Как называли последний сноп на руси

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)

Сноп — это пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве.

В крестьянском хозяйстве срезанные стебли сушат, как правило, связанными в снопы. В снопы вяжут в основном высокорослые зерновые хлеба, но и некоторые другие растения (лён, клевер, убираемый на семена) тоже можно вязать, главным образом, это делается для того чтобы было удобнее с ними обращаться при сушке и молотьбе.

Также вяжут снопы для того чтобы уменьшить потери зерна. Злаки, убираемые в период их спелости, вяжут в снопы сразу же после срезания.

Если же растения (в том числе и зерновые хлеба) недостаточно сухи, чисты от трав и жатва происходит в сырую погоду, то их оставляют для предварительной просушки некоторое время не связанными, но только собранными в небольшие кучки; если же их косят, то затем оставляют лежать в рядах или валах, а затем уже вяжут в снопы.

Но давайте вернёмся к нашему вопросу и ответим на него.

Сноп, который оставался последним в поле, называли дожиночным, а дожиночный сноп, в некоторых губерниях в России называли: Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Пожинальник, Обжинок, Именинник.

Источник

Как назывался последний сноп, который был связан в поле для обряда избавления изб от насекомых

В России в Череповецком уезде во время жатвы проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Хозяйка вязала маленький веничек, и дома обметала им стены, потолок, лавки.

При этом приговаривая: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой». Закончив подметать веник выбрасывали в открытую дверь. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп, который назывался… Как? (Слово из 11 букв)

У древних славян было изначально язычество. Люди верили в силы духов Земли, Воды, Воздуха, Земли Огня. Верховным божеством древних славян был бог Громовержец Перун, до сих пор когда мы слышим раскаты грома, то говорим, как и наши предки » Перун на колеснице по небу едет». Бог солнца назывался Ярило. У славян были несколько ипостасий бога Солнца.

После похода на Кросунь, он ослеп и решил, что Высшие силы, которые являются более сильными чем Языческие боги, дали ему знак помять религию. Владимир женился на Византийской царевне Анне, разогнал свой гарем.

Скинул с Владимирской горы в Днепр статуи древних языческих богов, и приказал народу прийти к Днепру, и там он вместе с Византийскими священниками Крестил народ русичей. Но Крещение Владимира было насильно, он не объяснил своему народу сущности учения православного христианства.

Это учение вошло в сердца и души древних русов лишь при его сыне Ярославе Мудром, который стал строить храмы и отрывать школы для мальчиков при монастырях, при Ярославе Мудром произошло развитие культуры и искусства, Древняя Русь стала на уровень с Европейскими странами.

Но давайте вернёмся к нашему с вами вопросу. Так как назывался последний сноп, который был связан для обряда изгнания насекомых из дома?

Источник

Спожинки

Как называли последний сноп на руси. 1812. Как называли последний сноп на руси фото. Как называли последний сноп на руси-1812. картинка Как называли последний сноп на руси. картинка 1812Жатва подходит к концу. (Фото: Fesus Robert, Shutterstock)

К концу августа заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (Дожинки, Обжинки). Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось славянскими народами по всей Европе. Сначала они отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечались Спожинки (Дожинки, Обжинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивали «бороду Велесу»:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле.
Завиваем бороду
У Велеса да на широком.
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной.
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

Как называли последний сноп на руси. 4301. Как называли последний сноп на руси фото. Как называли последний сноп на руси-4301. картинка Как называли последний сноп на руси. картинка 4301

В этот день освящали мед, яблоки и зерно. После зачина начинался веселый пир (но запрещено было употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Другие праздники в разделе «Праздники славян» Как называли последний сноп на руси. 55. Как называли последний сноп на руси фото. Как называли последний сноп на руси-55. картинка Как называли последний сноп на руси. картинка 55

Источник

Почему наши предки хранили последний сноп, связанный 12 июля, весь год?

Как называли последний сноп на руси. 359 e1499827522206. Как называли последний сноп на руси фото. Как называли последний сноп на руси-359 e1499827522206. картинка Как называли последний сноп на руси. картинка 359 e1499827522206 12 июля наши предки отмечали один из значимых праздников – День снопа Велеса.

Велес (или Волос) – славянский бог, покровитель всех земледельческих работ. Именно он научил людей обрабатывать землю, иметь возможность делать обильные запасы еды на зиму, и, как следствие, вести оседлый образ жизни, подчинив его цикличности полевых работ.

Своё название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено: Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! 12 июля, в летний день, посвященный Велесу, славяне почитали последний сноп сена, убранный в этот день с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберёг от бед на целый год, до следующего покоса.

Также в этот день крестьяне старались закончить пахоту и начать подготовку к озимому севу. Даже пословица была такая: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять».

В день чествования Велеса устраивались обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция: тещи приносят зятьям сыр, а зятья принародно угощают тёщ лакомствами. Крёстные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.

После принятия христианства на Руси, день 12 июля также стали называть «Петрово говение», поскольку этим днем часто завершался Петров пост, или Петровки.

А ещё 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором народном заговоре. Считалось, что под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только бог Велес может отвалить его от входа. Устанавливаемый в честь этого божества камень на перекрёстке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.

В этот же день проходили мероприятия, связанные с выбором жертвы богу Перуну. Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, ему приносили в жертву животных, а иногда и плененных врагов.

Источник

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 16 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.

Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)

По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:

«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).

Как сжинали колосья последнего снопа?

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).

В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

Как украшали последний сноп?

Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Нередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.

Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *