Как называется злодей в литературе
Создавая зло (антагонисты, антигерои и злодеи)
Он сидел за тем самым столом, где когда-то давно возник пароль Рин, вальяжно развалившись на стуле, закинув ногу на колено и сложив руки на груди. Слишком много невербальных сигналов, жестов превосходства и раскрепощенности. Брайт. нервничал?
Это ей положено было нервничать. Ведь Рин пригласили в ее собственную квартиру, откуда семья съехала сотни лет назад; будто желая показать — знают о ней всё. Что же могло понадобиться от неё существу, обладающему такой информацией, в их время почти равной могуществу?»
И тут я осознала, что, как ни откладывай, пришла пора признать — я понятия не имею, что же потребует от героини тот, кто ждет ее за дверью. Для меня всегда было проблемой придумать злодея, антигероя, да пусть даже психа, противостоящего главным персонажам. В «Последней попаданке» все вышло само собой: Рамаданта, Вит, Ден попросту «шли по головам» каждый к своей цели. Но, когда хочешь написать что-то интересное и не любовное, приходится отметать банальные деньги, славу, женщин и мировое величие.
Ниже будет выложена вся полезная информация по созданию антигероев, антагонистов и злодеев (так как мне нужен персонаж, сочетающий в себе все эти качества), которую я нашла и обработала. Возможно, в чем-то избыточная, но я старалась убрать всю «воду».
1. Прежде всего, следует разобраться с терминологией.
Антагонист — это основой соперник главного героя.
Антигерой — это сам главный герой, чьи поступки или моральные принципы вызывают осуждение.
Я совершенно случайно отыскала замечательный блог Татьяны Рябининой, которая четко, но полно раскрыла эту тему и перечислила виды антигероев: «Антагонист, антигерой и прочее злодейство».
2. Первое, что приходит в голову при создании характера любого главгада, это RPG-шная таблица мотиваций. Тут все понятно без комментариев.
3. Твиттерский аккаунт «Советы сценаристу» дает множество полезной, схематической информации, в том числе на этот счет.
Другие их советы, которые, тем не менее, отлично подходят для создания конфликта между героем и антагонистом:
Те же черты делают антагониста не просто злодеем, а крутым злодеем
Если персонаж не выполнит условие антагониста, то
Главным героям достаточно доброты и честности, с антгонистами обычно сложнее.
Иногда герой сам себе создает антагониста
из окружающей среды
4. В сети есть множество статей с советами создания подобных персонажей. Вот выдержки:
Заставьте персонажа творить зло своими руками
Если отрицательный персонаж просто сидит на троне и день и ночь отдает страшные приказы, то его вряд ли можно назвать хорошим злодеем и вряд ли вам удастся запугать им читателя. Так что дайте своему персонажу запачкать руки.
Выстроите общение злодея и его жертв
Если читатель не ассоциирует себя с героями и не переживает за них, то ихсмерть не сильно его расстроит. (Злодей должен вредить непосредственно героям или дорогим ему людям)
Придумайте правдоподобный мотив
Мотив — это, пожалуй, главный элемент хорошей истории. При этом если у вашего антигероя есть деньги, время, власть (которыми он может воспользоваться в любой момент, чтобы нанести удар), а он этого не делает и пытается атаковать как-то иначе, то вы должны объяснить почему.
Размышляя над тем, как придумать злодея, помните, что психическое заболевание не должно служить мотивом. Даже те антигерои, которые совершают злодеяния под влиянием психического расстройства все равно имеют мотив. (Мотивация должна быть понятна читателям, например — зависть)
Многие отрицательные герои фильмов и книг используют в речи шаблонные фразы, которыми читателя точно не запугаешь и не удивишь, например:
Ничего личного, это просто бизнес.
Ты заплатишь за это!
Бедный, несчастный, жалкий, беззащитный.
Мой/дорогой друг (при обращении к герою) и др.
Также при создании злодея не используйте шаблонные эмоции вроде «злобной усмешки». Большинство отрицательных персонажей — обычные люди, а людям присущи самые разные эмоции.
Не переходите границы
Иногда авторы так сильно стараются сделать злодея по-настоящему страшным, что переходят все допустимые границы и сюжет просто теряет логику. (Например, если злодей убивает своих приспешников за малейшую провинность, а те всё не заканчиваются и не жалуются в профсоюз) Поэтому помните — иногда чем меньше, тем лучше. Сосредоточьтесь на небольших, но значимых событиях, вместо того, чтобы шокировать людей большим размахом. Качество важнее количества.
Определить виды антигероев можно, задав себе вопрос:
«Какие чувства вызывают (должны вызывать) у читателей поступки персонажа?»
1. Читатель солидарен с его целями, как если бы это были цели героя.
Это относится и к шаловливым жуликоватым героям, и к персонажам с темным прошлым, которые перешли на сторону света. Они могут казаться не героичными, но конструктивно они выполняют такую же роль, как и герои других историй.
С антигероями такого рода читатели по-прежнему остаются союзниками, а цель писателя заключается в том, чтобы читатели “приняли” их. Читателям предлагается задействовать эмоции, и переживать приключения и успех персонажа так, чтобы это можно было смело назвать читательской поддержкой.
2. Самые настоящие антиподы героизма, и писатели даже не ждут, что читатели хоть когда-нибудь полностью их поддержат. Читатели могут чувствовать ответственность за таких персонажей и эмоционально переживать их подвиги, но они никогда их не примут. Они не поддерживают ни их приключения, ни успех, а скорее интересуются тем, как эти персонажи раскрываются и развиваются.
Создание великого антигероя зависит от вашей способности обуздать это непонимание и управлять им. В неумелых руках непонимания будет достаточно, чтобы отпугнуть читателя – зачем следовать за персонажем, которого ты не понимаешь или с которым не согласен? Но для опытного автора – это та самая загадка, которая делает антигероя наиболее увлекательным и интересным из всех типов персонажей.
Изначально у читателей к антигерою более отстраненное отношение, чем было бы к обычному герою на его месте. Поэтому с самого начала у вас есть два пути.
Первый – это сыграть на загадках антигероя. Пример можно увидеть в таких книгах, как «Нам надо поговорить о Кевине». Весь роман представляет собой исследование того, что конкретно не так с титульным персонажем и его матерью, и чем это вызвано.
Другой путь – сделать антигероя настолько обаятельным, насколько это возможно. Пример показан в «Бойцовском клубе» Чака Паланика, где радикальный анархист Тайлер Дерден изображается невероятно одаренным и харизматичным.
Паланик повышает ценность присутствия Дердена, выводя на передний план его этос (нрав, характер, душевный склад). Его поступки, хотя они и гнусные, сравниваются со скучной повседневной жизнью рассказчика до встречи с Дерденом.
Оба варианта хороши, главное никогда не оставлять непохожесть антигероя без внимания.
Итак, что бы вы ни решили: сыграть на непохожести антигероя и загадках его души или уравновесить непохожесть обаянием персонажа, главное помнить, что знание предыстории, имеет существенное значение для успеха.
Через антигероя читатель испытывает и переживает “другой опыт”, вот почему так важно, чтобы у него была неизменная истина. Кроме того, единственный способ создать поистине великого антигероя – никогда не раскрывать его полностью. Объяснения и оправдания в определенной степени обесценивают антигероя, потому что они предполагают, что мы способны раскрыть смысл альтернативной философии и понять ее. Таким образом альтернативная философия представляется, как сломанная версия чего-то понятного, в то время как на самом деле она – это нечто целое, хотя и абсолютно другое, а это гораздо более справедливо и заманчиво. Используйте эти чувства, надавите на них, и вы получите антигероя, который заставит ваших читателей возвращаться к нему снова и снова.
Сделайте персонажа злым из-за решений или поступков, а не характера.
Человек не может быть злом сам по себе, но может принимать такие решения. Позвольте читателю понять, почему ваш персонаж злой, а не добрый.
Не используйте ленивые упрощения.
При создании интересного персонажа следует отказаться от шаблонных приемов и хитростей. Не нужно создавать злодея с необоснованной мотивацией.
Садизм не является реальной мотивацией. Персонажу нужен весомый повод, чтобы совершать злые поступки, а не лакомиться десертом перед телевизором. Если злодей совершает ужасные поступки ради «веселья», то это скучно и неубедительно.
Психические заболевания и слабоумие не делают людей злыми. «Он злой из-за психического состояния» – это ленивый подход, который глубоко оскорбляет множество добрых людей с реальными эмоциональными расстройствами и пороками развития
Не используйте банальную ученую речь. Это слишком затертый прием.
Подумайте, как ваш злодей оправдывает свои действия.
Не нужно прибегать к избитому смеху злодея при совершении поступков, которые он считает порочными. Даже если злодей понимает аморальный характер своих действий, он все равно будет пытаться оправдать их для себя. Такое оправдание может иметь смысл только для самого злодея вследствие пережитых ощущений и убеждений, которые родились на основе такого опыта. Рассмотрите следующие примеры таких оправданий:
«Я сделаю что угодно, лишь бы заслужить благосклонность _____ / стать настоящим _____»;
«Мир полон аморальных лиц и я одна из немногих, кто это признает. Я должна исправить такую безнравственность. Если с людьми происходят плохие вещи, то они этого заслуживают»;
«Участники группы X просто монстры / жаждут контроля / зря расходуют воздух»;
«Выживают только сильнейшие. Неудачи – признак слабости. Слабые заслуживают потерпеть неудачу»;
«Людей, которые X, необходимо поставить на место»;
«Я не остановлюсь ни перед чем на пути к своей цели, поскольку это высшее благо. Если на моем пути появятся люди, я их остановлю. Неважно, если придется причинить им боль, ведь я делаю это ради высшего блага»;
«Члены меньшинства X страшные и плохие. Я сделаю все возможное, чтобы защитить свой дом, город и страну».
Наделите злодея понятными и близкими людям мотивами и целями.
Сложно поверить в зло ради удовольствия злодея. Более пугающе выглядят злые поступки, которые мог бы совершить человек по причине обстоятельств и образа мыслей (для большинства этого достаточно).
Рассмотрите взаимоотношения злодея с помощниками или приспешниками.
Рассмотрите аспекты злодея, которые не всегда были злыми.
Хорошо описанный персонаж никак не может быть абсолютным злом всю свою жизнь. Злодей должен иметь просто нейтральные или даже добрые качества.
О ком он переживает больше всего? Это может быть человек или животное.
Придумайте злодею хобби. Чем абсолютное зло занимается в свободное время? Он играет в шахматы живыми грызунами, которых пригвоздил к фигурам, отрабатывает
навыки стрельбы или вяжет колючие свитеры и пишет автобиографию?
Дайте приспешникам, сторонникам и помощникам причины следовать за злодеем.
Дело в страхе? Они разделяют цель злодея? Им нужда помощь злодея для достижения своих целей? Они желают получить то же, к чему стремится злодей, но собираются подставить его в ключевой момент? Они вынашивают тайный план отомстить злодею, выдают себя за других и притворяются союзниками? Следуют за злодеем из уважения, восхищения или поклонения? Чем это вызвано? Они тайно желают завладеть предметом, который имеется у злодея или к которому он имеет доступ? Такие детали сделают главного злодея и других злодеев поменьше более убедительными, чем пустые болванки.
Рассмотрите чувства и взаимоотношения злодея с другими героями.
Реплики злодея должны быть если не многозначительными, то хотя бы просто интересными.
Сделайте злодея ловким, умным и сильным. Если в схватках с героем злодей вынуждает его задействовать все свои силы и сноровку, то оба персонажа будут выглядеть убедительными. Иными словами: не нужно придумывать глупых злодеев!
Наделите злодея качеством, которое вызывает сочувствие, а позже переверните все с ног на голову. Исследуйте разные возможности, чтобы придумать интересные повороты сюжета.
Наделите злодея причудой, которая точно соответствует его личности. Это могут быть странная речь, жуткая привычка, склонность повторять некое слово в определенных ситуациях или другие особенности, которые придут вам в голову.
У злодея должен быть свой стиль. Избегайте клише, поскольку иногда они могут сделать злодея ненамеренно безвкусным и банальным. Используйте собственные приемы и действуйте тонко (если вы не стремитесь создать намеренное ощущение простоты).
Травматические события в прошлом не всегда оказываются достаточной мотивацией.
Не нужно обязательно делать злодея уродливым, особенно если его безобразие оказывается очевидным признаком злых намерений. Часто обычный или красивый злодей с лукавым взглядом, который совершает ужасные поступки, пугает гораздо больше благодаря такому противоречию между формой и содержанием.
Лучшие злодеи искренне верят в собственные проповеди, что делает их более убедительными, ведь они считают, что поступают правильно.
Как правило, драматургическая структура предполагает путь героя от потери до обретения. В случае с антигероем эта схема может работать в разных направлениях. Он может потерпеть неудачу, выбрать неверный путь, остаться равнодушным к правилам и порядку, а в финале вовсе не измениться (или не изменить себе).
Недостатки антигероя всегда дополняют достоинства. Равновесие плюсов и минусов делает их ближе зрителю, и совсем не важно, супергерой ли перед нами, гангстер, наемный убийца, компьютерный гений, циничный телеведущий, наглая журналистка или безумная пианистка.
Известный сценарный гуру Майкл Хейг в книге «Голливудский стандарт» объясняет, за счет каких простых приемов можно вызвать сочувствие зрителя к любому персонажу.
Заставить героя страдать
Переживая горе, утрату, незаслуженное несчастье, невезение, экранные герои становятся нам понятнее. Такому герою каждый сопереживает по-своему, но сюжетные ходы предполагают, что рано или поздно мы разделим его несчастья, а в финале, возможно, порадуемся его возвращению к прежнему образу.
Тонкий баланс в полярных качествах заставляет зрителя постоянно метаться от ненависти к сочувствию.
Не менее интригующими и притягательными могут быть антигероини, чьи образы далеки от традиционных хранительниц семейного очага, заботливых матерей и верных супруг. В один короткий момент мы видим, что у нее есть чувства, но она старательно скрывает их, страшась упустить очередную сенсацию и проиграть самой себе.
Подвергнуть героя риску
Смертельная опасность или любые другие трудности никогда не оставляют зрителя равнодушным, нависла ли угроза над преступником или положительным персонажем.
Сюжет, построенный на погоне и преследовании, постоянно держит зрителя в напряжении, и за дуэтом антигероев интересно наблюдать не только благодаря их шуткам, но и классической интриге — удастся ли им выйти сухими из воды?
Как правило, идеальный герой жертвует собой во имя высокой цели. Антигерой может позволить себе сделать то же самое ради свободы.
Наделить героя силой и талантом
Власть над людьми, выдающиеся умственные способности, блестящий талант, решительность, свобода в выражении чувств — неоднозначные персонажи с таким набором качеств всегда вызывали интерес и становились предметом обсуждения критиков и зрителей.
У каждого есть то, что достойно уважения — упорство в достижении целей, непоколебимая уверенность в собственной правоте, решительность и ум. Кроме того, у каждого обнаруживаются уязвимые точки — испытание предательством, потеря близких, сомнения в правильном выборе.
Добавить герою положительных качеств
Антигерой рано или поздно проявляет лучшие качества. В противном случае он превратился бы в антагониста. К добрым, благородным или просто смешным персонажам легко начать испытывать симпатию, сколько бы бесчеловечных поступков они ни совершили. Иногда внутренней борьбы между хорошим и плохим оказывается достаточно, чтобы мы поверили в их желание измениться и сделать правильный выбор.
Американский автор книг по писательскому мастерству Джессика Пейдж Моррелл в своей статье «Как создать антигероя, которого полюбят читатели» перечисляет основные черты персонажей, которым не стоит подражать, хотя втайне мы, возможно, хотели бы вести себя так, как они:
когда они вынуждены выбирать между правильным и неправильным, часто выбирают последнее, потому что это легче;
бывают непривлекательными как по характеру, так и по внешности;
ими движут личные интересы и самосохранение, но обычно есть линия, которую они не пересекают (это отличает их от настоящих злодеев);
часто их мотивы сложны и варьируются от мести до чести;
могут играть на обе стороны — с хорошими и с плохими, получая прибыль от обоих;
сначала вынужденно, а затем и добровольно могут помогать более слабым персонажам;
мало раскаиваются в своих действиях, но в финале могут меняться в лучшую сторону.
Следить за развитием таких персонажей бывает гораздо интереснее, чем наблюдать заведомо идеальный образ, который мы обязаны полюбить, потому что так задумано авторами.
Некоторые ещё выделяют такое понятие, как антизлодей.
Антизлодей — это злодей, наделенный героическими чертами, «злодей с человеческим лицом». Случается, он преследует благородные цели, используя при этом аморальные методы, либо наоборот — законными методами добивается низких целей. Возможно, он хорошая личность, которая служит зло силе, считая ее добром либо меньшим из зол.
Антизлодей получается либо из антигероя, махнувшего рукой на свои благородные цели, либо из героя, совершившего поворот налево кругом, либо из злодея путем постепенного очеловечивания (рассказа о том, какое у злодея было тяжёлое детство, предоставления ему возможности погладить собаку и пр).
Охотно принимает правила игры, в которой он «играет черными». Придерживается определенного и вполне твердого морального кодекса, демонстрируя, что даже у зла есть стандарты и порой карая головорезов и прихвостней за их нарушение.
Злодей с добрыми намерениями
Очень похож на тип Благородного Демона — с той разницей, что Благородный Демон, не стесняясь, действует в своих эгоистических интересах, а Злодей с добрыми намерениями старается исключительно ради общественного блага.
Злодей по должности
Нормальный человек, которого просто случаем занесло на Тёмную Сторону. Ну, знаете, кто-то же просто родился орком или подданным Империи Зла. Опять же, есть определенное сходство с Падшим Ангелом — только Антизлодей 4-го типа не рефлексирует и не мучается по поводу того, что вынужден служить Силам Зла, что сильно облегчает жизнь и своим, и чужим.
6. И, в заключение, несколько интересных подборок и статей об антигероях от «Мира фантастики». Советую заглянуть, ведь нет ничего понятнее наглядных примеров из фильмов, игр и книг.
Они заствляют думать в нужном нправлении горздо лучше, чем тонны страниц теории.
10 неоднозначных злодеев
Badass. 10 брутальных антигероев
Антигерои и трикстеры: за что мы их любим?
ВСЁ!
А какое у вас отношение к антагонистам и антигероям в моих книгах? Бесила ли Дарья в «Лживых пророках» или вызывала сочувствие? Понравился ли эгоист Змей в «Никакого реала»? Можно ли считать антигероем Терраю из «Проводника»? Так часто читатели пишут про «хороших», но почти не упоминают «плохих»)) Надеюсь, в следующий раз я, благодаря накопленным знаниям, создам для вас антагониста и антигероя, достойного обсуждения не меньше, чем герой.
Читайте сейчас: моя серия «Магия и код»
(фэнтэзи-киберпанк)
5 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Оооо, сколько пищи для ума))) Тоже прошаривала эту тему, но тут прямо кладезь)) Спасибище!
У меня получился интересный опыт с антагонистом. В какой-то момент он стал нравиться читателям. Я даже опасалась, что большинство будет за него. Спасло то, что показала его потом еще более гнусным. Таким отпетым козлиношкой)) И все же читатели спрашивают, даже надеется, что автор его не прихлопнет в конце. Даже писали, что было бы интересно про него отдельную историю почитать. А я поняла, что мне и самой интересно про него отдельно написать))
Когда я спрашивала подругу, чем он по большему счету цепляет, она сказала – непредсказуемостью. Он сделает что-то и не ясно – пакость или добро. Уже показал читателю, что способен и на то, и на другое.
Кто такой антагонист? 4 типа антагонистов в литературе
Антагонист в художественной литературе – это персонаж, который бросает вызов главному герою произведения, срывает его планы, оказывает давление или несет угрозу для его жизни.
Функция антагониста в сюжете заключается в том, чтобы создавать проблемы, провоцировать конфликт. Когда в романе ничего не происходит, и протагонисту – положительному герою – ничто не угрожает, интересной истории не получится. Антагонист создает напряжение, дает истории импульс, заставляя читателей следить за развитием событий.
Антагонистами могут быть:
Иными словами, антагонист – это оппонент протагониста, препятствие на его пути. Однако, не стоит путать его со злодеем.
Отличия между злодеем и антагонистом
Злодей – это суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете. В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист – злодей в общепринятом понимании этого слова. Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но в действительности антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете.
Злодей в художественном произведении – это персонаж, чьим главным мотивом является умышленное разрушение. Злодей действует в сюжете как основной антагонист, создает максимальные сложности главному герою. Как правило, он больше, чем просто «плохой парень». Это достойный соперник главного героя, его способности и сила сопоставимы со способностями протагониста, только с отрицательным знаком. При этом он считает, что его поступки правильны. Яркий, запоминающийся злодей обладает хорошо проработанным бэкграундом и развитыми личностными характеристиками: яркий и всем известный пример – Джокер из комиксов о Бетмене.
4 основных типа антагонистов
В литературе встречаются 4 основных типа антагонистов: подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг. Разберем эти типы подробнее.
Подлинный злодей
Этот тип антагониста знаком читателям лучше всего. Темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло… Он заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести.
Такой злодей чаще всего появляется в фэнтези, научной фантастике и приключенческих романах, хотя встречается он и в других жанрах. Лорд Волдеморт из цикла про Гарри Поттера, Саурон из «Властелина колец», Пеннивайз из романа «Оно» Стивена Кинга – яркие представители этого типа антагонистов. Повествование, в котором фигурирует подлинный злодей, развивается по типу «свет против тьмы», где протагонист играет роль благородного героя.
Несмотря на то, что некоторые полагают этот тип исчерпавшим себя, он прошел проверку временем и все еще остается популярным. Подлинный злодей и его сообщники обращаются к основному человеческому инстинкту – страху. Следя за тем, как на страницах романа страх рождается и впоследствии оказывается побежден, читатели испытывают удовлетворение.
Рядовой антагонист
Не все антагонисты стремятся к злу ради самого зла. Некоторые просто действуют в противовес главному герою, создавая конфликт без намерения уничтожить мир. Это не делает рядового антагониста в меньшей степени опасным противником, просто отделяет его от поистине «плохих парней».
Такой тип антагониста обычно появляется в историях, где личности героев играют более важную роль, чем динамика сюжета, например, в любовных романах, классической литературе. Примерами таких антагонистов могут служить Монтекки и Капулетти, семьи Ромео и Джульетты из одноименной пьесы Шекспира, или старшее поколение семьи Кирсановых по отношению к Базарову в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».
Конфликт главного героя и рядового антагониста может возникнуть из-за столкновения целей, когда успех гарантирован только кому-то одному. В этом случае антагонист создает физические или психологические препятствия на пути главного героя, не обязательно с целью уничтожить соперника.
Группа врагов
Иногда протагонист вступает в конфликт не с одним человеком, а с группой людей или крупной организацией – правительством или социальной системой. Обычно враждебная группа стремится причинить ущерб или уничтожить протагониста, чтобы получить власть, богатство, отмщение или успех. Антагонист в виде группы чаще всего появляется в экшн-фэнтези, научной фантастике, психологических триллерах и приключенческих романах, нередко представляя собой организованную, системную версию злодея-одиночки.
Поскольку группа – это довольно расплывчатый и безликий образ врага, многие авторы предпочитают персонифицировать ее в лице одного героя, действующего от имени всей группы. В этом случае протагонист по-прежнему борется с группой или системой в целом, но в конфликтных ситуациях противостоит конкретному персонажу.
В качестве примера можно привести Капитолий из «Голодных игр» (в лице Президента Сноу) или Партию из романа «1984» Джорджа Оруэлла (в лице О’Брайена).
Внутренний враг
Иногда антагонист в произведении является не другим персонажем, а частью личности самого главного героя. «Внутренний враг» встречается как в классической, так и в современной прозе, где главный герой противостоит своим сомнениям, страху, недостаткам или сожалениям, чтобы впоследствии одержать победу над собой и обрести счастье или успех.
Например, внутренним антагонистом является чувство вины Брайони в романе «Искупление» или гордость Элизабет и мистера Дарси в «Гордости и предубеждении». Холден из романа «Над пропастью во ржи» вступает в конфликт со многими персонажами, но основная борьба происходит с его собственными одержимостями и сомнениями. «Фауст и Франсуа» Данила Рудого – еще один пример произведения, где в роли антагониста (Фауста) выступает alter ego героя (Франсуа).
Хотя обычно такой тип антагониста, как внутренний враг, не имеет физического воплощения, некоторые авторы олицетворяют внутреннюю борьбу героя в объекте, как например, в романе «Портрет Дориана Грея», где портрет главного героя воплощает его тщеславие.
В заключение
В художественных произведениях мы предпочитаем ассоциировать себя с героями, в то время, как только злодеи и антагонисты заставляют нас по-настоящему сопереживать. В конце концов, лишь когда главному герою приходится преодолевать сложности на пути к своему триумфу, мы ощущаем «нерв» в истории. И антагонисты – это именно те персонажи, кто создает эти сложности.
Какие антагонисты в литературе произвели на вас наибольшее впечатление? Существуют ли другие типы, о которых мы умолчали? Поделитесь своим мнением в комментариях!