Как называется шляпа капитана корабля
Как называется головной убор моряка, 10 букв, кроссворд?
Как называется головной убор моряка, 10 букв, кроссворд?
Тому, кто хоть раз видел моряка (хотя бы в кино), сложно понять логику авторов подобных «кроссвордных» вопросов. Бескозырка не подходит?
Ладно словари, но сайт по продаже морской одежды на своих 12 страницах не предлагает других головных уборов на 10 букв.
После авторской подсказки (почему-то с вопросительным знаком) в памяти всплыло забытое слово «зюйдвестка». Да, не каждый день ее встретишь, но на рыболовецких судах ей цены нет. Впрочем, не только на них.
Тем не менее, морская шляпа такая есть. Букв 10. Для кроссворда подходит, как бы мне не хотелось вписать в него бескозырку.
Ранняя корона византийского императора представляла венок из лавровых веток (как в Древней Греции и Древнем Риме). Затем венок заменил неширокий золотой обруч а позже это был более широкий золотой обруч, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Начиная с XII века над золотым обручем стали крепить две золотые дужки (крестообразно), посредине которых крепился Крест. Обруч надевался на тканевую шапочку на голове императора. Головной убор украшали драгоценными камнями и жемчугом. С двух сторон обруча (на висках) спускались нити жемчуга и драгоценных камней.
Ответ: головной убор византийских императоров – СТЕММА (лат. stemmata – венок из ветвей)
Этот головной убор называется ТОК. Он плотно обхватывает голову, имеет низкую посадку, может быть в форме «таблетки». Головной убор Ток может быть пошит из кожи, фетра и других материалов, можно его украсить различными дополнениями, горизонтальными строчками.
Традиционный головной убор перуанцев считается символом страны наравне с пончо и представляет из себя шапку с наушниками (и без наушников), связанный спицами плотной вязкой из шерсти альпаки или ламы (иногда добавляют овечью шерсть), яркого цвета, обычно с орнаментом.
По традиции первое чульо для сына вяжет отец.
Как называется шляпа моряков. Почему моряки носят бескозырку. Ленты на бескозырках
Всем привычен образ бравого моряка, который носит тельняшку и бескозырку. Однако почему матросский головной убор выглядит именно так? Многие люди задаются этим вопросом, ведь армейские и прочие головные уборы существенно отличаются от морских. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратить внимание на историю, сообщает портал Сенсационные Новости со ссылкой на kipmu.ru.
Флотские головные уборы прошли через длительную эволюцию, прежде чем предстали перед нами в своем современном виде. Изначально они выглядели совершенно иначе, и уже затем были адаптированы под потребности моряков. Обо всех этих аспектах стоит поговорить подробнее.
Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант
Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.
А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.
Из истории возникновения бескозырки
Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка. Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.
Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг
В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор – кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.
Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века
Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.В начале девятнадцатого века появилась фуражка.
В войсковых соединениях были специальные люди – фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.
Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.
Головной убор моряка в историческом прошлом
Кивер моряка
Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.
Гренадерская шапка
Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.
А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.
Первые бескозырки в их привычном виде
Первая бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.
Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.
Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.
Фуражка и бескозырка
Фуражка царских времен
Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.
История возникновения ленточки
Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.
Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви.
Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли.
Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».
В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.
В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.
Лента на морских бескозырках
Лента бескозырки
Далее на морских фуражках появилась лента – эта традиция повелась от средиземноморских рыбаков, которым жены и близкие давали с собой перед выходом в море ленты, на которых вышивались молитвы, пожелания. Считалось, что такие вещи играют роль оберега. Ленты на головных уборах в рамках российского флота начали появляться в 1857 году и позднее, у англичан они появились ранее, в 1806 году, и возможно, что обычай был скопирован именно от них. Изначально это была неформальная часть флотского костюма, однако лента играла значительную практическую роль.
Интересно: Почему на свадьбах кричат «Горько!»? Причины, описание, фото и видео
При ветре можно было привязать ею фуражку, чтобы головной убор не сдуло. Ленты начали использовать еще на шляпах, затем они перекочевали и на фуражки, откуда перешли на бескозырки как практически важный элемент.
Названия кораблей на ленточках
Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы.
В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства.
Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
Основные детали
Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.
Морская форма выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.
К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.
Символ морского братства
Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах. После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте.
Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей. Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.
Фуражка морская: немного истории
Итак, подробнее. Фуражка морская — идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.
А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.
Обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков
Каждый мужчина, особенно тот, кто служил, согласится, что военная одежда считается залогом высокой боеспособности военных сил. В России военная форма всегда отвечает всем необходимым требованиям: она надежна, удобна и выполняет все свои основные функции. Сегодня в России военной формой экипирован каждый боец военных сил. Все-таки обмундирование – это один из важных моментов службы.
Рассмотрим повседневную и парадную форму моряков ВМФ, какая она бывает, какие есть правила ношения, история создания, достоинства и недостатки.
История флотского платья
История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.
С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.
Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.
Военная форма ВМФ
Несмотря на различные задачи, каждое из этих подразделений при ношении формы руководствуются положениями приказа МО России № 300 «Об утверждении правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в вооруженных силах российской федерации и порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в вооруженных силах российской федерации (с изменениями на 7 февраля 2017 года)».
Условно военную форму ВМФ можно поделить на группы:
Костюм матроса
Матрос — это начальное воинское звание на флоте и соответствует званию «рядовой» на суше. Повседневная форма моряка, именуемая также матросской робой или платьем, это рабочая одежда для всех от матроса до главного корабельного старшины. В ее комплект входит рубаха (китель) брюки, воротник, безкозырная фуражка и туфли.
Рубаха за сто лет своего существования в своем обличии особых изменений не приобрела. Спина и перед без швов, с широким воротником.
Поверх рубахи разрешается надевать бушлат, пальто или шинель.В синей рубахе появляться на палубе запрещено, так как она одевается только при работе в машинном отделении и трюме.
Брюки матроса темно-синего цвета свой внешний вид не меняли с петровский времен. Модель поясного ремня незначительно поменялась со времен СССР и теперь на его бляхе находится эмблема ВМФ России, но без якоря со звездой.
Матросский воротник одевается сверху рубахи, а три полосы на нем нанесены в честь великих побед русского флота при мысе Гангут, в Чесменском и Синопском сражениях.
Головные уборы на флоте представлены в таблице.
Внешний вид | Название | Описание |
Бескозырка | Бескозырная фуражка, на которой прикреплена лента с надписью ВМФ и название корабля, а на тулье расположена кокарда в виде якоря золотистого цвета. | |
Берет | Берет черного цвета из шерсти и с золотистой кокардой с изображением якоря. | |
Пилотка | Пилотка черного цвета с двумя вставками белого цвета и золотистой кокардой. |
Кроме этих элементов одежды у каждого моряка есть тельняшка, перчатки и шапка-ушанка.
Наиболее известная морская обувь — это корабельные ботинки и юфтевые туфли (на флоте их зовут «прогары» с кожаной или «гады» с резиновой подошвами), которые пришли на смену сапогам еще в послереволюционный период. По имеющимся сведениям, они изготовлены из кожи кенгуру и ввиду наличия резинки со временем становятся очень неудобными.
В связи с проводимой реформой в армии России и сменой облика на смену этим ботинкам пришли современные на вид кожаные лакированные ботинки на шнурках от БТК-групп.
Разумеется, в зависимости от погодных условий моряки на корабле могут носить и кирзовые сапоги и сандали.
Повседневная форма
Для мичманов и офицеров к ежедневному ношению предназначены следующие элементы одежды:
Далее представлены образцы ношения военной формы моряков, независимо от того, подводники они или солдаты морской пехоты (начиная от капитана первого ранга).
Парадная форма
При участии военнослужащих в торжественных мероприятиях, парадах и других воинских ритуалах необходимо одевать парадную форму одежды, образцы ношения которой представлены ниже.
Повседневная форма одежды офицеров и мичманов
Военная повседневная форма, предназначенная для офицеров и мичманов, включает в себя: черную или белую шерстяную фуражку, тужурку из того же материала, черное пальто, кремовую рубашку, черный же галстук с золотого цвета закрепкой, кашне, черные брюки, поясной ремень, перчатки и полусапоги, полуботинки или ботинки в качестве обуви. Также позволено включать в повседневный комплект черную пилотку, шерстяной свитер той же расцветки, демисезонную куртку или плащ и китель из синей шерсти.
Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).
Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.
Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.
Парадная форма для старшин и матросов ВМС
Обязательными предметами одежды является полосатая тельняшка (форма контрактника предусматривает ношение кремовой рубашки с галстуком), шерстяные черные брюки и черный же поясной ремень. Головным убором может служить белая (летняя) фуражка-бескозырка или же черная шерстяная, или же меховая шапка-ушанка (зимний вариант). Для контрактника также предназначена белая либо черная фуражка. Имеется также белая форменка (для контрактника – тужурка из черной шерсти), или же синяя фланелевка. В составе формы имеется шерстяное черное пальто (на которых также носятся погончики, равно как и на тужурках, бушлатах, фланелевках и форменках), кашне и перчатки. Также разрешено ношение бушлата. Обувь – ботинки/полуботинки, полусапоги.
Правила хранения и ухода за спецодеждой
Правила ношения формы служащих ВМФ, установленные в 1959 году, строго определяют, что униформа должна быть в безупречном состоянии. Это значит, что костюмы вовремя стираются, подшиваются. Если какая-то часть износилась – ее меняют на новую деталь.
Форма должна быть чисто выстирана и хорошо отглажена. Это касается любого вида одежды и любого звания ВМФ. Старшие по званию должны следить за коллегами, указывая на недостатки стирки или подшивания.