Как называли чертей на руси
Почему на Руси опасались «чертыхаться» и как боролись с нечистиками
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такие черти, почему они могут хромать и держать за щекой глину
Легенд о происхождения чертей существует немало. По одной из них они слуги Сатаны, то есть падшего ангела. Когда он перестал справляться со своими злыми делами в борьбе с Добром, то решил создать собственную команду. Взор его обратился на оленят и козлят, которые мирно прогуливались по райским садам. Объединив несчастных зверушек и наградив вновь родившихся зловещими качествами, Сатана создал чертей.
Так или иначе, черти весьма популярные персонажи в славянской мифологии. По сути они – своеобразный микс Сатаны и различных языческих духов и демонов. Так произошло, поскольку с приходом христианства такие персонажи как кикимора, домовой, леший и многие другие были объявлены новой верой чертями. Однако народ все же разделяет чертей и этих языческих героев.
«Страшон, как черт»
Служебная иерархия чертей
Грешников поджаривать, да на земле вредить
Они провоцируют людей на дурные поступки. Не зря есть поговорка «черт попутал». Воровство и драки, пьянство и беспорядочные половые связи, убийства и самоубийства – вот краткий список того, на что злобные существа по поверьям толкают человека. Черт может даже соблазнить женщину, явившись в человеческом обличии.
Очень часто объектами злых чертовых шуток становятся пьяные, попадая в самые ужасные ситуации. Но не только у любителей алкоголя есть «поклонники» среди злых сил. Говорят, что у каждого человека за левым плечом стоит черт. Потому, когда хочется уберечься от сглаза или от неудачи, русский человек плюет три раза через левое плечо, нейтрализуя тем самым провокационные советы черта. А искушать черти умеют, не зря в народе их называют «лукавыми».
Как защититься при встрече с нечистой силой
Черти легко проникают в любые места, потому каждый человек может столкнуться с ними. Что нужно делать, чтобы не стать объектом их козней?
Не стоит упоминать вслух слово «черт». В древности это делали очень редко, стараясь не привлечь его, потому существуют самые разные названия для чертей – нечистый, лукавый, недобрик, ненаш, анчутка, безпятый, супостат, хохлик.
Во всех домах на Руси обязательно были обереги, которые охраняли от нечистой силы. Одежду расшивали магическими узорами, предотвращающими воздействие зла. Для усиления и обереги, и само жилье обязательно окропляли святой водой. Кроме того, на Руси применяли травы, которые по преданиям могли оттолкнуть чертей и не пустить их в избу – это зверобой и полынь. Их сушили и раскладывали в избе в тех местах, где, по мнению хозяев, мог завестись черт.
Во многих русских сказках главные герой справлялся с чертом, побеждая его с помощью доброты своей души, честности и житейской хитрости. Наши предки считали, что это под силу любому, надо лишь искренне верить в Бога и не пренебрегать крестным знамением. Отсюда пошла привычка крестить рот во время зевка, чтобы черт не смог залететь туда.
В деревнях на емкости с молоком и водой на ночь клали две скрещенные лучинки, тем самым закрывая путь голодному черту.
Ну, и, конечно, в каждой избе был красный угол, в котором висели иконы, и повернувшись к которому следовало перекреститься при входе в дом. Самым действенным способом защиты от чертей считалась праведная жизнь и регулярное посещение церкви.
Автор: Юрий Арбузов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто такие черти в славянской мифологии
Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.
Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.
Облик
Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».
В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.
Обиталище
Занятия
Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.
В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».
Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.
Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.
Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.
Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.
Черти в славянской мифологии: кто они такие
Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.
Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.
Облик
Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».
В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.
Обиталище
Занятия
Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.
В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».
Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.
Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.
Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.
Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.
Чёрт (бес) — правда или вымысел?
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с названием «Чёрт», также иногда по другому его называют бесом, что по Большой советской энциклопедии является синонимом. Снято и написано много документальных материалов о влиянии бесов на людей, есть даже специальные знания для священников по изгнанию бесов из человека, значит, действительно данное явление имеет быть, раз на него такой большой отклик среди простых людей и священнослужителей.
Чертей знают все славянские народы, только зовут их по-разному.
Чешское и словацкое написание Черта выглядит как Crt, словенское – Crt, Czart – по-польски, Чорт – белорусское слово.
Черт – языческое слово, обозначающее всякую низшую нечисть, иногда Сатану, славянское, языческое божество, по-видимому, однокоренное со словом «черный», означающем «зло». С языческих времен до нас дожили различные поверья, как то, что черти боятся огня, но очень любят воду, их излюбленные места – пути и границы, перекрестки и дороги. «Черт попутал», — поговорка о сбитом с верного пути человеке.
Как и все сверхъестественные существа, черти не обходят стороной праздники людей. Самым любимым у них является пасха. По поверьям, на Пасху, как и люди, на перекрестках черти катают крашеные яйца. Для нечистых духов крашеное яйцо, особенно Пасхальное, дорогое подношение.
Христианство наложило отпечаток на трактовку и характеристику многих языческих божеств. Черти, например, да и многие другие нечисти, своей главной задачей считают искусить человека, помешать ему в осуществлении благородного дела, склоняют к лени, обману, жадности, злобе. А происходит это не по воле самих чертей, а по вине человека, так часто упоминающего имена (черт, бес, дьявол) в момент негодования, недовольства. Поэтому напрямую не следовало поминать его, использовать слова-заместители: враг, нежить, нечистый, немытик, лукавый, окаянный, игрец… Обычно на дурные поступки склоняет черт, нашептывая человеку в левое ухо. Возможно поэтому, мы и «плюем» через левое плечо, когда хотим, якобы, отогнать нечистую силу от себя.
Собиратели фольклора в 19 веке констатировали факт, что крестьяне о чертях имели расплывчатое и неодинаковое представление. Черти для них – это вся нечистая сила: лешие и домовые, черт, водяной – все одно. Чертом мог оказаться и водяной, если у него были рога и хвост. А по характеру и поведению их вовсе не отличишь. И живут они в разных местах: в лесу – значит леший, в доме – это домовой, или еще банник, овинник.
Черти и бесы, согласно поверьям – падшие ангелы, вместе с ними на землю был сброшен и Дьявол, или Сатана. В Орловской губернии существовало поверье, что Архангел Михаил выгнал непослушных ангелов с Небес. По легендам Пензенской губернии Господь приказал ангелам петь, а сам отправился в Рай. Ангелы стали скучать и прекратили песнопения. За это Бог наказал их изгнанием.
Из рассказов Саратовской губернии черти родились из плевка Бога. Есть верование, будто вечно живущий Сатана сам создал себе помощников.
По традиции, черт представляет из себя черное, темное, синее мохнатое существо, с хвостом и крыльями, рогами или рожками, копытами и когтями. Вместо глаз его – угли, голос хриплый и каркающий. Черт кривой, косой, лысый и даже может быть с гусиными пятками.
Правда или нет, из народных поверий, черт может перевоплощаться в ворона и сороку, в животное с черной шерстью, человека с маленькими рожками. Все зависит от того, за какой целью приходят они к человеку. Если испугать — черт превратится в зверя, если совратить – является черт в образе человека, если шутки ради – в образе кота, собаки, змеи, лягушки, рыбы, барана, зайца, белки, и даже клубка ниток, камня, вороха сена!
Из христианского вероучения черт, или Дьявол, превращается в монаха, воина в белой одежде, либо змею. Иногда является черт в образе человека, похожего на близкого родственника, или знакомого (сват, кума, попутчик).
Самым неопределенным и страшным обликом, который принимает черт – облик вихря.
Черт может носить красную шапку, иногда красную рубаху или пояс. Пола одежды у него с правой стороны подоткнута.
Черти любят появляться на перекрестках, они пляшут, играют, дерутся, а на Пасху катают крашеные яйца.
По поверьям Новгородцев, черти обитают в земле, глубоко, где у них построены дома, там же живет и самый главный черт – Сатана. Калужская губерния полна рассказами, будто самые отъявленные, лихие, черти живут под землей, а постоянные пребывают в лесах, оврагах, домах, воде.
Черт попадает в дом через дымоход. Поселиться любит в оставленном на ночь неприкрытом сосуде с водой. Главная цель черта – попасть внутрь человека любыми способами. Считается, что перед тем как пить воду, нужно перекреститься. Согласно русским поверьям, как и ангел-хранитель, дается человеку при рождении черт, который ходит с этим человеком за его левым плечом.
Черти появляются меж людей массово во время народных гуляний. На Святки, на Пасху, в Иванов и Петров дни. Они празднуют на свой лад, веселятся и помогают в гаданиях.
На севере России есть поверье, что в Вербное воскресенье справляют черти свадьбы, наполняют церкви во время пасхальной службы. На Ивана Купалу играют, танцуют, но бдительно охраняют цветущий папоротник.
Черт лицемер. Натура двойственная. Он может как помочь, так и погубить человека.
Как и лешие, и домовые, черти уносят с собой человека проклятого вольно или невольно. Тем самым они наказывают других людей за неосторожность и злые мысли. Особенно опасны черти для детей оставленных без присмотра или поруганных, несдержанными на язык, родителями. Черти подбрасывают в дом поленья вместо украденного ребенка. Такого они растят и воспитывают, чтобы сделать колдуном.
Пьяницы – излюбленная добыча чертей, поскольку пьянство – что–то вроде душевной болезни. И черт пытается заманить их то в лес, то в реку, то наводит на них неодолимую тоску.
У чертей есть помощники – некрещеные, погубленные матерями младенцы, умершие младенцы. Они стерегут клады и сокровища, а так же расцветающий в Иванов день папоротник, открывающий глаза людям, наделяя их способностью видеть эти сокровища.
Ношение крестиков, молебны и строгая жизнь в общем – защищают людей от чертей. Семя льна и чертополох, очерчивание себя и приговоры – препятствия для всякой нечистой силы.
Но все же воспринимались черти крестьянами, как вечные спутники жизни, которых не стоит гневить, раздражать, злить. «Богу молись, а черта не гневи», — достаточно известная поговорка.
Черти существа опасные, но все же необходимые, особенно при гаданиях. Во время гаданий человек останавливается на границе потустороннего и обыденного мира, он обращается к высшим силам, но находится в очерченном круге, ограждающим его от них, способных принести вред.
В конце 19 – начале 20 веков, образ черта стал близок образу человека: непослушного, неугомонного, неспокойного. «Чертенок», или «чертята» — применимы к детям, слишком активным и трудным в воспитании.
В принципе, черт и ангел, Дьявол и Бог — эти противоположные грани олицетворяют двойственную натуру человека. Они непременно стоят рука об руку, идут нога в ногу, только самому человеку дано развить в себе какую-либо из сторон, решить, куда ему двигаться: вверх или вниз.
Считается, что изучить что-то в полной мере можно только абстрагируясь от предмета, явления. Вероятно поэтому, образы злых людей или впавших в «бешенство» одушевили и наделили всеми возможными негативными чертами.
Bestiary.us
Быстрый переход
Черти
«. стары чорт, сiвый, а барада на тры сажанi доўга.»
Казка «Чорт» (Павет Навагрудскi, вёска Сянежыцы)
Это чудище просто создано вызывать доверие. Черти редко бывают с рогами и вилами.
Тир Анасази. «Созвездие Андромеда»
По беларускому фольклору, живут черти в самом глубоком болоте, под самым густым кустом лозы. Чтобы изловить нечистика нужно рубить такой куст — черт сам вылезет, пытаясь понять, что же происходит.
Черти
в японской мифологии, маленький, но чрезвычайно зловредный демон-о́ни
в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой
в фольклоре марийцев (черемисов) злой дух, преграждающий путь на дороге или перекрестке дорог и вызывающий панический страх
в латышском фольклоре лесной дух, сбивающий путника с пути и нередко заводящий его в чащу или болото
в балтийской мифологии противник громовержца Перкунаса, бывший в язычестве богом загробного мира и покровителем скота, но после христианизации демонизировавшийся до уровня чёрта
мелкий бес в европейском фольклоре и в фэнтези
у южных славян сезонные демоны, сродни русским шуликунам
в финском и карельском фольклоре злой дух, некий аналог славянского чёрта
в фольклоре лясовяков с юго-востока Польши вредный домашний дух, ночами высасывающий молоко у коров
в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая
по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик
в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок
в еврейском фольклоре мелкая нечисть, чертята, похожие на домовых, леших или водяных; серьезного вреда не причиняют, но склонны к озорству
согласно поверьям, зафиксированным в Литинском уезде (сейчас — Литинский район Винницкой области Украины), лесной черт-людоед в облике большого зверя
в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы
в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола
в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству
в украинском фольклоре дух, живущий в болотных камышах
в украинском, белорусском и польском фольклоре дух пасеки, исчезающей после смерти человека, который заключил договор с этим духом
согласно белорусской мифологии, персонификация опасного ветра-вихря, способного погубить человека, покалечить или наслать болезнь
в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей
в фольклоре юго-востока Польши мелкие домашние духи-хохлики, вредящие хозяйству
у аварцев воплощение злого, враждебного человеку начала в виде женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья
в фольклоре белорусского Полесья, особый черт, сопровождающий смоляной промысел: ночью в облике черного козла, днем — под видом начальника смолярни
по представлениям марийцев, опасный одноглазый дух леса, которым становится душа умершего неестественной смертью грешника
по гуцульским поверьям, чёрт, который сидит в телефоне или на телеграфном столбе и передаёт голос человека
существо из кантабрийского фольклора, разновидность дуэнде, мохнатый проказливый домовой-чертенок
один из популярных персонажей осетинского фольклора, аналог черта, беса
в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье
в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового
в славянском фольклоре злые духи
в фольклоре тюркских и монгольских народов, обычно соседствующих со славянами, злой дух или демон, схожий со славянским чёртом
в исламском богословии враждебные людям и Аллаху злые духи, черти
черти в еврейской иудаистической мифологии, косматые существа с птичьими лапами
в беларусском фольклоре мелкие и практически неопасные нечистики веселого нрава
в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок
в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет
японская разновидность полтергейста, крохотные демоны-о́ни, появляющиеся в домах поздно ночью