Как называется тувинское горловое пение
Тувинское горловое пение или хоомэй имеет специфичное и необычное для нормального слуха звучание.
Этот особый вид искусства не отличается стройной музыкальностью или мелодичностью, которые присущи классической или современной музыке, а имеет свой особый характер. Первоначально тувинское горловое пение использовали шаманы, а после оно постепенно стало использоваться в Тибете для исполнения мантр.
Пять основных видов тувинского горлового пения
При исполнении тувинского горлового пения применяется особый вид звукоизвлечения – хоректээр. Этот способ предполагает использование грудной клетки в качестве основного звукового источника. Исполнители такого музыкального жанра называются хоомейджи. В тувинском горловом пении существует пять основных видов:
Тувинское горловое пение предполагает смешивание и разделение этих стилей. В одной музыкальной композиции может встречаться сразу два, а то и три стиля.
Как научиться тувинскому горловому пению
Освоить этот вид пения даже у профессионального вокалиста может получиться не с первого раза. Для этого существуют различные вокальные методы и техники – от распевок до обучения правильному расслаблению нижней челюсти. Во время выполнения приемов следует добиваться как можно более глубокого положения языка внутри гортани, напрягать мышцы шеи и языка. Для получения ясного и чистого звука, необходимо пропускать воздух через дыхательное горло. Опытный педагог по вокалу поможет правильно освоить этот вид пения и обучит эффективному выполнению приемов.
А чтобы не перенапрячь горло и голосовые связки стоит использовать комплексный препарат Гомеовокс. Он избавит от неприятных ощущений, восстановит пропавший голос и надежно защитит речевой аппарат. Гомеовокс – эффективное средство для улучшения вокальных данных!
Как называется тувинское горловое пение
1) хрипеть, издавать хриплые звуки;
2) бурлить (при кипении, например, каши).
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей, и они назвали это пение «хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.
В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосное горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».
Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве, то есть VI-VIII вв., то о времени зарождения и становления горлового пения нельзя говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.
Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения. Традиция исследования тувинского горлового пения
Опубликовано 26.12.2012 автором administrator
sojonNEW.
Традиция исследования тувинского горлового пения насчитывает уже более ста лет. Впервые горловое пение был записан в Восточной Туве в 1865 г. исследователем П. Островских.
В опубликованном научном отчете. “Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела Минусинского музея” исследователь сообщает, что –
“Своеобразное впечатление, произведенное пением без слов, не передается словами. Это пение называется “кумейлер” (хоомейлээр — З.К.) и слагается из целой гаммы хрипов. Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько смогут вместить его легкие, и затем начинает извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей, непрерывность и длительность коих всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. Затем следует новый глубокий вдох и продолжение таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулууруме — инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, декой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому проследованию таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии.”
Анохин (1874 –1931) – известный краевед, этнограф, педагог, композитор, собиратель и пропагандист музыкального фольклора тюрко-монгольских народов.
Русский ученый А.В. Анохин (1874-1931гг.), который был известен как выдающийся знаток традиционной музыки Центрально-азиатских и Южно-сибирских народностей Российской империи, в конце XIX столетия посетил урочище Хемчик республики Тыва, и обратил свое внимание на музыку тувинцев. Он считал горловое пение особенно характерным для тувинской музыки и ввел в научный оборот. По-видимому для того, чтобы подчеркнуть значимость существующего в Туве искусства сольного двухголосного пения, А.В. Анохин придерживался мнения, что традиционная музыка тувинцев принадлежит к числу самых древних видов этого искусства и представляет собой как бы его первоначальное состояние, не тронутое чуждыми влияниями. Он пишет, что в творчестве тувинцев отсутствует постороннее музыкальное влияние, мелодии самобытны.
Первые по времени послереволюционные музыкальные записи тувинских народных песен были сделаны в 1927 году Е.В. Гиппиусом и З.В. Эвальд с голосов студентов Института народов Севера и Сибири в Ленинграде.
В нотациях тувинских народных песен, выполненных на высоком научном уровне, самим А.Н. Аксеновым впервые воспроизведена фактура горлового пения и фактура наигрышей игиле, бызаанчы, хомусе.
Интерес вызывает также опубликованная в 1981 г. статья С.И.Вайнштейна о горловом пении в контексте этногенеза тувинцев. Не ставя перед собой собственно музыковедческих задач, исследователь сумел передать дух тувинской музыки, и довольно цельно и ярко представить исполнение горлового пения. Основой статьи послужили полевые материалы ученого из Центральной Тувы, встречи с его респондентом О.Алдын-оолом в 1954 г. Как отмечает С.И.Вайнштейн, это был «дуэт» необычных музыкальных инструментов, но исполненный … без инструментов, голосом одного солиста в безлюдной центрально-азиатской степи, исполненный им «для себя», а, может быть, и для меня тоже. Прошло четверть века, но этот эпизод остался, пожалуй, одним из самых примечательных в длинной череде моих воспоминаний о путешествиях по Сибири.
В.Т. Маслов, Б.П. Чернов.
В 1975 году установлен механизм образования сольного двухголосия. Как утверждают авторы, в формировании высоты свисткового тона участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта, и именно они образуют свистковое отверстие. На этой основе они делают общий вывод о прямой связи тувинского сольного двухголосия с пением башкир, алтайцев, хакасов и монголов, что вряд ли корректно. Эта связь скорее косвенная.
З.К. Кыргыс, Анат Кэйдор, Энтони Джон
Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 г., горловое пение тувинцев, настолько специфично, что не дает право на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия
Без имени-2Исследования были проведены согласно следующей схеме: физиологический анализ голосовых связок, особенности работы дыхательного аппарата, особенности деятельности резонаторной системы. Работа была записана на видеокассету при помощи назофарингологической эндоскопии с использованием гибкого эндоскопа из волокна, фоноскопии, телескопа, введенного через ротовую полость.
Горловое пение тувинцев — загадка древнего искусства
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Горловое пение – это по-настоящему уникальное явление, так распространенное в сердце Азии: Монголии, Казахстане, на Алтае, в российских республиках Бурятия и Калмыкия. Но его негласным мировым центром считается Тува.
Горловое пение тувинцев особенное, оно имеет неповторимые мотивы, которые взывают к воссоединению с природой.
Сегодняшняя статья поведает, какими особенностями обладает этот вид искусства в Туве, какие он имеет стили, что нужно сделать, чтобы стать хорошим певцом, а также познакомит с выдающимися горловиками, которыми может гордиться республика.
Что же, начнем — впереди много интересного!
В чем его особенность
Назвать горловое пение искусством не будет преувеличением, ведь нужно обладать недюжинным талантом, чтобы извлечь из себя две, а то и три ноты одновременно, что создаст впечатление многоголосного исполнения. Такое бессловесное пение вызывает у европейских людей удивление и восхищение.
В то же время тувинцы отлично изучили музыкальное мастерство. Они вдыхают в легкие как можно больше воздуха, а затем, управляя диафрагмой, выдыхают его так, что в результате звуки слагаются в музыку, похожую на хрипы или гудки. Каждый цикл дыхания – новая гамма неповторимых звуков.
Пение тувинцев отличается от музыки, например, калмыков или бурят. Оно передает менталитет народа, его безграничную любовь к природе, окружающему миру. Появляющимися многообразными звуками они копируют звуки мира, подражают завываниям ветра, кличу домашних и диких животных, как бы вживаясь в их роль.
Такое пение в общеупотребительном смысле называют «хоомей». Этим же термином называют один из пяти стилей тувинских горловиков – их, в свою очередь, величают «хоомейжи». Члены любой тувинской семьи хоть сколько-нибудь знакомы с техниками горловой музыки.
Первыми хоомейжи можно назвать охотников и шаманов. Первые издаваемыми звуками подражали животным для привлечения добычи. Сегодня они являют собой хранителей древнего искусства, выражают народные, фольклорные ценности и пользуются общепризнанной любовью.
Это неспроста, ведь начинаешь слушать их музыку, и не веришь, что такое подвластно человеку.
Стили
К традиционным стилям хоомей можно отнести:
Стиль восходит к началу времен владения верблюдами. Звук, исходящий из горла, имитирует звуки, издаваемые самкой верблюда.
Гудящие звуки из глотки, носоглотки, гортани, обладают очень низкой частотой. Хоомей часто не нуждается в сопутствующих словах или стихах, иногда сопровождается колыбельной.
Звуки, схожие со свистом, плачем, завыванием, стоном. Часто используются при погребении и поминальных службах.
Ритмичная мелодия, подражающая стукам стремени о седло при лошадиных скачках, так знакомая наездникам.
Еще один стиль, отличающийся бойким ритмом и похожий на перекатывание предметов круглой и шарообразной формы.
Кроме основных распространены другие специфические виды и подвиды:
и другие – всего их насчитывается более пятидесяти.
Современные певцы обычно обладают одним-двумя стилями хоомей, хотя встречаются уникумы, которые способны воспроизводить почти все из них.
Обучение
В музыкальных школах Тувинской республики наряду с направлениями фортепиано, баяна, аккордеона, скрипки есть направление национального горлового пения. Что интересно, оно пользуется большой популярностью.
Тувинцы с трепетом, с благоговением относятся к своему культурному наследию, поэтому мальчишки и девчонки с превеликой радостью выбирают классы хоомей.
Крупнейший научный центр международного масштаба, который носит одноименное название «Хоомей», находится в Кызыле.
Здесь опытные преподаватели учат техникам владения собственным голосом, помогают обрести собственное, ни на что не похожее звучание. Тут же берут начало региональные и международные конкурсы, фестивали.
Рекомендации для учеников нехитрые и сводятся к нескольким правилам:
Посвятить себя горловому пению могут далеко не все. Существует ряд противопоказаний для занятия этим видом искусства, в основном медицинские:
Горловое пение в лицах
Фанаты хоомея любят его за то, что тот помогает отвлечься от мирских суетных дел, как бы возвращая в сердце природы, ведь настоящие знатоки своего дела умеют стать ручьем, ветром, птицей, быком, о чем говорят выдыхаемые мелодии.
Таких мастеров сегодня всего около сотни, что подтверждает мысль об уникальности и запредельности их возможностей. Самые яркие представители встречаются на одной сцене в рамках фестиваля «Хоомей в центре Азии», информация о котором публикуется ежегодно летом.
В число лучших представителей искусства входят певцы, стиль и манера исполнения которых очень отличается друг от друга:
К известнейшим группам можно отнести:
Последние успели выйти на международную арену и стать популярными благодаря работе в голливудских картинах кинокомпании «Columbia Pictures», например, в фильме «Джеронимо – американская легенда».
Как мы уже сказали выше, горловое пение распространено и в других регионах России. Почитать об этом явлении у бурят можно в этой статье.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Будем благодарны, если вы поддержите блог, поделившись ссылкой на эту статью со своими друзьями в социальных сетях!
Как называется тувинское горловое пение
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Горловое пение. Тува.
Горловое пение — оно не для всех.
Звучание его настолько специфично и непривычно для нашего уха, приспособившегося под стройную музыкальность и мелодическую предсказуемость классической и современной музыки, что я часто слышу фразы вроде: «Разве это музыка?».
Да, горловое пение — это искусство. Впрочем, как любой другой вид искусства он не для всех. Одни в музыке предпочитают однообразие мотивов «попсы», другие наслаждаются гладкостью классических оперных голосов и оркестров, третьи любят ритмичное техно и R&B… Сколько людей — столько мнений. Горловое пение необходимо почувствовать, пропустить через себя, его слушают не ушами, а телом.
В этой статье я хочу очень коротко рассказать о стилях и направлениях горлового пения, о разнице между ними. Найти теорию по этому вопросу несложно, но новичку без соответствующего образования легко запутаться в многообразии специфичных музыкальных терминов, в этих бесконечных «обертонах» и «регистрах». Я постараюсь сделать свою статью максимально иллюстративной, продемонстрировать вам как классические варианты горлового пения, так и его современные обработки в сочетании с более привычными для нас инструментами.
Итак, что такое горловое пение и что отличает его от обычного пения?
Любое пение является исполнение музыки голосом. В свою очередь, горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, при этом часто оно сопровождается «многоголосым соло» — мы как будто слышим несколько голосов, но при этом поет один человек.
Горловое пение является частью культурного наследия коренных народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Горловое пение сопровождало не только религиозные обряды, но и охоту, приготовление пищи и многое другое. С его помощью рассказывали эпосы и сказки, защищались от врагов и призывали удачу на охоте.
Каждый народ имеет свой характерный стиль (стили) горлового пения. Они одновременно и похожи и отличаются друг от друга. Одни более мелодичны, другие — прерывистые и жесткие. Я обязательно дам вам возможность послушать их, чтобы вы почувствовали разницу.
Наиболее изученным и известным является тувинское горловое пение. Предлагаю с него и начать.
Тувинское горловое пение носит название «хоомэй» (Хөөмей). Здесь может возникнуть небольшая путаница, потому что хоомэй — это и обобщающее название тувинского горлового пения, и один из пяти стилей этого пения. Чтобы не путаться, предлагаю в качестве обобщающего название использовать другой термин — «хоректээр». Существует множество других певческих приемов, используемых при исполнении горлового пения, но в данном случае, именно хоректэр мы можем принять за основу основ.
Хоректээр — это особый способ звукоизвлечения при исполнении тувинского горлового пения, объединяющий все пять стилей. То есть, какой бы стиль ни исполняли тувинские певцы, они всегда используют хоректээр. В чем же его особенность? Само слово «хоректээр» происходит от тувинского слово «хорек», «грудь». Дословно «хоректээр» означает «петь с опорой на грудь». Таким образом, именно грудная клетка используется в качестве главного источника звука. Не буду вас нагружать многочисленными физиологическими тонкостями, связанными с распределением певческого дыхания или способом смыкания связок. Мы — не музыканты, нам это не нужно. Любопытный факт, если мы заглянем в тувинско-русский словарь, то обнаружим, что слово «хоректээр» почти никогда не употребляется в музыкальном смысле, его первое и основное значение — «повышать голос, ругать кого-то».
Один из исследователей тувинского горлового пения Кыргыс З.К. пишет в своей книге «Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование» о том, что хоректээр — это даже не пение, а «скорее инструментальное музицирование, основанное на имитации звуков окружающего мира. Отсюда сакральный смысл этого способа звукоизвлечения, особая глубина и специфика его эстетического восприятия».
Исполнители тувинского горлового пения называются хоомейджи. Итак, перейдем к стилям тувинского горлового пения.
Первый, основной стиль называется «хоомей». Давайте послушаем, как он звучит (сначала я выкладываю пение «без украшений», только голос, чтобы вы уловили тонкости звучания).
Хоомейжи старой закалки любят повторять, что «хоомей — праотец всех других стилей». Большинство исполнителей отдают предпочтение именно хоомею, наиболее музыкальному и певучему стилю. К тому же, наиболее простому в исполнении. Если мы прислушаемся, то поймаем себя на мысли, что звуки хоомея напоминают нам гобой и кларнет.
В героических сказаниях хоомей предстает как прочно вошедшее в жизнь музыкальное явление. Как в индийских фильмах, когда главные герои в самый ответственный момент принимаются танцевать, в тувинских сказаниях герой-богатырь тоже не откажется от возможности исполнить хоомей.
Один из исследователей горлового пения Б.И. Татаринцев пишет: «Дорожное богатырское горловое пения характеризуется однотипными устойчивыми эпитетами «жалобный, заунывный, протяжный»». Исследователь дает один из вариантов лирического сказания о Хан-Хулюке. У его героя после исполнения им подобного пения «тоскующая грудь расширяется, стесненная мысль удлиняется».
Иногда хоомей используют в качестве колыбельной, тогда он называется «опей хоомей».
Очень рекомендую послушать также композицию с женским вокалом:
Да, вы совершенно правы, он действительно родственен уже знакомому нам хоомейю. Но несмотря на свою похожесть (поначалу вам все стили будут казаться похожими один на другой), разница все же есть. Во-первых, для стиля борбаннадыр часто характерно ускорение. Во-вторых, прислушайтесь: в стиле хоомей мелодия как бы останавливается на одном тянущемся звуке, а на его фоне уже появляются проблески, интонации. В случае же с борбаннадыром периодически мелодия как бы выбрасывает перекатывающиеся звуки без слов. Еще одной отличительной особенностью борбаннадыра является скачкообразный, волновой ритм.
Давайте послушаем еще несколько композиций
Классическую:
…и более современную:
Тут вы разницу уловите без труда. Каргыраа обычно переводят как «хрип», это самый низкий вид пения, который сравнивают с карканьем вороны или криком верблюдицы.
У этого стиля выделяют два основных субстиля.
Высокие, светлые и мягкие по звучанию композиции называются «хову каргыраазы» или «степное каргыраа». Звучание протяжное, мягкое, широкое. Исполнителем показаны просторы ровных степей, гор. Периодически поется текстовой зачин.
Основной формой каргыраа является связное пение с четкой логическо-смысловой гласных звуков.
Выделяют также «пещерное кыргыраа» или «даг каргыраа». Как раз его пример представлен выше. Он более суров (хотя кыргыраа сам по себе суров 🙂 ). В нем ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный носовой тускловатый звук.
Еще один удивительный и красочный стиль (один из моих самых любимых среди тувинских) — сыгыт. Сыгыт переводят и как «свист» и как «плач». Это один из самых сложных и высоких стилей.
Послушайте.
Основная особенность стиля сыгыт, отличающая его от всех остальных стилей, заключается в особой технике звукоизвлечения: корень языка продвинут вперед, опорный звук в основном извлекается вибрацией язычка и его степенью подъема к небу. В стиле сыгыт он является главным органом, управляющим воздушной струей. Поток воздуха, полученный не гортанью, не ложными голосовыми связками, а именно в результате применения приема хоректээр, приводит в вибрирующее колебательное движение язык.
Как я отличу этот стиль, спросите вы. Не буду же я заглядывать в рот певцу, как он там двигает язычком! Очень просто: вы услышите на фоне тихой мелодии резкий, пронзительный звук, похожий на свист. Он называется «обертон». К тому же, пение сыгыт почти всегда осуществляется без слов. Слышите звуки «йо», «йи», «йа»? Это сыгыт.
Здесь это очень хорошо слышно.
Побалуемся наложением техно?
Наконец, последний пятый стиль эзенгилээр.
Слушать.
Это сравнительно «молодой» стиль, предполагают, что он сформировался не ранее конца 1 тыс. н.э. на базе стиля сыгыт. Манера эзенгилээр отличается неторопливым распеванием и отчетливым скандированием. Отличительная особенность этого стиля заключается в периодическом выпуске воздуха через нос.
Этот стиль ритмически тесно связан с верховой ездой. Послушайте, напоминает скок коня, правда:
Слушать.
На мой взгляд, наиболее ритмичный и быстрый стиль, хотя очень похожий на борбаннадыр.
***
Стили могут объединяться и смешиваться. В одной композиции могут встретиться два, три или даже больше стилей горлового пения. Помимо этого, у основных стилей выделяют множество подстилей, но это уже тонкости, о которых вы, если интересно, можете почитать в специальной литературе.
Невозможно охватить все тонкости и особенности тувинского горлового пения, да я и не ставила себе такой цели. Надеюсь только, что магия этого чудесного явления затронула вас так же, как меня. А, может, горловое пение для вас так и осталось невнятным гудением и жужжанием — что ж, каждому свое.
Признаюсь честно, тувинское — не самое мое любимое горловое пение. О моем любимом я еще напишу. Я познакомилась и влюбилась в горловое пение на Алтае, в походе. Оно для меня навсегда будет ассоциироваться с теми краями, где горы и озера такой чистоты, что кажется, будто они гудят. Или поют.