Как называется венчание в иудаизме
Eврейская свадьба — Хупа
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Eврейская свадьба — Хупа
Что такое Еврейская свадьба — Хупа? Еврейская свадьба — чем она отличается от бракосочетаний других народов?
Атрибуты еврейской свадьбы — фата, кольцо, шошвиним
Об обычаях и обрядах еврейской свадьбы
Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона [1]. Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.
Очень интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: помазание лба жениха пеплом в знак траура о разрушении Храма, обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой, чтение ктубы — брачного письменного обязательствабудущего мужа перед невестой и, наконец, кульминация — одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».
Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру стран, где мы с вами родились. Благословения на вино, которые у окружающих нас народов трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом — в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак» и т.д. Вот только внутреннее содержание Хупы, озаряющей будущий еврейский дом святостью Торы, перенести на чужую почву вряд ли возможно…
В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.
Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.
В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.
Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.
Мы желаем вам побыстрее найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно Иудаизму, является целью нашего земного существования.
Еврейские традиции и обычаи свадебной церемонии – Хупа.
В Талмуде сказано, что во время церемонии бракосочетания мужчина и женщина обретают цельность, дополняют и завершают друг друга. Еврейская свадьба – это начало новой жизни, когда жениху и невесте прощают все грехи, они получают возможность исправить прошлое и начать все с чистого листа.
Три этапа еврейского бракосочетания.
Традиционная еврейская свадьба состоит из 3 основных этапов:
Церемония обручения – Эрусин.
Эрусин обычно совершают через несколько дней после предложения о заключении брака. Частью церемонии является Тнаим – закрепление обязательств сторон в письменном виде. Во время подписания документа жених должен провести обряд Киньяна – поднять какой-либо предмет высоко вверх для символичного обозначения окончательно принятого решения.
У многих ортодоксов еще до помолвки празднуют Ворт, когда молодой человек просит руки девушки. Часто подписание Тнаим совершают перед помолвкой, во время празднования Ворта.
В процессе совершения Эрусина или Ворта происходит и закрепление обязательств со стороны родителей пары по материальному участию в проведении будущей свадьбы, а также обеспечению молодых всем необходимым.
Церемония Эрусина завершается тем, что две мамы разбивают тарелку на счастье. Этот обычай у евреев символизирует то, что невозможно отменить процесс обручения, так же как снова соединить разбитую посуду.
Во время Эрусина обычно устраивают небольшой фуршет, который проводят в кругу родственников и близких друзей.
Приготовления к еврейской свадьбе.
Подготовка начинается с выбора даты торжества. Необходимо учесть, что Хупу не проводят:
Также подготовка к Хупе включает посещение будущими новобрачными специальных уроков, которые посвящены правилам семейной жизни.
Неделя перед еврейской свадьбой.
В течение 7 дней перед проведением Хупы жених с невестой не должны встречаться. В субботу, которая предшествует свадьбе, жениха обязательно вызывают к Торе. После завершения чтения его осыпают конфетами, чтобы дальнейшая жизнь в браке была сладкой. Кроме того, практикуют проведение кидуша для всех членов общины, на котором парень произносит слова Торы, и таким образом демонстрирует свои знания.
Еще один обычай еврейской свадьбы – пост с утра до вечера в канун церемонии. Мудрецы приравнивают обряд Хупы к личному Йом Кипур, а это значит, что жениху и невесте прощаются все грехи. Пост завершается после свадебной церемонии.
Посещение миквы.
Накануне дня свадьбы невеста должна обязательно окунуться в микву – ритуальный бассейн. Процедура проходит под присмотром специально обученной женщины – баланит. В дальнейшем такое омовение замужняя женщина совершает ежемесячно.
Обычаи и традиции еврейской свадьбы (Хупа).
Церемония Хупы обычно проходит под открытым небом, а молодожены размещаются под специальным балдахином из ткани, который закрепляют на 4 столбах. Следующий этап торжества (трапеза) может проходить в любом другом месте, например в банкетном зале или ресторане.
Что такое Кидушин?
В переводе с иврита Кидушин означает «посвящение». С этого момента еврейская девушка полностью посвящает себя будущему мужу, она не имеет права заводить отношения с другим.
Кидушин по сути – это символический выкуп, который обычно передают невесте в виде обручального кольца.
Хупа.
Церемония еврейской свадьбы начинается с того, что жених заходит в зал, где сидит невеста, и закрывает ее лицо фатой. Во многих общинах не принято использовать для этого прозрачную ткань. Далее молодой человек уходит в сопровождении остальных мужчин на улицу и становится под хупу.
После этого выводят невесту, которая ходит вокруг жениха 7 раз. Ведущий церемонии произносит благословение над бокалом вина, из которого молодожены позже должны немного отпить. Далее проводят обряд Кидушин, когда мужчина надевает кольцо своей избраннице. Перед этим 2 свидетеля должны удостовериться, что украшение имеет минимальную ценность для посвящения невесты.
Следующий этап Хупы – чтение заранее составленной Ктубы (брачного договора). После этого жених передает ее правой рукой своей избраннице и в дальнейшем она хранится у женщины.
Следующий шаг – чтение 7 благословений. Для этого приглашают ведущих представителей общины и членов семьи новобрачных (мужчин). Затем молодоженам необходимо снова отпить небольшое количество вина и жених разбивает стакан. В ряде общин бокал разбивают до начала чтения Шева Брахот. На этом церемония под хупой заканчивается.
Ктуба.
Ктуба – это еврейский вариант современного брачного контракта между мужем и женой. Ее составление является первым этапом еврейской свадьбы. По сути это перечень обязанностей будущего мужа, а также подтверждение прав женщины в семье. На документе должны присутствовать подписи 2 свидетелей.
Изначально текст составляют на арамейском языке. Но его принято переводить на иврит при оглашении, иначе смысл документа можете показаться непонятным для новобрачных.
Один из обязательных пунктов Ктубы – сумма, которую при разводе или в случае смерти мужа гарантированно получит будущая жена. Также здесь перечисляют все приданое невесты.
Важно! Если во время семейной жизни Ктуба потерялась, то супругам запрещено уединяться в доме, пока не будет составлен новый документ.
Зачем на еврейской свадьбе разбивают стакан?
На еврейской свадьбе в конце церемонии под Хупой принято разбивать бокал. Данный обычай корнями восходит к закону о том, что даже в самые веселые моменты жизни необходимо помнить о разрушении Храма, который стоял в Иерусалиме. Именно по этой причине и разбивают сосуд, чтобы символически напомнить о великой утрате еврейского народа.
Хедер Йихуд или комната уединения.
После завершения церемонии Хупы невесту и жениха провожают в специально подготовленную комнату. Здесь у молодых есть возможность немного пообщаться, а также утолить голод после дневного поста. Жених изнутри закрывает двери, и в это время запрещено кому-либо входить к молодоженам. За эти несколько минут пара приобретает новый статус и теперь по закону Торы они могут называться мужем и женой.
Трапеза и танцы.
Пока новобрачные находятся в комнате для уединения, гости начинают трапезу. Одна из особенностей ортодоксальной еврейской свадьбы заключается в том, что мужчины и женщины празднуют отдельно. Между женской и мужской частями зала обязательно должна присутствовать непрозрачная перегородка.
Трапезу всегда начинают с благословения на хлеб. Затем подают рыбные, мясные блюда и десерт. Также принято произносить традиционный тост за молодых: «Лехаим!»
Во время еврейской свадьбы особое внимание уделяют развлекательной части. Есть такая заповедь – веселить невесту и жениха, поэтому с новобрачными много танцуют, носят на стульях, радуют и смешат. Также могут показывать разнообразные фокусы и акробатические трюки.
Трапезу завершает повторное чтение Шева Брахот и благословение после еды Биркат Амазон.
Семь дней Шева Брахот.
Если у невесты это первый брак, то на протяжении следующих 6 дней после свадебного торжества проводятся специальные трапезы, в конце которых читают Шева Брахот. Данная традиция уходит в далекое прошлое, когда в древности праотец Яаков ожидал 7 дней после женитьбы на Лее, чтобы заключить союз еще и с Рахель.
Основная цель данного обычая – предоставить возможность как можно большему количеству людей, которые не были свадьбе, поздравить молодых. По этой причине на каждой из таких трапез должен присутствовать хотя бы один новый гость. При этом обязательным условием является наличие как минимум 10 мужчин (миньян), чтобы иметь возможность произнести благословения.
Это интересно! В течение 7 дней после свадьбы (на период Шева Брахот) мужа и жену полностью освобождают от работы и прочих будничных дел.
Считается, что жених и невеста в день Хупы и последующие 7 дней после церемонии подвергаются особой опасности со стороны духовной нечистоты. Поэтому по традиции в этот период молодожены не выходят на улицу без сопровождения.
Еврейская свадьба – это рождение новой семьи, которое сопровождают многочисленные ритуалы. Соблюдение каждого из них имеет большое значение и напоминает о важных событиях в истории еврейского народа. Присутствовать на Хупе и веселить жениха с невестой считается богоугодным делом и каждый, кто в этом участвует, выполняет великую заповедь. Ведь воспоминания о радости, которую испытывают люди во время Хупы, всегда живут в сердцах супругов и сопровождают пару на протяжении всей совместной жизни.
Помочь подопечным нашего фонда можно в разделе «помочь сейчас» .
Обряд «Хупа» на еврейской свадьбе
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Сама «хупа» напоминает о даровании Торы, когда евреи «встали у подножья горы». Существует старинный обычай ставить «хупу» под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму: «Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать. Столь же многочисленным будет потомство твоё!» То же самое заверение — что народ Израиля будет многочисленным, словно звёзды на небе, — было повторено Ицхаку и Яакову.
Итак, под «хупой» стоит жених, а справа от него — невеста. Очень распространён обычай, согласно которому невеста вместе с «шошвиним» семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.
Сказали наши мудрецы: «Тот, кто не является специалистом в кидушин, пусть не занимается ими». Поэтому церемонию обручения предоставляют вести опытному, авторитетному раввину, который в совершенстве знает закон и является доверенным лицом жениха.
После благословения над бокалом вина («нет радости без вина, как сказано: “и вино возвеселит сердце человека”»), раввин произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин».
Жених и невеста отпивают из бокала, над которым раввин уже произнёс благословение также и за них. Затем свидетелей «кидушин» приглашают подойти поближе, чтобы они видели все детали обряда: как жених надевает невесте обручальное кольцо, произнося: «Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». (Заметим, что жених надевает невесте кольцо именно на указательный палец).
Затем раввин зачитывает «ктубу» (брачный договор), жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её, также правой рукой.
В израильском раввинате заведён хороший обычай: копию «ктубы», заверенную подписями тех же свидетелей, сдают в раввинат на хранение. Если оригинал «ктубы» затеряется, на основе этой копии супруги смогут получить новый экземпляр «ктубы».
А теперь наступает черёд семи благословений:
1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою».
3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека».
4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека по образу Своему, по образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти здание вечное. Благословен Ты, Г-сподь, создавший человека».
5. «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, радующий Сион сыновьями».
6. «Возвесели же дружную любящую пару, как веселил Ты в древности в райском саду сотворённого Тобою. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту».
Молодожёны снова отпивают вино, и жених правой ногой разбивает бокал.
В Теилим 137 говорится о клятве, которую дали изгнанные из Иудеи после разрушения Первого Храма: «Если забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего». «Глава веселья» — это ли не веселье в честь создания новой еврейской семьи? Поэтому именно в этот момент мы вспоминаем, что Храм наш разрушен, что большая часть нашего народа всё ещё пребывает в изгнании… Поэтому именно в этот момент жених разбивает красивый бокал — в знак нашей скорби, в знак того, что радость наша не полна.
(Заметим, что в некоторых общинах разбивают стакан сразу после обручения — прежде, чем зачитывают «ктубу»).
Церемония «кидушин» завершается в особой комнате, которую называют хэдер а-ихуд, «комната уединения». Свидетели «кидушин» провожают молодожёнов в эту комнату — где они в первый раз уединятся уже как муж и жена. Там они также едят лёгкий ужин после поста, когда немного утихает волнение, вызванное торжественной церемонией. Это уединение молодожёнов завершает процесс «кидушин». (В некоторых сефардских общинах молодые уединяются после свадебного пира).
Особенное значение мы придаём тому, чтобы веселить жениха и невесту. И выражается это не в обильном меню или шумном оркестре… Веселье должно быть искренним, перед женихом и невестой танцуют и поют от всего сердца. В Талмуде подробно говорится о различных видах веселья, мы же ограничимся одной лишь цитатой: «Как танцуют перед невестой? Поют перед ней: невеста прекрасная и милая». Цель этого — сделать невесту ещё желанней её жениху и осветить начало их совместного пути.
Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах
Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах
Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности
Брак: мистическая интерпретация
Муж и жена; Бог и народ Израиля
Еврейская свадьба. Краткое описание
Помолвка (Тноим)
Назначение времени свадьбы
Миква
Место проведения свадьбы
Ктуба
Свидетели
Кабалат паним
Бадекениш
Хупа
Кидушин — церемония бракосочетания под хупой
Надевание кольца
Разбивание бокала
Трапеза
Свадебная неделя
Концепция брака в иудаизме
Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему. И навёл Господь Бог крепкий сон на Адама, и взял одну из сторон его. И перестроил Господь Бог сторону, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей. Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью» (Тора, Брейшит 2)
Итак, создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения практических нужд, но и как реализация Божественного предназначения, исполнение Божественного повеления, направленного на восстановление целостности человека. Более того, на основании сказанного там же в Торе (Брейшит 1): «Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК» еврейские мудрецы заключают: тот, кто ещё не создал семью, не является «человеком» в полном смысле слова (Талмуд, трактат «Йевамот»).
Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: «Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А суть этого совершенства такова, что муж и жена существуют только как одно целое».
Это телесное единство, о котором сказано: «и будут они единой плотью» и которое реализуется в «сотворении» новой жизни, объединяет человека с Творцом. Об этом сказано в Мидраше: «Трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу». Поэтому Хава при рождении сына говорит: «Обрела я человека вместе с Господом» (Брейшит 4).
Брак: мистическая интерпретация
В Талмуде об отношениях мужа и жены говорится следующее. В еврейском слове иш — «муж» — содержится одна из букв Имени Всевышнего — йод (י), связанная с мужским началом. А в слове иша — «жена» — содержится другая буква из Имени Творца — эй (ה), символизирующая женское начало. Остальные общие для этих слов буквы — алеф (א) и шин (ש) — составляют слово эш — «огонь». Смысл этого такой: когда муж и жена, иш и иша, живут по законам Торы, — Создатель с ними. Но если они не соблюдают ее заповеди, изгоняя Имя Создателя из своего союза, то остается лишь пламя, сжигающее обоих.
Муж и жена; Бог и народ Израиля
Священное писание проводит аналогию между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля, с другой стороны. Так, в книге пророка Йермияу Всевышний, обращаясь к народу Израиля, говорит: «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную». В книге пророка Ошеа Бог обращается к народу Израиля с такими словами: «Я обручу тебя Мне навеки. и познаешь Господа».
Дарование Торы в еврейской традиции уподобляется свадьбе. Суть свадебного обряда в создании семьи — еще одной частички большого еврейского мира. А сущность сотворения мира — это объединение Б-га со Своим народом: еврейский народ и Творец Мира объединили свои судьбы. Во время объединения у горы Синай Б-г вручил нам Свою Тору — законы и обязательства. Жених дает невесте Ктубу — брачный контракт, документ, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене. Всевышний объявил евреев Своим народом. И жених надевает кольцо на палец невесте, объявляя ее «своей».
Еврейская свадьба: законы и обычаи
Еврейская свадьба. Краткое описание
Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
Под хупой совершается обряд обручения — Кидушин, — который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.
Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.
Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.
За этим следует праздничное застолье.
В течение семи дней после свадьбы устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе.
Перед церемонией бракосочетания уже должна быть составлена Ктуба.
Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.
Помолвка (Тноим)
Еврейская помолвка называется Тноим, что буквально означает «условия». Помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе. Эту договоренность принято закреплять в письменном виде. При этом жених совершает киньян — символическое действие (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка), обозначающее окончательность его решения.
Кроме того, во время помолвки оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым. Как правило, устанавливается и приблизительный срок свадьбы. Если документ не пишется, то все эти договоренности оглашаются устно.
После оформления Тноим и их оглашения мать жениха и мать невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию, таким же необратимым должен быть только что совершённый процесс обручения. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо «откололись» жених (от всех других женщин, кроме своей будущей жены) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа).
После этого устраивается небольшое застолье в кругу родственников и близких друзей.
Несмотря на символическое значение Тноим, договоренность о свадьбе является, по сути, договором о намерениях и не накладывает никаких окончательных обязательств.
Назначение времени свадьбы
Существуют некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя.
Это:
До свадьбы невеста должна окунуться в микву — бассейн для ритуального окунания — и стать «чистой». Окунание возможно только в тот период, когда у невесты нет менструации, что также необходимо учитывать при назначении даты свадьбы.
Миква
Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву. Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.
Более подробно смотрите здесь.
Место проведения свадьбы
Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение — Хупа-зал. Банкет может, в принципе, проходить в любом месте — ресторане, клубе или банкетном зале гостиницы. Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, праздничную трапезу лучше устроить в ресторане при синагоге, поскольку там для вас будет приготовлена кашерная, т.е. разрешенная еврейским законом пища, что в Петербурге является большой редкостью.
Одежда
Разумеется, одежда и жениха с невестой, и гостей должна быть праздничной. Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой. Для этого подойдет кипа (ермолка) или любой другой головной убор. Кипу можно купить в магазине «Кошер» при синагоге.
Платье невесты традиционно шьется из белой ткани. В отличие от других традиций, иудаизм не рассматривает белое платье как символ девственности. Скорее, белый цвет наводит на мысль о чистоте и безгрешности, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. Вне зависимости от прошлого опыта, в день свадьбы каждая невеста так же чиста и так же невинна, как новорожденный младенец.» href=»#»>Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани или, по крайней мере, не должно быть темным. Белый цвет — символ безгрешности и чистоты, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. Покрой и фасон свадебного платья может быть любым при условии соблюдения еврейских законов о скромности: без глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка — колени, ткань не должна быть прозрачной.
То же самое относится и к одежде всех остальных участниц свадебной церемонии.Не считается предосудительным выйти замуж в платье, взятом напрокат.
Неделя до свадьбы
Перед свадьбой жених и невеста какое-то время не должны видеться. В зависимости от обычая, это время варьируется от одной недели до одного дня. Встречаются они уже под хупой. Перед тем, как лицо невесты закрывают фатой, жених заглядывает ей в лицо, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.
В течение нескольких дней до свадьбы, а также всей свадебной недели, молодая пара считается «королевской четой». Поэтому на протяжении всего этого времени новобрачных непременно должен кто-нибудь сопровождать.
В субботу, предшествующую хупе, во время утренней молитвы жениха вызывают к Торе. В честь него присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения его осыпают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой.
Принято также в эту субботу в синагоге устраивать Кидуш при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.
Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шабат кала («Суббота невесты»), или Форшпиль.
Пост жениха и невесты
Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру — дню искупления. Закон предписывает жениху и невесте в этот день поститься. Пост жениха и невесты должен продолжаться до окончания церемонии хупы.
Ктуба
Перед началом свадьбы составляют и подписывают Ктубу — брачный договор. Обычно это делают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями.
Ктуба — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, Ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».
Функция Ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. Ктуба — это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».
Текст Ктубы составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в эпоху мудрецов. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой стандартный, красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности. При составлении Ктубы и ее оглашении раввин переводит текст на язык, понятный жениху и невесте.
Перед подписанием Ктубы раввин, составляющий Ктубу, оглашает ее текст целиком, и перед тем, как документ будет подписан, жених подтверждает свои обязательства совершением киньяна в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в Ктубе. Киньян — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продается или передается, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продает» невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в Ктубе, а для большей верности ставит подпись под текстом Ктубырядом с подписями свидетелей. В качестве свидетелей не могут выступать родственники жениха или невесты.
Ктубу зачитывают публично сразу после того, как жених передает невесте кольцо. После оглашения жених отдает ее невесте. Невеста должна бережно хранить этот документ.
Текст Ктубы
____ дня недели и ____ числа _______ месяца в _______ год от сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в городе,____________свидетельствуем, что (имя) ______, сын (имя)_________, сказал девице (имя)___________, дочери (имя)____________: «Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля — а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар — двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире». И эта девица, госпожа (имя)___________, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье — всего (количество)__________. И соизволил жених, господин (имя)____________, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в (количество)__________, итого — ____________. И так сказал раби (имя)____________, жених: «Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой Ктубы и прибавки к этой Ктубе, и даже этот плащ на моих плечах — залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века». Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе принял на себя раби (имя)_________, жених, со всей строгостью подобных документов (Ктуба и прибавка к Ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта* и не как бланк документа**.И мы приняли киньян на это от раби __________, жениха, для госпожи __________, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, — вещью, пригодной для совершения киньяна***; и все это твердо и непоколебимо.
И всё это верно, ясно и подлинно
(подпись — имя), свидетель
(подпись — имя), свидетель
И я, жених, принимаю на себя всё вышесказанное и подписываюсь в этом сегодня.
(подпись)
*Асмахта — не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.
**Бланк документа — написанный ради тренировки или для другой цели, но не по поручению лица; обязывающегося выполнять то, что перечисляется в этом документе.
***Киньян — здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу.
Свидетели
Для составления Ктубы и самой церемонии бракосочетания необходимы два свидетеля. Они должны удовлетворять следующим условиям: быть мужчинами, евреями, религиозными (т.е. «соблюдающими») и взрослыми (согласно еврейскому закону совершеннолетие — это 13 лет.) Свидетели должны не опоздать и прийти заранее, чтобы участвовать в составлении Ктубы и поставить свои подписи.
Кабалат паним
Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей — Кабалат паним. Накрывают стол с легкими закусками и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны встречаться друг с другом, Кабалат паним проводят в двух разных местах — отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.
Бадекениш — закрывания лица невесты
Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обрядБадекениш — покрыть лицо невесты фатой. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.
Люди, сопровождающие жениха и невесту, называютсяшошвиним. Считается, что жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста — царице, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям — самым близким людям бракосочетающихся. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобышошвиним были женаты в первом браке — это добрый признак для молодых.
Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой.
Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад фату и закрывает ею лицо невесты.
Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.
Затем жених со своей «свитой» направляется к хупе и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.
Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними.
Невеста вместе с сопровождающими семь раз обходит вокруг жениха. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, цельность Творения. Затем невеста становится по правую руку от жениха. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.
Хупа
Хупа — свадебный балдахин — это кусок ткани, устанавливаемый на четырех шестах, либо талит,- большое молельное покрывало, которое держат натянутым за углы (иногда для поддержания углов используют специальную конструкцию на возвышении, а иногда его просто держат четверо — по числу углов — высоких и сильных гостей). Как правило, Хупа устанавливается под открытым небом. Под этим балдахином, собственно, и происходит обряд бракосочетания, поэтому говорят: «поставить хупу», «стоять под хупой». Непосредственно под хупой стоят жених и невеста, их родители и раввин, проводящий свадьбу.
Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
Кидушин — церемония бракосочетания под хупой
Кто проводит церемонию
По давно сложившейся традиции, кидушин — свадебную церемонию — проводит раввин общины, или тот, кому раввин это поручит.
Музыка во время церемонии
Не существует раз и навсегда установленного правила о том, должна ли звучать музыка во время свадебной церемонии. Часто музыка сопровождает выход невесты, когда ее ведут под хупу, и завершение свадебной церемонии под хупой. Большинство пар выбирают традиционную еврейскую музыку.
Надо ли платить за проведение свадьбы?
Проведение свадьбы — это важная заповедь, поэтому платы за это не берут. Но не возбраняется дать цдаку, пожертвование на благотворительные цели. Можно спросить совета у раввина, который будет проводить свадебную церемонию, на что стоит пожертвовать.
Начало церемонии
Раввин, проводящий церемонию, произносит благословения над бокалом вина:
(1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
(2) «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»
Жених и невеста отпивают из бокала вина, над которым раввин произнес благословение.
Надевание кольца
Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости. Перед тем, как надеть кольцо, жених произносит:
АРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕ-ТАБААТ ЗО КЕ-ДАТ МОШЕ ВЕ-ИСРАЭЛЬ
«Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля»
Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров, букв и символов. Обручальное кольцо нельзя одалживать или брать напрокат, оно должно быть собственностью жениха. Положено, чтобы стоимость кольца была не меньше прута — монеты наименьшего достоинства во времена Талмуда, стоимость которой равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, мудрецы установили раз и навсегда, что кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. По еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина, но не мужчина, поэтому то кольцо, которое жених надевает на палец невесте, на еврейской свадьбе — единственное.
Вручение Ктубы
Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), оглашает текст Ктубы. После этого жених вручает Ктубу невесте.
Шева брахот — Семь благословений
Наливают второй бокал вина и произносят шева брахот — семь свадебных благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей-мужчин. Следует решить заранее, кому предоставить право произнести эти благословения.
После каждого благословения все отвечают «амен». Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна — десяти мужчин-евреев.
Благословение первое:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЕЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ БОРЕ ПРИ А-ГАФЕН
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший виноградный плод [вино]!»
Благословение второе:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ШЕ-А-КОЛЬ БАРА
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший всё во славу Его!»
Благословение третье:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ЙОЦЕР А-АДАМ
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, создавший [первого] человека!»
Благословение четвёртое:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ АШЕР ЙАЦАР ЭТА-АДАМ БЕ-ЦАЛЬМО БЕ-ЦЕЛЕМ ДМУТ ТАВНИТО ВЕ ИТКИН ЛО МИМЕНО БИНЬЯН АДЕЙ АД. БАРУХ АТА АДОНАЙ ЙОЦЕР А-АДАМ
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, Который создал человека по Своему образу; по образу подобия Своего, и построил ему из его же плоти [Хава из ребра Адама] здание навеки. Благословен Ты, Господь, создавший человека!»
Благословение пятое:
СОС ТАСИС ВЕ-ТАГЕЛЬА-АКАРА БЕ-КИБУЦ БАНЕА ЛЕТОХА БЕСИМХА. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ЦИОН
«Пусть возрадуется и возликует бездетная [Иерусалим] когда соберутся там в радости сыновья её. Благословен Ты, Господь, радующий Сион её сыновьями!»
Благословение шестое:
САМЕАХ ТЕСАМЕАХ РЕИМ АУВИМ КЕ-САМЕХАХА ЙЕЦИРА БЕ-ГАН ЭДЕН МИКЕДЕМ. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ХАТАН ВЕ-ХАЛА
«Дай же радость нежно любящим — как радовал Ты сотворённого Тобою в Райском Саду в древности. Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту!»
После последнего из благословений жених и невеста пьют вино — уже как муж и жена.
Затем отец невесты даёт жениху выпить из бокала, и точно так же мать жениха даёт выпить из бокала невесте.
Разбивание бокала
После того, как прочитаны семь свадебных благословений, в завершение церемонии под хупой жених разбивает ногой стеклянный бокал (который для безопасности обычно заворачивают в бумагу или кладут в пакет). Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме.
Уединение
Сразу после церемонии хупы свидетели провожают молодоженов в комнату, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они едят легкий ужин после поста. Уединение, символизирующее брачное соединение, завершает процесс кидушин, придавая ему необходимую полноту.
Факт уединения должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В течение всего времени уединения в комнату никто не имеет права входить.
Трапеза
Трапеза не обязательно должна следовать непосредственно за хупой. Можно провести хупу в синагоге, а трапезу устроить в другом месте.
Начинается трапеза с благословения над халами — праздничными хлебами.
Особое значение во время трапезы придается тому, чтобы веселить жениха и невесту. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может.
По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга.
По завершении свадебной трапезы произносят благословение после еды и снова повторяют «Семь Благословений», которые уже читали под хупой.
Подарки
Принято, что родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит, в который на следующее утро, к молитве Шахарит жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек.
А жених дарит невесте сидур, молитвенник, украшенный инициалами невесты, букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.
Еврейская традиция никак не регламентирует подарки остальных родственников и гостей. Обычно молодым дарят то, что может пригодиться им в хозяйстве и обустройстве дома.
Свадебная неделя
Если невеста ранее не состояла в браке, на протяжении шести дней после свадьбы принято устраивать для новобрачных трапезы, во время которых произносят семь свадебных благословений. Это делается в напоминание о том, что после женитьбы Якова на Лее прошло семь дней, прежде чем он взял в жены Рахель. Цель этого обычая — дать возможность услышать свадебные благословения тем, кто не попал на свадьбу. Поэтому необходимо, чтобы каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствовал хотя бы один новый приглашенный. Для произнесения свадебных благословений необходимо присутствиеМиньяна (десяти мужчин). Эти трапезы обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты.
В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот.
Как организовать свадьбу в Петербурге
Следует иметь в виду, что, согласно еврейскому закону, браки заключаются только между евреями по материнской линии. Если Вы хотите организовать свадьбу по еврейскому обряду, Вам нужно записаться на прием к раввину Певзнеру. Необходимо принести с собой на прием документы, подтверждающие еврейство: свидетельства о рождении будущих супругов и их матерей. Вам предложат посетить занятия по основам еврейской семьи и брака, окажут помощь в установлении даты свадьбы и организации хупы, проконсультируют по всем вопросам.
Сама Хупа будет проходить в Синагоге. У Вас есть возможность устроить кашерную трапезу для своих гостей в ресторане «Лехаим».
Обращайтесь в Информационный отдел Синагоги по телефону +7 (812) 713-81-86