Как называется триумфальная арка калининграда
Ворота Калининграда
Восемь ворот, окружающих исторический центр Калининграда, входят в число основных городских достопримечательностей. Туристические фирмы включают их в обзорные экскурсии по городу, а также посвящают воротам отдельные экскурсии, но все они вполне доступны и для самостоятельного знакомства.
Всем известно, что Калининград был основан в 1255 году как крепость и оставался крепостью до конца Второй мировой войны. Тевтонские рыцари заложили на берегу реки Преголи замок Кёнигсберг, который все последующие годы укрепляли, строили вокруг него оборонительные сооружения.
Первый фортификационный пояс (вальный оборонительный обвод) был построен вокруг города в первой половине XVII века. В 1657 году городские укрепления дополнили крепостью Фридрихсбург, построенной на речном входе в Кёнигсберг со стороны моря.
Второй оборонительный пояс возвели в середине XIX века, в составе него были либо построены вновь, либо реконструированы и модернизированы десять городских ворот. Они служили по своему прямому назначению до начала XX века, — были единственным местом въезда в город и выезда из него. В начале XX века второй вальный обвод утратил свое оборонительное значение, часть его сооружений снесли в интересах развития города. В том числе были разрушены Трагхаймские, Штайндаммские и Холэндербаумские городские ворота. Снесли и крепость Фридрихсбург, мешавшую строительству железнодорожных путей, сохранились лишь ворота, служившие въездом в крепость.
Во время Второй мировой войны ворота значительно пострадали, но чтобы не была полностью уничтожена история Кёнигсберга, их восстановили, и теперь восемь ворот украшают улицы города и входят в ТОП достопримечательностей Калининграда.
Карта расположения ворот Калининграда
Все восемь ворот выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле, в процессе реставрации был полностью сохранен их исторический облик. У каждого сооружения своя история, каждое по своему уникально. Сейчас все ворота используются: в них размещаются музеи, кафе, рестораны и арт-пространства.
Фридрихсбургские ворота
Фридрихсбургские ворота — единственные исторические ворота, которые вели не в город Кёнигсберг, а в крепость, построенную на берегу реки Преголи в 1657 году по приказу курфюрста Фридриха Вильгельма. В этой крепости в 1697 году во время пребывания в Кёнигсберге Великого русского посольства царь Петр I проходил артиллерийскую науку под именем урядника Петра Михайлова. Кирпичные ворота были построены в 1852 году, когда крепость Фридрихсбург при строительстве второго пояса оборонительных укреплений была перестроена в форт.
В 1910 году форт Фридрихсбург исключили из состава оборонительных укреплений города и продали Имперской железной дороге. Большую часть сооружений форта разобрали, по территории проложили железнодорожные пути, а от строений форта остались эти ворота. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года ворота получили повреждения, у них была разрушена одна из башен.
В 2002 году ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2007 году их передали Музею мирового океана. После выполненной реконструкции в 2011 году в здании и на прилегающей территории разместился историко-культурный центр «Корабельное воскресение», посвященный истории кораблестроения и возрождению исторических судов.
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота — единственные из семи сохранившихся городских ворот города, которые и в наши дни используются по своему прямому назначению, через них проходит проезжая часть улицы Багратиона и проложена трамвайная линия. Ворота были построены в 1657 году как часть городских укреплений на участке, где Первое вальное укрепление пересекалось с дорогой, ведущей к замку Бранденбург, поэтому они получили такое название. Первые ворота были деревянными, они прослужили сто лет, а затем по распоряжению прусского короля Фридриха II были заменены кирпичными воротами, служившими надежной защитой города. За толстыми стенами этих ворот укрывались небольшой караульный гарнизон, оружейный склад, а также подсобные помещения.
Ворота были значительно перестроены во время строительства Второго оборонительного пояса в середине XIX века. Именно тогда они были украшены остроконечными декоративными фронтонами, стилизованными крестообразными цветами из песчаника, гербами и медальонами. На воротах установлены портреты генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, автора Второго вального укрепления, и военного министра, фельдмаршала прусской армии Бойена.
В 2017 году в историческом здании Бранденбургских ворот по инициативе компании «Поматти» был открыт Музей марципана. Теперь горожане и гости Калининграда могут полакомиться традиционным для Пруссии лакомством — марципаном, которому посвящено огромное количество сказок, стихов и даже песен во многих странах мира. В музее можно узнать много интересного о его истории и старинных технологиях приготовления, увидеть старинные приспособления для производства марципана и уникальные изделия из этого сладкого продукта, а также купить конфеты, шоколад и прочие сладости с марципаном.
Фридландские ворота
Современные Фридландские ворота, расположенные на перекрестке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, входили в состав оборонительных сооружений Кёнигсберга XIX века. 1862 год — дата постройки ворот указана на замковом камне свода проезжей части. Ворота выстроены в неоготическом стиле из красного кирпича, а называются Фридландскими, так как через них проходила дорога на Фридланд, как в те времена назывался город Правдинск Калининградской области.
По сравнению с другими городскими воротами Фридландские представляли наиболее укрепленный оборонительный комплекс, в который входило большое количество казематов с окнами и амбразурами, в том числе пушечными. Противоштурмовыми конструкциями были защищены и располагавшиеся рядом с проезжей частью караульные помещения. Сохранилась эскарповая стена (внутренняя стена крепостного рва) с амбразурами и дозорным путем, защищавшая ворота с внешней стороны. Такая повышенная защита городских ворот объяснялась их расположением в южной части города, которую считали местном возможного наступления противника.
Фасады ворот украшали скульптуры из песчаника, выполненные в 1864 году скульптором Вильгельмом Людвигом фон Штюрмером. В нише внешнего фасада ворот была установлена статуя магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена, внутренний фасад украшала скульптура графа Фридриха фон Цоллерна. Первая статуя после Второй мировой войны имела значительные повреждения, а вторая — полностью утрачена. Работы по восстановлению выполнили мастера из Санкт-Петербурга при содействии и финансовой поддержке Министерства культуры Германии в рамках сотрудничества с мэрией Калининграда.
До первой мировой войны Фридландские ворота служили въездом в город, позже на месте южной части Вторых вальных укреплений разбили парк «Южный», и с 1920 года они стали входными воротами этого парка. Во время Второй мировой войны на территории парка шли ожесточенные бои, после которых 7 апреля 1945 года через Фридландские ворота в город вошли войска Советской Армии.
Во время войны Фридландские ворота пострадали незначительно, в 1950–1960-е годы их использовали под овощехранилище. После реставрации в здании ворот в 2002 году был открыт для посещения музей. Сначала он был отделом парка, а в 2008 году стал муниципальным музеем «Фридландские ворота». Это один из самых познавательных и интересных музеев Калининграда, его постоянная экспозиция посвящена истории Кёнигсберга конца XIX — первой половины XX века. Здесь можно совершить виртуальную прогулку от Фридландских ворот через остров Канта, Литовский вал и центр города, заглянуть в витрины магазинов, кафе и аптек, а в конце прогулки из парка виртуального, сделав шаг, оказаться в реальном парке, раскинувшемся за воротами и созданном на месте бывших оборонительных сооружений. Информацию о планируемых выставках и иных мероприятиях, времени работы и стоимости посещения, можно узнать на сайте музея «Фридландские ворота».
Закхаймские ворота
Комплекс Закхаймских ворот, которые стоят на пересечении Московского проспекта и Литовского вала, возведен в середине XIX века. У ворот один арочный проезд, две боковых арки меньшего размера использовались как проходы для пешеходов, но до настоящего времени они не сохранились.
По обе стороны от арочного проезда со стороны города располагаются две высокие круглые башни с узкими стрельчатыми окнами, прикрытые сверху декоративными коронами. Между башнями по верху над арочным проездом — защитные зубцы. Ворота со стороны города были украшены горельефами с изображениями прусских генералов периода наполеоновских войн Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, а с внешней стороны — изображением черного орла, но они не сохранились. С внешней стороны с двух сторон от проезда стоят невысокие восьмигранные башни.
Это был контрольно-пропускной пункт на въезде в город до конца XIX века. Когда городские укрепления утратили свою оборонную функцию, Закхаймские ворота передали городу. Большой исторической ценностью объект не считали, казематы по обе стороны от проезда снесли, к оставшейся части пристроили жилой дом.
После войны здание ворот периодически использовали как склад, магазин, гараж, оно постепенно разрушалось и захламлялось. В 2007 году здание поставили на учет как объект культурного наследия федерального значения, но последующие годы оно пустовало. После выполненной реставрации в 2013 году в Закхаймских воротах было создано популярное в городе арт-пространство «Ворота» для проведения выставок, конференций, концертов и других культурных мероприятий.
Королевские ворота
Королевские ворота, расположенные на пересечении улиц Фрунзе и Литовского вала — самые красивые ворота Калининграда, не зря они были символом празднования 750-летия города в 2005 году.
Это не первые ворота, расположенные на этом месте, но свое название Королевские ворота получили от предыдущих, построенных в XVIII веке. Они назывались Гумбинненскими, так как через них проходила дорога на Гумбиннен, современный Гусев. Ворота стояли на Königstrasse, Королевской улице, по которой прусские короли из замка в Кёнигсберге отправлялись в предместье Девау на войсковые смотры. По названию этой улицы в 1811 году ворота переименовали в Королевские.
В середине XIX века приступили к модернизации городских укреплений и строительству Второго оборонительного пояса, во время проведения этих работ снесли старые Королевские ворота и в 1850 году построили новые. Автором проекта ворот был генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за оформление фасадов отвечал архитектор Вильгельм Людвиг Штюрмер. У ворот один проезд шириной 4,5 метра, по обе стороны от него — казематы, у которых со стороны города есть окна и двери, а с внешней стороны — амбразуры. Ворота украшают зубцы и восемь башенок. В нишах высокой части установлены горельефы работы скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Слева — король Чехии Отакар I, в центре — король Пруссии Фридрих I, справа — герцог Пруссии Альбрехт I, ниже — их родовые гербы, а сверху — гербы прусских земель Замланда и Натангии.
Не прошло и полвека, как фортификационные сооружения Второго оборонительного пояса устарели, затем военные признали их утратившими военное значение. Город рос, валы мешали его развитию и были срыты, а ворота превратились в своеобразную триумфальную арку. В годы войны Королевские ворота получили повреждения от артобстрелов и бомбардировок и еще долго стояли со следами этих ран, постепенно разрушаясь без использования.
В 1960 году ворота включили в перечень исторических памятников города, но никаких работ по реставрации или консервации не проводили, наоборот предпринимались попытки снять их с государственной охраны и снести. Периодически в здании размещали то склад, то магазин, то кафе, последнее десятилетие XX века оно стояло заброшенным.
Все изменилось, когда город стал готовиться к празднованию своего 750-летия. Ворота не только полностью восстановили к юбилею, но именно Королевские ворота стали символом этого юбилея.
В 2005 году ворота были переданы Музею мирового океана, в них разместился историко-культурный центр «Великое посольство». Экспозиция этого музея посвящена истории Кёнигсберга, историческим связям города с западными и восточными странами, Великому посольству Петра I, посольствам и консульствам Калининграда, историческим личностям, связанным с этим городом. Именно здесь хранятся символические ключи от всех ворот Кёнигсберга и находится знаменитая бронзовая скульптура «Прусский кот», который исполняет желания.
Росгартенские ворота
Росгартенские ворота располагаются на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского рядом с башней «Дона», которую сейчас занимает Музей янтаря. Сохранившиеся до наших дней ворота построены в середине XIX века в системе оборонительных укреплений Кёнигсберга на месте существовавших на этом месте ворот XVII века.
В воротах всего один проезд шириной около четырех метров, по обеим сторонам которого располагаются по три каземата. Со стороны улицы Черняховского в воротах есть окна, а с противоположной стороны — амбразуры. Со стороны города ворота отличаются красивым декоративным оформлением: центральный проезд ворот окружают две высокие восьмигранные башни, сверху фасад украшает ряд зубцов. Между башнями расположена высокая арка, над которой находится наблюдательная площадка, а по обе стороны от арки — аркады, опирающиеся на колонны. По обе стороны от главной арки — портреты-медальоны прусских генералов Герхарда фон Шарнхорста и Августа Нейтхардта фон Гнейзенау, военачальников эпохи наполеоновских войн. Внешняя сторона ворот не имеет украшений.
После войны ворота были отреставрированы, но проезда через них нет, там размещается ресторан «Солнечный камень», а бывшие казематы занимают кухня ресторана и подсобные помещения.
Аусфальские ворота
Аусфальские ворота впервые были построены в первой половине XVII века вместе с первым оборонительным кольцом, а затем, как и остальные, перестроены в 1866 году в стиле кирпичной готики во время строительства Второго оборонительного пояса по проекту прусского генерала, военного инженера Эрнста Людвига фон Астера.
В 1993 году на покрытии ворот была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца в память о советских солдатах, погибших при штурме Кёнигсберга.
Железнодорожные ворота
Железнодорожные ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, сейчас они малозаметны и похожи скорее на тоннель. Эти ворота были построены во второй половине XIX века, через их два пролета, оформленных стрельчатыми арками, проходила железная дорога на Пиллау, как раньше назывался город Балтийск. Автор проекта ворот — Эрнст Людвиг фон Астер, архитектор Второго оборонительного пояса Кёнигсберга.
После войны эта железнодорожная ветка уже не использовалась, так как был построен новый путь по двухъярусному мосту через реку Преголю. В конце 1990-х годов рельсы демонтировали, а по бывшей железнодорожной трассе проложили пешеходную дорожку, ведущую в парк Победы.
В 2017 году в здании Железнодорожных ворот разместился Калининградский планетарий имени Ф. В. Бесселя.
Обойти все ворота пешком вполне возможно, они обозначены на карте 2ГИС и Яндекс, но длина проложенного между ними пешеходного маршрута — 12 километров.
Оптимальный вариант прогулки — совместить осмотр ворот с посещением других городских достопримечательностей, которые расположены на данном маршруте, или воспользоваться услугами общественного транспорта.
Городские ворота Кенигсберга (Калининград)
Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.
Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.
История строительства ворот
5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление. Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.
Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим их.
Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.
В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города.
Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.
Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.
Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.
В послевоенные годы, они даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.
Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские.
Сейчас это семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.
Королевские
Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.
В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.
Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).
В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.
Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.
Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.
Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.
Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.
Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.
В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.
Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.
В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.
После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.
В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.
В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.
10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.
С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.
| |
Со стороны города | главный фасад |
| |
барельефы | С внешней сторон ы |
Росгартенские
Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.
Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.
В 1852—1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные.
Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.
Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью.
По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.
С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.
После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».
| |
С внешней стороны | Со стороны города |
| | |
Росгартенские ворота | медальон-портрет Шарнхорста | медальон-портрет Гнейзенау |
Закхаймские
Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.
Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.
Имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.
Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города они были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением черного орла.
В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через них перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.
Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны их стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.
В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.
На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.
| |
Со стороны города | С внешней стороны |
| |
Со стороны города | С внешней стороны |
Фридландские
На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск).
Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.
Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага.
И уже в 1857—1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).
Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Врата имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней.
Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три.
Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант.
Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена.
Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена — в 2005 году, скульптура Цоллерна — в 2008 году).
В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.
После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.
Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.
В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.
Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» — единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.
Постоянные экспозиции музея:
«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.
«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.
| |
С стороны города | С внешней стороны |
| | |
скульптура Фридриха фон Цоллерна | скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена |
| |
музей |
Бранденбургские (Берлинские)
Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный.
Первые городские врата на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).
Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед ними был вырыт ров и заполнен водой.
18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича.
Они имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.
В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено.
Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями.
На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.
Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.
| |
С внешней стороны | Со стороны города |
Аусфальские
Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.
Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.
В 1866 году Аусфальские ворота были полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что они были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга.
Проектировал новые Аусфальские врата архитектор Людвиг фон Астер.
Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами.
В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.
Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны в Аусфальские врата использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.
Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
| |
Аусфальские | коллектор сточных вод |
| |
православная часовня Св. Георгия |
Штайндаммские
Штайндаммские ворота (Steindammer thor), они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.
Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.
Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.
Холлэндербаумские
Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.
Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
Трагхаймские
Трагхаймские ворота располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
Железнодорожные
Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.
Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны — помещение для караула.
В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).
После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.
| |
Железнодорожные |
Это был грандиозный проект. К сожалению к нашим дням сохранилось не все.