Как называли хозяина лавки в старину
лавочник
Смотреть что такое «лавочник» в других словарях:
лавочник — См … Словарь синонимов
ЛАВОЧНИК — [шн], лавочника, муж. Хозяин, владелец лавки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛАВОЧНИК — [шн ], а, муж. (устар.). Торговец, владелец лавки 2. | жен. лавочница, ы. | прил. лавочницкий, ая, ое и лавочничий, ья, ье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
лавочник — лавочник. Произношение [лавошник] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Лавочник — м. 1. Продавец, владелец лавки [лавка II]. 2. разг. Торговец, торгаш (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лавочник — лавочник, лавочники, лавочника, лавочников, лавочнику, лавочникам, лавочника, лавочников, лавочником, лавочниками, лавочнике, лавочниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
лавочник — л авочник, а … Русский орфографический словарь
лавочник — (2 м); мн. ла/вочники, Р. ла/вочников … Орфографический словарь русского языка
лавочник — Syn: см. коммерсант, см. купец … Тезаурус русской деловой лексики
лавочник — а; м.; устар. владелец лавки или продавец в лавке II … Словарь многих выражений
Значение слова «лавочник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛА’ВОЧНИК [шн], а, м. Хозяин, владелец лавки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова опочивальня (существительное):
Ассоциации к слову «лавочник»
Синонимы к слову «лавочник»
Предложения со словом «лавочник»
Цитаты из русской классики со словом «лавочник»
Сочетаемость слова «лавочник»
Каким бывает «лавочник»
Афоризмы русских писателей со словом «лавочник»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «лавочник»
Впервые за три года чиновники шли рядом со штукатурами, и мелкие лавочники оказались в одной шеренге с металлистами.
Разговаривает с нами, как с равными, а ведь у него на физиономии написано, что сын лавочника или пивовара.
Обслуживая этот разношёрстный и весьма беспокойный контингент, местные лавочники привыкли скупать у традиционно небогатых матросов всё, что те притащат, и никто ничему и никому не удивлялся.
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Водовоз и золотарь
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной » произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Ямщик
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «Эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Богачи же брали себе «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Бондарь
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Жгон или каталь.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник»
Бурлаки
Фонарщик
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов были освещены факелами, лампами с масляными фитилями, и соответственно были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так,в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые нужно было вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась с Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
А вот об истории пьянства на Руси и о сухом законе Николая II можно прочесть здесь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Профессии на Руси и любопытные факты о них.
Прапорщик- так при Петре Первом называли знаменосца, так как знамя называлось «прапор».
Выжига- во времена Екатерины Второй существовала профессия, люди которой выжигали с мундиров сусальное золото.
Зодчий- название профессии произошло от стройматериала из которого делался кирпич-глины.В то время глина звучала как «зъдъ» или «зод».От этого слова и стала называться новая профессия.
Маклак- продавец подержанными вещами.
Офени- странствовали по городам и весям и торговали всякой всячиной: иголками, бумагой, мелкими поделками, лубочными картинками и пр. Со временем у них сформировался особый уклад жизни и собственный язык (феня), непонятный для большинства окружающих.
Шваль- по словарю Даля так на Руси называли крестьянского портного.
«Съел на этом деле собаку»- на Руси нерадивого ученика ремесленника могли запереть с инструментом и «посадить на хлеб и воду» на год.Скрасить его одиночество мог четвероногий друг. Многие с голодухи поступали с ними не по товарищески.
Ванька- так в дореволюционной Москве называли дешёвых извозчиков.
Половой- раньше называли слугу в трактире.
Виночерпий- должностное лицо ведавшее винными погребами разливавшее и подносившее вино на пиру.
Гость- называли купца, торговца преимущественно иностранного.
Пестун- заботливый воспитатель.Пестовать- заботливо воспитывать,любовно выращивать.
Чумичка- раньше этим словом называли крестьянку выполнявшую грязную работу.
Любомудр- так на Руси называли философа.
Паяц- так раньше называли клоуна.
Дворник- этим словом на Руси называли хозяина постоялого двора.
Рудомёт- так назывался человек «пускавшего кровь больным», обычно эта обязанность ложилась на цирюльника.
Стряпчий- называли юриста.
Трубочисты- носили с собой большую ложку со складной ручкой и имели право посещать бесплатно бани в Петербурге 19-го века.
Мошенники- произошло от слова «мошна», которую разбойники срезали с жертвы.
Гончар- раньше называли «чародеями, работающими у горна».От слова «горнъчар».
Истопник- 12-13 веках называли «пиратов» от слова «топить» суда.
На Руси купцы торговавшие тканями предпочитали нанимать продавцов маленького роста, так как в старину ткань измеряли локтями, а у маленького человека локоть короче.
Шелкопёр- от слова «щёлкать пером», так в старину называли писателя.
Коновал- так в России 18-19 веках называли ветеринара.
Борзописец- так в старину называли стенографиста.
Плевальшики- так называли людей которые сеяли репу потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена.
Профессия: коробейник. Как была устроена жизнь торговца вразнос
Сейчас разносчика, торгующего газировкой, сладостями или сувенирами, можно встретить, пожалуй, только в детском парке. Этот тип торговца почти исчез из городской жизни. Между тем в царской России торговля вразнос — пирожками, квасом, мясом, молоком и яйцами, фруктами, игрушками, тканями, сувенирами, напитками — была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга.
Недавно мы рассказывали о «сволочах», «супостатах» и прочих ругательствах, которые были популярны в старину (и часто имели совершенно иное значение, чем сейчас). Кроме прочего, мы вспомнили о слове «лох», которое пришло из жаргона офеней — бродячих разносчиков товаров, которые оказались настолько интересными, что им стоило посвятить отдельную статью.
Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. По словам современника, в середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?
Люди в серых халатах
Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.
С понедельника по пятницу каждой недели разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры… Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».
Как писал живший во второй половине XIX века москвич Н. Телешов, «кто и как узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одному выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибочно знать, с каким товаром идет разносчик». А еще можно было понять, хорошо ли у него сегодня идет торговля и откуда он родом.
Вот так квас — в самый раз!
Баварский со льдом — даром денег не берем!
Пробки рвет! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!
Вот сбитень! Вот горячий!
Всяк кушает его — и воин, и подьячий,
Лакей и скороход и весь честной народ!
По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека, просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушки грошиков попрашивайте, ах, по ягоду по клюкву, к-р-р-рупная, володимирская клюква!
Работа разносчика физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.
Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики — чаще всего гнилыми фруктами или тряпьем.
Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, моченые яблоки и груши, рыба свежая и соленая, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мед в сотах, живые раки, табак и сигары, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги — у разносчиков в самом деле можно было купить почти все.
Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.
Приходила клюква издалека
Городскими разносчиками обычно работали крестьяне окрестных губерний, при этом сосчитать их не было возможности — регистрировались у городского правительства далеко не все, шла постоянная сезонная миграция из города в деревню и обратно. Историк Людмила Мясникова пишет, что в 1870-м году в Петербурге был зарегистрирован 6221 разносчик, «но данные не вполне точны». В любом случае, их были тысячи.
В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Сметливые, оборотистые, они ехали в столицу на заработки из-за малоземелья в своей губернии, и торговали готовой едой, овощами (их растили на своих огородах недалеко от Петербурга, чтобы продавать только свежее) и цветами (их тоже выращивали — в оранжереях).
В Москве преобладали разносчики из владимирских земель. Однако в любом большом городе работали и отдельные «корпорации» крестьян из тех земель, где были особые промыслы — нижегородцы торговали резными ложками, подмосковные крестьяне — деревянными игрушками, владимирцы — клюквой.
Ходили по русским городам и торговцы-иноземцы. Очень много было разносчиков-татар, прибывавших из Симбирской, Казанской, Пензенской губерний. Те, что победнее, скупали старое тряпье; татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в черной или зеленой бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ходили с жестяной посудой и проволочными корзинами словенцы, которых упорно называли «венгерцами»; с соломенными метелочками и коробками для косметики — «остзейские немки». Развозили в телегах картофель и овощи немцы-колонисты, которые отличались тем, что не торговались — у них весь барыш был просчитан заранее.
Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шелковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-черных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шелк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.
Типы разносчиков
Какие разносчики чаще всего встречались на улицах Москвы и Петербурга? Прежде всего, это были торговцы съестным и напитками. Ранним утром на улицах появлялись мясники — элита разносчиков. Мясник торгует с тележки, отрубая кусок мяса прямо при покупателе и завешивая его на весах. И весы, и гири были с государственным клеймом, поэтому мясники не обвешивали и не торговались. Подъедет к заднему крыльцу барского дома, вызовет кухарку, отвесит, сколько нужно, мяса и едет дальше.
В местах скопления народа всегда найдется желающий выпить чаю или квасу, съесть киселя, пирожок, баранку или иное лакомство — все это предлагали разносчики. Продавцы клюквы выкладывали ягоду в деревянные чашечки и мазали сверху медом, кисельники отрезали целые ломти густого горохового киселя и поливали растительным маслом; блинники ходили с цилиндрическими лотками, в которых стопкой лежали блины. Подавая блин, разносчик присыпал его сахаром. Ходили и продавцы мороженого — у них на головах стояли кадки со льдом, в который были вкопаны жестяные банки с крышками. В каждой банке было мороженое своего сорта — сливочное, «шоколадное» (тоже сливочное, но подкрашенное жженым сахаром), крем-брюле. В этой же кадке были деревянные блюдца и костяные ложечки. Полукруглой ложкой мороженщик сооружал шарики и выкладывал на блюдечко. Есть полагалось сразу же — использованную посуду мороженщик вытирал полотенцем и клал обратно в кадку.
Продавали вразнос и квас «с ледком», заправлявшийся сахарной патокой. Квас делали также лимонный и малиновый, «ядовитых» цветов, а вместе с квасом разносчик часто носил и поднос с вареными грушами.
С большим медным сосудом, похожим на самовар, ходил продавец сбитня — напитка на основе меда и пряностей, подкреплявшего в холод. До распространения чая в начале XIX века именно сбитень был самым популярным горячим питьем в России. Сосуд для сбитня носили в ватном чехле на спине, а кран помещался под левой рукой у сбитенщика. Через плечо он носил гирлянду калачей или баранок, а вокруг его пояса наматывал полотенце, в котором в специальных выемках, как в патронташе, стояли стаканчики для сбитня. Стаканы были с толстенным дном — чтобы покупатель не обжегся при питье.
Коробейник на гербе Савино в Ивановской области
Были и среди разносчиков свои специалисты узкого профиля: водовозы, которые день-деньской ездили на телеге с огромной деревянной цистерной, угольщики, все черные от пыли своего товара, точильщики, которые несли на плече станок с большим точильным колесом, приводившимся в движение ножным приводом, и выкликали: «Ножи, ножницы точить!». Точильщик был настолько привычен большинству горожан, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, мальчишки в ужасе кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!»
Особой категорией разносчиков были старьевщики: «Нету ли старья, тряпья, старого меху, бутылок, штофов продать?», — кричали они, бродя по дальним улицам и бедным окраинам. В центре, где живут богачи, старьевщику поживиться нечем. Его клиенты — мальчишка, принесший старые сапоги, старуха с выцветшей шляпой или истлевшим полушубком. Свой «товар» старьевщик сбывал скупщикам старья, а те продавали старую одежду портным на заплатки, мебель — плотникам на доски, словом, у бедняков все шло в дело.
Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос — папиросами, газетами, старьем и прочим — но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.