Как называли медведя в древней руси

Как в старину называли медведя

Содержание статьи

Как называли медведя в древней руси. 1 53bf83c879d5d53bf83c879e05. Как называли медведя в древней руси фото. Как называли медведя в древней руси-1 53bf83c879d5d53bf83c879e05. картинка Как называли медведя в древней руси. картинка 1 53bf83c879d5d53bf83c879e05

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья.

В поисках настоящего названия медведя

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего названия медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих языках название не сильно изменилось: по-английски – bear, по-немецки – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском слове «берлога», вовсе не заимствованный из романских языков. Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Действительно ли первый блин комом

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

Источник

Истинное имя медведя: почему русские боялись произносить его вслух

Как называли медведя в древней руси. 1 62. Как называли медведя в древней руси фото. Как называли медведя в древней руси-1 62. картинка Как называли медведя в древней руси. картинка 1 62

Табу на определенные слова существует во многих культурах с глубокой древности. Не обошла эта традиция и Россию. Многие запреты продиктованы страхом — ведь назвав настоящее имя существа, можно было его «призвать».

Медведь

Учеными давно была обнаружена любопытная закономерность – у всех народов, которые проживают в пределах расселения медведя, формируются исключительно сложные отношения с этим зверем. Сибирские аборигены верят, что под личиной медведя в мир приходит умерший человек, поэтому периодически проводят так называемые «медвежьи праздники», представляющие собой разнузданные недельные гуляния. У некоторых народов есть строгий запрет на употребление медвежьего мяса, а некоторые – едят его, но во время трапезы притворяются, что это делает кто-то другой (так, например, делают манси, во время употребления медвежатины они вслух говорят, что это мясо клюют вороны). Неспроста и имя валлийского народного героя, короля Артура, семантически образовано от слова «медведь» (собственно, от кельтского «arth»).

По всей видимости, это связано с тем, что древний человек и медведь делили одну биологическую нишу: всеядные существа, ищущие пищу на земле, оба стремятся к жизни в укрытиях. Помимо того – человека определенно впечатляла сила, свирепость и отвага медвежьего рода. Этих зверей боялись, их старались избегать, о них слагали легенды и предания. Древние славяне особо отметились на поприще сложных отношений с медведями – они выработали жесточайший запрет на использования слова, которым обозначали этого зверя. Надо заметить, что это табу было настолько распространенным, что они и вовсе забыли настоящее, тайное имя этого животного.

Невероятно, но знакомое всем нам слово «медведь» — позднее, неродное для славян. Это так называемый эвфемизм, краткая описательная характеристика страшного зверя, который использовался, дабы не привлечь внимание хозяина леса. Слово «медведь» лишь описывает поведение бурого зверя, фактически это означает «тот, кто ест мед», «медоед». Оригинальное же название давно оказалось утраченным, и мы можем лишь гадать о том, как оно могло бы звучать. Тут, конечно, напрашивается желание подглядеть у соседних индоевропейских народов, но, что любопытно, они абсолютно автономно пришли к такому же табу. Например, английское bear – это такой же эвфемизм, но отталкивающийся не от поведения, а от окраски животного (в прагерманском языке бурый цвет назывался словом beron). Очевидно, что производная от оригинального индоевропейского слова форма сохранилась в романских языках, в частности – в латыни это звучит как «ursus». Возможно, утраченное тысячи лет назад славянское слово было как-то созвучно своему латинскому эквиваленту.

Аналогичного отношения к себе удостоилась и змея. Это животное также полностью справедливо казалось древнему человеку очень опасным и коварным противником. Оно представлялось предкам абсолютным злом, спрятавшимся в высокой траве. И это немудрено – один укус этого создания мог прервать даже самую цветущую жизнь.

Этимологический словарь Успенского дает этому языковому феномену такое пояснение: «Русский язык позаимствовал это слово в виде «змий» из старославянского. Оно было родственно слову «земь» — «земля» и означало буквально «ползающий по земле». Легко заметить, что перед нами типичный результат запрета, табу: прямое и тем самым опасное древнейшее имя ползучей гадины было заменено описательным «ложным» именем. Именно потому старое название исчезло и не дошло до нас».

Христианские запреты

С сохранением таких же логических установок возник запрет на упоминание вслух имен нечисти из христианства. Нежелательным является лишний раз помянуть Черта, Сатану, Дьявола и иных бесов. Однако у этой же закономерности существует и иная крайность – не стоит без повода упоминать Бога и его святых (т.е. упоминать их имена всуе). Тут, правда, речь идет не о нежелательности контакта, а об искреннем уважении, которое испытывали набожные люди по отношению к жителям небесных сфер. Фактически, это проявление той же модели мышления, которая предписывала славянам древности не называть по сокровенному и тайному личному имени медведя. Которого, очевидно, боялись и которому также весьма вероятно и поклонялись.

Источник

Как называли медведя в древней руси

Как называли медведя в древней руси. full1363622701. Как называли медведя в древней руси фото. Как называли медведя в древней руси-full1363622701. картинка Как называли медведя в древней руси. картинка full1363622701

Имена русского медведя

В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.

У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.

То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».

Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.

То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.

Как называли медведя в древней руси. 15701%20. Как называли медведя в древней руси фото. Как называли медведя в древней руси-15701%20. картинка Как называли медведя в древней руси. картинка 15701%20

У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.

Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.

Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Слово медведь означает – мед ведающий. Южные славяне называют зверя – ведмедь— ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.

Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.

Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по – хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.

Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.

Как называли медведя в древней руси. maslenica. Как называли медведя в древней руси фото. Как называли медведя в древней руси-maslenica. картинка Как называли медведя в древней руси. картинка maslenica

Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.

Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:

Источник

Страна русского медведя

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Россия страна лесная и речная, одним из самых больших опасных зверей нашей земли является медведь. Во многих русских сказках, в русском фольклоре медведь (слово медведь произошло от слов мед и ведать) присутствует часто, как один из главных героев, где подчеркиваются его качества сила и мощь. Медведя называли «сам», величали «хозяином», «батюшкой», «дедом», «Михаилом Потапычем».

В древние языческие, или правильно ведические времена медведь был главным тотемным животным объектом религиозного почитания у древних предков русских. Для наших предков медведь был магическим животным, его образ присутствовал в разных племенных и этнических обрядах, подарках, оберегах с его когтями и клыками.

Табуирование: «это отказ от использования некоторого слова и замена этого слова тем, что оно обозначает.» То есть тайное, скрытое имя. А.И. Леонтьев: «Имя медведя, данное славянами, означает животное, поедающее мед или мед ведающий. Это его не настоящее название, а табуированное, запретное. В индоевропейских языках, как убедительно доказал А. Н. Афанасьев, медведя изображали «диким зверем, с разрушительными наклонностями и страшным ревом».

Считаем, что исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея ….».

Когда был неурожайный год русских крестьян выручала медвежья ягода – толокнянка: «Большой знаток леса профессор Б. В. Гроздов на лесных прогалинах Кировской области собирал с одного квадратного метра по 25 граммов свежих плодов, что в пересчете на гектар составляет около 25 центнеров. Как видите, скромная лесная толокнянка (Толокнянка обыкновенная – кустарник, принадлежащий к семейству «Вересковых») по продуктивности не уступает даже ведущим зерновым культурам… Кустики толокнянки обыкновенной чаще всего можно встретить в редких сосняках.» (Книга о деревьях Ивченко И.С.)

Биармия, согласно различным преданиям, существовала в период с IX по XIII век. Как подчеркивают Леонтьевы в своей книге «Биармия: северная колыбель Руси»: «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии — преподаватели аграрного колледжа Landbruksskole. На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда, мол, им знать эту злополучную страну на территории России, когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьемся»), директор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил: «Биармия — это земля русского медведя».
Думаем, точнее не скажешь, при этом сразу все становится на свои места… Самое главное, из всего выше сказанного напрашивается вывод: биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю»

Источник

скажите, а как в древней руси называли медведя и почему?

Медведь (komos) был зверем Артемиды,
соответствовавшей русской богине Ладе.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/Rub_Jazuch/Jazuch_13.php

Происхождение «ками» связывается также с тунгусским » кам » («шаман»), с корейским » ком » (» медведь «) или с айнским «камуй» («бог, дух»)

«Ссыльный декабрист Муравьев Матвей, получая от сестры из цивилизованной части России немалые деньги, мало того, не бедствовал, он собирал полудрагоценные камни по берегам Вилюя, которые затем подарил одному заезжему иностранцу вместе с обнаруженной во время постройки юрты головой древнего животного. Муравьев, судя по его письмам, был даже на комлании шамана, хотя это в Вилюйске и не разрешалось православной церковью. Получилось так, что в то время приехал именитый гость из центра России, производящий инспекторскую проверку по всей области. И ублажая начальство, вилюйские власти решили показать то, чего не приходилось видеть никому из заезжих чиновников. Матвей Иванович любезно предоставил свою юрту для этого «показательного» выступления шамана, который приехал из дальнего наслега. Шаман оказался на высоте и показал такой номер, что все зрители ахнули, но гость и Муравьев сочли его за очень ловкий фокус. А номер состоял в том, что на глазах у всех изо рта шамана высунулась натуральная лапа медведя и, немного погодя, исчезла во внутрь».

АКАДЕМИЯ HАУК СССР ОТДЕЛЕHИЕ ИСТОРИИ
ИHСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ
Б.А.Рыбаков
ЯЗЫЧЕСТВО
ДРЕВHИХ СЛАВЯH Москва 1981 Издательство «Hаyка»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *