Как называлась новая столица римской империи

Столицы Римской империи

Карта «Римская империя в 293–305 гг.»
Уточнение: в этот период Диоклециан носил титул «август», а Галерий – «цезарь».

Возможно, тема статьи вызовет у некоторых читателей недоумение: речь идет о Римской империи, значит, как многие могут подумать, вопрос о столице решается однозначно – Рим. Однако, и термин «Римская империя» неоднозначен, и вопрос о ее столицах гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Тетрархическая система управления Римской империей, введенная императором Диоклецианом, потребовала определения новых политических центров. Таковыми в 286 г. стали Никомедия (ныне Измит), которую в качестве своей резиденции выбрал сам Диоклециан (первый август), и Медиолан (ныне Милан), ставший резиденцией Максимиана Геркулия (второй август). В 293 г. были определены столицы для их соправителей-цезарей: Сирмий (ныне Сремска-Митровица) для Галерия (соправитель Диоклециана) и Августа Треверская (ныне Трир) для Констанция Хлора (соправитель Максимиана Геркулия).

В 305 г., по окончании 20-летнего срока своего правления, Диоклециан и Максимиан Геркулий, как и предполагалось, сложили с себя властные полномочия и стали вести частную жизнь: Диоклециан удалился в свой дворец вблизи современного города Сплит (Хорватия), а Максимиан Геркулий – на свою виллу в Южной Италии (позднее последний пытался вернуться во власть, но это закончилось его самоубийством в 310 г.). Августами стали Галерий в Никомедии и Констанций Хлор в Медиолануме, а их цезарями, соответственно, – Максимин Даза, племянник Галерия, в Сирмии и Флавий Север, ставленник Галерия, в Августе Треверской.

Но уже в 306 г. умер Констанций Хлор, и Медиолан стал резиденцией Флавия Севера, а Августа Треверская – резиденцией Константина, сына Констанция Хлора. Константин и другие претенденты на власть в тетрархии стали оспаривать власть у Флавия Севера, и тот не смог пережить 307 г., предположительно, будучи убитым по приказу Максенция, сына Максимиана Геркулия.

В 308 г. ситуация с претендентами на власть стала столь сложной, что на титул августов было уже четверо претендентов. Попытки договориться о разделе власти ни к чему не привели, и разгорелась гражданская война. Одним из важнейших эпизодов этой войны стала победа Константина в 312 г. над Максенцием у Мульвийского моста, что вблизи Рима. В память об этой победе благодаря нанесению легионерами Константина на свои щиты хризмы, которую Константин увидел в знамении перед боем, он издал в 313 г. Медиоланский эдикт о религиозной терпимости, провозгласив христианство полноправной религией Римской империи.

В 314 г. Константин нанес первое, а в 324 г. – окончательное поражение Лицинию и занял его столицу Никомедию. Можно сказать, что Константин вернулся в город своей молодости: он долгое время провел здесь при августах Востока – Диоклециане и Галерии. Здесь же в 337 г. Константин Великий и скончался.

После победы над Лицинием, а может быть, и раньше, Константин принял решение о строительстве новой единой столицы Империи. Таковой в 330 г. стал город Новый Рим, построенный на месте древней греческой колонии Византий. Название «Новый Рим» не прижилось, и город вошел в историю под названием «Константинополь». Справедливости ради надо сказать, что название, данное городу самим Константином, сохранилось в титуле константинопольского патриарха: Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Собственно Рим все это время не оставался лишь одним из культурных и религиозных, в том числе христианских (резиденция римских пап), центров Империи. В 306–312 гг. Вечный Город являлся местопребыванием самопровозглашенного императора Максенция, с которым заодно в 307–308 гг. действовал его отец Максимиан Геркулий. Вместе им удалось выстоять сначала против Флавия Севера, а когда тот был ими устранен, против Галерия. Примечательно, что Константин после победы над Максенцием в 312 г. не остался в Риме, а направился в Медиолан.

Сирмий в 375 г. был выбран своей резиденцией императором Валентинианом, который в том же году скончался. В 379 г. здесь был провозглашен императором Феодосий.

В 395 г. после смерти императора Феодосия Великого Римская империя окончательно распалась на две части – Западную и Восточную – и оставалась в таком состоянии до падения Западно-Римской империи в 476 г. Столицей Запада вновь стал Медиолан, который являлся таковой до 402 г., когда император Гонорий, опасаясь вестготов, перенес свою резиденцию под защиту мощных укреплений Равенны. Здесь, в Равенне, в 476 г. и был свергнут последний западно-римский император Ромул Августул. Примечательно, что именно это событие, а не захват Рима в 410 г. вестготами или в 455 г. вандалами, принято считать датой падения Западно-Римской империи.

Равенна в 493–540 гг. являлась столицей Королевства остготов. В 540 г. город был захвачен восточно-римскими (византийскими) войсками и с 581 г. являлся центром византийской провинции Равеннский экзархат, пока в 751 г. не был окончательно захвачен лангобардами.

Константинополь до своего окончательного падения в качестве столицы Византийской империи в 1453 г. под ударами турок-османов успел побывать столицей Латинской империи (1204–1261). Официально свое нынешнее название – «Стамбул», что является искаженным словом «Константинополь», – город получил лишь в 1930 г.

Источник

Какой император перенес столицу Римской Империи из Рима в Константинополь?

Содержание:

Ко времени Диоклетиана в конце 3-го века уже было ясно, что Рим больше не занимал положения столицы Римской империи. В период, известный как тетрархия, когда правили четыре императора, ни один из них не использовал Рим в качестве своей столицы. Отец Константина и сам Константин правили в Германии, на Рейнской границе. Старший император на Западе обычно проживал в Милане, на севере Италии. Старший император на Востоке обычно находился где-то в Турции; столица Диоклетиана находилась в Никомедии. Младший император обычно жил в Антиохии в Сирии. Были выбраны крупные города, расположенные ближе к границам и к ресурсам, необходимым для борьбы с варварами и подавления мятежников.

Новый Рим в Византии

Константин решил основать столицу, «Новый Рим», которая с самого начала была бы христианской по своей природе. Новая столица Римской империи не должна была быть центром поклонения ни одному из языческих богов. Он выбрал Византию, откуда мы получаем слово «Византия» — византийская цивилизация со столицей в Константинополе.

Византия была древней греческой колонией, основанной в 7 веке до н. э. Она занимает европейскую сторону Босфора, узкого пролива, ведущего из Мраморного моря, которое в древности называли Пропонтидой, в Черное море. Это был очень важный коммерческий центр. Как город, он никогда не насчитывал более 30 000-35 000 жителей. При Константине город был значительно расширен. В конце концов, к 500 году нашей эры их число достигло, возможно, полумиллиона — некоторые сказали бы, миллиона.

Как называлась новая столица римской империи. ab33a717f66388408b838e04cec02d587e32b9c2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-ab33a717f66388408b838e04cec02d587e32b9c2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка ab33a717f66388408b838e04cec02d587e32b9c2

Перенос столицы Римской империи в Константинополь

Константин выбрал старую и стратегически расположенную греческую колонию под названием Византия в качестве места своей новой столицы.

Город был окружен рядом стен длиной около 13 миль и полностью переделан как эквивалент Нового Рима. Был построен целый дворцовый комплекс. Там был имперский ипподром или стадион, где проходили все имперские скачки и церемонии. Город должен был представлять Рим во всех отношениях, за исключением той детали, что он должен был быть христианским. Перенос столицы из Рима в Константинополь был скорее практичным, а не политическим решением.

Поэтому в Новом Риме был дом Сената. После переноса столицы в Константинополь, император активно раздавал пенсии, налоговые льготы и поощрял мужчин приходить и служить в новом христианском имперском Сенате, в то время как старый римский языческий Сенат Константин мог спокойно игнорировать.

Христианство — вера, которая имела значение

В 330 году в Византии появились имперские церкви, которые стали образцом для строительства церквей в провинциальных городах. Это была вера, которая имела значение. Если вы хотели подняться в обществе, то лучше всего было отправиться в Константинополь. Лучше всего было стать христианином. Лучше всего было проложить себе путь в имперское правительство. Старый Рим, римский Сенат, язычники, которые все еще населяли большую часть провинциальной территории, все больше отходили на второй план.

Официальном годом переноса столицы Римской империи было принято считать 330 до н.э. Культурные и политические бразды правления теперь были прочно в руках христианской императорской семьи. Они будут благосклонны к своим единоверцам. Это был решающий акт, который позволил превратить Римскую империю, в конечном счете, в христианскую империю.

Константинополю предстояло сыграть несколько ролей, а не просто быть столицей. В некотором смысле нам трудно понять огромное значение Константинополя. Он был известен как «Королева городов» на протяжении большей части Средневековья. Между 324 годом нашей эры — когда город еще был Византией и, возможно, насчитывал от 30 000 до 35 000 жителей — и 400 годом нашей эры население увеличилось по меньшей мере в десять раз. Это сопровождалось обширной программой строительства в городе, в рамках которой монархия вложила огромное количество сил и средств, создав рабочие места и должности.

Экономически Константинополь был расположен идеально. В нем было огромное богатство, получаемое от торговли и паломничества. Строительство огромного количества императорских монастырей и церквей привело к целой паломнической торговле. Константинополь, в отличие от Рима, имел жизнеспособную экономическую основу, которой Рим не имел на протяжении большей части Средневековья.

Источник

Столицы Римской империи

Как называлась новая столица римской империи. 1601486992 tetrarhija2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601486992 tetrarhija2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601486992 tetrarhija2

Возможно, тема статьи вызовет у некоторых читателей недоумение: речь идет о Римской империи, значит, как многие могут подумать, вопрос о столице решается однозначно – Рим. Однако и термин «Римская империя» неоднозначен, и вопрос о ее столицах гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Тетрархическая система управления Римской империей, введенная императором Диоклецианом, потребовала определения новых политических центров. Таковыми в 286 г. стали Никомедия (ныне Измит), которую в качестве своей резиденции выбрал сам Диоклециан (первый август), и Медиолан (ныне Милан), ставший резиденцией Максимиана Геркулия (второй август). В 293 г. были определены столицы для их соправителей-цезарей: Сирмий (ныне Сремска-Митровица) для Галерия (соправитель Диоклециана) и Августа Треверская (ныне Трир) для Констанция Хлора (соправитель Максимиана Геркулия).

Как называлась новая столица римской империи. 1601487054 dioklecian2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601487054 dioklecian2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601487054 dioklecian2

Как называлась новая столица римской империи. 1601486969 maksimian. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601486969 maksimian. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601486969 maksimian

Как называлась новая столица римской империи. 1601487007 galerij2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601487007 galerij2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601487007 galerij2

Как называлась новая столица римской империи. 1601486979 konstancij hlor. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601486979 konstancij hlor. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601486979 konstancij hlor

В 305 г., по окончании 20-летнего срока своего правления, Диоклециан и Максимиан Геркулий, как и предполагалось, сложили с себя властные полномочия и стали вести частную жизнь: Диоклециан удалился в свой дворец вблизи современного города Сплит (Хорватия), а Максимиан Геркулий – на свою виллу в Южной Италии (позднее последний пытался вернуться во власть, но это закончилось его самоубийством в 310 г.). Августами стали Галерий в Никомедии и Констанций Хлор в Медиолануме, а их цезарями, соответственно, – Максимин Даза, племянник Галерия, в Сирмии и Флавий Север, ставленник Галерия, в Августе Треверской.

Но уже в 306 г. умер Констанций Хлор, и Медиолан стал резиденцией Флавия Севера, а Августа Треверская – резиденцией Константина, сына Констанция Хлора. Константин и другие претенденты на власть в тетрархии стали оспаривать власть у Флавия Севера, и тот не смог пережить 307 г., предположительно будучи убитым по приказу Максенция, сына Максимиана Геркулия.

Как называлась новая столица римской империи. 1601487068 konstantin2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601487068 konstantin2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601487068 konstantin2

Как называлась новая столица римской империи. 1601487055 maksencij2. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601487055 maksencij2. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601487055 maksencij2

В 308 г. ситуация с претендентами на власть стала столь сложной, что на титул августов было уже четверо претендентов. Попытки договориться о разделе власти ни к чему не привели, и разгорелась гражданская война. Одним из важнейших эпизодов этой войны стала победа Константина в 312 г. над Максенцием у Мульвийского моста, что вблизи Рима. В память об этой победе благодаря нанесению легионерами Константина на свои щиты хризмы, которую Константин увидел в знамении перед боем, он издал в 313 г. Медиоланский эдикт о религиозной терпимости, провозгласив христианство полноправной религией Римской империи.

Как называлась новая столица римской империи. 1601487047 licinij. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601487047 licinij. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601487047 licinij

Как называлась новая столица римской империи. 1601486996 maksimin daza. Как называлась новая столица римской империи фото. Как называлась новая столица римской империи-1601486996 maksimin daza. картинка Как называлась новая столица римской империи. картинка 1601486996 maksimin daza

В 314 г. Константин нанес первое, а в 324 г. – окончательное поражение Лицинию и занял его столицу Никомедию. Можно сказать, что Константин вернулся в город своей молодости: он долгое время провел здесь при августах Востока – Диоклециане и Галерии. Здесь же в 337 г. Константин Великий и скончался.

После победы над Лицинием, а может быть, и раньше, Константин принял решение о строительстве новой единой столицы империи. Таковой в 330 г. стал город Новый Рим, построенный на месте древней греческой колонии Византий. Название Новый Рим не прижилось, и город вошел в историю под названием Константинополь. Справедливости ради надо сказать, что название, данное городу самим Константином, сохранилось в титуле константинопольского патриарха: Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως Νέας Ρώμης καὶ Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης (Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх).

Собственно Рим все это время не оставался лишь одним из культурных и религиозных, в том числе христианских (резиденция римских пап), центров империи. В 306–312 гг. Вечный Город являлся местопребыванием самопровозглашенного императора Максенция, с которым заодно в 307–308 гг. действовал его отец Максимиан Геркулий. Вместе им удалось выстоять сначала против Флавия Севера, а когда тот был ими устранен, против Галерия. Примечательно, что Константин после победы над Максенцием в 312 г. не остался в Риме, а направился в Медиолан.

Сирмий в 375 г. был выбран своей резиденцией императором Валентинианом, который в том же году скончался. В 379 г. здесь был провозглашен императором Феодосий.

В 395 г. после смерти императора Феодосия Великого Римская империя окончательно распалась на две части, Западную и Восточную, и оставалась в таком состоянии до падения Западно-Римской империи в 476 г. Столицей Запада вновь стал Медиолан, который являлся таковой до 402 г., когда император Гонорий, опасаясь вестготов, перенес свою резиденцию под защиту мощных укреплений Равенны. Здесь, в Равенне, в 476 г. и был свергнут последний западно-римский император Ромул Августул. Примечательно, что именно это событие, а не захват Рима в 410 г. вестготами или в 455 г. вандалами, принято считать датой падения Западно-Римской империи.

Равенна в 493–540 гг. являлась столицей Королевства остготов. В 540 г. город был захвачен восточно-римскими (византийскими) войсками и с 581 г. являлся центром византийской провинции Равеннский экзархат, пока в 751 г. не был окончательно захвачен лангобардами.

Константинополь до своего окончательного падения в качестве столицы Византийской империи в 1453 г. под ударами турок-османов успел побывать столицей Латинской империи (1204–1261). Официально свое нынешнее название, Стамбул (что является искаженным словом «Константинополь»), город получил лишь в 1930 году.

Источник

Константинополь – столица империи (+ВИДЕО)

История Византии. Беседа 5-я

Почему столица империи переносится на греческий Восток? Какие черты унаследовал Константинополь от древнего Рима, и какие являют его прежде всего христианским городом? Как было организовано его городское пространство, его жизнь? Какие образцы Новый Рим дал другим христианским столицам, русским городам? Рассказывает историк Павел Кузенков.

Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы поговорим о Константинополе. Этот город, основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом – новой столицей великой Римской империи.

Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.

Вспомним историю основания этого города – Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие – я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.

Притяжение греческого Востока

Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.

Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами – наследниками державы Александра Великого. Запад со времен борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд и достаточно большую задачу – организовать все это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествлять старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощенная Греция захватила Рим.

Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.

А когда со времен римско-персидских войн III – начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находиться именно там – в Малой Азии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.

Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьезная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.

Троя или Византий?

Троянский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого ареала

Первоначально его взор обратился на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. С одной стороны, этот город связан именно с греческой историей, и именно цикл о Троянской войне считается основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрения – исторического, историософского, культурного. Но троянцы – соперники эллинов в эпосе, связанном с Троянской войной. Для римлян же троянцы – как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в «Энеиде» Вергилия, именно из Трои прибыли в Италию предки древних римлян – основателей древнего Рима Ромула и Рема. И впоследствии этот троянский след римской истории всегда подчеркивался. Тем самым Рим находил некую историческую и культурную связь с Востоком, и троянский миф, троянский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого – троянского – ареала.

Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического действия месте. Но не только неудобство расположения сыграло здесь роль: по преданию, здесь еще играла роль мистика. Дело в том, что основание Константинополя в том месте, где он сейчас находится, то есть на мысе древнего полуострова Европа, в честь которого, собственно, и весь континент получил свое название, на мысе Мраморного моря, у Босфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора Константина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.

Границы, очерченные ангелом

Место это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.

Конечно, Константинополь оказался гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало для новой столицы. С двух сторон город был огражден естественными морскими препятствиями – Мраморным морем и заливом Золотой Рог, который вытягивается со стороны Босфора. И только с одной стороны требовалось возведение хорошо укрепленных стен. Так что город был еще и прекрасно укреплен, что впоследствии сослужило ему прекрасную службу. Фактически Константинополь за всю свою историю был взят только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напряженная осада. И оба эти взятия – и первое, и второе – не обошлись без предательства, так что это не было в прямом смысле военным поражением.

Такое естественное укрепление города помогало ему переживать самые тяжелые времена в своей истории. Повторюсь: это была одна из самых хорошо укрепленных столиц всего европейского континента.

Что касается сакрального значения города, то, по преданию, когда император Константин определял его границы, перед ним шел некий посланец Небес, ангел, как это записано в некоторых источниках. И когда изумленные царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановиться, уж слишком огромный получался город, император сказал: «Остановлюсь тогда, когда остановится тот, который идет впереди меня». Никто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановился только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры этого будущего города.

Собор – новый центр городского пространства

Форум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. В Новом Риме эту функцию выполнял собор

Константинополь еще интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора – рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, – он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, – и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах – Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.

Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нем тоже есть система форумов, есть центральный форум – Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся еще со времен Византия, укрепленный, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор – собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.

Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Петр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задает такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, – а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, – так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь – это архетип христианской столицы.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток»

Что еще важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Эта идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, – фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, – очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.

А Константин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завел очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке – будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них – то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает свое победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создает апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии. На западной территории – только один знаменитый апостол – апостол Петр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.

«Миллионник»

Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток – сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний – знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».

Нам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализация и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном связанными с самотоком: город находился на холмах – это один из принципов древнего градостроительства, – и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от всякого рода нечистот, и в то же время двигать воду по разного рода искусственным сооружениям.

Проблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ

При всех своих плюсах Константинополь имел один существенный минус: он не стоял на большой реке. Как мы знаем, основные города все-таки строятся на реках: река дает городу постоянный приток воды – питьевой и для всякого иного рода нужд. А в Константинополе эту задачу пришлось решать технически. Поэтому река в Константинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который тянулся на многие десятки километров – через горы, ущелья – и снабжал город водою. Но поскольку на случай всякого рода непредвиденных обстоятельств требовались и запасы воды, весь город, весь Константинополь был усеян огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и являют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоемов, которыми пользовались во время осады или во времена засушливых сезонов.

Когда задача снабжения города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом Востока империи, взяв верх над Александрией, Антиохией, Эфесом – древними мегаполисами. Но, тем не менее, конкуренция с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков Константинополь, и особенно это касается его церковного статуса, боролся за право признания.

От апостола Андрея

Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.

Местное церковное предание возводило начало Церкви старого Византия к проповеди апостола Андрея

А это противостояние Петра и Андрея, точнее – некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить… так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Петр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Петр – Рим древний, апостол Андрей – Новый Рим.

Константинополь – это первый город в мире, изначально строящийся христианским императором. Это не означает, что в городе вообще не было языческих элементов. Они, конечно, были, потому что основное население империи были язычники. Император по своему статусу оставался pontifix maximus – главой языческой религии, поэтому Константин не спешил навязывать христианство своим подданным – он, скорее, стремился являть свое личное христианство.

Одним из главных соборов, которые он сам строил, является собор Двенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии для того, чтобы их обрести и доставить. К сожалению, далеко не все, только мощи двух или трех апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама идея, что император желает покоиться в окружении самых ярких для христиан деятелей, учеников Господа, показывает, что отныне вся империя изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение Зевсу и Юпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.

И здесь очень важный момент: император – не часть церковного управления. Константин четко отмежевался от того, чтобы возглавить Церковь. Но император уже не мыслится вне Церкви, и он как раз соединяет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Это не мешало статуе Константина возвышаться на форуме, на колонне, с короной Гелиоса на голове, – это было выражение классического античного представления об императоре как о солнце, но это уже не было обожествленное изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, некая форма памятника – памятника, который символизировал память о великом деянии, великом деятеле, но религиозная составляющая этого компонента римской культуры сходила на нет.

Возле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовониями: здесь должно особо хорошо пахнуть

Поэтому форум в Древнем Риме и форум в Константинополе – это разные все-таки явления. Константинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. И сама торговая жизнь в новой столице была организована очень разумно, и я бы даже сказал – гениально. В центре города, рядом с императорским дворцом, располагались торговые ряды самых престижных купцов – ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, – и это тоже очень важная черта. В древнем городе, как мы знаем, было обилие всякого рода запахов, в том числе и очень неприятных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор Святой Софии, там, где стоит императорский дворец, была особая атмосфера благоухания, благовония. Дальше располагались тоже обладающие приятным ароматом лавки хлебопеков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки мясоторговцев и торговцев скотом. Вот эта в том числе и эстетическая организация городского пространства тоже играла большую роль.

Реликварий размером с город

Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.

Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь.

Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, он еще превратил Константинополь в огромный музей – он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора – а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил – перенес. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана – и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.

Второй обелиск прибыл в Константинополь и нашел свое место на центральной преграде ипподрома. Там же, на этой преграде ипподрома, были установлены древняя греческая так называемая «змеиная колонна», которая напоминала грекам о Марафонской битве, – она создана из персидских щитов и доспехов, которые валялись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, – и много других святынь и реликвий. Большинство из них погибло, остался только обелиск и обрубленная уже в Новое время при неизвестных обстоятельствах «змеиная колонна».

Этих святынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликвиями, но к ним уже относились именно как к музейным древностям, никто им уже не придавал какого-то сакрального значения, хотя, конечно, язычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними памятниками.

Константинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианская

Этот город был, я бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианская тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же время город знаменовал собой преемство и древних традиций. И то, что он был построен на месте древнего Византия, часто подчеркивалось византийскими авторами, которые писали о нем, именно антикизируя его, говоря о том, что мы с вами – жители Византия, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Нового времени, а всю империю стали называть именно так: Византийской империей.

К Риму Третьему

Во многих русских городах есть элементы топографии Константинополя

Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определенной степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора – Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва – это уже третья ступень того константинопольского начала, не остается уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остается сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.

Собор и ипподром

И, действительно, Святая София, или «око вселенной», как ее иногда называли, представляет собой главный, стержневой элемент Константинополя как города. И когда подплываешь к городу с моря, с какой бы стороны ты ни приближался к нему, первое, что видишь на горизонте, – это возвышающийся величественный купол Софийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближения к городу как раз уменьшается, – я не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже придя в Константинополь, выйдя на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. И собор, и дворец.

Дворец тоже очень важная часть константинопольского городского пространства, и он связан с ипподромом. Казалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обрядами. Тем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно связывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом для состязаний – это было место диалога императора и народа. Очень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, – элемент живого контакта правителя и подданных, которые нигде в других местах так напрямую увидеть друг друга и пообщаться не могли. И поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Но важным моментом было то, что рядом, по соседству находился собор Святой Софии, и он как бы умиротворял всю эту бушующую политическую стихию и соединял народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и властям, и подданным о подлинном смысле их земного существования – о пути в Царствие Небесное. И там, в соборе Святой Софии, проходили все важнейшие мероприятия, связанные с политической жизнью страны: коронации, венчания, важнейшие события, связанные с осадами, и т.д.

Константинополь, как символ Царя-града, центра христианского мира, передал свою эстафету Москве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV – начале XVI веков, процесса, который иногда называется процессом становления идеи Москвы как Третьего Рима. И в дальнейшем эта идея подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. Идея о том, что этот град царя Константина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, остался как земной город у них, но как духовное явление он перенесся в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала Москва.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *