Как называли противников реформы патриарха никона
Церковный раскол: дата, причины и итоги события
Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.
Реформы церкви в 17 веке
Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.
У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.
Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.
Причины проведения реформы
Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.
Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.
Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.
В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.
Обоснование выбора греческих канонов
Среди них находятся следующие:
Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.
Алексей Михайлович Тишайший
Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.
Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.
Патриарх Никон: влияние на царя
Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.
В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.
Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.
Суть реформ патриарха Никона
Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:
Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.
Жесткие методы и низложение Никона
В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.
В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.
Отлучение старообрядцев от церкви
Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.
Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.
Причины раскола
Рассмотрим их более подробно.
Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.
Лидер старообрядцев
Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.
Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.
Деятельность староверов
Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.
Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.
Итоги раскола
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.
Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам
Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.
Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.
Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.
Самый неоднозначный из русских Предстоятелей — Святейший Патриарх Никон
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Патриарх Никон. репродукция
Патриарх Никон — неоцененный церковный деятель, непризнанный святой — так считают одни. Другие клянут за богослужебную реформу, впервые в истории расколовшую единую Русскую Церковь – и эта рана не затянулась до наших дней.
С какими событиями связано имя Патриарха Никона
Чаще всего, говоря об этом Предстоятеле, вспоминают:
Лишь интересующиеся вспомнят уникальный Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой. И задумаются – чем же была (или могла стать) деятельность этого, видимо, самого неоднозначного из русских Патриархов?
Годы жизни
Патр. Никон родился в 1605 г., а завершил земной путь – в 1681, прожив 76 лет.
Современники
Жизнь его пришлась на переломное время истории страны:
Биография
Кажется, Никита (мирское имя Никона), крестьянский сын, поначалу был очень далек от политических перипетий времени.
Юность
Когда отец отдал мальчика учиться грамоте в одну из обителей, ему так понравился строй монашеской жизни, что он, будучи еще очень юным, решил стать иноком. Есть данные, что он буквально сбежал из дома в Макариев Желтоводский монастырь, ходил на все службы, даже ночевал на колокольне – дабы не опоздать к утреннему богослужению.
Священник
Родители, найдя сына-ослушника, вернули его домой, понудили жениться. Впрочем, Никита, надо полагать, уговорил их согласиться по крайней мере с тем, что он, не мысливший жизни без Церкви, станет мирским иереем. Около 1626 г. о. Никита с семьей переехал в Москву, начал служить при одном из храмов. Когда в 1635 г. один за другим умерли дети, он уговорил супругу принять постриг. А сам удалился далеко на север, в Соловецкий монастырь.
«Обещание»
Так тогда называли место, где монах принимал постриг. Для отца Никиты им стал Анзерский скит прп. Елеазара. Здесь от стал монахом Никоном, постриженный духовным отцом, самим св. Елеазаром. Поначалу он ревностно взялся за подвижнический труд, подражая братии: за сутки от прочитывал всю Псалтирь, клал до 1000 поклонов.
Конфликт
Он случился не более, чем через три года по пострижении. Началось вроде бы с благого дела: строительства храма в скиту взамен малой деревянной церковки, где едва помещались 12 братий. Прп. Елеазар вместе с о. Никоном посетили Москву, где удалось собрать щедрое пожертвование на новый храм. Однако монастырское начальство решило, что большая церковь – «не по пустыни», строительство остановилось.
Прп. Елеазар воспринял это спокойно, но о. Никон не успокоился, начал убеждать старца настоять на возведении храма. Заботясь о церковном благолепии, или… нарушая послушание? Св. Елеазар начал смирять духовного сына. После чего Никон покинул Соловки, уйдя в Кожеозерский монастырь.
Позже, когда иеромонах станет архиереем, они примирятся с прп. Елеазаром. Но в его духовном сыне до ревности горячая вера всю жизнь будет сочетаться с желанием настоять на своем.
Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886
Игумен, «боголюбец»…
Уже через 4 года жизни в Кожеозерской обители энергичного иеромонаха избрали игуменом. Именно тогда он знакомится с царем: новопоставленные настоятели по обычаю ездили к Москве, представляться государю. Алексей Михайлович оценил образованность о. Никона, и скоро он стал местной обители – Новоспасской, причем с возведением во архимандриты.
Считается, что тогда он вошел в кружок священников, именовавший себя позже «боголюбцами». Видя духовный кризис, не преодоленный после Смуты, рост влияния светской культуры, ревностные пастыри, близко общавшиеся с некоторыми боярами, даже самим царем, строили планы перемен. Так, при их участии:
Избрание Патриархом
Все начинания духовных друзей разделял о. Никон. К нему благоволил царь, при дворе открыто говорили – именно Никон может стать Патриархом после престарелого Иосифа. С 1649 г. его возводят на Новгородскую митрополию.
Официальное предложение стать Предстоятелем Владыка Никон получил в 1652 г.
Годы правления
Суть церковной реформы
От Никона ждали продолжения общей просветительской линии «боголюбцев». Незадолго до Великого Поста 1653 г. оказалось иное…
От пастырей потребовали:
Недоумение вызвало уже то, что Предстоятель не посоветовался с Собором, а принял решение единолично. Объяснений не последовало.
Сторонники и противники реформы Патриарха Никона
Первая «исправленная» книга – Служебник, была разослана по храмам столицы уже в 1655 г. И вызвала буквально «ступор» у многих: пропущенные иерейские, диаконские возгласы, явно спешно сделанная верстка, множество откровенных ошибок.
На Предстоятеля восстали прежние друзья – боголюбцы. За что тут же были высланы из столицы. На одном из Соборов подняли голос архиереи – епископы Павел Коломенский, Александр Вятский. Первый был отправлен в заточение, где умер. Ну а подпись Владыки Александра позже появилась под решением Собора 1666 г., утвердившего все богослужебные изменения.
Литургисты, пытаясь понять причины жесткости Патриарха, возмущения духовенства, к настоящему времени установили:
«Путешествие Аввакума по Сибири» (картина С. Милорадовича, холст, масло, 1898)
Протопоп Аввакум и Патриарх Никон
Нижегородский священник, некогда друг Никона, считается лидером сопротивления реформе. Его полемические сочинения, написанные в заключении, распространялись в списках.
Как и нескольких других лидеров «раскола», о. Аввакума сожгли на костре, как еретика, 24 апреля 1682 г. Поэтому старообрядцы ныне чтят его как «священномученика».
Именно ему принадлежит главный тезис противников реформирования – с изменением богослужения случилась «смена веры», стало быть, еретиками являются «никониане».
Богословская полемика
Так ли? Современным историкам хорошо известно, что догматы остались неприкосновенными. Вот только под «верой» люди XVII в. понимали не только «набор истин», даже – не столько. Вера – исповедание. Это крестное знамение, это поклоны, молитвы.
Возьмем «сложение перст». Простертые «указательный и великосредний» персты знаменуют соединение во Христе Божественного и Человеческого начал. А три первых соединенных перста «никониан» — Святую Троицу.
Можно ли осенять себя крестом, вспоминая о Распятии? Конечно. Можно ли делать то же, думая о том, что мы спасены Богом Троицей? Тоже да.
Вот только раскол, спровоцированный совсем другими решениями, к этому времени давно прошел «точку невозврата»…
Церковный раскол: дата начала
Обычно ею считают 1666 г. Здесь есть о чем поспорить. Опубликованные церковным историком Н.Н.Субботиным (1878 г.) материалы Поместного Собора этого года ясно говорят: формально никакого церковного разделения здесь не произошло.
Что настораживает – большинство не впервые:
Объяснять происходящее лицемерием было бы слишком просто. Священнослужители остро переживали свой разрыв с Церковью, уходить «в раскол» не хотели. Но остаться тоже… не могли. Почему? Ответив на этот вопрос мы узнаем причины раскола, точнее, невозможности остаться в Церкви для множества любящих Христа людей. Вот только ответа этого пока нет.
«Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века. репродукция
Причины и следствия реформ
Сразу после Собора государство решительно взяло курс на «борьбу с расколом». Ссылка, тюрьма, костер, стали главными средствами «убеждения». К XIX в. та же «борьба» переместилась на страницы исторических трудов: писать о «раскольниках» можно было только обличительно, а изучать саму реформу начали буквально за несколько лет до памятного 1917 г.
Один из немногих на сегодняшний день исследователей литургических изменений, спровоцировавших раскол, протоиерей Георгий Крылов, пишет:
Именно поэтому изменение «обряда» воспринималось так остро. Но почему Патриарх Никон решил вторгнуться в сферу глубоко личного для каждого верующего – богослужение, реформировав его одномоментно, полностью? Заявленная цель реформы – «возвращение» к «идеальным» книгам времен Крещения Руси не подтверждается источниками.
Что же тогда? Может быть, свет на происходящее проливает находящийся под Москвой Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Центр его соборного храма – точная копия Кувуклии, часовни Гроба Господня, а в алтаре – Горнее место для пяти православных Патриархов, из которых русский – первый. Возможно, речь шла не просто о преодолении обмирщения, охватившего православную Россию после Смуты – а о превращении страны в лидера христианского мира.
Впрочем, оригинальным образом: через… адаптацию русской богослужебной традиции к этому самому миру. Ничего, что Константинополь уже называют Стамбулом, греческие Служебники издают католические типографии Венеции, а лидер вроде бы должен задавать тон, а не адаптироваться… Как когда-то на Соловках, Святейший делал то, что велели ему ревность о Церкви, а еще… собственное разумение.
Последствия случившегося хорошо известны:
Ссора с царем
Светская власть не разделила идей Никона о России как мировом центре православия. Может быть, потому, что она была основана на принципе «священство выше царства»? А вот патриарший титул – беспрецедентный для русской церковной истории:
«Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх».
Судьба «великого господина и государя» оказалась не лучшей:
Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Опала и смерть
Лично любивший Никона царь Феодор Алексеевич настоял, чтобы его отпевали, как Предстоятеля. Он сам читал над гробом Апостол, 118 Псалом.
5 мая 1682 г. Константинопольский Патриарх Иаков, также по прошению русского царя, прислал разрешительную грамоту:
восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими патриархами Московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных проследованиях безсумненно да сочетается въяве в сочисление прочих патриархов Московских, патриархом же; являемо и именуемо и поминаемое ни един да несопротивится, подлинно тако да будет!
Тем же во оправдание издадеся сие прощение его».
«Долгое преподобничество и терпение», видимо, стали основным деланием «монаха Никона» последних лет жизни. Но они остались в безвестности.
Почитание
После закрытия Ново-Иерусалимского монастыря гробница Патриарха была разграблена, останки утрачены.
К настоящему времени существует несколько монументов Святейшему:
Негласной церковной оценкой его богослужебной реформы может служить создание 3 июля 2009 г. Патриаршего Центра древнерусской богослужебной традиции «с целью практической реализации одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством».
Взаимодействие со старообрядчеством налаживается не слишком хорошо, а вот службы старым чином совершает, например, прот. Георгий Крылов, много лет изучающий богослужебную реформу Никона – побывать на них можно в храме Новомучеников и Исповедников Российских московского района Строгино. На эти богослужения священник имеет благословение Патриарха Кирилла.
Что же сказать о самом неоднозначном из русских Предстоятелей, ревновавшем о благе пасомых, но получившем церковный раскол? Мы ли – лучше его, разумнее? По силам ли тем, кто осуждает Никона, выдержать искушение властью? Устроить Церковь к ее благу? Нет? Тогда остаются лишь слова грамоты его собрата, патр. Иакова:
«Да будет прощен в нынешнем веце и в будущем».
Церковный раскол XVII века. Причины и последствия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Церковный раскол продолжается четвертое столетие: разделение внутри некогда единой, по сути, никогда до того времени не знавшей серьезных еретических движений, расколов Церкви. Ко времени, когда Поместный Собор 1971 г. отменил проклятия, наложенные на сторонников «старой веры», трещина между сторонниками и противниками богослужебной реформы Патриарха Никона давно стала пропастью…
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты)
А. Д. Кившенко, 1880 г.
Церковный раскол. Определение святых отцов
Под «σχίσματα» (схисмата) понимается разделение внутри Церкви, возникшее не из-за разногласий по части вероучения, догматов, но по причинам обрядового или дисциплинарного характера. Свт. Василий Великий именовал расколом такое расхождение внутри общины, которое основано на различных мнениях о частных церковных вопросах, а потому может (и должно) быть преодолено. Подобным образом мыслили также другие угодники Божии.
При этом они предупреждали: то, что у раскола нет вероучительной причины, вовсе не маловажно. Такой раздор учеников Христовых – по слову свт. Киприана Карфагенского, по сути, второе Распятие Господа. Это «такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его».
Раскол в России: особенности
В его истории немало странного:
Предпосылки церковного раскола 17 века
Исторически его годом признается традиционно 1666. Однако, события, приведшие к духовной трагедии, начали происходить на несколько десятилетий раньше.
Церковь и мир
Смута начала XVII в., когда под угрозой оказалось само существование государства, потрясла самые основы «Третьего Рима», «Святой Руси», хранителя истинной веры. Вдруг оказалось, что православные бояре готовы пригласить на русский престол католического короля – поляка Владислава. Другие представители элиты, забыв о стране: заискивали перед самозванцами, получали от них пожалования, ввязывались в авантюры. Духовное падение распространилось также на народ.
С начала XVII в. резко растет влияние светской культуры, западного образования. Меняется иконопись, сближаясь со светской живописью. По храмам идут длинные, истовые службы, но их все чаще… сокращают путем так называемого «многогласия», одновременного чтения, пения нескольких молитвословий, по Уставу следующих друг за другом. Таким образом, служба становится «вычитыванием» текста. А борьба священноначалия с бесчинием не приносит результатов. Становится все более очевидным: на прогрессирующее «обмирщение» культуры необходим ответ.
Начало церковных реформ 1640-х гг.
Им стали попытки исправления церковной жизни, предпринимавшиеся с 1640-х гг. Инициатива изменений шла как от царя Алексея Михайловича, священноначалия, так от некоторых ревностных пастырей, а также приближенных к государю бояр. Считается, что общее направление реформирования задавал так называемый «кружок боголюбцев» в Москве. Среди его деятелей – боярин Феодор Ртищев, протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, священники Логгин из Мурома, Никита Добрынин, диакон Феодор Иванов служивший при Благовещенском соборе Кремля – домовой церкви русских государей. И, конечно, новгородский митрополит Никон, которого прот. Аввакум называл даже другом… Пройдет время, одни примут участие в богослужебной реформе, других назовут «раскольниками». А пока по инициативе «боголюбцев»:
Последнее новшество оказалось настолько «громким», что голландский посол (видимо, не слишком хорошо владевший языком, не очень разбиравшийся в ситуации), Адам Олеарий, даже написал в своих воспоминаниях, что якобы из-за проповедей, действительно собиравших в Казанской церкви на Красной площади (здесь служили священники Аввакум и Иоанн Неронов) массу жаждавших духовного поучения, случился даже сам раскол, сопровождавшийся высылкой «боголюбцев» из Москвы. Разумеется, дело было совершенно не в этом.
Патриарх Никон
После кончины Предстоятеля Русской Церкви, Иоакима, многие надеялись, что изменения по части духовной жизни, просвещения пойдут быстрее, успешнее при новом, энергичном патриархе, Никоне.
Никон, Патриарх Московский
Биография Новгородского владыки, которого глубоко уважал сам царь, действительно впечатляет: с юности Никита Минов стремился к иночеству, ушел в монастырь, но был возвращен родителями. Не оставил он своей мечты даже женившись, став мирским иереем. Когда от болезни умирают дети о. Никиты, но уговаривает супругу принять монашество, и сам покидает мир, уйдя на Соловки. Духовный отец инока Никона – таково теперь его имя – сам прп. Елеазар Анзерский. Правда, позднейшие биографы Предстоятеля признают: подлинным учеником святого Никон так и не стал, более того, покинул Анзерский скит, вообще Соловки из-за размолвки с духовным отцом. Впрочем, ревность, кипучая энергия иеромонаха скоро нашли применение: уже через 4 года его избирают настоятелем Кожеозерской обители, а через краткое время, после знакомства с царем, Никон оказывается сначала настоятелем Новоспасского монастыря столицы, затем – митрополитом Новгородским.
«Церковная реформа»
Так часто именуют то, что произошло дальше, хотя более верно именовать реформу богослужебной, или литургической. 4 августа 1652 г. митрополит Никон возведен на Патриаршество. А накануне Великого Поста следующего, 1653 г., Предстоятель своей властью, без решения Собора, вводит первые богослужебные изменения:
Духовные друзья Патриарха, «боголюбцы», недоумевали. Протопоп Аввакум писал: «Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали». Изменение направления реформ с христиански-просветительского на чисто богослужебное было непонятно, неожиданно. А уже через несколько месяцев Поместный Собор принимает решение: «исправить» все богослужебные книги Русской Церкви, как официально было заявлено, по греческим книгам X в., времени Крещения Руси.
Ученые до сих пор не имеют единого мнения о том, что именно было сделано с богослужением, чего хотел добиться Патриарх. Но еще исследованиями русского литургиста А.А.Дмитриевского рубежа XIX-XX вв. установлено:
Отделение старообрядцев от Церкви
На Предстоятеля посыпались недоуменные вопросы – собратьев-архиереев (епископов Павла Коломенского, Александра Вятского), друзей из числа «боголюбцев». Вместо ответов последовали
На этом фоне в 1666 г. начался Поместный Собор с участием Вселенских Патриархов. Именно на нем приняты «клятвы», прещения на двоеперстное крестное знамение, которое было объявлено ересью. Совершающие его, а также служащие по «старым книгам» отлучались от Церкви. Таким образом, старообрядцы, по сути, не «отделились», а «были отделены», после чего вынуждены были строить собственную церковную организацию.
«Царь Алексей Михайлович и Никон, епископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского».
1886. Александр Дмитриевич Литовченко.
Отношения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
Существует обоснованное мнение исследователей, что адаптация русского богослужения к греческой практике призвана была установить лидерство России среди христианских стран. Именно на этом основана идея Предстоятеля о первенстве духовной власти перед светской: «Священство выше царства». Именно она привела к тому, что добрые, дружеские отношения царя и Патриарха разладились. А тот же Собор 1666 г., который утвердил богослужебную реформу, также лишил сана самого Предстоятеля – до самой кончины Никон считался «монахом».
Сопротивление церковному расколу
Лидеры сопротивления никоновской реформе до настоящего времени почитаются старообрядцами.
Протопоп Аввакум
Считается признанным лидером движения благодаря своим полемическим сочинениям, а также – несгибаемой позиции. Из всех лидеров старообрядчества он – единственный, не принесший покаяния на Соборе 1666 г. Он был лишен сана, сослан в Пустозерск. Здесь он провел 14 лет под арестом. Ныне здесь показывают тюремную камеру, где созданы многие его сочинения, по большей части – полемические. К настоящему времени их известно более 40. 14 апреля 1682 г. он и его сподвижники казнены через сожжение. Сейчас прот. Аввакум чтится старообрядцами как священномученик.
Памятник протопопу Аввакуму в Нарьян-Маре 2020г
Боярыня Морозова
Это духовная дочь Аввакума, родовитая боярыня, супруга Глеба Ивановича Морозова, родственника царской семьи. Овдовевшая молодой, Феодосия (в монашестве – Феодора) всецело посвятила себя духовной жизни, а с началом литургической реформы решительно стала на сторону ее противников. Боярыню не раз увещевали, пытались уговорить не противиться Патриарху, однако, все было тщетно. Наконец, в 1675 г. она, уже лишенная сана, имений, была уморена голодом в тюрьме Боровска.
Боярыня Морозова.
1884—1887 В. И. Суриков
Другие противники церковной реформы
Среди лидеров «старообрядческого раскола» также:
Причины раскола
К их числу традиционно относят резкость, радикализм реформы, непродуманные действия Патриарха, а также говорят об «амбициях» противников нововведений. Однако сами изменения богослужебных текстов, спровоцировавшие разделение, до настоящего времени не изучены полностью, поэтому однозначно говорить о причинах раскола наука не может.
Реакция народа на церковный раскол
Согласно данным исследователей, от Церкви после литургической реформы отошли до трети верующих. Таким образом, раскололась не только Церковь, но все общество – впервые за всю историю христианства на Руси. Не удивительно, что происшедшее повлекло за собой рост апокалиптических настроений, ожидание скорого конца света, ибо последняя православная держава казалась близка к падению.
Фрагмент картины П. Е. Мясоедова
«Сожжение протопопа Аввакума»
Последствия и итоги раскола
Главным следствием стало постепенное, но неуклонное падение авторитета Церкви. Царь Алексей Михайлович поспособствовал созыву собора, отстранению Предстоятеля (1666 г.), а его сын, Петр I, отменит Патриаршество вовсе (1721 г.). За XIX в. Церкви предстоит пережить духовное оскудение, нарастание безбожия общества, с начала XX в. три революции – от духовных последствий которых не страна оправилась до наших дней.
С 1971 г. дониконовские и введенные Патриархом обряды, чины, признаны Церковью «равноспасительными». Московская Патриархия имеет старообрядные (так называемые единоверческие) приходы. Однако многие старообрядцы по-прежнему не приемлют общения с Церковью, вплоть до перекрещивания (!) тех, кто желает вступить в их общины. Наконец, есть также течения староверия, не признающие священства, иерархии – так называемые беспоповцы, чье учение уже с трудом можно назвать православным. Таковы доныне не преодоленные последствия раскола.
Автор Наталья Сазонова