Как называлась рубашка на руси
Косоворотка: как появилась главная русская рубаха
Слева: Горький в косоворотке, справа: современная модель
Legion Media, Музей Галлен-Каллела
Модные блогеры и фэшн-дизайнеры сегодня назвали бы косоворотку базовой вещью гардероба. Попросту говоря, ее можно носить хоть каждый день как однотонную футболку, меняя аксессуары и сочетания с другими предметами одежды.
Косоворотка была основой нехитрого гардероба любого русского крестьянина с XV вплоть до начала XX века. И уж точно ни одну другую одежду не надевали, не облачившись сначала в эту рубаху.
Что это
Плотник в косоворотке работой, кон. XIX в.
Даже младенцев одевали в косоворотки, а на пеленки перешивали родительские рубахи.
Почему «косоворотка»
Мужики в косоворотках
Fortepan (CC BY-SA 3.0)
Как она стала гимнастеркой
В 1880 году в Туркестанском военном округе солдатам для гимнастических занятий на жаре выдавали легкую русскую косоворотку. А потом просто прикрепили на нее погоны. Такой вид одежды стал самым распространенным в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.
Николай II в гимнастерке (на прогулке под охраной в Царском Селе)
В гимнастерки одевались казаки, кавалеристы, а также те, кто служил на юге. Прямо сверху на эту рубаху надевали и портупею. Правда, косой ворот часто заменяли на прямой.
Юрий Горелов. Хотят ли русские войны? 1962 год
Gorelov Y.G.(CC BY-SA 3.0)
Толстой и другие поклонники
Русские аристократы и дворяне XVIII-XIX веков косовороток не носили, а в качестве нижнего белья использовали сорочки без воротника. Кроме, вероятно, графа Льва Толстого, желавшего подчеркнуть свою близость к народу: по своему имению Ясная Поляна он расхаживал в рубахе, правда, с разрезом посередине. В английском языке косоворотку часто называют Russian peasant shirt или Tolstoy shirt. То есть русская крестьянская рубаха или рубаха Толстого.
Лев Толстой в своей фирменной рубахе. Ясная Поляна, 1903
Крестьянские поэты Николай Клюев и Сергей Есенин, 1915
Актер Омар Шариф в роли Живаго
Дэвид Лин/MGM; Carlo Ponti Productions, 1965
«Косоворотка» – традиционная мужская рубаха
Косоворотка относится к части национального русского костюма. По этой причине такие рубахи шили красивыми, чтобы продемонстрировать то, чем гордится русский народ. В современных костюмах до сих пор используют элементы традиционных украшений, пришедших в моду от наших прабабушек и прадедушек.
Достаточно вспомнить, что многие фольклорные исполнители и коллективы выступают на сцене в костюмах, сшитых по выкройкам национальных славянских костюмов. За это хочется поблагодарить исполнителей народной песни. Они сохраняют традиции русского народа.
Косоворотка в истории
Рубашка была самым востребованным предметом в гардеробе не только простого крестьянина, но и у знати. Только знатный господин носил рубаху из дорогой материи, шёлка, например.
Слово «косоворотка» очень давно ушло из обычного употребления. Но в старину даже повседневные рубахи обязательно были украшены вышивкой, от этого они выглядели нарядными. Название этого вида одежды произошло из-за слияния двух слов «косой» и «ворот».
Первое упоминание о косоворотках встречаются в 17 веке, но известно, что появились они гораздо раньше. Скорее всего косой разрез появился от монголо-татар, так как они использовали в своей одежде такой приём разреза.
Музыкальные народные коллективы используют косоворотку как сценическую одежду / show-yuzhane.ru
От чего сместился разрез
Прямой разрез сместился в русской косоворотке влево, чтобы защитить нательный крест, так он надёжно прятался за полотном рубахи. Другая версия предлагает раскрыть появление косого ворота из-за сильных ветров, которые с трудом преодолевали такой крой.
Косой ворот не давал нательному крестику выпадать во время работы / colybel.ru
Косоворотки для мужчин
Мужские рубахи изготавливали из конопляного полотна, потом появился хлопок, лён и шёлк. У простого народа косоворотки использовались как верхняя одежда, знать носила как нижнее бельё. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая её кушаком.
Косоворотки подразделялись на разные виды: ту, которую надевали во время жатвы или покоса, называли покосницей. Были и свадебные рубахи, которые хранились и передавались по наследству. Кроме специальных праздничных косовороток, были ещё и обычные повседневные. Со временем косоворотки стали красить, и самая нарядная, которую надевали женихи, была красного цвета.
Самая русская рубашка – косоворотка / © Ольга Folkruss / livemaster.ru
Косоворотки для женщин и детей
Рубашки были основой для женских и детских костюмов, которые шились длинными, а поверх них надевали сарафан. Женские рубахи тоже предполагались для разных случаев: на каждый день, жатвенная, траурная, свадебная, для мистических обрядов, рубашка для невест, которую носили за неделю до свадьбы.
Первыми пелёнками младенца были ношеные косоворотки отца или матери, они служили оберегом малыша. До 3 лет родительские косоворотки защищали ребёнка, только позже детям шили одежду из новой ткани.
Русская национальная одежда косоворотка на современной женщине выглядит очень стильно / © РУССКИЙ СТИЛЬ / livemaster.ru
Значение узоров, вышитых на косоворотках
Вышивка оберегала своих хозяев, потому что специальные символы (ромбы – солнце) отводили беду. Барвинок – символ жизни, а виноград – плодородия. Цвета, используемые в вышивке – красный и чёрный. Вышивка – это любимое украшение русских и украинских косовороток и вышиванок.
Косоворотка перешла и в современную моду: рубашки для мужчин по-прежнему склонны к использованию косового разреза. Многие дизайнеры создают специальные коллекции в этно-стиле.
Цитаты из литературных произведений
Не только мода полюбила косоворотку, как вид красивой одежды, но и поэты и писатели отдавали дань времени, о котором писали, и не забывали упомянуть о такой рубахе, если её носили их герои.
У Горького мы встречаем в его произведении «Жизнь Клима Самгина» такое упоминание о традиционной русской рубахе:
«Оратор — небольшого роста, узкогрудый, в сереньком пиджаке поверх темной косоворотки, подпоясан широким ремнем, растрепанные, вихрастые волосы делают голову его не по росту большой, лицо его густо обрызгано веснушками».
Куприн в своей «Яме» тоже упомянул косоворотку:
«Случилось точно чудо: лежавший человек вдруг вскочил, точно какая-то пружина необыкновенной мощности мгновенно раскрутилась под ним. Он сел на диване, быстро потер ладонями глаза, лоб, виски, увидал женщину, сразу сконфузился и пробормотал, торопливо застегивая косоворотку…».
Максим Горький и Лев Толстой сами носили косоворотки, поэтому знали, о чём писали в своих романах, рассказах и повестях. Как видим, косоворотка – это любимый вид одежды и для искусства, и для жизни.
Увлекательная история русской народной рубахи
Вдохновляя фантазию модельеров на создание новых коллекций, славянский народный костюм возрождается в самобытных современных образах. Древняя и универсальная в элегантной простоте русская народная рубаха выступает ключевой деталью и основной изюминкой модной одежды в фольклорном стиле. Ее постоянно носили женщины и мужчины. Она была близка к телу крестьянина и князя, нищего юродивого и состоятельного купца.
Немного истории
Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.
В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?
Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.
Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:
По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.
Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.
Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.
Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:
Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.
Виды кроя
Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.
Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.
Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.
Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.
С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.
Цельная женская рубаха и составная
Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.
Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.
Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.
По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.
Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.
Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.
Расшифровка кроя и значения деталей рубахи
На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:
Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.
Виды рубах мужских и женских
На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:
Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.
Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде. |
Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков
Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.
Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное. По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу. А нижняя темная часть символически связывалась с землей.
Цвета мужских портов наших предков, их значение
Помимо белого и красного, в национальных костюмах использовали малиновый цвет и разные оттенки синего и зеленого. Мужские порты традиционно были полосатыми, сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по шаговому шву. Низ портов заправляли в сапоги, а верх завязывали на поясе шнурком, имевшим название «гашник».
Магнетизм вышивки-оберега
С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.
Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:
Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.
Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.
Заключение
Умение гармонизировать пространство вокруг себя, начиная с дома, семьи и родного двора – важная часть славянского мировоззрения. Не случайно этнические мотивы снова на пике популярности, а интерес к одежде предков не ограничивается концертными костюмами и фото. Русские рубахи привлекают гармоничной индивидуальностью образа и представляют собой часть возрождения национальной культуры.
Русская рубаха: история и традиции
Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.
Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».
На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.
Рубаха в Древней Руси
На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.
Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.
Рис. 1. Прямой туникообразный крой
Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)
Рис. 2. Византийская далматика ХII века
Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.
Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.
Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).
Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII века Рис 4. Погребальный ошейник Владимира
Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).
Рис 5. Отдыхающий крестьянин Рис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребений Рис. 7. Фрагмент вышивки Рис 8. Фрагмент вышивки
Рубаха в Позднем Средневековье
Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.
Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.
Рис 9. Рубаха ХV века
Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).
Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМа Рис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция) Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков
Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).
Рис 13. Рубаха из безымянного погребения Рис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. Реконструкция Рис 15. Рубаха Федора Бельского Рис 16. Рубаха Федора Иоанновича
Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.
Рис 17. Рубаха из царских погребений Рис 18. Вышивка на рубахе из погребения Рис 19. Фрагменты сохранившихся воротников Рис 20. Фрагмент вышивки манжета
Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.
Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)
От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.
Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.
Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.
Рис. 21. Рубаха поляков Алтая Рис 22. Рубаха каменщиков Алтая
В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.
Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. Реконструкция
Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).
Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. Реконструкция Рис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. Реконструкция Рис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX века Рис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской области Рис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области
Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).
Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музей Рис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник
Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.
Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.
Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.
Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX века
Мужские рубахи в XX и в XXI веках
В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.
Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской области
Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.
Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).
Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавом
В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).
Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник Рис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл. Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века
Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».
В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.
Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!