Как называли островского в народе

Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (3 фото)

Почему Островского часто называют «Колумбом Замоскворечья»?

Как называли островского в народе. 1613e66f714843cad5da49bb49002955. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-1613e66f714843cad5da49bb49002955. картинка Как называли островского в народе. картинка 1613e66f714843cad5da49bb49002955

Именно в Замоскворечье – московском районе, где проживало огромное количество представителей купечества и среднего класса, и родился будущий великий драматург. С детских лет он впитывал особый местный колорит. Мать мальчика рано скончалась, а отец – известный адвокат надеялся, что наследник продолжит его дело. Островский действительно поступил на юридический факультет. Но это стало больше отправной точкой в его становлении как литератора, поскольку в университете он познакомился с талантливыми преподавателями, привившими студенту интерес к увлеченным литературным спорам и диспутам.

Творческий путь и проба пера в драматургии

Как называли островского в народе. 958b5f620f5a069aeec8eaddcfd29442. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-958b5f620f5a069aeec8eaddcfd29442. картинка Как называли островского в народе. картинка 958b5f620f5a069aeec8eaddcfd29442

Поняв, что юриспруденция – это не то, чем он хотел бы заниматься, юноша бросил учебу и по настоянию отца поступил на работу в суд мелким чиновником. Эта скромная должность на самом деле раскрыла перед Островским невероятные перспективы и позволила наблюдать за самыми разнообразными человеческими характерами и умами, изобретавшими сотни мошеннических схем, начиная с простейших и заканчивая виртуозными.

Именно стремление облечь накопленные впечатления в литературную форму и вершить над представителями купечества свой особый суд и дало будущему писателю толчок к занятиям драматургией. Первая же пьеса под названием «Свои люди – сочтемся» принесла автору всенародное признание. Но острая сатира и злободневная тема наряду с интересом ценителей и критиков привлекли внимание и цензоров. Пьесу запретили ставить, а ее автор надолго попал под полицейский присмотр.

«Колумб Замоскворечья» – кто ты?

Как называли островского в народе. 55ea7bac65ef2c758173b8fbe7a69285. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-55ea7bac65ef2c758173b8fbe7a69285. картинка Как называли островского в народе. картинка 55ea7bac65ef2c758173b8fbe7a69285

Одним из первых произведений Островского стали «Записки замоскворецкого жителя», опубликованные в 1847 году в газете «Московский городской листок». В нем автор ярко описывает особенности быта и жизненного уклада представителей купечества. Купцы предстают перед читателем как жители отдельно взятой страны, на территории которой царит гнетущая атмосфера косности.

Но автор подробно рассматривал не только отрицательные стороны представителей этого сословия. Он искренне восхищался, к примеру, их умением на протяжении долгих столетий сохранять чистоту религиозной мысли и устоев. Столь детально и подробно и при этом ярко, художественно и выпукло до Островского купечество не рассматривал ни один автор. Собственно, после этого Александра Николаевича и стали называть «Колумбом Замоскворечья», проводя аналогию с первооткрывателем: как Колумб открыл для мира Америку, так и Островский явил людям истинную суть купечества.

Хотя во многом малая родина и расстраивала великого драматурга, все же он очень сильно ее любил и писал о ней: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Замоскворечье для него было символом Москвы, к которой Островский испытывал трепетные чувства, считая ярким памятником русской культуры и народной памяти.

Источник

Александр Островский

краткая биография

Как называли островского в народе. %D0%90.%D0%9D. %D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-%D0%90.%D0%9D. %D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9. картинка Как называли островского в народе. картинка %D0%90.%D0%9D. %D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы)Событие
1823Родился Александр Островский
1835Начало учебы в Московской гимназии
1840Поступление в Московский университет
1847Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853Появление пьесы «Бедность не порок»
1860Публикация пьесы «Гроза»
1873Выход пьесы «Снегурочка»
1879Появление пьесы «Бесприданница»
1886Не стало Александра Островского

Интересные факты

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Фотоматериалы по биографии Островского

Как называли островского в народе. kqpb90k0i6pkzcqqnb. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-kqpb90k0i6pkzcqqnb. картинка Как называли островского в народе. картинка kqpb90k0i6pkzcqqnb

Дом, в котором родился Островский в Москве

Как называли островского в народе. dom ostrovskogo2. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-dom ostrovskogo2. картинка Как называли островского в народе. картинка dom ostrovskogo2

Один из залов Дома-музея Островского

Как называли островского в народе. 98103a07a11631696f0263cd67153254 1000. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-98103a07a11631696f0263cd67153254 1000. картинка Как называли островского в народе. картинка 98103a07a11631696f0263cd67153254 1000

Островский с актерами Малого театра

Как называли островского в народе. BGc7hettXlBxvOumtSrUCJotxJOuZz5GlVZ0x P1EFhPH29LWbgMHEqQN BxLl he8rOBIL2bbQvcoEok94g1UUnLJzwP0oANuys5vki0VTHZZfN g. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-BGc7hettXlBxvOumtSrUCJotxJOuZz5GlVZ0x P1EFhPH29LWbgMHEqQN BxLl he8rOBIL2bbQvcoEok94g1UUnLJzwP0oANuys5vki0VTHZZfN g. картинка Как называли островского в народе. картинка BGc7hettXlBxvOumtSrUCJotxJOuZz5GlVZ0x P1EFhPH29LWbgMHEqQN BxLl he8rOBIL2bbQvcoEok94g1UUnLJzwP0oANuys5vki0VTHZZfN g

Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области

Источник

Тест по творчеству А.Н. Островского.

Тест по творчеству А.Н. Островского.

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

2. Как называли А.Н.Островского современники?

б) « Колумб Замоскворечья»

г) « русский Мопассан»

4.Как называлось первое произведение, принесшее

А.Н. Островскому известность?

а) « Картина семейного счастья»

б) « Банкрот или Свои люди- сочтемся»

г) « Не в свои сани не садись»

6. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

7. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н.

а) тип « лишнего человека»

б) тип « маленького человека»

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу « Гроза» (по

б) лирическая комедия

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной

а) заинтриговать читателя

б) представить героев, непосредственно не участвующих

в) создать образ мира, в котором живут герои

г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

11. Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными

а) Борис и Катерина

б) Катерина и Тихон

в) Кабаниха и Катерина

12.Какая сцена в пьесе «Гроза» дает ключ к пониманию всего

а) сцена свидания Катерины и Бориса в саду

б) сцена с ключом ( Катерина и Варвара)

в) сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом

г) сцена признания Катерины в совершенном грехе

13. Какое значение образа Феклуши в пьесе « Гроза»?

а) пародия на «странничество»

б) углубление характеристики « темного царства»

в) Феклуша- антипод М.И.Кабановой

г) Феклуша-протестующая против « темного царства»

14. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом

света в темном царстве».Это:

г) Марфа Игнатьевна

15. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе

« Опять жить? Нет, нет, не надо…нехорошо! И люди мне

противны, и дом мне противен, и стены противны! Не

Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

16. Н.А. Добролюбов в статье « Луч света в темном царстве» и

Д.И.Писарев в статье « Мотивы русской драмы» весьма

а) различием во взглядах: Д.И.Писарев был либералом,

б) изменением обстановки в России: статья

Д.И.Писарева была написана в 1864г., после спада

в) непониманием Д.И.Писарева идеи произведения

Тэги: Островский Как называли островского в народе. empty. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-empty. картинка Как называли островского в народе. картинка empty

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Как называли островского в народе. empty. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-empty. картинка Как называли островского в народе. картинка empty
Вакансии для учителей

Источник

А. Н. Островский

А. Н. Островский

31 марта (12 апреля) 1823 ( 18230412 )

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Содержание

Происхождение

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.

Детство и юность

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.

Островский — «бесспорно первый драматический писатель»

«Колумб Замоскворечья»

Уже в «Банкроте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые — в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор М. П. Погодин, сотрудники А. А. Григорьев, Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление — сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852—1855) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошёлся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Для «москвитянинских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

«Гроза»

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.

Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Поздний этап творчества

Новые герои

Последующий большой период творчества драматурга (1861—1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа — от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чём-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, — постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства — деклассированный дворянин и провинциальный актёр Несчастливцев.

В жанре психологической драмы

Помимо «народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов — это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев — не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница»). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной («Таланты и поклонники»): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой («Без вины виноватые») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы, — пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.

Театр Островского

Как называли островского в народе. 180px. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-180px. картинка Как называли островского в народе. картинка 180px

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра, и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». В «Снегурочке» поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».[1]

Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864, 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) и др.. Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

Итоги жизненного пути. Щелыково

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник великого драматурга. Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом. [2]

А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искрометная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984). В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).[3]

Пьесы

Экранизации произведений

Примечания

Ссылки

Александр Николаевич Островский
Как называли островского в народе. 200px wassilij grigorjewitsch perow 003. Как называли островского в народе фото. Как называли островского в народе-200px wassilij grigorjewitsch perow 003. картинка Как называли островского в народе. картинка 200px wassilij grigorjewitsch perow 003
В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877)
Дата рождения:Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.

Анна • Без вины виноватые • Бесприданница (1912) • Бесприданница (1936) • Бешеные деньги• Вакансия • Василиса Мелентьева• Весенняя сказка • Волки и овцы • Горячее сердце • Гроза• Женитьба Бальзаминова • Жестокий романс • Красавец-мужчина • Лес • На всякого мудреца довольно простоты • После дождичка, в четверг • Последняя жертва • Правда — хорошо, а счастье лучше • Снегурочка (мультфильм) • Снегурочка • Таланты и поклонники •

Полезное

Смотреть что такое «А. Н. Островский» в других словарях:

Островский — Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия

Островский Александр Николаевич — Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

Островский уезд (Псковская губерния) — Островский уезд Герб уездного центра Герб губернии … Википедия

Островский Александр Николаевич — [31.3(12.4).1823, Москва, ≈ 2(14).6.1886, Щелыково, ныне Островского района Костромской области], русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

Островский сельский совет — укр. Островська сільська рада крымскотат. Qıyat köy şurası Страна Украина Статус Сельский совет Входит в … Википедия

Островский Александр Николаевич — (1823—1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес Островского впервые опубликованы в Петербурге — в журналах «Современник»,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Островский район Псковской области — Островский район Герб Страна … Википедия

Островский, Эдуард — распространённые имя и фамилия польского происхождения. Островский, Эдуард Георгиевич (р. 1935) российский государственный деятель, специалист в области связи. Островский, Эдвард Феликс Винценты (1816 1859) польский учёный, ветеринар эпидемиолог … Википедия

Островский Аркадий Ильич — Островский Аркадий (Авраам) Ильич [12(25).2.1914, Сызрань, ≈ 18.9.1967, Сочи], советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. Работал пианистом (иллюстратором, солистом и … Большая советская энциклопедия

Островский Николай Алексеевич — [16(29).9.1904, село Вилия, ныне Острожского района Ровенской области, ≈ 22.12.1936, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1924. Родился в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *