Как называется устройство чего либо
Значение слова «устройство»
1. Действие по глаг. устроить—устраивать (в 1, 2, 3, 4 и 5 знач.) и устроиться—устраиваться (в 4 знач.). Устройство спектакля. Устройство на работу. □ План переселения Лапши в Саратовский луг и устройства там колодца и мазанки немало также занимал Сергея 528 Васильевича. Григорович, Переселенцы. — Никаких землянок, удобных для устройства в них полка, не оказалось. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
2. Расположение и соотношение частей в каком-л. механизме, приспособлении и т. п.; конструкция. Лунин с любопытством разглядывал устройство этих мостов. Н. Чуковский, Балтийское небо.
3. Установленный общественный порядок, система, организация чего-л. Государственное устройство. Общественное устройство. □ Вместе с переселением козаков на Кубань перешло туда и прежнее их сечевое устройство — кош и курени. Добролюбов, Черноморские козаки в их гражданском и военном быту.
4. Механизм, механическое приспособление, сооружение. Грузовое устройство. Регулирующее устройство. □ Трал, стальные канаты, паровая лебедка, на которую навертываются канаты, система блоков, «талей», для поднимания тяжелой мотни, — вот и все простое устройство. М. Пришвин, За волшебным колобком.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рукотворный объект (прибор, механизм, конструкция, установка) со сложной внутренней структурой, созданный для выполнения определённых функций, обычно в области техники.
Обозначение действия от глагола «устроить» (употребляется только в единственном числе) («устройство на работу»), также в составе сложных слов и выражений (землеустройство, трудоустройство, (об)устройство парка).
Установленный порядок, строй («Глава 3 Конституции Российской Федерации 1993 года называется „Федеративное устройство“»).
у. У. завода стоит на высоте современной техники.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
устро́йство
1. строение, внутренняя структура, организация чего-либо ◆ Мы рассмотрели устройство цветка. ◆ Перед нами устройство паровоза.
3. действие по значению гл. устраивать; обустройство, аранжировка, переоборудование ◆ За добавочную плату возможно устройство второй туалетной комнаты и камина в гостиной.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прядильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
2. Результат такого действия; механизм, конструкция.
Установленный общественный порядок, строй.
Морфология: (нет) чего? устро́йства, чему? устро́йству, (вижу) что? устро́йство, чем? устро́йством, о чём? об устро́йстве; мн. что? устро́йства, (нет) чего? устро́йств, чему? устро́йствам, (вижу) что? устро́йства, чем? устро́йствами, о чём? об устро́йствах; см. глаг. устраивать
1. Устройством называют сделанное человеком приспособление, которое выполняет определённые функции, действует обычно автоматически, использует для своего функционирования энергию.
2. Устройством называется расположение, соотношение частей и способы функционирования какого-либо механизма, приспособления и т. п.
Изучать устройство двигателя. | Новая модель самолёта отличается более сложным устройством крыла.
3. Устройством называют внутреннее физическое, физиологическое строение какого-либо организма, схема расположения и соотношения органов, частей тела человека, животного, птицы и др.
Устройство кисти руки человека. | Устройство скелета птицы. | Защитные устройства нервной системы человека. | Изучать устройство головного мозга.
4. Общественным устройством называется установленный порядок, организация общества.
Меняются времена и эпохи, страны и народы приходят в движение, разрушаются социальное устройство и семейный уклад, на месте их воздвигается новое общество.
УСТРО́ЙСТВО, устройства, ср.
2. Соотношение частей, расположение. Удобное устройство дома.
4. Механизм, конструкция. У этого замки очень остроумное устройство. Устройство завода стоит на высоте современной техники.
2. Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удобное у. помещения. Прибор сложного устройства.
3. Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у.
4. Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решающее у. Регулирующее у.
1) (чего, только ед.) Организация чего-л.
Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе (Л. Толстой).
2) (чего, только ед.) Расположение, соотношение частей в каком-л. механизме, приспособлении и т. п.
Схема устройства телевизора.
3) Техническое сооружение, оборудование, посредством или при помощи которого совершается какая-л. работа; механизм.
4) (чего, только ед.) Установленный общественный порядок, строй.
Устройство крестьянской общины.
Государственное устройство России.
5) (чего, только ед.) Структура, строение чего-л.
построе́ние, склад, строй
Связано происхождением с глаголом строить (о.-слав. * strojiti).
Совокупность определенным образом соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения;
Переговорное устройство. Устройство для подъема груза.
Расположение, соотношение частей какого-л. механизма, аппарата, конструкция чего-л.
[Лариосик]… знакомясь с устройством десятизарядного пистолета системы Кольт, вложил в ручку обойму не тем концом… (Булг.).
Социальное правило, установленный общественный порядок, строй, система организации чего-л.
1. к Устро́ить (1-5 зн.) и Устро́иться (4 зн.). У. жизни. У. театра. У. вечера отдыха. У. детей в детский сад. У. новой веранды.
2. Расположение и соотношение частей в каком-л. механизме, приспособлении и т.п.; конструкция. Изучать у. двигателя, замка, тормоза. Схема устройства для смешения жидкостей. Новая модель самолёта отличается другим устройством крыла. // Сам механизм, механическое приспособление для чего-л. Переговорное, вычислительное у. Регулирующее уровень воды у. У. для подъёма грузов. У. для открывания ворот.
3. Склад, строй, строение и т.п. физических данных кого-л. или его органов, частей тела. У. кисти руки человека. У. скелета птицы. Защитные устройства нервной системы человека. Изучать у. головного мозга. У. психических процессов. Физиологическое у. снятия физических напряжений.
4. Установленный общественный порядок, система, организация чего-л. Государственное, общественное у. У. экономических отношений.
1. Действие по глаг. устроить-устраивать (в 1, 2, 3, 4 и 5 знач.) и устроиться-устраиваться (в 4 знач.).
Устройство спектакля. Устройство на работу.
План переселения Лапши в Саратовский луг и устройства там колодца и мазанки немало также занимал Сергея
Васильевича. Григорович, Переселенцы.
— Никаких землянок, удобных для устройства в них полка, не оказалось. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
2. Расположение и соотношение частей в каком-л. механизме, приспособлении и т. п.; конструкция.
Лунин с любопытством разглядывал устройство этих мостов. Н. Чуковский, Балтийское небо.
3. Установленный общественный порядок, система, организация чего-л.
Государственное устройство. Общественное устройство.
4. Механизм, механическое приспособление, сооружение.
Грузовое устройство. Регулирующее устройство.
Зарядное устройство. Жарг. мол. Шутл. Спиртное. Елистратов 1994, 163.
Устройство
Устро́йство (также жарг. девайс — от англ. device ) — искусственный объект, имеющий внутреннюю структуру, созданный для выполнения определённых функций, обычно в области техники (техническое устройство).
Наряду со словами «технический объект», «конструкция», «изделие», слово «устройство» обычно используется в тех случаях, когда отсутствует более точный общепринятый термин.
Содержание
Классификация устройств
Значение слова «устройство» может быть конкретизировано. С этой целью применяют иерархическое представление наиболее существенных признаков технических устройств (приведены в порядке убывания степени важности):
Возможны составные описания, например, электрическое зарядное устройство и т. д.
К терминам широкого значения также относится «техническая система». Её отличительной особенностью является широкий набор свойств и разнообразных внутренних и внешних связей. Обычно этот термин применяют, когда хотят подчеркнуть повышенную сложность устройства или необходимость более тщательного изучения, например, методами системного анализа.
Прибор
В зависимости от принципа действия приборы подразделяют на механические (гироскоп и т. п.), электрические (вольтметр и т. п.), оптические (микроскоп и т. п.) и т. д., а также на приборы комбинированного действия (оптико-электронные приборы и т. п.). В зависимости от области применения приборы подразделяют, например, на бытовые приборы, столовые приборы, медицинские приборы. С другой стороны, если рассматривать некоторые бытовые приборы как самостоятельные устройства, то возможно их отнесение к другим видам устройств, например, стиральная машина, микроволновая печь (аппарат).
Аппарат
Аппарат — устройство, предназначенное для облегчения труда человека путём частичной или полной его замены. Отличительной чертой работы аппарата является использование иной, кроме механической, энергии, то есть средством реализации функции является немеханическая энергия (в отличие от машины). [1]
Примерами аппаратов могут служить телевизор (телевизионный аппарат, преобразует электромагнитные сигналы в визуально-звуковую информацию), телефон (телефонный аппарат, осуществляет взаимное преобразование звуковых и электрических сигналов), ракета (космический аппарат), реактор (химический реактор, изменяющий посредством реакций свойство и/или состояние вещества), сварочный аппарат (аппарат, преобразующий электромагнитную энергию в энергию дуги).
Вследствие эволюции технических устройств у многих из них при сохранении прежнего назначения (функции) изменился принцип действия, что либо не отразилось в названии, либо на них стало распространяться название новых, пришедших им на смену, устройств.
Так, вертолёт и самолёт с пропеллером формально относятся к машинам (лопастная машина), поскольку имеют механический движитель, но чаще их называют летательными аппаратами.
С другой стороны, ЭВМ (электронно-вычислительная машина, прежнее название компьютеров) в настоящее время относится к аппаратам, хотя исторически сложилось так, что в состав названия вошло слово «машина»: первые вычислительные устройства были механического действия.
Словари
1. Устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу.
Сила, способствующая росту, развитию чего-либо.
Морфология: (нет) чего? дви́гателя, чему? дви́гателю, (вижу) что? дви́гатель, чем? дви́гателем, о чём? о дви́гателе; мн. что? дви́гатели, (нет) чего? дви́гателей, чему? дви́гателям, (вижу) что? дви́гатели, чем? дви́гателями, о чём? о дви́гателях
1. Двигателем машины или другого транспортного средства является та её часть, которая заставляет их ехать.
Механический двигатель. | Завести двигатель. | Она выключила двигатель и вышла из машины. | Машине требуется новый двигатель.
2. Двигателем является сила, которая помогает чему-либо расти или развиваться.
ДВИ́ГАТЕЛЬ, двигателя, муж.
1. Машина, приводящая что-нибудь в движение; механизм, преобразующий какой-нибудь вид энергии в механическую работу (тех.). Двигатель внутреннего сгорания. Электрический двигатель.
2. Сила, способствующая прогрессу в какой-нибудь области (книжн.). Народное образование является двигателем науки и культуры.
1. Машина, преобразующая какой-н. вид энергии в механическую работу. Д. внутреннего сгорания. Ракетный д.
2. перен., чего. О силе, содействующей росту, развитию в какой-н. области (высок.) Труд д. прогресса.
Машина, преобразующая какой-л. вид энергии в механическое движение.
Натужно ревели моторами машины, взбираясь по круче, застревали… у одного оторвало глушитель, у другого спустил баллон, глохли двигатели… (А. Рыбаков).
1. Машина, превращающая какой-л. вид энергии в механическую энергию. Паровой д. Д. внутреннего сгорания. Реактивный д.
1. Машина, превращающая какой-л. вид энергии в механическую энергию.
Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Двигатель механизмов экскаватора. Двигатель бурового станка.
Сила, побуждающая к чему-л., содействующая росту, развитию чего-л.
— Я понимаю науку как могущественный двигатель прогресса. Эртель, Гарденины.
• Данные о выполнении плана в 1 квартале 1955 г. заводами «Русский дизель», «Двигатель революции». СП А, 60.
Вечный двигатель. 1. Жарг. угол. Шутл. Спирт. Балдаев 1, 61. ББИ, 42. 2. Жарг. шк. Шутл. Учитель физкультуры. ВМН 2003, 41.
дви́гатель, дви́гатели, дви́гателя, дви́гателей, дви́гателю, дви́гателям, дви́гателем, дви́гателями, дви́гателе, дви́гателях
сущ., кол-во синонимов: 54
мотор, движок; движущая сила; болиндер, ветряк, пружина, рычаг, сердце, нефтянка
используется в качестве привода в машинах.
потянуть (разг. не потянет).
— Лень по отношению к прогрессу.
— Реклама относительно торговли.
— Машина, приводящая в движение какие-либо механизмы.
— Паровое изобретение Джеймса Уатта.
— Изобретение Николауса Отто.
— Машина, превращающая какую-либо энергию в механическую работу.
карбюрация. карбюратор. | свеча.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ
Теоретически любой газ можно использовать в качестве рабочего тела такого двигателя, однако на практике используется только пар, поскольку он может запасти больше энергии, чем какое-либо иное столь же доступное рабочее тело. Если в качестве рабочего тела применить воздух, то для получения той же мощности его придется разогреть до более высокой температуры. А для этого потребуется более сложный нагреватель, чем паровой котел, и более надежная теплоизоляция всех элементов системы.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Паровая машина с качающимся цилиндром демонстрирует принцип работы двигателя. Цилиндр прикреплен к монтажной плите и может качаться. Пар через впускное отверстие поступает в цилиндр, толкает поршень, а затем, провернув вал, выходит через выпускное отверстие.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Пароатмосферная машина Т. Ньюкомена создана в 1705 и является усовершенствованием машины с качающимся цилиндром. В ней имеется отдельный котел. Рабочий ход происходит, когда в цилиндре создается разрежение в результате конденсации пара, и под действием атмосферного давления поршень опускается.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Паровая машина двойного действия с клапаном-золотником представляет собой результат усовершенствования Дж. Уайтом (1782) машины Ньюкомена.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Прямоточная паровая машина И.Штумпфа позволяет избежать смешивания потоков, что уменьшает тепловые потери.
Применения. В прошлом паровые машины были по существу единственным первичным двигателем (если не считать водяного колеса), однако в 20 в. их вытеснили электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, газовые и паровые турбины, обладающие более высокими КПД, а также большей компактностью, эффективностью и универсальностью применения. На повозку паровую машину поставили впервые в 1769, однако практически используемые машины появились только в 1860-х годах. В 1906 на паромобиле Стэнли был установлен мировой рекорд скорости 190 км/ч на трассе в Орландо-Бич (шт. Флорида). Однако в последующие 20 лет паровые двигатели на автомобилях были вытеснены бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Паровые двигатели проиграли соревнование по двум причинам: они замерзали зимой и были неэкономичны, поскольку требовали много топлива и воды.
Двигатель Стирлинга. Для применения на автомобилях рассматриваются и другие типы двигателей внешнего сгорания. В двигателе Стирлинга используется горячий воздух, гелий или водород, а не пар. Рабочий цикл двигателя осуществляется за 4 такта: сжатие, нагревание, рабочий ход, охлаждение. Рабочий газ нагревается внешним источником тепла, как в паровой машине, а охлаждается водой, постоянно циркулируя в двигателе. Этот двигатель был изобретен в 1816 шотландцем Р. Стирлингом. Двигатель Стирлинга имеет определенные преимущества по сравнению с паровыми машинами, а именно, слабое воздействие на окружающую среду и довольно высокий КПД. Наиболее совершенные конструкции двигателей Стирлинга разработаны для судов и грузовых автомобилей.
ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА с вытеснителем (вверху) и двойного действия (внизу). В обоих случаях сжимается холодный газ и расширяется горячий. В двигателе с вытеснителем это делает дополнительный поршень (вытеснитель). В начале цикла оба поршня раздвинуты (A), холодный газ сжимается между вытеснителем и рабочим поршнем (B), проходит по трубопроводам через нагреватель в верхнюю часть цилиндра (C), где нагретый газ расширяется и перемещает рабочий поршень (D). В двигателе двойного действия за время цикла газ перетекает из одного цилиндра в другой, в которых поршни находятся в противофазе.
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
В двигателях внутреннего сгорания источником тепла является химическая энергия топлива, а его сгорание происходит внутри двигателя. Поэтому для таких двигателей не требуется котел или какой-то другой внешний нагреватель. Рабочим телом теоретически могут служить многие горючие вещества, однако практически все современные двигатели такого рода работают на бензине или дизельном топливе.
Тепловые циклы. Рабочий цикл любого двигателя внутреннего сгорания имеет четыре стадии: топливовоздушная смесь подается в цилиндр, затем она сжимается, сжигается, и, наконец, отработанные газы удаляются из цилиндра. После этого новый цикл начинается с подачи свежей порции смеси топлива и воздуха. В дизельных двигателях топливо и воздух подаются в рабочий цилиндр раздельно, но в остальном цикл тот же. Существуют два основных цикла работы двигателей: четырехтактный (в котором при каждом ходе поршня вверх или вниз выполняется одна из стадий) и двухтактный (в котором при каждом ходе выполняются две стадии).
Четырехтактный цикл. В четырехтактном цикле впускной клапан открывается, когда поршень находится в верхней точке цилиндра, и свежая порция топлива и воздуха засасывается в цилиндр поршнем, опускающимся вниз и создающим разрежение. Когда поршень достигает нижней точки, впускной клапан закрывается, а поршень, двигаясь вверх, сжимает смесь. Когда поршень достигает верхней точки, смесь воспламеняется, и образующиеся горячие газы, расширяясь, толкают поршень вниз. Когда поршень оказывается в нижней точке, открывается выпускной клапан, а на следующем такте поднимающийся поршень выталкивает отработанные газы, освобождая цилиндр для новой порции топливовоздушной смеси. Весь процесс совершается за четыре хода поршня (вверх или вниз), т.е. за два оборота коленчатого вала. Во время рабочего хода маховик запасает энергию, чтобы поршень мог совершить три других хода до следующего рабочего. Первый двигатель с этим циклом построил в 1876 в Германии Н. Отто.
Достоинства и недостатки. Очевидным преимуществом двухтактного двигателя по сравнению с четырехтактным является то, что в нем вдвое чаще совершается рабочий ход, конструкция получается проще и легче (не требуется клапанный механизм, а маховик может иметь меньшую массу, поскольку он должен провернуть двигатель только на полоборота, а не на полтора, как в четырехтактном). Однако в двухтактный двигатель приходится подавать больше топливной смеси, чем в четырехтактный той же мощности, поскольку пространство его рабочего цилиндра не полностью освобождается от продуктов сгорания. Кроме того, укорачивается рабочий ход, в конце которого газы уже покидают рабочий цилиндр. Еще одним недостатком двухтактного двигателя являются проблемы со смазкой. В четырехтактном двигателе картер частично заполнен маслом, которое при вращении коленвала разбрызгивается на стенки цилиндра и создает смазку между ними и поршнем; в двухтактном двигателе топливная смесь захватывает брызги масла, проходя в картер и далее в рабочий цилиндр, и они уносятся с отработанными газами, уменьшая смазку цилиндра. Эта проблема решается добавлением масла в топливную смесь, что приводит к загрязнению выхлопа и ухудшению работы двигателя из-за нагара. Анализ достоинств и недостатков показывает, что сравнительно небольшие двигатели, для которых легкость, компактность и простота важнее проблем смазки и загрязненного выхлопа, предпочтительнее делать двухтактными. Такие двигатели применяются в газонокосилках, небольших мотоциклах и в моделях самолетов. Четырехтактные двигатели чаще делают в виде мощных установок с несколькими рабочими цилиндрами.
Топливовоздушная смесь. Для эффективного сгорания топливо и воздух должны быть смешаны в определенной пропорции. Массовое отношение воздух/топливо изменяется от 8:1 до 20:1; смесь называется «богатой», если она содержит избыточное количество топлива, и «бедной», если в ней избыток воздуха. Максимальная мощность достигается на богатой смеси (10:1 или 12:1). Сравнительно бедная смесь (14,5:1 или 15:1) используется чаще и является компромиссом между экономичностью и мощностью. В некоторых двигателях топливо и воздух перемешиваются в цилиндре неравномерно. Такая «расслоенная» смесь обеспечивает меньшее загрязнение окружающей среды, поскольку вблизи свечи, где концентрация топлива выше, сжигание получается более полным.
Карбюраторные двигатели. Важной проблемой двигателей внутреннего сгорания является создание топливовоздушной смеси. В бензиновых двигателях смешение воздуха с топливом происходит в карбюраторе. Обычно состав смеси регулируется за счет изменения расхода топлива, но если требуется богатая смесь (например, при запуске двигателя), то уменьшают (дросселируют) подачу воздуха. Смесь воспламеняется искрой между электродами свечи зажигания, установленной в головке блока цилиндров. Электрическое питание обеспечивается аккумулятором или небольшим электрическим генератором; высокое напряжение, требуемое для искры, получают с помощью катушки зажигания. Клапаны четырехтактного двигателя открываются и закрываются кулачковым механизмом, который связан с коленчатым валом зубчатой передачей. Поскольку каждый клапан открывается и закрывается один раз за два оборота коленчатого вала, кулачковый (распределительный) вал вращается в два раза медленнее коленчатого.
Степень сжатия. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия. Чем выше степень сжатия, тем больше сила, толкающая поршень. Степень сжатия у автомобильных карбюраторных двигателей изменяется в диапазоне от 7:1 до 11:1.
Казанджан П.К. Теория двигателей летательных аппаратов. Киев, 1975 Стечкин Б.С. Теория тепловых двигателей. М., 1977 Вырубов Д.Н. и др. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1983 Ефимов С.И. и др. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1985