Как называли деревни в старину
Древние типы селений в России
Путешествуя по России, сталкиваешься с различными типами поселений, которые часто отражены и в названии населенного пункта: городок, погост, сельцо и т.д. Откуда пошли эти названия? Что они означали прежде? Часто понимание этого — ключ к истории места. Существуют ли эти типы селений до сих пор?
Городок, городище, город
Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. В прошлом синонимами слова «городок» было «городище» и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком. В настоящее время под городищем городищем подразумевают археологические памятники — укрепленные селения, например, Рюриково Городище.
Погост
Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).
Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.
Село (сельцо)
Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.
Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.
Деревня
В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.
Вот такие древние типы селений дошли до настоящего времени. Теперь, путешествуя по России, приглядитесь внимательнее к названиям, оно многое сможет вам рассказать.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Как у наших деревень появлялись названия
Каких только названий деревень не встречается на просторах Руси – от поэтичных и возвышенных, вроде Поспелово, Вознесенского или Красавино до забавных, смешных и даже казусных: Дурново и Хреново, Снова Здорово и Попки, Лысая Балда и Козявкино. Однако не спешите смеяться. Если что-то на Руси кажется вам смешным, вероятно, вы просто чего-то не знаете. Принципов, по которым в России называли села и деревни было великое множество. Например, названия могли сохраниться, как наименования административных единиц.
Великим или Большим Двором называли центры владений бояр, Городком именовали укрепленное поселение, Погостом назвали село с церковью и кладбищем. Село, начавшееся с одного-единственного двора, называлось Починок, а жители деревни Слободки или Слободы были когда-то освобождены от налогов. Населенные пункты Стан, Становая, Становище получили названия от станов, которые устраивались на дорогах – в них останавливались князья или их наместники для сбора податей.
По месту
Основной принцип, по которому русские называли свои поселения, был названием по месту, на котором стояла деревня. Ее могли назвать по реке или озеру, по какой-нибудь особой примете: Высокая Горка, Большой Камень, Залесово, Заплывино, Большой Луг, Исток. Деревня Пазухи под Великим Устюгом получила свое название от слова «пазуха», что значало «заводь, залив»; деревня Порог стояла у каменной гряды. Название деревень Прислон и Присло произошло от существительного прислонъ, что значало «гористый берег реки», то есть деревни стояли на берегу, на возвышенности. Название Медвежий Взвоз говорит не только о том, что в лесах возле села обитали медведи, но и о том, что стоит оно на круче – на «взвозе» Село Бабка под Воронежем по одной версии получило название от водившихся здесь пеликанов, которых на Руси назвали бабами-птицами, а по другой – возле села находится много баб – каменных идолов. В Жареном Бугре никто никого не жарил, слово «Жареный» пришло в название из тюрского языка, на котором «джар» значило «крутой, обрывистый берег». А село Сучкино получило название от раскорчеванной пашни, которую раньше называли суками. Деревня Истопная стояла на речке, текущей из болота, «топи»; название деревни Исады встарь означало место высадки, погрузки, пристань. Название деревни Рыжесиденье произошло от «сиденья» – участка земли, который обрабатывал поселенец.
По имени-прозвищу
Деревни на Руси называли по распространенному среди жителей имени, например, Петрово, Иваново, Юдино – последнее происходит от измененного христианского имени Иуда. Деревни называли по имени или фамилии её основателя-первопоселенца, например, деревня Елакино Велико-Устюгского района получила свое название от фамильного прозвания первопосленцев Савы и Карпа, которых назвали «Елакинскими» («Песцовые книги Русского севера»). Названия деревень Клепик, Клепиковская произошли от прозвища Клепик, Кляпа, которым на Руси звали кривых, сутулых людей. Курилово получило название от прозвища основателя деревни Курило, что значало «пьяница, кутила». Название деревни Пестово восходит к древнерусскому прозвищу Пест, что значило – глупый, упрямый человек». А деревни Сусловка, Сусоловка, Сусол были названы в честь Сусола, который получил прозвище от глагола «сусолить», то есть «пить», «сосать». Большая Рудница произошла от имени Руда, которое теперь не употребляют, Киево — от Кия, а Махново от сокращенного имени Матвей (Н.В. Анисимова «О чем говорят названия наших мест»). Загоскино взяло свое название от прозвища Загоска – кукушка, а Ратчино – от имени Ратч, Ратибор, Порховка – от имени Порх, а Шилово — от прозвища Шил.
По занятию
Это самый понятный принцип названия селения – в Кузнецово жили кузнецы, в Телятино или Телячьем – скотники, в Кожино дубили кожу, в Коромыслово гнули коромысла, а в Дощаново делали чаны под квас и пиво (досчан – чан), в Хомутово делали сбрую, в Грамматеево жили грамотные люди, деревня Хреново славилась полями хрена, на котором специализировались местные крестьяне, а в Добрых Пчелах занимались бортничеством.
По названию животных и деревьев
Деревню могли назвать по животным, которыми славились окружавшие ее заросли. К примеру, Лисья Горка, Барсуки, Комарово, Гусево, Журавлиха, Тетёрки, Кулики, Выдрино, Шатуново, Полозово. Или по породам деревьев и кустарников, которые росли рядом – Сосновка, Липцы, Дубовая, Дубье, Вересовка, Лозовицы. Село Дурниха в Московской области называется так по старому наименованию голубики, – эту ягоду звали дурнихой, и местные собирали ее летом в большом количестве. Деревня Черемша славилась черемшой, а в Черемухоно росло много черемухи. Леса у Мясного Бора в Новгородской области были богаты живностью, дичью.
По церковным праздникам
Деревни и села с такими названиями были распространены по всей России и в Сибири: Архангельское, Успенка, Постное, Воскресенка, Никольское, Богородское, Троицкое. Иногда встречаются и языческие названия, например, Староперуново и Новоперуново.
Адаптированные названия
В некоторых местах тюрские названия деревень переиначивали на русский лад, и теперь можно только догадываться, что значило это название раньше. Например, название забайкальского села Хохотуй, возможно, раньше звучало по-бурятски как Хоготуй или Хоготой, что означало березовый лес, или Хохутуй, то есть тракт, дорога. В Волгоградской области есть село Цаца, название которого, скорее всего, восходит к калмыкскому названию буддийской часовни. А деревня Балдейка в Удмуртии называется так от татарского слова «булды», что значит «успешное окончание дела» В честь событий Часть деревень имеет название в честь какого либо события, часто анекдотического свойства. Например, Блинные Кучи в Смоленской области получили название от блинов, которыми встречали жители села императрицу Екатерину II. А Снова Здорово получило свое название от двух помещиков, которые все время здоровались на одном месте. Село Трахонеево было названо так в честь византийского рода Траханеотов, представители которых присутствовали при венчании Софьи Палеолог и Ивана III. А Посолькое село в Бурятии названо так в честь послов, которых на этом месте убили кочевники.
Старорусские населенные пункты
Жилые местности в Старой Руси были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа. Но гораздо ранее того мы видим, как говорит Терещенко, славяне, а затем и наши россы жили беспорядочно, потому что, боясь ежедневно набегов, как беззащитные, при неимении правильного государственного строя, должны были защищаться и массами, и поодиночно.
Каждый селянин, защищая свое имущество, свою родную семью, скрывался в землянках, вероятно, также и по неумению строиться. Понятно из этого, что они основывали весь свой добыток на скотоводстве, от которого получали пищу, одежду и даже источник дохода – выгодную мену с другими соседними народами, с которымибыли в благоприятных сношениях.
Образование городов, пригородов, посадов, сел и прочих общественных поселений образовалось тогда, когда народ сознал и укрепился на мысли, что, действуя массою, он скорее может укрепиться в защите против неприятеля, что и подтверждает история. Сила народа выражается единством духа, единством мысли и силою противодействовать до известной степени, чтобы противостать нападению. В этом случае известная масса, состоявшая из силы и родственников, дружно живущих, принимала все средства к тому, чтобы оградить себя от разного рода нападения, не только от людей, но даже от нападения зверей, и, разумеется, ограждалась тыном, загородками разного рода, вообще преградами, которые были бы недоступны против людей и защищали бы от нападения зверей.
Сила народа выражается единством духа, единством мысли и силою противодействовать
Со дня на день семьи увеличивались, согласие развивалось во имя общей безопасности, с тем вместе и принимались меры защиты против всякого рода неприятеля; нужно заметить, что леса представляли такое необозримое пространство, затруднявшее пути даже для пешеходов, что часто путники утопали в бортях. Но как бы то ни было, а обилие лесов и организация города (огорода, огородки) дали возможность развить правильность управления, а с тем вместе охраны и защиты.
Отсюда мы понимаем, что слово «город» принималось в различных смыслах, первоначально это означало огороженное место, равносильно с «оградой, огорожей». На основании этого местности для укрепления представляли более надежды на безопасность в случае внешних нападений, и эти местности тщательно ограждались, а вместе с тем подпадали под некоторую зависимость, которая по духу того времени, когда владычествовала сила, могла легко обратиться в порабощение.
Таким образом, состоялись города при более или менее благоприятных условиях: одни возросли под влиянием сильных напусков, давления внешних сил, другие, напротив, сами переходили границы и далеко бодрствовали за пределами. И действительно, как о том есть сказание, и их немало, например, возьмем сказание об Илье Муромце, который был представитель земской охраны и в то же время защиты народа.
Илья Муромец был представителем земской охраны
Плохо согласовалась между собою междугородовая связь, разгром был большой при неурядице, существовавшей подолгу, и это-то была причина, что города были центрами прилива народонаселения, а с тем вместе и центрами сбыта различных произведений как жизненных продуктов, так и других предметов. Последняя причина тоже способствовала централизации населения, причем, конечно, эти ународованные местности нуждались в суде, расправе по причине разных народных столкновений более, чем другие, по своей скученности и по тому также, что как местности укрепленные, требовавшие лиц, специально посвященных стратегическому искусству, имели начальство.
Таким образом, города получили значение преимущества пред неукрепленными населениями, и последние подпали им в зависимость, которая по духу того времени, когда владычествовала сила, заменялась легко и часто порабощением. Но не все города имели равное достоинство своей крепости; крепчайшие делались центром власти, и им подчинялись многие. Тогда между городами образовались два рода: старшие и младшие, сильнейшие и слабейшие, или города (град) и пригороды (то есть состоящие под администрацией городской власти и стратегических связей).
Таким образом, собственно слово «город» приняло значение государственного места. Народные интересы заставили обитателей скучиваться, и вот время от времени около города образовались несколько пригородов, сел, деревень. Так город Киев был городом земли Русской, Чернигов – городом земли Северской, Псков – земли Псковской, Хлынов – земли Вятской, а Вышгород, Белгород были пригороды Киева, Ладога – пригород Новгорода, а со временем Москва – городом всей земли Русской, после того самое значение города было изменено.
Городом стало называться не главное правительственное место, где сосредоточивалось правление и суд, а только как укрепленное место или как правительственный пункт.
Посадом называлось то, что теперь мы привыкли называть городом, и название посадский человек (житель посада) означало то же, что теперь мещанин. Посады были пунктами торговой и промышленной деятельности, строились всегда близ городов; город в таком случае назывался кремлем, а посад раскидывался около него. Часто город был на горе, а посады внизу, как видим это на Москве. Посады эти обводились валами там, где жителям было опасно жить по случаю внешних нападений. Посад разделялся на две части: на острог и поселок. Острогом называлось укрепленное место, служащее для защиты города от внешних нападений, а поселок – населенное место для жителей, собственно – посад, а за ним слободы.
Слободами первоначально назывались поселения, которых жители пользовались какими-либо льготами, причем эти льготы давались обществам, которых деятельность посвящена была определительно каким-нибудь особым занятиям, преимущественно ремеслам.
Погост, село, сельцо, деревня, поселок, займище были заняты земледельческим сословием, при которых была церковь, сосредоточивалось управление и даже был сборный пункт окрестного населения. Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, они, естественно, начали утрачивать прежнее преимущественное значение и назывались селами.
Слово «погост» было некогда во всеобщем употреблении, в XVI и XVII ст. сохранилось только в новгородской земле в смысле большого села со средоточием администрации для окрестного края. Сейчас же погостом называют кладбище с церковью.
Между сельцом и селом различие было только в величине их. В позднейшее время « селами » стали называться деревни с храмами, а « сельцами » – деревни, где помещаются дома владельцев имения.
Материал подготовлен по книге Михаила Забылина
«Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Как в старину называли деревню, небольшое поселение или хутор?
Небольшое поселение, деревню или хутор в старину называли словом «ЗАСТЕНОК«. Изначально застенки появились в Литве и Польше, а потом уже и в России. Предположительно, слово произошло от слова «стен», обозначающего лесок, разграничивающий земли отдельных деревень.
Слово «застенок» имеет и другое, негативное значение. В старину застенком называли место для пыток.
Сложное название, никогда раньше его слышать не доводилось. это не случайно, потому что название идет из великого Княжества Литовского, уже потом оно стало использоваться и в России:
Такие виды поселений в старину на Руси называли словом застенок, и тогда у этого слова не было более позднего значения » тюрьма», «неволя».
Сегодня, как не странно, это слово имеет совершенно иной, можно даже сказать, страшный оттенок. Это слово «застенок». Не правда ли, мало похоже на называние деревни, небольшого поселения или хутора? Тем не менее, правильный ответ, слово застенок.
Русь наша многострадальная строилась с миру по нитке, находилась практически в эпицентре всех исторических передряг, поэтому в лексиконе русского языка мы можем найти такие слова, которые можно растолковать двояко. Хутор ли, поселение ли, а может и просто деревушку в старину назвали «ЗАСТЕНОК»- нет, а вы что подумали при этом!»?
По мере роста населения многие семьи отселялись из городов, деревень и основывали новые, небольшие поселения, хутора или деревеньки. Так как границей земель, принадлежавших деревне зачастую являлась роща или лесок, переселенцы и отправлялись за него строить свое новое жилье. Такие населенные пункты назывались ЗАСТЕНОК.
Вопрос очень непростой, так как данный ответ на этот вопрос является архаизмом, а они, как правило, очень редко используется в быту и общении. Но, поискав немного в сети всемирной паутины, я установил, что в старину небольшое поселение (хутор) называли Застенок
Долго перебирал в уме известные оружейные марки и фамилии английских поэтов и, в конце концов, решил, что речь в задании идёт о поэтическом супружеском дуэте по фамилии Браунинг. Был такой известный поэтический дуэт в Великобритании в 19-м веке, который состоял из супругов Роберта и Элизабет Браунинг. Ну, а об оружейной марке Браунинг наверняка слышали все. По буквам фамилия и марка как раз подходят.
Исходя из маски кроссворда (8 букв), можно предположить, что этим знаменитым симфонистом был и остается Бетховен.
Когда человек, имеющий врождённое(генетическое) заболевание понимает, что он не в силах изменить свою жизнь, он смиренно принимает своё положение. То же можно сказать и о слабом духом, безвольном человеке, который смиряется с обстоятельствами.
Этим материалом является Барботин. Это название происходит от французского слова » barboter «, что обозначает » шлепать, плескаться, пачкать «. Из себя этот материал представляет цветную глину из смеси белой глины, песка и краски, которая используется для ручной лепки рельефных деталей на керамических изделиях или изразцах или в жидком состоянии наносится кистью. Наносится этот материал на изделие перед обжигом.
Как в старину придумывали названия деревень и сел?
Откуда пошли названия деревень?
Названия деревень, как и фамилий человека, произошли от прозвищ, либо от фамилий их основателей.
В давние времена всему давали названия которые внешне, внутренне, наличие чего то в больших размерах, например: люди нашли пустырь огромной площади вокруг которого растёт очень много дубовых деревьев, решили создать деревню учитывая что вокруг одни дубы они назвали деревню Дубовка, или например строители создали село, и измерили сколько км к родному селу, расстояние оказалось 10 км, решили назвать новое село Гривенник, Десятник, Десюнчик, Серебряник, Монетник.
В старину названия селам и деревням давали по нескольким критериям:
Чаще всего названия для населенных пунктов придумывали исходя из территориальной особенности, имени основателя. Также село могло славится каким-нибудь ремеслом или событием, от чего и получало свое название.
Раньше могли назвать деревню
по фамилии ее основателя или барина, который жил в ней,
от речки или озера, которые находились рядом,
от основного рода деятельности жителей (скажем, Кузнецово, Пастухово),
от города или поселка, находившегося рядом,
от прозвища известной личности деревни,
от события, которое потрясло всю деревню (к примеру, Пожарово),
от деревьев, преобладающих на территории деревни (Кленово, Дубки).
В августе текущего года на Грузию обрушился сильнейший ливень. Он сопровождался сильными порывами ветра. В результате ливня были затоплены улицы нескольких городов (Поти, Батуми, Тбилиси) и поселков. Большая вода пришла с реками, которые в результате сильного ливня вышли из берегов и затопили сельскохозяйственные угодья, дома, хозяйственные постройки. Как сообщают в средствах массовой информации, погибших среди населения не было. Но люди лишились недвижимого имущества, машин, погибли домашние животные, птица. Для населения это существенный урон, потому что денег на восстановление утраченного у простых граждан Грузии нет.
Если хочется поднять настроение, то непременно надо заглянуть в подробный атлас или поискать на просторах интернета забавные названия городов и сел. Чаще, конечно, такие названия встречаются в селах, города обычно переименовывают, если название неблагозвучное. А вот к названиям деревень и сел, даже самым смешным и нелепым (на наш взгляд), люди как-то привыкают, вроде так и надо.
Но со стороны свежего взгляда они вызывают однозначно улыбку. Интересно сложно переименовать село или деревню? Что для этого нужно сделать? С другой стороны, может у людей такое чувство юмора, может смешное название настроение поднимает в свете нелегкой жизни в глубинке. Но скорее всего действует привычка, просто уже внимание не обращают.
Вот несколько забавных перлов. Они однозначно поднимут всем настроение, я хохотала по крайней мере:
Некоторые названия не смогла привести, уж очень они звучат неприлично. Но фото табличек с названиями еще нагляднее будет: