Как называлась церковь петра 1

Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Часть 1. Конец XVII – первая половина XVIII века

Социальные настроения, политические расчеты и личные амбиции ведущих государственных и церковных деятелей так или иначе определяют свое время. При этом необходимо иметь в виду именно причины и характер изменений, особенностей формирования идейно-смысловых доминант в архитектурной политике государства и Церкви в России XVIII века.

Как известно, со времени основания Святейшего Правительствующего Синода 25 января 1721 года начался новый период в истории Русской Церкви, получивший именование Синодальный [1] (но надо отметить, что патриаршая форма управления фактически прекратила свое существование еще в 1700 году со смертью одиннадцатого русского патриарха – Адриана [2] ).

Итак, по нашему мнению, полезным будет проследить менявшееся мировоззрение царя Петра I на разных этапах его правления. Наиболее наглядно и даже в чем-то беспристрастно это можно сделать, обратив внимание на характер именно памятников архитектуры и искусства того времени.

Какими же были первые постройки царя Петра до смерти патриарха Адриана в 1700 году? Все, что создавалось в этот период, вполне соответствовало традициям церковного зодчества, на что указывал и И.Э. Грабарь [12] : все укладывалось в рамки поступательного культурно-исторического процесса.

При этом русской церковной культуре вполне были свойственны заимствования новых образов, идей, инженерно-архитектурных решений и новаций. Русские мастера в своих арсеналах использовали и то, что было наработано в европейской практике, делая это в XVII веке значительно чаще, чем в предшествующие времена. При этом происходило не слепое заимствование, но осознанное, выверенное и переработанное национальными традициями.

Важной с архитектурной точки зрения и даже ключевой в дальнейшем развитии церковной архитектуры Синодальной эпохи является Уточья башня Троице-Сергиева монастыря [17] : она была надстроена еще до «европейского похода» Петра. Эта надстройка носила чисто эстетический характер, став, по сути, первым примером каменной гражданской архитектуры времени Петра I. Она имела все признаки традиций голландской архитектурной школы – исследователи полагают, что за ориентир при ее реконструкции была взята гравюра, изображающая деревянную городскую ратушу в городе Маастрихте. А русские мастера виртуозно воплотили в камне указанный образец и создали уникальное по своему звучанию творение. Эта башня венчается пусть и не очень высоким, но все же имеющим свое символичное значение каменным шпилем. Именно этот элемент впоследствии стал доминирующим во многих русских церковных постройках XVIII века. С уверенностью можно сказать, что Уточья башня фактически открыла новую эпоху в церковном храмостроительстве и положила начало внедрению эстетических и секулярных начал в церковные постройки.

Итак, рассматривая искусство с точки зрения культурологии и социальной философии, надо обратить внимание на такое явление: в те годы речь шла о смещении (путем замены) архитектурно-изобразительных символов, знаков, традиционных отличий к иным смыслам, а затем и о формировании новых культурно-философских систем.

Вместе с тем в годы правления восшедшей после Петра II на престол Анны Иоанновны в храмовом строительстве продолжаются новации петровского времени, но часто не менее убедительно продолжали свое культурно-историческое бытование и московские традиции в архитектуре и изобразительном искусстве.

В утверждение своей монаршей власти императрица Анна Иоанновна повелела начать сооружение грандиозной колокольни в Киево-Печерском монастыре. Постройка столь высокой отдельно стоящей колокольни станет достаточно распространенной практикой в России: описываемая новация будет воплощена еще раз, но уже при императрице Елизавете Петровне.

Сакральное пространство традиционных русских храмов в архитектуре елизаветинского времени получило новое звучание, наполненное светом и блеском обильной позолоты. Приоритетным в постройках стало декоративное начало и имитация. Такой подход, по сути, сплавлял воедино устоявшиеся традиции убранства русских храмов и новации европейского толка.

[1] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 506; Петров Л. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь. СПб., 1889. С. 234; Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. Т. 2. М., 1995. С. 573–574.

[2] См: Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15-и кн. Т. 8. М., 1962. С. 89.

[3] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 61; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 503; Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 15.

[4] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 10; См.: Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 237.

[5] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. С. 39; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. Минск, 2005. С. 354.

[6] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 10.

[7] Бухенау К. Религия и нация в Сербии, Болгарии и Румынии: три православные модели // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. М., 2014. № 4. С. 37–38.

[9] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 23; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 55.

[10] См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 362.

[12] См.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 5.

[13] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 212.

[15] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 212.

[16] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 277.

[17] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 232.

[18] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.

[19] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 28.

[20] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51; См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 227.

[21] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 27.

[22] История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 42.

[23] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.

[24] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 226.

[25] См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 58.

[26] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.

[27] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2002. С 54.

[28] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 223–231.

[29] См.: Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого века. М., 2008. С. 239; см.: Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 120.

[30] История русского искусства. Т. 5. С. 125.

[31] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 294.

[32] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 52.

[33] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.

[34] См.: Алексеев Ю. (Алюври). Искусство живописи старых мастеров. М., 2008. С. 70.

[35] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 241.

[36] См.: Стародубцев О.В. Церковное искусство. М., 2007. С. 317. Это направление фактически не коснулось традиционной деревянной храмовой архитектуры.

[37] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.

[38] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 211; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 464.

[39] Храм разрушен в 1930-х годах.

[40] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 237; см.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 4. Архитектура. М., б.г. С. 79–85.

[41] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. С. 235.

[42] См.: История русского искусства. Т. 5. С. 258–263.

[44] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 257.

[45] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 56.

[46] Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. М., б.г. С. 208.

[47] Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. Л., 1981 С. 145; см.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 137; см.: История русского искусства. Т. 5. С. 215.

[48] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 140.

[49] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 249.

Источник

Первые церкви

Пётр I был верующим человеком. Он охотно стоял службы и пел в церквях, знал наизусть «все часы и обедню». Именно поэтому одним из первых шагов при строительстве Санктпитербурха стало возведение в 1703–1704 гг. деревянной церкви Святых Петра и Павла на Заячьем острове. Позднее церковь разобрали и перенесли в Солдатскую слободу на Петербургской стороне. На ее месте в 1712–1733 гг. был возведен грандиозный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини. Царю хотелось, чтобы высота шпиля превышала высоту самого высокого сооружения Москвы – колокольни Ивана Великого. Шпиль должен был символизировать положение новой столицы в созидаемом Петром государстве.

Являясь покровителем православных христиан, царь был чрезвычайно терпим к другим религиозным конфессиям: «Пётр Великий, устремляя в Амстердаме проницательное свое внимание на все, между прочим приметил и то, что там жили люди почти всех исповеданий веры, какие только есть в мире, и сколь мнения их, касающиеся до религии, ни были различны, однако ж все они имели публичные свои церкви или домы собрания, в которых отправляли свое богослужение. Российский монарх посетил большую часть сих различных церквей из любопытства, желая узнать образ их богослужения. Паче всего нравилось государю миролюбие, с каким жили в одном месте люди столь многих разных исповеданий без всяких споров не только на письме, но даже и в разговорах между собою. Некогда говорил он о сем с одним из голландских правителей и узнал от него, что Амстердам есть место, открытое всем нациям для торговли, где всякому позволено свободное отправление своего богослужения, если оно не мешается в собственные их касающияся до религии дела и не нарушает спокойствие людей иного исповедания, ибо правительство не имеет нужды заботиться о том, чему верят иностранные жители или каким образом отправляют они богослужение, если только они не преступают законов той земли, в которой живут. Государь хвалил сие учреждение и сказал, что намерен то же учинить в новом своем городе Петербурге. И в самом деле он исполнил сие, не только позволивши иноверцам всякого христианского исповедания строить там церкви свои в назначенных местах и отправлять публичное богослужение, но и давши им свободу избирать собственный свой церковный совет, который бы по законам и обычаям своего исповедания решал брачные и церковные дела, случающиеся между ими, не завися ни от Правительствующего Синода, ни от какого-либо другого Суда или какой-либо коллегии».

Именно поэтому практически одновременно с церковью Петра и Павла в новой фортеции была возведена лютеранская церковь Св. Анны. Деревянное здание построили в 1704 году на территории Петропавловской крепости. Позже она была перенесена к Мытному двору на Городовой остров. В 1720-х годах церковь еще раз «подвинули», на сей раз к Пятой Линии Литейной части (современная Кирочная улица), где в то время проживало много лютеран, в основном служащих Литейного двора. Возле Адмиралтейства находилась домовая церковь протестантов (которая в 1708 году была перестроена в Петрикирхе). Так Петербург стал первым городом, где восторжествовал дух веротерпимости.

В апреле 1709 года последовал царский указ о сооружении на Петербургской стороне новой церкви; в этом же году, вероятно, началось строительство. Собор был освящен 10 июля 1711 года. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной. Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли «Господи, помилуй». Именно в Троицкой церкви в 1721 году Пётр принял титул императора. Здесь хранилось знамя, которое сопровождало государя в Азовских походах.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом».

Эта история породила легенду, по которой Пётр однажды издал указ следующего содержания: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью».

На Адмиралтейской части одной из первых, в 1706 году, была построена деревянная церковь Св. Исаакия Далматского (выбор святого был обусловлен тем, что день его памяти совпадает с днем рождения Петра I). Пётр отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертежного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15–20 м от Адмиралтейского канала и в 40–50 м от берега Невы. Получился сруб из круглых бревен длиной до 18 м, шириной 9 м и высотой до крыши 4–4,5 м. Внешние стены были обиты горизонтальными досками шириной до 20 см.

В этой скромной церквушке 19 февраля 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Вот что было написано в походном журнале в этот день: «В наступившем году, уже не представлявшем ожидания невзгод, Пётр I обвенчался с Екатериной Алексеевной 19-го, во вторник, на всеядной неделе. Венчание его величества совершено утром в Исаакиевском соборе. В 10 часов утра высокобрачные при залпах с бастионов Петропавловской и Адмиралтейской крепости вступили в свой зимний дом».

В 1717 году на месте прежней Исаакиевской церкви начала возводиться другая, каменная, по проекту Маттарнови. Она была окончена только в 1727 году. В честь Полтавской виктории, одержанной 27 июня 1709 года – в день Св. Сампсония, – в 1710 году на Выборгской стороне была заложена Сампсониевская церковь.

В 1721 году на территории Партикулярной верфи была возведена мазанковая Пантелеймоновская церковь, в честь побед в морских сражениях при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.). Оба сражения были выиграны в день св. Пантелеймона – 27 июля. По всему городу шло возведение полковых и слободских церквей.

Пётр еще в 1704 году высказывал идею основать в Петербурге монастырь. В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг, и таким образом была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года «осматривал место, где быть строениям». Тогда и указано было «непременно на том месте быть Монастырю». Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского» и быть по правую сторону Черной речки. Пётр выбрал это место потому, что ошибочно посчитал его местом сражения князя Александра Невского со шведами в 1240 году.

20 февраля 1712 года Пётр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Тогда же даны были и средства для постройки – именно к будущему Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами. Кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя к нему была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. Крестьяне освобождались на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: «деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне». «В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713 году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать». День 25 марта 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.

Пётр стремился сделать новый монастырь образцово-показательным примером новой русской церкви. Проект архитектурного комплекса был разработан два года спустя под руководством Доменико Трезини. Невский монастырь виделся Трезини как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой.

25 октября 1721 года открыли школу для детей священнослужителей. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, – учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.

В 1724 году сюда с великими почестями перевезли прах Александра Невского, рака которого стала одной из святынь парадиза. Во всех церквях Петербурга священники были обязаны читать проповеди в защиту строительства новой столицы. Также для того, чтобы защитить людей от «лихоимства», с 1720 года по велению царя в церквях стали зачитывать указы Сената и Камер-коллегии о сборе податей.

Пётр стремился сделать Петербург символом нового, синодального периода существования православной церкви. Как и во всех других случаях, он стремился регламентировать жизнь духовенства до мелочей.

После 1714 года отставных солдат начали размещать при монастырях: после 25-летней службы многие теряли дома и семьи, многие становились инвалидами. Другие указы запрещали уходить в монастыри тем, кто бы полезен государству: лицам моложе 30 лет, женатым людям, сыновьям без разрешения родителей, солдатам без дозволения начальства, крестьянам без «отпускного письма» от помещика и т. д. Так именно с петровского времени монастыри начинают превращаться в приюты для одиноких старых солдат, инвалидов и убогих. Им отводились земли, «дабы сами себе хлеб промышляли».

Отношения царя с духовенством были напряженными – он заставил их давать присягу, превратив архиереев в государственных чиновников, переплавлял колокола на пушки, в 1721 году учредил Святейший Синод. Странное дело – окончательное юридическое слияние церкви и государства, свершившееся при Петре, привело к секуляризации государства и общества. Это сказалось на дальнейшем развитии петровской столицы. Роль церкви в жизни Петербурга, несмотря на всю свою значительность, так никогда и не стала определяющей. Петербуржец с первого дня был светским человеком.

Источник

Соборы Петра и Павла

Как называлась церковь петра 1. f688b5d76b75d2f8785c78da4e7ed9bb.cc27980ed89c90e59340b1ba80ce1c66. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-f688b5d76b75d2f8785c78da4e7ed9bb.cc27980ed89c90e59340b1ba80ce1c66. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка f688b5d76b75d2f8785c78da4e7ed9bb.cc27980ed89c90e59340b1ba80ce1c66

К дате мы подготовили подборку одноименных соборов Петербурга и его пригородов, посвященных святым. Таких набралось немало.

Петропавловский собор в Петропавловской крепости

Как называлась церковь петра 1. 7b64a7a171e4d08c19425840855cb60d.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-7b64a7a171e4d08c19425840855cb60d.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 7b64a7a171e4d08c19425840855cb60d.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee

Фотография Ирины Ивановой

Петропавловский собор – сокращенное название храма. Его официальное название – Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Император Петр I стремился укрепить главенствующее положение новой столицы среди городов России, поэтому желал построить собор, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого в Кремле и Меншиковой башни, и находился бы в самом сердце Петропавловской крепости. С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м считался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года – самым высоким в России.

Строительство православного храма под руководством главного архитектора города Доменико Трезини заняло 20 лет – с 1712 по 1732 год. Внешний облик собора необычен для традиционного русского культового зодчества. Здание построено в стиле петровского барокко, ориентированном на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.

Кроме высоты собор примечателен тем, что стал усыпальницей русских императоров. В допетровской Руси великих московских князей и царей хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. После погребения Петра I в усыпальнице похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.

В 1954 году здание передано Музею истории города, но с 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проводят богослужения.

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Шуваловский парк, д. 41

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BAИсточник

Неожиданный для православного храма стиль неоготики использован из-за того, что рядом находится склеп, построенный в похожем стиле.

Позднее Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство церкви над склепом по проекту того же архитектора. После 10-летнего строительства церковь Петра и Павла стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых. Именно здесь венчался русский композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд.

В 1930-е гг. церковь закрыли, интерьеры, ранее созданные Гаральдом Боссе и Степаном Кричинским, уничтожили. В здании попеременно расположился физиотерапевтический кабинет, а позже – даже опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.

Церковь вернули верующим только в 1991 году. Тогда же ее отреставрировали, восстановив изначальный облик.

Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5Источник

Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.

Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.

В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы.

В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.

Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.

Храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова и больнице Императора Петра Великого

Пискаревский пр., д. 47, корп. 22

Как называлась церковь петра 1. ff3aed75264b73635cd5153238f96ac0.9e2dfbffb3f3ea8f237030166a34d62f. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-ff3aed75264b73635cd5153238f96ac0.9e2dfbffb3f3ea8f237030166a34d62f. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка ff3aed75264b73635cd5153238f96ac0.9e2dfbffb3f3ea8f237030166a34d62fИсточник

Каменная церковь при больнице Петра Великого построена в 1912-1914 годах по проекту архитекторов Л. А. Ильина и А. В. Розенберга. В 1914 году храм освящен во имя Петра и Павла.

После революции церковь была закрыта и частично перестроена. К своему первоначальному назначению здание вернулось только в наши годы: сейчас здесь проводятся богослужения. В начале 2000-х годов отреставрировали шпиль храма, его фасады, выполненные архитекторами в духе петровского барокко – том же стиле, который использован для всех корпусов больницы.

Храм святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена

Наб. реки Мойки, д. 48, корп. 20

Как называлась церковь петра 1. 2280d8c9eb90b2ee37cdd4deaaa09676.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-2280d8c9eb90b2ee37cdd4deaaa09676.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 2280d8c9eb90b2ee37cdd4deaaa09676.e13c75ae7b1a75aeea5cbb2ba5ca2cee

На территории РГПУ им. А. И. Герцена находится действующая церковь – храм святых апостолов Петра и Павла. Он расположен в 20 корпусе, в помещении бывшей домовой церкви при Императорском училище глухонемых. В советское время помещение использовалось по-разному, в основном, как студенческий театр.

В 1996 году небольшая группа студентов и преподавателей решила возродить храм апостолов Петра и Павла. Помещение находилось в аварийном состоянии, и долгое время в нем не было электричества. Благодаря их усилиям университетская церковь снова распахнула двери для посетителей. Летом 1998 года в храме святых апостолов Петра и Павла была отслужена первая Божественная литургия, но окончательно помещение было передано под нужды церкви только в 1999 году.

Примечательно, что этот храм – одно из немногих мест в Петербурге, где ведутся православные богослужения с переводом на русский жестовый язык.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова

Ул. Академика Лебедева, д. 6В

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE %D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8

«Во имя святых апостолов Петра и Павла на Большом Самсониевском проспекте, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Когда-то на территории Военно-медицинской академии существовало восемь храмов, теперь действуют три.

По указу Петра I на Выборгской стороне был заложен сначала морской, а потом сухопутный госпитали. При каждом из этих госпиталей возводились домовые храмы, в том числе и церковь святых апостолов Петра и Павла. Из-за проблем с финансированием строительство храма затянулось на десятилетия, поэтому домовую церковь разместили на втором этаже нового Морского госпиталя.

Храм святых апостолов Петра и Павла был оформлен только в 1818 году после капитального ремонта, в 1838 году перешел под управление клира домовой церкви Военно-медицинской академии (церковь Смоленской иконы Божией Матери). В середине XIX века по проекту Г. С. Войницкого церковь переделали, а в начале 1890-х годов по проекту П. И. Балинского была выстроена каменная часовня для отпеваний. Она выполнена в русско-византийском стиле, лепку исполнил Д. И. Иенсен. В церкви хранилась двусторонняя икона с мощами преподобного Сергия Радонежского и четыре серебряные лампады – подарок Екатерины II.

В советское время храм закрыли. В 2015 году, после благодарственного молебна по случаю 260-летия освящения первого храма академии в честь апостолов Петра и Павла, было решено вернуть помещение верующим. Теперь здесь проводятся богослужения.

Церковь Петра и Павла в Дибунах

пос. Песочный, Ключевая ул., д. 1

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%94%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%85. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%94%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%85. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%94%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%85

Церковь была заложена губернским секретарем П. И. Никольским в 1914 году. Построена под руководством архитектора Андрея Петровича Аплаксина в неорусском стиле.

В 1932 году церковь, как и многие другие, закрыли. Сначала в ней разместился склад «Ленфильма», на котором хранились узкие кинопленки, потом находился участок по производству красок объединения «Пигмент». В 1980-е годы здание стало использоваться для резки газопроводных труб. За это время церковь утратила колокольню и купол.

Храм вернули православной церкви только в 1990-е годы. Пока он находится на реставрации, поэтому постоянные богослужения не возобновлены. Сейчас проводится крестный ход от храма Серафима Саровского в пос. Песочный, а также, ежегодно в день святых апостолов Петра и Павла, – божественная литургия.

Храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка»

Петергоф, Санкт-Петербургское ш., д. 115, корп. 10, лит. А

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B5%20%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B5%20%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B5%20%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке считается одним из старейших действующих храмов Петергофа. Устроителями храма были владельцы мызы Васильевская (будущей усадьбы «Знаменка») – князья Ржевские. В сентябре 1718 года князь Иоанн Иоаннович Ржевский подал государю Петру I челобитную об освящении построенной уже деревянной церкви:

«В Питербурхе, при море, в новопостроенной моей мызе Васильевской построил я церковь во имя великих апостолов Петра и Павла, и она, моя церковь, к освящению готова».

В 1761 году граф Алексей Григорьевич Разумовский обратился к императрице Елизавете с просьбой разрешить постройку новой каменной церкви рядом с прежней деревянной. Храм освятил митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) уже в 1771 году в присутствии императрицы Екатерины II и брата зачинателя каменной перестройки храма – Кирилла Григорьевича Разумовского.

Со времен императрицы Елизаветы церковь была семейным храмом царской семьи. Именно здесь долгое время хранилась икона «Знамение», которой Петр I благословил свою дочь.

В 1877 году храм частично перестроен архитектором Гаральдом Юлиусом Боссе.

В 1930 году церковь Петра и Павла была закрыта и долгие годы использовалась в качестве продуктового склада Плодоовощного института. Только в 1993 году полуразрушенный храм вернули верующим.

С 2001 года храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке – действующий.

Собор Петра и Павла в Новом Петергофе

Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д. 32

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84

Инициатива строительства нового храма в Петергофе принадлежала Иоанну Янышеву – протопресвитеру, заведующему придворным духовенством протопресвитеру. Ходатайство было связано с тем, что в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан одновременно. Александр III лично определил место храма около Царицынского (Ольгина) пруда.

Закладка храма состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Его возведение в неорусском стиле велось на средства министерства императорского двора. Работами руководил архитектор Василий Косяков по проекту Николая Султанова. Собор рассчитан на 800 человек.

Только в 1974 году храм перешел под охрану государства как памятник истории и культуры. Начала реставрация под руководством Е. П. Севастьянова. К 1987 году были завершены все работы по восстановлению фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Несмотря на то, что в храме собирались устроить музей или концертный зал, в 1989 году петергофская община добилась возвращения здания церкви. Теперь это православный действующий храм.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке

Сестрорецк, Петровская наб., д. 1

Как называлась церковь петра 1. 114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA. Как называлась церковь петра 1 фото. Как называлась церковь петра 1-114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA. картинка Как называлась церковь петра 1. картинка 114189 %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0 %D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BAИсточник

Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.

В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.

Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *