Как назывались русалки на руси
Как назывались русалки на руси
Большинство специалистов считают слово «русалка» заимствованным. Оно произошло от «русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому rosalia — «празднику роз». По другой версии, слово «русалка» родственно «руслу». Вплоть до XX века в северных губерниях это слово воспринимали как книжное, «ученое».
Однако у восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах. Целая неделя, чаще всего после Троицы, называлась Русальной.
Восточно-славянские русалки имели мало общего с романтическим образом, знакомым нам по сказке Андерсена, пьесе Пушкина и немецким балладам. В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.
В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе, Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.
Большинство специалистов считают слово «русалка» заимствованным. Оно произошло от «русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому rosalia — «празднику роз». По другой версии, слово «русалка» родственно «руслу». Вплоть до XX века в северных губерниях это слово воспринимали как книжное, «ученое».
Однако у восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах. Целая неделя, чаще всего после Троицы, называлась Русальной.
Восточно-славянские русалки имели мало общего с романтическим образом, знакомым нам по сказке Андерсена, пьесе Пушкина и немецким балладам. В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.
В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе, Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.
Старинные поверья Руси: кто такая русалка, и как от нее защититься
«Берегись, встретишь русалку!», – говорили в старину. Но существовали верные способы спастись от потусторонних красавиц, которые могли принести простому смертному как погибель, так и удачу и богатство.
Мало кто из современников всерьез воспринимает старинные приметы о русалках. Но в старину на Руси русалок почитали, их остерегались, задабривали. Обрядам отводилась русалочья или клечальная неделя, которая начиналась перед Троицей и длилась до заговенья или Петрова дня. Первое воскресенье после Троицы называли русальным. Считалось, что в это время водная нечисть беспрепятственно разгуливает по суше в поиске новых жертв.
Наши предки знали, как не попасть во власть чар мифических созданий и обернуть их магическую силу себе во благо. Существую народные поверья, приметы, обычаи, которые связаны с русалками. Летние праздники имели четкую направленность в будущее. Люди стремились заручиться поддержкой загадочных сил для богатого урожая, личного счастья, здоровья домочадцев.
Какая она – русалка
В каждом регионе их называли по-разному: мавки и нявки, шутовки, лоскотуньи, купалки, водяницы, чертовки. Поверья о русалках берут начало в славянской мифологии, где им отводилась роль богинь или духов лесных озер, равнинных рек, глухих болот. Хоть они имели большое сходство с родом человеческим, называли их дьявольским наваждением, нечистым духом.
Всем известного водяного считали их атаманом или предводителем. Старинные легенды гласят, что русалки живут дружными сообществами. Они предпочитают уединенные водоемы, реки и даже болота, окруженные лесной чащей. Сегодня такое место довольно сложно найти, почти везде расселились люди, вытеснив русалок. Возможно, потому искатели приключений редко сталкиваются с этими мифическими духами.
В разных регионах русалок описывают по-разному. В южных и средних широтах она шаловливая, веселая и коварная. Она представала в облике молодой простоволосой девушки, иногда прикрывающей наготу тонкой белой рубашкой. Бледнолицая, с большими зелеными глазами, она любила веселиться и часто выходила на сушу, чтобы поводить хороводы с другими мавками, покачаться на ветвях ивы или вербы.
Великорусскую русалку чаше представляли чертовкой, щедрой на злоключения. Северные народы называли так ведьм, которые выбирали местом обитания лесную чащу. Так русалку считали уродливой злой бабой с копной зеленых водорослей вместо волос. Но по большей части щекотуньи имели очень соблазнительную внешность, с помощью которой заманивали в ловушку доверчивых одиноких путников.
Действительно ли у русалки есть рыбий хвост? По свидетельствам очевидцев, водная нечисть могла предстать перед человеком в разном облике: с хвостом и без него. Европейские источники приписывают водным соблазнительницам наличие хвоста. На Руси хвостатые русалки встречались крайне редко. Независимо от названия, будь то навка, чертовки, лоскотунья или водяница, все они имели перепонки между пальцами, боялись отходить от воды, чтобы не высохнуть.
Чем опасны русалки
Шалуньи крали полотно и нитки, которые ткачихи расстилали для отбеливания. Также могли под видом течения унести ткань во время полоскания. Мавка могла затопить совершенно сухое место в самое неподходящее время и погубить урожай. Злые русалки устраивали в сенокос бурю с градом, из-за чего портилось сено. От скуки водные обитательницы могли потешиться над стаей диких гусей, заночевавшей на воде. Шалуньи заворачивали им на спине крылья так, что те наутро не могли взлететь.
Но главная забава скучающих русалок – человек. Чтобы понять природу вредительства, нужно понимать природу мавок. Знающие люди предупреждали, что родительское проклятие может обречь дочь на безрадостное существование в обличии русалки. Еще ими становились некрещеные девочки и девушки, которые умерли неправильной смертью или покинули мир живых в русалочью неделю.
Несчастные при жизни не успели познать радость замужества и материнства. По этой причине их души не могли покинуть мир живых. Русалки всеми силами стремились соблазнить мужчину, будь то молодца или даже старца, чтобы успокоиться. Они очаровывали их красотой неприкрытой наготы.
Лоскотуньи себе на потеху щекотали жертву до смерти, либо сразу утаскивали на дно пруда. Девушкам и детям также грозила немалая опасность. Русалки увлекали их за собой, заманивая на глубину. Еще они могли подменить младенца под спящей матери.
Верные обереги от русалок
Чтобы не поддаваться чарам водных обитательниц, нужно носить с собой душистые травы: любисток, мяту, полынь, чеснок. Обычно из них делали специальные обереги. Специфический аромат не позволял русалке приблизиться и оберегал человека от нежелательной встречи. Щепотка трав, брошенных в речную воду, эффективно отгоняла прячущихся мавок.
На Руси праздновали русалочью неделю, чтобы обеспечить себе и семье благополучие на год вперед. Так, последний четверг перед Троицей называли Русальной Пасхой. Самое опасное было проявить невежество в этот день. Запрещалось работать в поле, шить, ткать, стирать и полоскать белье. Хозяйки даже полы не мели, чтобы не рассердить русалок.
Строго-настрого запрещалось иметь дело с водой: не купаться, не рыбачить, не париться в бане. Даже при наличии колодца воду для домашних дел заготавливали заранее, чтобы не пользоваться русалочьей водой. В этот день можно было, как разгневать, так и задобрить водных духов.
Как задобрить русалку
Всю русалочью неделю на фруктовых деревьях развешивали полотно – русалкам на сорочки. Так же практиковали оставлять во дворе разную одежду, краюшку хлеба. Большинство обрядов для задабривания русалок проводили на берегу водоема или ржаном поле.
По поверьям, в летние праздники неупокоенные души поднимались в воздух и просили о спасении. Если кому то из христиан доводилось услышать подобную просьбу, то тут же трижды читали молитву Ивану да Марье о крещении.
Получивший здоровье – никогда не болел, доживал до преклонных лет. Кто мечтал о деньгах – находил клад, получал выгодное предложение и никогда не нуждался. Кто же хотел известности – получал дар целителя, начинал понимать язык животных. Поэтому, знающие люди иногда объясняли внезапно открывшийся дар целителя, большое богатство, выгодное замужество словами «прикрыл русалку».
Проводы, похороны русалки
В этот день девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, дарили русалкам венки. Сплетенные цветы вешали на ветвях лесных деревьев или пускали на воду. С обрядом преподношения связано много суеверий. Девицу ждало скорое замужество, если венок быстро уходил под воду. И наоборот, непринятый дар оставался плавать на поверхности, предвещая одиночество и статус старой девы.
Все участники празднования обязательно носили на голове венки с вплетенными душистыми травами, цветами. Украшение служило оберегом не только на один день, а на весь год до следующей русальной недели. Венок оберегал владельца и его дом от всевозможных напастей и поползновений потусторонних сил.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Водяницы, купалки и мавки: Как выглядели русалки в славянской мифологии, почему их стоило опасаться и как от них защититься
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит
Чаще всего люди представляют себе русалку в виде прекрасной девушки с длинными волосами и рыбьим хвостом, покрытым серебристой чешуей. Немудрено, поскольку многие знают об этих существах только из известной сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», а некоторые эту книгу не читали, зато смотрели сказочные художественные и мультипликационные фильмы, где русалка выглядит именно так. В любимых многими «Пиратах Карибского моря» русалки завораживают, плескаясь в прозрачной морской воде и завлекая мореплавателей.
Но надо отметить, что в таком образе предстают именно заморские русалки. А что же со славянскими? На память сразу приходят стихи Пушкина, где русалка сидит на дереве. Оказывается, русские русалки не всегда живут в воде. По преданиям они очень любят использовать в качестве своего дома деревья у воды, например плакучую иву. С Троицы и до осени они живут именно так. Словно обычные девушки водят хороводы, поют и играют, качаются на ветвях. Но только ночью, а днем исчезают из виду, спрятавшись в листве или воде.
Есть мнение, что слово русалка на Руси произошло от «Русалий», что означает поминальные дни у древних славян. Есть ещё одна теория: в основе лежит слово «русло», потому и встретить эти коварные создания можно в воде. Может быть, их называют так, потому что у них роскошная русая шевелюра? Все предположения имеют право на существование.
В других странах у русалок есть и иные названия: нимфа и сирена, чертовка и водяница, купалка (на белорусском), мавка (на украинском).
Ослепительно красивы или невероятно уродливы?
Но неважно, как выглядит русалка, в любом случае она всегда принадлежит миру мертвых. Она бледна и прозрачна, глаза ее смотрят в одну точку или просто закрыты, волосы никогда не заплетаются в косу и всегда распущены. Наряжаются русалки в белую одежду, это может быть рубаха, сарафан и даже свадебное платье. Это покойники, жизненная энергия которых не полностью использована, и потому каким-то неведомым образом проявилась после смерти, дав хозяйке тела сильнейшую сверхъестественную силу.
Встретил русалку? Беги!
Если отбросить любовные интриги, то русалочки обожали путать рыбацкие сети, переворачивать лодки, даже портить жернова у мельниц. У женщин они крали пряжу, полотна, которое вешались для сушки. Могли утащить и младенца, оставленного без присмотра.
В некоторых регионах считают, что русалки не могут причинить вреда, они лишь пугают человека, шутят над ним. Чаще всего речь тут идёт о русалках-красавицах. В результате путник получает эстетическое удовольствие от созерцания прекрасной девушки, которое портится испугом от поведения красотки, ее криков, угроз или попыток утопить. Увидев русалку, человек становится вялым, болезненным, его одолевает бессонница.
А что делать, если влюбился в русалку? Существуют легенды, в которых дело происходит именно так. Мужчина уходил в подводное царство за своей возлюбленной, и жил там в полном достатке, обласканный новой женой. Только вот одно «но»: вернуться назад уже было невозможно.
Но большинство поверий считает русалок опасными духами, с которыми не стоит встречаться ни в коем случае.
Крест, полынь и рукава от рубахи
Историй, в которых русалки помогали бы людям, в старинных преданиях нет. Поэтому нужно было научиться защищаться от этой нечисти. Например, если она окликнула по имени, отзываться ни в коем случае нельзя. Боятся русалки креста, не могут перейти через начертанный на земле и осененный крестным знаменем круг.
Говорили, что на группу людей русалки не нападают, поэтому купаться и гулять по лесу лучше компанией. Если почитать фольклориста С. Максимова, то можно найти описание способа, помогающего уберечься от русалок. Это обычная полынь. Если планировался поход в лес, то это растение нужно было обязательно взять с собой. Русалка могла задать вопрос, что несёт путник, петрушку или полынь? Ответить нужно было так: «Полынь». Тогда с криком «Прячься под тын!» русалочка убегала. А вот со словом «петрушка» совсем по-другому: со словами «Ох ты, моя душка» русалка защекочет до смерти.
Считалось, что эти существа терпеть не могут железо. Иголка, взятая с собой и воткнутая в русалку, могла помочь и спасти от смерти. После Троицы, во время русальной недели, крестьяне оставляли для русалок подарочки — еду, холсты и одежду. Этим предполагалось вызвать их расположение и предотвратить нападение.
Народные приметы говорят, что нельзя было подметать пол, стирать, мазать печь, в общем, делать любую работу, которая могла испачкать русалку. Нельзя было также заниматься шитьем и ткачеством, чтобы не пришить нечисть к одежде. Если же встреча с русалкой произошла, то нужно было не теряться, а бросить неё любой тканью — платком, шарфом, а если их нет, то оторвать рукав, кинуть его и быстро убегать.
Да, предписаний немало, и все они направлены на то, чтобы обезопасить свой дом, свой мир от неведомого, чужеродного, непонятного, страшного.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русалка
Русалка
Мифология
Другие имена
Место обитания
Занятие
Мировоззрение
Похожие персонажи
Русалки — в славянской мифологии духи, связанные с водоёмами. Считалось, что русалки опекают поля, леса и воды. Представлялись либо как маленькие, либо как молодые девицы с распущенными волосами и бледной кожей. В редких случаях описывали и русалок мужского пола; тех чаще всего представляли маленькими мальчиками.
Содержание
Этимология имени [ ]
Есть множество версий происхождения слова русалка:
Происхождение [ ]
Считалось, что русалками становятся девы, обычно самоубийцы, утопившиеся в водоёмах из-за несчастной, неразделённой любви. Позднее, после прихода христианства, стало считаться, что русалками становятся, как правило, некрещёные девушки. Согласно некоторым поверьям, русалкой мог стать и мужчина: так, в Сосницком уезде Черниговской губернии считается, что в этих духов могут быть обращены люди любого пола, если те погибли на Троицкой неделе. По-видимому, они сохраняют свой пол и сделавшись русалками.
Внешний вид [ ]
Наиболее распространены представления о русалках как о красивых девушках с бледной кожей, непропорционально длинными руками и зеленоватыми из-за водорослей волосами. В основном русалки ходили нагими. Одетых русалок чаще всего изображали в рваных сарафанах и платьях. Волосы у русалок всегда распущены, что является признаком нечистой силы: у славян не было принято ходить простоволосыми.
Сегодня считается, что у русалок есть рыбьи хвосты, но это не так: у русалок с самого начала были ноги, и лишь позднее их образ слился с образом рыбохвостых морских дев из легенд Западной Европы. В английском языке для славянских русалок используется слово rusalka, в то время как для западноевропейских — mermaid.
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких детей. Херсонские русалки сравниваются с куколками. В Старобельском уезде различали русалок двух полов: мальчики имели короткие, рыжие и курчавые локоны, а девочки — «ровные белые волоса, в виде льняных волокон, и длинные до самой земли». Русалки из Купянска описывались бледными, почти прозрачными, русо- или зеленовласыми.
В северных областях России (местами на Украине) образ русалок существенно отличается от более распространённых представлений: их описывают как уродливых, косматых, горбатых и большегрудых женщин.
Черты характера [ ]
Русалки считались опасными и настроенными отрицательно к человечеству, особенно опасны были для мужчин. Когда русалка завидит мужчину, она заманивает его в водоём, где может утопить, защекотать до смерти. Девушек также недолюбливали: всячески прогоняли из леса, пугали, воровали у них одежду, холсты, полотна, нити, пищу, выбирали для себя любовников из их мужчин.
Несмотря на выше перечисленное, русалкам приписывались и положительных черты. Считалось, что они любят детей, всячески оберегают их, спасают от диких животных, выводят из леса. Иногда русалки спасали тонущих. Им приписывался весёлый характер: ночью они кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут. Считалось, что там, где пробежит русалка, «трава растёт гуще, и хлеб обильнее».
Образ жизни [ ]
Русалки питались рыбой и раками. По ночам пробирались в сараи и доили коров. Их также видели в полях, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». В дикой степи ели различные травы и ягоды. Иногда пробирались в огороды с горохом и петрушкой.
Чаще всего их можно увидеть летом. По ночам русалки выплывают из водоёмов на поверхность и садятся на ветви деревьев, где катаются и расчёсывают себе волосы гребнем, сделанным из костей рыбы. Когда русалка расчёсывается, по её волосам рекой стекает вода. Иногда поют. Считалось, что голос русалки может любого погрузить в транс. Вытаптывают круги возле деревьев, когда водят хороводы. Существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить им платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит».
Способности [ ]
Русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц, либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных. Водяные красавицы также были способны вызывать бури, опустошающий дождь и разрушительный град, заставить реку разлиться, затопив пастбища и посёвы. Они быстро бегают и плавают — ни одна лошадь не обгонит, ни одна рыба не переплывёт.
Места обитания [ ]
Считается, что обитают русалки там же, где погибли. Обычно такими местами становятся пресные водоёмы, такие как реки и озёра. Реже всего русалок можно было встретить в морях и океанах.
Виды русалок [ ]
Представленные ниже виды являются далеко не всеми из известных, и их список будет пополняться:
Как бороться? [ ]
| На заре девушки наши идут к реке за водой; беда неосторожной, которая забыла взять с собой полынь или любысток — т.е. зорю. Русалка бросается на дивчыну, спрашивает у ней: «полынь или петрушка?» Если та ответит «полынь», русалка убежит; если же «петрушка», — водяная красавица защекочет до смерти земную и увлечет ее в реку. При слове «полынь», русалка обыкновенно с досадой отвечает: «Сама ты згынь»; а если она к мужчине обращается: «Сам ты згинь, ты не мий!» На слово «петрушка» русалка говорит «ты моя душка!» и потом щекочет. | |
Русалки боятся железа и серебра. При недружелюбной встрече с ними достаточно кольнуть одну русалку булавкой — сразу все разбегутся. Они также боятся чеснока и полыни.
Какими были русские русалки
Мифолог Елена Левкиевская — о русалочьих ногах и хвостах, колосящейся ржи, потерянном гребне, железных грудях, неправильной смерти, танцах, щекотке и соблазнении мужчин
Русалка литературная
В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».
Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии
Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?
Мелюзина. Рисунок Дж узеппе Челлини. 1886 год © Иллюстрация к сборнику Габриэле д’Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»
Женщины с ногами, но без лиц
Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.
Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.
Русалочка. Иван Билибин. 1937 год © Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»
На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.
После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.
Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин
Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.
Шутовка с гребнем
В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.
При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней
И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.
Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год © Государственная Третьяковская галерея
Некрасивая русалка
Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи
Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.
Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.
Русалочья болезнь
У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».
Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год © Государственная Третьяковская галерея
Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин
Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX–XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.
На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.
Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.
Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. © Ирина Бобылькова
То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.