Как называли разбойников на руси
Разбойники, которые вошли в историю России
Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.
Мифический Кудеяр
Одним из легендарных персонажей является Кудеяр – атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.
Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия – что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.
В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.
По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.
Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.
Стенька Разин: буйный разбойник или герой?
Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.
В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.
Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.
Ванька-Каин
Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.
Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.
В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».
Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.
Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд
Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.
Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.
Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.
Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.
Тришка-сибиряк
Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».
Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.
Разбойники, которые вошли в историю России
Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.
Мифический Кудеяр
Одним из легендарных персонажей является Кудеяр – атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.
Само имя Кудеяр, по одной из версий, происходит от персидского Xudāyār — «возлюбленный Богом». По другой версии, Кудеяр — Кудя Ярый, т.е. Кудин Ярый. Кудин – это форма церковного имени Акиндин (с греческого «безопасный»). Но большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения. У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом».
Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия – что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.
По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.
Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.
С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка). Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям.
Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской, Тульской и Калужской губерний. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»? Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было.
Стенька Разин: буйный разбойник или герой?
Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.
В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.15 мая 1667 года началось знаменитое восстание Степана Разина. Войско под командованием казаков вышло к Волге и ограбило несколько торговых судов, приняв к себе всех тех крестьян, которые были на борту подневольными. По мнению библиографов, вплоть до зимы того же года восстание носило лишь разбойничий характер и ничуть не отличалось от многочисленных казачьих набегов в прошлом. Но к зиме Стенька Разин успешно разгромил отряд стрельцов Беклемишева, а затем взял с боем Яицкий городок, что могло означать лишь одно – восстание обрело антиправительственный характер и грозит свержением существующей власти.
В 1669 году казаки, несмотря на проведение многодневных боев, выигрывают несколько сражений. Находясь около Свиного острова, они встречаются с войсками Мамед-хана Астаринского, с которым и вступают в схватку, позже наименованную «Боем у Свиного острова». Сефевиды, мнившие себя отличными стратегами, сцепили свои корабли цепями, для того чтобы максимально быстро и без потерь взять весь казачий флот под контроль.
Однако Стенька Разин, почувствовав, что именно в этом и кроется ошибка противника, приказал потопить флагманский корабль Мамед-хана, влед за которым пошли ко дну остальные суда. В качестве трофея Разин берет в заложники дочь и сына шаха, которых публично бросает с корабля после потопления Сефевидской армады.В 1670 году Степан Тимофеевич отваживается на еще один большой военный поход. В отличие от предыдущего, который до последнего момента держался под строжайшим секретом, этот, наоборот, сразу же обретает публичный характер. Идя по деревням и селам, Разин открыто призывает народ к восстанию и освобождению от крепостной власти, при этом заявляя, что его конечной целью не является свержение существующего правителя Алексея Михайловича (тем не менее противником всей власти он себя всё-таки объявляет). Призывы приводят к тому, что во многих селах и станицах начинаются смуты, появляются последователи Разина (в частности, Алёна Арзамасская), которые хотят поскорее обрести свободу и волю.
После успешной агитации, Стенька штурмом берет Самару, Царицын, Астрахань и Саратов, намереваясь добавить к ним и город Симбирск. Однако последний становится для него непреодолимой крепостью, поэтому осенняя осада проваливается. В это же время на восстановление порядка царь посылает 60-тысячное войско, которое после непродолжительной схватки наносит серьезный урон казакам и сильно ранит самого Разина. Того увозят в Кагальницкий город, где военачальник планирует оправиться и заново броситься на противника. Но его судьба определяется другим казаком – Корнилой Яковлевым, который, побоявшись гнева со стороны царя на всех его соплеменников, решает похитить Разина и сдать его на царский суд.
2 июня 1671 года Степана Разина доставляют в Москву, где ему через час выносят смертный приговор путем четвертования. Параллельно с ним осуждают и его младшего брата Фрола.
6 июня того же года на Болотной площади при огромной толпе Степана Разина подвергают сперва пыткам, а затем отсекают голову. Всё это проводится на глазах Фрола, который, не выдержав увиденного, кается в содеянном и просит помилования. Это продлевает его жизнь ровно на пять лет: в 1676 году его казнят там же, на Болотной площади.
Ванька-Каин
Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.
Уже через пару месяцев, в феврале 1742-го, с разрешения императрицы Елизаветы Петровны, которая, захватив престол, спешила задобрить народ милостями, бывший уголовник Ванька-Каин сделался официальным доносителем Сыскного приказа. Так в то время называли следователей, потому что большинство дел начиналось с поступления доноса. К марту 42-го Осипова наградили премией за усердие.
Но постепенно горожане стали жаловаться на его произвол. И тут стреляный воробей Каин сам пожаловался в сенат – мол, враги клевещут и препятствуют его доброму делу. Он заявил, что связывается с преступниками только «для виду», а доносчики о том знать не могут. И сенат в итоге выпустил указ: московским властям – оказывать Осипову всяческое содействие, а сыскному ведомству – не давать ходу доносам на него. Так 25-летний вор, стукач и сыщик обрёл безграничные полномочия и стал неприкасаемым.
Одновременно он стал устранять внутри сыска, полиции и городской администрации всех, кто мог ему помешать. Одних подкупил, других сделал виновными по настоящим или ложным доносам, а третьим хватило одних угроз.
В результате почти весь аппарат московских управленцев, от неприметного писаря в канцелярии до знатного сенатора, оказался в подчинении одного человека – Ваньки-Каина. А преступность выросла в 30 раз.
Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд
Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.
Точное время начала разбойничьей деятельности этого атамана не известно. Но известно, что Чуркин начинал свою деятельность в шайке гуслицкого разбойника Егора Филатова и его дружка Фоки. В 1873 г., после того как Филатов серьёзно заболел и его шайка распалась, Чуркин создал свою банду. Он грабил богатые амбары, вымогал дань у фабрикантов. Но гулять Чуркину пришлось недолго, и через несколько месяцев он был пойман возле станции «Фаустово», Рязанской железной дороги. Невзирая на вроде бы недолгую самостоятельную деятельность, Васька Чуркин успел навести ужас на обывателей, которые с большим облегчением приняли весть о его аресте. Однако под стражей Чуркин был недолго и вскоре совершил побег, который в своё время был одной из легенд русского преступного мира.
В Гуслицах пребывание и подвиги Васьки Чуркина, помимо устной народной памяти, сохранялись и в топонимике. В лесу, рядом с деревней Цаплино, есть урочище «Чуркин колодец», обозначающее место исчезнувшего ныне лесного колодца, возле которого Чуркин собирался со своей шайкой. На реке Шувойке ещё недавно показывали место, куда Чуркин выбросил выпотрошенный сейф, который был выкраден из фабричной конторы в Егорьевске. В 1930-х гг. мальчишки в окрестностях нынешнего города Куровское часто пытались в окрестных лесах найти «землянку Чуркина», в которой сокрыты несметные сокровища.
Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.
Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.После смерти Чуркина наступил пик его всероссийской славы. Был написан роман Н.И. Пастухова. После, в 1880–1890-х гг., появилось большое количество небольших лубочных повестей, а также и сравнительно объёмистых произведений о Чуркине, которые содержали всевозможные небылицы о разбойнике. Ими зачитывалась вся России. Достаточно привести названия некоторых таких произведений, чтобы стало ясно, что они содержат, и без прочтения: «Страшный злодей и разбойник Федот Чуркин» (СПб. 1907, в 4-х томах), в котором известного атамана назвали другим именем, «Ужасное возмездие», «Жена разбойника Чуркина» и т.п. К сожалению, от большинства подобных произведений остались лишь упомянутые названия. В Российской государственной библиотеке мною была найдена небольшая книжка популярного в прошлом писателя И.С. Кассирова (Ивина) «Народное предание. В плену у черкесов». В этом произведении рассказывается, что Чуркина, как человека хорошо себя зарекомендовавшего во время Крымской войны, и дослужившегося уже до звания капитана, отправили воевать с горцами на Кавказ. Как видим, из разбойника делали то страшного душегуба, то народного героя, который из злодея превратился в защитника Отечества.
Легенда про разбойника Коровина
Есть в Сапожковском районе Рязанской области вполне себе тихая, спокойная деревушка по названием Коровка. Селение расположено при речке Коровка — правом притоке реки Пожвы. Село упоминается в Сапожковских межевых книгах 1627-1628 гг. Считается древним поселением, так как когда-то являлось составной частью Сапожковского городища, в которое входили Сапожок (крепость) и сёла Коровка и Малый Сапожок.Все старожилы Коровки убеждены, что название села произошло от обитавшего когда-то в этих местах разбойника Коровина. О чём свидетельствует несколько существующих легенд и преданий.
Действительно в 16-18 веках в России для лихих людей было золотое время. Работники ножа и топора прятались в лесах в огромном количестве. Территория Рязанской области тоже была поделена на зоны влияния определённых групп разбойников, у которых соответственно имелись свои главари. Как в 90-х годах XX века!))) Кто-то был более знаменит, кто-то менее. Самым известным предводителем лиходеев в Сапожковском районе значился атаман Коровин (в разных интерпретациях легенд упоминается также как Коровкин или Коровка). Как выглядел Коровин и какой у него был нрав, неизвестно. В памяти народных сказаний эта информация не сохранилась. Более того, к сожалению, даже имя атамана уже затерялось в истории.
Большинство населения Коровки принадлежит к старообрядческой культуре, село считалось «гнездом» раскольников, в простонародии — кулугуров (староверов, беспоповцев). Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам ещё при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры. У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Придерживаются обычаев не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки у старообрядцев происходят по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.
Можно лишь с уверенностью утверждать, что разбойником он был удачливым и смекалистым. Выезжал со своей шайкой грабить на тракт, а также нападал на ладьи, проплывающие по реке. Атаману Коровину долгое время удавалось наводить ужас на купеческие обозы и успешно скрываться от правосудия в Сапожковских лесах. Несколько раз Коровин со своей бандой совершал удалые набеги на помещиков, отбирая у них несправедливо нажитое имущество, за что снискал к себе любовь и уважение со стороны крестьян. Где-то находился и разбойничий городок, возможно на месте нынешнего села… Поговаривают, что было у Коровина четыре жены, от которых родились несколько детей, и что якобы потомки атамана до сих пор живут в селе, зная о своём знаменитом предке, но рассказывать об этом они не хотят. Следует отметить, что разбойники Коровина имели множество мест для укрытий. Рассказывают, что в здешних лесах существовали оборудованные просторные землянки, где неуловимые бандиты скрывались, пировали и делили награбленную добычу. И одна из таких землянок по местным преданиям даже была найдена!
По народным преданиям окрестности села Коровки, можно сказать, просто усеяны кладами. В этих землях должны где-то быть обязательно припрятаны несметные сокровища разбойничьего атамана.
По легендам Коровин, например, распорядился опустить в колодец сундук с золотыми и серебряными монетами, над которым в последствии люди возвели упомянутую ранее по тексту деревянную часовню. Кстати, может быть из-за ионов серебра вода в этом колодце обладала целебными свойствами, а сама скважина считалась святым источником.
В кладоискательских кругах время от времени появляется информация об интересных находках близ села Коровки. Так например в 2003 году в близлежащем лесу был найден клад со 140 татарскими дирхемами Золотой Орды. А относительно недавно, в 2014 году, любителями приборного поиска где-то в этих местах был обнаружен глиняной горшок с серебряными монетами разного достоинства времён царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II в количестве 458 штук. И это лишь малая часть того, что удалось узнать. А сколько всего найдено таких приятных находок, одному богу известно!
Тришка-сибиряк
Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.
Это, конечно же только часть сказаний о лихих людях.