение. Проводятся обмен учащимися с зарубежными учебными заведениями, организация льготных или бесплатных би-
летов на различные мероприятия в сфере культуры, досуга и отдыха.
История ВОС показывает, что незрячие люди всегда трудились отдельно от общества (артели, учебно-производственные предприятия (УПП)). В начале 1990-х гг. на УПП в связи с рыночной экономикой объем производства резко сократился. Это привело к резкому ухудшению финансового положения предприятий, некоторые и вовсе прекратили свое существование. Труд незрячих — низкооплачиваемый, хотя является тяжелым и однообразным (сбор деталей для автомобильной промышленности, изготовление розеток, переключателей, шнуров, скоросшивателей, металлических крышек и т.д.). Испытывая сложности с трудоустройством, незрячие люди вынуждены поступать на такое производство, чтобы хотя бы минимально обеспечить себя и свою семью.
Многие годы вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях ВОС и в территориальных первичных организациях (ТПО). В данный период времени эти предприятия и ТПО не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты ТПО могут оказать человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку, дать понимание того, что в такой сложной ситуации он неоди-нок, что десятки тысяч таких людей, как и он, преодолели этот недуг, ведут активный образ жизни, работают, воспитывают своих детей и т.д.
В последние годы для слепых появились реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых — Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация:
— медицинская — направлена на восстановление зрительной
функции, профилактику остаточного зрения;
— медико-социальная — комплекс лечебно-оздоровительных,
культурно-оздоровительных мероприятий;
— социальная — комплекс мер, направленных на создание и
обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос
становление утраченных общественных связей; на восстановле
ние и формирование элементарных навыков самообслуживания,
ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис
теме Брайля;
— психологическая — психологическое восстановление лично
сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло
виях слепоты;
— педагогическая — обучение и воспитание;
— профессиональная — профессиональная ориентировка, про
фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с
состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;
— разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе
чение ими слепых.
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза — гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.
Занятия танцами имеют и психотерапевтическую направленность. Прежде всего, это — эмоциональное восприятие себя в новом качестве и в итоге уважение к себе как к личности. Кроме того, одна из задач танцевальных занятий — включение инвалидов по зрению в межличностное общение, создание атмосферы психологического комфорта и моральной раскрепощенности. Занятия служат отличным средством снятия агрессивности и озлобленности на себя и окружающий мир.
Умение общаться — это большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей. Общение дает знание, радость от контактов, полноту чувств, душевный комфорт и ощущение своей социальной полноценности. Преодоление робости, стеснительности, неуверенности в себе достигается через общение. Танцевальные занятия в этом случае выступают как одна из форм общения. Занятия помогают значительно быстрее преодолеть состояние депрессии, которое возникает после потери зрения, сориентироваться на восстановление социальных контактов, и впоследствии благополучно складывающиеся отношения с окру-
жающими в значительной мере определяют отношение незрячего к самому себе, т.е. принятие себя в новом качестве ориентирует на активную деятельность. Качества, приобретаемые во время обучения танцам, такие как внимательное отношение к себе и к другим людям, уверенность, взаимовежливость, красивые манеры и др., не исчезают, они накладывают свой отпечаток на характер человека, переносятся в его бытовую жизнь. Таким образом, наряду с другими психотерапевтическими приемами решаются вопросы психологической реабилитации.
Решающий момент в психологической реабилитации — восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
В педагогическом процессе особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может — испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентировки и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться немаловажное значение имеют в труде, учебе и других сферах деятельности.
Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собственного дела. Набор специальностей и ремесел определяется доступностью для незрячих, общественным спросом на эти специальности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению. Профессиональное обучение проводится по следующим направ-
лениям: художественные ремесла (вязание, макраме, резьба по дереву, лозоплетение), автодело, птицеводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство, сапожное дело, переплетное дело, швейные работы, машинопись, массаж, электромонтажные и механосборочные работы и пр.
Для достижения эффективности реабилитации важна организация работы с ближайшим окружением незрячего (родители, муж, жена, дети и др.). Это объясняется низкой психологической культурой населения, недостаточной информированностью и недостаточным знанием основ семейной жизни. Работа с родными и близкими должна проводиться по следующим направлениям: пси-хокоррекционному, информационно-просветительскому, информационно-практическому.
Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологическую помощь при решении внутрисемейных проблем; формирование адекватного отношения родных и близких к незрячему члену семьи, к проблемам слепоты и инвалидности; формирование положительной мотивации на необходимость проведения с незрячим реабилитационной работы, что в целом способствует восстановлению семейного и личностного статуса незрячего. Проводимое комплексное обследование позволяет выявить в каждом конкретном случае наличие сугубо индивидуальных проявлений внутрисемейных затруднений. Изучение структуры семьи, ее уклада, специфических факторов, определяющих взаимоотношения в семье незрячего, позволяет получить достаточно полную информацию о данной семье и выстроить определенный план-схему предполагаемой коррекционной работы.
Большое значение для инвалидов и их родных имеет возможность получения информации о существующих реабилитационных центрах и других видах социальной помощи. Информационно-просветительское направление предусматривает получение родными и близкими инвалида по зрению наиболее полной информации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвалидов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, возможностях рационального трудоустройства, обучения в различных учебных заведениях и о многом другом. Все это уже само по себе способствует созданию в семье нормального психологического микроклимата.
Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопровождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими средствами по пространственному ориентированию, с рельефно-точечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом
обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и способами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зрительного контроля или его отсутствия.
Основная задача данного направления работы — приобрести в лице родственников грамотных и активных помощников в период приспособления ослепшего к утрате зрения. Необходимо также проведение работы с социальным окружением слепого по его месту жительства. Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результатам его реабилитации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие нарушения жизнедеятельности связаны с дефектами зрения?
2. Каковы основные задачи реабилитации незрячих?
3. Какова роль ВОС и реабилитационных центров в реабилитации ин
валидов по зрению?
Литература
1.Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про
странстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих
детей: Метод, рекомендации. — Уфа, 1996.
2. Ермаков В., Якунин Г. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. — М., 1995.
3. Конверс Э. К. Ориентировка в пространстве и восстановление физи
ческого здоровья слепых. — СПб., 1993.
4. Смирнова Н. В. Работа с родственниками недавно ослепших взрос
лых: Методические рекомендации местного правления и ТПО ВОС //
ВОС. — М., 1991.
5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М.,
2002.