Как называется созвучие окончаний поэтических строк
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает
«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.
Ну взять ранее разобраный пример:
«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина. »
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,
а вовсе не рифма.
Достаточно записать по другому:
Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару».
Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма
именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.
Существуют довольно навороченные классификации рифм.
Однако чтение подобных трудов представляет интерес
разве что для расширения кругозора.
А для практических целей почти совершенно бесполезно.
Поэтому остановимся только на том, что необходимо
знать пишущим стихи.
Приведу выдержку из «теории рифм»
. «Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
. «На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
. «(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.
Следует учитывать, что начиная с уровня строки,
важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ.
Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются
по другому.
«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти. «
«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду. «
Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные
могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно
далеки. Ну скажем «забуду-пробуду»
Или, например, из классики:
«Когда не в шутку занемог.
«И лучше выдумать не мог.
О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ
Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок».
Зто связано с тем, что грамматические окончания не так сильно
в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.
То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую
грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/.
блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д
Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается
намного чаще.
«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня. «
«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя. «
Как называется созвучие окончаний поэтических строк
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых двух строфах стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Инверсия: «И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен». Инверсия — необычный порядок слов в предложении.
Метафора: «любить иных — тяжёлый крест». Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается.
Сравнение: «твой смысл, как воздух, бескорытен». Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.
Я ответил в данном задании 142, ответ должен быть 124. В чём ошибка если набор цифр одни и те же?
В задании сказано: укажите цифры в порядке возрастания, если иначе, то будет ошибка. Такого рода задания нужно читать внимательно: формулировки бывают разные.
Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?
Как и многих других художников, Пастернака волнует тема любви, которая проходит через все творчество поэта. Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» было написано в 1931 году и стало своеобразным откровением поэта.
Это произведение представляет собой обращение к возлюбленной. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строчках стихотворения изложена основная идея произведения: лирический герой выделяет свою возлюбленную, считая, что красота этой женщины в простоте. Но при этом героиня идеализируется. Невозможно понять ее и разгадать, поэтому «прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен». Стихотворение представляет собой исповедь лирического героя, который уже не может представить свою жизнь без возлюбленной. Любовь, по мнению лирического героя, заключается в простоте и легкости.
Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б. Л. Пастернака?
Тема любви является одной из главных в русской лирике. В стихотворении «Любить иных — тяжелый крест» Борис Леонидович Пастернак считает любовь самым ценным, что есть у человека. Лишь искренние и светлые чувства могут побуждать людей становиться лучше, раскрывать в себе самые прекрасные качества. Подобное звучание приобретает любовь и в стихах Александра Александровича Блока. В сборнике «Стихи о Прекрасной даме» чувства к женщине достигают такой силы, что она способна полностью поглотить героя. Он мечтает о возлюбленной, считает встречи с ней чем-то невозможным, больше похожим на сон:
Ты песнью без конца растаяла в снегах
И раннюю весну созвучно повторила.
Ты шла звездою мне, но шла в дневных лучах
И камни площадей и улиц освятила.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?
10.2. Как в стихотворении метафоры помогают передать идею произведения?
10.1. Как и многих других художников, Пастернака волнует тема любви, которая проходит через все творчество поэта. Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» было написано в 1931 году и стало своеобразным откровением поэта.
Это произведение представляет собой обращение к возлюбленной. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строчках стихотворения изложена основная идея произведения: лирический герой выделяет свою возлюбленную, считая, что красота этой женщины в простоте. Но при этом героиня идеализируется. Невозможно понять ее и разгадать, поэтому «прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен». Стихотворение представляет собой исповедь лирического героя, который уже не может представить свою жизнь без возлюбленной. Любовь, по мнению лирического героя, заключается в простоте и легкости.
10.2. В стихотворении Б. Пастернака «Любить иных — тяжёлый крест» раскрывается тема любви. По мнению поэта, возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, знает истину. Она такая же естественная, как воздух. Раскрыть идею стихо-творения помогают тропы. Прежде всего, это метафоры. Лирический герой восклицает: «Любить иных — тяжёлый крест». Это метафора — герой сравнивает любовь с судьбой, крестом, который ему уготован свыше. Следующие метафоры раскрывают образы возлюбленной: «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», у неё дар слышать «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть». Таким образом, идейный замысел стихотворения раскрывается через художественные образы, создаваемые с помощью метафор.
Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
——————————————————
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает
«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.
Ну взять ранее разобраный пример:
«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина. »
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,
а вовсе не рифма.
Достаточно записать по другому:
Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару».
Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма
именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.
Существуют довольно навороченные классификации рифм.
Однако чтение подобных трудов представляет интерес
разве что для расширения кругозора.
А для практических целей почти совершенно бесполезно.
Поэтому остановимся только на том, что необходимо
знать пишущим стихи.
Приведу выдержку из «теории рифм»
. «Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
. «На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
. «(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.
Следует учитывать, что начиная с уровня строки,
важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ.
Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются
по другому.
«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти. «
«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду. «
Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные
могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно
далеки. Ну скажем «забуду-пробуду»
Или, например, из классики:
«Когда не в шутку занемог.
«И лучше выдумать не мог.
О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ
Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок».
Зто связано с тем, что грамматические окончания не так сильно
в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.
То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую
грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/.
блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д
Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается
намного чаще.
«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня. «
«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя. «
О РИФМАХ «ХОРОШИХ» И «ПЛОХИХ»
Конечно же без специальных обоснований качество рифмовки
не должно опускаться ниже уровня городской канализации.
Но это следует отнести и к ЛЮБОМУ ДРУГОМУ компоненту стихотворчества.
Вернемся теперь к тезису о том, что рифмуются не слова
и не звуки, а СТРОКИ.
Это означает, что собственно рифма не обязана ограничиваться
только концевой ударной гласной с прилегающими согласными.
Рассмотрим заново цитированные ранее строки Пушкина:
«Когда не в шутку занемог»
«И лучше выдумать не мог»
Таким образом реальное созвучие строк оказывается куда богаче
формального занемог-не мог!
«Там некогда гулял и я
«Но вреден север для меня.
Отрезаем для наглядности:
Если учесть что буква Е в слове «меня» произносится так же как «и»
в первой строке, то созвучие получается
это куда богаче формального я-меня.
«Там нЕкогда гуЛЯл И Я
«Но врЕден север дЛЯ мЕнЯ.
т.е. еще имеется ассонансная «внутренняя рифма».
«ВздыхАть И думАть прО сЕБЯ
«КогдА жЕ черт вОзьмьОт тЕБЯ
Таким образом, элементы создающие созвучие могут
находиться в ЛЮБОМ месте строки, и не обязательно подряд.
Это явление я бы назвал РАСШИРЕННОЙ РИФМОЙ
(расширенной рифмовкой),
оставив устоявшийся термин «рифма» только для концевого созвучия
образованного вокруг одной ударной гласной.
Расширенная рифма не такое уж редкое явление.
В случае когда дополнительные, не концевые, созвучия достаточно
«богаты», принято говорить о «внутренней» рифме
«Главная пушка уже не скучала
«Славная песня на бриге звучала. «
Расширенная рифмовка намного обогащает возможности стихотворца.
Можно использовать даже самые «слабые» концевые рифмы, дополняя их
созвучием других частей строк, и в результате получать
вполне достойное звучание стихов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗГОВОРА О РИФМЕ
Все это к элементам собственно рифмы относить видимо не стоит,
хотя эти вещи могут выполнять такую же функцию и могут существенно
усилить рифмовку.
И наоборот, огрехи во всех этих элементах могут ослабить
и сделать плохо звучащей даже вроде бы «нормальную» рифму.
(в действительности конечно, меняется не звук, а ощущение ритма).
Наиболее часто встречается строфа из 4 строк:
«Буря мглою небо кроет,
«Вихри снежные крутя.
«То как зверь она завоет,
«То заплачет как дитя.
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные кружа-то
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя-то.
Легко видеть, что здесь смазывается ритмическая выразительность
и уменьшается чувство ритмической закончености строфы.
Такое построение было бы уместно в более сложной строфе,
например АВАВСС с альтернансом ЖЖЖЖММ:
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные кружа-то
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя-то
«И такой снеговорот
«Закрутил наверно чорт.
Такая строфа выглядит ритмически законченой.
Заметим, что использование альтернанса может быть разным
даже при одинаковой схеме рифмовки.
Например то же с альтернансом ЖМЖМММ:
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные крутя
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя
«И такой снеговорот
«Закрутил наверно чорт.
Таким образом, в построении строфы важную роль играет не только
чередование рифм, но и чередование окончаний строк.
Так 4-строчная строфа со смежной рифмой ААВВ в отсуствие альтернанса
просто распадется на два двустишия, а в длинном стихе получится
эффект бубнения и строфика перестает ощущаться вообще.
Иногда это может быть специально использовано
(см.напр. http://www.stihi.ru/2001/07/29-52)
Обычно альтернанс соблюдается инстинктивно, но все же иногда
стихи написаные без альтернанса встречаются.
И часто производят не очень хорошее впечатление.
Кроме чередования рифм и типов окончаний, строфы также
могут различаться количеством стоп в строке : например
«Буря воет
«Вихри снежные крутя
«Зверем стонет
«Или плачет как дитя.
При таком построении ритм будет выразительным
даже при отсуствии альтернанса.
Наконец, возможно построение строфы и с использованием
даже разного метра строк. Например:
«Буря воет
«Вихри снежные крутятся
«Зверем стонет,
«Криком детского ужаса
Например, стих автора Svetka «Давай поиграем в любовь. »
в авторской разбивке на «строфы»
«Роняя в ночь рояля звуки
«Из приоткрытого окна,
«Касались клавиш чьи-то руки.
«Рояля каждая струна
«Послушно вторила, звенела.
«И замирала.
«Чья душа
«Вибраций эхо чутким телом
«Ловила, музыкой дыша.
А разбивка согласно собственному ритму стиха будет
«Роняя в ночь рояля звуки
«Из приоткрытого окна,
«Касались клавиш чьи-то руки.
«Рояля каждая струна
«Послушно вторила, звенела.
«И замирала. Чья душа
«Вибраций эхо чутким телом
«Ловила, музыкой дыша.
«В квартире обитала пустота,
«Шурша магнитофонною кассетой,
«С которой стерли запись. Позабыв
«Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
«Подумала зачем-то, что с откоса
«Скатиться веселей, чем под обрыв,
«Готовил к свадьбе или просто так:
«Без повода, без смысла, без просвета.
«В квартире обитала пустота,
«Шурша магнитофонною кассетой,
«С которой стерли запись. Позабыв
«Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
«Подумала зачем-то, что с откоса
«Скатиться веселей, чем под обрыв,
Встречаются изредка попытки даже не типографского а декларативного
«творчества», когда автор называет свой опус «рондо» или «сонетом»,
даже и не пытаясь выдержать требуемую форму.
СТРОФА ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬСЯ СТИХОТВОРНЫМИ, А НЕ ТИПОГРАФСКИМИ МЕТОДАМИ.
ТИПОГРАФСКИЕ ПРИЕМЫ ДОЛЖНЫ ТОЛЬКО ОТРАЖАТЬ, ПОДЧЕРКИВАТЬ СТРУКТУРУ СТИХА,
А НЕ ЗАМЕНЯТЬ ЕЕ. И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ПОПЫТОК
МАСКИРОВКИ АВТОРСКИХ ОГРЕХОВ.
Так вот, поэмы сейчас не пишут.
А на короткой дистанции читатель просто не успевает «въехать»
в сложную схему рифмовки. Поэтому интерес к хитровыдуманым
схемам невелик.
Чтобы нормально воспринять сонет надо читать кучу сонетов подряд.
Либо заранее иметь сонетную форму «на слуху».
И не только форму.
Бехер, например, настаивал, что в сонете не только строфика,
но и содержание должно быть организовано вполне
определенным образом.
Что тоже должно быть «на слуху».
А без этого такая форма не впечатляет.
Кстати, уже Шекспир почувствовал необходимость
упростить классическую форму рифмовки в сонетах.
Как называется созвучие окончаний поэтических строк
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) риторический вопрос
Эпитет: «живую муку». Эпитет — образное определение.
Инверсия: «куска лишь хлеба он просил», «У врат обители святой Стоял просящий подаянья». Инверсия — необычный порядок слов в предложении.
Анафора: «И взор являл живую муку, И кто-то камень положил», «Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои» Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Какой смысл привносит в название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий» последняя строфа?
Знаменитое стихотворение «Нищий» было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности, во время путешествия из Москвы в Троице−Сергиеву лавру. В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие. Так факт обмана нищего стал как бы и символом самого поэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворение о зле, о бессердечии, царящих в мире, о крушении надежд и разочарованиях.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема, близкая стихотворению Лермонтова «Нищий»? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.
Главная тема лермонтовского стихотворения — несчастная любовь. Подобные мотивы звучат у Владимира Владимировича Маяковского в произведении «Лиличке». Его лирический герой испытывает очень сильные, но противоречивые чувства. Любовь приносит страдания:
а я и не знаю, где ты и с кем.
Герой Маяковского, как и герой Лермонтова, буквально молит о взаимности, внимании и благосклонности, однако возлюбленная остается непоколебимой и даже жестокой:
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Оба автора изображают глубокие, чувственные и пропитанные отчаянием переживания героев, которые уже не питают надежды на искреннюю взаимность, но еще не могут полностью принять неизбежный отказ.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какой смысл привносит в название стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий» последняя строфа?
10.2. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
10.1. Знаменитое стихотворение «Нищий» было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности, во время путешествия из Москвы в Троице−Сергиеву лавру. В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие. Так факт обмана нищего стал как бы и символом самого поэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворение о зле, о бессердечии, царящих в мире, о крушении надежд и разочарованиях.
10.2. Композиция стихотворения «Нищий», включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки. Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой». Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.
Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку — кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования.
Таким образом, композиция и тропы работают на раскрытие идеи произведения.
Как называется созвучие окончаний поэтических строк
Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинако¬вых согласных звуков в строке («А я серебрюсь и сверкаю!»).
Такой приём называется аллитерация. Дадим определение.
Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Каким предстает внутренний мир лирическои героини стихотворения М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины. » М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов. Лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Узник», несмотря на заточение, душой находится рядом с вольным орлом. Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».
О внутренней свободе писал и М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус». В образе паруса воплощены мечты поэта о вольной жизни, полной тревог. Лирический герой Лермонтова не боится бури, потому что его мятущаяся душа требует действия:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
В стихотворении Марины Цветаевой появляется образ морской стихии, неподвластной воле человека. Героиня сравнивает себя с морской пеной, потому что хочет быть естественной, независимой, внутренне свободной.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким предстает внутренний мир лирическои героини стихотворения М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
10.2. Как в стихотворении метафоры помогают создать художественный образ?
10.1. В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины. » М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.
10.2. В стихотворении М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» раскрывается тема творчества. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросается в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Метафорам в создании образа отводится центральное место. С их помощью он, собственно, и создаётся. В каждой строфе присутствуют метафоры:
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита.
[…]Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье…
Героиня сравнивает себя с морской стихией, такой же необузданной и разнообразной. Таким образом, метафоры работают на раскрытие художественного образа.