Как назывались автобусы в ссср
5 легендарных автобусов родом из СССР
Помните то далекое время, когда в мороз стоишь на остановке и с нетерпением ждешь нужный автобус? Двигатель ревет, трансмиссия грохочет, зато внутри всегда тепло и уютно. Многие до сих пор помнят запахи и звуки любимых автобусов из детства, хотя с той далекой эпохи прошло немало лет. В Советском Союзе машины для пассажирских перевозок собирали больше сотни предприятий, но сегодня мы вспомним самые легендарные и родные автобусы советского времени.
ЛиАЗ-677
Даже если вы ничего не смыслите в технике и не отличаете одну машину от другой, то все равно наверняка узнаете этот автобус по неповторимому звуку. Именно его мотор на весь салон издавал звук бьющихся друг об друга бутылок — такое забыть невозможно! Несмотря на огромный расход топлива, доходивший до 50 литров на 100 километров, ЛиАЗ-677 стал самым массовым городским автобусом в Советском Союзе. Встав на конвейер завода в Ликино, этот автобус продержался на нем аж до 1996 года, а мелкосерийно машину продолжили собирать еще 6 лет. Всего было выпущено почти 200 тысяч этих грохочущих мастодонтов!чесическо Это был первый советский автобус с автоматической коробкой передач — в ней было целых 2 ступени. Подвеска тоже была инновационной — спереди и сзади использовались пневмобаллоны, которые, впрочем, частенько лопались, и машину перекашивало поперек дороги. А вот двигатель был откровенным хламом — 7-литровый V8 на 180 «лошадей» поражал своей прожорливостью. Кроме того, в народе эти автобусы не зря называли «скотовозками» — в салоне было всего 25 сидячих мест, несмотря на то что официально машина вмещала больше сотни человек.
РАФ-2203
Прообраз современной маршрутки появился в Союзе в 1976 году и получил название «Латвия». Это был компактный 12-местный микроавтобус, который не только перевозил пассажиров, но частенько выполнял функции скорой помощи. Изначально конструкторам была поставлена задача разработать авто с легким стеклопластиковым кузовом под агрегаты тогдашней «Волги». Для легкого авто вполне хватало штатных 95 лошадиных сил в сочетании с 4-ступенчатой механической коробкой. Однако на этапе испытаний прототип попал в аварию, в которой серьезно пострадали люди, и кузов было решено делать из традиционного металла. Вот только мотору такое решение не сильно понравилось — машина получилась медленной, хоть и щеголяла довольно футуристичными для СССР формами кузова. Вплоть до 1997 года автобус пережил несколько модернизаций, в ходе которых получил доработанную систему вентиляции салона, вакуумный усилитель тормозов и передние дисковые тормоза. Однако почти через 20 лет после начала выпуска «Латвия» ушла на покой, уступив место первому микроавтобусу «Газель».
ЛАЗ-699
От скромных микроавтобусов переходим к настоящему крейсеру советских дорог — туристическому 10-метровому исполину, известному под именем «Карпаты». Разработку большого междугороднего автобуса начали в 1960-м году, а спустя год уже показывали прототип Никите Хрущеву. В движение этого динозавра приводил все тот же мотор ЗИЛ на 7 литров мощностью в 180 «лошадей». Однако, в отличие от ЛиАЗа, здесь стоят не «автомат», а механическая коробка с синхронизаторами. Подвеска также была пневматической, а тормоза были снабжены усилителем и раздельными контурами для передней и задней оси. Для больше надежности мосты в ходе испытаний заменили на агрегаты МАЗ, а в салоне было решено отказаться от буфета, что увеличило сило мест до 41. В таком виде автобус производился аж до 2002 года, к которому машина обзавелась дисковыми тормозами и лишилась водительской двери. Также были попытки внедрить дизельный мотор ЯМЗ на 210 сил, но они не увенчались успехом.
ПАЗ-672
Предшественник современных ПАЗиков был построен на весьма интересной платформе от грузовика ГАЗ-53. К 1969 году разработка автобуса завершилась и концепция машины была полностью утверждена. Это был полноприводный автобус с 8-цилиндровым V8 на 4,2 литра объемом и мощностью в 115 лошадиных сил. Специализацию павловского автобуса обозначили как перевозку пассажиров в сельских районах по пересеченной местности, хотя на деле авто использовали и как маршрутки, и как катафалки. Автобус был рассчитна на 23 сидячих места, а всего мог взять на борт до 45 пассажиров. Коробка передач без изысков — 4-ступенчатая механическая, равно как и подвеска — обычная рессорная. При этом, ПАЗ показывал вполне сносный расход топлива в районе 20 литров на 100 километров и полюбился пассажирам из-за тепла в салоне — двигатель был практически рядом с водителем. Всего до 1989 года, когда прекратилось производство этой модели, было выпущено почти 300 тысяч подобных автобусов, многие из которых еще в состоянии передвигаться по нашим дорогам.
Ikarus-280
Знаменитая «гармошка», способная взять на борт до 180 человек, появилась в далеком 1973 году на основе обычного автобуса. На протяжении почти 30 лет этот любимый до сих пор многими автобус выпускался в Венгрии, Белоруссии и России. За это время в нем перебывали множество двигателей — от родного дизеля Raba до агрегатов от MAN, DAF и Cummins. В самой распространенной модификации мотор выдавал около 200 лошадиных сил, а подвеска могла похвастаться пневматическими элементами с регулятором положения кузова. Любопытно, что Ikarus разошелся по стране огромным тиражом и в некоторых городах до сих пор активно трудится на городских маршрутах. Так, даже в 2018 году в Екатеринбурге каждый день в рейс выходят больше 60 подобных машин. Возят людей «гармошки» и в Курске, Саратове, Снежинске и Волхове — такой живучести удалось добиться благодаря действовавшей в 90-е программе обновления до 80% компонентов старых автобусов.
Автобусы СССР — История общественного транспорта
Опубликовано 29.03.2020 · Обновлено 13.11.2021
Хронологию можно вести с первого автобуса российского изобретателя П. А. Фрезе. Именно это транспортное средство появилось сразу после революции на улицах городов молодой Советской республики.
Кроме водителя, вмещал 9 пассажиров. Место шофёра – справа, напротив рулевой колонки в виде рычага. Технические особенности: цепной привод на заднюю ось, продольное расположение рессор, монолитные шины. Предложение Фрезе использовать изобретение как общественный транспорт не заинтересовало чиновников северной столицы. Москва открыла первый маршрут «Марьина роща – Останкино» в 1907 году. Проезд на «Даймлер» (8 мест) и NAG (12 мест) стоил 10 копеек.
Даймлер, 1907 год
Новая столица и начала отсчёт эпохе общественного автобусного транспорта в СССР 18 апреля 1924 года. Первый маршрут: Пресненская застава – Серебряный Бор. Уже летом 8 машин «Лейланд» соединили Белорусский вокзал и Комсомольскую площадь. За один рейс 28 пассажиров со скоростью до 30 км/ч достигали пункта назначения.
Автобусный парк, помимо отечественных моделей, включал машины заграничных производителей. На дорогах можно было встретить британские Leyland, немецкие MAN, французские Renault, американские Ford.
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37-300×219.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37.jpg» width=»964″ height=»705″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37.jpg» alt=»Автобус СССР Лейланд | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9028″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37-300×219.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37-768×562.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_007-37.jpg 964w» data-sizes=»(max-width: 964px) 100vw, 964px» /title=»Автобус СССР Лейланд | Движение24″ /> Автобус «Лейланд»
В середине 20-х в этом направлении заработала советская автоиндустрия. Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15 с мотором 35 л.с. Образец разработан первопроходцем автопрома – «Автомобильным Московским Обществом». (С 1931 года – ЗИС, с 1956 – ЗИЛ).
Автобус ЗИС (ЗИЛ) Ф-15
В 1929 году в Ярославле был выпущен автобус Я-6. На удлинённой (на 580 мм) базе грузовика Я-5 монтировались импортные узлы: двигатель Hercules-YXC (93 л.с.), сцепление Brown-Lipe, 4-х ступенчатая КП Brown-Lipe-554, вакуумный усилитель Dewandre, рулевой механизм Ross. Кузова изготавливали автомастерские в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове, Тбилиси и Ленинграде.
Автобус Я-6
Комфорт для 35 сидящих пассажиров был минимальным: плохая вентиляция, неотапливаемый салон, неудобные сиденья. Тем не менее, Я-6 получился лучше прототипа – «Лейланда». Двигатель – мощнее почти в 2 раза, скорость – выше в 1,5 раза. Стартер – электрический, плавное многодисковое сцепление. Руль – слева. Это повысило безопасность автомобиля, сделало легче управление.
Я-6 оказался долговечным. Хотя производство было прекращено в 1932 году, по причине нехватки мощных двигателей, машины встречались на линиях до самой войны.
В 1932 году Московский автозавод имени Сталина (бывший АМО) наладил производство АМО-4. Кузов, схожий с Я-6, вмещал 22 места. Комплектация – люкс, стандарт. Отличались планировкой и длиной салона, формой окон, устройством дверей.
С 1934 по 1938 год на базе АМО-4 выпускался серийный автобус ЗИС-8 на 30 человек. Мощность мотора –73 л.с., скорость – 60 км/ч. Тормоза с механическим приводом, новый кардан, бак на 105 л бензина. В этом же году 16 машин ЗИС-8 отправились на экспорт в Турцию.
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537-300×225.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537.jpg» width=»1000″ height=»750″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537.jpg» alt=»Автобус СССР АМО-4 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9037″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537-300×225.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537-768×576.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4537.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР АМО-4 | Движение24″ /> Автобус АМО-4
Модель ЗИС-16 (85 л.с.) производилась с 1938 по 1941год. Число мест: для сидения – 26, общее – 34. Выпущено 3250 штук.
С 1938 по 1950 год Горьковский автозавод выпускал санитарный автобус ГАЗ-55. До появления нового автомобиля ГЗА-653 было выпущено 12044 штуки. Мотор в 50 л.с. разгонял авто до 70 км/ч.
Развитие автопрома позволило СССР в 1937 году выйти на 4 место в мире по выпуску автобусов, довести производство до 4000 в год. Маршруты работали в 324 городах.
С началом войны большая часть машин была переоборудована под санитарные, штабные автобусы, мобильные радиостанции.
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538-300×179.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538.jpg» width=»1000″ height=»598″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538.jpg» alt=»Автобус СССР ГЗА-653 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9038″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538-300×179.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538-768×459.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4538.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ГЗА-653 | Движение24″ /> Автобус ГЗА-653
Одним из первых послевоенных автобусов стал ЗИС-154. Вместимость – 60 чел., посадочных мест – 34. Отличался кузовом вагонного типа, частично изготовленным из алюминия. Моторы: дизель ЯАЗ-204 (110 л.с.), бензиновый ЗИС-122-А (105 л.с.). Привод тормозов – пневматический. С помощью пневматики водитель открывал двери. Скорость не превышала 50 км/ч. Пассажирам нравился плавный ход, вместительный салон, наличие вентиляции, отопления, удобные двери (3 шт.). Опытные образцы вышли на линии Москвы в июле 1947 года.
Предприятие выпустило ЗИС-155 и ЗИС-158, первый междугородный ЗИЛ-127 (32 места). В 1959 производство перешло к заводу в Ликино-Дулево. Это помешало запуску в серию ЗИЛ-159 (70 пассажиров, 27 посадочных мест), прошедшему ходовые испытания и побывавшему экспонатом на ВДНХ. Новинки: 8-ми цилиндровый V-образный мотор, гидроусилитель руля.
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549-300×225.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549.jpg» width=»1000″ height=»750″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549.jpg» alt=»Автобус СССР ЗИС-158 ЗИЛ-158 | Автобус СССР ЗИС-158 ЗИЛ-158 | Движение24″id=»9040″ data-full-url=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549.jpg» data-link=»https://dvizhenie24.ru/?attachment_id=9040″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549-300×225.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549-768×576.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4549.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЗИС-158 ЗИЛ-158 | Движение24″ /> Автобус ЗИС-158
С 1949 года на Горьковском заводе автобусов сошёл с конвейера ГЗА-651. Модель, созданная на базе ГАЗ-51, стала самой массовой. В 1952 году техническая документация была передана на автозавод в Павлов.
С этого времени лидерами по выпуску автобусов стали Павловский, Львовский и Ликинский заводы.
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1-300×218.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1.jpg» width=»1000″ height=»728″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1.jpg» alt=»Автобус СССР ГЗА-651 | Автобус СССР ГЗА-651 | Движение24″class=»wp-image-9043″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1-300×218.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1-768×559.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/dvizhenie24_ru_4547-1.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ГЗА-651 | Движение24″ /> Автобус ГЗА-651
С 1952 года в Павлове для дорог сельской местности выпускалась модель ПАЗ-651 (20 мест). Модификации: ПАЗ-653 (санитарный); городские – ПАЗ-652, ПАЗ-672; экскурсионный – ПАЗ-672А; северный вариант – ПАЗ-672С. С 1972 года ПАЭ-3201 – повышенной проходимости.
В 1958 году открылся автозавод в Кургане. Автобус КАВЗ-651 имел базу ПАЗ-651А. Были освоены модификации КАВЗ-685, КАВЗ-685Б (северный вариант) и модель принципиально другого типа – КАВЗ-3100 с кузовом-вагоном.
Автобус СССР КАВЗ-685
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553-300×176.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553.jpg» width=»1000″ height=»588″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553.jpg» alt=»Автобус СССР КАВЗ-685 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9045″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553-300×176.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553-768×452.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/kavz-685_dvizhenie24_ru_4553.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР КАВЗ-685 | Движение24″ /> Автобус СССР КАВЗ-685
С 1959 года в Ликино приступили к производству автобуса для города – ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158). С 1961 года – ЗИЛ-158Б (под этим наименованием упоминается в техдокументации и на бирке под капотом). Вместимость – 70 человек, мест для сидения – 32. С 1967 по 1994 на конвейере утвердился ЛиАЗ-677. Впервые использовалась автоматическая трансмиссия. Двигатель ЗИЛ-375Я7 (180 л.с.) разгонял транспорт до 90 км/ч. В салоне размещалось 110 пассажиров. Всего было выпущено около 200 тысяч ЛиАЗ-677 разных модификаций. Более 7000 отправились на экспорт в 16 стран.
Автобус СССР ЛИАЗ-677
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550-300×200.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550.jpg» width=»1000″ height=»667″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550.jpg» alt=»Автобус СССР ЛИАЗ-677 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9052″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550-300×200.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550-768×512.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/liaz-677_dvizhenie24_ru_4550.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЛИАЗ-677 | Движение24″ /> Автобус СССР ЛИАЗ-677
Львовский автозавод начал выпуск ЛАЗ-695 в 1956 году. Применялись западные (Mercedes-Benz O 321, Magirus) и отечественные разработки. Применена задняя компоновка мотора. Двигатель – ЗИЛ-124 (110 л.с.), рессорно-пружинная подвеска, оригинальный дизайн. Салон вмещал 55 пассажиров. В 1958 году появилась модификация ЛАЗ-695Б с однодисковым сцеплением, новой коробкой передач. Сделано около 17 тысяч автобусов. С 1963 года на ЛАЗ-695Е устанавливался мотор ЗИЛ-130 (150 л.с.).
Автобус СССР ЕРАЗ-762
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552-300×231.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552.jpg» width=»1000″ height=»771″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552.jpg» alt=»Автобус СССР ЛАЗ-695 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9047″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552-300×231.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552-768×592.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-695_dvizhenie24_ru_4552.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЛАЗ-695 | Движение24″ /> Автобус СССР ЕРАЗ-762
Модели ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697М имели более эффективную тормозную систему, устройство воздухозаборников. Линейку пополнили ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-699Н. В 1977 году с конвейера сошёл ЛАЗ-4202 с дизельным мотором, автоматической КПП, более совершенной тормозной системой.
Автобус СССР ЛАЗ-4202
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551-300×225.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551.jpg» width=»1000″ height=»750″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551.jpg» alt=»Автобус СССР ЛАЗ-4202 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9048″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551-300×225.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551-768×576.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/laz-4202_dvizhenie24_ru_4551.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЛАЗ-4202 | Движение24″ /> Автобус СССР ЛАЗ-4202
С 1955 года Рижская автобусная фабрика запустила в производство автобус РАФ-251 на 28 человек (мест для сидения – 21). Базу ГАЗ-51 усилили, удлинили. Облицованный металлом кузов с деревянным каркасом и парой двустворчатых дверей, сильно напоминал немецкий Volkswagen-Transporter. Имел приточную вентиляцию, радиоприёмник «Москвич».
В 1957 году появились первые в СССР микроавтобусы РАФ-08 и РАФ-10 «Фестиваль» на 9 мест. В 1959 году – РАФ-977 «Латвия» (10 мест), две вариации для медиков и туристов. Хорошо известная «маршрутка» перевезла первых пассажиров в 1969 году.
Автобус СССР РАФ-10
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549-300×224.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549.jpg» width=»1000″ height=»746″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549.jpg» alt=»Автобус СССР РАФ-10 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9049″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549-300×224.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549-768×573.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/raf-10_dvizhenie24_ru_4549.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР РАФ-10 | Движение24″ /> Автобус СССР РАФ-10
В 1976 году в новых заводских корпусах РАФ в Елгаве выпустили микроавтобус РАФ-2203 «Латвия». Мотор – бензиновый (ЗМЗ-2401) мощностью 95 л.с. Максимальная скорость – 120 км/ч.
С 1966 года по документации завода РАФ в Ереване было запущено производство микроавтобусов ЕрАЗ-762 (75 л.с.) и его модификации с более мощным мотором от ГАЗ-24-01 (85 л.с.).
Автобус СССР ЕРАЗ-762
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554-300×169.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554.jpg» width=»1000″ height=»563″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554.jpg» alt=»Автобус СССР ЕРАЗ-762 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9046″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554-300×169.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554-768×432.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/eraz-762_dvizhenie24_ru_4554.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЕРАЗ-762 | Движение24″ /> Автобус СССР ЕРАЗ-762
В 1961 году на московском заводе имени Лихачёва начался выпуск микроавтобусов ЗИЛ-118 «Юность». Модель получилась очень удачной: салон с модным интерьером, удобные сидения, широкие двери, багажный отсек. Большие окна, огромная панорамная крыша с люком (1830×680мм), звукоизоляция салона, отопление, вентиляция, создавали максимум комфорта для 17 пассажиров. Двигатель мощностью 150 л.с. развивал скорость автомобиля до 120 км/ч. Расход топлива – 28 л/100 км. Такая деталь: на микроавтобус была установлена гидромеханическая АКПП с лимузина ЗИЛ-111.
В 1967 году на XVIII Международной автобусной неделе в Ницце по итогам туристического ралли «Юность» получила 12 призов. Генри Форд делал предложение о покупке лицензии. Переговоры закончились ничем, а серийный выпуск автомобиля, имевшего огромный спрос, так и не начали.
Автобус СССР ЗИЛ-118
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547-300×225.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547.jpg» width=»1000″ height=»750″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547.jpg» alt=»Автобус СССР ЗИЛ-118 | Автобус СССР | Движение24″class=»wp-image-9050″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547-300×225.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547-768×576.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2020/03/zil-118_dvizhenie24_ru_4547.jpg 1000w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»Автобус СССР ЗИЛ-118 | Движение24″ /> Автобус СССР ЗИЛ-118
Сколько же предприятий в СССР занималось производством автобусов? Цифра известна: более 40. Количество моделей (при подсчёте по альбомам и каталогам) приближается к 350.
Конечно, отечественные образцы уступали по своим параметрам, комфорту продукции западных автомобильных технологий. И всё же, автопром справлялся с задачей пополнения и замены парка общественного транспорта. Хорошо знакомый «Икарус» импортировался в рамках интеграции между странами-членами СЭВ.
20 автобусов СССР: известные и забытые
Один из самых массовых автобусов в нашей стране. Фотография сделана в 1984 на ВДНХ во время выставки «Автопром-1984». Автобус очень классно смотрится в такой окраске.
Пригородный ЛАЗ-4206 во второй половине 1980-х должен был прийти на смену старичку ЛАЗ-695Н. Его испытания были завершены к 1992 году, однако завод так и не смог освоить серийное производство.
ЗИС-127 (а позже ЗИЛ-127) являлся настоящим королем советских трасс. Выпускался в 1955-1961 годах. Оснащался 180-сильным двигателем ЯАЗ-М206Д.
ЗИС-155 (а позже ЗИЛ-155) массово выпускался с конца 1940-х и до 1957 года. На фотографии выше вы видите мобильный детский кинотеатр, приехавший с очередной премьерой фильма.
Опытный автобус ЛАЗ-699Б построили в 1969 году. По габаритам он соответствовал туристическому 699Н, но имел сразу три двери, одна из которых расположилась в базе. Общая вместимость составила 74 человека.
ЛиАЗ-677 — еще одна легенда дорог Страны Советов. Их знаменитый бутылочный звук двигателя и мягкая подвеска известны многим жителям нашей страны. На фотографии — предсерийная модель 1964 года.
Экспериментальный микроавтобус «Десна» построили на шасси УАЗ-452Д. Его кузов был рассчитан на 11 человек. Создан в середине 1970-х на «Черниговском Заводе Специального Автотранспорта».
Попытка завода имени Урицкого, специализирующегося на выпуске троллейбусов, начать выпуск собственного автобуса. Было выпущено всего несколько экземпляров.
Круглолобый ЛАЗ-695М стал основой для целого семейства автобусов и продержался на конвейере несколько десятилетий, учитывая множество модернизаций.
ЛАЗ-695Е стал третьим поколением львовских автобусов семейства 695х. Их выпуск начался в 1963 году и продолжался до 1970-го, когда на смену пришла модернизированная модель 695М.
ПАЗ-651 с открытым кузовом
Подобные автобусы-кабриолеты без крыши часто возили туристов на курортах Черноморского побережья. Их делали на базе автобусов ПАЗ-651.
В 1990 году НТЦ ЛиАЗа создало опытный образец мобильного кафе на базе городского автобуса ЛиАЗ-5256. Двери заменили распашными, а в центральной части сделали откидывающийся прилавок.
В 1934 году был построен автобус-гигант ЯА-2, который мог перевозить до 100 человек, причем 54 из них сидя. Сиденья были обшиты натуральной кожей, а на окнах были занавески.
Для доставки космонавтов к месту запуска космических ракет Львовский автобусный завод создал несколько особых версий автобусов, в том числе и этот 699И со специальным стерильным отсеком для космонавтов.
В 1988 году ЛиАЗ попытался модернизировать внешность городского автобуса ЛиАЗ-5256, оснастив его прямоугольными блок фарами.
Процесс конвейерной сборки автобусов ЗИС-154 в 1950 году. Мы видим один из финальных этапов производства. Работник устанавливает и регулирует замок водительской двери.
Один из самых необычных и красивых микроавтобусов Страны Советов. Это «Старт» с кузовом, сделанным из стеклопластика. Он отличался очень смелыми формами в стиле американского аэродизайна.