Как называется штука для скрипки
Строение скрипки
Скрипка представляет собой деревянный полый смычковый инструмент с четырьмя струнами. Строение скрипки сложное, и помимо основных частей, корпуса и грифа, устройство скрипки включает множество деталей, без которых музыкант не мог бы извлекать звук.
Корпус скрипки
Корпус скрипки состоит из передней и задней частей (дек) и боковин, которые изготавливаются отдельно.
Для задней части скрипки, называемой нижней декой, используют цельный, либо склеенный кусок древесины, чаще всего из дерева клёна.
Верхняя дека изготавливается из резонансной ели – материала, который лучше всего проводит вибрации струн корпусу. Верхняя дека имеет два выреза в виде буквы f. Такие вырезы еще называют эфами, и они служат для дополнительного усиления акустических качеств корпуса. Кроме того, под верхней декой крепится специальная деревянная подставка, называемая пружиной. Она располагается под струной Соль, под ножкой подставки. Пружина усиливает конструкцию корпуса и улучшает его акустические качества.
Боковины скрипки, называемые обечайкой, изготавливают из клёна. Чем выше стенка обечайки, тем более объемным становится корпус, что, в свою очередь влияет на тембр инструмента. Чем больше объем корпуса, тем гуще тембр, и наоборот – чем меньше объем, тем более пронзительным будет звучание.
Внутри корпуса также встроена душка – распорка, связывающая верхнюю и нижнюю деку. Расположение душки индивидуально для каждого инструмента – место её положения очень сильно влияет на звучание скрипки, поэтому переставлять её может только мастер.
Кроме того, на корпусе имеются так называемые уголки – по ним музыкант ориентирует расположение смычка при игре.
Струны скрипки крепятся к подгрифку, или струнодержателю. Старинные инструменты имели деревянный струнодержатель, выполненный из твердого черного, либо красного дерева. Современные подгрифки выполняются из пластмасс и из легких металлов. Такие струнодержатели зачастую имеют дополнительный механизм подстройки, похожий на таковой у гитары. С одной стороны, подгрифок имеет отверстия для струн, а с другой – специальную петлю, при помощи которой он крепится к корпусу скрипки.
Пуговка на нижней части инструмента предназначена как раз для крепления подгрифка при помощи петли. Подгрифок фиксируется на ней с одной стороны, а с другой его удерживают натянутые струны.
Струны скрипки приподняты над грифом и корпусом при помощи не закрепленной подставки, выполненной из дерева. Место расположения подставки варьируется и влияет на звучание инструмента, изменяя длину колебания струн.
Гриф скрипки
Гриф скрипки изготавливается из цельного куска твердого дерева, например, палисандра. Гриф имеет накладку, шейку и закрученную головку, на которой установлен колковый механизм.
Накладка грифа выполнена из черного дерева, либо другого плотного дерева. Накладка не имеет ладов, поэтому ноты, извлекаемые скрипачом, требуют точного знания их расположения.
Между грифом и его головкой расположен порожек, который приподнимает и фиксирует струны над грифом.
Головка грифа состоит из колковой коробки и шейки, за которую музыкант держит инструмент.
Колки скрипки имеют интересную клиновидную форму. Они просто вставляются в колковую коробку и не имеют механизма с шестернями, как, например, колковый механизм гитары. Под натяжением струн, клиновидные колки надежно фиксируются на своих местах, но все еще позволяют регулировать строй.
Головка грифа оканчивается декоративным завитком – очень узнаваемой частью скрипки. В этом месте скрипичный мастер демонстрирует все свое умение работы с деревом. Некоторые мастера стилизуют завиток в виде головы льва, либо другой скульптуры.
Струны
Струны раньше делали из натуральных жил, сегодня же их обычно делают из высокоуглеродистой стали или синтетических материалов. Скрипка имеет 4 струны настроенные по квинтам. Первая струна настроена на Ми второй октавы. Вторая – Ля первой октавы, третья – Ре первой октавы, четвертая – Соль малой октавы.
Устройство деталей скрипки и аксессуары
Рассказывая про устройство скрипки, обязательно нужно упомянуть про аксессуары, без которых игра на скрипки будет не возможна. Мы перечислим основные.
Машинка – механическое устройство подстройки струн, встроенное в подгрифок современной скрипки. Машинка сильно облегчает точную подстройку строя и очень полюбилась многим музыкантам.
Сурдина – деревянная или резиновая заглушка, имеющая два или три зубца. Такая сурдинка-гребешок вставляется у основания струн, тем самым не давая им сильно резонировать. Таким образом, скрипка звучит гораздо тише, что очень полезно для новичков, которые не хотят раздражать своих домочадцев громкими звуками. Кроме того, сурдина используется в качестве изобразительного средства в скрипичных ансамблях и оркестрах.
Подбородник – площадка для подбородка музыканта. Имеет несколько положений, которые регулируются из соображений удобства.
Мостик – для более удобного расположения скрипки на ключице был придуман мостик. Это специальная металлическая, пластиковая, либо деревянная площадка, имеющая подушечку с одной стороны и место для крепления скрипки с другой. Машинки, как и скрипки, отличаются по размеру, однако существуют универсальные модели, имеющие раздвижное крепление.
Звукосниматель – для подключения скрипки к звукоусиливающему оборудованию существует специальный пьезозвукосниматель, который крепится внутри, либо снаружи скрипки. Этот звукосниматель считывает колебание струн и преобразует их в электрический сигнал.
Смычок – главный скрипичный аксессуар, именно с помощью него происходит звукоизвлечение. Смычки, как и скрипки, имеют размеры.
Устройство смычка для скрипки
Схема устройства смычка скрипки
Смычок представляет собою деревянную трость, один конец которой имеет головку, а другой – колодку, а между ними натянут конский волос.
Колодка имеет винт, с помощью которого регулируют натяжение волоса.
Волос может быть натуральным конским и искусственным. Его обязательно натирают канифолью перед каждой игрой. Качество волоса и канифоли определяет звучание скрипки. Так, черный конский волос имеет более грубую структуру и иногда применяется на дешевых смычках. Для скрипки более подходящим является белый волос, с его помощью можно извлечь более нежный звук скрипки.
Скрипка
«Королева музыки» – так называют скрипку за ее выразительный, чарующий тембр и особенности звучания. История ее создания насчитывает несколько веков, изысканный вид создает ощущение богемности, а сочный, проникновенный звук становится основным в произведениях великих композиторов классической музыки.
Устройство скрипки
Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.
Корпус
Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.
На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:
Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.
Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.
Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.
Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».
Струны
Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.
История происхождения скрипки
Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.
XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.
Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.
В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.
Техника игры и звукоизвлечения
Игра происходит при помощи смычка, который скрипач держит правой рукой. От того, как он водится, зависит тембр, сила, характер звука. Левой рукой музыкант удерживает инструмент, четыре пальца зажимают струны. Большой палец в аппликатуре не участвует. Зажимая струну, музыкант повышает высоту звука.
Скрипка позволяет использовать в музыке большое количество штрихов, проводя по струнам «волнами» или ударяя по ним коротким ударом смычка, двигаясь им короткими отрывистыми движениями или меняя длину затухания.
Какие бывают скрипки
Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.
По методу изготовления
Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:
Интересный факт: самой дорого признана скрипка работы Гварнери. В 2010 году ее продали за 18 миллионов долларов.
По размеру
С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.
Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).
Отдельного внимания заслуживает альт. Его легко перепутать с «королевой музыки», решив, что это просто большая скрипка, ведь альт отличается от нее размером. Но у «большого брата» отличается и звучание – оно на квинту ниже. Другое и написание партитур, они обозначаются альтовым ключом.
Знаменитые скрипачи
Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.
В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.
Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.
Струнные инструменты: виды, названия
Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.
Скрипка и ее варианты
Струнные инструменты бывают двух видов:
Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.
Главная группа симфонического оркестра
Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:
Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них – скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.
Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.
Антонио Страдивари
В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.
Секреты мастера
Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.
Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.
Особенности звучания
Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.
Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.
Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.
Гиганты смычка
Некоторые музыкальные инструменты струнной группы ставят на специальный шпиль. Это касается виолончели и контрабаса. Они – наиболее крупные инструменты струнной группы. На виолончели играют сидя. Инструмент ставят на пол, располагая его между колен. Виолончель имеет низкий диапазон. Мелодии, написанные для этого инструмента, звучат обычно в басовом регистре. Виолончель имеет очень красивый, нежный и бархатистый тембр (окраску звука).
Контрабас – самый крупный струнный инструмент. В оркестре он часто дублирует партию виолончели. Контрабас практически не развивался в качестве сольного инструмента. Массивность корпуса мешает его подвижности. Играют на контрабасе стоя.
Если звук извлекается щипком
У каждого народа есть свои струнные инструменты. Список их велик. В России скрипку называли гудком, а в Англии и Ирландии – фиддлом. Но чаще всего народные струнные инструменты были не смычковыми, а щипковыми. Звук извлекался с помощью касания пальцев. В культуре многих народов есть инструменты, похожие на арфу. Например, цимбалы или лира.
У каждого народа есть свои щипковые струнные инструменты. Список их выглядит так:
История щипковых инструментов
Играют на них сидя. Инструмент кладут на колени. Струны защипывают пальцами или специальной палочкой. Прообразом таких инструментов был охотничий лук. Первобытные люди, натягивая тетиву, слышали тихий, приятный звук. Его высота была связана с толщиной веревки.
Струнные щипковые инструменты – одни из самых давних. Они были известны еще в Древней Греции. Бог Аполлон на античных скульптурах держит в руках кифару. Позже в средиземноморском регионе получил распространение инструмент под названием бузуки. В Средней Азии его аналог называли зурной. А в США очень популярен инструмент банджо. Он является неизменным атрибутом музыки в стиле кантри.
Струнные щипковые инструменты очень популярны среди специалистов и дилетантов. Играть на них можно научиться самостоятельно. Пожалуй, самым любимым и востребованным инструментом является гитара. Она появилась в Испании. Существует мнение, что гитару в эту страну завезли мавры. Позже инструмент распространился и в других европейских регионах. В Россию гитару привезли итальянцы. Произошло это в XVIII веке.
Классика, джаз и рок
Гитара – музыкальный инструмент, на котором можно исполнить произведения практически всех стилей. Сочинения для нее писали величайшие виртуозы: Андреас Сеговия, Лео Брауэр, Хосе Мария Гальярдо Дель Рей, Пепе Ромеро и многие другие. Эти музыканты создавали произведения в классическом стиле.
Новый этап развития гитары связан с джазом и блюзом. «Король» этого инструмента – Би Би Кинг. Без гитары невозможно представить рок-музыку. В ней используются электрические инструменты.
Лучшие из лучших
Один из наиболее выдающихся гитаристов-виртуозов XX века проявил себя именно в роке. Его имя – Джимми Хендрикс. Как многие джазмены и рокеры, он был самоучкой. Негативную роль в жизни Хендрикса сыграли алкоголь и наркотики.
Выдающийся современный гитарист-виртуоз – Эрик Клэптон. Известными музыкантами являются также:
Один из самых популярных гитаристов ХХ века – Джордж Харрисон из «Битлз». Он играл не только на своем инструменте, но и на индийском ситаре. Его учителем был Рави Шанкар. Ситар – национальный индийский струнно-щипковый инструмент. Харрисон был не только гитаристом-виртуозом, но и талантливым композитором. Он является автором некоторых хитов «Битлз». Харрисон стал кавалером Ордена Британской империи. Его именем названа малая планета.
Музыка под током
Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.
Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле – поддерживать мощную басовую опору.