Как называется система образования в россии
Как называется система образования в россии
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 10. Структура системы образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
1. Система образования включает в себя:
Информация об изменениях:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Ступени образования в РФ
Российская система образования – многоуровневая, предполагающая разные формы и направления получения знаний. В этой статье мы рассмотрим ступени образования в России.
Классификация образования в России
Давайте разберемся, какое бывает образование в России:
Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.
Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.
Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж.
Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения. Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.
Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.
Ступени высшего профессионального образования
Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования. Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).
Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре. Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.
Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.
Подготовка научных кадров
Те, кто намерен заниматься наукой или преподавать в вузах, после получения диплома специалиста или магистра могут продолжить обучение в аспирантуре, параллельно ведя преподавательскую и исследовательскую работу. Обучение в аспирантуре занимает от двух до четырех лет. В профессиях, связанных с искусством, к аспирантуре приравнивается ассистентура, в военных специальностях – адъюнктура.
Обучение в аспирантуре направлено на углубление навыков исследовательской деятельности. За время учебы аспирант должен опубликовать результаты своих научных изысканий и подготовиться к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Она сопоставима со степенью PhD. Уровень кандидата наук дает право претендовать на звание и должность доцента в вузе, а также предполагает возможность продолжить обучение в докторантуре. Это специальное подразделение в некоторых вузах или научно-исследовательских институтах, где кандидаты наук повышают квалификацию и готовятся к получению второй ученой степени – доктора наук.
Структурные особенности
К российской системе образования относятся различные программы, требования и образовательные стандарты, закреплённые на законодательном уровне. Эта структура также включает в себя органы управления (в том числе на муниципальном и федеральном уровне), организации, осуществляющие контроль обеспечения образовательной деятельности, и многочисленные учебные заведения.
Современный воспитательный и обучающий процесс подразделяется на 4 типа. В некоторых таблицах виды образования в РФ представлены тремя видами. Так или иначе, но на текущий момент существует следующая общепринятая классификация:
Гражданин имеет право на обучение на протяжении всей своей жизни (так называемая система непрерывного образования). До нововведений 1996 года дошкольное образование, ныне входящее в обязательную общеобразовательную программу знаний, являлось отдельным пунктом.
Первый уровень
В России общее образование является обязательным и общедоступным уровнем, направленным на развитие и формирование личности человека, его основных навыков (в том числе социальных и коммуникативных), а также на осознание своего профессионального призвания. Первый образовательный уровень делится на свои компоненты. К ним относятся:
Учитывая тот факт, что каждый год происходят какие-нибудь изменения в процедуре проведения экзамена либо в особенностях сдачи предметов, родителям крайне важно отслеживать все эти новшества. К примеру, с 2019 года вводится новое задание по русскому языку (№ 21, на знание пунктуации), а по истории теперь нужно очень осторожно цитировать источники во избежание снижения оценки.
Высшие учебные заведения
Важным уровнем образования в РФ является обучение в высших учебных заведениях. Подготовка кадров также делится на 4 пункта, два из которых могут проводиться на бесплатной (бюджетной) основе. Подобная структура выглядит следующим образом:
К принципам образования в РФ относятся разные формы обучения. Среди основных — очная или дневная, заочная (сочетающая в себе черты самообучения), а также очно-заочная, называемая иногда вечерней. Помимо этого, существуют и некоторые другие формы аттестации, к примеру, экстернат, семейное образование, сетевое и дистанционное обучение при помощи интернета.
Дополнительное обучение
Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей в развитии интеллектуальных, физических, творческих, духовно-нравственных и иных человеческих ресурсов существует услуга дополнительного образования. Как правило, программа обучения в таких заведениях может быть похожа на обычную школу — имеются классы, по завершении которых ученик сдаёт контрольный экзамен с целью проверки полученных знаний и получения допуска на следующий уровень. Основные направления бывают следующих видов:
В большинстве случаев по окончании дополнительного обучения ученик получает сертифицированный диплом, который иногда может стать плюсом для абитуриента (к примеру, участие в кружке программистов для тех, кто выбрал направление по информатике).
Любопытно, что во многих странах мира такой опыт внешкольного образования является по большей части уникальным. Некоторые государства (Израиль, Япония) позаимствовали систему кружков, которая предоставляет школьнику на выбор спортивную, художественную или национально-историческую секцию.
Переподготовка и повышение квалификации
Если человек не имеет нужного образования либо захочет в короткий срок обучиться новой специальности, существует возможность переподготовки или профессионального обучения. Отдельные фирмы, организации и предприятия организовывают обучающий процесс за свой счёт. Однако нужно заметить, что в большинстве случаев он является сугубо прикладным и не может сравниться по своей эффективности с получением полноценного образования в вузе. Типичный набор специальностей таков:
Средний срок обучения составляет от 2,5 до 6 месяцев. Стоимость варьируется от 8 до 30 тысяч рублей за курс. Многие такие профессии имеют не самую лучшую характеристику, но у любого работника помимо повышения своей квалификации есть возможность устроиться на заочную либо дистанционную форму обучения.
Управление и контроль
Основные управляющие функции осуществляет Министерство образования и науки. Согласно схеме ступеней образования в России государство осуществляет лицензирование, аттестацию, аккредитацию, подтверждение и нострификацию документов при помощи Федеральной службы по надзору в образовательной и научной сфере. Эта организация также выполняет следующие функции:
На муниципальном уровне контроль за проведением единой образовательной политики в Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.
Помимо содержания учебных заведений в надлежащем виде местная власть должна вести учёт детей, которые подлежат обучению по общеобразовательным программам, а также создавать все необходимые условия для присмотра и ухода за ними.
Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.
Понятие образования
Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
История развития образования в XX веке
Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.
Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.
Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
Структура
Система образования в России состоит из нескольких компонентов:
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
Стандарты и государственные требования к образованию
Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:
Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.
Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:
Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.
Управление образованием в России
Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.
Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.
На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.
Виды систем образования и формы обучения
Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.
Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.
К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.
Образование и его учебно-методическое обеспечение
Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.
Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.
Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.
Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.
Расходы на образование
В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.