Как называлась администрация в ссср

Правительство СССР

Как называлась администрация в ссср. 250px Coat of arms of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-250px Coat of arms of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 250px Coat of arms of the Soviet Union.svg

Как называлась администрация в ссср. magnify clip. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-magnify clip. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка magnify clip

Прави́тельство СССР (син. Прави́тельство Сою́за ССР; сове́тское прави́тельство) — обобщённое наименование исполнительного и распорядительного органа государственного управления Союза Советских Социалистических Республик (СССР ).

В разные годы правительство СССР носило следующие наименования: [2]

Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of Russian SFSR.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of Russian SFSR.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of Russian SFSR.svgСовет Народных Комиссаров РСФСР [3](30 декабря 1922 — 6 июля 1923 года)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgСовет Народных Комиссаров СССР — Правительство СССР(6 июля 1923 года — 15 марта 1946)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgСовет Министров СССР — Правительство СССР(1946—1990)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgКабинет Министров СССР — Правительство СССР(1990—1991)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgКомитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР [4](28 августа — 20 сентября 1991)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgМежреспубликанский экономический комитет СССР [5](20 сентября — 14 ноября 1991)
Как называлась администрация в ссср. 22px Flag of the Soviet Union.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-22px Flag of the Soviet Union.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 22px Flag of the Soviet Union.svgМежгосударственный экономический комитет СССР(14 ноября — 26 декабря 1991) [6]

Содержание

История термина

Слово Правительство не встречается ни в Договоре об образовании СССР, ни в Конституции СССР 1924 года; однако словосочетание Правительство Союза Советских Социалистических Республик употреблялось уже в названиях официальных печатных органов Совнаркома СССР в течение всего времени их существования (с 1924 по 1946 год). Только с принятием Конституции СССР 1936 года, где Совет Народных Комиссаров СССР был назван «Правительством СССР», этот термин вошёл в официальное употребление. В Конституции 1977 года эта традиция сохранилась; в тексте основного закона страны наименования «Совет Министров СССР» и «Правительство СССР» использовались в качестве синонимов. Из Конституции СССР термин исчез 26 декабря 1990 года, однако практика его использования сохранилась. Так, в Законе СССР от 20 марта 1991 года № 2033-1 «О Кабинете Министров СССР» Кабинет Министров СССР именуется Правительством СССР.

Подчинённость и статус

Правительство СССР образовывалось верховными органами государственной власти страны — ЦИК СССР (в период с 1923 по 1938 годы), Верховным Советом СССР (с 1938 по 1991 годы) — и было подотчётно непосредственно этим органам, а также Президенту СССР (в 1990—1991 годы).

В период с 1936 по 1990 годы Правительство СССР обладало статусом высшего органа государственного управления Советского Союза.

Глава правительства

Как называлась администрация в ссср. 150px Lenin loc ggbain. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-150px Lenin loc ggbain. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 150px Lenin loc ggbain

Как называлась администрация в ссср. magnify clip. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-magnify clip. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка magnify clip

Должность главы правительства Советского Союза была в большой степени аналогична должности премьер-министра в других странах. В разные годы полномочия главы правительства СССР менялись, однако в целом лицо, занимавшее эту должность, осуществляло руководство деятельностью правительства СССР, подбор кадров для их включения в состав правительства и обладало правом принятия в неотложных случаях решений по отдельным вопросам государственного управления. Глава правительства не обладал правом самостоятельно назначать и отстранять от должности руководителей центральных органов государственного управления; это право принадлежало высшему органу законодательной власти.

Назначение главы советского правительства осуществлялось высшим органом государственной власти СССР — ЦИК СССР (в период с 1923 по 1938 годы), а с 1938 по 1991 годы — Верховным Советом СССР. Начиная с 1990 года правительство и его глава стали подчиняться непосредственно Президенту СССР, однако назначение главы правительства на должность осталось прерогативой Верховного Совета СССР.

Центральные органы государственного управления СССР

Центральные органы государственного управления СССР — народные комиссариаты, министерства, государственные комитеты и агентства — являлись ядром системы государственного управления Советского Союза и основой Правительства СССР. Будучи коллегиальным органом управления, советское правительство собственно и формировалось из руководителей этих органов.

Вспомогательные органы государственного управления СССР

Правительство СССР обладало конституционным правом создавать, реорганизовывать и упразднять правительственные учреждения (бюро, инспекции, комиссии, комитеты, управления, агентства и проч.), необходимые для осуществления функций, возложенных на союзное правительство Конституцией СССР и другими законами страны.

Официальные издания

Как называлась администрация в ссср. 220px Izvestia.svg. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-220px Izvestia.svg. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 220px Izvestia.svg

Как называлась администрация в ссср. magnify clip. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-magnify clip. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка magnify clip

Примечания

См. также

Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком

Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики

Верховный суд республики Союза ССР • Суд автономной республики

Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал

Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля

Полезное

Смотреть что такое «Правительство СССР» в других словарях:

ПРАВИТЕЛЬСТВО — ПРАВИТЕЛЬСТВО, правительства, ср. 1. Центральный исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР « Совет Народных Комиссаров СССР.» Конституция… … Толковый словарь Ушакова

СССР. Эпоха социализма — Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

СССР. Внешняя политика — Внешняя политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа ‒ советское социалистическое государство ‒ и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

СССР. Внешняя политика СССР — Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

Правительство Польши в изгнании — (польск. Rząd RP na uchodźstwie) правительство Республики Польша … Википедия

СССР и Африка — Советско нигерийская фирма «Ваатеко» по продаже советских автомобилей. Лагос. Нигерия. С первых дней своего существования Советское государство последовательно выступало в защиту интересов угнетённых народов мира, в частности народов Африки. Ещё… … Энциклопедический справочник «Африка»

СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи — Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

СССР. Молдавская ССР — Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ Флаг Молдавской ССР Герб Молдавской ССР Девиз: Пролетарь дин тоате цэриле, униць вэ! … Википедия

СССР. Введение — Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… … Большая советская энциклопедия

Правительство Московской области — Правительство Московской области … Википедия

Источник

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Как называлась администрация в ссср. 24 04 2014 10 25 23. Как называлась администрация в ссср фото. Как называлась администрация в ссср-24 04 2014 10 25 23. картинка Как называлась администрация в ссср. картинка 24 04 2014 10 25 23

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайт а!

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно — Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи 🙂

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть здесь.

Конституция 1977 года никаких изменений не в органы власти СССР не внесла. Надо только помнить, что 6 статья этой Конституции закрепила руководящую роль КПСС в СССР. Более подробно здесь о правлении Л.И. Брежнева.

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Ну и как обещал — таблица всех глав председателей СНК:

Глава правительстваВ должностиПартия
Председатели Совета Народных Комиссаров СССР
1Владимир Ильич Ленин6 июля 192321 января 1924РКП(б)
2Алексей Иванович Рыков2 февраля 192419 декабря 1930РКП(б) / ВКП(б)
3Вячеслав Михайлович Молотов19 декабря 19306 мая 1941ВКП(б)
4Иосиф Виссарионович Сталин6 мая 194115 марта 1946ВКП(б)
Председатели Совета Министров СССР
4Иосиф Виссарионович Сталин15 марта 19465 марта 1953ВКП(б) /
КПСС
5Георгий Максимилианович Маленков5 марта 19538 февраля 1955КПСС
6Николай Александрович Булганин8 февраля 195527 марта 1958КПСС
7Никита Сергеевич Хрущёв27 марта 195814 октября 1964КПСС
8Алексей Николаевич Косыгин15 октября 196423 октября 1980КПСС
9Николай Александрович Тихонов23 октября 198027 сентября 1985КПСС
10Николай Иванович Рыжков27 сентября 198519 января 1991КПСС
Премьер-министры СССР (руководители Кабинета Министров СССР)
11Валентин Сергеевич Павлов19 января 199122 августа 1991КПСС
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР
12Иван Степанович Силаев6 сентября 199120 сентября 1991КПСС
Председатели Межреспубликанского экономического комитета СССР
12Иван Степанович Силаев20 сентября 199114 ноября 1991КПСС
Председатели Межгосударственного экономического комитета СССР — Премьер-министры Экономического сообщества
12Иван Степанович Силаев14 ноября 199126 декабря 1991без партии

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Источник

Система Советов и управление в городах в советский период

В результате Октябрьской революции Городские Думы были заменены Советами, которые представляли действующие на местах органы государственной власти; идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, не соответствовала задачам Советского государства, которое по своей природе было государством централизованным.

Следует отметить, что в первые годы Советской власти не существовало определенного, заранее выработанного плана устройства местного управления. Организация новой власти проходила по-разному, даже органы власти назывались названиями. Так, главный лозунг Октябрьской революции «Вся власть Советам» в некоторых районах был истолкован как вся власть местам, что привело к образованию там самостоятельных республик со своими совнаркомами (например, Казанская, Калужская и т.д.), которые не были связаны между собой единым организационным центром. Таким образом, можно сделать вывод о том, что период становления советской власти характеризовался крайней децентрализацией.

В общей массе декретов и постановлений того времени хочется отметить Обращение «Об организации местного самоуправления» и Инструкцию «О правах и обязанностях Советов», подготовленные народным комиссариатом внутренних дел 4 января 1918 года. Оба документа содержали рекомендации по налаживанию практической работы местных властных учреждений, указывали на основные их черты. К моменту принятия первой Конституции РСФСР (июль 1918 г.) стала постепенно устанавливаться жесткая централизованная система, а местное самоуправление начало постепенно перерождаться в местное государственное управление. При этом Конституция 1918 г. (ст. 63) не ограничивала горсоветы и горисполкомы в организации любого количества необходимых им отделов и не давала указаний относительно необходимости той или иной их организации.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1918 г. впервые на законодательном уровне закрепила опыт организации и деятельности новых местных органов власти. Специальный раздел «Организация советской власти на местах» был посвящен принципам формирования местных органов власти, предметам их ведения; в главе 11 содержались нормы, закрепляющие порядок образования и деятельность городских Советов.

На VII Всероссийском съезде Советов, состоявшемся в 1919 г., в отчетном докладе ВЦИК и СНК РСФСР излагались основные вопросы хозяйственного строительства, говорилось и о том, что сделано Советами и что предстоит им сделать в этом отношении в ближайшем будущем. Съезд принял ряд постановлений, которые усиливали единство управления, все отделы на местах стали отделами местных исполкомов и в то же время должны были подчиняться соответствующим вышестоящим органам управления и комиссариатам РСФСР. Таким образом, был установлен принцип двойного подчинения. Все заведующие отделами не назначались, а выбирались местными исполкомами. Съезд официально закрепил то, что уже фактически существовало в ряде губерний.

В.И. Ленин в своих работах «Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Очередные задачи Советской власти» подчеркивал, что Советы должны руководствоваться такими принципами социалистического демократизма, как массовое привлечение трудящихся к управлению государством; неразрывное сочетание централизма с советским демократизмом, всемерная поддержка местного почина и инициативы; строгое соблюдение единой социалистической законности; коллективность руководства; гласность деятельности Советов; сосредоточение сил аппарата на проверке исполнения и работе с кадрами; экономичность административного аппарата; непримиримая борьба с бюрократизмом и волокитой.

Хотя эти положения о Советах нашли отражение и юридическое закрепление в актах о местных органах власти, в том числе и о городских Советах, однако на практике они часто расходились с формами их реализации.

Итак, можно констатировать, что местное самоуправление уже не рассматривалось как «особая власть», противопоставляющаяся центральным органам государственной власти. Органы местного самоуправления, созданные в XVIII в., постепенно превращались в органы государственной власти. Как указывает В.А. Пертцик, «в своих руках Советы (в центре и на местах) сосредоточивают не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление их через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функций законодательства и управления государством всем трудящимся населением».

Кроме того довольно успешно укреплялась система «двойного подчинения». С одной стороны, городские Советы как органы государственной власти образовывали свой исполнительный аппарат, который полностью им подчинялся. По всем вопросам Советы контролировали деятельность исполнительных органов, могли отменять их решения и распоряжения, если они противоречили закону. Этот аппарат составляли исполнительные комитеты, отделы, управления и другие подразделения и службы исполкомов городских Советов.

С другой стороны, исполнительные комитеты городских Советов вместе с подчиненными ему отделами и управлениями входил в общую систему централизованного аппарата государственного управления и действовал как составная часть этой единой системы. Исполнительные комитеты практически организовывали выполнение решений и городского Совета, и вышестоящих государственных органов.

Таким образом, система местных Советов, в том числе и городских Советов, созданная после революции, в ряде отношений была противоречива.

Во-первых, по официальной установке Советы должны были быть органами власти трудящихся. Иначе говоря, по составу и задачам предполагалось достаточная автономия деятельности этих органов. Не случайно в первые годы советской власти речь вели о местном советском самоуправлении.

На практике же провозглашение местных Советов органами государственной власти и включение их в вертикаль власти на практике привели к ограничению самостоятельности Советов и бюрократизации власти. Как отмечал политический деятель, специалист в области муниципального управления В.А. Руднев в статье «Земское и городское самоуправление в 1917 г.»: «Стремление не к социализму, а к сохранению власти, отнятой у народа, толкает народных комиссаров на уничтожение независимого местного самоуправления. Ограничение функций самоуправления лишь делами местного хозяйства с передачей управления власти правительственной (ныне советской) представлялось даже 4-й Государственной думе слишком реакционным. Но курс последнего времени, передача сложного дела местного хозяйства в одну из правительственных канцелярий (отдел советов), представляет собой такую неслыханную бюрократизацию земского и городского дела, о которой не смели мечтать мракобесы самой беспросветной реакционной эпохи. Вместо самоуправления русский народ получил административный произвол».

Во-вторых, довольно быстро исполнительные органы Советов возобладали над самими Советами. Ряд ученых того времени с горечью констатировал, что «Совдепия» быстро уступает место «Совисполкомии». Это повело к фактическому отстранению Советов от реальной власти и переконцентрации ее в исполкомы. А если учесть, что как и исполкомы, так и их отделы, управления находились в двойном подчинении, это еще больше привело к централизации власти и ограничению прав Советов, в т.ч. и городских Советов.

По Положению о городских Советах, принятому 7 декабря 1925 года, городские Советы депутатов образовывались во всех городах и поселках. В соответствии со ст. 3 устанавливалось, что «городские Советы в пределах своего ведения являются высшими органами власти на территории соответствующего города или поселка и объединяют все трудящееся население для участия в местном и государственном управлении и строительстве».

В 1922 г. было принято Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа. Под поселком городского типа понималась « местность, населенная в большинстве фабрично-городским населением».

Положение в общих чертах определяло компетенцию горсоветов: проведение в жизнь постановлений высших органов власти; принятие мер к поднятию города и поселка в культурном и хозяйственном отношениях; разрешение вопросов, имеющих местное, городское или поселковое значение, а также объединение руководства деятельностью советских органов в пределах города и поселка; разрешение вопросов, связанных с охраной революционного порядка в городе; осуществление мероприятий в области здравоохранения и санитарного благоустройства и т.п.

Таким образом, данное Положение не устанавливало полного объема вопросов, практически решаемых городскими Советами в то период, особенно в области хозяйственного и социально-культурного строительства. Оно лишь определяло общее направление деятельности городских Советов без точного разграничения тех вопросов, которые подлежали решению исключительно пленумами, и вопросов, которые могли решаться президиумами горсоветов в порядке текущей работы. В этом заключался один из основных недостатков указанного выше Положения о городских Советах.

Положение в общих чертах определяло также взаимоотношения городского Совета с другими органами Советской власти. Городские Советы губернских и уездных городов были непосредственно ответственны перед соответствующими губернскими и уездными съездами Советов и вышестоящими исполнительными комитетами.

В дальнейшем развитие государства пошло по такому пути, при котором самостоятельности территорий не было места. В 30-40-е годы политическая доктрина исходила из несовместимости единой системы Советов депутатов трудящихся и местного самоуправления. Понятие самоуправления в тот период вообще не применялось, «в сущности отбрасывалась сама идея самоуправления мест». Такое положение дел привело к тому, что вопросам местного самоуправления долгое время не уделялось достаточного внимания в научной литературе.

В Конституции СССР 1936 г. местные Советы депутатов трудящихся характеризовались только как органы государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах).

В 50-х годах XX века самоуправление рассматривалось как расширение участия граждан в управлении, контроль с их стороны за деятельностью органов управления и должностных лиц, участие населения в обсуждении подготовленных проектов решений и т.д.

Интерес к территориальному самоуправлению проявился в начале 60-х гг., когда в партийных документах нашел отражение вывод о Советах как органах государственной власти и местного самоуправления. В партийных документах и научной литературе вновь появилось понятие «местное самоуправление», периодически проводились кампании по расширению прав местных Советов, но, к сожалению, они не сопровождались соответствующими экономическими мерами.

Партия ставила перед Советами задачу преобразования их в органы коммунистического общественного самоуправления. Объединив в своем лице государственную власть и самоуправление народа, они постепенно должны были превратиться в негосударственные, общественные организации народных масс. «Это самоуправление всего общества, и его органами выступают Советы. Но в современных условиях, когда существует еще необходимость в государственности, Советы являются одновременно и государственными органами, выступая в целом как органы государственной власти и народного самоуправления».

Б.Н. Габричидзе выделил следующие черты, которые были присущи городским Советам как органам государственной власти:

1. обладание государственно-властными полномочиями, т.е. городские Советы вправе издавать властные предписания, давать обязательные указания, выполнение которых в случае необходимости гарантируется силой государственного принуждения. Издавая решения и распоряжения и организуя исполнения их, городские Советы и их исполнительные комитеты руководят хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в городах;

2. наличие собственной материальной и финансовой базы. С ее помощью и осуществляется материальное обеспечение выполнения властных велений городских Советов и их исполнительных органов;

3. наличие собственной компетенции.

В то же время Б.Н. Габричидзе подчеркивает, что городские Советы состоят из депутатов, которые выполняют свои обязанности в общественном порядке. Соответственно, общественное начало выражено в самом составе городских Советов.

Общественный характер городских Советов усиливался также тем. что в еще большей мере укреплялось их взаимодействие с такими массовыми общественными организациями, как профессиональные союзы, коммунистический союз молодежи, кооперация, добровольные общества и объединения трудящихся. Это взаимодействие расширяет общественную основу городских Советов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: несмотря на то, что городские Советы депутатов трудящихся являлись органами государственной власти, при этом они имели и общественный характер.

Как органы государственной власти городские Советы обладали государственно-властными полномочиями, т.е. они принимали решения и иные акты, обязательные для исполнения; организовывали исполнение принятых решений при помощи средств воспитания, убеждения и поощрения и охраняли данные веления от нарушения с помощью различных средств, в том числе и мет) государственного принуждения, следовательно «они являлись одновременно органами власти и органами управления».

При этом руководство КПСС оставалось важнейшим необходимым условием деятельности всех органов Советского государства, в том числе и Советов. Как указывали Г.В Барабашев и К.Ф. Шеремет, главным фактором воздействия КПСС на содержанию работы Советов являлись руководящие указания партии, директивы по основным вопросам государственной, хозяйственной и общественной жизни.

Исполнительные комитеты Советов были подчинены Совету, их образовавшему, и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, т.е. находились в «двойном подчинении». Это объяснялось тем, что исполнительные комитеты являлись не только органами Советов депутатов трудящихся, их образовавших, но и органами государства в целом, местными органами государственного управления.

Итак, самоуправление не должно было противопоставляться развитию государственных начал, а, наоборот, должно было содействовать улучшению деятельности государственного аппарата.

В 70-е годы вновь усилились централистские тенденции и о местном самоуправлении стали писать реже.

В развитие данного постановления ЦК КПСС 19 марта 1971 г. были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» и «Об основных правах и обязанностях городских и районных Советов депутатов трудящихся» и утверждены примерные Положения о названных Советах, на основе которых во всех союзных республиках были приняты законы о районных и о городских, районных в городах Советах депутатов трудящихся.

В данных законах более подчеркивалась государственная суть Советов, провозглашался принцип полноты прав и самостоятельности соответствующих Советов в руководстве делами районного, городского значения. Районный, городской, районный в городе Совет решал в пределах прав, предоставленных законом, все вопросы местного значения, руководил на своей территории государственным, хозяйственным, социально-.культурным строительством, утверждал народнохозяйственный план и бюджет соответствующей административно-территориальной единицы, осуществлял руководство подчиненными органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями, обеспечивал соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействовал усилению обороноспособности страны. На своей территории Совет олицетворял власть государства, поэтому его деятельность не ограничивалась только решением местных вопросов, он выполнял решения партии, осуществлял государственные мероприятия.

В Законах закреплялся принцип верховенства Совета в управлении жизнью и развитием района, города, городского района. Как указывают ученые-государствоведы, это выражалось в установленной законами обязательности решений и распоряжений Совета и его исполнительного комитета, принятых ими в пределах предоставленных прав, для всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории деятельности Совета, для всех должностных лиц и граждан. Юридической гарантией осуществления этого требования служило закрепленное законами право Совета и его исполкома входить в соответствующие вышестоящие органы с представлениями о наложении на руководителей неподчиненных Совету организаций дисциплинарных взысканий за неисполнение актов Совета и исполкома, вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности.

Другим важнейшим выражением и одновременно действенной гарантией принципа верховенства Совета в управлении районом, городом или городским районом служило законодательное закрепление за ним права координации и контроля деятельности всех расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций в сфере коммунально-бытового и социально-культурного строительства, производства товаров народного потребления и в других областях, связанных с обслуживанием населения района, города.

Отрицал самоуправленческие качества Советов А.И. Лукьянов. При этом он указывал, что представление о местных Советах как об органах местного самоуправления было отброшено еще в ходе разработки первой Советской Конституции. Его поддерживал Б.Н. Габричидзе, полагающий, что рассмотрение местных Советов как органов не только государственной власти, но и местного самоуправления, не способствует внесению ясности и четкости в проблему определения их характера.

Наконец, третья точка зрения, которую разделяли такие известные ученые-государствоведы, как Л.А. Григорян, В.А. Пертцик и др. такова, что местные институты власти сочетают в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что эта точка зрения наиболее верна для трактовки природы местных органов власти того времени; в ее пользу говорят многие факторы: функциональная близость, публичный характер деятельности свидетельствуют о принадлежности местных Советов к системе государственной власти. С другой стороны, нельзя не признать, что местные Советы по форме сохранили традиции российского самоуправления, например: в части выборов в представительные органы на местах, привлечения общественности к их работе.

По Конституции СССР 1977 г. Советы, остававшиеся политической основой государства, стали именоваться не «Советами депутатов трудящихся», а «Советами народных депутатов», что должно было знаменовать укрепление их социальной базы, расширение роли в условиях общенародного государства.

Ни Конституция СССР 1977 г., ни конституции союзных республик не определяли компетенцию местных Советов, они лишь перечислялся круг вопросов их деятельности.

Для повседневного оперативного управления делами территории Советы избирали из своего состава исполнительные комитеты, а также образовывали их отделы и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы. Последние были подотчетны Советам и вышестоящим органам управления.

Хотя Конституция предусматривала верховенство Советов в этой системе, на практике весь период советской власти исполнительные органы были фактически от них мало зависимы, больше ориентируясь на вертикаль исполнительной власти и подчинение ее вышестоящим звеньям. Фактически исполнительные и распорядительные органы Советов возобладали над Советами, превратив депутатов в придаток исполнительного аппарата.

В 80-е годы началась реформа политической системы общества, в которой одно из важных мест занимала идея восстановления местного самоуправления как организации низшего звена власти. Ее целью было предоставление населению возможности самостоятельно решать вопросы своей повседневной жизни. Был также поднят вопрос о соотношении представительных и исполнительных органов, прежде всего на местном уровне, о разделении их полномочий.

Был взят курс на усиление самостоятельности и активности местных органов власти в решении вопросов местного значения. Однако при этом подчеркивалась ведущая роль партии как главного гаранта развития социалистического самоуправления.

После длительного периода отрицания официальной идеологией принципа местного самоуправления, о нем заговорили вновь. В Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. концепция местного самоуправления получает идеологическое признание и правовое выражение. Суть ее в том, что самоуправленческие начала развиваются не вне, а внутри государственности, т.к. местное самоуправление имеет государственный характер.

Законодательно была закреплена система местного самоуправления, включающая местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (ст. 2).

Закон выделил принципы самоуправления: сочетание представительной и непосредственной демократии, самостоятельности и независимости Советов народных депутатов и их ответственности за решение вопросов местного значения, законности, защиты прав и законных интересов граждан, выборности, гласности и учета общественного мнения, сочетания местных и государственных интересов, хотя механизм осуществления этого сочетания отсутствовал.

Так, в соответствии с принципом законности органы государственного управления не имели права издавать акты, регулирующие отношения в системе местного самоуправления.

В Законе было провозглашено право граждан на непосредственное решение важнейших вопросов местного значения, право избирать органы местного самоуправления, принимать решения об их роспуске в соответствии с законами союзных и автономных республик (ст.5).

Закон ввел понятие коммунальной собственности как экономической базы местного самоуправления. Она служила также источником получения доходов и удовлетворения социально-экономических потребностей территории. Распоряжение и управление ею осуществлялось Советами от имени населения (ст. 10).

Новшества коснулись и финансовой основы местного самоуправления. Финансовые ресурсы состояли из бюджетных и внебюджетных средств местных Советов, а также средств иных органов территориального самоуправления; подоходный налог с населения в полном объеме должен был поступать в местные бюджеты первичного уровня. Советы могли свободно распоряжаться финансовыми средствами. Предприятия должны были осуществлять отчисления в местные бюджеты, участвовать на договорных началах в развитии инфраструктуры территорий. Впервые в Законе было предусмотрено предоставление местными Советами налоговых льгот отдельным плательщикам.

Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что хотя Закон 1991 г. оставил неурегулированным ряд вопросов, тем не менее он сыграл важнейшую роль в становлении местного самоуправления в нашей стране. Он внес новые подходы в сфере отношений, связанной с осуществлением населением местного самоуправления, хотя природа местных Советов как местных органов государственной власти не изменилась. Впервые в нем было сформулировано понятие местного самоуправления, определялась экономическая основа и гарантии местного самоуправления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *