Как называется звук обозначенный буквой ц
Звук «ц» твёрдый или мягкий, звонкий или глухой?
Среди звонких и глухих парных звуков русского языка особняком стоят те, которые не имеют пары по звонкости. Это непарные глухие согласные:
Звук [ ц ] образуется со значительной долей шума и является непарным глухим согласным.
Часто возникает вопрос: обладает ли звук [ ц ] мягкостью, как многие согласные русской речи?
Подавляющее большинство согласных звуков русского языка имеют пары по признаку твёрдости/мягкости, например:
Эти звуки всегда звучат твердо, независимо от гласной буквы, следующей за ними:
жёрнов [ж о р н о ф],
нарцисс [на р ц ы с].
Поэтому существует орфографическая проблема в написании слов, в корне которых есть звук [ ц ]. Несмотря на его звучание, все же напишем после « ц « букву « и « в корне слов:
ц и мбалы, ц и новка, ц и ркуль, ц и рк, ц и ркач, ц и фра.
Звук «ц» является твердым, глухим.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.
Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.
Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника
Звук «ц» является твёрдым или мягким, звонким или глухим?
Среди звонких и глухих парных звуков русского языка особняком стоят те, которые не имеют пары по звонкости. Это непарные глухие согласные:
Узнаем, звук [ц] твёрдый или мягкий, звонкий или глухой в фонетике русского языка.
Звук [ц] образуется со значительной долей шума. Многие шумные согласные образуют пары по признаку звонкости/глухости:
У анализируемого согласного нет соотносительной пары среди других согласных звуков по признаку звонкости. Этот звук является непарным глухим согласным в фонетике русского языка.
Часто возникает вопрос: обладает ли звук [ц] мягкостью, как многие согласные русской речи?
Подавляющее большинство согласных звуков русского языка имеют пары по признаку твёрдости/мягкости, например:
В русской речи эти согласные всегда звучат твердо, независимо от гласной буквы «е», «ё», «и», следующей за ними:
Поэтому из-за произношения существует орфографическая проблема в написании слов, в корне которых есть звук [ ц ]. Несмотря на его звучание, все же напишем после « ц « букву « и « в корне слов:
ц и мбалы, ц и новка, ц и ркуль, ц и рк, ц и ркач, ц и фра и др.
Согласно орфографическому правилу только в нескольких словах-исключениях после буквы «ц» пишется буква «ы». Запомним их с помощью фразы:
Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»
Звук «ц» является непарным твердым глухим согласным.
Урок обучению грамоте в 1-м классе «Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц»
Оборудование: учебник “Русская азбука”, предметные картинки, магнитная доска, магнитная азбука (буквы, слоговые схемы), счётные палочки, мел, указка.
I. Организационный момент.
Ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке нам понадобится учебник “Русская азбука”, счётные палочки и слоговые схемы. А чтобы наш урок прошёл хорошо, вы должны настроиться на работу, поднимать руку и активно работать.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.
— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
— Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)
— Какими бывают гласные звуки? (Гласные бывают ударными и безударными)
— Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими, глухими, парными, непарными, некоторые из них бывают шипящими)
— Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)
— Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)
— Сколько вы знаете гласных звуков? (Мы знаем 6 гласных звуков)
Назовите их. (А, о, у, ы, э, и.)
Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)
— Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)
— Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)
— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы скажете позже сами.
IV. Работа над новым материалом.
— Ребята! Отгадайте загадку.
(Ученик выходит к доске и из букв магнитной азбуки выкладывает на доске слово – цапля.)
1. Слого-звуковой анализ слов-отгадок.
Ребята! Давайте произнесём хором это слово. Сколько в нём слогов? (2) Почему? (В нём 2 гласных). Назовите 1 слог (цап), 2 слог (ля). Поставьте ударение. (Дети хором ставят ударение. Ударение падает на 1 слог, на гласный звук [а].)
Ребята! Составьте схему этого слова у себя на партах, разделите его счётными палочками на слоги и поставьте знак ударения. Один ученик выполняет эту работу на доске.
Дети! Произнесите 1звук в слове цапля. ([ц] Какой он? (Он согласный, твёрдый, глухой, непарный)
Молодцы! Отгадайте следующую загадку.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
Что это? (Цифры) (Ученик выходит к доске и выкладывает это слово из букв магнитной азбуки)
Ребята! Произнесите хором слово цифры. Сколько в нём слогов? (2) Почему? (2 гласных). Назовите 1 слог (циф), 2 слог (ры). Поставьте ударение. (Ударение падает на 1 слог)
Дети! Составьте на партах схему этого слова и разделите его палочками на слоги, поставьте ударение. (Один ученик выполняет эту работу у доски)
Ребята! Каким звуком начинается 1слог в слове цифры? (Звуком [ц]).
Какой он? (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой, непарный)
Итак, с какой буквой вы сегодня познакомились и, что про неё узнали? (Мы сегодня познакомились буквой Ц, и узнали, что у неё только один звук [ц]. Он согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)
Это и есть тема нашего урока.
2. Знакомство с буквами Ц, ц.
(Учитель показывает указкой место буквы Ц в алфавите и на ленте букв)
Дети! На что похожа печатная буква Ц? (Дети дают свои ответы)
Ребята! Выложите из счётных палочек на партах букву Ц.Молодцы!
А теперь давайте прочитаем с доски стихи про букву Ц.
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
3. Игра “Кто внимательный?”
Ребята! Давайте поиграем в игру “Кто внимательный?” Я буду называть слова, а вы слушайте. Если в них есть звук [ц], то хлопайте, если нет, то молчите.
(Учитель называет слова: цыган, свет, колодец, цирк, светофор, мастер, цепочка, стул, стол, овца, Москва, блюдце, яйцо)
А теперь сами придумайте слова, в которых есть звук [ц]. (Дети называют свои слова)
4. Игра “Составь слово”.
Дети! Следующая игра называется “Составь слово”. На магнитной доске в беспорядке выставлены буквы, надо собрать слово.
(Ученик выходит к доске и с помощью карточек составляет слово-цапля)
5. Работа с Азбукой.
Ребята! Откройте учебник на странице 52-53.Скажите, куда нужно посмотреть, чтобы узнать какую букву мы сегодня изучаем. (Нужно посмотреть на странице 53 в верхний правый угол, где напечатана буква Ц с узорами, которая встречается в сказках и печатные буквы Ц, ц, заглавная и строчная, слоги-слияния с буквой Ц.
Дети! Схема какого слова изображена в учебнике? (Это схема слова кузнец)
(Проводится слого-звуковой анализ слова кузнец)
Ребята! Кто такой кузнец? (Если дети затрудняются сказать, то учитель объясняет, кузнец-это мастер по ковке металла.) Рассмотрите картинку с изображением кузнеца. Сколько слогов в слове кузнец? (2) Назовите их. (куз-нец). Поставьте ударение. (Ударение падает на второй слог.) Назовите последний звук в слове кузнец. ([ц]) Какой он? ( Он согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный.) А где работает кузнец? (В кузнице.) Сколько слогов в слове кузница? (Три.) Назовите их и поставьте ударение.
Дети! Кого мы видим ещё на странице 53? (Мы видим двух кузнецов, которые работают в кузнице.) Какие они? (Они могучие, сильные, крепкие.) Что они делают? Один кузнец держит огромную кувалду, а другой клещами держит раскалённый кусок железа, а в другой руке у него кувалда, которой он будет ударять по железу. (Работа у кузнецов тяжёлая.)
Хорошо! Молодцы! А теперь читаем хором слоги – слияния. Придумайте слова, чтобы в них были эти слоги.
Ребята! Прочитайте слова на странице 53, вверху. (Кузнец, кузнецы, кузница, кузницы)
Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в единственном числе, а кузнецы и кузницы во множественном числе, кузнец и кузнецы отвечают на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на вопрос что?)
Прочитайте слова, в которых два слога, три слога.
Прочитайте слова, в которых ударный третий слог, второй слог, первый слог.
Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)
Что вы ещё знаете о предложении? (В предложении о ком-то или о чём-то говорится. Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный, восклицательный знак)
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные)
А по интонации? (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)
Молодцы! А теперь составьте свои предложения. (Дети составляют свои предложения со словами из учебника)
6. Работа с иллюстрацией на странице 52.
Ребята! Рассмотрите картинку на странице52.
Где происходит действие? (В цирке)
Кто выступает на арене цирка? (Клоуны, медведь, лошадь, собачка, жонглёры)
Кто катается на велосипеде? (Медведь)
Кто играет на гармошке? (Клоун)
Кто стоит на лошади? (Девочка)
А вы были в цирке? Вам нравится цирк?
7. Чтение текста к иллюстрации на странице 53.
Дети! Прочитайте предложения на странице 53. Молодцы!
Сколько вы прочитали предложений? (5) Как вы узнали? (Здесь 4 точки и восклицательный знак)
Это текст или нет? (Текст, так как все предложения связаны.) А его можно озаглавить? (Да) Давайте это сделаем. (В цирке. Цирковое представление)
Ребята! Найдите в тексте слова, в которых есть звук [ц].
Задайте сами вопросы к этому тексту. (Одни ученики задают вопросы, а другие отвечают на них)
Ребята! Какие в этом тексте встретились предложения по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные)
А по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
Прочитайте повествовательные предложения. (Ученики читают)
Прочитайте побудительное предложение. (Я очень люблю цирк!)
Как его нужно читать? (Выразительно, с голосом)
Давайте составим схему этого предложения. (Один ученик чертит схему предложения на доске, а остальные ученики с помощью счётных палочек выкладывают схему на партах)
I_ _ _ _! Сколько слов в этом предложении? (4)
Ребята! Давайте перескажем этот текст. (Несколько учеников выходят к доске и пересказывают.)
Дети! Прочитайте пословицы на странице 52 и объясните их смысл.
Назовите из этих пословиц слова, в которых есть звук [ц]. Хорошо.
V. Закрепление изученного.Самостоятельная работа.
Проверка самостоятельной работы.
(Представители каждого ряда выходят к доске и с помощью магнитных карточек ставят схемы слов, а весь класс проверяет)
Обучение грамоте «Звук [ц] и буква Ц»
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый….
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?…
Белые горошки на зелёной ножке….
Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек….
Синенький звонок висит, никогда он не звенит….
Это василёк, ромашка, ландыш, одуванчик и колокольчик.
Какие ещё вы знаете цветы?…
Древние египтяне первые начали выращивать цветы. И было это более 4000 лет назад.
Некоторые цветы можно кушать. Из одуванчиков, хризантем делают салаты. Цикорий заменяет кофе. Из корня лотоса варят суп и делают муку.
Тюльпан – один из самых быстрорастущих видов растений. За сутки он может подрасти в среднем на 2 см.
Страна тюльпанов — Голландия. Тысячи видов цветов растут на полях этого государства. Хотя, было время, когда в Голландии тюльпанов не было. Они были завезены из Турции в XVI веке. В те времена тюльпаны стоили баснословных денег. Одна луковица тюльпана стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.
В XIII веке во Франции дамы носили венки из роз, которые назывались «шапель». Видимо, от этих венков и произошло французское слово «шапо», что в переводе значит «шляпа».
Хризантемы – императорские цветы в Японии. В стране даже существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.
Большинство любимых цветов японцев – без запаха, потому что в Японии принято любоваться красотой растений, а не ли вдыхать его аромат.
Плавучая ряска волффиа аррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.
Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.
На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.
Цветы невероятно красивы, но что мы всё о цветах, да о цветах. Ведь у нас сегодня новый звук! Догадались какой? Это первый звук в слове цветы… Верно, это звук [ц].
Это важно! Звук [ц] обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.
3. Повтори цепочки слогов со звуком [ц]
ац — оц — иц цо — ца — ци ец — уц — оц цо — ца — цу иц — ыц — ац цу — цо — це ца — це — цу цу — цы — цо — це — цу — ы цы — цу — ца
4. Повтори слова ( сначала повторяйте за взрослым, затем самостоятельно).
Отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец.
Заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.
Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.
Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.
Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.
5. Замени в слове первую букву на звук [ц]
Какое слово у тебя получилось?
6. Повтори словосочетания
бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка,больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием,
разноцветные цветы, цепкие пальцы, конец улицы, цветок цикламена,цирковая медведица, кузнец в кузнице, цветы под оконцем
7. Чистоговорки
Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
Цы-цы-цы — поспели огурцы.
Цы, цы, цы, — поспели огурцы.
Ец-ец-ец — мы ели огурец
8. И г р а «Волшебная цепочка»
Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.
Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.
9. И г р а «Вспомните сказки»
Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».
О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.
10. И г р а «Слоговой аукцион»
Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы).
11. И г р а «Доскажи словечко»
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать… (цветок)
Длинным клювом тонким
Капнет с клюва капля.
12. «Один — много»
Курица — курицы, мельница — …, больница — …, рукавица — …, пуговица — …, луковица — …, граница — …
13. «Большой — маленький»
Дерево — деревце, блюдо — …, болото — …, зеркало — …, тело — …, масло — …, дело — …, мыло — …
14. «Назови женскую профессию»
Учитель — учительница, воспитатель — …, писатель — …, художник — …, охотник — …, укротитель — …
15. «Во что положим?»
Вафли положим в вафельницу, хлеб — …, конфеты — …, пепел — …, мыло — …
16. «Назови, кто это»
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату…, подковывает лошадей…, продает…, поет…, плавает…, борется…
1. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву Ц с правой стороны рисунка.
3. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ц с правой стороны рисунка.
6. И г р а «Лесенка»
7. Кроссворды
1. Что обогревает Землю?
2. Животное с ценным мехом.
3. Твердый покров черепахи.
4. Ценная бумага (документ).
5. Как называется ряд ступенек?
О т в е т ы : Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.
Вот какая буква Ц :
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Буква ц: характеристика буквы ц и звука ц
Каждый, конечно, знает букву Ц. Но все ли о ней известно? Вспомним одно из основных правил русского языка, которое гласит: после буквы «ц» пишется «и». Есть несколько исключений, которые надо запомнить. Но когда исключения опровергали правило? Вспомним теперь фамилию писателя, которого проходят в старшей школе — Солженицын. После буквы «ц» пишется «ы».
Оказывается, на фамилии правило русского языка не распространяется. Правила написания зависят от региона, в котором прошла жизнь человека. Украинские нормы диктуют написание буквы «ы» после «ц», а российские требуют и. По фамилии и подсказке от буквы «ц» можно легко узнать откуда предки. Пытливому читателю сдалась первая тайна буквы «ц»! Но последняя ли?
Характеристики звука и буквы
Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.
Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.
Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.
Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.
Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.
Другие характеристики буквы ц:
Происхождение буквы
Узнать, ц мягкий или твердый звук не составляет труда. Гораздо сложнее установить происхождение загадочной буквы. К сожалению, найти родину буквы почти невозможно. Буквы, которые писались почти идентичным образом, входят во множество древних алфавитов. Среди них эфиопский или арамейский язык, коптское письмо.
Косвенно подсказать ответ могла бы информация о том, буква ц твердая или мягкая во всех этих языках. Если найдется момент разделения на твердую и мягкую букву, открытие приблизило бы исследователей к ответу на вопрос.
Другая возможность узнать — определить звук ц мягкий или твердый и существует ли он вообще. Если удастся найти момент разделения одного звука на составляющие, либо напротив, момент объединения, открытие поможет приблизиться к ответу на загадку.
Но всеми этими вопросами занимается множество ученых, а ответов не найдено. Возможно, положение скоро изменится.
Как писать букву Ц
Писать букву ц начинаем сверху, сначала рисуем вертикальную палочку сверху вниз, затем ведем небольшую линию влево и затем вертикальную черту вверх. После ставим штрих внизу — это завершающая черточка нашей буквы. Маленькую печатную букву ц пишем также, как и большую букву, только меньшего размера.
Прописная буква ц пишется как прописная буква и, только внизу у этой буквы мы пишем петельку. Посмотрите на картинку и попробуйте написать букву Ц правильно.
Печатная и прописная буква ц
Примеры слов на букву Ц
О нашей любимой букве есть хорошая сказка, в которой перечисляются слова на букву ц для детей. Однажды дети заметили пропажу буквы Ц. Она была-была, да и пропала внезапно. Задумались тогда дети: где же ее искать?
Ответ найден быстро — в цирке! Пришли туда, а буквы нет. Потом в самом конце выступления циркач достал цилиндр и стал вынимать оттуда разные предметы. Сперва достал цветы. Но циркачу показалось мало и из цилиндра выползли цыплята. Спустя еще один взмах вышла огромная цапля, а за ней — беглянка буква «Ц».
…сначала он достал из шляпы цветы…
Заключение
Буква «Ц» может считаться гостьей в русском языке, которая пришла в гости, да и осталась. Сейчас уже и представить невозможно, что когда-то буква оказалась заимствована, настолько родная.
Но если внимательно приглядеться, можно увидеть как выделяется на фоне других. Например, не имеет пары, всегда твердая. Точное происхождение нашей гостьи неизвестно. К сожалению, неодушевленный объект не умеет говорить сама по себе.
Но если бы буква Ц умела говорить, странница бы рассказала много удивительных историй о своих приключениях и путешествии в русский алфавит.
А вот тут вы сможете прочитать интересное про букву А.
Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 13
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?