Как называется спортсменка жонглирующая булавами
Сейчас умельцы что только не подкидывают в воздух. Мячи, кольца, тарелки, палочки, булавы, цилиндры, бильярдные кии и даже канделябры. Предметы бросают вверх, отбивают об стенку, перебирают ногами и всем телом. В жонглировании ставят немыслимые рекорды. В 2010 году в парке Поттерс-филдс в Лондоне жонглер Мерлин Кадоган, задержав под водой дыхание, в течение 1 минуты 20 секунд жонглировал тремя предметами. А в Китае в этом же году американец Эрик Клекер жонглировал тремя предметами 5 минут 45 секунд, повиснув вниз головой. На сегодняшний день существует несколько сотен жонглерских клубов, созданы Международная ассоциация жонглеров и Всемирная Федерация Жонглирования. В рамках этого искусства проходят различные соревнования.
Однако в этом жанре есть и другие, менее известные направления. Некоторые их них являются самым настоящим видом спорта, другие имеют целью развлечь публику или собрать деньжат, или и то, и другое вместе. Остановимся на этом подробнее.
Итак, десятка необычных видов жонглирования:
1. Флейринг – жонглирование бутылками и стаканами при приготовлении коктейлей в работе бармена. Зародилось в Америке, с развитием питейной индустрии, для привлечения клиентов. Слово «flairing» состоит из двух частей: «flaire» – летящий, «ring» – круг.
В Россию флейринг пришел сравнительно недавно, но наши умельцы уже успели прославиться за рубежом. В ноябре 2003 года в Севилье прошел конкурс Международной ассоциации барменов, где московский бармен Александр Родоман завоевал 1-е место в этой номинации, обойдя американцев, англичан и итальянцев.
2. Жонглирование кендамой (перевод с японского: «кен» – «штырь», «тама» – «шар»). Кендама – это японская игрушка, состоящая из рукояти, похожей на молоток, двух чашек (лунок) и шара с отверстием, привязанного к рукояти веревкой. Задача игрока – так манипулировать шаром, поочередно перебрасывая его с лунки на лунку, чтобы насадить его на штырь. Думаете, это просто? Недавно в Японии вышла книга об игре в кендаму, где описывается порядка 30000 возможных комбинаций!
Турниры с кендамой проходят во всем мире, в том числе и в России, а в Японии, например, победа в таком соревновании сулит счастливцу не только признание в спорте, но и в карьере. Японские работодатели считают, что хорошо играющий в кендаму человек терпелив и стоек, а это для японского работника самое важное достоинство.
3. Жонглирование йо-йо и диаболо. Йо-йо – игрушка, состоящая из двух одинаковых дисков, соединенных осью, к которой крепится веревка. При броске веревка разматывается, и игрушка возвращается к игроку, за счет чего можно совершать разные манипуляции. Помимо классического «лупинга» с частыми бросками, можно выполнять трюки из серии «слип» – когда игрушка вращается на конце размотанной веревки.
Диаболо похоже на йо-йо, только гораздо больше размером, а веревка на нем закреплена палочками. Жонглер, как можно сильнее раскрутив игрушку, ловит ее на нить, заставляя диаболо скользить по ней. Со стороны это выглядит так, как будто диаболо перекатывается по всему телу жонглера, поэтому зрители, наблюдающие за игрой, часто восклицают: «Как? Как он это делает?»
4. Воллейклаб – это уже не просто жанр искусства, это командный вид спорта. Как видно из названия, воллейклаб объединяет в себе волейбол и жонглирование булавами, здесь вместо мяча через сетку перекидывается булава. Причем помимо общей булавы, каждый игрок имеет и свою.
Правила здесь такие. Чтобы поймать общую булаву, игрок подкидывает одну из своих булав и начинает жонглировать тремя булавами – двумя своими и одной общей. Далее он бросает общую булаву, продолжая держать две своих в руках. Жонглирует только тот игрок, в руках которого находится игровая булава. Так же как и в волейболе, до игровой булавы можно дотронуться не более трех раз, после этого ее надо перебросить через сетку.
5. Жонглирование гирями, или, как его еще называют, силовое жонглирование, тоже относится к спортивным дисциплинам, оно очень развито в нашей стране, родине былин о богатырях. Жонглировать можно одной или двумя гирями разного веса – 16, 24 или 32 кг, одному или с партнером, с открытыми или закрытыми глазами. Профессионалы советуют выполнять достаточно высокие броски, с полной амплитудой движений. При этом рядом с бросающим должно быть много свободного места, поэтому тренироваться и оттачивать мастерство лучше всего на улице, но помнить, что от частых ударов гири приходят в негодность. Для занятий в зале площадку для жонглирования лучше застелить двумя слоями гимнастических матов.
Осваивая силовое жонглирование, спортсмен укрепляет не только мышечную систему, но и силу запястий и пальцев, при этом улучшается координация движений, развивается ловкость и выносливость.
6. Не так известно боевое жонглирование, где каждый игрок имеет три булавы, но его задачей является не столько жонглировать своими, сколько выбить булаву противника. Во время этого необычного действа игроки перемещаются по полю, а подойдя к противнику, начинают так выстраивать схему жонглирования, чтобы одна из его булав упала на поле. Это очень сложно сделать, ведь умышленно касаться противника нельзя. Победителем игры является тот, кто последним остался на поле с полным набором булав, не обязательно своих.
7. Джогглинг – это жонглирование предметами на бегу. Сочетание слов «juggling» (жонглирование) и «jogging» (бег трусцой) образует слово «joggling» (джогглинг). Первым попробовал сочетать бег с жонглированием американец Билл Гидаз в 1979 году. А абсолютный рекорд в этой области принадлежит Оуэну Морсу. В 1988 году, жонглируя пятью предметами, британец пробежал 100 м за 13,8 секунды.
8. Для жонглирования можно использовать пои, что чаще всего используется в фаер-шоу. Пои представляют собой пару шариков либо фитилей на веревках или цепях, которые вращают, беря за другой конец веревки. Пойстеры обычно используют ярко окрашенные пои, во время уличных или цирковых шоу они создают в воздухе красивые фигуры – как просто геометрические конусы, так и целые огненные картины, такие, например, как крылья дракона.
9. Контактное жонглирование – это магия взаимодействия прозрачных шариков и человека. Во время этого красивого действа жонглер перекатывает шарик по всему телу, удерживая баланс, выглядит это так, как будто шарики парят в воздухе. Такой интересный эффект достигается за счет акрила, материала, из которого изготовлены шары: он прозрачный. Поэтому самого вращения шариков не видно – кажется, что они то зависают в воздухе, то воспаряют к небу, то перекатываются по телу и ладоням мастера.
Контактное жонглирование зародилось в 80-х годах XX века в Америке. Мастер сценических постановок Майкл Моушен собрал воедино разрозненные формы этого вида искусства, выработал общие принципы и идеи. Именно ему принадлежит идея преобразования циркового шоу в гипнотический концерт, получивший впоследствии признание во всем мире.
10. И, пожалуй, самым тяжелым видом жонглирования можно назвать органический вид. В него входят все виды жонглирования, а усложняется это еще и танцем.
Как видите, на сегодняшний день жонглер – это не только настоящий профессионал, умеющий манипулировать несколькими предметами одновременно, но и человек, превративший это занятие в спорт и даже в искусство.
Жонглирование
Жонглирование становится одним из основных цирковых жанров и характеризуется многообразием форм, стилей, технических приёмов и реквизита. Современное жонглирование разделяется на два основных художественных направления: классическое и бытовыми предметами. Классические жонглёры работают со специально приспособленными предметами реквизита. Это мячи, палочки, факелы, тарелки, кольца, булавы. Удобная форма этих предметов позволяет исполнителям оперировать их большим количеством. Классическое жонглирование подлинная вершина жанра. Его лучшие представители: Э. Растелли, М. Труцци, К.Никольский, Ф. Брюн, А. Кисе, Н. Ширай, Э. Аберт, Е. Биляуэр, С.Игнатов, Э. Гатто.
Видео выступлений жонглёров |
Фотографии жонглёров в нашей галерее |
Статьи о других цирковых жанрах |
Со 2-й половины 20 в. салонный стиль в жонглировании трансформируется в новое худ. направление, представителей которого стали называть «трёхпредметниками», т. к. они жонглируют лишь тремя предметами: шляпами, сигарными коробками, мячиками. Работу их отличает искромётный темп, комбинационность и неожиданные связки между трюками. Среди выдающихся мастеров этого направления: Б. и К. Кремо, Р. Швейцер, С. Заболотный, А. Николаев.
Отдельную жанровую разновидность представляют номера групповых жонглёров, которые жонглируют предметами, перебрасываясь ими между собой. Такой вид работы называется «жонглирование в перекидку». Самым распространённым реквизитом у групповых жонглёров стала булава. Прогресс жонглирования вперекидку во многом связан с российскими жонглёрами, которых отличают высокая техника, позволяющая жонглировать большим количеством предметов, и разнообразие художественном и композиционном решения номеров (жонглёры Оскал-Оол, «жонглёры на кабриолете» Боркис, «жонглёры на мачтах» Грачёвы, «жонглёры с колпачками» Инякины, «жонглёры на стрелах» Афанасьевы).
С древнейших времён артисты научились соединять жонглирование с искусством танца. Персидские танцовщицы «базигер» во время танца удерживали на голове и в руках сосуды, наполненные жидкостью. В современном цирке широкое распространение получили номера, основанные на синтезе жонглирования и национальных танцев (Н. Ширай, Ф. Брюн, Б. Бреслер, С. Складана).
Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом. Их называют крафт-жонглёрами или силовыми жонглёрами. Особая специфика присуща жонглёрам, работающим ногами.
Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной информации обращайтесь на: info@ruscircus.ru.
Литература:
З.Б. Гуревич «О жанрах Советского цирка».
Энциклопедия «Цирковое искусство России»
Художественная гимнастика с булавами: допуск к турниру, правила, судейство, оценивание
Практически каждая девочка в детстве мечтала быть гимнасткой. Многие даже занимались художественной гимнастикой на любительском или профессиональном уровне, однако далеко не всем удавалось преодолеть себя и не сдаться, столкнувшись с трудностями.
Художественная гимнастика – невероятно красивый вид спорта. Его суть заключается в выполнении различных спортивных и хореографических элементов под музыку. Очень часто в своих выступлениях гимнастки и гимнасты используют особые предметы – ленты, обручи, скакалки, мячи и так далее. Но, пожалуй, наиболее тяжелым (во всех смыслах) «дополнением» к номеру являются булавы.
Что представляет собой булава?
Булава – предмет, используемый в выступлениях гимнасток. Раньше они изготавливались из дерева, теперь же им на смену пришли пластиковые и каучуковые модели. Ручки очень часто обиваются бархатом, дабы препятствовать их выскальзыванию из рук спортсменок. Размеры булав варьируются от 40 до 60 см, однако наиболее часто встречающаяся длина – 52 см. Минимальный вес одной булавы – 0,15 кг. Важно уточнить, что булавы всегда две, причем они должны быть абсолютно идентичными по длине, цвету и массе, так как внимание акцентируется на одинаковой нагрузке для обеих рук. Строго запрещается выступать с одной или тремя и более булавами.
Интересный факт: очень часто спортсменки перекрашивают свои булавы так, чтобы они сочетались с костюмом. Многие также украшают их цветным скотчем, специально для этого предназначенным.
Виды булав для гимнастики
Существует огромное множество разновидностей булав, но основных всего 4:
Индийские и иранские булавы являются наиболее распространенными среди гимнасток по причине своей легкости и относительно небольшого размера. Именно с ними чаще всего выступают спортсменки.
Правила соревнований
Описанные ниже правила являются обязательными для всех официальных мероприятий, в том числе различных чемпионатов, турниров и соревнований по художественной гимнастике на территории России.
Допуск к соревнованиям
Всего существует 10 возрастных категорий. Важно: если спортсменка собирается принимать участие в категории 6 – 7 лет, она должна достичь этого возраста к моменту начала мероприятия.
В остальных случаях категория определяется по возрасту, которого участница достигла или достигнет в этом календарном году.
Если участница, подавшая заявку на участие, вынуждена прервать свое выступление по состоянию здоровья, ей может быть предоставлено право на повторное выступление (при одобрении главного судьи и медицинского работника, присутствующего на мероприятии).
Состав судейской комиссии
На официальных спортивных мероприятиях регионального или местного уровня судейская бригада состоит из главного судьи, его заместителя, главного секретаря и его помощника.
На национальных мероприятиях судейская комиссия делится на две составляющие – группа «D» (трудность) и группа «Е» (исполнение).
Судьи первой подгруппы фиксируют содержание выступления участницы с помощью определенных символов и выставляют свою независимую оценку.
Вторая подгруппа делает то же самое, после чего результаты суммируются и выставляется общая оценка.
Кроме того, члены группы «D» предоставляют записи выступлений главному судье после окончания соревнований и, при необходимости, предоставляют всю информацию, касающуюся участницы и ее упражнений.
Обе группы определяют сбавки за ошибки, после чего получившиеся числа складываются и итог вычитается из 10 баллов. Также членами судейской комиссии являются судьи-хронометристы (фиксируют время и предоставляют судье-координатору записи о решениях подгруппы «Е»), судьи на линии (следят, чтобы спортсменка каким-либо образом не выходила за границы площадки) и секретари (вносят всю информацию о мероприятии, очередности и результатах в базу данных).
Дисциплина гимнасток
Все участницы должны выходить на площадку только после того, как были вызваны судьей-координатором. Если гимнастка появляется на площадке до того, как ее имя было названо или спустя более чем полминуты, судья назначает сбавку в полбалла. Участницам групповых соревнований запрещается разговаривать между собой непосредственно во время выступления. В случае нарушения также назначается сбавка в полбалла.
Гимнастки должны быстро и эстетически приятно выходить на площадку, и незамедлительно принимать стартовое положение. В случае неаккуратного выхода или задержки судья назначает сбавку в полбалла.
Требования к гимнастическим булавам и их особенности
Кроме того, что было указано ранее, булавы должны быть полностью идентичными, обладать одинаковыми размерами и массой. Существуют некоторые требования к длине, основанные на возрасте спортсменки:
Важно: если планируется участие в официальных спортивных мероприятиях, необходимо, чтобы булавы были одобрены Международной федерацией гимнастики. Это снаряды от фирм «Chacott», «Sasaki» и «Pastorelli». Также важно, чтобы цвет снарядов сочетался с цветом костюма.
Особенности выбора булавы для гимнастики
Очень важно правильно подобрать булавы, основываясь на уровне физической подготовки гимнастки и упражнений, выполнение которых запланировано. Разумеется, булавы подбираются индивидуально, так как они должны доходить гимнастке примерно до середины плеча. Также необходимо обратить особое внимание на материал, из которого изготовлен реквизит – булавы не должны выскальзывать из рук. В данном случае подбор материала лучше обсудить с тренером. Например, пластиковые булавы (наиболее популярные) легче, кроме того, при падении на пол они не отскакивают, а, следовательно, не мешают остальным гимнасткам. Резиновые же удобны тем, что не скользят и являются более безопасными.
Хронометраж
Время засекается с момента первого движения, сделанного гимнасткой (или членом команды) и до момента завершения гимнасткой (или последним членом команды) программы. Небольшое музыкальное вступление разрешено, но только в случае, если гимнастка неподвижна не более чем в течение 4 секунд. В случае нарушения назначается сбавка, равная 0,30 балла.
Музыка
Абсолютно любые выступления должны иметь музыкальное сопровождение, причем это должна быть цельная композиция – строго запрещено использование нескольких «склеенных» фрагментов. Запрещается использование так называемых «шумовых» звуков – имеется в виду лай собаки, автомобильные сигналы и так далее. В случае нарушения требований судьей назначается сбавка в 0,50 балла. Музыку со словами можно использовать не более одного раза в командных соревнованиях и не более двух – в личных. При этом композиции, в которых голос выступает в роли музыкального инструмента, разрешается использовать сколько угодно раз.
В случае, если по какой-либо причине включена музыка, не соответствующая заявленной, гимнастка должна сразу прекратить выступление и сообщить судейской коллегии об ошибке, после чего начать заново под верную композицию.
Для выступления музыка записывается на CD, при этом на диске должны быть указаны имя и фамилия спортсменки, субъект, который она представляет, продолжительность выступления и авторы музыкальной композиции. Также на диске должен быть особый символ, означающий, что в выступлении используются булавы.
Требования к купальнику
Костюм – неотъемлемая часть выступления, поэтому к нему имеются определенные требования:
Разрешается использование удлиненного купальника (комбинезона), длинных колготок (важно, чтобы узор и цвет на обеих ногах были идентичными), небольшой юбочки и специальных гимнастических тапочек (их еще называют «полупальцы»).
Важно: если по состоянию здоровья гимнастке необходимо использование бинта или бандажа, данный перевязочный материал может быть исключительно телесного цвета. Несоответствие купальника вышеизложенным требованиям наказывается сбавкой в 0,30 балла.
Регламент выступления
Как уже было упомянуто, выступают гимнастки под выбранную ими музыку, чаще всего это оркестровая фонограмма. Максимальная длительность выступления в личных соревнованиях – 90 секунд, в командных – 180. Упражнения выполняются на особом квадратном ковре для гимнастики, длина стороны которого составляет 13 м.
Спортсменки могут принимать участие как в личных, так и в командных видах, выступать в классическом многоборье (состоит из 4 упражнений) или соревноваться в каждом упражнении отдельно.
Основные упражнения с булавой
Несмотря на то что булава является одной из самых опасных разновидностей инвентаря для гимнастики, она все еще является самой популярной, поэтому упражнений с булавами довольно много. Основными же являются:
Для выполнения данных упражнений требуется хорошая координация движений, высокая скорость реакции и внимательность, так как уследить сразу за двумя объектами довольно сложно.
Система сбавок
Сбавка в полбалла назначается за:
Сбавка в 0,30 балла назначается за:
Сбавка, равная 1 баллу, назначается, если превышено разрешенное число музыкальных композиций со словами. Сбавка в 0,05 балла назначается за каждую секунду, из-за которой длительность музыкальной композиции не соответствует стандартам.
Подсчет окончательных оценок
До 2001 года на всех официальных соревнованиях использовалась 10-балльная система оценивания. В 2009 году данная система была изменена на 30-балльную. С того момента подсчет окончательного количества баллов выполняется по установленной формуле: (D1 + D2) / 2 + А + Е
D1 – баллы за технику выполнения упражнения;
D2 – баллы за технику взаимодействия с булавами;
А – баллы за артистизм;
Е – общая оценка с учетом сбавок.
Единственное изменение, введенное в 2015 году – не выставляются оценки за соответствие выступления гимнастки заявленной программе.
В ситуации, когда булава касается потолка или же выходит из строя, спортсменкам строго запрещено начинать выступление заново. В этом случае необходимо либо прекратить выполнение упражнения вовсе (в таком случае оно оцениваться не будет), либо, избавившись от сломанного инвентаря, взять запасной и возобновить выступление (наилучший вариант, так как за него сбавки не назначаются).
Из соображений безопасности запрещается продолжать выполнение упражнения со сломанной булавой, так как это может привести к травме. В случае нарушения данного правила выступление также не оценивается. Если поломка происходит во время выполнения последнего движения, то есть фактически под конец выступления, и гимнастка вынуждена завершить упражнение со сломанным инвентарем, назначается сбавка, равная 1 баллу.
Важное замечание: сбавки и другие наказания назначаются не за сам факт поломки инвентаря или касания потолка, а исключительно за неверные действия гимнастки после происшествия.
Протесты
Устный протест должен быть незамедлительно (в течение минуты после объявления оценок) подан аккредитованным тренером, представляющим интересы участницы и находящимся в соревновательной зоне. В течение 4 минут устный протест должен быть подтвержден письменно.
Если протест подан в соответствии со всеми требованиями, Главная судейская коллегия обязана рассмотреть его и вынести вердикт (данное решение нельзя обжаловать) до следующего объявления оценок. В случае, если соревнования являются финальными, решение должно быть принято до окончания последнего выступления данного потока.
Наиболее популярные соревнования
Художественная гимнастика – невероятно популярный вид спорта, следовательно, по нему регулярно проводится огромное количество соревнований различных уровней – от местных до международных.
Кроме того, ежегодно проводятся разнообразные Кубки мира, Кубки Европы и национальные турниры.
Федерации
Существует огромное множество различных объединений по такому виду спорта как художественная гимнастика. Наиболее крупными являются:
Разумеется, практически в каждом крупном городе имеются свои федерации, специализирующиеся на организации мероприятий по художественной гимнастике.
История развития
История развития художественной гимнастики началась в XIX-м веке в Париже, когда ученый Жорж Демени, создав комплекс упражнений, на данный момент являющихся основными, объяснил их значимость и доказал пользу для организма. Некоторое время спустя еще один французский ученый по фамилии Дельмарт провел исследование, в ходе которого выяснил, что определенная комбинация движений способна вызывать некоторые эмоции у зрителей. Дельмарт назвал это теорией о выразительном движении.
Большую роль в развитии гимнастики сыграла всемирно известная танцовщица и жена Сергея Есенина Айседора Дункан. Она отказалась от классического понимания термина «танец» и сделала упор на импровизацию и свободу движений. В 1913 году в России открылась первая Академия Художественного Движения. В 1949 году был проведен первый в истории Кубок мира по художественной гимнастике.
В период с 1946 по 1962 г в СССР художественная гимнастика продолжала активно развиваться. По большей части ее использовали как способ физической подготовки граждан. С 1954 года были введены особые показатели, необходимые для получения звания Мастера спорта по художественной гимнастике. В 1963 году, после того как была основана Техническая комиссия, у советских гимнасток появилась возможность принимать участие в международных чемпионатах. В 1980 году было принято решение об официальном включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.
Книги
Так как этот вид спорта пользуется большой популярностью, существует огромное множество разнообразных книг на данную тематику. Ниже приведены наиболее популярные.
Как ни странно, именно художественных книг про гимнастику не так уж и много. Однако те, что есть, очень интересны, так как в них описывается весь процесс становления настоящей гимнастки, причем не только тренировки и соревнования, но и эмоции и переживания. Книга будет интересна не только начинающим спортсменкам, но и опытным гимнасткам;
Автобиография одной из самых знаменитых российских гимнасток, позволяющая посмотреть на большой спорт изнутри. Ляйсан Утяшева рассказывает обо всех трудностях, которые ей пришлось преодолеть, чтобы достичь таких высот. Безусловно, история не только о спорте, но и о настоящей дружбе, любви и силе воли.
Разумеется, существует неисчисляемое количество пособий и учебников о художественной гимнастике, но именно художественные книги и автобиографии позволяют прочувствовать всю тяжесть профессионального спорта.
Занятия художественной гимнастикой (а особенно тренировки с булавами) очень полезны для организма. Положительное влияние оказывается на иммунную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Развивается выносливость, координация, ловкость и быстрота реакции. Очень полезны такие тренировки для правильной осанки и вестибулярного аппарата. Таким образом, данный вид спорта является не только эстетически приятным, но и, несмотря на свою сложность, очень полезным для здоровья спортсменок.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига