Как называлась обувь в древности
Обувь на Руси
Есть поговорка, что посмотрев на обувь, можно многое узнать о человеке: о чертах его характера, об интересах, взглядах, склонностях, о том откуда он или куда идёт, о материальном достатке и об отношении к самому себе. В настоящее время на прилавках обувных магазинов при огромном разнообразии товара каждый способен выбрать себе пару по душе. А во что обувались наши Предки и из каких материалов делалась обувь?
На Руси носили и сапоги, и ботинки, и туфли, но были несколько видов особой обуви, которую не придумали ни в одной другой стране мира.
Шевели поршнями
Наверняка вы слышали фразу «шевели поршнями», но скорее всего не задумывались откуда она произошла. Смысл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло само выражение, и что собой представляют эти поршни?
На самом деле поршни — это один из видов обуви, которую носили наши Предки. Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особых навыков, и сделать их можно было без привлечения мастеров. Достаточно было взять кусок кожи с самой простой обработкой или шкурку с маленького животного, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. Размер регулировался силой натяжения полоски. Скорее всего, поршни — первая обувь, которую надевал юный славянин, так как название могло образоваться от слова «порхлый» (мягкий, рыхлый). Некоторые крестьяне укрепляли поршни вставками из кожи на носке и подъёме, украшали вышивкой и бахромой. Крепилась такая обувь шнуровкой, что придавало сходства с лаптями. Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.
Лапотная Русь
Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все руские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.
Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптя не сплетёшь.
Существовал даже оригинальный термин — «лапотная миля», расстояние, которое можно было пройти в одной паре лаптей.
Подробнее об лаптях можно прочитать в статье «Лапти на Руси».
Валяная обувь
Лапти сегодня воспринимаются как экзотика, а вот валенки, которые также были древнейшей, исконно руской обувью до сих пор не ушли с обувного рынка. Удивительно удобная и тёплая обувь, придуманная нашими Предками, до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года и пользуется огромным спросом у строителей, сторожей, рыбаков, лесорубов, работников транспортной милиции. Валенки бывают твёрдые, грубошёрстные, мягкие, серые, белые, цветные. Для праздников в некоторых областях делали валенки розового цвета. Очень красивы валенки «писанные», т.е. расшитые узорами и затейливыми рисунками. Говорят, что на свете не существует двух одинаковых пар валенок, и среди них есть настоящие произведения искусства. Их историю хранят в музеях, один действует в городе Мышкине Ярославской области, второй открылся в Москве. В них собраны абсолютно уникальные экспонаты «валеночного» искусства. В московском музее можно, например, увидеть валенки в виде самовара, паровоза, чайника, самолёта.
Валяная обувь появилась у руских в конце XVII – начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни (войлочные тапки), к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву. Валенки были дорогими. Крестьянская семья, каждый член которой имел свою собственную пару этой обуви, считалась зажиточной. В большинстве же крестьянских домов имелась всего одна пара валенок, которую домочадцы носили по очереди.
Широкое распространение валенки получили лишь в первой половине XIX века, когда было налажено их изготовление промышленным способом. Производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, Кинешемском уезде Костромской губернии, Семёновском уезде Нижегородской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. Сегодня основной производитель валенок – Ярославская фабрика валяной обуви, основанная в 1994 году.
Вследствие того, что валеные сапоги – это практичная, тёплая и удобная обувь, они до сих пор пользуются достаточно высоким спросом в нашей стране. А валенки, расшитые нитками, лентами, бисером, кружевами и стразами, похоже, прочно обосновались в гардеробах модниц.
Сапоги
Сапоги наших Предков имели мягкую подошву: жёсткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заострённый носок и полное отсутствие каблука — вот примерное описание сапог того времени. Каблук на них начали делать ближе к XVII веку.
Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.
Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней руской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи. Голенище доходило до колена и косо срезалось так, чтобы спереди сапог был выше, чем сзади.
Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.
Мастерство не затерялось в веках, и сейчас есть умельцы, которые могут сделать красивые удобные поршни или валенки, пошить собственноручно сапоги или сплести праздничные лапотки.
Стоит отметить, что наши Предки носили обувь сделанную собственноручно или же заботливыми руками мастера и исключительно из натуральных материалов, современная же обувь производится механическим способом на фабриках и в большинстве своём из искусственных, синтетических материалов, а значит она создаёт значительные искажения по полю формы и длительное ношение такой обуви способно привести к развитию ряда заболеваний. К примеру, это одна из причин распространения грибковых заболеваний на ногах, особенно в сочетании с носками из синтетики. Побороть этот недуг можно с помощью настоящей каменной соли, если добавлять её в ванночки для ног.
Интересные факты про обувь
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
5000 лет в истории обуви: От чарох из медвежьих шкур до изящных кожаных туфелек на каблучке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первая обувь человеческой цивилизации
В древние времена необходимость в защите ног первобытного человека была весьма высока. Поэтому люди очень быстро начали применять различные природные материалы, которые могли бы защитить их стопы от порезов и холода.
Первые изобретения человека, выглядели как плоские сколы дерева, небольшие куски кожи или же широкие листья, привязанные к ногам тонкими бечевками. Эти нехитрые приспособления и были прототипами современных сандалий. В странах с более суровым климатом люди мастерили теплую обувь: поначалу каждую ногу оборачивали куском шкуры, а позже шили кожаные мешочки, набитые сухой травой и привязывали тонкими ремешками к ногам. Так появились предки нынешних туфель.
Древнейшая кожаная обувь, найденная на сегодняшний день, — чарохи (прототип узких туфлей с заостренными концами). Они обнаружены в Армении при археологических раскопках пещеры Арени в 2008 году. Ученые утверждают, что этим туфлям около 5500 лет! И напоминают они кожаные портянки, стянутые жгутом вдоль носовой части и утепленные сухой травой. Именно такие были найдены и в Альпах на ступнях мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.
Обувь древних цивилизаций
Древние египтяне были первыми, кто начал повсеместно носить сандалии, подошва которых изготавливалась из папируса или кожи. На ногах они держались при помощи перемычек или же ремешков, которые привязывались к ступне и вокруг лодыжки. Для защиты большого пальца носок подошвы загибался кверху.
Персы и индусы вырезали сандалии из сандалового дерева и прикрепляли к ним колышки, на которые опирались пальцами при ходьбе.
У народов древних цивилизаций Египта и Греции были весьма популярны всевозможные сандалии, изготовленные таким образом, что по ним можно было различать представителей разных сословий. И между тем, мужская и женская обувь имела различие в цвете и декоре.
Сейчас сложно поверить в то, что вплоть до начала 19 столетия не существовало ни левого ни правого сапога — обувь шилась одинаковой. Лишь 200 лет тому назад в Греции обувных дел мастера впервые придумали шить разные сапоги — для левой и правой ноги.
Первые упоминания о каблуках на обуви относятся к древнеегипетской цивилизации. Они имели конусообразную форму их прибивали к сандалиям и были весьма популярны среди земледельцев во время полевых работ, дабы ноги не скользили по илистой почве.
Мода на каблуки пришла в Италию из Персии на рубеже 15-16 веков, а затем и захватила всю Европу. И что интересно, многие думают, что каблуки придуманы модницами. А вот и нет! Появлением этой детали в обуви мы обязаны мужчинам. Каблук прибивался к сапогу по той причине, чтобы во время верховой езды на лошади нога не выскальзывала со стремени.
И весьма удивительно то, что очень длительное время в обуви на каблуках щеголяли исключительно мужчины. Дамы же носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. И лишь в 17 веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений. Примечательным было то, что изначально такие туфли были мужскими и использовались женщинами во время верховой езды.
Ах, мода, мода!
Форма обуви и ее декор испокон веков были подчинены капризам моды. Так, очень популярной в позднее Средневековье и эпоху Возрождения была обувь на высоченной платформе. Вначале, так называемые чопины, носили актеры в Греции, дабы казаться на сцене более величественными. Эту моду подхватили римские аристократки и куртизанки, которым приходилось взбираться на цоколи-шопены, достигавшие в высоту иногда до полу метра. В Италии создавались даже специальные школы, обучающие хождению в такой обуви.
А в Англии, при дворе короля Джеймса I, аристократы и члены монаршей семьи, потакая моде, просто вынуждены были носить обувь, сделанную из тончайшей кожи на очень высокой платформе. Такие башмаки были не удобны в носке и при том не безопасны. Дамы без посторонней помощи в такой обуви передвигались с трудом.
Король Франции Филипп IV даже издал специальный указ, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. А длина носа туфель должна была возрастать согласно рангу. Для удобства при ходьбе загнутые кончики очень длинных носов привязывали к ноге бечёвкой, так как носящие такую обувь господа постоянно спотыкались. К стати, такая форма носов сохранялась даже в доспехах рыцарей.
Начиная с 15 века мужская обувь стала немного удобнее: пулены сменились на модели с носами, похожими на «коровьи морды». А башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками к щиколотке. Женская же обувь тех времен ничем не выделялась, так как приличия не позволяли дамам выставлять на показ даже носки своих башмачков.
Во второй половине 16 столетия туфли стали более изящными. Эпоха позднего Возрождения принесла с собой моду на обувь, изготовленную из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разной цветовой гаммы. Да и внешне туфли того времени уже больше напоминали ту обувь, которую мы носим сегодня. Дамы уже имели возможность слегка укоротить платья, и выставить напоказ носки своих туфель.
В 17 веке, в эпоху барокко в моду вошли высокие каблуки и банты. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент и пряжками. Однако в повседневной жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых отделывали тонкими кружевами.
А к 18 столетию, в эпоху рококо, все больше становятся популярными модели с декоративными украшениями: пряжками, шнуровками и бантами. В эту эпоху женская обувь становится весьма привлекательной и изящной.
С последующими веками мода на обувь бесконечно трансформировалась, постоянно заимствуя детали и различные элементы из прошлых эпох.
Обувь в истории живописи
Со времен средневековья моду на обувь отслеживать стало легче, так как культура, быт и все жизненно важные моменты истории начали находить свое отражение на полотнах и гравюрах художников.
Полная история обуви. Где, когда появилась, как развивалась.
28 тысяч лет до нашей эры
Абсолютной гарантии, что всё обстояло именно так, у нас, конечно, нет, но мы можем с уверенностью говорить, что привычка ходить в обуви появилась у людей около 30 тысяч лет тому назад. Об этом красноречиво свидетельствует изменение формы мизинцев ног, которое начало наблюдаться именно с этого времени.
5 тысяч лет до нашей эры
Примерно к 5 тысячелетию до нашей эры человечество начало свою обувь шить, используя в качестве материалов всё те же шкуры, лыка и сухожилия, а в качестве инструмента – кремниевые ножи и костяные шила. Внешне изделия древнейших мастеров немного напоминали современные мокасины.
3 тысячи лет до нашей эры
Картина кардинально изменилась тогда, когда центр цивилизации сместился южнее. Жаркий климат Древнего Египта подталкивал его жителей к тому, чтобы обуться во что-то полегче. У подданных фараонов распространение получили сандалии.
Подошву древнеегипетских сандалиев изготовляли из пальмовых листьев, папируса или сандалового дерева (от которого сандалии и получили своё название) и крепили к ней ремешки, удерживающие подошву на стопе. Именно в этот момент обувь начала выполнять не только утилитарную, но и представительскую функцию.
Если уделом простонародья были грубые образцы с кожаной стелькой, то знать носила сандалии из дорогой тиснёной кожи, а под ступню подкладывались сафьяновые подкладки. На подобных сандалиях зачастую изображались связанные нубийцы и хетты. Таким образом, верхушка египетского общества как бы попирала при ходьбе своих исторических врагов. О гендерном равноправии в ту эпоху никто не думал, и женщины, включая жён фараона, ходили босиком.
2 тысячи лет до нашей эры
Греки усовершенствовали египетское изобретение.
Вот тут античные дизайнеры разгулялись! Некоторые эндомины украшались резными костяными пластинами, некоторые – чеканными металлическими бляшками, существовали модели, оставляющие пальцы ног открытыми, а полностью закрытые эндомины зачастую оторачивались мехом.
Низшее сословие использовало в быту или обычные сандалии или эмбады – просторные грубо сшитые башмаки на шнуровке из воловьей кожи или войлока. В отличие от египтянок, гречанки добились права ходить обутыми наравне с мужчинами. Быть может, сказалось влияние демократии, а может, сыграла свою роль знаменитая сварливость ахейских женщин.
Дальние предки славян – скифы в это время начали использовать сапоги из мягкой кожи. Носили их как женщины, так и мужчины, заправляя в подобную обувь цветные шаровары. Традиционно скифские сапоги были «мозаичные» — шились из большого количества кожаных и меховых лоскутков и крепились на ноге ремнями. Под кожу поддевались войлочные чулки.
Богатое убранство подошв скифской обуви свидетельствует о «азиатской» привычке этого народа сидеть ступнями наружу.
I век
Римляне привнесли в дело развития мировой обувной индустрии три существенных изобретения.
Само собой понятно, что знатные римляне желали выделиться. В этот период допустимые фасоны обуви для каждого сословия определялись законодательно. А особый интерес представляло то, что было на ногах патрицианок – матерчатые изделия в виде перчаток. Фактически это были носки. К слову, подобные носки вновь вошли в моду в начале 21-го века – ничто не ново под луной!
XI век
Зачастую поверх сапог надевались шерстяные гамаши. К 11 веку в обиход входят мягкие сапоги с высоким голенищем и женские туфли с острыми носами, крепящиеся ремнями к голени.
XIV век
Впрочем, время шло, варварство отступало, и практичность вновь уступила место вычурности. По преданию граф Анжуйский, страдавший большим наростом на пальце ноги, начал носить обувь, существенно превосходящую естественный размер его обуви. За популярным графом последовали подражатели, не имеющие никаких болезней вовсе. Так в оборот вошли знаменитые остроносые башмаки «пигаши». Европа начала переживать период «готической остроконечности».
Остроконечными были не только своды соборов, остроконечными стали головные уборы, рукава одежды, носки туфель. Последние к 14 веку доросли до абсолютно несуразных размеров, и их начали сворачивать спиралями и цепочками закреплять на башмаках, а кроме того крепить к самим башмакам бубенчики. Нетрудно догадаться, что длиной носка и количеством бубенчиков пытались обозначить уровень знатности.
На королевских балах звучал постоянный перезвон, а чтоб не наступить случайно соседу на ногу требовалось немало старания. В итоге, французский король в 14 веке издал указ, лимитирующий длину носочной части обуви. Принцы и великие князья могли появляться в обществе, обутые в туфли с носочной частью до 75 сантиметров, именитые дворяне – до 60 сантиметров, рыцари – до 45 сантиметров, горожане – до 30 сантиметров, простолюдины – до 15 сантиметров.
XV век
К 15 веку стремление к длинноносым туфлям ослабло. Европейское общество ненадолго ударилось в другую крайность. Башмак начал становится всё шире, а его владельцы стали напоминать гуляющих гусей. Одновременно начинают использоваться деревянные цоколи и галоши. Их использование обусловила всё большая скученность городской жизни и, как следствие, всё более ужасающая грязь в городах Европы. Кроме того, женщины Эпохи возрождения преимущественно носили длинные платья и тапочки, которые не являлись водонепроницаемыми.
Помимо гигиенических нужд милые дамы использовали подобные деревянные платформы с целью увеличения собственного роста. По этой причине платформы модниц порой достигала полуметра.
В Англии даже пришлось ввести специальный закон, в соответствии с которым брак мог быть расторгнут в том случае, когда удавалось доказать, что невеста сфальсифицировала свой рост.
XVI век
В 16 веке в обиход входит корк (пробковое дерево). Это вызывает бум каблуков, применяемых при производстве женской обуви. Пробку располагали под подошвой из кожи, поднимая пятку. До этого момента каблуки были атрибутом лишь мужского костюма, что было сопряжено с верховой ездой и необходимость располагать ногу в стремени.
XVIII век
XIX век
В 19-м веке человечество изобрело каучук и швейную машину. Фактически с этого момента производство обуви было поставлено на поток. В это же время отверстия для шнурков стали снабжаться металлическими пистонами. И произошло всё это невероятно вовремя! Новая индустрия как раз успела обуть миллионы солдат перед тем, как они отправились умирать на поля Первой мировой войны. Классические сапоги с высокими голенищами и привычные для нас армейские ботинки – детища именно этого времени.
50-е годы
50-е годы дарят женским ногам каблук–стилет. Кожа в это время начинает заменяться синтетическими материалами, натуральность в тот период никого не волновала. Прослеживалось стремление к броским, «неприродным» цветам.
70-е годы
В 70-е годы в моду вошла бижутерия, послужившая средством украшения женской обуви. А в 1976 году в СССР впервые на немецком оборудовании была произведена обувь на литой подошве. Такая основа использовалась для производства сапог-дутиков, обладавших поистине «космическим» дизайном. Когда подобные сапоги дополнялись «дутыми» куртками, шапками и даже перчатками, обладатель подобного гардероба начинал напоминать Юрия Гагарина. В стране хронического дефицита за упомянутыми вещами вырастали громадные очереди.
Альтернативой «дутикам» были «буратины» — узконосые сапоги, обильно покрытые заклёпками. От «буратин» веяло чем-то запретным и западным, их носитель принимал облик байкера, ковбоя и рок-музыканта одновременно. Стоила такая обувь непомерно дорого, но при появлении в продаже мгновенно раскупалась.
80-е годы
80-е годы 20-го века принесли новации в сфере спортивной обуви. В спортивные ортопедические подошвы научились добавлять воздух, что позволило существенно снизить усталость ног при длительных нагрузках.
90-е годы
В 90-е годы компьютерные технологии, микрофибра и стрейч-ткань породили громадное количество стилей. В то же время стала более востребованной натуральность. Многие потребители вернулись к естественным материалам.
Основной тенденцией «нулевых» большинство специалистов считают обращение к «этнике». В частности, именно в это время в моду входят унты и угги.
Кожанная обувь на Руси
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.
Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.
У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.
Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.
Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.
А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.
Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.