Как назывались первые государственные учреждения

Как назывались первые государственные учреждения

76. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь левое поле не менее:
20 мм

77. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь правое поле не менее:
10 мм

78. Как должно происходить деление документов?
на роды, виды, подвиды, разновидности

79. Как назывались первые государственные учреждения?
приказы

80. Какая функция относится к общим функциям документа?
информационная

81. Какая функция относится к специальным функциям документа?
управленческая

82. Какие реквизиты относятся к юридически значимым?
дата
регистрационный номер документа

83. Какие этапы проходят исходящие документы?
регистрация
составление проекта документа

84. Каким свойством можно охарактеризовать наличие у документа неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может?
атрибутивность

85. Какое название имела документационная наука, возникшая в конце XIX века?
книго-архиво-музееведение

86. Какое правило используется в системе кодирования информации?
чем короче код, тем длиннее текст

87. Какой реквизит не входит в состав формуляра-образца справки?
гриф утверждения документа

88. Когда управленческое действие предполагает конкретного исполнителя, то пункты распорядительной части приказа должны начинаться:
с указания должности и фамилии с инициалами исполнителя

89. Код организации проставляется на основании:
ОКПО

90. Материальный объект, специально созданный человеком, посредством которого можно хранить и передавать информацию это:
материальный носитель

Источник

История государственных учреждений (стр. 1 )

Как назывались первые государственные учреждения. pandia next page. Как назывались первые государственные учреждения фото. Как назывались первые государственные учреждения-pandia next page. картинка Как назывались первые государственные учреждения. картинка pandia next pageИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Как назывались первые государственные учреждения. 15272508271c279o. Как назывались первые государственные учреждения фото. Как назывались первые государственные учреждения-15272508271c279o. картинка Как назывались первые государственные учреждения. картинка 15272508271c279o

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Омский государственный технический университет»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

– канд. ист. наук, доцент кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета имени

– преподаватель высшей категории Омского колледжа культуры и искусства

Х 94 История государственных учреждений: учеб. пособие / – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 88 с.

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История государственных учреждений», контрольные вопросы по каждой теме, образцы тестовых заданий и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют Государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

Дисциплина «История государственных учреждений» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Историко-архивоведение». Её целью является изучение важнейших фондообразователей Архивного фонда Российской Федерации – органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, СССР, Российской Федерации.

В процессе изучения дисциплины должны быть решены следующие задачи: познакомить студентов с теорией государственного управления и методологией дисциплины «История государственных учреждений»; помочь овладеть её основными понятиями и терминами; показать основные этапы возникновения и эволюции государственных органов и учреждений Руси и России; осмыслить российский опыт государственного управления, логику его развития в конкретно-исторических условиях; изучить генезис, эволюцию, реформирование системы государственных учреждений в нашей стране; рассмотреть принципы образования, организационное устройство, основные функции и результаты деятельности высших, центральных и местных государственных учреждений, а также их место в государственном аппарате; проанализировать проекты переустройства государственного аппарата, выдвигавшиеся в XVIII-XX вв. и степень их реализации; показать проблемы становления и развития современной государственной системы управления и самоуправления России, охарактеризовать государственный аппарат Российской Федерации.

В предлагаемом учебном пособии дан краткий конспект лекций, раскрывающий основное содержание дисциплины. Лекции, контрольные вопросы к ним и тесты призваны помочь студентам, обучающимся с использованием дистанционной технологии усвоить дисциплину. Дополнительную информацию студенты могут получить в литературе, список которой приведен в конце издания.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

1.1. Предмет и задачи дисциплины

История государственных учреждений находится на стыке исторических и правоведческих дисциплин, а также политологии. С одной стороны, она является частью отечественной истории, с которой её объединяет историзм в объяснении явлений и событий, связь истории государственных учреждений с конкретной исторической обстановкой, использование для исследований различных исторических источников, в первую очередь документальных материалов архивов. С правовыми науками её сближает единство объекта изучения – политических и правовых институтов, а также использование в исследованиях правовых актов. Политология помогает выработать основные категории и понятия, т. е. теоретико-методологическую основу. Вместе с тем, история государственных учреждений – это самостоятельная дисциплина, которая имеет свой объект исследования. Она изучает внутреннюю организацию государственных учреждений, направления их деятельности, значение и место каждого учреждения в системе государственного аппарата, социально-экономические причины зарождения, изменения и упразднения учреждений, степень их зависимости от вышестоящих учреждений, а так же связи с равными и нижестоящими государственными учреждениями. Знание этой дисциплины необходимо каждому историку, какую бы область человеческой деятельности он ни изучал, т. к. история экономики, внутренней и внешней политики, общественного движения и духовной культуры со времени появления государства тесно связаны с его историей и деятельностью государственных учреждений. Историкам-архивистам знакомство с историей государственных учреждений дает знания по истории важнейших фондообразователей Архивного фонда Российской Федерации – органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, СССР и современной России.

1.2. Источники по истории государственных учреждений

История государственных учреждений основывается на изучении большого круга опубликованных и неопубликованных письменных источников. Основными источниками для изучения государственного строя Древнерусского государства и княжеств удельного периода являются летописи и летописные своды. В них можно найти отрывочные сведения об органах государства того времени (вече, князь, княжеский совет, наместники). Несколько лучше представлен в источниках аппарат русского централизованного государства. Кроме летописей историки имеют дело с актами правительственных учреждений. Очень многие документы не дошли до нас из-за небрежного хранения, стихийных бедствий и войн. Поэтому полно восстановить историю государственных учреждений того времени невозможно. Больше источников сохранилось от XVII в.: кроме летописей и актового материала до нас дошли дела приказов, писцовые книги, документы некоторых воеводских канцелярий. Полнее представлена деятельность государственных учреждений XVIII-XIX вв. Большую роль в сохранении законодательных актов этого времени сыграло II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое с 1830-х гг. под руководством начало работу по выявлению, систематизации и публикации документов. Кроме законодательных актов источниками являются отчеты о деятельности государственных учреждений (ежегодные и сводные), стенографические отчеты, опубликованные материалы сенаторских ревизий. Сведения по истории отдельных учреждений дает ведомственная печать («Журнал Министерства юстиции», «Журнал Министерства народного просвещения» и др.), а так же издававшаяся с 1867 г. официальная газета «Правительственный вестник». Интересной разновидностью источников являются дневники, письма и воспоминания чиновников. Неопубликованные документы о деятельности государственного аппарата Российской империи находятся во многих центральных и местных архивах. Источники по истории государственных учреждений советского и современного периодов во многом аналогичны предыдущему времени. Они так же опубликованы или хранятся в архивах. Основные издания, содержащие законодательные документы новейшего периода – это «Съезды Советов в документах», «Собрание законов СССР», «Вестник Верховного Совета СССР», «Вестник Федерального Собрания Российской Федерации». Богатые сведения о деятельности государственных учреждений XX – начала XXI в. содержат газеты «Известия», «Российская газета» и др.

1.3. Историография дисциплины

1. Каков предмет и задачи дисциплины «История государственных учреждений»?

2. Покажите взаимосвязь «Истории государственных учреждений» с другими гуманитарными дисциплинами.

3. Назовите и охарактеризуйте основные источники по истории российской государственности.

4. Какие российские и советские исследователи изучали историю государственных учреждений России? Охарактеризуйте их основные труды.

Лекция 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИЕВСКИЙ РУСИ И РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ УДЕЛЬНОГО ПЕРИОДА (IX-XV вв.)

2.1. Государственный строй Киевской Руси

Древнерусское государство сложилось в IX-X вв. как своеобразная федерация с монархической формой правления. Его главой был князь, позднее великий князь. Он получал власть по наследству как старший потомок Рюрика. Несложные тогда государственные функции выполнял сам князь с дружиною. Его главной задачей была защита территорий и торговых путей, а так же поддержание внутреннего порядка. Князь с дружиною ходил в полюдье для сбора дани, судил население, отражал нападения врагов и ходил на них походами, заключал международные договоры. Помогавшая ему дружина жила на княжеском дворе и была на полном содержании князя. Она состояла из старших и младших дружинников. Из старших назначались основные чины княжеской администрации, младшие были военной силой и иногда использовались для выполнения небольших административных поручений. Феодальные поземельные отношения были развиты слабо, князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное население данью, размер которой не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем с дружиной, а её остатки продавались в Византию. Кроме дани население платило князю судебные и торговые пошлины и выполняло определенные натуральные повинности. Князь находился в Киеве, а в другие города назначал своих посадников, которые следили за порядком, судили местное население, собирали дань и пошлины. При этом часть собранных средств шла на содержание посадника и его дружины. Во главе небольших административных единиц (волостей) стояли особые чиновники – волостели. При князьях и посадниках существовали особые должностные лица, выполнявшие различные функции. Это были тиуны, назначаемые из дворовых слуг князя. Они присутствовали на суде князя и посадников, нередко замещая их в суде, позднее им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. С XI в. появились особые чиновники по сбору дани – данщики. Встречались так же другие должностные лица – мытники, вирники, пятенщики.

В середине X в. княгиня Ольга провела административно-налоговую реформу. В конце X в. Владимир для укрепления княжеской власти осуществил религиозную реформу. Вместе с православием на Русь пришло иное представление о власти: государь от Бога давался не только для защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего порядка, а так же для защиты и распространения религиозных ценностей. С X в. князь и дружина стали заводить свое хозяйство, захватывая земли смердов-общинников и эксплуатируя крестьянский труд, т. е. превращаться в феодалов. Приближенные к князю бояре-землевладельцы стали составлять княжеский совет, без которого он не принимал ни одного решения, т. е. складываются элементы сословной монархии. Одновременно продолжало существовать народное собрание – вече. Ведущую роль на нем играли городские старейшины. Вече в IX-X вв. играло заметную роль в политической жизни. Оно довольно часто избирало князей, комплектовало народное ополчение и выбирало его руководителей. Но с укреплением княжеской власти и ростом княжеского аппарата роль и значение вече снижались.

С развитием и усложнением власти, с утверждением в сознании нового о ней представления усложнялись функции государства. Одной из них стало законодательство. До XI в. на Руси действовало обычное право, именно на него князь опирался в управлении и суде, но оно постепенно перестало отвечать потребностям государства. В первой половине XI в. появился письменный свод законов «Русская Правда» Ярослав Мудрого, позднее дополненная «Правдой Ярославичей» и «». Их появление означало, что князь стал творцом законов. Одновременно с этим усилилась судебная деятельность князей и их агентов. В суде того времени преобладал обвинительный процесс с активностью сторон, каждая из которых старалась доказать свою правоту. Главную роль в доказательствах играли свидетели. Князья или их представители выступали посредниками судебных споров, взимая за это «виру» или «продажу». Управление страной еще не было достаточно дифференцировано и осуществлялось, как правило, одними и теми же должностными лицами.

2.2. Государственный строй русских земель удельного периода

2.2.1. Формирование нескольких моделей политического устройства русских земель в XII в.

После распада Киевской Руси появилось много отдельных государств-княжеств, количество которых быстро росло. В условиях их самостоятельного развития в XII в. возникло несколько моделей политического устройства, которые можно объединить в два основных вида: феодальная республика и феодальная монархия.

Политический строй феодальной республики сложился в Северо-Западной Руси (Новгород, Ладога, Псков). Высшим органом власти в Новгородской республике являлось вече. Оно решало вопросы войны и мира, выбирало высших должностных лиц, решало основные вопросы внутренней политики и заключало договоры с князьями. Решения на нем принимались после обсуждения криком и оформлялись в особой канцелярии, называемой «вечевая изба», во главе которой стоял вечевой дьяк. Здесь же хранилась печать Новгорода. Фактически Новгород был аристократической республикой, т. к. реальная власть принадлежала Совету господ, в состав которого входили владыка, степенные и старые посадники и тысяцкие, князь, наиболее знатные бояре и иногда кончанские старосты. Совет господ разрабатывал повестку вече, предлагал и осуществлял меры воздействия на него и контролировал должностных лиц. Высшими должностными лицами были посадник, тысяцкий и владыка. Правитель Новгорода – посадник избирался из бояр на длительное время. Он созывал вече, вел его заседания, исполнял его решения, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции и руководил внешними связями. Его ближайший помощник – тысяцкий возглавлял городское ополчение, осуществлял суд по торговым делам и в мирное время следил за порядком в городе. С 1136 г. князья превратились в военачальников, которые нанимались Новгородом для защиты земли. Их роль в управлении и суде была незначительная. Важную роль играл владыка, т. е. епископ, а с 1165 г. – архиепископ Новгородский, который не только осуществлял духовную власть в республике, но и возглавлял Совет господ, контролировал внешнюю торговлю, имел собственный полк. В Новгороде были и другие должностные лица: на собраниях концов и улиц избирались кончанские и уличные старосты, в пригороды, пятины и колонии вече назначало посадников из новгородских или местных бояр, которые кормились за счет населения; во главе сотен, потуг и погостов, на которые делились города и волости, стояли сотские и старосты.

Государственное устройство феодальных монархий во многом отличалось от устройства республик, при этом в различных регионах оно на протяжении XII в. приобрело специфические черты. Историки обычно выделяют три вида феодальных монархий, возникших в XII в. на русской земле. В Южной Руси (Киев, Чернигов, Переяславль) сохранился в основном политический строй предыдущего периода: получавший по наследству по системе старшинства князь правил государством в согласии с княжеским советом, состоявшим из бояр, и, по-прежнему, хотя и в меньшей мере, чем в X-XI вв., считаясь с городским вече, опираясь на тех же должностных лиц. Иное положение было в Юго-Западной Руси, где наиболее крупными городами были Галич и Владимир-Волынский. В силу природно-географических и геополитических условий здесь возникли предпосылки для появления сильных княжеств с монархической формой правления. Роль вече в XII в. была меньше, чем в южной Руси, оно созывалось в исключительных случаях, а роль бояр значительно выше. Т. е. в XII в. здесь шел явный процесс формирования сословной монархии, рядом с князем действовал боярский совет. Наиболее жесткая форма монархического правления сложилась в Северо-Восточной Руси, которая в XII в. стала политическим центром русских земель. Этот район заселялся позднее остальных в ходе переселений вольных или по княжескому распоряжению. В результате роль вече здесь была незначительной, сложилась сильная княжеская власть, которая опиралась не на бояр, а на служилых людей, будущих дворян. Т. е. уже в XII в. здесь шел процесс формирования самодержавной формы власти. Этому способствовали такие факторы как передача власти по личному распоряжению, при которой старшинство приобретало условный характер и прекращение владельческих подвижек князей. Даже став великими князьями, они не покидали свой удельный город, т. е. если раньше князь шел к своему столу, то теперь стол стал перемещаться за князьями.

2.2.2. Особенности государственного управления русскими землями в период ордынского ига

В связи с монголо-татарским завоеванием Восточной Европы и установлением золотоордынского ига положение русских княжеств и республик изменилось, что сказалось на их политическом устройстве и особенностях государственного управления. Часть русских земель в XIV в. вошла в состав Великого княжества Литовского, превратившись в его окраинные территории, утратив самостоятельность и отказавшись от традиционной русской системы власти. Позднее вместе с ним они стали составной частью Речи Посполитой. В объединенном польско-литовском государстве вместе с полонизацией культуры утвердилась польская система власти: Господарь правил страной вместе с сословно-представительным органом (Совет панов, сейм), который не только участвовал в законодательной, внешнеполитической, финансовой, судебной и административной деятельности, но избирал короля после кончины старого. На местах действовали воеводы и местные сеймики, а так же старосты, урядники, войты, державники и другие должностные лица. Русское население подчинялось этой системе управления и находилось в неравном положении, испытывая экономический, политический, национальный и религиозный гнет. Политическое неравноправие проявлялось в том, что православные русские феодалы не были представлены в органах власти.

Для остальных русских земель, оставшихся в зависимости от Золотой орды, верховным сюзереном (царем) русских князей выступал хан. Из его рук князья получали ярлыки на столы, ему приносили присягу на верность, в его пользу собирали дань. Он выступал арбитром в княжеских спорах. Формально ханы не вмешивались в русские дела и не изменили систему управления. Однако длительная зависимость от государства с авторитарным аристократическим режимом типа восточной деспотии и господствующей чужой, исламской верой не могла не сказаться на жизни русской земли, на политическом устройстве русских княжеств и республик, изменив если не его вид, то характер, придав ему новые черты. Сам факт получения власти из рук хана Орды серьезно подорвал традиционное право наследования власти по системе старшинства в роде Рюриковичей, облегчил переход от горизонтальной к вертикальной форме передаче власти. Случаи узурпации власти и передачи столов по произволу хана были такими частыми, что стали обыденным явлением, которое так же подрывало старую традицию. Постоянное общение князей с ханами привело к переносу на Русь традиций восточной деспотии, т. е. самодержавие приобрело деспотический характер. Отношения между русскими княжествами строились по принципу современной конфедерации. С одной стороны, все князья подчинялись Великому князю Владимирскому, который специальным ярлыком наделялся верховными правами по отношению к другим князьям. С другой стороны, взаимные отношения княжеств регулировались системой двухсторонних договоров. В них определялись границы княжеств, порядок решения споров и выдачи беглых холопов и крестьян, условия торговли, военной помощи и совместное проведение внешнеполитических мероприятий.

2.2.3. Образование единого Русского государства в XIV – XV вв. и становление системы центрального и местного управления в Московской Руси

При Иване III произошло оформление нового Русского государства с центром в Москве как унитарного, централизованного. При его образовании произошло обояривание князей, т. е. удельные князья превратились в бояр московского государя, а их уделы – в уезды единого государства. Сформировалась система управления унитарным государством. Еще в первой половине XV в. появилась категория «введенных» бояр – это были постоянные советники князя и исполнители его поручений, они составляли Боярскую думу из 10-15 человек, которая вместе с князем осуществляла законодательные функции и верховное управление, а так же являлась высшей судебной инстанцией. Главную роль в ней играли тысяцкий, окольничий и казначей. Тысяцкий руководил ополчением, осуществлял суд и финансовый контроль, благодаря этому занимал самостоятельную позицию, часто противостоял князю и возглавлял боярскую оппозицию, поэтому вскоре эта должность была упразднена. Окольничий был ближайшим советником князя и исполнителем его поручений. Казначей хранил казну и архив. При нем возникло первое государственное учреждение – казна. Делопроизводство в нем вели казенный дьяк и подьячий. Личное хозяйство великого князя велось при помощи еще одного ведомства – дворца, а его отдельные отрасли или «пути» поручались «путным боярам». В ведомстве каждого «пути» находились земли и населенные пункты. Каждому «путному» боярину подчинялись другие должностные лица (ключники, посельские). «Путный» боярин управлял подведомственной территорией и судил её население, в его пользу поступала часть налогов с данной территории.

Система местного управления первоначально была не сложна: в городах находились наместники, в волостях – волостели. С ростом территории Московского княжества административно-территориальное деление усложнялось. Появились уезды, делившиеся на волости и станы. Уездами управляли наместники из бояр, волостели назначались из более мелких феодалов. Наместники и волостели выполняли административно-полицейские, судебные и военные функции. Их административный аппарат состоял из тиунов, доводчиков, судей и праветчиков. Местное управление строилось на системе «кормлений», при этом назначение на кормление было своеобразным вознаграждением за службу великому князю. Права наместников и волостелей ничем не ограничивались. С середины XV в. началось постепенное изживание особенностей государственного строя удельного периода: иммунитетные права феодальных владетелей стеснялись, функции наместников ограничивались, а их права и доходы регламентировались.

1. Каков был государственный строй Киевской Руси?

2. Какие функции выполнял великий киевский князь в X-XII вв.?

3. Какие модели политического устройства сложились в русских землях в XII в. и чем они отличались?

4. Каковы были особенности государственного управления русскими землями в XIII-XV вв.? Какое влияние на государственный строй оказало вхождение русских земель в Великое княжество Литовское и зависимость от Золотой Орды?

5. Покажите становление системы управления Московской Руси.

Лекция 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVI-XVII ВВ.

3.1. Государственный аппарат периода становления и развития централизованного государства

К концу XV в. завершилось формирование Русского государства, на XVI в. приходится его укрепление и развитие. В это время растет значение носителя верховной власти, который с 1485 г. носил титул «Великий князь всея Руси», а с 1547 г. – «царь». Установилась самодержавная форма власти в виде боярской монархии, которая в период опричнины приобрела открыто деспотические черты.

Боярской думой в исторической литературе называется высший орган, который в XVI-XVII вв. именовался «бояре» или «дума». В него входили бояре московского князя, а также бывшие удельные князья и их бояре. До середины XVI в. численность Думы не превышала 15 человек. В первой половине XVI в. кроме бояр в ней появились менее знатные феодалы – окольничьи, а также представители дворянства и служилой бюрократии – думные дворяне и думные дьяки, последние вели делопроизводство. Дума действовала под руководством царя и серьезно его власть не ограничивала. Её функции совпадали с прерогативами царя, т. е. вместе с ним она принимала законы, осуществляла руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по реорганизации армии, земельным и иным делам. Специальная комиссия Думы вела переговоры с иностранными послами, результаты которых потом рассматривались Думой и царем. Укрепляя свою власть, цари уже в XVI в. стремились уменьшить значение боярства. При Иване IV состав Думы был увеличен почти в 3 раза за счет введения представителей менее знатных фамилий, сторонников царя. Из состава Думы стала выделяться «комната» или «ближняя дума» из нескольких человек, с которой царь решал основные дела. С 1549 по 1560 год действовал неофициальный совет («Избранная рада»), с помощью которого царь провел ряд важных реформ, оттеснив Думу в законодательстве и управлении на задний план. Во время опричнины ( гг.) были уничтожены многие знатные боярские семьи, а их место в Думе заняли менее знатные родственники царя.

Падение роли бояр и рост значения поместных дворян проявились в появлении Земских соборов, т. е. созываемых эпизодически всероссийских совещаний для обсуждения, а иногда и решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Думы и верхушки духовенства в них участвовали представители поместных дворян и посадских верхов. Земские соборы, представляя более широкие слои господствующих верхов, поддерживали в своих решениях царей и служили орудием укрепления самодержавия.

Таким образом, к началу XVII в. сложилась система государственных учреждений в центре и на местах, осуществлявшая основные задачи государства в виде административной, военной, финансовой, судебной и других функций. Процесс её формирования шел одновременно с укреплением власти государя и установлением самодержавия. В государственном аппарате появились черты бюрократизации. Они проявлились в создании иерархии органов и чинов, в появлении элементов бюрократического централизма, в сосредоточении распорядительных и исполнительных функций в приказах, в бумажном делопроизводстве и безнадзорности чиновников.

3.2. Государственные учреждения России XVII в.

Смута XVII в. укрепила идею сильной власти, поэтому при Михаиле Федоровиче осуществлялись меры по укреплению государственной системы. Рост власти царя опирался на усиление государственного аппарата, на приобретение им характера бюрократического строя. Так в XVII в. существовало до 90 приказов различной величины и значения от общегосударственных ведомств со сложной структурой и большим числом должностных лиц (Поместный, Разрядный) до карликовых учреждений со скромными функциями и составом (Панихидный). В XVII в. сохранились еще пережитки феодальной раздробленности, одним из которых было местничество. В XVII в. местничество стало препятствием к укреплению самодержавной монархии. Возросшее значение дворянства позволило правительству в 1682 г. упразднить его.

Важнейшим государственным органом, разделявшим с царем верховную власть, по-прежнему была Боярская дума. Её состав значительно вырос, особенно за счет дворян и думных дьяков. Дума осталась верховным органом по делам законодательства, управления и суда. Царь советовался с ней по всем основным вопросам, мелкие же Дума обсуждала без царя. Для XVII в. характерна более тесная связь Думы с приказной системой: многие члены Думы были судьями приказов, воеводами, находились на дипломатической службе. С другой стороны, решения приказов утверждались на заседаниях Думы.

Первая половина XVII в. стала периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы государственной жизни решались с помощью земских соборов. В начале правления Михаила Федоровича правительство нуждалось в опоре на все слои господствующего класса и земские соборы заседали почти непрерывно, они занимались в основном изысканием средств для пополнения государственной казны и внешнеполитическими делами. С 1620-х гг. государственная власть несколько окрепла и соборы стали созываться реже для решения конкретных дел. После 1653 г. соборы созывались лишь как совещания представителей отдельных сословий. Они способствовали укреплению царской власти и постепенно исчезли. Земский собор заседал в одном из кремлевских дворцов, его открывал царь или дьяк. Дьяк зачитывал «письмо» с повесткой собора, ответы на вопросы которого давались письменно каждым сословием. Общее решение оформлялось соборным актом – протоколом за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Усиление царской власти отразилось в законодательстве. Уложение 1649 г. ввело понятие государственного преступления, которое, как правило, каралось смертной казнью. К ним относились все преступления, направленные против личности царя, его чести и здоровья, а так же совершенные на территории дворца. Жестоко каралось не только преступление, но и намерение нанести вред чести и здоровью монарха. Ослабление думы, её бюрократизация так же усиливали царскую власть. О появлении абсолютистской тенденции свидетельствуют именные царские указы, которых становится больше, чем боярских приговоров (из 618 указов времени Алексея Михайловича 588 были именными), практика докладов царю начальниками приказов, а так же создание приказов Счетного, Монастырского и Тайных дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *