Как называли мальчика в старину
Как давали имена детям на Руси?
В старину родители давали имя ребёнку, подходя творчески. Ныне популярные имена: Фёдор, Варвара, Марья и Иван не всегда были привычными уху славянина. То ли дело: Борщ, Истома, Лихой, Мал, Пуп, Смола и Шестой.
Как происходило наречение
В Древней Руси функции имен могли выполнять самые неожиданные для современного человека слова. Нарицательные существительные, как и наречия, прилагательные, глаголы и причастия древнерусского языка становились собственными.
Славянские
Выбирали по тому или иному случаю, нарекая младенца:
Долгожданного и любимого малыша могли назвать: Ждан, Хотен, Любава, Голуба.
Кроме этого, наблюдалось желание повлиять на характер и судьбу малыша: Горазд (искусный), Горыня (подобный горе), Добрыня (добрый).
Период дохристианской Руси – до X века, время язычества, единения и обожествления окружающей природы. Примеры из животного и растительного мира: Арбуз, Орех, Мох, Щука, Ёрш, Жаворонок, Лебедь. Желая дать малышу защиту животного, мощного тотема, его могли называть: Медведь, Волк, Орёл, Ворон.
Использовались названия языческих богов: Ярило, Лада и др.
Интересные моменты
Имена часто выполняли роль оберегов, отпугивающих злых духов: Нелюб, Некрас, Неустрой, Невзор, а также Тугарин и Гнилозуб.
Языческие имена широко соседствовали с норманнскими: Глеб, Олег, Рюрик, Ольга.
Грань между семейным именем и прозвищем была условна. Появляясь с возрастом и принятое владельцем, оно прочно прикреплялись к человеку, помогая идентифицировать личность, являясь дополнительной характеристикой, а то и вовсе заменяя его.
Общественно-бытовые прозвища давались по отличиям внешности: Нос, Худой, Малюта; характера: Молчун, Злобан, Баламут, профессии и таланту: Кузнец, Шуба.
Христианские имена
После введения христианизации на Руси в 988 году ситуация начала меняться. Византийский именослов принёс имена, долгое время чуждые древним русичам: еврейские, греческие и римские. Христианское имя давалось при крещении в честь святого, привязанного ко дню рождения, и называлось прямым. Первым именем оставалось старорусское – публичное, прямые имена долгое время не распространялись, употреблялись только в церкви, иногда держались в тайне. Это относится к периоду X—XIII вв. Реформатор князь киевский Владимир Великий (Ясно Солнышко) при крещении получил имя Василий, царь Василий III – Гавриил, Иван Грозный – Тит.
Иноземные имена, пришедшие к нам с принятием христианства, воспринимаются нами как исконнорусские: Фёдор, Варвара, Кирилл, Иван и Марья.
Языческие имена, связанные с поклонением древним богам, были запрещены. Часть, включённая в святцы благодаря канонизации некоторых святых: Борис, Владимир, Ярослав, Святослав, дошли до нашего времени.
Прозвищные имена
С XIV века стали широко употребляться крестильные имена, прозвища же оставались дополнений к ним. Частая схема – имя личное – старорусское, языческое совмещалось с прозвищным, плюс прямое – христианское. Комбинация была индивидуальной, выполняя официальную роль: Меланица вдова Муромка, Невежда поп Никольский, не только у простолюдинов: Александр Невский, Иван Калита.
Фамилии начали появляться в результате деформации имён (Иванов – сын Ивана) или прозвищ (Медведев) в 13-15 вв. Они стали обязательными с 16 века для знати, а для крестьянства – после отмены крепостного права.
Полуимя
Вариант личного имени, немного изменённый для принижения, назывался полуименем. В России XVII-XVIII вв существовали официальные полуимена, обязательные к употреблению низшими сословиями при общении с вышестоящими: Петрушка, Илейка, Анница. При составлении челобитной к царю боярин назвал себя холопом Ивашкой или Иванцом.
Государственные преступники обозначались официальными инстанциями как: Стенька Разин, Гришка Отрепьев. И даже Емелька Пугачёв – в конце XVIII в. Хотя Пётр I, противник русских традиций, в XVII в. законодательно запретил использовать прозвища, полуимена и вторые имена.
О традициях и обычаях, которые были распространены на Руси
С одной стороны, приветствовались имена, данные в честь умерших. Таким образом, выбирался прототип. С другой стороны, благодаря имени умерших сестры или брата, ребёнок мог повторить судьбу.
Традиционно не давались имена умерших насильственной смертью, а также людей душевнобольных и преступников.
Имя могло указать на место человека в обществе. Выбор имён в династии Рюриковичей – потомков Рюрика, князей Древней Руси, указывал на права на власть каждого представителя этого рода. Устанавливалась связь с прошлым, и будущие перспективы князя уже в младенчестве. Языческие имена княжеского рода: Владимир, Изяслав, Мстислав, Рюрик, Святослав, Ярослав и другие. Их часть, входящая в христианские святцы, стала использоваться вне правящей семьи лишь после XVII века.
Женские имена
Они дошли до нас благодаря упоминаниям в летописях и древнерусских документах. К сожалению, дохристианские женские имена редко употреблялись в древнерусских первоисточниках. Их сохранилось около 50, мужских же 5300. В христианском именослове XIII века прописаны порядка 330 мужских 60 женских имён.
Известно, что имена женщин часто образовывались от мужских форм: Болеслав/а, Бронеслав/а, Велимир/а, Всемысл/а, Боян/а и т.д.
XX век
Октябрьская революция, отринув религиозное прошлое, внесла свою лепту в именослов. Там появились забавные и абсурдные имена-новоделы: Дазвсемир (да здравствует всемирная революция), Ленинир (Ленин и революция), Праздносвета (праздник советской власти).
В настоящее время, на волне интереса к феномену язычества, старорусские имена снова популярны.
Очень хороший сайт мне в школе 5 поставили я всем рекомендую
Как называли детей наши предки? О древнерусских именах
Для чего человеку даётся имя? Для того, чтобы выделить его из семьи или рода, обозначить индивидуальность. А значит, имя служит своеобразной характеристикой. Мы видим это на каждом шагу, как только начинаем изучать дохристианские имена наших предков-славян.
Древнерусские имена были разнообразны. Имя могло отражать внешность, физические особенности ребёнка (Малыш, Черныш, Кудряш, Круглец, Беляй, Косой, Рябой), его место в семье (Первуша, Второй, Третьяк и так далее), черты характера и особенности поведения (Храбр, Добр, Молчан или Плакса, Умник или Дурак). Были имена, отражавшие время и обстоятельства рождения: ребёнка, который появился на свет в сильный мороз, так и называли — Морозом, а родившийся весной получал имя Вешняк, от слова «вешний» — весенний, отсюда и фамилия Вишняков, а вовсе не от вишни. Такие имена, как Томило, Истома, указывали на тяжёлые роды: мать истомилась, производя на свет младенца. Наконец, в именах отражались родительские чувства по отношению к ребёнку (Любим, Милуша, Ждан, Неждан, Нечай).
Такая простая классификация долгие годы была на вооружении у лингвистов, занимавшихся русской антропонимикой (наукой о человеческих именах). Считалось даже, что имена давали не только младенцам, но и взрослым, отсюда группа «профессиональных» имён: Мельник, Кузнец, Кожемяка
Но, оказывается, дело обстоит значительно сложнее. Имена давались детям не только «от взора и естества, или от вещи, или от притчи», но и по другим причинам, с другими целями.
Возьмём, например имя мальчика — Черныш или девочки — Чернава. Такие имена часто встречались в Древней Руси, недаром среди наших современников так много Чернышёвых, Черновых, да и Чернавины тоже встречаются. Чернышом могли назвать действительно смуглого, темноглазого, темноволосого младенца, но могло быть и по-другому: чёрный цвет для наших предков был связан со злом (всем известны выражения «чёрная зависть» или «чёрное дело»), поэтому имя Черныш, возможно, значило «плохой», «злой», «гадкий».
Зачем же называть так собственного ребёнка? — спросите вы. Имена, означавшие что-то плохое, непривлекательное были в ходу у всех народов: это имена-обереги, призванные защитить детей от нечистой силы. Такие имена, как Косой и Рябой, давались не по внешности, а для того, чтобы отпугнуть злых духов: их добычей скорее станет какой-нибудь Милок или Красавчик, а на Косого или Рябого духи не позарятся.
То же и с именами, данными «по чертам характера». Храбр, Добрыня, Умной, Удалец — это типичные имена-пожелания: «Стань таким, как я хочу!» А Негодяй, Болван, Дурак, Неудача — без сомнения, имена-обереги. Имя Молчан или Смирной может быть характеристикой спокойного ребёнка, а может быть пожеланием: «Не будь капризным и крикливым, будь молчаливым и смирным».
С именами Неждан и Нечай — ещё сложнее. Эти имена могли означать нечаянную радость: не ждали, не чаяли уже иметь ребёнка, наконец-то он родился! Или: не чаяли иметь сына, рождались одни девочки, наконец-то мальчик! А может быть, это тоже имена-талисманы: знать не знаем, ведать не ведаем, откуда взялся этот ребёнок, мы его не ждали, не хотели, он у нас нечаянно появился. Услышат злые духи такое имя — и отступятся от младенца.
Наконец, «профессиональные» имена, возможно, тоже давались для того, чтобы ввести в заблуждение нечистую силу: не смотрите, злые духи, что перед вами дитя малое, наш сын — Кузнец! Кузнецов, имеющих дело с огнём и железом, нечистая сила всегда опасалась. Да и вообще: как злому духу не растеряться, обнаружив в люльке вместо беспомощного младенца «зрелого специалиста»! Да, защита от сглаза и порчи у наших предков была на высоте. Впрочем, имена типа Кузнец или Мельник вполне могли быть и пожеланиями, чтобы ребёнок, когда вырастет, выбрал именно то занятие, которое почему-либо нравилось его родителям.
Имя Малыш, Малой, Меньшой мог получить младший, последний ребёнок в семье — но такое имя могло быть и пожеланием: если родители не хотели больше иметь детей, они давали родившемуся младенцу имя Меньшой или Малыш в надежде на то, что он станет последним.
В старину у всех народов имя было неотъемлемой частью человека, и к наречению подходили очень серьёзно. Давая имя своему ребёнку, наши предки стремились обеспечить его надёжной защитой, запечатлеть свои мечты и желания.
Как называли детей славяне
Среди популярных сегодня имён очень мало традиционных славянских, а часть из них считается таковыми ошибочно. Исконными славянскими и языческими именами часто кажутся те, что несут понятный смысл. Однако на этом пути кроется множество ловушек.
Самый яркий пример – имя «Владимир», которое обычно понимают как славянское со значением «владей миром» или «владетель мира». Однако учёные установили, что это имя пришло к нам в древности из германских языков. Оно прочно вошло в именник после канонизации князя Владимира и лишь после этого вернулось в германские языки в форме Вольдемар.
За именем — в порядке очереди
Современному человеку древние имена скорее всего покажутся странными или забавными, во всяком случае, неожиданными. В древности, в Средневековье и даже позже у имён был смысл, понятный носителю и его народу.
Традиционно имя было напрямую связано с судьбой человека, могло означать его место в обществе или семье, считалось его неотъемлемой частью, служило объектом и инструментом колдовства. Поэтому в ходу было много имён, имеющих определённую цель и значение.
Понятный смысл имеют русские имена Нечай, Добрыня и Неждан. Бывали, например, так называемые «номерные» имена, когда детей называли по порядку рождения: мальчика – Третей, Шестак, а девочку – Втора и так далее.
По историческим источникам известны, например, Жирослав и Страхота. Однако многие имена содержали похвалу или благое пожелание, например, Милка или Миляна.
Имена-обереги
У имён могла быть ещё одна интересная особенность: не всегда, но зачастую это были имена-обереги. Использовать имя как защиту – традиция не только славянская, она свойственна самым разным древним культурам всего мира.
Было принято давать ребёнку имя с неприятным и даже гадостным смыслом, порой – с ругательством. Считалось, что оно защитит малыша, когда он, скажем, заболеет. Когда за ребенком придет злой дух, он узнает имя ребенка, испытает отвращение и передумает забирать его к себе. Поэтому никто не смеялся, если ребёнка звали, например, Гнидой.
Имя как политический жест
Политические события играли важную роль в истории распространения некоторых имён. Первые князья Рюриковичи носили скандинавские имена, однако своих сыновей стали называть на местный лад.
Уже князь Игорь даёт своему сыну-наследнику славянское (редкое в то время) имя – Святослав. Зато потом Святославов и Ярославов в рядах Рюриковичей стало больше, и подобные имена пустили корни.
Христианские имена на славянский лад
Когда на Русь пришло христианство, детям начали давать имена в честь святых, по святцам. Чем шире распространялась новая вера и чем глубже была христианизация, тем меньше оставалось старых имён. И всё же ещё в XII-XIII веках в берестяных грамотах встречаются Страхон, Славята и Жаден. Христианские имена постепенно берут верх только в XIV веке.
Однако новое имя подстраивалось под звуковую систему славянской речи. Например, имя Елена приобрело форму Алена или Олена, Георгий стал Юрием и даже Егором, Ксения – Оксаной, а Иосиф – Осипом. В итоге часть таких «ославянившихся» вариантов стали самостоятельными именами.
В моде династические имена
Некоторые имена закрепились в русском именнике как аналоги христианским, а некоторые ученые считают их переводами с греческого. Так, имя Богдан – славянское, но соответствует переводу греческого имени с тем же значением: Феодот, «богом данный». То же произошло с женскими именами Вера, Надежда и Любовь.
Мода на славянские имена то приходит, то уходит. Но, как правило, детей сейчас называют именами, бывшими когда-то родовыми, династическими у тех самых Рюриковичей (и им подобные): Всеволод, Мстислав, Ростислав, Владислав.
Как давали детям имена на Руси, и какие были запрещены для простолюдинов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей
В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.
В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.
Имена-прозвища
Прозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.
Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.
Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.
После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.
Имена в честь святых
В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.
Христианские имена
С развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.
И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.
Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.
Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.
Иван, Ванюшка
Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.
Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».
Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.
А есть у вас отчество?
Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.
Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».
Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Исконно русские красивые мужские имена для ребенка. Самые традиционные русские мужские имена. Как выбрать русское имя сыну? Как раньше называли детей на Руси?
Как назвать сына? руководствуется святцами, сочетаемостью с отчеством, ищет оригинальное редкое имя, выбирает среди имен определенного происхождения… В любом случае — каждое имя прекрасно и на чем бы Вы ни остановились — Ваш выбор будет верным, ведь его подсказывает любящее сердце. Предлагаем обратить внимание на некоторые исконно русские и древнеславянские имена, которые отзываются в сердце и в подсознании на уровне звука и смысла, и создают устойчивую духовную связь между мальчиком XXI века и его реальными предками, жившими на нашей земле за сотни или даже тысячи лет до него… Таких имен немало. Список некоторых из них со значениями — в конце статьи.
Что же считать русским именем для мальчика?
Сам вопрос не так прост как кажется, так как многие люди вкладывают в понятие «русское имя для мальчика» разный смысл. Во-первых, все имена имеют определенное происхождение и среди наиболее распространенных в обществе на сегодняшний день — имена библейские, греческие, римские. К ним, в частности, относятся многие ставшие совершенно привычными нашему слуху имена — такие как, например:
— в силу их многочисленности и/или распространённости в прошлом их часто условно считают именами русскими. Да, они действительно стали частью нашей культуры, так называли своих детей в нашей стране уже в течении многих поколений и по этому признаку их можно относить к «русским именам», то есть «именам, которыми часто называют (или называли) детей в России».
Художник: Юрий Пантюхин. Благоверный князь Александр Невский.
Но кто-то из родителей, возможно, захочет отыскать для своих детей имена, которые были бы исконно русскими, или, скорее даже славянскими, то есть «придуманными» здесь и распространенными на нашей земле не в последние несколько столетий, а еще в древние времена. К сожалению, по понятным причинам, не существует никаких полных перечней или официальных списков имен бытовавших на Руси в дохристианские времена. Лишь небольшая часть таких имен сохранились благодаря тому, что деяния их носителей были задокументированы в отдельных документах, летописях или берестяных грамотах. Изучая их мы можем представить, как могли звучать имена наших далеких предков и частично реконструировать этот утерянный пласт наследия.
Художник: Александр Угланов. На солнечном склоне.
Как раньше называли детей в Древней Руси?
В частности, исследователи разделили все древнерусские имена на несколько групп по определенной логике:
При этом следует помнить о том, что в древности имя человека могло меняться со временем. Например, при рождении его назвали, условно, Мал (по внешним характеристикам), а повзрослев, или пройдя определенное посвящение, он мог получить уже другое имя — например, по чертам характера или профессии — скажем Буян. После принятия христианства у человека также могло одновременно существовать два имени — то, которым его крестили согласно святцам, и данное по старой традиции, которое становилось как бы прозвищем — например, Петр по прозванию Молчан. Прозвание впоследствии могло закрепиться как фамилия, что помогало различать людей с одинаковыми именами.
Художник: Всеволод Иванов. Святилище Числобога.
Художник: Борис Ольшанский. Берендеи.
Существовал и негласный список имен для князей — все Рюриковичи называли своих детей именами из этого списка и никакими другими. Вы легко можете проверить это сами, перечитав сохранившиеся исторические хроники с именами правителей княжеств. В то же время никто из нижестоящих сословий не имел права именовать своих детей этими княжескими именами. Интересно, что среди этих княжеских имен есть и дохристианские и библейские.
Художник: . Рюрик, Трувор, Синеус.
Русские княжеские имена династии Рюриковичей
Так к родовым княжеским именам Рюриковичей относятся:
Сильные, красивые и простые исконно русские имена для мальчика
Так как же назвать мальчика традиционным русским именем сегодня так, чтобы, с одной стороны, оно было связано с древнейшими пластами нашей истории, а с другой — не звучало неуместным или странным для уха окружающих людей?
Очевидно, что целый ряд древнеславянских простонародных имен, связанных с животными, порядковыми номерами, неприглядными чертами характера и проч., скорее всего отпадет. В то же время, многочисленные списки звучных древнеславянских имен представленные в интернете (в основном составленные из двух слов), с одной стороны, также слишком непривычны, а с другой — часто вызывают сомнения — действительно ли это реально существовавшее древнерусское имя, а не придуманный в XXI веке аналог, созданный просто на основе общей логики составления славянских имен? Если Вас не смущает этот факт, то, разумеется, в них можно подобрать множество красивых вариантов. Кроме того, что немаловажно — независимо от их исторической достоверности — это имена со смыслом, значение которых интуитивно понятно любому русскому человеку, так что функцию «оберега» они все равно несут. Да и кто в принципе запрещает нам создавать новые имена в контексте нашей традиции, раз уж исторически сложилось так, что большое количество старых и родных оказалось безвозвратно утеряно?
Тем не менее, вернемся к более привычным именам. Оптимальным представляется поиск вариантов среди древних русских/славянских имен, которые на слуху в контексте нашей истории, в связи с чем позволяют сохранить искомый баланс между приверженностью традиции и современными реалиями. К таким именам, по субъективному мнению, относятся:
Рассмотрим некоторые из исконных русских имен подробнее с историей и значением
Художник: Игорь Ожиганов. Вещий Олег — прощание с конем.
Художник: Илья Глазунов. Князь Олег с Игорем.
Борис — сокращенная/уменьшительная форма общего протославянского имени Борислав, распространенного в прошлом на территориях Руси и Болгарии. Означает «борец», «славный в борьбе», «борющийся за славу». Исторически наибольшую известность на Руси получил князь Борис — брат Глеба — оба они были убиты в борьбе со своим старшим братом Святополком, а позднее канонизированы церковью. Имя Борис входит в список княжеских имен Рюриковичей.
Глеб (Улеб) — существует несколько версий происхождения имени. Некоторые выводят его этимологию от скандинавского или древнегерманского Готлиб (Gottlieb), означающего «любимец Бога (Богов)», другие считают, что имя Глеб происходит от старославянского слова «глеба» — то есть «земля». Имя Глеб входит в список княжеских имен Рюриковичей.
Художник: . Борис и Глеб.
Художник: Борис Ольшанский. Сеча на Днепре.
Владимир (Володимир/Володар/Володьша/Волотоман) — в данном случае славянская версия происхождения от слов «владеющий миром» кажется бесспорной, однако, ряд ученых все же и тут предлагает скандинавский вариант Valdimarr (от «vald» — властелин и «marr» — знаменитый). Какая трактовка кажется более реальной — решать Вам, заметим, однако, интересный факт упоминания имени Володимир в древнейшей дошедшей до нас священной книге Древней Руси — «Голубиной Книге», облаченной в христианскую форму, но по сути представляющей собой дохристианский взгляд на мир. Там некто Володимир Володимирович (в других списках — Волотоман Волотоманович) задает вопросы об устройстве мира царю Давыду Осиевичу (он же Давыд Евсеевич). К сожалению, сведения о том кем являлись оба эти персонажа до нас не дошли, тем не менее очевидно, что для слушателей в прошлом было прекрасно понятно о ком шла речь, а значимость данных фигур в контексте того, что они упомянуты в данном священном тексте, не вызывает сомнений. (читать подробнее).Имя Владимир входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Ярослав — «яр + слава» может означать 1) «славящий Яр (Ярилу)». олицетворяет солнце, и в частности его самую молодую, страстную, горячую ипостась — солнце весеннее, являясь одним из основных богов древнеславянского пантеона. Ярило — это пробуждение, плодородие, токи всевозможных энергий, чистота, искренность, свет, непобедимая жажда жизни и любви. Таким образом, Ярослав — это «славящий Ярилу», «славящий солнце», «славящий жизнь; 2) «ярый», то есть сильный, мощный, горячий, энергичный; соответственно целиком — «обладающий яркой славой» или же «славный своей жизненной силой (яром)». Обе трактовки дополняют друг друга, и так или иначе крутятся вокруг понятия Яра — жизненной силы. Наречение ребенка этим именем призвано усилить в нем соответствующие качества, или же подчеркнуть его духовную близость богу солнца. Наиболее известный исторический Ярослав — это Ярослав Мудрый, прославившийся своей просветительской деятельностью, созданием первого законодательного акта Руси «Русская правда», а также дальновидной внешней политикой. Имя Ярослав входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Художник: Виктор Корольков. Ярило.
Всеволод — состоит из древнерусских слов «въсь» (= весь, все) + «володети» (=владеть), то есть означает «владеющий всем», «всевластный». Наиболее известный исторический персонаж — Всеволод Большое Гнездо, известный также как Всеволод III. Время его правления ознаменовало расцвет княжества. После себя князь оставил 12 детей, включая 8 сыновей, за что и получил свое прозвание. Имя Всеволод входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Художник: . Единоборство Мстислава с Редедей.
Ярополк — состоит из древнерусских слов «ярый» (то есть энергичный, пылкий, яростный, активный, сияющий) и «полк» (=народ, толпа, собрание). «Полк» может трактоваться и как многочисленное войско и просто как общность людей, соответственно имя Ярополк может читаться двояко «сияющий в народе», «вдохновляющий войско», «заряжающий людей вокруг яром», «стоящий целого войска» и так далее. Такая многозначность вовсе не говорит о том, что трактовка этого имени на сегодняшний день размыта или неточна — дело в том, что все изначальные корневые основы, использовавшиеся в частности для сложения имен, содержат широкий пласт значений и смыслов, которые дополняют друг друга без противоречия или необходимости «выбрать» только одну. Именно комплекс всех значений складывает единый правильный образ — будто мы смотрим на некий предмет под разными углами. Имя Ярополк входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Святополк — состоит из древнерусских слов «свят» (то есть светлый, священный, возвышенный) и «полк» (=народ, толпа, собрание). Может трактоваться как «почитаемый святым», «озаряющий светом своей души народ (или войско»), «святая рать» и проч. Имя Святополк входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Художник: Андрей Клменко. Слово о полку Игореве, Затмение солнца.
Вячеслав — «вяче» в древнерусском использовалось в понятии «более, сильнее, лучше» как сравнительная степень, то есть имя Вячеслав читается как «более славный», «превосходящий других своей славой», «наиславнейший». Существовали и другие его транскрипции — Вечеслав, Вяцеслав. Интересно, что у южных славян имя Вячеслав трансформировалось в форму Вацлав — под этим именем также известно множество исторических персонажей. Имя Вячеслав входит в число княжеских имен Рюриковичей. На несколько столетий оно было практически полностью забыто, пока на волне возврата в «русскому стилю» и углубленному изучению родной культуры уже в XIX веке на него не возникла «мода» среди дворян и интеллигенции.
Ростислав — означает «растущая слава», «возрастающая слава», «тот, чья слава постоянно растет». Имя Ростислав входит в число княжеских имен Рюриковичей.
Памятник Всеславу Брячиславовичу в Полоцке.
Нижеследующие имена НЕ входили с список княжеских имен Рюриковичей, но также могут быть интересны тем, кто находится в поиске красивого и сильного исконного русского или славянского имени для мальчика:
Станислав — означает «становиться славным». В истории Руси зафиксировано единократное использование этого имени для члена княжеской династии Рюриковичей — речь идет о Станиславе Владимировиче, младшем сыне Владимира Святого. По причинам больше это имя никогда не использовалось представителями княжеского рода. В то же время оно стало довольно широко распространенным среди знати и бояр, о чем остались соответствующие документальные свидетельства. С распространением христианства имя практически исчезло из обихода, а потом вернулось весьма необычным образом из Польши: там это имя (с ударением на последнем слоге) было крайне популярным во все времена, причем Станиславами часто нарекались даже короли, один из которых и учредил соответствующую государственную награду — Орден святого Станислава. С присоединением Польши данную награду «унаследовала» Российская Империя, причем орден не только прижился на нашей земле, но и стал одним из самых часто выдаваемых. Вместе с распространением Ордена вернулся и интерес к имени Станислав, однако, его широкому распространению мешало отсутствие его в православном именослове. После октябрьской Революции имя постепенно начало встречаться все чаще и чаще.
Орден Святого Станислава
Ратмир — как и Станислав было наиболее распространено среди древнерусской знати, бояр, воинов дружины. Князьями и людьми простыми не использовалось. Имя Ратмир дал Александр Сергеевич Пушкин одному из ключевых персонажей поэмы «Руслан и Людмила», наделенному им такими чертами как горячность, любвеобильность, стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Очевидно, наш великий поэт не зря выбрал для такого героя именно это имя.
Владислав — «владеющий славой». Есть версия, что имя пришло на Русь уже достаточно поздно — в XIII веке от соседних народов (возможно, сербов). Косвенное подтверждение тому — отсутствие имени в ряду княжеских имен Рюриковичей.
Мирослав — может означать «прославляющий мир», «прославленный миролюбием», «славный в миру (то есть в народе)», «слава на весь мир». Имя Мирослав распространено среди всех славянских народов. Однако, ни один святой с таким именем канонизировал не был. На Руси, вероятно, использовалось чаще в среде знати, бояр и дружины. В княжеский список имен Рюриковичей не входит.
Художник: Константин Маковский. Боярский свадебный пир.
Вадим — этимологи не пришли к единой точке зрения как трактовать значение имени, хотя в вопросе о его происхождении большинство сходится на том, что имя стоит отнести к древнеславянским. 1) От древнерусского «вадити» — «сеять смуту», «спорить». Такая трактовка вызывает большие сомнения, ведь, как мы можем видеть изучая другие древнерусские имена, они всегда строятся вокруг положительных понятий «слава», «мир», «владеть», «одерживать победу». С другой стороны, «сеятель смуты» или «спорщик» — если допустить такое значение — не является слишком сильным отталкивающим прозванием, которое могло бы использоваться с целью отпугивания бед, как, например, имена Кощей или Неудача. 2) Корневая основа «Вади» также трактуется иногда как «приручать», «приманивать», «звать» — как в знакомом нам сегодня слове «приваживать». В этом контексте имя Вадим трактуется как «зовущий», «манящий». 3) По третьей версии Вадим — это сокращенная слова полного имени Вадислав, которое с учетом предыдущей версии можно развернуть как «зовущий славу». Эта трактовка кажется самой обоснованной, так как в данном случае, имя полностью вписывается в общий ряд и логику формирования двусоставных мужских имен на Руси.
Богдан — как нетрудно догадаться означает «Богом данный», «Божий дар». Возможно, так называли особенно долгожданных детей, например, в семьях, где они долго не появлялись. Неясным остается лишь о каком Боге (или Богах?) в данном случае идет речь, так как относительно времени появления этого имени мнения расходятся — пришло ли оно вместе с христианской верой, или же существовало на Руси в дохристианские времена. Одни этимологи полагают, что имя является калькой с древнегреческого имени «Феодот» с аналогичным значением, другие — полагают, что в этом случае имя бы просто вошло в русский язык в своем изначальном звучании «Феодот» (в имя Федот как раз им и является), как и прочие греческие имена, которые не были «переведены» на русский.
Пересвет — приставка «пере-» использовалась в русском языке для обозначения наивысшей степени и позднее сократилась до «пре-« — как в словах «премудрый», «прекрасный», «превосходный». Пересвет, соответственно, означает «очень светлый», «ярчайший свет», «свет света», «полная противоположность тьме» В историю навеки вошел русский богатырь Пересвет, вышедший на бой с поединщиком хана Челубеем перед Мамаевым побоищем. Согласно сохраненной истории, оба поединщика погибли в схватке, однако, по некоторым версиям, Челубей изначально схитрил, взяв гораздо более длинное копье, что давало ему огромное преимущество перед противником. Тем не менее, Пересвет, хотя и сам также погиб, все же смог выбить Челубея из седла, то есть сравнял итог заведомо неравной схватки, а значит — в определенном смысле победил.
Художник: Борис Ольшанский. Пересвет на поле Куликовом.
Добрыня (Добрын) — происходит от слова «добро», которое, в древности, вероятно, имело смысл более близкий к понятиям «удалой» или «самый лучший», нежели к слову «добрый», как мы понимаем его сегодня. По некоторым версиям являлось сокращенным именем от полного Добромир или Доброслав. Исторически, однако, запомнился именно сокращенный вариант, в немалой степени благодаря образу русского богатыря Добрыни Никитича. Имя также часто встречается в исторических хрониках как имя того или иного боярина или городского посадника.
Художник: В.Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.
Ниже приведем другие варианты мужских имен, включая более редкие, которые относят к традиционным русским/славянским мужским именам:
Б — Бажен (желанный), Богдан, Боголюб, Болеслав (более славный), Боримир (борец за мир), Борис, Борислав, Боян (боец), Брачислав (прославленный воин), Бронислав (обороняющий славу), Будимир (пробуждающий мир)
В — Вадим (Вадимир), Велизар (много света), Владимир, Владислав, Воислав (воюющий за славу), Володар (владеющий), Вольга (Волх, возможно аналог имени Олег со значением волк), Всеволод, Всеслав, Вышеслав (более славный), Вячеслав
Г — Глеб, Горазд (большой), Горислав (пылающая слава), Градимир (созидатель мира), Гремислав (гремящая слава)
Д — Данислав (давать славу = пусть будет славным), Доброслав (Добрыня, Добрята), Добрыня (удалой), Драгомил (особенно дорогой), Драгомир (дорожащий миром), Дружина (друг, соратник)
Ж — Ждан (долгожданное дитя)
З — Звяга (звонкий, громогласный)
И — Игорь, Изяслав (добывший славу), Истома (тяжелые роды)
Художник: Игорь Ожиганов. Лель.
Л — Ладимир (ладящий с миром, умиротворяющий), Лель (=имя славянского бога любви Леля), Лучезар (лучезарный), Любим (милый, любимый), Любомир (любящий мир, любимый миром)
М — Мал (Малюта) (маленький), Мечеслав (меч и слава), Милан (милый), Мирко (мирный), Мирослав (прославляющий мир, славный в миру), Мстислав (защитник славы)
О — Одинец (единственный), Олег (=Волег=волк), Остромир (пронзающий мир)
Р — Радимир (радеющий о мире), Радислав (борец за славу), Радомир (Радмир) (радостный мир), Ратибор (способный побороть целое войско), Ратмир, Ростислав
С — Святополк, Святослав, Станимир, Станислав, Стоян (стойкий), Суморок (рожденный в сумерках)
Т — Твердислав (утверждающий славу), Тихомир (умиротворенный), Третьяк (третий в роду)
У — Услад (Ослад) (любящий наслеждение)
Х — Хорс (Хрос) (=имя бога осеннего солнца Хорса), Хотислав (желающий славы)
Ч — Чеслав (честь и слава)
Я — Яромир, Ярополк, Ярослав
Самое традиционное русское имя для мальчика — Иван?
Спросите у 10 человек, какое мужское имя является самым типичным русским именем и 9 из 10 вероятнее всего назовут Ивана. И действительно, какое другое имя так часто встречается, например, хотя бы в русских пословицах?
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Иван был в Орде, а Марья вести сказывает.
С именем Иван, без имени — болван.
Иван Марьи не слушается: сам приказывать горазд.
Нагуляется Иван — достанется и нам.
Богат Иван — богат и пан.
Добрый Иван — и людям, и нам; худой Иван — ни людям, ни нам.
Наиболее распространенная трактовка значения имени Иван гласит, что оно происходит от библейского Иоанн, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому Йоханан или Йоанан и означает «Бог (Яхве) милостив» или же «Божье вознаграждение». Но возможно ли доказать такую связь? И есть ли реальные предпосылки для подтверждения этой версии? В таком случае нужно было бы четко зафиксировать то, что имя Иван распространилось на Руси именно с приходом христианства, но никогда не использовалось раньше.
Но ведь помимо пословиц (которые могут быть всего лишь плодом народного творчества последних столетий, так сказать — присказками к популярному имени) имя Иван буквально пронизывает и все русские сказки! , , Иван и серый волк, Иван коровий сын, Иван Быкович, Иван крестьянский сын, Иван и морской царь, Иван и , Иван и бой на Калиновом мосту, Иван и , Иван и , Иван и … по сути в наших сказках ВООБЩЕ нет других главных героев с именами. Или просто «мужик», «купец», «царь», «сын», «солдат», или — если он назван по имени — то Иван.
Художник: Иван Билибин. Иван Царевич на распутье.
Нет нужды доказывать, что русские сказки, со своими заговорами, тройным повторением действия, разговорами с животными, иглой в яйце, которое в утке, которая в зайце… и прочими волшебными предметами, обрядами и персонажами не имеют ничего общего с христианством и уходят корнями в глубокую древность — называйте ее дохристианской, языческой или ведической. И в них везде и всегда главный герой — Иван — по сути некий собирательный образ русского человека, который нередко поначалу слывет непутевым или вовсе дураком, а потом на поверку оказывается настоящим мудрецом, который с помощью своей смекалки становится тем единственным кто преодолел невероятные препятствия, нашел выход из всех безвыходных ситуаций, да еще и получил сказочную награду.
Художник: Виктор Васнецов. и серый волк.
Но, может быть, пришедшее вместе с Библией имя Иоанн, настолько полюбилось русским людям, что внедрилось даже в изначальные тексты народных сказок? Да, Иоанн — любимый ученик Иисуса Христа, есть Евангелие от Иоанна, но ведь существуют еще Евангелие от Марка, от Луки, от Матфея, есть апостол Андрей Первозванный, тесно связанный с Русью, и любимый в народе пророк Илья — но ни одно из этих имен мы не встретим ни в единой сказке ни единого раза…
Более состоятельной представляется обратная картина — под именем Иоанн на Руси крестились охотнее других имен именно потому, что оно было наиболее созвучно древнему сакральному имени Иван, которое существовало на Руси всегда. Осталось выяснить его значение.
Происхождение и значение русского имени Иван — версии
Художник: Виктор Корольков. Священное древо.
Таким образом, все три вышеозвученные версии друг друга дополняют, складываясь в связную картину, из которой следует что «ИВАН/ЙАН/ВАНЯ» — это Изначальный Человек, Основа Основ, Источник, Человек Рожденный, имеющий связь с космосом, то есть представляющий собой микрокосмос, аналог Мирового Древа на определенном уровне реальности и бытия. Неудивительно, что это изначальное имя вошло во все индоевропейские языки (Иаван, Иоанн, Йоан, Йоганн, Йоханн, Йонас, Вано, Ованес, Ян, Янус, Жан, Жуан, Хуан, Иво, Йен, Джованни, Ган, Ханс, Джон, Вени, Эни, Эней, Юхан, Шон, Ион и проч.) и сохранилось в них сквозь тысячелетия, когда разошедшиеся из общей прародины люди уже перестали друг друга понимать. Интересно, что корень «ВАН» четко прослеживается и в некоторых языках народов Азии, где означает «Князь, Царь, Господин» — в частности, именно такой титул носили китайские императоры…
___________
Подытоживая остается сказать, что каким бы именем вы не назвали своего ребенка — оно будет прекрасно, потому что это ваш выбор и Его Имя. А происхождение разных имен и традиций имянаречения интересно для изучения в любом случае, независимо от того планируете ли вы им следовать — просто как один из элементов мозаики, составляющий нашу историю и культуру.