Как называется собрание священных текстов зороастрийцев

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев?

«Авеста» — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».

Согласно древним персидским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от бога Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказал перевести на греческий язык.

Позднее аршакидский царь Валахш (предположительно имеется в виду Вологез I, I в. н. э.) с помощью дастуров (зороастрийских священников) своего времени предпринял попытку собирания и кодификации авестийских текстов, сохранявшихся в разрозненных отрывках и в устной передаче. При нём экземпляры Авесты рассылались по городам и передавались для изучения и сохранения.

В дальнейшем процесс собирания и упорядочения текстов священного предания был продолжен и закончился в IV в., когда верховный дастур Адурбад Махраспандан произвёл окончательную редакцию авестийского собрания и установление канона, упорядочив его в 21-й книге («наске»), выполнив полный перевод Авесты на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом).

Источник

Авеста — священная книга зороастрийцев

Авеста — священная книга зороастрийцев

Как уже говорилось, проповеди Заратуштры произносились устно и так же передавались следующим поколениям на протяжении многих столетий.

Постепенно появлялись и другие тексты — молитвы, комментарии. К письменной традиции древние арии относились с большим недоверием: передача священного «Слова» требовала совместных духовных усилий учителя и ученика, двух праведников, при письменной же передаче могла вкрасться ошибка, а то и сознательное искажение, внушенное злым духом Ангра Майнью. Поэтому Авеста — древнейшее священное писание человескими Ведами, было записано в очень поздние времена и о первоначальном ее составе мы имеем весьма приблизительное представление.

Согласно легенде, после того как Заратуштра получил откровение, он оставил человечеству 21 наск (книгу). Это священное для древних иранцев число, так же как и числа 7 и 3. Книги делились на три части, по семь книг каждая. Первые семь были посвящены духовным вопросам, сюда входили богословские тексты, в том числе Гаты Заратуштры — гимны пророка. Следующие семь книг были посвящены научным вопросам: миропорядок, история, медицина, астрология. Последние семь книг освещали законы человеческого существования, трактовали вопросы этики. Единственный целиком сохранившийся наск «Видевдат» («Закон против дайвов») принадлежал именно к этой группе.

Время, когда тексты были записаны, также определить трудно. По легенде, перед вторжением Александра Македонского в персидское государство Ахеменидов (331 г. до н. э.) Авеста уже была записана золотыми чернилами на специально выделанных воловьих кожах. Александр, победив Дария III, за последующие пять лет покорил почти всю империю Ахеменидов, при этом он беспощадно разрушал зороастрийские храмы, гасил священные огни и убивал жрецов. Уничтожил он и Авесту, предварительно приказав переписать многие сведения, прежде всего по медицине. За это зороастрийская традиция проклинает Александра почти так же, как нечистивого Ангра Майнью.

Во II в. до н. э. Аршакидский правитель Балхаш (Вологёз) стал собирать уцелевшие от разорения рукописи и устные предания, но только к III–IV вв. н. э. при ранних Сасанидах, весь этот материал был собран в единый сборник, причем не только само учение Авесты, но и более поздние Молитвы, комментарии («Занд»), а также учения, продолжающие проповедь Заратуштры.

В современном виде Авеста состоит из следующих частей:

Ясна («Молитва») — основная литургия, 72 главы — книга, в которой собраны формулы молитв и Таты — древнейшие религиозные гимны в стихотворной форме.

Висперед («Все стражи») — 24 главы, специальное литургическое дополнение к Яснее.

— Видевдат («Закон против дайвов») — 22 главы, единственный полностью сохранившийся подлинный наск Авесты, содержащий очистительные, исцеляющие и похоронные обряды, а также сведения по зороастрийской мифологии — о сотворении мира, первом человеке и потопе.

Яшт — 22 главы, гимны отдельным божествам, разные по величине и сохранности.

Иногда в эту книгу включаются гимны Хаоме и Сраоше, уже присутствующие в Ясне, а также гимн царю Виштаспе, который не является божеством.

Возможно, большое число гимнов утеряно, современные зороастрийцы считают, что первоначально их было не менее 30, но, возможно, даже 72, как глав в Ясне (мнение П. Глобы).

Афринаган — небольшая книга, содержащая специальные праздничные ритуалы.

Хордэ Авеста («Младшая», т. е. сокращенная Авеста) — молитвенник, включающий все необходимые для ежедневной молитвы тексты, выбранные из остальных частей. При этом некоторые тексты — Гахи, Сирозах, Ньяиши встречаются только в Хордэ Авесте.

Читайте также

§1 Библия — Священная Книга Откровения и Завета

§1 Библия — Священная Книга Откровения и Завета 1. С первых дней существования Церкви, когда еще не было апостольских книг, Ветхий Завет прочно вошел в ее жизнь. Псалмы были первыми молитвами христиан, в библейских пророчествах раскрывалась для них искупительная тайна

Священная книга

Священная книга Священная книга буддизма называется Типитака и состоит из трех частей — трех корзин (питак). Согласно традиционным преданиям, учение Будды было записано его последователями вскоре после его смерти. Однако ученые предполагают, что Типитака была

Священная книга Коран

Священная книга Коран На основе данных Мухаммеду «откровений» мусульмане считают его самым главным и последним из всех пророков Божиих. Они настаивают, что Мухаммед был неграмотным человеком и его откровения, продолжавшиеся 22 года, записывались его друзьями. Откровения

Обряды зороастрийцев

§ 261. Экстатическое путешествие на небо и Священная Книга

§ 261. Экстатическое путешествие на небо и Священная Книга Итак, от Магомета требовалось в доказательство подлинности его пророческого призвания подняться на небо и принести Священную Книгу. Иначе говоря, Магомет должен был соответствовать примеру Моисея, Даниила, Еноха,

1. Авеста – священная книга зороастризма

1. Авеста – священная книга зороастризма Название зороастризм связано с именем Заратуштры (в греческой передаче – Зароастра), пророка бога Мазды и основателя религии; эту же религию иногда называют маздаизм – по имени главного бога Агура Мазды (Владыка Всеведущий);

Авеста

Авеста Согласно преданию, «откровения» Заратуштры были сведены в книгу «Священных Писаний» — Авесту — текстам которой следуют верующие. Слово «Авеста» в переводе на русский язык означает «уложение», «основание», «основа» («основная книга»). Авеста —

49. У истоков зороастризма. «Авеста»[98]

49. У истоков зороастризма. «Авеста»[98] Между X и VI вв. до н.э. Заратуштра, древнеиранский жрец и легендарный пророк Бога Мазды, десятилетия провел в горах, в уединенных молитвах и размышлениях[99]. По-видимому, он первым в истории человечества пришел к новому,

4. Авеста. Гаты

4. Авеста. Гаты И слово вещее – не ложно, И свет с Востока засиял, И то, что было невозможно, Он возвестил и обещал. Владимир Соловьёв. Ex Oriente LuxАвеста – собрание священных текстов зороастризма, доисламской религии Ирана, последователи которой парсы (в Индии) и гебры (в

Священная книга асуров и бореев

Священная книга асуров и бореев Каждая религия имеет свою священную книгу или книги: христианство — Библию, мусульманство — Коран, зороастризм — Авесту, индуизм — Веды. Была такая священная книга и у наших предков бореев, она досталась им по наследству от асуров. История

АВЕСТА

АВЕСТА Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, господствовавшей на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII VIII вв. н. э.). Религию эту в науке называют маздаизмом (по имени главного божества Агура–Мазды), зороастризмом (по имени легендарного

Источник

Авестийские тексты

Авеста – так называется собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахура Мазды и сохранённое его учениками и последователями, знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахура Мазде и его благим творениям.

Как гласит предание, впервые Авеста была принесена на землю птицей Каршипт, главой всех птиц. Вестник принёс учение в заратуштрийский ковчег Йимкард – город-крепость, выстроенный царём Йимой для того, чтобы защитить людей от холодов и наводнений. Но царь Йима отказался от предложения Ахура Мазды стать основателем Благой Веры и её пророком. Первым и единственным пророком Благой Веры стал наиболее праведный из людей – Спитама Заратуштра. Он получил своё откровение, войдя в чистые воды реки Даитья. С момента получения пророком откровения началась новая эра земного мира – Визаришн – эра разделения добра и зла.
Благодаря тому, что учение Заратуштры передавалась устно, оно смогло сохраниться на протяжении 500 лет. Возрождение Благой Веры началось при парфянской династии Аршакидов (250 до н. э. – до 227 н. э.). В это время начинается целенаправленная работа по сбору уцелевшего наследия Веры. Этот процесс завершился позже, при царе Шапуре II из династии Сасанидов, в IV в. н. э. В его правление Адарбад Мехраспандан, именуемый защитником Веры, восстановил Авесту в виде канона из 21-й книги (наска):

Сатудгар-наск
Вахишта Мансар наск
Баг-наск
Дамдад-наск
Надар-наск
Паджам-наск
Ратоштай-наск

Бараш-наск
Кашасруб-наск
Виштасп-наск
Хешт-наск
Джераст-наск
Сафанд-наск
Баган яшт наск

Ниярамн наск
Двасрауб-наск
Аспарам-наск
Аскарам-наск
Видевдад-наск
Хадохт-наск
Сатуд яшт наск

Все наски были сгруппированы в три группы, по семь насков в каждой.
Первая часть – основа откровения Ашо Заратуштры – называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах.
Вторая часть называлась Датик («Закон, кодекс») – собрание социальных и политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев.
Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены.

В будущем мы добавим тексты на наш сайт. Сейчас Авесту можно почитать на русском языке на сайте сетевого сообщества Благоверие
Смотрите также

Источник

Зороастризм: краткое описание древнейшей религии в популярном изложении

Зороастризм — в переводе с персидского означает Благая вера почитания Мудрого. Эту древнейшую религию основал пророк Заратустра (Заратуштра, Зардушт, Зороастр): мудрец-астролог, живший еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Что такое зороастризм

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. drevnii Iran. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-drevnii Iran. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка drevnii Iran

Религия зороастризма — одна из самых древних на земле, и сегодня уже невозможно сказать однозначно, где и когда она появилась. На роль ее прародины, равно как и на место рождения самого Заратустры, претендовали многие страны Азии, а также некоторые ираноязычные государства.

Так или или иначе, история этого учения связана с восточными областями Ирана, где оно стало основной религией древних иранских империй, и далее основные идеи зороастризма распространились на Ближний и Средний Восток.

Таким образом, эгрегорный зороастризм, как еще называют эту религию, породил множество ее сторонников и приверженцев, проживающих сегодня практически по всему миру. Хотя, конечно, если сравнивать их количество с исповедующими более традиционные религии, то приверженцев священной книги зороастризма наберется всего около ста пятидесяти тысяч человек.

Эгрегорный зороастризм

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. egregor. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-egregor. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка egregor

В последние годы понятие эгрегор приобрело особое значение: массы людей, ведомые теми или иными идеями, зачастую действуют неосознанно, попадая под влияние особого рода коллективной энергетики.

Известный русский писатель Даниил Андреев отмечал, что эгрегор — это определенное иноматериальное образование, которое возникает из разного рода психических выделений человечества.

Эти энергетические человеческие психические выделения появляются, когда люди, можно сказать, словно сбиваются в стаи, образуя большие коллективы, одержимые той или иной идеей.

Возникающие энергетические эгрегоры лишены, как пишет Андреев, духовных монад, но они обладают временно скоцентрированными волевыми зарядами, которые становятся, в этом случае, некими эквивалентами сознательности. Такие эгрегоры имеют все большие структуры, включая государства.

Говоря об эгрегорном зороастризме, замечу, что это учение действует на планетарных энергетических частотах, которые существовали еще в гиперборейские времена, и связывает людей с их давним прошлым. С эпохой, когда для того, чтобы поклоняться Высшим силам, не было необходимости идти в храм. Ритуалы проводились в особых местах концентрации Силы.

Зороастр не был сторонником идолопоклонства и считал поклонение разного рода статуэткам и овеществленным идолам — святотатством. Он, будучи, по сути, первым Пророком Всевышнего, лишь усовершенствовал эти древние знания, включив их в свою новую религию зороастризм.

Краткая история зороастризма

История зороастризма связана с древним народом, жившим, как свидетельствуют некоторые историки, восточнее Волги во II-III тысячелетии до нашей эры. Протоиндоиранцы — так назывался этот народ, населявший южнорусские степи. Это были полукочевники, чей социум включал в себя две социальных группы. В них присутстовали жрецы и воины-пастухи.

Именно из этого народа вышел, как предполагается, и сам жрец Зороастр, отсюда же, как следствие, появились и его идеи зороастризма. В те времена произошло разделение протоиндоиранского народа на собственно две народности: иранцев и индоариев, которые уже отличались друг от друга по языку. Отсюда связь зороастризма с Ираном.

Интересно, что после того, как в 7-м веке арабы завоевали Иран, последователи зороастризма зороастрийцы начали подвергаться там гонениям в связи с тем, что на этих территориях была принята теперь новая религия — ислам. В результате большинство сторонников Заратустры и его религии перебрались в индийский штат Гуджарат и стали называться парсами.

Заратустра (Заратуштра) — основатель древней веры

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. drevnii mir. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-drevnii mir. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка drevnii mir

Как мы видим, имя этого человека имеет несколько прочтений. Изначальное Заратустра (Заратуштра) древние греки стали произносить как Зороастр, подчеркивая, тем самым, связь знаний, исходящих от его обладателя, с астрологией. Зороастр — звездный мудрец.

Согласно древней легенде, в возрасте 20-ти лет Заратустра покинул дом, чтобы, погрузившись в «мысль безмолвную», найти ответы на самые главные жизненные вопросы. Так, он молился и находился в поисках высшей правды в течение десяти лет, после чего ему была открыта высшая истина мира.

Зороастр оставил нам свои Откровения в книге священных текстов Авеста. В ней он рассказал не только о своем вероучении, но и поделился сведениями о себе и о своей жизни. Из чего можно сделать вывод о том, что представлял из себя этот человек как личность.

Философские идеи и догмы зороастризма

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. tvorets Vselennoi. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-tvorets Vselennoi. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка tvorets Vselennoi

Основные идеи зороастризма, так же, как и идеи более распространенных мировых религий, моноистичны и опираются в своей основе на веру в единого Бога как Творца Вселенной. Не исключено, что всем известные христианство, иудаизм и ислам позаимствовали позже этот принцип вместе с их учениями о душе, ее бессмертии, загробном мире и Страшном суде.

В данном случае, в зороастризме под единым Творцом имеется в виду Бог Ахудра Мазду (Мудрый Бог). Заратустра же выступает здесь как единый пророк, который призван помочь людям победить мировое зло. Ему довелось лично общаться с Ахудорой и получить от него священное учение, которое помогло бы в этом людям.

Интересно, что Заратустра не призывал любить ближнего, так как считал такую любовь побегом от самого себя. А вот стремясь с Богу, человек, — считал он, — воссоединяется со своим Божествнным началом внутри себя самого: – это и есть высшее достижение и постижение религиозного смысла.

В чем-то, я думаю, он бы прав. По крайней мере, мы видим, как по истечении многих тысячелетий человечество все больше и больше приходит именно к этой мысли…

Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних, — говорил Заратустра.

Пророк ценил не ту близость, в результате которой люди подпевают друг другу, желая потрафить тем или иным их качествам (часто не существующим). Он призывал искать друзей, которые не будут вмешиваться в вашу жизнь: независимость и осознанность — это было для него превыше всего.

Этические принципы учения Зороастра

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. most. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-most. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка most

Основным моментом в учении зороастризма является Вселенский закон гармонии, а также — личная ответственность человека за совершаемые им в жизни действия и поступки. И, как награда, — традиционные Рай как место бесконечного сияния и света или Ад — с его ужасными муками, карой и саморазрушением.

Между адом и раем существует Мост Чинвад, который словно мерило праведности, превращается под ногами осознанного человека в широкую и удобную дорогу и, соответственно, под ногами грешника становится острым лезвием, с которого несчастный низвергается в пропасти Ада.

Брат мой: ты хочешь уединения? Тогда путь к себе — это и есть то созидание, когда вы идете прочь от массы.

Заратустра ратовал за то, чтобы человек больше вглядывался в глубь себя самого: именно там находится и истина, и свобода.

Зороастризм и Ницше

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. fridrih nitsshe. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-fridrih nitsshe. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка fridrih nitsshe

Для многих идеи зороастризма, как, впрочем, и сама фигура пророка Зороастра, связана с известной работой Ницше «Так говорил Заратустра», книге для всех и ни для кого. Однако, стоит развеять миф об этой связи, так как образ, выведенный Ницше в своем труде, не имеет с Заратустрой, как считают специалисты, ничего общего и даже напротив: образ Заратустры, созданный Ницше, является, в какой-то мере, антиподом пророка.

Интересно, как исторические деятели и известные писатели, пытаясь порою представить свои собственные идеи сврхчеловеческими, привязывали к ним те или иные учения древних мыслителей. По-видимому, это позволяло первым попытаться придать своим идеям особую значимость, не слишком беспокоясь об истинной сути священных посланий человечеству.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. N.Berdyaev. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-N.Berdyaev. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка N.Berdyaev

Ницше представлял гуманиста Заратуштру человеком мрачным, холодным и тотально одиноким, а его учение — как религию экзистенциализма. Некоторые историки считают такую интерпретацию Ницше гуманистической философии Заратустры и попытку превратить ее в идею превосходства одних людей над другими — плодом его больного воображения.

Абсолютная ценность человеческой жизни, провозглашенная писателем, не отрицает ее значения и в учении Заратустры, но акценты, я бы отметила, здесь явно смещены не в гуманистическую сторону… В результате жизнь в судьбе писателя расставила свои акценты, наградив его многолетней болезнью и смертью в 56-летнем возрасте. Это ли не подтверждение общечеловеческих ценностей, на которые посягнул человек, также получивший для чего-то Божественный дар… Вопрос — для чего именно этот дар был ему дан.

Символы и атрибуты зороастризма

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. simvoly zoroastrizma. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-simvoly zoroastrizma. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка simvoly zoroastrizma

Основные символы зороастризма — это, прежде всего, элементы особой священной одежды и аксессуаров: седре, белая нательная хлопчатобумажная рубаха с девятью швами и специальный пояс кошти, который сплетен именно из семидесяти двух белых шерстяных овечьих нитей.

Этот пояс завязывается на четыре узла и обертывается три раза вокруг талии. Перевязывание этого пояса накануне любого важного дела или молитвы называется обрядом Падъяб-Кошти. Он призван защищать душу от разного рода злых соблазнов. Таким образом осуществляется связь человека со всем миром зороастрийцев.

Эти важные признаки приверженности к вере меняют обычно дважды в году: на праздники Новруз и Мехрган.

Еще один, не менее важный, символ зороастризма — это переносной огненный алтарь, а также — образ человека в крылатом кругу фаравахар, позаимствованный у династии древнеперсидских царей Ахеменидов с их наскальных рельефов.

Ну и, конечно, четки, белый цвет чистоты и зеленый — цвет процветания: эти символы также широко применялись и применяются в зороастрийской символике.

Зороастрийские боги

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. bogi zoroastra. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-bogi zoroastra. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка bogi zoroastra

Удивительно, но при том, что сам Заратустра провозглашал единого Бога, в этой религии некоторые ее приверженцы, например, жители древнего Ирана, поклонялись довольно большому количеству богов. Среди добрых богов ахуров были:

К злым богам относился бог Ангро-Майнью, глава темного мира, в котором правили дэвы, противники ахуров. И это, надо заметить, еще далеко не весь их перечень.

Священная книга Авеста

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. molitva. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-molitva. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка molitva

Эта уникальная книга написана на языке, который, кроме как в ней, нигде больше в мире не встречался. Некоторые исследователи считают его древнеиранским. Другие полагают, что это был результат изобретения специального фонетического алфавита именно для записи книг, так как в те времена и в тех краях господствовала все же больше устная традиция передачи информации. Язык этот назвали авестийским, и он объединил в труде Заратустры целое собрание священных зороастрийских текстов.

Основным содержанием Авесты являются специальные тексты молитв-песнопений гаты. Это семнадцать поэтических гимнов, которые создал Заратустра, обращаясь к единому Богу Ахудре. Именно в них и содержится основа и философия зороастризма, о которой мы уже говорили выше.

Связь зороастризма с другими религиями

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. chelovek i religiya. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-chelovek i religiya. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка chelovek i religiya

Надо отметить, что, поскольку эта религия возникла практически одной из первых и является самой древней, ее постулаты легли в основу практически всех последующих религий: индуизма, индоевропейского язычества, манихейства и езидизма, а также — иудаизма, ислама и христианства.

Так христианские Волхвы считались зороастрийцами и относились к категории персидских жрецов. Идея рая и ада также впервые была заложена именно зороастрийцами. И если внимательно покопаться в истории религии — можно найти очень много элементов, которые уже были озвучены Заратустрой и его последователями.

Ничто не ново под луной. И все новое — есть, как известно, хорошо забытое старое.

Источник

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. y uy frkulk. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-y uy frkulk. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка y uy frkulk

Зороастризм — очень древняя религия, названная по имени своего основателя пророка Заратуштры. Греки считали Заратуштру мудрецом-астрологом и переименовали этого человека в Зороастра (от греч. «астрон» — «звезда»), а его вероучение назвали зороастризмом.

Религия эта настолько древняя, что большинство её последователей совершенно забыли, когда и где она возникла. Многие азиатские и ираноязычные страны претендовали в прошлом на роль родины пророка Зороастра. Во всяком случае, по одной из версий, Зороастр жил в последней четверти II тыс. до н. э. Как полагает известная английская исследовательница Мэри Бойс, «исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Возникнув на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, зороастризм получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и был господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI в. до н. э. до VII в. н. э. После завоевания Ирана арабами в VII в. н. э. и принятия новой религии — ислама — зороастрийцы стали подвергаться гонениям, и в VII—X вв. большинство из них постепенно переселились в Индию (штат Гуджарат), где их называли парсами. В настоящее время зороастрийцы помимо Ирана и Индии проживают в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, а также в США, Канаде и Австралии. В современном мире число последователей зороастризма составляет не более 130—150 тыс. человек.

Зороастрийское вероучение было уникальным для своего времени, многие его положения глубоко благородны и нравственны, поэтому вполне возможно, что более поздние религии, такие, как иудаизм, христианство и ислам, кое-что позаимствовали из зороастризма. Например, как и зороастризм, они монотеистичны, т. е. в основе каждой из них лежит вера в единого верховного Бога, творца вселенной; вера в пророков, осенённых божественным откровением, которое и становится основой их вероучений. Как и в зороастризме, в иудаизме, христианстве и исламе существует вера в приход Мессии, или Спасителя. Все эти религии вслед за зороастризмом предлагают следовать возвышенным нормам морали и строгим правилам поведения. Не исключено, что учения о загробном мире, рае, аде, бессмертии души, воскресении из мёртвых и установлении праведной жизни после Страшного суда также появились в мировых религиях под влиянием зороастризма, где они присутствовали изначально.

Так что же такое зороастризм и кем был его полумифический основатель пророк Зороастр, какое племя и народ он представлял и что проповедовал?

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z1. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z1. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z1

ИСТОКИ РЕЛИГИИ

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Дошедший до наших дней текст «Авесты» состоит из трёх главных книг — это «Ясна», «Яшты» и «Видевдат». Извлечения из «Авесты» составляют так называемую «Малую Авесту» — сборник повседневных молитв.

«Ясна» состоит из 72 глав, 17 из которых составляют «Гаты» — гимны пророка Зороастра. Судя по «Гатам», Зороастр — реальное историческое лицо. Он происходил из небогатой семьи из рода Спитама, отца звали Пурушаспа, мать — Дугдова. Его собственное имя — Заратуштра — на древнем пехлевийском языке может означать «обладающий золотистым верблюдом» или «тот, кто ведёт верблюда». Надо отметить, что имя довольно обычное. Маловероятно, чтобы оно принадлежало мифологическому герою. Зороастр (в России его имя традиционно произносится в греческом варианте) был профессиональным жрецом, имел жену и двух дочерей. На его родине проповедь зороастризма не нашла признания и даже преследовалась, поэтому Зороастру пришлось бежать. Он нашёл пристанище у правителя Виштаспы (где тот правил, до сих пор неизвестно), принявшего веру Зороастра.

БОЖЕСТВА ЗОРОАСТРИЙЦЕВ

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z4. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z4. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z4

Зороастр получил в откровении истинную веру в 30-летнем возрасте. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления священного опьяняющего напитка — хаомы. Когда он возвращался, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо — Воху-Мана (Благой помысел), который и привёл его к Богу — Ахура-Мазде (Владыке порядочности, праведности и справедливости). Откровения Зороастра не возникли на пустом месте, их истоки — в религии ещё более древней, чем зороастризм. Задолго до начала проповеди нового вероучения, «открытого» Зороастру самим верховным Богом Ахура-Маздой, у древних иранских племён почитались бог Митра — олицетворение договора, Анахита — богиня воды и плодородия, Варуна — бог войны и побед и др. Уже тогда сложились религиозные обряды, связанные с культом огня и приготовлением жрецами хаомы для религиозных церемоний. Многие обряды, ритуалы и герои принадлежали ещё эпохе «индоиранского единства», в которую жили протоиндоиранцы — предки иранских и индийских племён. Все указанные божества и мифологические герои органично вошли в новую религию — зороастризм.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z2. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z2. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z2

Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хормузд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён (ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов — божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то слово это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь».

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями — божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже получило некоторое распространение другое название зороастризма — маздеизм.

Зороастр начал поклоняться Ахура-Мазде — всезнающему, премудрому, праведному, справедливому, который изначален и от которого произошли все другие божества, — с того момента, как увидел на берегу реки сияющее видение. Оно привело его к Ахура-Мазде и другим божествам, излучающим свет, существам, в присутствии которых Зороастр «не мог увидеть собственной тени».

Вот как в гимнах пророка Зороастра — «Гатах» — представлен разговор между Зороастром и Ахура-Маздой:

«Скажи мне, Дух Святейший,

Создатель жизни плотской,

Что из Святого Слова

Что действенней всего?»

Святых Бессмертных имя, —

Из слов святой молитвы

Оно всего победней

И действенней всего.

И сокрушает больше

Вражду людей и дэвов,

Оно в телесном мире

И мысль проникновенная,

Оно в телесном мире —

И молвил Заратуштра:

Прекрасное и лучшее,

Что сокрушает больше

Вражду людей и дэвов,

Что действенней всего!

Тогда я сокрушил бы

Вражду людей и дэвов,

Тогда я сокрушил бы

Всех ведьм и колдунов,

Меня ж не одолели бы

Ни колдуны, ни ведьмы».

«Мне имя — Вопросимый,

О, верный Заратуштра,

Второе имя — Стадный,

А третье имя — Мощный,

Четвёртое — я Истина,

А в-пятых — Всё Благое,

Что истинно от Мазды,

Седьмое — я Разумный,

Десятое — я Святость,

Одиннадцать — Святой я,

Двенадцать — я Ахура,

Тринадцать — я Сильнейший,

Пятнадцать — я Победный,

Двадцатое — я Мазда.

Молись мне, Заратуштра,

И днём молись, и ночью,

Приду тогда на помощь,

Тогда тебе на помощь

Придёт и добрый Сраоша,

Придут тебе на помощь

И праведный Фраваши»

(«Авеста — избранные гимны». Перевод И. Стеблина-Каменского.)

Однако во вселенной царят не только силы добра, но и силы зла. Ахура-Мазде противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ахриман, встречается также транскрипция Ариман), или Злой дух. Постоянное противоборство между Ахура-Маздой и Ахриманом выражается в борьбе добра со злом. Таким образом, для зороастрийской религии характерно наличие двух начал: «Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, словах и в действии — они оба добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждёт в конце концов тех, кто следует пути лжи, — это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждёт самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой — дух святейший. выбрал праведность».

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) сотворил шесть «бессмертных святых», которые вместе с верховным Богом составляют пантеон из семи божеств. Именно эта идея о семи божествах стала одним из новшеств зороастризма, хотя в основу были положены старые представления о происхождении мира. Эти шесть «бессмертных святых» являются некими отвлечёнными сущностями, как, например, Воху-Мана (или Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая мысль, Аша Вахишта (Ордибе-хешт) — покровитель огня и Лучшая правда, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная власть, Спента Армати — покровитель земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — Бессмертие и покровитель растений. Помимо них божествами-спутниками Ахура-Мазды являлись Митра, Апам Напати (Варун) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, а также Аши — богиня судьбы. Эти божественные качества почитались как отдельные боги. В то же время по зороастрийскому учению все они являются порождением самого Ахура-Мазды и под его началом стремятся к победе сил добра над силами зла.

Приведём одну из молитв «Авесты» («Ормазд-Яшт», яшт 1). Это гимн пророка Зороастра, посвящённый Богу Ахура-Мазде, Он дошёл до настоящего времени в значительно искажённом и дополненном виде, но, безусловно, интересен, поскольку в нём перечисляются все имена-качества верховного божества: «Да возрадуется Ахура-Мазда, и отвратится Анхра-Майнью воплощением Истины по воле достойнейшей. Прославляю благомыслием, благословием и благодеянием Благомыслие, Благословие и Благодеяние. Предаюсь всему благословию, благомыслию и благодеянию и отрекаюсь от всего зломыслия, злословия и злодеяния. Приношу вам, Бессмертные Святые, молитву и хвалу мыслью и словом, делом и силой и тела своего жизнь. Восхваляю истину: Истина — лучшее благо».

НЕБЕСНАЯ СТРАНА АХУРА-МАЗДЫ

Зороастрийцы рассказывают, что в древние времена, когда предки их жили ещё в своей стране, арии — люди Севера — знали дорогу к Великой Горе. В древности мудрые люди хранили особый ритуал и умели изготавливать из трав чудесный напиток, освобождавший человека от телесных уз и позволявший странствовать среди звёзд. Преодолев тысячи опасностей, сопротивление земли, воздуха, огня и воды, пройдя через все элементы, те, кто хотел своими глазами видеть судьбы мира, достигали Лестницы Звёзд и, то поднимаясь ввысь, то спускаясь так низко, что Земля казалась им сияющей вверху светлой точкой, оказывались, наконец, перед воротами в рай, которые охраняли вооружённые огненными мечами ангелы.

«Чего хотите вы, духи, пришедшие сюда? — спрашивали ангелы странников. — Как узнали вы путь в Чудесную Страну и откуда получили тайну священного напитка?»

«Мы учились мудрости отцов, — отвечали, как было должно, ангелам странники. — Мы знаем Слово». И они чертили на песке тайные знаки, составлявшие священную надпись на древнейшем языке.

Тогда ангелы открывали ворота. и начиналось долгое восхождение. Иногда оно занимало тысячи лет, иногда и больше. Времени Ахура-Мазда не считает, не считают его и те, кто во что бы то ни стало вознамерился проникнуть в сокровищницу Горы. Рано или поздно они достигали её вершины. Льды, снега, резкий холодный ветер, а вокруг — одиночество и безмолвие бесконечных пространств — вот что находили они там. Тогда вспоминали они слова молитвы: «Бог великий, Бог наших отцов, Бог всей вселенной! Научи нас, как проникнуть в средоточие Горы, яви нам свою милость, помощь и просветление!».

И вот откуда-то среди вечных снегов и льдов появлялось сияющее пламя. Огненный столп вёл странников к входу, и там встречали посланников Ахура-Мазды духи Горы.

Первое, что представало глазам странников, вступивших в подземные галереи, была звезда, подобная тысяче разнообразных лучей, слитых воедино.

«Что это?» — спрашивали странники духов. И духи отвечали им:

«Видите сияние в центре звезды? Здесь — источник энергии, которая даёт вам существование. Подобно птице Феникс, Мировая Человеческая Душа вечно умирает и вечно возрождается в Неугасимом Пламени. Каждый миг она разделяется на мириады отдельных звёзд, подобных вашей, и каждый миг воссоединяется, не уменьшаясь ни в содержании своём, ни в объёме. Форму звезды мы придали ей потому, что, подобно звезде, во мраке дух Духа духов всегда освещает материю. Помните, как в осеннем земном небе вспыхивают падающие звёзды? Подобно тому в мире Творца ежесекундно вспыхивают звенья цепи „души-звёзды». Они рассыпаются на осколки, как порванная жемчужная нить, как капли дождя, осколки-звёзды падают в миры творения. Каждую секунду на внутреннем небе появляется звезда: это, воссоединившись, „душа-звезда» поднимается к Богу из миров смерти. Видите два потока из этих звёзд — нисходящий и восходящий? Вот истинный дождь над нивой Великого Сеятеля. В каждой звезде есть один главный луч, по которому звенья всей цепи, как по мосту, проходят над бездной. Это „царь душ», тот, который помнит и несёт на себе всё прошлое каждой звезды. Слушайте внимательно, странники, самую главную тайну Горы: из миллиардов „царей душ» составляется одно верховное созвездие. В миллиардах „царей душ» прежде вечности пребывает Один Царь — и на Нём упование всех, вся боль бесконечного мира. ». На Востоке часто говорят притчами, во многих из которых скрыты великие тайны жизни и смерти.

КОСМОЛОГИЯ

По зороастрийской концепции мироздания мир будет существовать на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом — по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей, когда Ахура-Мазда создаёт идеальный мир абстрактных понятий. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на земле. Это состояние мира называется менок (т. е. «невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, т. е. реального, зримого, «населённого тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну и Солнце. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои «Авесты». Один из них — царь золотого века Йима Сияющий, в царстве которого нет «ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов». Этот царь спасает людей и скот от потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некоей территории Виштаспа; именно он стал покровителем Зороастра.

Последний, четвёртый период (после Зороастра) будет длиться 4 тыс. лет, на протяжении которых (в каждом тысячелетии) людям должны явиться три Спасителя. Последний из них, Спаситель Саошьянт, который, как и два предыдущих Спасителя, считается сыном Зороастра, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё, что останется после этого, обретёт вечную жизнь.

Поскольку жизнь делится на благо и зло, следует избегать зла. Боязнь осквернения источников жизни в любой форме — физической или нравственной — является отличительной чертой зороастризма.

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЗОРОАСТРИЗМЕ

В зороастризме важная роль отводится духовному совершенствованию человека. Главное внимание в этической доктрине зороастризма сосредоточивается на деятельности человека, которая основана на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Зороастризм приучал человека к чистоте и порядку, учил состраданию к людям и благодарности к родителям, семье, соотечественникам, требовал выполнять свои обязанности по отношению к детям, помогать единоверцам, заботиться о земле и пастбищах для скота. Передача этих заповедей, ставших чертами характера, из поколения в поколение сыграла важную роль в выработке жизнестойкости зороастрийцев, помогла выдержать тяжкие испытания, постоянно выпадавшие на их долю на протяжении многих веков.

Зороастризм, предоставляя человеку свободу выбора своего места в жизни, призывал избегать творить зло. В то же время по зороастрийскому вероучению судьба человека определена роком, но от его поведения в этом мире зависит, куда попадёт его душа после смерти — в рай или ад.

СТАНОВЛЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z8. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z8. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z8

ОГНЕПОКЛОННИКИ

Молитва зороастрийцев всегда производила на окружающих большое впечатление. Вот как вспоминает об этом известный иранский писатель Садег Хедаят в своём рассказе «Огнепоклонники». (Повествование ведётся от лица археолога, работающего на раскопках неподалёку от местечка Накше-Рустам, где расположен древний зороастрийский храм и высоко в горах вырублены могилы древних шахов.)

«Хорошо помню, вечером я измерял этот храм («Кааба Зороастра». — Прим. ред.). Было жарко, и я изрядно устал. Вдруг я заметил, что в мою сторону идут два человека в одежде, которую теперь иранцы не носят. Когда они подошли ближе, я увидел рослых, крепких стариков с ясными глазами и какими-то необыкновенными чертами лиц. Они были зороастрийиами и поклонялись огню, как их древние цари, лежавшие в этих гробницах. Они быстро собрали хворост и сложили его в кучу. Потом подожгли его и начали читать молитву, как-то по особенному нашёптывая. Казалось, это был тот самый язык „Авесты». Наблюдая, как они читают молитву, я случайно поднял голову и оцепенел. Прямо передо мною, на камнях склепа, была высечена та же сиена, которую я сейчас, через тысячи лет, мог видеть собственными глазами. Казалось, камни ожили и люди, высеченные на скале, сошли, чтобы поклониться воплощению своего божества».

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z6. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z6. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z6

Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Ни один праздник, церемония или обряд не обходился без огня (Атар) — символа Бога Ахура-Мазды. Огонь представлялся в различных видах: небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и, наконец, высший священный огонь, зажигающийся в храмах. Первоначально у зороастрийцев не было храмов огня и напоминающих человека изображений божеств. Позднее стали строить храмы огня в виде башен. Такие храмы существовали в Мидии на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Внутри храма огня имелось треугольное святилище, в центре которого, слева от единственной двери, находился четырёхступенчатый алтарь огня высотой около двух метров. По лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда был виден издалека.

При первых царях Персидской державы Ахеменидов (VI в. до н. э.), вероятно при Дарий I, Ахура-Мазду стали изображать на манер несколько видоизменённого ассирийского бога Ашшура. В Персеполе — древней столице Ахеменидов (близ современного Шираза) — изображение Бога Ахура-Мазды, высеченное по приказу Дария I, представляет собой фигуру царя с распростёртыми крыльями, с солнечным диском вокруг головы, в тиаре (короне), которую венчает шар со звездой. В руке он держит гривну — символ власти.

Сохранились высеченные на скале изображения Дария I и других ахеменидских царей перед алтарём огня на гробницах в Накше-Рустам (ныне город Казерун в Иране). В более позднее время изображения божеств — барельефы, горельефы, статуи — встречаются чаще. Известно, что ахеменидский царь Артаксеркс II (404—359 гг. до н. э.) приказал воздвигнуть статуи зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты в городах Сузы, Экбатаны, Бактра.

«АПОКАЛИПСИС» ЗОРОАСТРИЙЦЕВ

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z5. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z5. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z5

Согласно зороастрийскому вероучению, мировая трагедия состоит в том, что в мире действуют две основные силы — созидательная (Спента-Майнью) и разрушительная (Анхра-Майнью). Первая олицетворяет всё доброе и чистое в мире, вторая — всё отрицательное, задерживающее становление человека в добре. Но это не дуализм. Ахриман и его воинство — злые духи и созданные им злые существа — не равны Ахура-Мазде и никогда не противопоставляются ему.

Зороастризм учит о конечной победе добра во всём мироздании и об окончательном разрушении царства зла — тогда наступит преображение мира.

В древнем зороастрийском гимне сказано: «В час воскресения восстанут все, жившие на земле, и соберутся к престолу Ахура-Мазды выслушать оправдание и прошение».

Преображение тел произойдёт одновременно с преображением земли, в одно и то же время изменятся мир и его население. Жизнь вступит в новую фазу. Поэтому день конца этого мира представляется зороастрийцам днём торжества, радости, исполнения всех надежд, концом греха, зла и смерти.

Подобно смерти отдельного человека, вселенский конец есть дверь в новую жизнь, а суд — зеркало, в котором каждый увидит настоящую иену самому себе и либо пойдёт в какую-то новую материальную жизнь (по представлениям зороастрийиев — в ад), либо займёт место среди «расы прозрачных» (т. е. пропускающих через себя лучи божественного света), для которых будут созданы новая земля и новые небеса.

Как великие страдания способствуют росту каждой отдельной души, так без всеобщей катастрофы не сможет возникнуть новая, преображённая вселенная.

Всякий раз, когда кто-либо из великих посланников верховного Бога Ахура-Мазды появляется на земле, чаша весов склоняется и наступление конца становится возможным. Но люди боятся конца, они защищаются от него, своим маловерием мешают концу наступить. Они как стена, глухая и косная, застыли в своей многотысячелетней тяжести земного бытия.

Что из того, что до конца мира пройдут ещё, может быть, сотни тысяч или даже миллионы лет? Что из того, что река жизни долго ещё будет течь в океан времени? Рано или поздно настанет возвещённое Зороастром мгновение конца — и тогда, как образы сна или пробуждения, разрушится непрочное благополучие неверующих. Как буря, которая ещё скрывается в облаках, как пламя, дремлющее в дровах, пока они ещё не зажжены, в мире присутствует конец, а сущность конца — преображение.

Те, кто помнит об этом, те, кто бесстрашно молится о скорейшем наступлении этого дня, только они воистину друзья воплощённого Слова — Саошьянта, Спасителя мира. Ахура-Мазда — Дух и Огонь. Символ пламени, горящего на высоте, — это не только образ Духа и жизни, другое значение этого символа — пламя будущего Пожара.

В день воскресения каждая душа потребует себе тело от элементов — земли, воды и огня. Восстанут все мёртвые с полным сознанием совершённых ими добрых или злых дел, и горько будут рыдать грешники, сознавая свои злодеяния. Затем в течение трёх дней и трёх ночей праведные будут отделены от грешников, пребывающих во мраке предельного помрачения. На четвёртый день злобный Ахриман будет обращён в ничто и всемогущий Ахура-Мазда воцарится повсюду.

Зороастрийиы называют себя «бодрствующими». Они — «люди Апокалипсиса», одни из немногих, кто бестрепетно ожидает конца мира.

ЗОРОАСТРИЗМ ПРИ САСАНИДАХ

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z3. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z3. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z3

Ахура Мазда вручает символ власти царю Ардаширу, III век.

ХРАМЫ ОГНЯ.

Для укрепления своей власти среди населения империи Сасаниды начали покровительствовать зороастрийской религии. По всей державе, в городах и сельской местности, было создано большое количество алтарей огня. Во времена Сасанидов храмы огня традиционно строились по единому плану. Их внешнее оформление и внутреннее убранство были очень скромными. Строительным материалом служили камень или необожжённая глина, стены внутри штукатурили.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z9. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z9. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z9

Храм огня (предположительная конструкция по описаниям)

Храм представлял собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте — алтаре — помещался священный огонь. Зал был отгорожен от других помещений таким образом, чтобы огонь не был виден.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z10. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z10. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z10

Зороастрийские храмы огня имели свою иерархию. Каждый властелин владел собственным огнём, зажигавшимся в дни его царствования. Самым великим и почитаемым был огонь Варахрама (Бахрама) — символ Праведности, составлявший основу священных огней главных провинций и крупных городов Ирана. В 80—90-х гг. III в. всеми религиозными делами ведал верховный жрец Картир, основавший по всей стране множество таких храмов. Они стали центрами зороастрийского вероучения, строгого соблюдения религиозных обрядов. Огонь Бахрама был способен придавать людям силу для победы добра над злом. От огня Бахрама зажигались огни второй и третьей степени в городах, от них — огни алтарей в деревнях, небольших населённых пунктах и домашних алтарей в жилищах людей. По традиции огонь Бахрама состоял из шестнадцати видов огня, взятых из домашних очагов представителей разных сословий, в том числе служителей культа (жрецов), воинов, писцов, торговцев, ремесленников, земледельцев и т. д. Однако одним из главных огней был шестнадцатый, его приходилось ждать годами: это огонь, который возникает от ударов молнии в дерево.

Через определённое время огни всех алтарей необходимо было обновлять: существовал особый ритуал очищения и возведения на алтарь нового огня.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z11. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z11. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z11

Прикасаться к огню мог только жрец, у которого на голове была белая шапочка в форме тюбетейки, на плечах — белый халат, на руках — белые перчатки, а на лице — полумаска, чтобы дыхание не оскверняло огонь. Священнослужитель постоянно помешивал огонь в светильнике алтаря специальными щипцами, чтобы пламя горело ровно. В алтарной чаше сжигались дрова из ценных твёрдых пород деревьев, в том числе сандалового. Когда они горели, храм наполнялся ароматом. Накопившуюся золу собирали в специальные коробочки, которые потом закапывали в землю.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z13. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z13. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z13

Жрец у священного огня

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z14. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z14. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z14

На схеме изображены ритуальные предметы:

1 и 2 — культовые чаши;

3, 6 и 7 — сосуды для пепла;

4 — ложка для собирания золы и пепла;

СУДЬБА ЗОРОАСТРИЙЦЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ

В 633 г. после смерти пророка Мухаммада, основателя новой религии — ислама, началось завоевание Ирана арабами. К середине VII в. они почти полностью покорили его и включили в состав Арабского халифата. Если население западных и центральных областей приняло ислам раньше других, то северные, восточные и южные провинции, удалённые от центральной власти халифата, продолжали исповедовать зороастризм. Даже в начале IX в. южная область Фарс оставалась центром иранских зороастрийцев. Однако под влиянием захватчиков начались неизбежные изменения, повлиявшие и на язык местного населения. К IX в. среднеперсидский язык постепенно сменился новоперсидским языком — фарси. Но зороастрийские жрецы старались сохранить и увековечить среднеперсидский язык с его письменностью как священный язык «Авесты».

До середины IX в. зороастрийцев никто принудительно не обращал в ислам, хотя давление на них оказывали постоянно. Первые признаки нетерпимости и религиозного фанатизма появились после того, как ислам объединил большинство народов Передней Азии. В конце IX в. — X в. аббасидские халифы потребовали уничтожить зороастрийские храмы огня; зороастрийцев начали преследовать, их называли джабрами (гебрами), т. е. «неверными» по отношению к исламу.

Усилился антагонизм между персами, принявшими ислам, и персами-зороастрийцами. В то время как зороастрийцы лишались всех прав, если они отказывались принять ислам, многие персы-мусульмане занимали важные посты в новой администрации халифата.

Жестокие преследования и усилившиеся столкновения с мусульманами вынуждали зороастрийцев постепенно покидать родину. Несколько тысяч зороастрийцев переселились в Индию, где их стали называть парсами. Согласно преданиям, парсы около 100 лет скрывались в горах, после чего вышли к Персидскому заливу, наняли корабль и приплыли на остров Див (Диу), где прожили 19 лет, а после переговоров с местным раджой поселились в местечке, которое назвали Санджан в честь своего родного города в иранской провинции Хорасан. В Санджане они построили храм огня Атеш Бахрам.

В течение восьми столетий этот храм был единственным храмом огня парсов на территории индийского штата Гуджарат. Уже через 200—300 лет парсы Гуджарата забыли родной язык и стали говорить на гуджаратском диалекте. Миряне носили индийскую одежду, но жрецы по-прежнему появлялись только в белом одеянии и белой шапочке. Парсы Индии жили особняком, своей общиной, соблюдая древние обычаи. Парсийская традиция называет пять основных центров поселения парсов: Ванконер, Варнав, Анклесар, Броч, Навсари. Большинство зажиточных парсов в ХVI—XVII вв. селились в городах Бомбее и Сурате.

Судьба оставшихся в Иране зороастрийцев сложилась трагично. Их насильственно обращали в мусульманство, храмы огня разрушали, священные книги, включая «Авесту», уничтожали. Избежать истребления удалось значительной части зороастрийцев, которые в XI—XII вв. обрели пристанище в городах Йезде, Кермане и их окрестностях, в районах Туркабада и Шерифабада, отгороженных от густонаселённых мест горами и пустынями Деште-Кевир и Деште-Лут. Зороастрийцы, бежавшие сюда из Хорасана и иранского Азербайджана, сумели привезти с собой самые древние священные огни. Отныне они горели в простых помещениях, сложенных из необожжённого кирпича-сырца (чтобы не бросались в глаза мусульманам).

Зороастрийские жрецы, обосновавшиеся на новом месте, сумели, очевидно, вывезти священные зороастрийские тексты, в том числе и «Авесту». Лучше всего сохранилась литургическая часть «Авесты», что связано с постоянным её чтением во время молитв.

До монгольского завоевания Ирана и образования Делийского султаната (1206 г.), а также до завоевания Гуджарата мусульманами в 1297 г. связи между зороастрийцами Ирана и парсами Индии не прерывались. После монгольского нашествия на Иран в XIII в. и завоевания Индии Тимуром в XIV в. эти связи прервались и на некоторое время возобновились лишь в конце XV в.

В середине XVII в. зороастрийская община вновь подверглась преследованию со стороны шахов Сефевидской династии. По указу шаха Аббаса II зороастрийцев выселяли из предместий городов Исфахана и Кермана и насильственно обращали в ислам. Многим из них под страхом смертной казни пришлось принять новую веру. Уцелевшие зороастрийцы, видя, что их религия подвергается оскорблениям, стали скрывать алтари огня в специальных постройках, не имевших окон, которые служили храмами. В них могли входить только священнослужители. Верующие находились на другой половине, отделённой от алтаря перегородкой, позволяющей видеть лишь отсвет огня.

И в новое время зороастрийцы испытывали гонения. В XVIII в. им запрещалось заниматься многими видами ремёсел, торговать мясом, работать ткачами. Они могли быть торговцами, садоводами или земледельцами и носить одежду жёлтого и тёмных цветов. На постройку жилищ зороастрийцам необходимо было получать разрешение у мусульманских правителей. Свои дома они строили низкими, частично скрытыми под землёй (что объяснялось близостью пустыни), с куполообразными крышами, без окон; в середине крыши находилось отверстие для вентиляции. В отличие от жилищ мусульман жилые комнаты в домах зороастрийцев всегда располагались в юго-западной части строения, на солнечной стороне.

Тяжёлое материальное положение этого этнически-религиозного меньшинства объяснялось и тем, что помимо общих налогов на скот, на профессию бакалейщика или гончара последователи Зороастра должны были платить специальный налог — джизию, — которым они облагались как «неверные».

Постоянная борьба за существование, скитания, неоднократные переселения наложили отпечаток на внешний облик, характер и быт зороастрийцев. Им приходилось постоянно заботиться о спасении общины, сохранении веры, догматов и обрядов.

Многие европейские и русские учёные и путешественники, побывавшие в Иране в XVII—XIX вв., отмечали, что по внешнему облику зороастрийцы отличались от прочих персов. Зороастрийцы были смуглые, выше ростом, имели более широкий овал лица, тонкий орлиный нос, тёмные длинные волнистые волосы и густые бороды. Глаза широко расставлены, серебристо-серого цвета, под ровным, светлым, выступающим лбом. Мужчины были крепкими, хорошо сложёнными, сильными. Женщины-зороастрийки отличались очень приятной внешностью, часто встречались красивые лица. Не случайно их похищали персы-мусульмане, обращали в свою веру и женились на них.

Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. z12. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев фото. Как называется собрание священных текстов зороастрийцев-z12. картинка Как называется собрание священных текстов зороастрийцев. картинка z12

Даже одеждой зороастрийцы отличались от мусульман. Поверх брюк они носили широкую хлопчатобумажную рубаху до колен, подпоясанную белым кушаком, а на голове — войлочный колпак или тюрбан.

Иначе сложилась жизнь у индийских парсов. Образование в XVI в. империи Великих Моголов на месте Делийского султаната и приход к власти хана Акбара ослабили гнёт ислама над иноверцами. Отменили непосильный налог (джизию), зороастрийские служители культа получили небольшие земельные наделы, была предоставлена большая свобода разным религиям. Вскоре хан Акбар начал отходить от ортодоксального ислама, заинтересовавшись верованиями парсов, индусов и мусульманских сект. При нём происходили диспуты представителей разных религий, в том числе и с участием зороастрийцев.

В XVI—XVII вв. парсы Индии были хорошими скотоводами и земледельцами, выращивали табак, занимались виноделием, поставляли морякам пресную воду и дерево. Со временем парсы стали посредниками в торговле с европейскими купцами. Когда центр парсийской общины Сурат перешёл во владение Англии, парсы переселились в Бомбей, который в XVIII в. был постоянным местом жительства богатых парсов — купцов и предпринимателей.

В течение XVI—XVII вв. связи между парсами и зороастрийцами Ирана часто прерывались (в основном из-за вторжения афганцев в Иран). В конце XVIII в. в связи с захватом Ага Мохаммед-ханом Каджаром города Кермана отношения между зороастрийцами и парсами прервались надолго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *