Как называли арабов в европе
АРАБЫ
Впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в IX в. до н.э..
География
Страны, большинство населения которых составляют арабы, образуют т.н. арабский мир. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.
Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира.
Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.
Основные группы населения
Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.
Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на устную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.
Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.
Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.
История
Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тысячелетия до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Западная Аравия в эпоху Христианства была населена горожанами и кочевниками, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (обычно к Исмаилу, см. также агаряне), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.
К V-VI векам н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию ислама. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток (см. Арабский халифат).
А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.
Период с VIII по XII век положил начало массе произведений арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, прогрессу науки в области астрономии, медицины и математики.
В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине X века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок.
В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции Османской империи.
В XIX в. Англия и Франция фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.
В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полный контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.
Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962 год. С 1991 года начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.
Религиозная статистика
Арабы-христиане
Проповедь Христианства в Аравии
Другим ареалом распространения христианства у арабов стал район Персидского залива, куда проникали морским путем несториане из Месопотамии. В IV в. здесь возникли две митрополии, охватывающие территории совр. Бахрейна, Катара и прилегающих районов восточного и юго-восточного побережья Аравии. Несторианское присутствие в регионе продолжалось до конца VII в., а возможно, и дольше.
Третий очаг христианства сложился на юго-западе Аравийского полуострова, в Йемене, где существовала высокоразвитая городская и земледельческая цивилизация. Христианство в форме монофизитства и, отчасти, Православия проникало в эту страну с византийскими торговыми караванами. В Йемене существовала мощная иудейская община, соперничавшая с христианами. В 520-х годах это противостояние вылилось в кровавую гражданскую войну, сопровождавшуюся истреблением значительной части йеменских христиан (см. Негранские мученики). В итоге победили христиане, поддержанные войсками христианской Эфиопии. В течение большей части VI в. Йемен находился в зависимости от Эфиопии, в 570-х годах попал под контроль персов, а в 630 г. подчинился Мухаммаду. Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные при этом христианской общине Награна, халиф Умар (634-644), следуя завету Мухаммада сделать всю Аравию мусульманской страной, депортировал христиан в район Куфы; в течение следующих ста лет эта община постепенно исчезла.
Мусульманские завоевания и арабизация Ближнего Востока
Христианские арабские племена Сирийской пустыни во время мусульманских завоеваний частью мигрировали в Византию, частью присоединились к мусульманам или занимали выжидательную позицию. В халифате Омейядов (661-750), где арабы составляли правящее сословие и всячески культивировалась арабская племенная солидарность, бедуинские христианские племена находились в благоприятном положении, вплоть до того, что иной раз были связаны родственными узами с правящей династией. С приходом к власти Аббасидов (750) исламские ценности стали играть в халифате определяющую роль, и уже при халифе аль-Махди (775-785) последние бедуины-христиане были вынуждены принять ислам.
В VII-VIII вв. шел процесс постепенной арабизации христианских подданных халифата в Египте, Сирии и Месопотамии. Христиане достаточно быстро усваивали арабский язык на разговорно-бытовом уровне; по мере утраты ими знания своих прежних языков (сирийского, коптского, греческого) возникает арабоязычная христианская словесность, призванная донести до христиан халифата на понятном им языке культурно-религиозную традицию византийской цивилизации. Эта литература включала в себя как богослужебные тексты, так и богословские, апологетические, исторические сочинения, ориентированные отчасти и на мусульман. Быстрее всего процесс арабизации шел в среде православных (мелькитов), т. к. в дохалкидонских Церквах «национальный» язык (сирийский, коптский) был сакральным языком богослужения, который культивировали и искусственно поддерживали даже тогда, когда он выходил из употребления в быту. У православных же, особенно в Палестине, богослужение изначально совершалось как на греческом, так и на сирийском языке, и по мере утраты мелькитами греческого языка его место занимал арабский.
Средние века
Этническое самосознание арабских христиан в Средние века было выражено слабо. Чувство этнического единства у них в значительной степени заглушалось осознанием принадлежности к своему исповеданию, к христианскому миру. Слово «христиане» и было их самоназванием; в тех случаях, когда требовалось отличить себя от других христианских этно-конфессиональных групп, употреблялись термины «мелькиты», «сирийцы», «копты», «марониты»; практически все они также именовали себя «православными», противопоставляя свою общину остальным, считавшимся еретическими. Никто из арабов-христиан не называл себя арабом; этим словом христианские авторы называли мусульман или кочевников-бедуинов.
В течение Средних веков арабо-христианские общины знали периоды расцвета (особенно в первые века мусульманского владычества), когда христиане имели достаточно благоприятный социальный статус, бурно развивалась их культура, разворачивалась миссионерская деятельность вдоль торговых путей в Центральной Азии и на побережье Индийского океана. Однако впоследствии, по мере упадка Аббасидского халифата, межконфессиональные отношения в мусульманском мире обострились и участились гонения на христиан. Крестовые походы, последствия монгольского нашествия XIII в., в ходе которого часть христиан сначала была приближена к себе завоевателями, а затем, после исламизации монгольской знати, подверглась невиданным прежде гонениям (напр., в Ираке при Хулагуидах), в XIV в.- войны Тимура привели к исчезновению многих ближневосточных христианских общин. Уцелевшие пребывали в состоянии глубокого политического и культурного упадка. Османские источники XVI в. фиксируют численность арабских христиан в Египте и Сирии на уровне 6-8% от всего населения.
В османскую эпоху, отличавшуюся относительной политической стабильностью и веротерпимостью, начался новый культурный и демографический подъем арабских христиан. В первую очередь он затронул маронитов, все более ориентировавшихся на католическую Европу, и православных, испытывавших влияние своих балканских единоверцев. Усилился приток греческого клира в сиро-египетский регион, с XVI в. приведший, в частности, к эллинизации восточных Патриархатов, когда все высшие посты в церковной иерархии занимали греки.
Римо-католическая экспансия
В XVI-XVIII вв. началось культурно-экономическое проникновение в Восточное Средиземноморье европейских держав и Римо-католической церкви; латинские миссионеры развернули пропаганду унии с Римом. Часть ближневосточных христианских торгово-предпринимательских слоев, связанных с европ. экономикой, в культурно-религиозном плане постепенно переориентировалась на католичество. Некоторые группы восточного духовенства, пытаясь преодолеть упадок и невежество своих общин, также стремились опереться на культурный потенциал Европы. Это привело к целой серии расколов внутри древних Восточных Церквей и образованию ряда униатских Церквей. Наибольших успехов папский престол добился в среде маронитов, которые подверглись католическому влиянию еще в период крестовых походов, окончательно перешли в унию с Римом в начале XVI в., а на Соборе 1736 г. согласились на принятие многих латинских обрядов. В 1553 г. часть несторианской общины приняла унию; их Церковь получила название Халдейской. В 1656-1662 гг. в результате раскола сиро-яковитской общины образовалась Сирийская католическая Церковь. В Антиохийской Православной Церкви аналогичный раскол произошел в 1724 г. с образованием униатского мелькитского Патриархата. В 1741 г. Рим учредил коптскую католическую иерархию. Марониты перешли в унию полностью; несторианская, сиро-яковитская и православная общины раскололись на сторонников и противников Рима приблизительно пополам; среди коптов число униатов было крайне незначительным.
В ходе борьбы с унией Константинопольский Патриархат под предлогом недоверия арабскому духовенству добился того, что с 1724 г. на протяжении более 170 лет Антиохийские патриархи ставились только из греков. Позднейшие униатские авторы трактовали переход христиан Сирии в унию как протест арабов против греческого засилья. В действительности национальное самосознание арабских христиан в XVII-XVIII вв. еще не приняло отчетливые формы (хотя сирийские христианские авторы XVII в. уже называют своих единоверцев «арабами»). Кроме того, униатским Церквам самим пришлось столкнуться со стремлением Римского престола латинизировать ближневосточные униатские общины и подавить их самобытность.
Наряду с униатскими Церквами среди арабов-христан Палестины существовала небольшая группа христиан латинского обряда. После восстановления в 1846 г. католического Иерусалимского Патриархата западные миссионеры начали активную пропагандистскую деятельность в Палестине, и за 40 лет численность арабов-католиков возросла с 10 до 33% христианского населения страны.
С 1822 г. на Ближнем Востоке действовали также протестантские миссионеры из Германии, Великобритании, США. Несмотря на огромные средства, вложенные в пропаганду, результаты работы этих миссий оказались намного скромнее затраченных усилий. В то же время незначительная по численности арабская протестантская община дала многих деятелей арабо-христианской культуры второй половины XIX века.
Влияние европейского секуляризма
Подъем национального самосознания на Ближнем Востоке
Конец XIX в. был временем пробуждения национального самосознания на Ближнем Востоке. Арабы-христиане, более, чем их мусульманские соседи, проникнувшиеся новейшими европейскими идеологиями, первыми сформулировали доктрину секулярного, надконфессионального арабского национализма, идею единства всех арабов независимо от религиозной принадлежности. Иногда это сопровождалось отказом от традиций своей общины и выражением симпатий к исламу, сыгравшему ключевую роль в истории арабской нации. Подобные идеологии были среди прочего и способом самосохранения христианских общин, попыткой найти свой путь интеграции в арабо-мусульманское общество.
Наряду с этим в среде маронитов и в меньшей степени других униатских конфессий вызревали настроения изоляционизма, осознание маронитской национальной идентичности, противопоставление себя остальному арабскому миру, ориентация на европейскую (прежде всего французскую) культуру и военно-политическое покровительство Запада.
Копты, в большинстве своем консервативные крестьяне, были мало знакомы с европейской культурой и соответственно с европейскими доктринами секулярного национализма. Традиционно они считали себя истинными хозяевами Египта, арабов-мусульман воспринимали как завоевателей, поэтому большинству коптов (в отличие от сирийцев) было трудно принять возникшие на Ближнем Востоке националистические идеологии, базировавшиеся на панарабской солидарности и ностальгии по былому величию исламской цивилизации. Это привело к болезненной для них изоляции в египетском обществе рубежа XIX-XX вв. со стороны как арабских националистов, так и британской администрации. Пытаясь прорвать эту изоляцию, копты в начале XX века склоняются к идеологии секулярного египетского патриотизма и отказу от автономии своей общины.
В XX в. все отмеченные тенденции в развитии арабо-христианского самосознания получили дальнейшее развитие. В среде маронитов сложилась т. н. идеология финикиизма, возводившая истоки ливанской идентичности к финикийско-арамейской древности, когда страна доминировала в средиземноморской торговле и выступала посредником между культурами Востока и Запада. Арабское присутствие в Ливане объявлялось чуждым и временным. Франция, опираясь на маронитскую общину, создала государство Ливан (1920), где марониты стремились играть руководящую роль, закрепленную в конфессионально-пропорциональной системе представительства во власти. Однако нараставшие изменения в демографической структуре и расстановке политических сил в ливанском обществе привели к кровопролитной гражданской войне 1975-1990 гг., из которой марониты вышли ослабленными и утратившими многие рычаги власти. Еще более трагически сложилась судьба ассирийцев, также стремившихся в начале XX в. к созданию собственной государственности при поддержке великих держав. Эта политика закончилась геноцидом ассирийцев в Турции в 1915 г. и в Ираке в 1933 г.
Православные, сиро-яковиты, копты в XX в. более органично вписались в свое мусульманское окружение. Православные арабы Палестины в 1920-30-х гг. совместно с мусульманами противостояли сионистской колонизации страны, и многие из христиан после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. разделили судьбу палестинских беженцев. Представители православной общины стояли у истоков ряда арабских националистических движений секулярного толка, в частности доктрин пансирианизма, баасизма (Сирийская национальная партия). В то же время, несмотря на внеконфессиональный характер этих идеологий и тот факт, что большинство современных арабов-христиан однозначно относят себя к арабской нации, они в значительной мере сохраняют свою религиозно-культурную самобытность, остаются верны христианской традиции.
Численность арабов-христиан
Численность арабских христиан за последние столетия претерпела большие изменения. В османскую эпоху стали редкими переходы в ислам, сегрегация общин исключила смешанные браки, христиане не служили в армии и не погибали в войнах. В результате к концу XIX в. их удельный вес в общей численности населения утроился. Однако в XX в. начался обратный процесс: в секулярных национальных государствах, возникших на обломках Османской империи, были стерты конфессиональные рамки, возросло число смешанных браков; высокий образовательный уровень христиан обусловил сокращение рождаемости в их среде; эмиграция ближневосточных христиан достигла таких масштабов, что для некоторых этноконфессиональных групп численность их членов в диаспоре сопоставима с теми, кто остался на исторической родине. В результате удельный вес христиан в населении упал с 26,4% в 1914 г. до 9,2% в 1995 г., а если учитывать и Египет, то эта цифра уменьшится до 6,1%. В то же время в абсолютных показателях численность арабов-христиан. продолжает расти.
По данным 1998 года [1], общая численность ближневосточных христианских арабоязычных этноконфессиональных групп составляет 6 млн. 553,6 тыс. (6,1% от населения), из них:
Арабы в Средневековье
Арабы до ислама
Великая цивилизация классического ислама дала мощный культурный импульс развитию средневековой Европы. Сам же халифат вышел из двух арабских источников: загадочной дописьменной цивилизации кочевников огромного Аравийского полуострова и небольших государств в оазисах Южной Аравии: Сабы, Катабана, Майна. Кроме арабов в формировании исторического облика халифата участвовали народы всего средиземноморского и малоазийского круга.
Открытость кочевых и оседлых арабов к восприятию чужой культуры сделала их опыт общения с жителями Месопотамии и греками, с христианами и евреями поистине бесценным. Именно эта способность помогла арабам создать собственный культурный и исторический мир. И всё же, каким бы «синтетичным» ни был халифат, он «родом из детства», т. е. из Аравии.
Исследователи считают, что население доисламской Аравии было довольно однородным. Не исключено, что до прихода семитов, к которым относятся и арабы, на территории Аравийского полуострова жили негроиды и дравиды. Но они были со временем вытеснены и частично ассимилированы арабами. Как и другие регионы мира, Аравия пережила несколько волн миграции, в результате которых и сложилась арабская этническая общность, однородная по происхождению и языку.
Уже в IX в. до н. э. жители Месопотамии знали население Аравии, в основном кочевое, под именем «арабы». «Араба» на арабском языке означает засушливую, невозделываемую землю, соответственно арабы — жители этой земли. Наряду с понятием «араб» бытует и понятие «бедуин», переводимое как «кочевник». Свою землю — Аравийский полуостров — арабы называли Джазират аль-Араб («арабский остров»).
До VII в. до н. э. Центральная Аравия известна соседним народам благодаря своей караванной торговле. А Южная, именовавшаяся «счастливой Аравией», поставляла греко-римскому миру пряности, благовония и драгоценные камни. Её высокогорный климат был вполне благоприятен для жизни. В долинах Йемена и Хадрамаута, обдуваемых влажными муссонами, с XIII в. до н. э. расцвели города-государства Майн, Саба, Катабан и Авсан, жившие за счёт экспорта благовоний и фруктов. Богатство Южной Аравии время от времени подталкивало римлян, персов и эфиопов к попыткам колонизировать эти земли.
В Северной и Центральной Аравии, в отличие от Южной, преобладал кочевой образ жизни. Кочевники-бедуины занимались разведением верблюдов и совершали набеги на соседние племена, оазисы или рынки, расположенные на пересечении караванных путей. Набег — по-арабски «газават» — был неотъемлемой частью жизни бедуина.
Одним из важнейших достижений арабов стало судоходство. С древности они отправлялись в морские походы к берегам Африки и Индии, к Суматре и Мадагаскару, что требовало умения, например, точно определять глубину по цвету воды; прокладывая путь, делать поправки на течения и ветер, хорошо владеть парусным и рулевым управлением.
V в. н. э. для истории Средиземноморья и Ближнего Востока — это эпоха поздней античности. Место пришедшей в упадок Римской империи заняли Византия и Персия. Христианство переживало период интенсивного распространения, иудаизм — время масштабного преследования. Отголоском этих процессов стали массовые передвижения по Ближнему Востоку иудеев и христиан. Греки, иудеи, сирийцы и персы охотно поселялись в оазисах и городах Аравии. Ко времени возникновения ислама арабы были уже хорошо знакомы с верованиями и культурой соседних народов.
В истории объединения Аравии ведущая роль принадлежала району Хиджаз, который к VII в. достиг высокой ступени развития за счёт торговли, ремёсел и земледелия. В Хиджазе находились города Мекка и Ясриб, ставшие центрами новой — мусульманской — жизни арабов.
Мухаммад и возникновение ислама
История ислама и рождения арабской государственности связана с двумя древними городами — Меккой и Ясрибом (так во времена пророка Мухаммада называлась Медина).
Основатель ислама Мухаммад (570—632) происходил из племени курейшитов, из не самого богатого его рода Хашим. Наиболее влиятельным среди курейшитов был род Омейядов, сыгравший важную роль в становлении ислама.
Мекка полностью принадлежала курейшитам. Ремесло, земледелие и садоводство не имели в городе такого распространения, как в других оазисах Аравии. Мекке меньше повезло с климатом: она лежала в душной низине с крайне скудной растительностью и бедной почвой, а кроме того, нередко подвергалась опустошительным паводкам с гор. Зато расположенный недалеко от моря и на полпути из Сирии в Йемен, этот город стал перевалочным пунктом для торговых караванов. Здесь пересекались пути товаров из Восточной Африки, Китая, Индии, Египта, Ирака и Сирии. Поэтому мекканцы промышляли караванной торговлей и ростовщичеством.
У курейшитов имелось и ещё одно важное дело — хранение святилища Каабы. Поскольку у древних арабов не было жречества, обязанности священников выполняли жители Мекки.
Доисламская Кааба отличалась от нынешней. Сейчас этот монумент кубической формы стоит в центре прямоугольной мечети и считается домом Бога на Земле. Во времена язычества «чёрный камень» Каабы был окружён идолами племенных божеств, представлявшими собой необработанные каменные стелы. Рядом со святилищем находился чистый водный источник Замзам.
Курейшиты занимались и приёмом паломников, и организацией ежегодных общеаравийских языческих праздников. Функция хранителей Каабы принесла этому племени не только уважение, но и большие доходы. Особый статус Мекки служил ей своеобразной защитой: бедуины не решались совершать грабительские набеги на культовый центр Аравии. В сравнении с остальными городами и селениями Мекка была самой многолюдной, а жизнь здесь — наиболее безопасной.
Тем не менее, бурные события окружающего мира не обошли город стороной. Так, в конце VI в. его население оказалось втянуто в борьбу эфиопов с царями Южной Аравии. Глава эфиопов Абраха предпринял поход на Мекку. Мекканцев поразило то, что впереди неприятельского войска шествовал большой слон. И всё-таки победа была одержана, хотя её и приписали вмешательству богов-покровителей. Поход Абрахи на Мекку дал название текущему, 570 г. — «год Слона». Это был ещё и год рождения Мухаммада.
Мухаммад в Мекке
В год Слона род Хашим оказался в тяжёлом положении. Торговля шла плохо. Незадолго до рождения Мухаммада его отец Абдаллах отправился в торговую экспедицию и по дороге умер. Вдова Амина осталась на попечении свёкра Абд аль-Мутталиба. Новорождённого мальчика отдали кормилице.
Через два года сына вернули матери. Но вскоре для Мухаммада настала череда потерь: в шесть лет он лишился матери, а в восемь — деда. Ребёнка взял в семью дядя Абу Талиб, позже обучивший его всем премудростям торгового ремесла. Абу Талиб пользовался уважением в мекканском обществе, считался успешным купцом.
Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, он женился на богатой вдове по имени Хадиджа и взял в свои руки её караванную торговлю. Мухаммад прожил с ней 25 счастливых лет, до самой её смерти, и всё это время не брал себе других жён. Хадиджа одной из первых поверила в пророческую миссию Мухаммада. Впрочем, семейная жизнь была омрачена тем обстоятельством, что все их сыновья умирали: двое — в младенчестве и один, Касим, — в подростковом возрасте.
Пророческая деятельность Мухаммада началась в 610 г. Первые проповеди он произносил в семейном кругу перед Хадиджей, Абу Талибом, своим двоюродным братом Али и вольноотпущенным рабом Зейдом, которого позже усыновил. Постепенно количество слушателей возрастало. Те группы курейшитов, которые служили в храме Каабы, почувствовали угрозу своим религиозным и экономическим позициям, исходившую от новой общины. Ведь в неё вступили некоторые влиятельные мекканцы — богатые купцы Абу Бекр, Осман и Омар.
В 619 г. умерли Хадиджа и Абу Талиб. Мухаммад, лишившись их поддержки, оказался чужим в родной Мекке. Но он не сдался, а начал искать внешней поддержки. Её пророк обрёл в другом городе — Ясрибе (Медине).
Мединский период Мухаммада
Переезд Мухаммада и его сторонников в Медину называется «хиджра», что по-арабски означает «переселение», «бегство», «исход». Хиджра датируется 622 г. С этого года начинается мусульманское летосчисление.
Ясриб располагался в сотне километров от Мекки, в пальмовой роще. Мухаммад заключил с двумя здешними племенами договор о совместном создании новой городской общины. Этот договор именуется Акабским, так как скреплён был в местечке Акаба. Жители Ясриба, издавна питавшие неприязнь к мекканцам, охотно согласились поддержать Мухаммада. Пророк желал, конечно, не уничтожения своих соплеменников, а лишь триумфального возвращения на родину.
Позднее Ясриб был переименован. Широко известное название Медина — сокращённая форма от полного Мединат ан-Наби, что переводится как «город пророка». Причём слово «медина» обозначает не просто город, а место, где совершается правосудие. В Медине Мухаммад построил свою первую мечеть. Слово «мечеть», к звучанию которого мы привыкли, — это искажённое в нашем языке арабское «масджид» — «место, где совершают земные поклоны».
Со временем Мухаммад смог уничтожить или изгнать из Медины не согласных с ним местных жителей. Именно в этот период раскрылись политический и полководческий таланты пророка. Не останавливали его и границы Аравии, за которые он совершал успешные газаваты в лучших бедуинских традициях.
В Медине Мухаммад показал себя тонким дипломатом. Так, он и его сторонники заключали многочисленные браки с дочерьми влиятельных людей. Известно, что у Мухаммада было девять жён и три дочери: Фатима, Зейнаб и Рукайя. Любимой женой после смерти Хадиджи была Айша.
Сплотившиеся вокруг Мухаммада единомышленники изначально принадлежали к двум разным группам. Те, кто пришёл с ним из Мекки, именовались мухаджирами, т. е. «совершившими хиджру». Вторую же группу составляли жители Ясриба, которых сам Мухаммад назвал ансарами — «помощниками». Для тех и других он стал верховным арбитром. Между ансарами и мухаджирами шло соперничество, продолжившееся и после смерти пророка.
Учитывая военную силу и огромный авторитет сторонников Мухаммада, неудивителен тот факт, что их помощниками в создании новой общины стали не только новообращённые мусульмане, но также язычники и иудеи. Пёстрая религиозно-этническая картина мединской общины послужила прообразом будущей мусульманской империи.
Пророк старался упорядочить жизнь своих эмоциональных и воинственных соплеменников. Он ввёл несколько запретов — на употребление вина, азартные игры, ростовщичество. Они наряду с другими установлениями впоследствии стали фундаментом мусульманского государства.
В Медине начался процесс формирования мусульманского ритуала. Первые мусульмане отмежёвывались от явных заимствований у иудеев и христиан. Так, обращение верующего во время молитвы лицом к Иерусалиму было заменено: отныне молящегося поворачивали в сторону Мекки. Ввели и традиционно аравийский летний пост в месяц рамадан. Во время рамадана, который приходится на июнь-июль, в Аравии стоит ужасная жара, и употребление обильной пищи просто невозможно. В этот период бедуины горячо молили своих богов сжалиться и послать людям прохладу и тень. Поэтому пост в самый жаркий месяц оправдан на рациональном уровне.
Мысленно Мухаммад возвращался в Мекку. Воплощением этой мечты стало паломничество к святым местам. По-арабски паломничество именуется «хадж», а совершивший его носит почётную приставку к имени — «хаджи». Хадж является одним из столпов, т. е. основ, непреложных законов, ислама.
Мухаммад стремился уравнять в правах и обязанностях всех членов общины независимо от их изначального социального статуса. По мусульманскому праву все подчиняются Божественному закону, провозглашённому пророком.
Пророк был одновременно политическим, военным и религиозным вождём общины, и это обстоятельство повлияло на формирование мусульманской государственности. Все важные вопросы общины он решал единолично, а также распоряжался войском, которое формировалось из ополчений разных племён. Как и в доисламский период, раздел военной добычи являлся платой за ратный труд. Обычно 4/5 всей добычи шли на жалованье воинам, оставшаяся 1 /5 часть — в казну: на содержание бедных, сирот и размещение путников, т. е. на благотворительные цели.
Кроме того, все мусульмане были обязаны давать «очистительную» милостыню, представлявшую собой общегосударственный налог с доходов. Ислам и догмат обязательной милостыни связаны неразрывно. В Коране сказано: «Милостыня — только для бедных, нищих. на выкуп рабов, должникам, путникам». В рабство попадали в основном пленные, которых полагалось отпускать по окончании войны за выкуп или же без оного. Вольноотпущенникам давали письменную отпускную грамоту и одаривали чем-нибудь. В целом пророк хотел смягчить социальные противоречия между богатыми и бедными.
Мухаммад завоевал Мекку в 630 г., хотя и до этого мусульмане приходили в святилище Каабы в качестве паломников. В договоре 630 г. город признан культовым центром. Курейшиты, как и прежде, могли получать значительный доход с паломников, только языческие идолы подлежали уничтожению. Так пророк примирился со своими врагами.
Умер Мухаммад 8 июня 632 г. Его скромно похоронили рядом с домом третьей жены, Аиши. То обстоятельство, что пророк не позаботился о назначении преемника, серьёзно повлияло на ход истории. Первые десятилетия ислама после Мухаммада вылились в череду внешних завоеваний и внутренних войн, навсегда расколовших мусульманскую общину.
Мусульманские государства
Вечером того же дня, когда умер Мухаммад, состоялся совет общины, на котором был избран первый халиф (буквально «идущий по стопам пророка»). Мухаммада называли Расул Аллах — «посланник Аллаха». Поэтому полное наименование должности его преемника звучало как халиф Расул Аллах — «наместник посланника Аллаха».
Совет проходил бурно. Ансары настаивали на совместном правлении «переселенцев» и «помощников». Но власть перешла к тестю покойного мухаджиру Абу Бекру, который заменял пророка ещё при его жизни: во время последней болезни Мухаммад поручил ему обязанности имама (верховного духовного руководителя религиозной общины).
Отныне глава мусульманского государства стал называться халифом, а государство, возглавляемое им, — халифатом, что переводится как «правление наместника пророка». Четверо первых халифов получили в мусульманской традиции почётное звание «праведные халифы». Это были ближайшие соратники Мухаммада: Абу Бекр (632—634 гг.), Омар (634—644 гг.), Осман (644—656 гг.) и Али (656—661 гг.).
Халифат
Начало правления Абу Бекра оказалось непростым. Став халифом, он в первую очередь воплотил в жизнь желание Мухаммада совершить северный завоевательный поход. В 633 г. Абу Бекр предложил полководцу аль-Мусанне ибн Харрису собрать большую армию. Был задуман поход в Персию, а главнокомандующим назначен Халид ибн Валид. Военные действия начались на Евфрате, где на стороне персов воевали арабы-христиане. Скоро все земли по берегам Евфрата принадлежали халифату.
В 634 г. Халида ибн Валида отозвали из персидского похода и перебросили в Сирию, а командование военными действиями на Евфрате было поручено аль-Мусанне. Арабы вели активную подготовку к дальнейшим завоеваниям.
Расширению нового государства помогли войны Византии и Персии. Ослабление Персии позволило аль-Мусанне ибн Харрису в 633 г. захватить Центральную Месопотамию. Пока персы собирали силы для ответного удара, арабы начали византийскую кампанию, оказавшуюся довольно удачной.
Против профессиональных армий, ослабленных взаимными войнами Персии и Византии, выступили отряды бедуинов-кочевников. Их успехи можно объяснить отчасти тем, что каждый бедуин считался воином с самого детства; привычка воевать была у арабов в крови.
Кроме побед на персидском фронте недолгий халифат Абу Бекра отмечен спорами между ансарами и мухаджирами, а также между прямыми наследниками пророка. Дочь Мухаммада Фатима добивалась для своих сыновей права претендовать на место халифа. Абу Бекр им в этом отказал, равно как и представителям рода своего двоюродного брата Али.
На смертном одре он объявил своим преемником Омара ибн аль-Хаттаба, который приходился Мухаммаду тестем. Абу Бекра похоронили рядом с пророком.
Омар происходил из небольшого рода аль-Ади племени курейшитов. Во время своего правления он ввёл в титулатуру халифа эпитет «повелитель верующих» — «эмир аль-муминин».
Омар завоёвывал для халифата новые земли в Сирии, Египте, Палестине, Иране. Успеху арабов в Византии способствовал тот факт, что её население делилось на два лагеря, между которыми не было ни религиозного, ни социального, ни духовного единства: на греков и семитов. В 633 г. под натиском арабских войск сдалась Южная Палестина, в 635-м после полугодовой осады — Дамаск. Иерусалим ещё два года сдерживал натиск мусульман и сдался в 637 г. войску полководца Амра ибн аль-Аса.
В 637 г. арабы захватили персидскую столицу Ктесифон. Тогда же вблизи Евфрата основали город Куфу, где стояло войско и находился штаб главнокомандующего. Одновременно с Персидской кампанией началось дальнейшее покорение городов Сирии, которая являлась провинцией Византии.
Амр ибн аль-Ас после взятия Иерусалима отправился в поход на Египет. Местное население, крайне недовольное налоговой политикой Византии, оказалось не прочь перейти под арабский контроль, и в 640 г. Египет был покорён. Омар приказал восстановить канал, соединяющий Нил и Красное море, построенный ещё при фараонах. Затем арабы двинулись на Вавилон и заняли его в 641 г. Омар разделил территорию халифата на военные округа. Ими управляли крупные полководцы. Египет отдали Амру ибн аль-Асу, Сирию и Палестину получил полководец из рода Омейядов по имени Муавия.
Стремясь подчеркнуть преемственность ислама по отношению к христианству и иудаизму, Омар собственноручно заложил основание мечети аль-Акса (араб. «крайняя») в Иерусалиме на горе Мориа, где когда-то стоял Храм иудеев.
Ещё одним нововведением Омара стало узаконивание лунного календаря (637 г.). Халиф ввёл и новое летосчисление — с первого года хиджры. Тем временем бедуинские племена начали заселять завоёванные регионы. В 644 г. Омар был смертельно ранен в мечети персидским рабом. Умирая, он собрал совет, на котором назначил преемника. Им стал удачливый купец Осман ибн аль-Аффан, происходивший из самого богатого курейшитского рода Омейядов. Осману было уже 70 лет, никакими особыми талантами он не обладал. Возможно, Омар отдал ему предпочтение из-за близости к роду пророка: Мухаммад был женат на дочери Османа, а тот взял в жёны двух дочерей пророка, за что получил почётный эпитет «обладатель двух светочей».
Налаженная предшественниками экспансия успешно развивалась. Удачно продолжалась византийская кампания: в 647 г. мусульмане захватили Киренаику, в 649 г. — Кипр, в Африке завладели Ливией.
Колоссальные завоевания обогащали халифат, представителей знати, окружение Османа. И это не могло не породить внутренних противоречий. Дело в том, что на ведущие военные и государственные должности правитель стал назначать членов своего рода. Такое положение вещей вызывало возмущение среди мусульман, не принадлежавших к Омейядам. Недовольные сплотились вокруг Али. Их объединение получило название «шиа», что означает «отделившаяся группа», «партия». Шииты утверждали, что Осман незаконно занимает пост халифа, по праву принадлежащий Али. К ним примкнули обойдённые вниманием Османа владельцы земельных наделов и семьи погибших воинов, не получившие никаких компенсаций. Постепенно движение шиитов превратилось в реальную политическую и военную силу, противопоставившую себя действующей власти.
Тем временем Осман задумал свести воедино разрозненные версии Корана. Он собрал специальную комиссию (653 г.), которая выпустила каноническую рукопись, а прежние редакции священной книги изъяла и уничтожила. Комиссия занималась также собиранием рассказов о жизни пророка и различных его высказываний. Такие тексты называются «Сунна», т. е. «предание», «пример», «образец». Сунна призвана была доказать мусульманам, что достойное поведение и подражание пророку важнее родственной близости с ним. Это подрывало аристократические и родовые традиции, для простых верующих открывались возможности карьерного роста. Данное направление мусульманской религии стало именоваться суннизмом.
Часть мусульман плохо приняла османовскую редакцию Корана, что вылилось в крупное восстание в 655 г. в Куфе, а в 656 г. и в Египте. Повстанцы осадили Медину и совершили преступление, надолго поразившее всю мусульманскую общину: они убили престарелого Османа, когда тот читал свиток Корана. За несколько дней до этого Медину покинули многие «сподвижники» пророка. В день гибели Османа халифом был избран Али.
Али был выдающейся личностью, сильной и трагичной. Одним из первых он принял ислам и признал Мухаммада пророком. Однако его правление посеяло в общине раскол и нравственные колебания.
Али перенёс столицу из Медины в иракскую Куфу, откуда и управлял всей уммой. Только Сирия во главе с наместником Муавией не признала власть Али.
Муавия принадлежал к тому же влиятельному роду Омейядов, что и Осман. Он был назначен наместником халифа в Сирии ещё Омаром в 636 г. и считал Али косвенно виновным в гибели Османа. Хотя Муавия поначалу не претендовал на трон халифа, он призывал отомстить за Османа. Прийдя к власти, Али сменил всех прежних наместников, но по какой-то причине оставил Муавию.
Борьба Муавии и Али расколола общину. Пиком раскола стала битва войск Али и Муавии в 657 г. при Сиффине, что на правом берегу Евфрата на Сирийской границе. Сторонники Муавии, видя, что дела их плохи, пошли на необыкновенную хитрость: нанизали на копья списки Корана, остановив тем самым наступление войска Али. Они вынудили Али назначить третейский суд, который решил бы, кому быть халифом: Али или Муавии. Однако многие из людей Али возмутились столь узким выбором. Они полагали, что на халифский трон может претендовать вообще любой достойный мусульманин независимо от принадлежности к аристократическим родам. Тех, кто так думал, оказалось около 12 тыс. человек. Они отделились от войска Али, и их назвали хариджитами, что переводится как «вышедшие». Собственно, это был первый серьёзный раскол в исламе. Вдохновлённые идеями равенства, хариджиты даже избрали своего халифа — рядового воина Абдаллаха ибн Вахба. Он был убит солдатами Али в стычке при Нахраване.
Тем не менее, суд состоялся и вынес решение низложить Али. Тот стал искать поддержки у хариджитов, которые ещё совсем недавно были его сторонниками. Но не встретив поддержки, он просто уничтожил их, оставив в живых всего около десятка человек. Решение третейского суда вдохновило Муавию на завоевание Египта, что легко ему удалось. Муавия оставался приверженцем суннизма.
С гибелью Али борьба за власть в халифате не прекратилась. Сын Али Хасан был первым претендентом, ему даже присягнули войска. Но он принял от Муавии денежную компенсацию, а взамен отказался от власти. Столицей халифата был провозглашён Дамаск. А мусульманская община отныне и до сего дня оказалась расколота на сторонников Муавии и Али. Приближённые Муавии — сунниты ратовали за избрание халифами только достойнейших членов общины, а шииты — за передачу власти по степени близости к роду пророка. И всё же Муавия позаботился о преемнике: он убедил общину признать за своим сыном Язидом право наследовать трон халифа. Но когда в 680 г. Муавия умер, спор о престолонаследии разгорелся снова. Шииты Куфы организовали заговор и избрали халифом второго сына Али — Хусейна. В стычке с войском Омейядов отряд Хусейна был уничтожен, а ему самому отрубили голову. Шииты провозгласили его шахидом, т. е. мучеником, а новый халиф Язид объявил десятидневный траур. Хусейна похоронили в иракском городе Кербеле, ставшем местом паломничества шиитов.
Под лозунгом мести за Хусейна шииты в 682 г. изгнали всех Омейядов из Медины. После десятилетней борьбы Омейяды вернули себе халифскую власть. Последующие 60 лет прошли под знаком борьбы за свержение династии Омейядов.
Завоевания Омейядов
Правление Омейядов длилось с 661 по 750 г. На протяжении этого периода арабы покоряли Средиземноморье. В 667 г. мусульмане захватили Халкедон. Они не оставляли надежды покорить Константинополь. В том же году состоялась первая серьёзная операция на Сицилии.
Воевать с византийцами было непросто. В сражениях на море они использовали знаменитый «греческий огонь» — зажигательную смесь из нефти, смолы, селитры и серы. А в сухопутных битвах их поддерживали союзники империи — болгары. И всё-таки в 698 г. арабский полководец Хассан ибн ан-Нуман аль-Гассани окончательно вытеснил византийцев из Карфагена. Успешные военачальники становились правителями завоёванных ими областей, как, например, Муса ибн Нусайр, владевший всем побережьем Танжера (тогда — берберское королевство Мавритания, ныне — Марокко). Оттуда открывался путь в Европу.
В 711 г. под предводительством полководца берберского происхождения Тарика была захвачена Южная Испания, а потом и 4/5 всей страны. Арабско-берберское войско перешло Пиренеи и заняло Нарбонну. Дальнейшее мусульманское продвижение на север остановил Карл Мартелл в 732 г. в битве при Пуатье. Продвижение мусульман на северных направлениях от Кавказа сдерживали хазары. Их государство заняло всю территорию от прикаспийских степей до Азовского моря. Равнины Приднепровья и Придонья остались не затронутыми арабо-мусульманской экспансией.
Империя Омейядов простиралась на колоссальной территории от юга Франции до побережья Атлантического океана и русла Инда. Кроме военных побед были у Омейядов и достижения культурные. Во время их правления окончательно сложился облик мечети, арабский язык получил статус государственного, выработалось гражданское право. В арабской письменности произошёл переворот, упростивший чтение.
На самом пике правления Омейядов в их империи появился сильный внутренний враг: шииты объединились с Аббасидами — родственниками Аббаса, дяди пророка. В 745 г. от войска мусульман отделились берберы, не желавшие более участвовать в завоевательных походах. Внутри династии Омейядов царил беспорядок: за 746 год на престоле сменили друг друга три халифа.
Аббасидский халифат
Аббасиды (750—1258 гг.) перенесли столицу империи в Багдад. Багдадский халифат стал вершиной развития мусульманской империи. Аббасиды получили в наследство огромное государство, в состав которого входили Северная Африка, Аравия, Передняя Азия, Месопотамия, Иран, Закавказье и Средняя Азия. Правда, они потеряли Испанию, где Омейяды основали собственный эмират, преобразовавшийся в халифат.
Аббасиды не продолжили внешних завоеваний — и без того непросто было удерживать под контролем подвластную территорию. Их главной целью стало упорядоченное управление империей.
В то время арабы в государстве отошли на второй план. Мусульманская община объединяла все народы, входившие в халифат. Особую роль в империи Аббасидов играли персы, составлявшие основу армии. Однако династия Аббасидов была арабской по происхождению, и арабский язык имел официальный статус государственного.
К середине IX в. на территории халифата — в Средней Азии, Иране, Сирии, Египте, Палестине, Северной Африке и Аравии — появились местные династии эмиров, что подрывало единовластие Аббасидов. Окончательно оно рухнуло в 945 г., когда Багдад был взят представителем иранского рода Бундов.
Во время правления Аббасидов халиф стал считаться наместником не только пророка, но и Бога. Даже тронные имена халифов подчёркивали это: аль-Мансур — «поддерживаемый Богом», аль-Махди — «ведомый Богом», ар-Рашид — «благонаправленный Богом». Аббасидский халиф был изолирован и от подданных, и от придворных, и от арабской аристократии. Народ видел своего правителя только во время особо торжественных мероприятий.
В основе халифата Аббасидов лежала религиозная идея, объединявшая уже не только арабов, но и многие народы Ближнего Востока и Малой Азии. Государственной религией было провозглашено суннитское направление ислама. Однако в культуре той эпохи большую роль играли различные мусульманские ереси и секты. Аббасиды терпимо относились к еретикам, чем нередко склоняли их на свою сторону.
Для сглаживания региональных различий в многонациональной державе Аббасиды занялись разработкой и унификацией правовой системы. Гражданское и уголовное право — фикх в первые века ислама был неотделим от вопросов культа. Лишь при Аббасидах фикх перешёл в ведение профессиональных юристов, а вероисповедание стало сферой не менее профессиональных богословов. Но, подобно древним правителям Востока и первым халифам, Аббасиды часто сами выносили решения по наиболее важным юридическим и духовным вопросам.
Харун ар-Рашид, правивший с 786 по 809 г., — один из самых великих аббасидских халифов. Он широко известен благодаря сказкам «Тысяча и одна ночь» (поэтому более привычная для нас форма его имени — Гарун аль-Рашид). Его халифат может по праву считаться золотым веком мусульманской цивилизации. Однако в реальности большая часть полномочий принадлежала Бармакидам — династии везиров иранского происхождения, принявших ислам незадолго до назначения на министерские посты. Впрочем, после 17 лет успешного правления Бармакиды были отстранены от власти и почти уничтожены физически.
После смерти Харуна ар-Рашида вспыхнула гражданская война между сторонниками двух претендентов на халифский трон. Одного из них, военачальника по имени аль-Амин, признали халифом в Багдаде. А его конкурент аль-Мамун провозгласил свою власть в Мерве. По сути то была война арабов с иранцами, поскольку опорой аль-Мамуна стали жители иранской провинции Хорасан. В 813 г. аль-Мамун захватил Багдад и принял империю в свои руки.
Аль-Мамун привлёк к службе в мусульманской армии и халифской гвардии тюркских наёмников. Тюрки как военная сила пригодились его брату и преемнику аль-Мутасиму (833—842 гг.), осознававшему необходимость преданной иноземной армии, невосприимчивой к внутренним арабо-иранским конфликтам. Столица из Багдада переместилась в город Самарру на реке Тигр. Там военные селились в отдельных кварталах и почти не имели возможности смешиваться с арабским населением. Но тюркская армия росла, её командиры обретали власть, что отнюдь не способствовало укреплению Аббасидской династии.
В конце IX в. в империи начались восстания рабов-зинджей и секты карматов. Они совершали набеги на земли Южного Ирака, перерезали торговые пути между Багдадом и Басрой. В этом регионе Месопотамии рабская сила широко использовалась на ирригационных работах, на плантациях хлопка и сахарного тростника.
К восстаниям зинджей и карматов присоединялись бедуины Восточной Аравии и иракская городская беднота. В 871 г. зинджи заняли крупный портовый город Басру и ещё несколько важных населённых пунктов. В захваченных районах освобождались рабы, которые пополняли ряды мятежников. В 878—879 гг. на сторону повстанцев перешли тюркские наёмники, служившие в халифских войсках. В 879 г. предводитель зинджей Али ибн-Мухаммад провозгласил себя халифом во вновь построенном городе Мухтаре. Он чеканил монеты со своим именем. Возникло государство зинждей. Парадокс, но в этом государстве бывших рабов рабство отменено не было. В 883 г. халифские войска захватили Мухтару, Али ибн-Мухаммад погиб во время штурма, и недолгий век государства зинджей закончился.
Кроме восстаний рабов и религиозных сект халифат тревожили сепаратистские выступления в некоторых провинциях. Так, с 867 по 900 г. под руководством Якуба ас-Саффара продолжалась война за отделение иранской провинции Систан.
В 871 г. в Египте тюркский военачальник Ибн Тулун обзавёлся личной армией, создал собственное финансовое ведомство и даже передал власть по наследству своему сыну. Так возникла Тулунидская династия в Египте.
Стабильность в халифат вернул аббасидский халиф аль-Муктафи, уничтоживший в 905 г. Тулунидов и подавивший тюрок и карматов. Единственной серьёзной угрозой во время его правления являлись шииты, занимавшие многие секретарские должности при дворе. Эти шиитские секретари присваивали казённые деньги в партийных и личных целях. Правда, они предоставляли значительные займы казне, когда та истощалась. Оказывая такие услуги правительству аль-Муктафи, шииты имели возможность влиять на его политику.
После смерти халифа на престол был возведён его несовершеннолетний сын аль-Муктадир. В этом деле главную роль сыграл шиитский секретарь, надеявшийся, что сможет занять при своём ставленнике ведущие позиции в государстве. Оппозиционные шиитам секретари и эмиры попытались свергнуть аль-Муктадира и заменить его зрелым и опытным Ибн аль-Мутаззом. Попытка не удалась, аль-Мутазза казнили, а долгое правление аль-Муктадира (908— 932 гг.) стало эпохой триумфа шиитских секретарей.
Ко времени заката династии Аббасидов провинции жили почти самостоятельной жизнью, не зависели от халифа. Причиной этого стала глубокая разнородность мусульманского мира.
Этническая карта империи, созданной Омейядами и Аббасидами, очень пёстрая. В ней соседствовали арабы и иранцы, тюрки и славяне, египетские копты, греки, африканцы, население юга Европы. Регионы постепенно обретали независимость от центральной власти. Они держались за свою культурную самобытность, не желая уступать натиску арабизации. Эта самобытность поддерживалась автономными династиями, чья деятельность со временем расколола единое государство.
Помимо этнических существовали и социально-экономические предпосылки распада халифата. Во многих регионах преобладало натуральное самодовлеющее хозяйство, межрегиональные экономические связи были довольно слабыми. Кроме того, отсутствовали быстрые способы передачи информации на огромные расстояния. А это подразумевало самостоятельность местных властей.
Первыми в списке сепаратистов оказались Испания, возглавляемая династией Омейядов, и Египет, где правили Фатимиды — потомки дочери Мухаммада Фатимы. Что касается Египта, то ещё в 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун добился почти полной независимости своего округа от власти халифов. С этого времени Египет неуклонно стремился к абсолютной автономии.
Фатимиды
Образованый в 909 г. в Ифрикии (так арабы называли Северную Африку) халифат Фатимидской династии (909—1171 гг.) претендовал на верховную власть. Первым халифом из Фатимидов стал сириец Убайд Аллах (909—920 гг.). Новая династия опиралась на идеологию шиитской секты исмаилитов.
Сам Убайд Аллах объявил себя ожидаемым Мессией (Махди). В 920 г. в Ифрикии была основана столица Фатимидов Махдийя — «город Махди». Однако и новый халифат постигла участь старого: на его землях начали формироваться этнические и религиозные группировки. Во-первых, местные берберы враждовали между собой. Во-вторых, даже сторонники фатимидского режима не всегда были ему покорны. Впрочем, четвёртый халиф Фатимидов аль-Муизз (951—970 гг.) смог расширить пределы своих владений до Атлантики, остановив там морское наступление Кордовского халифата в 969 г. В этом же году фатимидский полководец Джанхар захватил Египет, основал там новую столицу Каир и достроил знаменитую мечеть аль-Азхар.
В войне с Аббасидами за Сирию Фатимиды в 970 г. заняли Дамаск и Халеб (Алеппо). В Сирии они столкнулись с византийцами и карматами. Карматы пытались отнять у греков Антиохию. Но Фатимиды навели здесь порядок: византийцам оставили их земли, а от притязаний карматов откупились. К началу XI в. в состав Фатимидского халифата входили Египет, Ливия, Сирия, Палестина, Йемен, Западная Аравия, острова Мальта, Сицилия, Корсика и Сардиния.
Аббасидский и Фатимидский халифы объявили друг друга еретиками и узурпаторами. Но Аббасиды имели значительную поддержку в лице тюрок-огузов, охранявших территорию халифата в Малой Азии. Предводитель огузов Торгул-бек, имевший практически статус эмира, признал шиитскую проповедь опасной и уничтожил на своих землях всех приверженцев Фатимидов.
В 1053 г. в Багдаде произошёл переворот. Командующий аббасидскими войсками эмир Аслан аль-Басассири заставил халифа признать власть Фатимидов и поднял над столицей белое знамя шиитов взамен чёрного знамени Аббасидов. Но Фатимиды продержались в Багдаде всего около года. Верный Аббасидам Торгул-бек взял город после недолгой осады.
Затем в государстве Фатимидов начались усобицы между наместниками разных областей. Во второй половине XI в. Фатимидский халифат начал приходить в упадок. Йемен и Мекка были захвачены Аббасидами, а Сицилия — христианскими завоевателями.
Серьёзную угрозу Фатимидам создало появление в Багдаде тюрок-сельджуков. Они захватили Дамаск и Иерусалим, а к концу XI в. города Халеб, Хомс и Антиохия тоже стали тюркскими. Тюрок из Сирии выдавили крестоносцы. Последние халифы поддерживали с крестоносцами мирные отношения, но прежнего влияния в Сирии они уже не имели.
Местные династии эмиров
В IX—X вв. в Центральной и Южной Персии зародилась династия Бундов. Название своё она получила по имени главы племени — Буйа. Первоначально племя занимало горную область Дейлем на берегу Каспийского моря. Бунды были иранцами и, как прочие горцы, славились бесстрашием и жестокостью. Арабы много раз пытались захватить земли Бундов, но безуспешно. В 864 г. в Дейлеме благодаря шиитской проповеди иранца Хасана ибн Зейда образовалось небольшое мусульманское государство. В начале X в. по неизвестным причинам началось массовое переселение племён, обитавших в области Дейлем. Одни легко завоёвывали соседние районы Ирана, другие шли наёмниками в армии местных эмиров и делали там успешную военную карьеру. С основателями династии Бундов братьями Али, Хасаном и Ахмадом было именно так: они поступили в войско князя Мардавиджа ибн Зийара, стремившегося к восстановлению иранской империи.
Бунды славились политической гибкостью и, несмотря на шиитскую веру, часто выступали в роли защитников суннизма. Много сделали они для культуры ислама, особенно на территории Персии.
Власти шиитов в Багдаде пришёл конец ещё в 1015 г., когда сунниты подожгли гробницу Хусейна в Кербеле. В 1029 г. в Багдаде установилась власть новых суннитов — Газневидов. Вся последующая история ислама была в меньшей степени окрашена арабским колоритом. Арабы создали религию и империю и. отдали своё детище другим народам: персам, тюркам, африканцам.
Борьба с крестоносцами
Итак, в конце XI в. Фатимиды утратили свои владения в Сирии и Палестине, где образовались многочисленные мелкие княжества, принадлежавшие арабам или тюркам-сельджукам. Эти князьки постоянно воевали между собой, что позволило крестоносцам захватить их земли и основать здесь четыре королевства со столицами в Иерусалиме, Триполи, Антиохии и Эдессе.
Королевства крестоносцев угрожали экономическому развитию соседних мусульманских государств. Главы купеческих гильдий Генуи, Пизы и Венеции, которые вели торговые операции между Востоком и Западом, обложили мусульманских торговцев и ремесленников огромными налогами.
Противостоять беспощадной власти крестоносцев могла лишь единая централизованная держава. Процесс создания такого государства начал атабек Имад ад-Дин Зенги, назначенный в 1127 г. эмиром Ирака. За 20 лет правления он объединил все соседние княжества. Границы эмирата Зенги достигали с одной стороны владений крестоносцев, а с другой — Багдадского халифата. Однако не все мусульманские князья спешили примкнуть к Зенги: правители Дамаска и Халеба объединились с крестоносцами против него. Впрочем, Дамаск и сам успешно отразил 2-й Крестовый поход. После смерти Зенги его сын Нур ад-Дин в 1154 г. завладел Дамаском и совершал успешные нападения на Антиохию и Триполи, захватывая в плен хозяйничавших там христиан. Нур ад-Дин назначил эмиром Дамаска Айюба, курда по происхождению. А брат Айюба Ширкух стал главнокомандующим египетского похода, а потом и везиром Египта. В 1174 г. Нур ад-Дин умер. В том же году племянник Ширкуха Салах ад-Дин (Саладин) завоевал восточное побережье Средиземноморья и несколько месопотамских княжеств. После смерти Ширкуха в 1175 г. трон султана Египта, Сирии и Палестины занял Салах ад-Дин. В том же году он положил конец правлению династии Фатимидов.
В 1182 г Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Газу. В 1187 г. взял Иерусалим, пленил иерусалимского короля и его министров, обложил христиан данью. Салах ад-Дин стал основателем династии Айюбидов. Ещё при жизни он разделил государство между своими сыновьями, получившими титул эмиров. Во главе государства Айюбидов находился султан.
Молодые эмиры, сыновья Салах ад-Дина, беспрестанно воевали между собой. Их армии были набраны из курдских и тюркских наёмников. Гвардию Айюбидов составляли мамлюки — лично преданные им рабы. Соперничая друг с другом, Айюбиды стремились иметь как можно больше мамлюков, которые позже сыграют важную роль в борьбе с крестоносцами.
Монгольское завоевание
В 1220 г. орды Чингисхана вошли в Иран. Монгольские полководцы Толуй, Субатей и Джэбэ захватили Хорасан, Мазендаран, Рей и Гилян. После этого они вторглись в Закавказье, обошли с севера Каспийское море и в Средней Азии присоединились к войскам Чингисхана. Иранские города монголы сжигали дотла, полностью уничтожая местное население и буквально стирая с лица земли эту цивилизацию.
Полностью Иран был захвачен в 1256 г. ханом Хулагу, внуком Чингисхана. В этом году монголы взяли Аламут, разгромив государство исмаилитов, а через два года, в 1258 г., их полчища вошли в Багдад, убили там последнего аббасидского халифа и уничтожили халифат как таковой.
В 1261 г. Хулагу принял титул иль-хана. Его империя включала Иконийский султанат, Ирак, Иран, Армению, Азербайджан, Грузию, Афганистан. Монгольские кочевники нанесли хозяйству этих земледельческих регионов колоссальный ущерб, превращая веками возделываемую землю в пастбища, разрушая ирригационные системы. Плодородные, рыхлые и влажные почвы утаптывались скотом. Крестьян обращали в рабство, ремёсла угасали и деградировали, крупные города превращались в бедные деревни. Люди умирали от голода и эпидемий. Монголы ввели систему нефиксированного налогообложения: у оставшихся на небольшой части обрабатываемой земли крестьян отбирали практически весь урожай. По жестокости монголы превзошли даже христианских рыцарей.
Для своих аристократов — тарханов — они ввели особую систему привилегий. Тарханы освобождались от судебного преследования, имели налоговые льготы. Эта прослойка состояла не только из монголов, а также из курдов и тюрок, участвовавших в завоеваниях. Знать кочевников привыкла жить за счёт военной добычи, поэтому совершались регулярные набеги на поселения.
Уцелевшие во время завоевания иранские чиновники стремились обратить монголов в ислам, чтобы навести хоть какой-то порядок в стране. К концу XIII в. разруха и безумие достигли таких масштабов, что люди бросали свои дома и бежали в горы. Первые попытки урегулировать жизнь империи предпринял седьмой ильхан Газан-хан, правивший с 1295 по 1304 г. Он провёл некоторые налоговые, социальные и хозяйственные реформы, отменил рабство. Но из-за отсутствия у него опыта управления оседлым населением реформы оказались неэффективными.
Мамлюкские правители Египта и Сирии
Отвоевать Иерусалим у крестоносцев смогли именно мамлюки. Их армия состояла из отрядов, возглавляемых беями (командирами). Египетский командир Бейбарс в 1244 г. взял Иерусалим, Дамаск, Аскалон и множество других городов. Мамлюки отразили очередной, 7-й Крестовый поход 1249 г., организованный Людовиком IX. В 1250 г. предводитель мамлюкского войска Айбек принял титул султана и устранил от власти Айюбидов: последний султан этой династии, Туран-шах, был убит.
Однако не все мамлюки согласились с избранием султаном Айбека. Группировка, возглавляемая аз-Захиром Бейбарсом, считала, что Египтом по-прежнему должны управлять Айюбиды. Под их давлением Айбек согласился вызвать из Йемена десятилетнего ал-Ашрафа (внука султана Камиля), но всё равно фактически оставался полноправным правителем страны. Айюбиды, недовольные таким положением дел, в 1251 г. предприняли попытку захватить Египет. Великолепно подготовленная и сплочённая гвардия мамлюков наголову разбила их войско. Айбек тем не менее забеспокоился, прибрал к рукам государственную казну и назначил на все ключевые посты в стране своих мамлюков. В 1254 г. аль-Ашраф был смещён с трона и выслан в Византию, а Бейбарс бежал в Сирию.
После гибели Айбека от рук наёмных убийц султаном Египта стал его сын Али. Ему помогал новый глава египетских мамлюков Кутуз. Большая часть сторонников аль-Ашрафа и Бейбарса эмигрировала в Сирию. Дважды, в 1257 и 1258 гг., они под предводительством Бейбарса совершали набеги на Египет, но терпели поражение от войск Кутуза. А в 1259 г. этот военачальник отстранил от управления молодого султана.
То были тяжёлые времена. В 1258 г. монгольский хан Хулагу захватил Багдад. В 1260 г. монголы вторглись в Сирию, овладели Халебом и Дамаском. Кутуз, помирившийся с Бейбарсом, позволил ему вернуться в Египет, и они объединили свои войска. В том же году египтяне и монголы сошлись на берегу Иордана. Монголы не выдержали мамлюкской атаки и бежали. Мамлюки доказали всему миру, что побеждать монголов можно.
Сразу после этой победы борьба за власть в Египте возобновилась. Бейбарс организовал заговор, и осенью 1260 г. во время охоты в пустыне его сторонники зарезали Кутуза.
В октябре 1281 г. произошло новое вторжение монголов. Их 150- тысячная армия подошла к Хомсу, где её ожидал Калаун — регент при малолетнем султане, внуке Бейбарса. Мамлюки и на этот раз одержали победу, хотя и очень тяжёлую, и обратили монголов в бегство.
Отразив нашествие, Калаун начал победоносную войну против давних своих врагов — крестоносцев. В 1289 r. мамлюки отобрали у них Триполи. Сын и преемник Калауна султан Халил в 1291 г. после трудной осады взял Акру. Вслед за тем уже без сопротивления под его власть перешли Бейрут, Тир, Сидон. Все форты крестоносцев были разрушены.
Однако монголы взяли реванш в Египте. В 1294 г. Халил был убит собственными мамлюками. Ему наследовал малолетний брат Мухаммад I. Но в 1295 г. его сверг с престола мамлюкский эмир Китбуга, по происхождению монгол. В 1296 г. он поселил в Египте монгольских беженцев.
В это время большое значение в политической жизни Египта начинают играть выходцы с Кавказа. Всех их без различия именовали черкесами, а ещё бурджитами, поскольку их полки стояли в каирской крепости Бурдж. На протяжении длительного времени шла борьба за трон султана между черкесами, сирийскими и египетскими мамлюками. В 1389 г. был убит последний мамлюкский правитель, и теперь все египетские султаны выходили только из числа черкесов-бурджитов. 130-летнему правлению мамлюков пришёл конец.