Как называлась еда в старину
Презентация к уроку Русского родного языка «Слова называющие то, что ели в старину»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что ели на Руси?
Выполнила:
Подболотова Т.В.
учитель начальных классов
МОУ СШ №54
Г. Волгоград
Описание слайда:
Щи
Русские щи (старинное название шти) представляют собой горячее первое блюдо на основе квашеной или свежей капусты, которое готовилось с незапамятных времен на Руси и имеет многовековую историю. Менялись эпохи, власть, люди и обычаи, неизменным оставалось одно – горячие наваристые щи, иногда бедные или пустые (постные на основе грибов и овощей), иногда богатые (мясные или рыбные) на столе практически каждого русского человека. Их ели все от мала до велика: и цари, и крестьяне, щаной дух стоял и в бедных избушках, и в купеческих теремах, значение этого блюда в жизни русского человека было огромным, отсюда и большое число поговорок на эту тему: «Щи да каша – еда наша», «щи всему голова», «где щи, там и русских ищи».
Описание слайда:
Описание слайда:
Уха
Уха — традиционный русский суп. Ведь и щи первое время готовились именно на рыбном бульоне. Рецептов этого супа видимо-невидимо.
Описание слайда:
Похлёбка
Похлёбка — разновидность супа, представляющая собой лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная похлёбка, щавелевая похлёбка. Сущность похлёбки состоит в том, чтобы получить суп, обладающий не изменённым вкусом главного компонента. Это не означает, что суп должен быть приготовлен исключительно из этого компонента, однако остальные овощи должны только оттенять его, вносить некоторые нюансы вкуса.
Описание слайда:
Описание слайда:
Старинное блюдо ТЮРЯ
Описание слайда:
Каша
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». К сожалению, на сегодняшний день многие из русских каш вышли из употребления, а часть из них и вовсе забыта. И напрасно, ведь эти каши были не только вкусны, но ещё и полезны, и более того помогали в лечении некоторых заболеваний.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Калач
Белый пшеничный русский хлеб — старейший вид белого хлеба в России. Известны только две разновидности калачей: муромский и московский, из которых до наших дней сохранился лишь последний.
Описание слайда:
Коврижка
Коврижка — плоское и высокое пряничное изделие, состоящее из пластов толщиной не менее 3 см, прослоенных начинкой или без неё. Блюдо русской кухни. Слово «коврижка» происходит от «коврига», что означает цельный хлеб.
История коврижек и пряников на Руси начинается с 9 века, только тогда они назывались медовыми лепешками и изготавливались из муки, меда и ягодного сока.
Основные компоненты коврижки: мука, мёд, изюм, орехи, сахар.
Часто коврижка состоит из двух слоёв теста и слоя варенья либо повидла между ними. Верхний слой теста покрывается глазурью, приготовленной из сахарной пудры.
Благодаря содержанию мёда, коврижка долго не черствеет.
Часто эту выпечку называют постной, так как она разрешена к употреблению во время не слишком строгих дней поста, и при довольно скудном постном питании такая еда — настоящее лакомство.
Описание слайда:
Описание слайда:
Бу́блик — бараночное изделие в форме тора из пшеничного теста, как правило, более крупное по размеру, чем сушка или баранка, при этом более рыхлое, мягкое и со сравнительно коротким сроком хранения. Как и все бараночные изделия, изготовляется с предварительной ошпаркой перед выпечкой. В обварочный котёл для некоторых видов бубликов добавляют патоку.
Бублик
Описание слайда:
Ватрушка
Ватрушка — круглая, открытая сверху и защипанная только с краев пухлая русская лепешка, которая по классическому рецепту наполняется творогом, вареньем или несладкой начинкой. Древнеславянское сдобное изделие готовится либо из смеси пшеничной и ржаной муки, либо только из пшеничной муки высшего качества. При желании творог можно смешать с жареным луком и подать выпечку в качестве закуски. По старой традиции большую ватрушку делили на кусочки и раздавали за праздничным столом, а царские, или королевские, ватрушки выпекали в печи на свадьбы и крестины. Дрожжевое тесто для выпечки всегда легкое, некрутое, сдобное. Творог для начинки нужно хорошо отжать, добавить сахар и смешать с сырым яйцом или желтками, а перед выпечкой обмазать густой смесью из желтка и сливочного масла. Сдоба получается пышной, румяной и мягкой внутри.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Исконное меню»: какими блюдами был заставлен стол в Древней Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легендарный князь Владимир Святославович оказался настолько переломной фигурой в древнерусской истории, что именно он стал одним из основных прототипов образа былинного правителя Владимира Красно Солнышко. А вот рацион, который могли себе позволить русичи того периода, во многом был еще подобен раннеславянскому периоду. Так, например, одним из основных блюд была каша. Вот только ее виды и варианты приготовления несколько отличаются от тех, что мы привыкли.
Однако наиболее занимательной с точки зрения современного человека определенно станет так называемая «березовая каша». Однако именно она считается исконно русским блюдом. Варили столь необыкновенное нынче блюдо из мелкой стружки березовой коры. Кроме того, рецептура березовой каши допускала использование также «серёжек» с дерева и даже трухи. Согласно сохранившейся информации об этом блюде, оно немного напоминало манку.
Конечно, не кашей единой питались русичи во времена Владимира Крестителя. Были в их рационе и овощи. Правда, ассортимент последних значительно отличался от современного. К примеру, тысячу лет назад основным овощем считалась позабытая сегодня редька. Это сейчас она очень редко появляется на нашем столе, а тогда из нее готовили десятки блюд. Была даже соответствующая поговорка об этом овоще: «Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком».
Другими овощами, которые были на древнерусском столе, были репа и горох. Первая на протяжении многих столетий была настолько же популярна, насколько сегодня картофель. Кстати, именно он в ХVIII столетии вытеснил репу из повседневного рациона русского человека. Что касается гороха, то с ним пекли пироги, варили каши, а также перемалывали в муку.
2. Рацион во времена князя Юрия Долгорукого (ХII век)
Само собой, что даже с течением времени рацион древнерусского народа не претерпел каких-либо значительных изменений. Поэтому через сто лет после Владимира Крестителя, уже в период правления основателя Москвы князя Юрия Долгорукого подавляющее большинство вышеупомянутых продуктов и блюд все еще занимали свое законное место на столе русичей. Однако в этот период были и гастрономические нововведения, которые определенно стоит упомянуть.
Так, на территорию Руси из Европы уже проникли новые корнеплоды. Ярким примером такого новшества стала морковь. Однако она в те времена выглядела совсем по-другому. Оказывается, до начала селекционной эпохи, дикая морковка имела белое корневище, а не привычное нам рыжее. Да и человечество приручило ее далеко не сразу, оттого она была какое-то время редкостью, а в западноевропейских государствах и вовсе считалась деликатесом.
3. Древнерусские блюда времен Александра Невского (ХIII век)
О том, какие блюда появились к ХIII столетию на Руси, можно судить из дошедшего до наших дней описания пира по случаю победы князя Александра Ярославовича в Невской битве 21 июля 1240 года. Конечно, там упоминается немало вышеупомянутых вкусностей, однако можно выделить и такие, о каких ранее русский человек не слыхивал.
Интересный факт: из пряностей, также как и из свеклы, на Руси делали квас. Наиболее популярными вариантами такого напитка был с добавлением мяты или тмина.
Отдельного упоминания заслуживает практика употребления пряностей в те времена. Любой, кто знаком со средневековой историей, скажет, что специи тогда были настоящей ценностью в странах Европы. А вот на Руси с ними было намного проще. Все дело в том, что торговые пути из Азии в Европу, откуда на Запад и попадали специи, проходили как раз через территорию русских княжеств. Соответственно, и цены на них были ниже. Поэтому, тот же черный перец был на Руси более доступным и распространенным, чем в Европе.
Кстати, именно доступность пряностей стали причиной появления сладкого угощения, которое вот уже многие столетия любят и взрослые, и дети. Речь идет о пряниках: собственно, свое нынешнее название они получили как раз в ХIII столетии, когда в них стали добавлять пряности. А вот первоначальный рецепт был известен еще с IХ века, но разительно отличался. Тогда данный тип выпечки назывался «медовый хлеб», а готовили его из ржаной муки, меда и ягодного сока. Соответственно, к прянику в привычном понимании он имел весьма опосредованное отношение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ТОП-7 блюд древнерусской кухни
Фото блюда
Блок автора
Кухня подобна моде: одни кулинарные блюда выходят на подиум, а другие постепенно удаляются с него. В какой-то момент бросается взгляд назад и в новой интерпретации предстают забытые рецепты. Русская национальная кухня формировалась столетиями. Она имеет свои особенности, которые сохранились в летописях, передаются поколениями.
Все больше открывается ресторанов, предлагающих истинно русскую еду, дома тоже хозяйки стараются сделать что-то вкусненькое. Разнообразить ваше меню помогут ТОП-7 блюд древнерусской кухни. Их обязательно стоит попробовать, чтобы понять, какой яркостью вкусов отличались кулинарные изыски во времена, когда не было такого обилия заморских деликатесов.
Особенности древнерусской кухни
Уникальностью и разнообразием блюд отмечается древнерусская кухня. Неправильно думать, что на Руси ели одну картошку. Ее в помине не было до Петра Первого, хотя стол славился обилием яств. Подавались, как царские угощения, так и простые, народные.
Вряд ли какая-то национальная кухня может похвастаться огромным количеством всевозможных блюд из грибов, собранных в ближайшем лесу, рыбы, выловленной в реках, дичи, добытой на охоте, овощей и фруктов, выращенных на грядах.
Большинство блюд готовилось в печи, которая одновременно использовалась и для отопления помещения. Пища получалась наваристой, ароматной. Наша кухня не предполагала обжаривание, пассерование, другие подобные способы обработки продуктов, потому что они одновременно складывались в горшок и отправлялись в печь. Там они готовились на жару, поэтому пища получалась не вареной, а томленой или полутомленой.
Второй особенностью приготовления признано небольшое количество ингредиентов для одного блюда. Однако сочетания выбиралось очень тщательно. В результате из 2-3 компонентов получалось полноценное блюдо. Убедиться в этом можно уже, изучив ТОП-7 лучших блюд настоящей древнерусской кухни, которые несложно приготовить.
1. Русские щи
У славян, проживающий на территории Древней Руси, щи готовились практически каждый день. Никогда они не надоедали, не приедались, потому что были необыкновенно вкусными. Это совсем не тот капустный суп, который мы привыкли варить на плите. В русской печке они получаются особыми. Их настаивали несколько часов, из-за чего щи стали называть суточными. Ели в обед, предлагали на ужин, когда возвращались с работы.
Готовить щи начали с 9-го века, когда в наши селения завезли капусту. В каждой местности появились свои традиции приготовления первого блюда. Бедные люди варили супчик постным, богачи добавляли жирный кусок мяса. В весеннюю пору вместе с капустой в котел закладывали щавель.
Чаще варили щи из квашеной капусты. Рецепт приготовления был очень простой:
Оторваться от таких русских щей невозможно, жаль, что на плите они получаются совершенно непохожими.
2. Уха
Большинство русских деревень стоит у воды. Такое расположение изначально продумано. Рыбой можно кормить семью практически круглый год. Вот почему уха в древнерусской кухне практически не отстает от щей. В ТОП-7 рецептов она уверенно заняла вторую позицию.
Готовилась уха из тех видов рыбы, которые удавалось выловить в конкретной местности. Одни использовали окуня и плотву, другие щуку и палтуса. На царском столе обычно присутствовала уха из осетра.
Чтобы приготовить настоящую уху, которая была в почете несколько веков назад, надо совсем немного ингредиентов:
В чугунный казан отправляются все ингредиенты. Можно готовить на костре примерно 1-1,5 часа. Если есть возможность подождать, дать ухе настояться под крышкой несколько минут. Уха получается отличной, недаром цари такое блюдо уважали.
3. Кулебяка
Любой иностранец, приезжающий в Россию, старается попробовать настоящую кулебяку. Нигде в мире подобные пироги не выпекаются. Это наша гордость, но не все знают, что появилась такая выпечка много веков назад.
Историки утверждают, что название пирога произошло от существовавшего ранее глагола «кулебячить», что означало «складывать, лепить или валять руками». Именно так и выполняется удивительный пирог. Внутри него всегда спрятана сложная начинка, которую выкладывают слоями.
Одной капустой здесь не обойдешься, придется добавить яйца, разные виды фарша. Чтобы начинки не смешивались между собой, их перекладывали блинчиками или тонким слоем теста. Выпечка была настолько распространенной, что ее стали подавать на царский стол.
Важных заморских послов тоже угощали русской кулебякой. Отмечались случаи, когда в середине насчитывалось до 12 различных слоев. Таким кулинарным шедеврам посвящали песни, стихи.
Особенности русской кулебяки:
Кулебяку не надо путать с пирогами. Она не подается к чаю или в качестве десерта. В древнерусской кухне она выносилась на стол после супа, то есть считалась вторым блюдом.
4. Квас
Какой же русский не любит испить кваску, дарящего силу и бодрость. Раньше этот напиток был в особом почете. Удивительно, что нигде так широко, как на Руси, его не использовали.
Первые упоминания о квасе сохранились в летописях, где рассказывается о крещении Руси. В честь такого важного события князь угощал простой народ, предлагая всем вкусную пищу, сладкий мед и квас.
В древнерусской кухне квас готовился по своим технологиям. Главным ингредиентом для него была мука или зерно злаковых. Значительно позже для упрощения процесса готовки стали брать ржаные сухари, изюм, сухофрукты.
В Древней Руси готовили разный квас:
Всего было около 500 разновидностей напитка. Некоторые рецепты оказались забытыми, а другими пользуются по настоящее время.
5. Гречневые блины
В ТОП-7 старинных блюд, которые готовились нашими предками, попадают блины, но не самые обычные. Готовились они из гречневой муки, потому что культура эта выращивалась в большинстве регионов. Называлось такое угощение – гречишники.
Жарятся гречневые блины на основе дрожжевого теста. Для его приготовления используется:
Сначала из половины нормы молока и муки готовится опара. В нее добавляются все дрожжи. Опара должна увеличиться, стоя в тепле. Затем тесто обмешивается, разводится остальным молоком, в него подсыпается мука и соль. Выпекаются такие блинчики на сковороде с использованием растительного или конопляного масла.
6. Тюря
Не всегда у бедного человека была на столе рыба или дичь. Тогда удавалось перекусить, приготовив холодный суп, который называется тюря. Это исконно русское блюдо, которое в Древней Руси многим помогло выжить. Этимологи считают, что название его произошло от близкородственного глагола «тереть», потому что используемые продукты измельчаются, растираются руками.
Готовится тюря по самому простому рецепту. Если в доме еще есть хлеб и немного воды, можно приготовить холодный супчик. Хлебушек крошится произвольно, а потом заливается водой. У кого достаток был большим, готовили тюрю с добавлением других компонентов:
7. Репа пареная
Невозможно жизнь на Руси представить без использования в меню репы. Сколько сказок написано на эту тему, сложено пословиц. Недаром появилось выражение: «Проще пареной репы». Оказывается, приготовить ее действительно несложно, если есть рядом русская печь.
Для приготовления блюд древнерусской кухни используются привычные продукты. Попробовать обновить свое меню можно хоть сейчас. А если понравятся эти рецепты, то на очереди русские пряники, сбитень, каши, кисель, жаркое и другие лакомства, которые в ТОП-7 пока не вошли, но на вкус очень приятные.
Этимология слов завтрак, обед и ужин
««Завтрак»
Что за странное слово для обозначения утреннего приема пищи? Уж не связано ли оно каким-либо образом со словом «завтра»? Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, «за утро», и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его приготовили заранее. Сейчас все изменилось. Завтрак можно приготовить за 10 минут непосредственно перед утренним приемом пищи. Но язык – вещь довольно консервативная: он не захотел расставаться с этим словом.
«Ужин»
Мы привыкли к тому, что ужин у нас – вечерняя еда (и правильно привыкли). А вот появилось это слово как обозначение еды «полуденной». Древнерусское «уть» означало «юг». Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила название «южная» – ужин. С течением веков, однако, на нее перешло слово «обед», раньше означавшее время между трапезами, а слово «ужин» стало означать «вечерний стол». Язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим: нередко он просто находит им новое употребление.» [2]
«Действительно интересный вопрос, слово завтрак происходит от слова «заутра», которое можно расшифровать как время за утром. И действительно завтрак это наша первая утренняя еда, которую мы едим сразу же за утром.
Слово обед происходит от знакомого нам всем слова «еда», это второй наш прием пищи и обычно мы принимаем еду в середине рабочего дня, уходим на обед для поддержания своих сил.
Ужин произошел от слова «угъ», которое позднее преобразовалось в слово «южин». С течением времени смысл этого слова изменился и так появилось слово ужин.» [3]
Комментарий:
Практически во всех трактовках слова «ужин» присутствует исходное слово «юг» и тому есть причина, которая происходит из толкового словаря Фасмера. Но Фасмер ещё более преуспел, заметив, что слово «ужин» (в качестве варианта) от слова «сжато».
Комментарий:
Как видно, все слова типа «завтрак» связаны в славянском переводе в основном с утром, чаем, первой едой, кофе с манной кашей.
Комментарий:
В разных языках слово «ужин» в основном связано с вечерним временем в значении тёмень, вечер в славянском переводе и частично к обеденному времени.
Ужин – ugin > u genoj – у жжёной (слав.), т. е. у лучины, вечерить, сумерничать.
Русская кухня допетровской старины
© Картина «Боярский свадебный пир», Константин Егорович Маковский
Что ели раньше на Руси? До эпохи Петра Великого, который европеизировал всю нашу жизнь и, соответственно, кухню. Вопрос далеко не праздный. Есть такое утверждение: человек есть то, что он ест. То же самое можно с большой долей уверенности сказать и о целом народе. О его характере, темпераменте, образе жизни.
Исследователи говорят о том, что историю русской кухни можно проследить с IX века. Исконной нашей кухне были присущи такие характерные черты, как постоянство состава блюд, строгие каноны их приготовления. Истоки русской кулинарии — зерновые каши, в первую очередь полбяные, овсяные, ржаные, — и по сей день иностранцы, не без основания, считают кашу национальным русским блюдом. Как и хлеб из ржаной муки.
Эта поговорка, действительно, отражает коренную «особенность национальной кухни». Уже в середине IX столетия появился тот самый черный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске. Искони были известны и другие мучные изделия, которые находятся в той или иной степени родства с хлебом: караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки.
От хлеба происходят и традиционные русские пития — разнообразные квасы, ассортимент которых достигал двух-трех десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом. А еще — исконные русские кисели — овсяный, ржаной, пшеничный. В Древней Руси тысячу с лишним лет назад появились и все основные напитки, помимо кваса. Это всевозможные перевары или сбитни из отваров различных лесных трав с медом и пряностями, а также меды и медки. Мед, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции, — вот их первооснова. Рецептура медов, медков и квасов усложнялась и дополнялась на протяжении последующих веков.
Что же касается каш, хотя и они были по принципу своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они подразделялись по видам зерна: полба, рожь, овес, ячмень, гречиха, просо, пшеница. По видам дробления зерна или его обкатки. Так, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха — четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница — тоже три: целик, коркот, манную и т. д.
Каши делились еще и на рассыпчатые, размазни и совсем жиденькие кашицы. Все это давало возможность создавать из небольшого количества «сырья» несколько десятков различных каш. Мучная и зерновая пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.
Уже в ранний период возникло четкое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (молочно-мясо-яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты. Из него, например, были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отделение друг от друга продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например различных видов ухи, блинов, кундюмов — рода грибных пельменей. Большинство дней в году: от 192 до 216 в разные годы — были постными, что вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья. Попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовился отдельно, то есть капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X столетия) приготавливались и елись сырыми, солеными (квашеными), пареными, вареными или печеными отдельно одно от другого.
Каждый вид грибов: грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (так называли шампиньоны) и т. д. — не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же поступали и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, соленом, запеченном и реже в жареном виде. Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. И уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей. Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось вариациями в тепловой и холодной обработке, а также за счет применения различных масел, преимущественно растительных: конопляного, орехового, макового, оливкового и значительно позднее подсолнечного. Употребляли еще лук и чеснок, причем в весьма больших количествах, петрушку, горчицу, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздику, появившиеся на Руси уже с XI века. В начале XII века их дополнили имбирем, кардамоном, корицей, ирным корнем и шафраном. В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда: щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трех элементов: воды, муки и жира. К ним прибавлялся лук, чеснок или петрушка.
Он не отличался сложностью и большим разнообразием. Молоко пили сырое, но чаще топленое, а вот кислым молоком, как уже говорилось, чаще заправляли кашицы и щи. Знали наши предки сметану и творог. Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным. В последующие два столетия эти продукты готовились редко и не могли на первых порах похвастаться качеством и вкусом, что можно сказать и о сливочном масле, которое из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.
Состоял из ягодно-мучных и ягодно-медовых или медово-мучных изделий. Конечно же, особо ценились пряники, но не только. Любители сладенького, особенно детишки, могли порадовать себя многими разновидностями непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста, в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоемкой обработкой. Это калужское тесто, солодуха, кулаги и прочие изыски.
Подлинное буйство кулинарного духа царило на княжеских и боярских пирах. Пир — это не только праздник чревоугодия, но и важный социальный институт, существовавший с незапамятных времен. Об этом говорят, в частности, былины, именующие подобные мероприятия «пированьеце — почестный пир».
А еще известно, что своей роскошью, обилием яств и напитков древнерусские пиры не уступали знаменитым римским оргиям. Источники донесли до нас десятки меню и регламенты проведения величественных «банкетов».
Главным веселящим хмельным напитком на пиру был мед — обязательный атрибут праздничной трапезы тогдашней знати. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда для тризны по убитому ими князю Игорю. И мед в кровавом спектакле устроенной мстительной княгиней сыграл зловещую роль — упившиеся древляне были безжалостно иссечены мечами. Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. А вот в эпоху Петра I меды были потеснены винами и водкой, хотя посещавшие допетровскую Россию иностранцы отмечали отменное качество самих медов, огромное их разнообразие и крепость.
Первоначально «былинные» пиры во времена Владимира Красно Солнышко носили «демократичный» характер. Князь приглашал всех, включая «калик перехожих». В домонгольской Руси на пиры съезжались люди любых сословий, и чем почетнее был пир, тем большей разнородностью отличался состав гостей. Сами великие князья потчевали гостей, ели и пили вместе с ними. Правда, было такое понятие, как «честь и место», то есть гостю оказывали почет и отводили место за столом в соответствии с тем местом, которое он занимал в обществе. Русский историк Терещенко характеризовал это так: «Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпой гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца. Это было до угнетения Руси татарами».
То ли под влиянием «азиатчины», то ли по причине окончательного формирования сословного строя древний «пировой» порядок стал уступать место новым обычаям и нравам. «Простому народу» вход был заказан, а знатные мерились своей родовитостью и спесью.
Первым блюдом на пиру обычно была кислая капуста с сельдью — до традиционной картошки было еще далеко. Рядом в качестве закусок подавалась икра в разных видах: белая, то есть свежесоленая, красная малопросоленная, черная крепкого посола, икра осетровая, белужья, севрюжья, стерляжья, щучья, линевая. Подавали икру с перцем и изрубленным луком, сдабривая по вкусу уксусом и прованским маслом. Икру дополняли балыки — их называли «спинками» — и провесная (разновидность вяленой) рыба: лососина, белорыбица, осетрина, белужина и т. д. К этой рыбе подавали ботвинью. Затем следовала паровая рыба, а за ней жареная. От этого изобилия закусок переходили к ухе, разновидностей коей, как уже отмечалось, было великое множество. К каждой ухе следовало свое тельное, то есть тесто из рыбной мякоти с приправой, испеченное в форме различных фигурок (кружков, полумесяцев, поросенка, гуся, утки и т. п.). Наряду с ухой подавали и кальи: из лосося с лимонами, из белорыбицы со сливами, из стерляди с огурцами. Обязательным блюдом были также пироги и пирожки с начинками из рубленой рыбы, с визигой, сельдью, сигом. После ухи лакомились присольным — свежей и соленой рыбой в рассоле (огуречном, сливовом, лимонном, свекольном) — и всегда «под зваром» (так называли истинно русские соусы с хреном, чесноком, горчицей). К этим блюдам также полагались пироги, только уже не подовые (печеные), а пряженые (жареные). Отведав все эти блюда, наслаждались вареными раками. Детальное (воспроизведенное по историческим источникам) описание церемонии подачи блюд и кушаний в XVI столетии приводит в своем романе «Князь Серебряный» Алексей Константинович Толстой. Во время пира, который устроил Иван Грозный для 700 опричников, на столах кроме солонок, перечниц и уксусниц не было никакой посуды, а из яств стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашках. Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. И вот они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Так начинался обед. Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи. Обед продолжался. На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Затем принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном. «. Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночной подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном».
Действительно, в XVI веке великокняжеские и царские пиры начинались с жаркого — с жареных лебедей, которые считались царским блюдом. Их отсутствие на столе считалось обидным для гостей, расценивалось как неуважение.
Интересно отметить, что на употребление многих видов мяса, особенно на зайчатину и телятину, был наложен строжайший запрет. Видимо, православная кухня — подобно халялю и кашруту — предписывала не употреблять те или иные продукты.
Исторический факт: в 1606 году бояре натравили на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль, только сообщением, что царь не настоящий, поскольку ест телятину.
Начиная с XVII столетия кухня «элиты» становится все более сложной — не только собирает и обобщает опыт предшествовавших веков, но и создает на его основе новые, более сложные варианты старых блюд. Для боярской кухни того времени примечательным становится чрезвычайное обилие блюд — до 50 в один обед, а за царским столом их число вырастает до 150–200! И при этом стремятся к гигантомании, то есть к увеличению размеров блюд. Отбираются самые крупные лебеди, гуси, индейки, самые большие осетры или белуги. Их едва могут поднять три-четыре человека. К этому добавляется особая эстетика: из продуктов сооружают дворцы, фантастических животных гигантских размеров. Придворные обеды длятся шесть-восемь часов кряду: с двух часов дня до десяти вечера, с десятком перемен блюд, каждая из которых состояла из полутора-двух десятков однотипных блюд, например из десятка сортов жареной дичи или соленой рыбы, из двух десятков видов блинов или пирогов.