Как называется учитель на востоке
Учитель в буддизме — какова его роль
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
У многих слово «учитель» ассоциируется со школьной скамьей, первым сентября и уроками. Однако даже во взрослой жизни мы сталкиваемся с людьми, которые становятся нашими учителями. Не исключением является и буддийская философия – учитель в буддизме играет огромную роль на пути дхармы.
Предлагаем вам узнать, кто это – буддийский учитель, как строятся отношения между ним и учениками, в чем их особенность. Сегодняшняя статья ответит на эти вопросы и расскажет, кто такой учитель в двух направлениях буддизма: в тибетской ветке и дзен.
Кто такой учитель в буддизме
Есть прекрасная аллегория, в которой каждый человек в этом мире представляется затерявшимся в лесу ребенком. Малыш блуждает по лесу, не зная, как выбраться, постоянно спотыкаясь, пребывая в страхе. Помочь ему может только взрослый, который знает этот лес и может подсказать ребенку дорогу.
Согласно буддийской философии, так же происходит и в жизни: мы постоянно блуждаем в череде перерождений, сталкиваемся с трудностями, привязанностями, пребываем в неведении и желаем выбраться на истинный путь, высвободиться. В этом нелегком деле может помочь учитель, или, как он называется на санскрите, гуру. Именно он знает, как выбраться из круга сансары и вступить на правильную тропу.
Будда говорил, что все достигшие пробуждения следовали пути, который подсказывал им духовный наставник – учитель. В буддизме все началось с самого Будды Шакьямуни – он не является богом, он был обычным человеком, который смог пробудиться. И, постигнув истину, он стал передавать ее своим приближенным, став Великим Учителем.
Мы все – потенциальные ученики, затерянные в сансаре с ее проблемами. Проблемы могут обыденными: конфликты с родственниками, трудности на работе, личностные кризисы. Мы хотим освободиться от них, но не знаем как.
Идеальным наставником с точки зрения буддийского учения является бодхисаттва – человек, который достиг просветления, но отказался от нирваны ради того, чтобы нести дхарму людям, указывать им правильную дорогу.
Однако учитель необязательно должен быть просветленным. Но при этом он должен раз и навсегда избрать этот путь, дав соответствующие обеты. Наставник должен быть примером для подражания для своих учеников, от него требуется владение всеми качествами, которые мечтают обрести последователи.
Наставник может быть:
Хотя гуру может и не быть монахом, ученики не должны сомневаться в его истинности. Учитель дает наставления, учит практикам, медитациям, передает многовековые традиции буддийского учения. Но, кроме этого, он должен также быть примером в остальных сферах жизни: в общении со слабыми, больными, в конфликтных ситуациях, в вопросах политики, благотворительной деятельности.
Главное – наставник сам должен жить так, как учит своих учеников. При этом он должен быть терпимым, неустанно работая с подопечными и оправдывая их доверие. Любовь ко всему живому, верность традиции, постоянные практики, внутренняя доброта, огромная мудрость и терпение, честность, милосердие – такие качества должны быть присущи настоящему учителю.
В трех главных направлениях буддийской мысли по-разному относятся к роли учителя, но все они сходятся в одном – что эта роль огромна:
Предлагаем рассмотреть роль гуру с точки зрения тибетского буддизма, а также направления дзен.
Учитель в буддизме Тибета
Учитель в тибетском буддизме по-другому именуется «ламой». Его задача – выявить способности подопечного, найти подход и обучить практике, помочь верно истолковать все тонкости.
По словам нынешнего Кармапы Тринле Тхайе Дордже – лидера школы Карма-кагью тибетского буддизма – учитель должен иметь истинное чувство сопереживания и глубинные познания в области учения Будды.
Лама должен быть полон терпения, энтузиазма и готовности помогать ученику, который, возможно, не усвоит все сказанное с первого раза. Его задача – увидеть в каждом внутреннее просветление, ведь он сам становится для ученика символом пробужденного состояния.
Его святейшество Тринле Тхайе Дордже (род. 06.05.1983). Семнадцатый Кармапа линии Карма Кагью
Ученик, в свою очередь, должен быть полностью уверен в подлинности знаний своего наставника. Отношения между учителем и учеником должны быть уважительными, близкими, доверительными. Лучшим показателем хороших практик является внутреннее чувство все нарастающей благодарности обучающегося.
По представлениям тибетского буддизма лама должен обладать определенными качествами:
Слово «лама», помимо привычного значения «гуру», может быть указателем уважаемого титула: Далай-лама и Панчен-лама в Тибете, Хамбо-лама или Камбо-лама на бурятской, тувинской, алтайской части нашей страны. Но при этом они являются в первую очередь великими учителями, которые принесли знание тысячам буддистов тибетского толка.
Действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо наставлял: если буддисту не удастся найти учителя, в подлинности которого он не будет сомневаться, стоит обратиться к сутрам и учиться у них.
Учитель в дзен-буддизме
В направлении дзен учителю отводится, пожалуй, самая большая роль во время практик, по сравнению с другими школами буддизма. Все дело в том, что в течении дзен нет священных писаний вроде сутр, у которых можно поучиться, как это завещал Далай-лама в тибетском буддизме.
Кобун Чина Отогава (01.02.1938-26.07.2002). Учитель дзен-буддизма Sōtō, наставник Стива Джобса
Главное правило дзен и состоит в том, что истину нельзя выразить в тексте – учение должно передаваться от одного сердца к другому, то есть от наставника к ученику. Книги вообще у дзен-буддистов не в почете. Чтобы доказать неэффективность метода поиска знаний через писания, некоторые гуру специально сжигали книги.
Один из главных принципов дзен состоит в том, что истинную мудрость можно передать только посредством общения учителя и ученика, первый из которых обладает знанием, а второй желает его принять.
Из-за того что нет текстов, где трактуются основы учения, знания должны передаваться устно. Во избежание неправильного понимания техники практик и способов познания собственной природы практикующему следует постоянно обращаться к помощи учителя.
В дзен практикуются медитации, не направленные на какой-либо объект, а также коаны – короткие вопросы в виде диалога, эдакие загадки, ломающие логику. Разгадать их невозможно без участия наставника, особенно в начале пути.
При этом отношения «учитель-ученик» в дзен отличаются от общепринятых. Наставник не является непререкаемым авторитетом, а лишь становится помощником, проводником к цели. А, к примеру, в главных японских школах дзен – сото-сю и риндзай – гуру и подопечный держатся на определенном расстоянии друг от друга, потому что в Японии в принципе не проявляют близость и излишнюю открытость к людям, если это не родственники или друзья.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной, и вы узнали сегодня что-то новое. Пусть стремление к знаниям никогда не покидает вас.
Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе. До встречи!
СЕМЬ УЧИТЕЛЕЙ МУДРЕЦОВ ВОСТОКА
Меценатам и Благотворителям
Новые темы
Мы в социальных сетях
СЕМЬ УЧИТЕЛЕЙ МУДРЕЦОВ ВОСТОКА
Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ » 22 янв 2021, 12:58
Определенный интерес представляют индийские легенды о Семи Мудрецах. Эти мифы рассказывают о многих событиях, связанных с мудрецами – риши. Согласно легенд, правитель теперешнего человечества Ману не мог себе представить послепотопный мир без мудрецов и поэтому семь божественных риши первыми взошли на его корабль, влекомый огромной рыбой по бурным волнам расходившейся стихии.
Сакральное созвездие Саптариши или Семи Мудрецов (Большая Медведица), сверкало на небе и указывало путь кораблю. Это священное семизвездье. Вот так пишет о нем Н.Рерих: «Семизначное созвездие под именем семи сестер или семи старцев или Большой Медведицы привлекло внимание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги».
После того как сошла вода Великого Потопа, семь могущественных мудрецов, познавшие тайны природы и способные управлять ее силами, приняли самое активное участие в жизни богов и людей. От семи божественных риши, как утверждает мифологическая традиция, пошли все мудрецы Индии, вплоть до живущих ныне. Один из литературных источников древней Индии «Шаталатха брахмана» называет их имена: Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Васишта, Кашьяпа, Атри.
Правда, на страницах «Махабхараты» мы встречаем иные имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья, Васиштха. За исключением двух существует расхождение в именах мудрецов, однако, количество их всегда остается неизменным. Эти семь первых риши обитали на горе Меру в самом центре Земли.
Семь риши, называемых Дхиан-Коганами упоминаются и в сокровенной космогонии «Тайной Доктрины». В ней говорится, что миллионы лет назад пришли на нашу планету праотцы нашего сознания, наши духовные предки – Солнечные Питрисы. В последующем их называли Старшими Братьями по разуму, великими Учителями, Махатмами.
Достигнув высочайшей степени развития на планете, которую мы называем Венерой, они вместо того, чтобы перейти на более высшие планеты и продолжить свое дальнейшее совершенствование опустились на более низкую по развитию планету с единственной целью: помочь человеко-животному ускорить его эволюцию.
Этих высокодуховных Сущностей было семь. Их «рожденные» на Земле миллионы лет назад «отражения» в виде собственных двойников, воплощавшихся затем в человечестве в разные эпохи, мы знаем под различными исторически-известными именами, но приемлемым для нашего сознания будет их обобщенное имя – Великие Учителя человечества. Их местопребывание на земном плане связывается сейчас с Гималаями, с таинственным местом, известном как Шамбала.
Великие Учителя знали: младенческому человечеству нельзя передавать знания в чистом виде. Детям, знания всегда даются под видом сказок и легенд. Поэтому ни одну легенду, ни одно Священное Писание нельзя читать буквально, ибо для непосвященных это становится началом глупого и опасного суеверия.
Они составили священные «Веды», передали людям священный огонь, основали жреческий род, создали космогоническое учение, изобрели музыкальные инструменты. Иными словами выполнили роль тех, кого мы называем культурными героями или основателями духовной традиции.
Семь Учителей, водителей человечества Земли являются иномирцами, поскольку находятся на более высшей ступени существования разума. Хотя они и могут принимать физическую оболочку и воплощаться среди людей, все же, по своей сути они являются связующим звеном между человечеством и иными мирами беспредельной Вселенной, каналом, по которому человечество выйдет на связь с Высшим Разумом. Не случайно многие мистики и контактеры указывают на существование на нашей планете Вознесенных Учителей, обитающих в высших сферах Земли.
Боги древности называли людей младшими братьями, а себя Старшими и люди еще не отравленные гордыней и невежеством почитали их как Божественных Учителей. Может быть, с тех давних времен и утвердился в Индии культ Учителя.
Конечно, в послепотопном человечестве больше всего знаний сохранилось в Египте – наследнике Атлантиды и Индии – наследнице Лемурии и через пришедших арийских племен – Гипербореи. В Индию же затем переместились все египетские ашрамы знания, поближе к труднодоступным Гималаям. Именно сюда переместился духовный центр человечества, отсюда же началось распространение по свету многих философских учений, которые в той или иной степени оказали свое влияние на возникающие евроазиатские религии. Поэтому многие великие Учителя чаще всего воплощались именно в индийском народе, а некоторые из них до сих пор сохраняют внешность, характерную для индусов.
Последующие поколения мудрецов продолжали традиции своих Великих Учителей. Они создавали священные книги, просвящали народ и устанавливали этические нормы. До сих пор живы в Индии культы, связанные с мудрецами.
Тысячелетиями формировался в индийской духовной традиции институт мудрецов как уникальное и целостное явление. Время наслаивало на него мифы и легенды, которые, переплетаясь с реальностью, так срослись с ней, что подчас трудно понять, где вымысел, а где действительность.
У Ларисы Дмитриевой все в том же источнике записано следующее: «Древние мудрецы знали, что ничто не сохранится в человеческой памяти, если не будет какого-либо внешнего символа или эмблемы, которые в концентрированном виде сберегут знание. Эти символы существуют в виде геометрических фигур, чисел, изображений зверей, птиц, даже человеко-зверей и т.д. Аллегории и эмблемы — посложней знаков: они зашифровали знание в словах или сложных образах древних живописных фресок, где имеет значение не только общий сюжет, слово и число, иногда включенные в него, но каждая деталь картины, каждый штрих на детали, ее ракурс, цвет и, может быть, даже звук, который должен соответствовать этому цвету. (В некоторых источниках сообщается, что такие фрески времен астрономической давности, хранящие секреты нашей Вселенной и планеты, в первоначальной целостности находятся на большой глубине в «змеиных норах под треугольными камнями», т.е. в подземных галереях между Большой Пирамидой и Сфинксом.).
«О Египет, Египет! – воскликнул когда-то с грустью Гермес-Тот, Великий Учитель, который дал письменность не знавшему младенчества своему таинственному древнему народу и был его законодателем, правителем и жрецом одновременно, а потому назывался Трисмегистом-Трижды Великим. – Придет день, когда от твоей религии останется только сказка, сказка невероятная для твоих потомков, сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях. »
Среди исторических мудрецов Индии были чистые философы, религиозные реформаторы, политические деятели. Будда и Махавира, Нагарджуна и Нагасена, Шанкара и Рамануджа, Рамакришна и Вивеканда, Ауробиндо Гхош и Махатма Ганди – такие разные по своим идеям и деятельности, были едины в своем гуманистическом устремлении осмыслить культурно-историческую эволюцию человечества, помочь человечеству стать более совершенным и осознать свое место в этой эволюции.
В течение веков целые группы мудрецов и учителей оставались как бы экраном истории. Они достигали высоких ступеней на лестнице духовного совершенствования. Некоторые из них, появляясь в миру, нередко занимали высокое социальное положение, но оставляли как бы в тени свою связь с институтом мудрецов. Можно, например, вспомнить об императоре Ашоке из династии Маурьев или об императоре Акбаре из династии Великих Моголов. В обоих случаях власть, соединившаяся с мудростью, дала плодотворные исторические результаты.
КАЖДЫЙ ИЗ ДУХОВНЫХ ЛЮДЕЙ МОЖЕТ ВЫЙТИ НА СВЯЗЬ С ДУХОВНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИЛИ ОТВЕТА НА СВОИ ВОПРОСЫ, А ТАК ЖЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РУКОВОДСТВА В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ. СЕГОДНЯ Я НАУЧУ ВАС МЕТОДИКЕ, КАК НАСТРОИТСЯ И ПОСЛАТЬ ЗОВ К УЧИТЕЛЯМ МУДРЕЦАМ.
» Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла.»
А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех
О тех далёких временах, когда пределом мечтаний была работа писарем, а знания вбивались в нежные места кожаной плёткой.
Из сегодняшнего материала вы узнаете:
Всем известно, что Древний Восток — такая же колыбель человеческой цивилизации, как та же Древняя Греция. Хронологически развитие образования и педагогики в древних цивилизациях Востока шло в разное время — от III до II тысячелетия до нашей эры; при этом, несмотря на географическую отдалённость стран Востока друг от друга, путь развития был весьма схож: от традиций семейного воспитания через появление учителей для привилегированных слоёв населения к школам при религиозных учреждениях.
Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Источник: Wikimedia
Такие хрестоматийные литературные памятники Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, Притчи царя Соломона или индийская Бхагавадгита — это песнь патриархальной семье, послушанию и передаче опыта из поколения в поколение.
Слушай, сын, наставления отца и не отбрось древнее установление матери твоей.
Появлению школы во многом поспособствовало возникновение письменности как способа передачи информации. Именно в это время древние цивилизации постепенно начали переходить от устных рассказов и письма рисунками (пиктографического) к клинописи и иероглифам. Восток письменность изобретал и перенимал достаточно быстро. Правда, при этом сама техника письма стала сложнее, что привело к необходимости специально ему обучать. Благодаря этому, а также вследствие отделения умственного труда от физического, и появилась профессия учителя.
Шумеры: Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно
В Междуречье, колыбели цивилизации, возникло несколько древнейших государств, ставших прародительницами многих современных наук. Неудивительно, что уже к III тысячелетию до н.э. здесь появилось множество школ при храмах и библиотеках. Эти школы назывались «эддубами» (в переводе — «дом табличек»). Уже по названию понятно, что здесь готовили прежде всего писцов: писали тогда заострённой палочкой на глиняных табличках. На развалинах Ниневии (столицы Ассирии) были найдены таблички, восславляющие искусство писцов, трудолюбие и самоотдачу:
Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия.
Это неудивительно: работы у писцов древнего мира было много. Только библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала около 24 тысяч клинописных табличек.
Одна из шумерских глиняных табличек. Источник: nkj.ru
Поначалу обучение шло по принципу механического запоминания: учитель представлял таблички-модели, дети их аккуратно переписывали на непросохшие таблички и заучивали. До высыхания учитель мог внести исправления.
Зато потом появились и другие методы обучения, например, дискуссия. В одном из источников приводится такая инструкция учителя к ведению беседы:
Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу «Почему ты не отвечаешь мне?»
Требования к знаниям учеников предъявлялись суровые для тех времён: они должны были уметь выполнять арифметические действия, владеть письмом, разбираться в ритуалах, тканях, металлах и растениях, знать язык жрецов, пастухов и ремесленников. К I тысячелетию до н.э. выпускник эддубы уже мог оперировать логарифмами и извлекать квадратные и кубические корни. Кроме этого, любой образованный человек обязан был иметь знания в географии, биологии и медицине, уметь принимать аргументированные решения.
А ещё одна шумерская табличка рассказывает о типичном школьном дне в эддубе. Вот как он выглядел:
— Школьник, куда ты ходишь ежедневно? — спрашивает учитель.
— Я хожу в школу, — отвечает ученик.
— Что ты там делаешь?
— Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне дают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, я вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мой завтрак». Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?». Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.
Египет: Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его
К III тысячелетию до н.э. Древний Египет уже пришёл к основным образовательным принципам, очень схожих с мировоззрением Междуречья: здесь также идеалом гражданина считался стойкий, немногословный, непритязательный человек. Отсюда и жёсткие принципы воспитания. Что интересно, доступ к образованию имели только привилегированные классы, зато внутри него не ущемлялись права девочек: их обучению и обучению мальчиков уделялось равное внимание. Школьников готовили к должностям чиновников, которые в то время занимались не только перекладыванием папирусов. Чиновник вполне мог строить корабли, очищать каналы, охранять границу и руководить войском. Именно поэтому помимо освоения навыков чтения и письма ученики изучали законы, историю, географию, инженерное и военное дело.
Вопреки распространённому мнению, египетские школьники писали отнюдь не на папирусе: он был слишком дорог. Свои упражнения, рисунки, скорописные знаки и иероглифы ученики старательно выводили на пластинках известняка. Уже потом, набив руку, школьник получал драгоценный свиток папируса и красными и чёрными чернилами переписывал какое-либо произведение.
Древнеегипетские писцы с инструментами. Источник: coollib.com
Конечно, такое разностороннее образование требовало немалых усилий, а в качестве мотивации использовался кнут… То есть гипоппотамовая плеть. Вот, например, выдержка из одного учительского наставления:
Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью.
Известный французский египтолог Пьер Монтэ в своей книге «Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура» приводит данные об обучении детей на будущие государственные должности. Судя по тому, что писал писец Аменмос, школьников древнего мира сурово наказывали и дрессировали.
Пиши рукой своей, советуйся со знающими больше, чем ты… Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом… Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его. Слушай внимательно слова мои, это тебе пригодится. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши!
Древняя Индия: Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве
В Древней Индии, как мы знаем, долгое время существовал кастовый строй. Брахманы-жрецы находились на верхушке кастовой пирамиды, кшатрии-воины также получали социальную защиту от государства, вайшьи-общинники пользовались значительной свободой торговых людей, шудры-рабы не имели совсем никаких прав, а низшей прослойке — париям — приходилось совсем туго.
По причине кастовости варьировались и подходы к воспитанию и обучению: религиозная идеология предполагала, что каждый должен выполнять своё дело и быть этим счастлив. Брахманы развивают свой интеллект, кшатрии — силу, вайшьи — трудолюбие, шудры — покорность. Прямо как в «О, дивном новом мире» Олдоса Хаксли.
Скульптура, возможно изображающая урок борьбы в школе Древней Индии. Источник: kamat.com
Одной из важных учебных книг была Бхагавадгита, часть шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. В ней в форме беседы божественного Кришны с царским сыном Арджуной изложены пути познания и поведения для достижения духовной гармонии. Эта книга затрагивает все аспекты жизни человека — и житейские проблемы, с которыми нужно справляться путём усмирения страстей, и метафизические вопросы. Вот и выдержки про обязательства, предписанные каждому из нас природой.
Человек, верный своему собственному долгу, достигает высочайшего совершенства. Услышь о том, как выполняющий свои обязанности достигает совершенства.
Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве. Исполняя обязанности, предписанные собственной природой, человек не совершает греха.
Не следует оставлять, о сын Кунти, обязанности, порожденные собственной природой, даже если у них есть недостатки; ибо все начинания сопряжены с недостатками, как огонь окутан дымом.
Начальное образование дети получали в семье; брахманы с 8 лет приступали к организованному обучению. Кшатрии и вайшья — позднее на несколько лет. Как правило, организованное обучение (доступное только высшим кастам) проходило в доме учителя-гуру, при этом ученик считался членом его семьи. Сам процесс обучения проходил на открытом воздухе, где знания передавались молодёжи устно учёными мужами. Учителя в таких семейных школах не получали вознаграждения за свой труд, разве что подарки от благодарных учеников или помощь по хозяйству.
А в конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии наступает эпоха буддизма, постепенно стирающая принцип кастовости и способствующая распространению образования среди более широких слоёв населения. Этот процесс в принципе оказал влияние на многие социально-политические процессы на Востоке, но это уже совсем другая история.
Китай: Питай почтение к последовательности
Китай богат педагогическими традициями — прежде всего семейно-общественными, как и в любой другой цивилизации Древного Востока. Школы для состоятельных людей появились в Китае уже во II тысячелетии до н.э., а до этого сложилось благодатное мировоззрение почтительного отношения к старшим. Поэтому деятельность учителя считалась весьма почётной, и здесь уже тогда появились первые попытки осмыслить и систематизировать подходы к обучению и воспитанию. Конечно, главный вклад в развитие китайского образования того времени внесла педагогическая мысль Конфуция.
Помимо того, что идеи конфуцианства провозглашали идеалы самосовершенствования и богатой духовной культуры, Конфуций весьма одобрял социальное расслоение и считал наследственность одним из важных факторов развития. Возможности людей неравны от природы, и обучение нужно строить с учётом этих способностей. К примеру, есть обладатели врождённой мудрости («правители»), есть те, кто достигает знания благодаря усердному учению («благородные мужи»), и те, кто не способны к освоению знаний («чернь»).
Китайский государственный экзамен. Источник: edwinmoindi.blogspot.com
Текст, составленный из школьных записей Конфуция, под названием «Лунь юй» («Беседы и суждения»), был обязателен к заучиванию наизусть в китайском классическом образовании. Это, пожалуй, одно из самых знаменитых и влиятельных восточных литературных произведений. В этом философском сборнике-трактате неоднократно утверждается, что образованный человек — не тот, кто ведает множеством наук, а тот, кто чтит старинные тексты, нормы поведения в обществе и в семье, а также беспрекословно уважает старших.
Если кто-либо предпочитает чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, на службе государю может жертвовать собой и обращается к друзьям с правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я непременно назову его ученым.
Социальная сторона жизни идёт рука об руку с индивидуальным успехом и с развитием личности. В этом и кроется секрет общественного благополучия. Цель образования в этом смысле — вырастить благодарного и высоконравственного гражданина своей страны.
Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.
При этом, невзирая на железный авторитет наставника, старших и государства, ценится умение самостоятельно мыслить.
Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.
Неудивительно, что конфуцианство во втором веке нашей эры было объявлено официальной идеологией Древнего Китая: получение образования значительно поднимало личный престиж, открывало путь к государственной карьере и способствовало формированию обширного бюрократического аппарата (бесконечно честного, верного и консервативного).