Как называется соседство нескольких гласных

Хиатус

См. также

Ссылки

Смотреть что такое «Хиатус» в других словарях:

ХИАТУС — [лат. hiatus отверстие] лингв. зияние стык гласных; неблагозвучное сочетание нескольких гласных, особенно одинаковых [напр., «о оазис!» или «И у Ии и у ее Иоанна» (И. Сельвинский)]. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. хиатус (лат. hiatus … Словарь иностранных слов русского языка

хиатус — зияние Словарь русских синонимов. хиатус сущ., кол во синонимов: 2 • зияние (4) • отверстие … Словарь синонимов

ХИАТУС — ХИАТУС, хиатуса, муж. (лат. hiatus, букв. зев, зияние) (филол.). Неприятное для слуха стечение гласных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

хиатус — (лат. hiatus отверстие). Зияние; в лингвистике: неблагозвучие, возникающее при стыковке двух и более гласных; Аарон (внутренний хиатус), на аэроплане (внешний хиатус в сочетании с внутренним), на асфальте (внешний хиатус) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

хиатус — (лат. hiatus), то же, что зияние. * * * ХИАТУС ХИАТУС (лат. hiatus), то же, что зияние (см. ЗИЯНИЕ) … Энциклопедический словарь

Хиатус — м. 1. Стык двух гласных; зияние (в лингвистике). 2. Неблагозвучие, возникающее при стечении нескольких гласных (особенно одинаковых). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

хиатус — хиатус, хиатусы, хиатуса, хиатусов, хиатусу, хиатусам, хиатус, хиатусы, хиатусом, хиатусами, хиатусе, хиатусах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

хиатус — См. iato … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Хиатус — (лат. hiatus отверстие, щель ) Зияние, соседство двух гласных в пределах одного слова. Во многих языках на разных этапах развития такие зияния устранялись вставкой согласного (праслав. *sъǫzъ > др. русск. съвузъ, совр. русск. союз,… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

хиатус — хи атус, а … Русский орфографический словарь

Источник

Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков

Противопоставления гласных по наличию или отсутствию лабиализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся не изолированно. На произношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от ударных, т.е. реально в речи гласных функционируют значительно больше, чем было представлено в таблице. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фонетическими(или позиционными) чередованиями.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных звуков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные находятся в слабой позиции. В слабой позиции гласные произносятся менее отчётливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а без­ударные гласные — редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил форму­лу оценки силы ударных и безударных слогов: 3 — сила ударного слога, 2 — сила первого предударного слога (он слабее), 1 — сила остальных безударных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различаются две степени изменения безударных глас­ных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) — для гласных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) — для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, большим — во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся короче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение безударного гласного про­исходит значительное отклонение в положении артикуляционных органов от того, что наблюдается при произнесении ударных. Без­ударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык принимает положение близкое к нейтральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из-за меньшей длитель­ности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как удар­ный [а], а средне-нижнего — [Л]. Во втором предударном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее поло­жение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъ­ёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются гласным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударением, хотя и не утрачивают своего основного качества. Такое изменение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количественной редукцией.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых позициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо — [м’асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м’] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произношения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный[и] после твёрдых согласных испытывает прогрессивную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть — [играт’] и сыграть — [сыграт’].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем глас­ные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими — продвинутые впе­ред в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял — [м’ал], моль — [мо’л’], вёл — [в»ол], юг — []’ук].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в зависимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно отметить следующие позиционные чередования: [а]\\а а а; о о о о ; у ууу

Фонетические процессы

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными), другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными).

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция— это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает двух типов: регрессив­ная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последу­ющий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка — [лафкъ]. Последующий глухой согласный [к] уподобляет себе пре­дыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим — [ф]. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобля­ет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии, например на месте литературного Ва[н’к]а произносят Ва[н’к’]я.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко — ни[ск]о. Литературному языку свойственна контактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие зву­ки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [Л].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные согласные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляют­ся им и становятся тоже глухими: будка — бу^тк]а, всё — [фс’э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2.Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить — о[дб’]йть, сдать — |зд]ать. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по
звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в преде­лах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служеб­ного слова со знаменательным: с горы — [з г]оры (ассимиляция по звонкости), из парка — и[с п]арка (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в’] перед глухими шумными оглушаются: всех — [фс’]ёх (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в’] не становятся звонкими: свист — [св’]йст, а не [зв’]йст.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик — мо[с’т’]ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимилятивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становят­ся твёрдыми: лаге[р’] — лаге[рн]ый, гря[з’]и — гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встреча­ется в единичных случаях. Кроме того, она связана с определён­ной структурой слова: происходит только при словообразовании прилагательных и (реже) существительных на стыке производя­щей основы и суффикса: звё[р’] — звё[рск’]ий, ко[н’] — ко[нск’]ий, стё[п’] — сте[пн]6й, рыца[р’] — рь’ща[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция – расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Д. свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах – мягкий и легкий и в производных от них образованиях.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стск (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (голландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса –л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный – нес, но несла, мог, но могла.

Исторические чередования

Лекция 6. Орфоэпия

1. Понятие об орфоэпии

2. Как называется соседство нескольких гласных. image011. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image011. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image011 Как называется соседство нескольких гласных. image012. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image012. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image012Орфоэпические нормы в области гласных

3. Орфоэпические нормы в области согласных

4. Орфоэпические нормы заимствованных слов

5. Орфоэпические нормы в области ударения

Понятие об орфоэпии

Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав морфем, их реализация в различных позициях фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики ударения и интонации. При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка.

С другой точки зрения, выдвинутой М.В. Пановым, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. Так, к законам фонетики (а не орфоэпии) относятся в русском языке произношения глухих согласных на месте звонких шумных в конце слова: зу[б] ы-зу [б], во[з]ы-во[з].

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава и тех же морфем при отсутствии позиционных различий.

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в 17 в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого лег говор, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в 20 в.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

Как называется соседство нескольких гласных. image011. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image011. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image011 Как называется соседство нескольких гласных. image012. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image012. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image0122.Орфоэпические нормы в области гласных

1. В современном русском литературном языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме /у/, в звуке [и], точнее, [и э ]: [п’йлы] — [п’и э ла], [р’эк] [р’ижа], [н’ос] — [н’и э су], [п’атыи] — [п’и э так]. В XIX в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) — совпадение в той же позиции в звуке [э и ] гласных фонем неверхнего него подъема: [р’э и ка], [н’э и су], [п’э и так], но [п’ила].

3. В XX в. сначала в разговорном языке, а примерно с середины века и в нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ы э ] в неконечном и конечном закрытом слоге распространилось произношение [э], ставшее в настоящее время господствующим: оп[ы а ]ты, вым[ы э ]л.

4.В разговорном языке на месте редуцированного 2-й
степени [у] встречается произношение [э] после твердого
согласного [и э ], после мягкого: губернатор, с[у]матоха.

5. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [э], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге, ср.: дьяк он [д’jак-он] — дьякон.

6. В некоторых сложных и сложносокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, воз­можно произношение гласных без качественной редукции: м[‘э]жинститутский,.В определенных фразовых условиях эти гласные могут получать побочное уда­рение.

Как называется соседство нескольких гласных. image013. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image013. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image013 Как называется соседство нескольких гласных. image014. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image014. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image014 Как называется соседство нескольких гласных. image015. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image015. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image015 Как называется соседство нескольких гласных. image016. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image016. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image016 Как называется соседство нескольких гласных. image017. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image017. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image017 Как называется соседство нескольких гласных. image018. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-image018. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка image0183.Орфоэпические нормы в области согласных

Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Так, [н’] перед [ч’], [ш’] обычно произносится по старым нормам: бубё[н’ч’]ики. Другие согласные, например губные перед мягкими заднеязычными, произносятся по новым нормам: ля[мк’]и. У третьих, например у губных и зубных перед мягкими губными, равноправны оба варианта: [вб’]ить, [дв’]ерь. Новая закономерность проникает и в сочетания ; зубных согласных. Так, зубной перед мягким зубным обычно мягкий: мо[с’т’]ик.

Произношение [ш’:] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием фонем /сч’/, /с’ч’/, /зч’/, /з’ч’/ /пи’/, /жч’/,

Произношение [ш’:] постепенно распространяется за счет [ш’ч’]. В XIX — начале XX в. [ш’ч’] внутри морфемы господствовало в Санкт-Петербурге. В настоящее время и | Москве, и в Санкт-Петербурге почти исключительно произносится [ш’:]: [ш’:]ука, [ш’:]астье.

Употребление [ш’ч’] или [ш’:] на стыке морфем зави­сит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш’ч]

Произношение [ж’: ] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Примерное распределение этих слов по снижению употребительности в них [ж’:] таково: брызжет, визжать. 4. Согласные [т], [д] ([т’], [д’]) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам не должны произ­носиться. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение [т], [д] ([т’], [д’]):

1) между [с] — [с]: шес[т’] — шес[-]сот (шестьсот).

3) между [з] — [н] ([з’] — [н’]): поз[-]но (поздно).

4) между [с] — [л] ([с’] — [л’]) без [т] произносятся слова совестливый, счастливый, участливый и др.

5) между [н] — [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится: гигантский, декадентский и др.

6) между [с] — [к] по старым нормам, сохраняют, в разговорном языке [т] не произносится в таких словах как бороздка, громоздкий и др.

5.На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные. Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается.

6.На месте ч перед н в одних словах произносится \ч’\: вечность, точный.

На месте г перед глухим согласным произносится | к | дёгтя, ногти.

7. В некоторых словах перед гласным произносится [у], обязателен он только в слове бухгалтер. Допустимо произношение [у] в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных словах произносится [г], которое на конце слова чередуется с [к].

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1128 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

В русском языке существуют особые фонетические единицы, которые получили название полногласные и неполногласные сочетания.

Это правило изучается в программе еще в начальной школе в 3 классе и в 4-ом, а в 5 классе повторяется.

История возникновения

Данное явление берёт истоки в старославянском языке. Слова с неполногласным сочетанием пришли в русский язык оттуда и получили полногласные эквиваленты.

Как называется соседство нескольких гласных. 6dd7237f68e7718a11e6a2c84ee6fe6a. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-6dd7237f68e7718a11e6a2c84ee6fe6a. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка 6dd7237f68e7718a11e6a2c84ee6fe6a

Полногласными и неполногласными могут быть корни (ере – ре) и приставки (перед – пред, через – чрез).

Важно запомнить, что у таких слов нет проверочных, орфограмму нужно запомнить.

Примеры сочетаний — посмотрите, как пишется каждое слово, и как оно изменяется:

город – град, борозда – бразды, ворота – вратарь, здоровый – здравствуй, короткий – краткость, оборотный – обратный

бередить – бред, деревья – древо, серединка – средний

молодые – младенец, волочить – влачил, золотой – злато, голова – главный, голосистый – глас

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Сочетания с признаком полногласия «оло», «оро» и «ере», находящиеся между двумя согласными буквами, чередуются с неполногласными «ла», «ра» и «ре», а сочетание «оло» имеет ещё один неполногласный вариант «ле».

Как называется соседство нескольких гласных. 68a3d8bd0865a63e936c8655d1272aac. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-68a3d8bd0865a63e936c8655d1272aac. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка 68a3d8bd0865a63e936c8655d1272aac

молоко – млечный, волоку – влечёшь.

Три основные группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

В русском языке выделяют три группы с сочетаемостью по признаку полногласия и неполногласия:

1. Однокоренные слова одинакового происхождения. К этой группе относятся словоформы:

значащие одно и то же, но употребляемые в разных стилях (борода – брадобрей, волос – власы);

потерявшие общность значения (оболочка – облачка).

2. Только полногласные варианты, слова с неполногласием утратили смысл: ворона, колодец, голод.

3. Только неполногласные слова, утерявшие полногласные эквиваленты: зрачки, время.


Источник

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке

Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….

Из глубины веков

Как называется соседство нескольких гласных. . Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинкаРусский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.

Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.

По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.

Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

Развитие полногласных и неполногласных сочетаний

Как называется соседство нескольких гласных. 45y2qcnm. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-45y2qcnm. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка 45y2qcnmДанные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.

Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.

Кроме этого, есть исключения.

Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:

Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

Как называется соседство нескольких гласных. 5ij0at3a. Как называется соседство нескольких гласных фото. Как называется соседство нескольких гласных-5ij0at3a. картинка Как называется соседство нескольких гласных. картинка 5ij0at3aОднако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.

Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.

Что такое полногласные сочетания в русском языке

Вывод

Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *