Как называется речь нескольких людей
люди, что такое монолог, диалог и на «п» еще какой-то термин, с этим связынный?
Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Виды речи: монолог и диалог (полилог).
Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монолог:
разговор одного человека
Однажды Катя Приехала в деревню..
Не представляешь как она была рада
Какая там жарища..
Купаешься сколько душе угодно
Русский язык
План урока:
Что такое диалог
Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.
Смысловое чтение текста 1
— Здравствуйте. Чем могу помочь?
— Я бы хотел заказать цветы.
— Какие цветы вам больше всего нравятся?
— У вас есть красные розы?
— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?
— 11, у моей мамы день рождение сегодня!
— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.
— Когда доставить букет вашей маме?
— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.
— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.
— Спасибо, до свидания.
Вопросы
А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?
Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!
Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»
Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.
Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».
Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.
— Мамочка, поможешь мне решить пример?
— Ты должна разобраться во всем сама.
— Тогда объясни, как это делать.
— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.
— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?
— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.
— Все верно, отличная работа!
— Я смогу решить остальные примеры сама!
В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.
А теперь отправляемся дальше.
Виды диалога
Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!
Прочтите надписи на цветах.
Как мы видим, в русском языке три вида диалога
— Мы приняли решение о введении нового закона.
— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.
— Маша, твоя кофта слишком яркая!
— Такой цвет не подходит для школы.
— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.
— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!
— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.
— О, ты также красива как и умна?
— Ах, вы мне правду ль говорите?
Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!
Исторические факты
Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.
А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.
На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.
Диалог и стили речи
Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.
Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.
В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:
Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.
Например
— Ты винду переустановил?
— Не, программа глючить перестала.
— Смени антивирусник и все будет окей!
Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.
В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.
Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.
О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.
Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?
— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?
— Неа, я в игре классную играл, не успел…
— И что теперь делать будем?
— А давай у нашей Машки попросим?
— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.
— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!
— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!
— И ты мне не дашь списать?
— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!
Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.
Диалог и монолог
Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?
Ребята, внимательно прочите текст!
Текст
Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.
Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).
Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?
Монолог – это речь одного человека.
Задание
Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.
Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!
Как оформить диалог на письме?
Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.
Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».
В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.
Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!
В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:
Задание
Расставь знаки препинания в конце этих реплик.
— Дай списать скорее
— Что ты, не дам, делай сам
В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?
Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.
Выводы
Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.
Разновидности речи.
Оглавление
1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.
Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Словари
1. Речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).
МОНОЛО́Г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
Форма речи, развернутое высказывание одного лица.
От французского monologue (← греч. monologos ← monos ‘один’, ‘единый’, ‘единственный’ и logos ‘слово’, ‘речь’).
1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя.
2. Часть драматического произведения, представляющая собой такую речь какого-л. действующего лица. Выучить монологи Чацкого. Слушать м. Отелло.
Пространная речь действующего лица в драматическом, а также других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю.
[Дмитревский] стал посреди комнаты и проговорил наизусть почти до половины монолог Отелло. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин.
Речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.
Беседа стала длинным монологом, и сидевшим за столом разрешалось лишь задавать вопросы и односложно отвечать «да» или «нет». Саянов, Небо и земля.
Литературные направления и стили. М., 1976 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
Ср. Алымов уехал веселый и вдохновенный насквозь своим монологом.
Ср. Расчетливый актер приберегает силы,
Чтоб кончить с пафосом последний монолог,
Я тоже роль сыграл, но на краю могилы
Я не хочу, чтоб мне рукоплескал раек.
Надсон. Последнее письмо.
моноло́г (неправильно моно́лог).
Речевые типы М. (повествование, описание, рассуждение) связаны с его функциями (рассказ о событии, исповедь, рассуждение на волнующую автора тему и т.д.). Тип речи во многом определяет логико-семантические, композиционно-структурные, лексико-грамматические особенности М. (см. Функционально-смысловые типы речи).
моноло́г, моноло́ги, моноло́га, моноло́гов, моноло́гу, моноло́гам, моноло́гом, моноло́гами, моноло́ге, моноло́гах
Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Речь — это.
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Виды речи
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
По типу используемых средств общения
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.
Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.
Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.
Виды речи по признаку прерывности-непрерывности
Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.
По типу социальных процессов
В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:
Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.
Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
Язык и речь
Язык и речь — два эти феномена тесно связаны между собой.
Под языком мы понимаем средство общения. Это комплексная система знаков, которая понятна каждому носителю. Речь – её непосредственная реализация, конкретное использование языковых средств для передачи мыслей. Подробнее о языке можно почитать здесь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.
Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.
Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.
Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.