Как называли должников на руси
Как на Руси долги выбивали
От Киевской Руси до наших дней
Если вы задолжали банку, возможно, вами займутся коллекторы. По закону коллектор не может вас избить, угрожать вам или вашей семье, запугивать.
Не то что раньше. Вот как выбивали долги у наших предков.
Обращали в раба
Брали в кабалу
При Иване Грозном появилась возможность отработать долг. Если кто-то не выплачивал долги по долговому документу — кабале, то становился кабальным холопом и отрабатывал свой долг господину.
Били палками
Еще один способ взыскания долгов во времена Ивана Грозного — правёж. Должника ставили перед судом, в котором он был осужден за долги, и били палками по ногам. Срок правежа зависел от суммы долга. При долге в 100 рублей «стоять на правеже» полагалось месяц.
Во время наказания должники старались кричать погромче, чтобы родственники сжалились и выплатили долг. Некоторые платили исполнителю наказания — недельщику, и он позволял обматывать ноги кожей. Надо было только кричать погромче. А бывало и наоборот: кредитор платил недельщику, и тот наказывал должника так, что бедняга просто не мог идти.
Сажали в тюрьму
Пётр Первый отменил правёж. Он увидел в Европе, как работают долговые тюрьмы, и решил применить эту практику в России. Кредитор обращался в суд с долговым документом, и суд выносил решение о заключении должника под стражу.
Сидеть в тюрьме полагалось, пока должник не оплатит долг. Содержание оплачивал сам кредитор. Если денег не платили, то должника отпускали. Иногда кредиторы нарочно не платили за содержание, и должник выходил на свободу. А когда он находил работу, кредиторы снова вносили «кормовые» деньги, и должник опять должен был садиться в тюрьму.
Обращались в суд
Тюрьмы для должников были ликвидированы лишь в 1879 году, во время правления Александра II. С тех пор кредитор мог взыскать долг обычным порядком в суде. Так же как и сейчас.
Чтобы не сталкиваться с коллекторами, почитайте наши статьи о кредитах:
История ростовщичества в Российской империи
История ростовщичества в Российской Империи. Державин против Полякова.
Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, «резоимцам», берущим «лихву», которых в народе прозвали “христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными” (В. И. Даль).
В русских деревнях бытовала такая присказка: «Зашел как-то Иван к ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100% ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идет он домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и еще 100 рублей должен. Но самое интересное в том, что все это строго по закону».
В русских народных поговорках говорится “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”, “Неправедная корысть впрок нейдет”, “Неправедная нажива — огонь”, “Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание — прах”, “Не от скудости скупость вышла, от богатства”, «Торговать бедою- заложить головою»,»Чужим богат не будешь»,»Чужой бедой сыт не будешь», «Шерсть стриги, да шкуры не дери», «От займа богат не будешь»; «Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает»; «Навоз у бога хлеб крадет», “Лихва да лесть дьяволу честь”.
Народное понимание нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Замечательно, что такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю.
По наблюдениям С.Я.Дерунова, собиравшего материал в Пошехонском уезде Ярославской губернии; крестьяне считали, что, не уплатив долга на земле, не будешь развязан с земной жизнью на том свете. Поэтому, если должник долго не платил, то давший ему ссуду грозил стереть запись о долге (соседский долг обычно записывался мелом), т.е. лишить его возможности рассчитаться. Иногда долг записывали зарубками на палках или бирках, тогда пускалась в ход угроза сжечь их. Должник кланялся и просил не стирать или не сжигать свидетельство о долге”. Русские. М.: Наука, 1999.
Один из авторов «Владимирского Сборника», изданного в связи с 950-летнем Крещения Руси в Белграде, пишет: «Русская душа во всех ее тончайших, возвышенных идеальных чертах глубоко воспитана православием. В ней все высокое и характерное от Православия: аскеза, непорабощенность материализмом даже при скопидомстве и хозяйственности, смирение и долготерпение, широта и щедрость всепрощения, соборность, братолюбие, жалостливость и сострадание к меньшей братии, жажда решать все дела не по черствой юстиции, а «по-Божьи», т. е. не по правде законной, а по любви евангельской».
к а б а л а
долговая зависимость на Руси
• В Древней Руси — письменный договор о займе или закладе имущества под проценты с обязательством в случае неуплаты отвечать своим имуществом или личностью
• договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца
• долговое обязательство, заем под залог (устаревшее)
• как на Руси в XIV веке называли долговую расписку
• одна из форм феодальной эксплуатации
• полная, крайне тяжелая зависимость угнетаемого эксплуатируемого человека; подневольное положение
• почти рабская зависимость
• рабство, холопство, неволя (переносное значение)
• средневековое еврейское мистическое учение, основанное на толковании Ветхого завета, магии цифр и знаков
• форма личной зависимости, связанной с займом
• договор купли-продажи по-арабски
• в русский язык это слово попало из арабского языка — в котором оно означало договор о купле продаже
• в переносном смысле это слово означает «гнет», а в переводе с арабского — «расписка, обязательство»
• долговое обязательство на Руси
• долговое обязательство в Древней Руси
• рабская зависимость от кого-то
• рабская зависимость, порабощение
• форма личной зависимости
• Долговое обязательство на Руси
• Еврейское эзотерическое учение с элементами магии и мистики
• Древний город, столица Албании Кавказской в 6 в.
• в переносном смысле это слово означает «гнет», а в переводе с арабского — «расписка, обязательство»
Как наказывали за долги в разные времена в разных странах: 15 самых страшных казней
От залога имени или родственников до рабства и казни
В Древнем Риме кредиторам разрешалось разорвать должника на части. Но этим правом не пользовались – предпочитали продавать банкротов в рабство. Ведь казнить должника невыгодно. Это понимали с самого зарождения заёмных отношений, поэтому кредиторы придумывали разные изощрённые способы, чтобы вернуть свои деньги. ДОЛГ.РФ составил свой рейтинг таких «конкурсных мер».
15 место – Северная Америка
Интересный обычай был у американских индейцев племени квакиутл. Когда кто-то брал деньги в долг, он оставлял в залог своё имя.
Пока должник не расплатится, все жители деревни зовут его жестами, нечленораздельными звуками или возгласами типа «эй, ты»! После погашения долга имя и уважение к человеку возвращалось.
14 место – Средневековая Франция
В Марселе, Бретани и других местностях Франции в XI веке практиковался Ostagium, что можно перевести как «заложник». Должник по такому договору не имел права выезжать из города, пока полностью не расплатится.
Позже институт Ostagium модифицировался в харчевенный договор. Должник обязан был поселиться в определённой гостинице, связанной с кредитором. Там он жил пока не погасит долг.
Чаще вместо должника подобному «гостеприимству» подвергался поручитель. Он платил за проживание и еду. Таким образом харчевенный договор служил не только для удержания недобросовестного заёмщика в поле зрения кредитора, но и для получения с него хоть какого-то возмещения.
13 место – Древняя Индия
Кредиторы в древней Индии использовали психологический инструмент давления на должника – драхну. Они садились у двери неплательщика и устраивали сидячий пикет.
Хозяин предпочитал не выходить за порог, чтобы не сталкиваться с заимодавцем. Получалось что-то вроде домашнего ареста, причём в роли «тюремщика» выступал сам кредитор.
12 место – Племена на юго-востоке Индии
Одно из племён на юго-востоке полуострова Индостан ограничивало перемещения несостоятельного должника другим способом. Кредитор чертил вокруг него круг, и «заключённый» не имел права выйти из этого круга. Если он нарушал запрет и пересекал черту, его могли казнить. Должник находился в кругу до тех пор, пока не погасит долг.
Чем-то напоминает предписание московских властей о самоизоляции и передвижении только до ближайшего магазина/аптеки?
11 место – Средневековая Фландрия
Гентский закон 1696 года позволял запирать должника в доме кредитора. Из пищи хозяин дома мог давать заключённому только хлеб и воду, а также класть ему на ноги «столько железа, сколько ему заблагорассудится».
10 место – Англия, XVI век
Держать банкротов дома неудобно. Да и не у каждого найдётся свободный подвал. Поэтому кредиторы сначала арендовали камеры, а потом создали долговую тюрьму.
У английской долговой тюрьмы была интересная особенность. Должника нельзя было арестовать у него дома. А вот если его ловили на улице, то сразу же сажали.
9 место – Запорожская сечь
Суровы были и законы Запорожской сечи. Нерадивого должника приковывали цепями к пушке. Такое наказание преследовало двойную цель. Прикованный казак становился посмешищем для товарищей, а пушка выполняла воспитательную функцию. Но также кто-то из проходящих казаков мог сжалиться над бедолагой и стать его поручителем. Тогда вопрос долга закрывался, и несчастного освобождали.
8 место – Древний Египет
Во все века невыплата долгов считалась позором. Именно на чувства стыда давили древние египетские кредиторы. Они брали в залог мёртвые тела родственников, чаще всего родителей.
Пока должник не расплачивался, он не мог совершить обряд похорон. Позор как бы переносился на родителей, а это считалось для древнего египтянина страшнейшим бесчестьем.
7 место – Древняя Ассирия
Древние ассирийские кредиторы забирали у несостоятельных должников их живых родственников. Сам банкрот был свободен. Он должен был как можно быстрее найти деньги, чтобы выкупить родственника обратно. После чего родственник, натерпевшийся издевательств от кредитора, изливал свой гнев на должника – объяснял, что долги гасить нужно вовремя…
6 место – Древняя Русь
Наших обанкротившихся предков во времена Ивана Грозного привязывали к столбу и били палкой по икрам. Называлась эта процедура «правежом». Целью палача было заставить непутёвого заёмщика громко кричать. Авось родственники или друзья сжалятся и заплатят за него.
Некоторые хитрецы платили палачам. За это им разрешалось обвязывать ноги кожей. Боль от ударов смягчалась, но орать они должны были также громко, чтобы не вызывать подозрений.
5 место – Средневековая Европа
Аналогией русского правежа были позорные столбы. Такой вид наказания можно было встретить в любом поселении на всей европейской территории. Банкротов привязывали к столбам на центральной площади. Каждый прохожий мог кинуть в привязанного камень, ударить палкой или кнутом.
Наверняка, средневековые домохозяйки приводили на площадь своих непослушных деток и учили их: «Смотри! Не бери в долг, а то будешь как этот дядя».
4 место – Древняя Норвегия
В древности должники часто попадали в рабство. У норвежцев был принят более гуманный вариант. Кредитор использовал рабочую силу должника, но последний оставался де-юре свободным. Если кредитору услуги в данный момент не нужны, он мог продать рабочее время задолжавшего земляка третьим лицам. Но сначала он обязан был предложить сделку родственникам горемыки.
Если должник отказывался выполнять распоряжения хозяина, последствия могли быть плачевными. Кредитор снова предлагал родственникам заплатить выкуп. Если желающих не находилось, он имел права отрезать любой кусок тела строптивого заёмщика.
3 место – Общемировая практика
Пожалуй, самым распространённым наказанием за долги вплоть до XX века была продажа в рабство. Япония, Китай, Персия, Русь, Африка и Европа. Везде несостоятельный должник или его дети становились рабами кредитора.
Как правило, выкупить себя человек уже не мог и оставался в рабстве до конца своих дней. Правда, некоторые правители, например в Древней Месопотамии, устраивали амнистии и освобождали из рабства всех должников. Это происходило, когда много крестьян становились рабами, и некому было кормить население. Но чаще кредиторам удавалось пролоббировать свои интересы, оставляя себе рабов и приобретая новых.
2 место – Древняя Швеция
У древних шведов для должника имелось наказание похуже рабства. Должник исключался из общины и лишался всякого содействия и участия остальных жителей. Он становился изгоем, а в те времена это было страшнее порабощения.
1 место – Западная Африка
Западная Африка была главным поставщиком рабов на американские плантации, начиная с XVIII века. Очень часто рабами становились за долги. В районе реки Нигер взысканием долгов занималось тайное общество Экпе.
Общество было создано богатыми коммерсантами. Целью было прекратить постоянные междоусобные войны в регионе. Чтобы продемонстрировать серьёзность намерений и своё могущество Экпе придумали показательную казнь для преступников, в том числе и должников. Несчастных вешали с оторванной нижней челюстью.
Когда Экпе удалось взять власть в свои руки, казни прекратились. Ведь гораздо выгоднее было продавать людей в рабство, чем убивать.
Банкротство во все времена приносило человеку позор и унижение. Но для бедняков долговое рабство порой было единственным путём выживания. А некоторые богачи как раньше, так и сейчас сознательно принимают на себя этот стыд, чтобы обмануть кредиторов и сохранить свои богатства.
Гулящие люди, захребетники, халупники — кого так называли на Руси?
Россия всегда славилась своими просторами, обильным населением и богатством языка. В русской речи были свои названия для всего, жаль, что со временем наши фразеологические словари беднеют. А на Руси семантическое ядро было мощное, взять, к примеру названия разных людей: халупник, бобыль, гулящий, захребетник. Что они означают?
Всех вышеперечисленных персонажей объединяло одно — они не платили податей, а на Руси такое случалось не очень часто. Государственная казна испокон веков полнится именно налогами, так почему кое-кто позволял себе отлынивать от столь важного занятия?
Были, оказывается, маргиналы, к которым относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди.
Вольные люди на Руси были очень подвижным сословием
По данным историка Ключевского, вольными (гулящими) называли людей, принадлежащих к так называемой подвижной касте. Это были представители свободных промыслов, они промышляли на свой страх и риск в разных городах и весях. По всей видимости, поэтому не были прикреплены к какой-либо волости. Отсюда и неплатежи налогов.
В подвижную касту, кстати, входили разбойники и воры — вот уж действительно сложно себе представить, что они платили налог. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычное положение в обществе, вроде как пролетарий. Им нравились аккордные работы, иногда они могли продлить свой краткосрочный контракт.
Гулящие могли трудиться на земле или же попрошайничать, были открыты любой перспективе. Поэтому профессии, в которых они пробивались, были ремесленными или развлекательными. Кожемяка или скоморох — все они вольные люди. Нередко таковыми становились люди, сбежавшие из плена или же слуги, которым баре даровали свободу.
Захребетников на Руси уважали
Этим словом в средневековье называли вольных (гулящих), нанимающихся на чужое тягло, и не имеющих собственного хозяйства. В это микросословие стремились также беглые крестьяне. По версии историков, слово «захребетник» не было ругательным, как сейчас.
Этимология его «из-за хребта» означала, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тех, кто пашет, надрывается, ломает спину (хребет). Так что захребетники работали сразу на нескольких крестьян, а это крайне тяжело.
Бобыли и халупники не вызывали уважения
Если сегодня бобыль — это одинокий неженатый мужчина или вдовец, то в средние века так определяли крестьян без земельного надела. У поморов бобылём называли человека, зарабатывавшего себе на жизнь работой, не связанной с земледелием.
А вот в других областях для бобыля было пару синонимов: кутником звали того же бобыля, у которого были изба и огород. Халупник — еще один синоним владевшего домом человека. Но, поскольку бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов, в списках плательщиков налогов их не было. Так что их считали бездельниками и не удостаивали уважения.
Если бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк — это называлось бобыльщина. Многие бобыли рвались в город — считалось, что там благолепие и блестящие перспективы. Обычно они становились мелкими торговцами, ремесленниками, разнорабочими в различных нишах городского хозяйства.
Зато в Сибири быть бобылем мог только «промышленный человек». В переписи 1680 года указывалось, что такие финансово независимые бобыли имеют свои дворы, занимаются промыслом, поэтому попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами, а это уже более высокий социальный статус.