Как называли самолет в старину
Как называли самолет в старину
В сказках ковром-самолетом называют волшебный вид транспорта, на котором можно передвигаться по воздуху.
Исследователи считают, что это фантастическое средство передвижения пришло в европейский и славянский фольклор с Востока. Например, его описания можно встретить в сборнике сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Ковер-самолет упоминают в «Сказке об Иване — гостином сыне», «Чудесной курице», «Рогах», «Вещем сне», «Заколдованной королевне», «Царевне-лягушке», «Елене Премудрой» и других русских сказках, народных и авторских. По мотивам многих из этих сюжетов в 1880 году художник Виктор Васнецов написал картину «Ковер-самолет».
В сказках ковром-самолетом называют волшебный вид транспорта, на котором можно передвигаться по воздуху.
Исследователи считают, что это фантастическое средство передвижения пришло в европейский и славянский фольклор с Востока. Например, его описания можно встретить в сборнике сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Ковер-самолет упоминают в «Сказке об Иване — гостином сыне», «Чудесной курице», «Рогах», «Вещем сне», «Заколдованной королевне», «Царевне-лягушке», «Елене Премудрой» и других русских сказках, народных и авторских. По мотивам многих из этих сюжетов в 1880 году художник Виктор Васнецов написал картину «Ковер-самолет».
Само слово «самолет» использовали задолго до возникновения авиации, по меньшей мере со времен Петра I. В прошлом оно имело несколько значений. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона трактует «самолет» как «ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока». В том же справочнике в статье «Шлиссельбург» есть фраза: «На самолете устроена связь между обоими берегами Невы». Эта часть статьи описывает действия русских войск во время осады шведской крепости Нотебург в 1702 году. Речь идет о паромах со специальными откосами, которые помогали переправляться на другой берег при помощи течения. В том же веке существовала и особая соха для возделывания земли, которую в некоторых российских губерниях называли самолетом за то, как легко она двигалась.
А первые летающие аппараты отечественной авиации поначалу называли аэропланами. И только ближе к середине XX века их стали именовать самолетами.
Что в Древней Руси называли самолетом и поездом?
В древнерусских источниках порой можно наткнуться на слова, которых ну никак не ожидаешь там увидеть. Ведь в нашем сознании они намертво связаны с современным научно-техническим прогрессом.
То, что мы с вами легко оперируем такими словами как «самолет» или «поезд», легко объяснимо. В нашей жизни эти виды транспорта присутствуют очень плотно. Но когда о самолетах или поездах начинают говорить люди, жившие шесть-семь столетий назад, приходишь в недоумение. Ведь оба эти средства передвижения появились только в XIX веке, разве нет?
Все правильно. Нюанс в том, что в древности слова «самолет» и «поезд» означали совсем другие явления.
Самолет
Вообще, это было довольно крутое изобретение для своего времени. Самолетом называли особую разновидность ткацкого челнока. «Летал» этот челнок не в воздухе, а по нитям.
Поезд
Если совсем точно, то поездом в старину на Руси называли процессию карет или саней, движущихся друг за другом. Обычно такое слово использовалось, когда речь шла о каком-то торжественном события. Например, было такое понятие, как свадебный поезд.
Кстати, обратите внимание на то, как в XIX веке подходили к вопросу наименования новых явлений. Появились разные аппараты, которых раньше не было, но названия им дали не заимствованными словами. Вместо этого нашли подходящие старинные слова и дали им новую жизнь. К сожалению, сейчас такой подход почти не практикуется.
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: «Русичи» . И ждем вас в Телеграме
Что в Древней Руси называли самолетом и поездом?
В древнерусских источниках порой можно наткнуться на слова, которых ну никак не ожидаешь там увидеть. Ведь в нашем сознании они намертво связаны с современным научно-техническим прогрессом.
То, что мы с вами легко оперируем такими словами как «самолет» или «поезд», легко объяснимо. В нашей жизни эти виды транспорта присутствуют очень плотно. Но когда о самолетах или поездах начинают говорить люди, жившие шесть-семь столетий назад, приходишь в недоумение. Ведь оба эти средства передвижения появились только в XIX веке, разве нет?
Все правильно. Нюанс в том, что в древности слова «самолет» и «поезд» означали совсем другие явления.
Самолет
Вообще, это было довольно крутое изобретение для своего времени. Самолетом называли особую разновидность ткацкого челнока. «Летал» этот челнок не в воздухе, а по нитям.
Поезд
Если совсем точно, то поездом в старину на Руси называли процессию карет или саней, движущихся друг за другом. Обычно такое слово использовалось, когда речь шла о каком-то торжественном события. Например, было такое понятие, как свадебный поезд.
Кстати, обратите внимание на то, как в XIX веке подходили к вопросу наименования новых явлений. Появились разные аппараты, которых раньше не было, но названия им дали не заимствованными словами. Вместо этого нашли подходящие старинные слова и дали им новую жизнь. К сожалению, сейчас такой подход почти не практикуется.
От «Грача» до «Утенка»: народные имена самолетов
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
Традиция присваивать имена самолетам пошла с момента зарождения военной авиации. Так, в годы Великой Отечественной войны в воздушных боях участвовали российские полководцы «Александр Невский» и «Александр Суворов». И в наше время именные самолеты служат в рядах ВВС. Например, сверхзвуковые Ту-160 получили имена конструкторов и летчиков, знаменитые дальние бомбардировщики Ту-95 – названия городов. А некоторые самолеты получили названия народные. Эти простые и порой трогательные имена отражают особенности и «характер» самолета. Как Ил-2 стал «Летающим танком», за что Су-25 прозвали «Грачом», чем Су-34 напоминает «Утенка» – эти и другие интересные истории читайте в нашем материале.
Штурмовик Ил-2 aka «Летающий танк»
Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня в силовой конструкции и бронестекло. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин. Летчики шутили: «Из боя «Ил» доставит на честном слове и на одном крыле!».
Конструктор Сергей Ильюшин называл разработанный им самолет «летающим танком». Немецкие летчики за живучесть прозвали Ил-2 «Бетонный самолет» (нем. Betonflugzeug), а за яростные атаки и огромные потери – «Черная смерть» (нем. Schwarzer Tod) и «Мясорубка» (нем. Fleischwolf).
Среди советских летчиков больше прижилось прозвище «Горбатый», за необычную конфигурацию фюзеляжа. Наверное, не только из-за своеобразного вида самолета в профиль, а еще и потому, что Ил-2 как труженик добывал Победу своим горбом. «Горбатый» – потому что войну вынес на своих плечах», – говорили многие летчики.
Штурмовик Су-25 aka «Грач»
В феврале 1975 года в воздух впервые поднялся прототип советского штурмовика Т-8, впоследствии принятого на вооружение под обозначением Су-25. Самолет получил имя «Грач» – благодаря своей форме с широким крылом и толстыми мотогондолами он чем-то похож на эту умную и трудолюбивую птицу.
Есть и другая версия происхождения имени. В январе 1984 года командиром 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи стал майор Григорий Алексеевич Чехов. Тыльную сторону своей фуражки он подписывал инициалами «Гр.А.Ч.». Именно с того момента сначала личный состав эскадрильи, а затем и самолеты Су-25 стали именовать «грачами».
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
Среди пехоты штурмовик заслужил прозвище «Гребешок» за характерный вид крыла с ощетинившимся десятком подвесок. Но все же на долгие годы за Су-25 прижилось имя «Грач».
Су-25 можно считать «долгожителем» – этот самолет и сегодня является основой штурмовой авиации ВКС России. Боевое крещение «Грач» прошел в Афганистане, после успел повоевать во многих горячих точках. За годы эксплуатации были разработаны несколько модификаций. Последняя модификация – Су-25СМ3 – была представлена в 2015 году. Эти модернизированные «Грачи», в частности, действовали в Сирии в составе авиагруппы ВКС России.
Ракетоносец Ту-160 aka «Белый лебедь»
Фото: Кирилл Науменко / wikimedia.org
Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, по инициативе дальней авиации самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». А еще это один из самых красивых самолетов в мировой авиации, поэтому летчики прозвали его «Белым лебедем».
Бомбардировщик Су-34 aka «Утенок»
Самолет Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году.
Особенность этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. В кабине самолета можно встать в полный рост. Самолет имеет более широкий «нос» и именно за эту своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «Утенком».
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
«Утенок» при этом является достаточно грозной птицей. Во-первых, Су-34 оснащен всеми авиационными средствами поражения. При этом атаковать он способен при любых погодных условиях. Быстро обнаруживать цели стало возможным благодаря эффективной радиолокационной станции и встроенной оптической прицельной станции. «Утенок» может выполнять боевые задачи без поддержки истребителей прикрытия. Все преимущества такого сочетания в одной машине истребителя и бомбардировщика Су-34 уже продемонстрировал в реальных боях в Сирии.
События, связанные с этим
Без курса «ноль»: штурманской службе ВВС − 105 лет
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
От «Грача» до «Утенка»: народные имена самолетов
МиГ-31БМ: птица высокого полета
Первый пошел: о полете лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14