Как называется рисование на воде
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Анна Костылева
Мастер-класс — нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного
творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.
Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».
Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые
школы по обучению технике рисования Эбру.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:
развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Она помогает решить следующие задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;
2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;
3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;
4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
И в результате:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
2. Находят не стандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
В начале, я расскажу, как работать в этой технике
шаг 1.
Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.
Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.
2 шаг.
Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.
3 шаг.
[/b] Подготовка ИЗО материала
Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.
4 шаг.
[/b] Рисование в этой технике
Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).
Перенос рисунка на бумагу
Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.
Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
Вывод
С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.
Спасибо за внимание!
Городской фестиваль «Зимние узоры» Каждый год в нашем городе проходит городской фестиваль детского творчества «Зимние узоры», в котором принимают участие детские коллективы.
Нетрадиционные техники рисования в работах малышей 1 младшей группы «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных.
Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности
Эбру — это удивительное искусство! Оно требует ловкости, навыка, точности действий. Это совсем не синоним мраморирования, как многие думают. И это не просто хаотичные разводы на воде — это упорядоченные и точные действия художника. И чем выше квалификация, тем тоньше и детальнее рисунок, тем четче линии, силуэты, пятна.
Эбру в России воспринимается как медитация, как некий приятный процесс разбрызгивания красок, доступный любому и в любом возрасте. И отчасти это так и есть. Но лишь отчасти.
Как-то мой учитель в Стамбуле мне сказал — «В России нет Эбру, там есть мраморирование». И мне стало грустно, что мы, имея интерес к этому удивительному виду турецкого творчества, совершенно не вникаем в подробности. А ведь этому танцу красок на воде нужно учиться. Иначе это все равно, как поливать холст краской из ведра.
Аутентичное эбру — это перенос рисунка на бумагу. Натуральные краски, загустители, кисти с черенками из розовых стеблей и конского волоса. Это прекрасный и старинный ритуал общения с водой в терминах «вода устала, ей нужно отдохнуть». Эбру завораживает.
Говоря о точности рисунка я вполне буквальна. Эбру имеет классическое деление на типы и стили рисунков. И каждый имеет свою технологию и описание. Проходят выставки эбру в Турции. Художники тесно общаются. И это душевное сообщество!
Батал-эбру
Первым, базовым и моим любимым стилем исполнения рисунка является Батал-эбру. С него начинают обычно обучение мастерству, этот стиль используется и самостоятельно и в качестве фона для рисования цветов. Он может быть невероятно выразительным и ярким! Основной сложностью является равномерность распределения пятен краски по поверхности воды. Чтобы с одной стороны пятна были соразмерны друг-другу, а с другой — не выстраивались в жесткую симметрию, но хорошо читались при этом.
Вот несколько ярких и качественных примеров этого стиля (художник Fatih Yesil):
Шаль-эбру
Другим моим любимым стилем является шаль-эбру. Это очень красивый стиль, узор при котором напоминает перья райских птиц с невероятными переливами. Или крылья бабочек. Название вполне буквально. Узор напоминает анатолийские платки и отсюда имя «шаль» (художник Fatih Yesil):
Сочетание шаль-эбру с гребенчатым дает просто невозможную красоту!
Гребенчатое эбру
Создается, как следует из названия, с помощью специальных гребенок. Вариантов может быть просто невообразимое количество!
Даже эти фоновые работы очевидно точны в своем рисунке. Это не просто хаос пятен — это узор, ритм, это танец красок! Это действительно красиво и хочется повторить за мастером. Эбру требует навыка — это я сразу прочувствовала на собственной шкуре 🙂 Мое умение рисовать, конечно, помогло мне с точностью и пониманием жанра. Но, поверьте, даже попасть нужным количеством краски в нужное и определенное место на поверхности воды — задача ой какая хитрая 🙂 Важным оказывается все — от плотности раствора, до качества и способа разведения краски. От силы удара, до длины черенка и ворса кисточки.
Одно радует, даже обладая просто желанием попробовать — обретаешь дивную медитацию. Результат становится уже не так важен — настолько поглощает процесс 🙂
Разновидностей стилей и техник еще есть не мало. Но о них поговорим уже в следующих публикациях 🙂
Техника рисования «Эбру» детям для дома и в детском саду
В наше время все большую популярность набирают нетрадиционные техники рисования. В чем их преимущество? Использование разных материалов, красок, предметов быта и нестандартных приемов позволяет создавать оригинальные работы, даже при отсутствии художественных навыков.
А атмосфера непринужденности и раскованности, возможность выразить свои эмоции, радость и удовольствие, полученные от таких занятий, снимают страх перед процессом рисования. Поэтому нетрадиционные техники интересны детям и дают отличный результат.
Яркий пример-это техника рисования Эбру. Причем яркий — в прямом смысле.
Так что же это такое «Техника рисования Эбру для дошкольников»?
Эбру-особенная техника рисования, т.к. работа происходит красками не на бумаге, а на воде. Конечно, вода не обычная, а специально приготовленная, но факт остается фактом. Вода должна быть вязкой, чтобы краски не тонули и не растворялись в ней. За счет разной плотности используемых жидкостей и строится процесс рисования: жидкие краски держаться на поверхности основы, позволяя при этом проводить с ними различные манипуляции.
Рисование водой для детей (так называют иногда эту технику, т.к по сути происходит нанесение одной жидкости на поверхность другой) — это захватывающий процесс создания неповторимых узоров. При этом хороший способ воспитания творческих навыков, улучшения цветовосприятия, развития мелкой моторики рук при минимальном напряжении малышей.
Обратите внимание! В целом, сам процесс не сложен, поэтому в ДОУ эта техника применима к детям любого года рождения.
История происхождения
История рисования Эбру уходит в прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя определить точно, кто изобрел этот стиль. Еще в 12 веке в Японии монахи занимались искусством «cуминагаши» (плавающие чернила), рисовали неповторимые узоры на рисовой бумаге.
Но официально Эбру признали турецкой техникой, т.к. первое древнейшее произведение, датированное 1554 годом, находится в Турции. Турецкие мастера были очень искусны и создавали не только абстракции, но и более сложные композиции. Само слово «Эбру» переводиться как «воздушные облака» и наиболее точно передает суть рисунка.
Возможно ли Эбру рисование в домашних условиях для детей?
Ведь это необычный способ позволяет занять маленького непоседу на довольно продолжительное время.
Несмотря на сложное название и описание для домашних занятий есть более упрощенный вариант. Дома прекрасно подходит такая основа, как молоко, 2,5 % жирности. Молоко наливается в посуду, кисточку с краской опускается в молоко. Краска стекает и образует вокруг кисточки пятно нужного размера (так же можно капнуть краску из обычной аптечной пипетки). И так несколько раз.
Затем берется палочка (зубочистку, палочку от суши, спичку) и рисуются разные линии, узоры и т.п. На этой стадии уже можно остановиться, т.к процесс сам по себе увлекателен.
Обратите внимание! Но есть интересное дополнение: кончик ватной палочки смачивается жидкостью для мытья посуды и окунается в центр тарелки/тары, на 2-3 мм в глубину.
Нарисованное изображение тут же начинает меняться. Остается только наблюдать и удивляться!
Что понадобится для рисунка на воде – материалы
Традиционный рисунок в технике Эбру требует более тщательной подготовки.
Для создания вязкой основы, воду нужно загустить. Для этого в ней нужно растворить загустители. В специальных магазинах продаются разнообразные загустители: натуральные или синтетические, жидкие или порошкообразные, отечественные и импортные.
Для работы на первоначальных этапах основу можно приготовить самостоятельно. На просторах интернета найдется даже несколько вариантов:
Важно! Клейстер должен быть средней консистенции, т.к краски будут растворяться в более жидком варианте, причем не сразу, а через некоторое время и работа будет испорчена на стадии завершения!
Так же используют желирующие вещества — желатин и агар-агар. Из них готовится негустое желе.
Также имеется в продаже. Она изготовлена на основе натуральных пигментов, воды и желчи. Специальная краска довольно жидкая, хорошо растекающаяся, практически подкрашенная вода.
В условиях работы в детском саду удобнее использовать акриловую краску или разведенную гуашь.
3. Емкость для основы.
Это может быть любая глубокая посуда, лучше всего подходит прямоугольный контейнер. Самый простой и бюджетный вариант — одноразовая тарелка.
4. Инструменты для создания рисунка.
Инструменты: кисти, расчески, гребни, зубочистки и т.п.
Кисти могут иметь разную толщину, в зависимости от вашей задумки. Детям в садике лучше раздать толстые кисточки: ими будет удобнее наносить капли, а обратным концом кисти делать разводы краски.
Гребешки и расчески должны подходить к размеру поддона, на котором вы будете работать, а точнее, должны быть меньше. С помощью расчески можно создать неповторимые узоры в виде чешуи. Рисунок «чешуйчатые» узоры.
Дополнительная информация! Если разделить (поломать) расческу на несколько частей — получится подходящий инструмент, вернее, несколько инструментов.
Заостренные предметы (зубочистки, палочки от суши, спицы) лучше прорисовывают мелкие детали.
Важно! Острые предметы используются только под наблюдением взрослых!
5. Бумага для переноса рисунка.
Подойдет любая не слишком плотная. В продаже есть специальная грунтовая бумага.
Техника рисования Эбру в детском саду включает следующие этапы работы.
Подготовка жидкости
Готовая клейкая основа разливается по тарам.
Обратите внимание! Если появились пузырьки, на поверхность кладется ненужный лист бумаги и через 20-30 секунд аккуратно стягивается через бортик на себя.
Батал-эбру-рисунок из капель
Краски разбавляются водой до нужного жидкого состояния и разливаются их по небольшим стаканчикам.
Создание рабочего фона
Краска набирается на кисточку и разбрызгивается по поверхности. Разбрызгивание: легкое встряхивание кисти или постукивание по ребру левой ладони.
Эти первые капли могут раствориться, но затем они будут держать на поверхности остальную краску, из которой непосредственно создается узор.
Фон наносится одним цветом или 2-3, не больше.
Шаль-эбру — «чешуйчатый» узор
Создание фона выделяют в отдельные стили, которые даже имеют свои названия:
Нанесение основного рисунка
Основная задача — это создание на поверхности воды кругов, и затем создание из них узоров.
Кисть обмакивается в краску и несколько капель капаются на воду. При этом они расплываются, меняя свои очертания.
Далее начинается творческий процесс. Несколько основных направлений дальнейшей работы:
Перенос рисунка на бумагу
Законченное изображение переносится на бумагу. Для этого прикладывается лист бумаги на поверхность. Время ожидания 10-15 секунд (до 10 минут). Если использовалась гуашь, то время лучше увеличить (рисунок будет ярче). В некоторых случаях края бумаги сами начнут подниматься. Лист аккуратно вынимается и откладывается досыхать. Желательно подкладывание мягкого коврика.
Дополнительная информация! После создания рисунка жидкость может использоваться еще не один раз. Для повторного использования остатки краски удаляются из основы: так же кладется на воду лист, и вся оставшаяся краска впитывается. Теперь на новых рисунках не будут опечатываться следы предыдущих.
Проведение радиусных линий
Секреты рисования на дереве, ткани и других материалах
После освоения техники Эбру на бумаге, возможно создание картин на других материалах, а точнее, на декоративных изделиях их других материалов.
Алгоритм аналогичен, но существуют некоторые особенности.
Ткань. Необходимо учитывать, что требуется помощь в опускании и поднимании ткани.
Дерево. Подходит для Эбру. Окрашиваемое изделие равномерно поворачивается для покрытия его со всех сторон. Для работы необходимы перчатки.
Стекло. Сложный материал, непористый, краска не впитывается. Хороший результат достигается только при использовании специализированных материалов и красок.
Занятия в детском саду
Рисование в технике Эбру в детском саду в учебных классах или группах возможно при поэтапном планировании занятий с учетом возрастных особенностей детей и тщательной подготовке материалов.
Обратите внимание! Перед тем, как приступить к самому процессу, проводится предварительная работа.
Дополнительный стимул — просмотр презентации на планшете или ПК с выводом на интерактивную доску на тему Эбру, а именно, просмотр образцов узоров.
Создается проблемная ситуация, с апробацией разных предложенных способов рисования таких картин.
Так же можно организовать на первых занятиях знакомство с техникой, как экспериментальную деятельность-живопись на молоке.
Обратите внимание! Детям старшего дошкольного возраста, кроме создания фона, ставится задача создания узора на этом фоне, т.е отрабатывается многослойность рисунка.
И, наконец, пиком всей работы становиться перенос Эбру на другие материалы: ткань, дерево, керамику. Как вариант усложненной основы из бумаги — папье-маше.
Эбру рисование на воде в домашних условиях для детей — это масса новых незабываемых впечатлений. И что не менее важно, возможность получить эстетическое удовольствие, независимо от уровня художественных навыков.