Как назывались шахматы в древности
Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения
Игра в шахматы существует уже полторы тысячи лет. В неё играют в любом уголке земного шара, поэтому существует несколько вариантов игры. Они незначительно отличаются друг от друга, основные правила везде одни и те же, цель игры неизменна — поставить королю соперника мат.
Но как же появилась эта увлекательная игра?
Кто придумал шахматы: история происхождения
История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.
Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.
Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.
Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.
Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.
Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранге присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.
Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранге могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.
Первая версия происхождения
Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.
Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.
(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.
Вторая версия происхождения
Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.
Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.
Как шахматы распространялись
Из Индии игра попала на запад и на восток. Были обнаружены персидские летописи, в которых рассказывается, как народ Индии преподнёс подарок в виде шахмат персидскому царю в шестом веке. Далее, игра дошла до стран Юго-Восточной Азии, где также претерпевала свои изменения. В восьмом века игра стала известна в завоёванной арабами Испании.
На Руси шахматы появились также в восьмом веке. Сначала об игре узнали на Кавказе от персов, а затем и во всём государстве.
Только в пятнадцатом веке шахматы приобрели тот вид, который известен нам сейчас. Но всё равно, в некоторых местах остались свои причудливые правила.
Если вдруг вам что-то не понравилось в данной статье или вы нашли ошибку, обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот некоторые факты об игре в шахматы, о которых большинство людей не знает. Это небольшие фундаментальные идеи, лежащие в основе шахматной игры, от истории шахмат до самой длинной возможной партии.
Эта шахматная информация должна помочь вам улучшить вашу теорию игры.
1. Происхождение названия
Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер»).
2. Шахматный автомат, который всех надул
В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».
3. Бесконечные возможности
После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 1079, а число уникальных шахматных партий составляет 10120. Самая длинная теоретически возможная шахматная партия — 5 949 ходов.
4. Самая короткая и самая длинная шахматная игра
Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру. Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью.
5. Шахбокс
Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске». Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.
6. Динамический ферзь
Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.
7. Можно ли играть в шахматы вслепую?
Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.
8. Сила шахматных компьютеров
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.
9. Шахматные часы — чтобы не заснуть
Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». Первые механические шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году. До этого использовались песочные часы. Песочные часы были впервые использованы в Лондоне в 1862 году. Современные кнопочные часы были впервые усовершенствованы компанией Veenhoff в 1900 году.
10. Шахматы и наш мозг
Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.
11. Первая шахматная доска
Первая шахматная доска с чередующимися светлыми и темными квадратами появилась в Европе в 1090 году.
12. Лживый священник
Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году шахматным священником. Поскольку церковь запрещает священникам играть в шахматы, он спрятал свою шахматную доску, сделав ее похожей на две книги, лежащие вместе.
13. Вторая книга в истории на английском языке была о шахматах (первая – сборник о Троянской войне)
14. В Древней Индии в шахматы играли на пальцы
Побежденному отрубали палец на руке.
15. Необычайная игра
Первая партия в шахматы между космосом и землей была проведена в июне 1970 года экипажем «Союз-9». Хотя игра закончилась вничью, она попала в заголовки газет.
16. Игра престолов
Шахматы также называют «игрой королей», поскольку очень давно в них играли только короли.
История шахмат | С начала времен до Магнуса Карлсена
Шахматы уходят корнями в глубокую древность. Игра очень сильно изменилась по сравнению со своими индийскими прародителями, а ее современные правила стали распространены только в XVI веке. Также в игре не было часов или стандартного вида фигур до XIX века.
Только с второй половины XIX века стали регулярно проходить турниры сильнейших шахматистов, разыгрываться звание чемпиона мира и появляться различные стили игры. Первый дебютный справочник вышел в 1843 году, но теория шахмат приобрела современный вид только к середине XX века. В конце XX века на шахматы оказали огромное влияние компьютерные программы и базы данных.
Пройдем по самым важным вехам истории шахмат!
Происхождение шахмат
Прообразом шахмат, возникших не позднее 600 года нашей эры, стала индийская игра чатуранга. С тех пор шахматы постепенно распространились по всей Азии и Европе и к началу XVI века превратились в игру, известную нам сейчас. Одним из первых известных мастеров шахмат был испанский священник по имени Руи Лопес. Он не был первооткрывателем испанской партии, но анализировал этот дебют в своей книге, опубликованной в 1561 году. В те времена искусство шахмат находилось в зачаточном состоянии. Лопес считал важным для победы сесть так, чтобы солнце светило противнику в глаза!
Древняя доска и фигуры для чатуранги
Развитие шахмат в XIX веке
Шахматы становились все более популярными, и в середине XIX века началась унификация шахматных фигур. Ранее в шахматы играли фигурами самого разного вида. В 1849, компания Джона Жаке (Jaques of London), производившая игровой инвентарь в Лондоне, выпустила комплект фигур нового образца, созданный Натаниэлем Куком и поддержанный сильнейшим шахматистом того времени, Говардом Стаунтоном. Новый стиль фигур, известный как Стаунтон, сразу получил признание и стал использоваться в клубах и на турнирах по всему миру. Комплекты Стаунтон с незначительными изменениями до сих пор считаются стандартом шахматных фигур.
Ранний комплект Стаунтон работы Жаке. Фотография пользователя Chess.com GoodKnightMike
В 19-м веке также появились шахматные часы для соревнований. До того, как они получили всеобщее распространение, партии могли продолжаться по 14 часов! Со стандартизацией шахматных фигур и появлением часов завершилось создание привычного по современным турнирам шахматного инвентаря.
Пол Морфи, воплощение романтической и агрессивной игры. Фотография из Википедии
Морфи воплощал романтический и атакующий стиль в шахматах. В ходе своего турне по Европе Морфи победил всех сильнейших шахматистов мира за исключением отклонившего вызов Стаунтона, чья карьера шла на спад. Он разгромил Адольфа Андерсена, Луи Паульсена, Даниэля Гаррвица и многих других шахматистов. «Партия в опере», игранная Морфи в 1858 году против Карла II, герцога Брауншвейгского и графа Изуара считается одной из лучших в истории шахмат. Морфи пожертвовал своим противникам почти весь комплект фигур, чтобы объявить мат оставшимися. Красивейшая партия всех времен!
Первые чемпионы мира и позиционная игра
Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.
Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.
Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.
Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.
Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC
Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.
Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.
В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.
Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.
Советская шахматная школа
Михаил Ботвинник стал шестым чемпионом мира, выиграв матч-турнир на первенство мира в 1948 году. Впервые розыгрыш титула проходил под эгидой ФИДЕ, Международной федерации шахмат. Также в первый и последний раз в истории чемпион мира определялся не в матче, а турнире с участием пятерых шахматистов (в отсутствие действующего чемпиона). Ботвинник оставался чемпионом мира с 1948 по 1963 годы (дважды за это время расставшись с титулом на год).
Михаил Ботвинник, шестой чемпион мира. Фотография: Harry Pot/Dutch National Archives, CC
Ботвинник был известен своей железной логикой и умением менять свой стиль как хамелеон, пытаясь найти слабости в игре своего соперника. Он проиграл матч Василию Смыслову в 1957 году, но по действовавшим тогда правилам через год состоялся матч-реванш, где Ботвиннику удалось вернуть себе титул. В 1960 году Ботвинник уступил Михаилу Талю, и вновь через год победил в матч-реванше. Эпоха Ботвинника завершилась лишь в 1963 году, когда его победил Тигран Петросян, а ФИДЕ отменила право на матч-реванш.
Петросян играл в оборонительном стиле, но его любимым приемом была позиционная жертва качества. В 1966 году он отстоял титул в матче с Борисом Спасским, но через три года Спасский снова стал претендентом, победил Петросяна и поднялся на шахматный трон. Еще через три года Спасский уступил в знаменитом матче Роберту Фишеру.
Бобби Фишер и Макс Эйве в 1972 году. Фотография Берта Верхоффа/Национальный архив Нидерландов, CC
Роберт Фишер был одним из самых загадочных шахматистов всех времен, единственным, кто во второй половине XX века сумел превзойти советских шахматистов. С 1970 по 1972 года ему не было равных. В 1971 году он победил Марка Тайманова в четвертьфинальном матче претендентов, выиграв шесть партий без поражений или ничьих. Через несколько месяцев та же участь ждала и Бента Ларсена. Никто ни до, ни после не расправлялся с современниками в подобном стиле.
В 1972 году матч Фишера и Спасского привлек внимание всего мира, включая даже тех, кто ничего не знал о шахматах. Матч был не просто самым широко обсуждавшимся шахматным соревнованием в истории, но и частью геополитического противостояния США и Советского Союза: не только в Холодной войне, но и на шахматных полях.
Фишер заставил своих болельщиков понервничать: он допустил зевок в первой партии, погнавшись за пешкой в простой позиции, а потом отказался играть вторую из-за помех в игровом зале. Из-за этого на старте матча на большинство из 24 партий Спасский получил фору в два очка, но Фишер вскоре не только догнал, но и перегнал противника, закончив борьбу со счетом 12.5-8.5. В матче было сыграно немало памятных партий, но особенно выделяется шестая. Даже Спасский присоединился к аплодисментам, гремевшим в зрительном зале:
К сожалению для всех любителей шахмат, через три года Фишер отказался защищать свой титул, поскольку ФИДЕ не согласилась на его заведомо невыполнимые требования. Фишер потерял свой титул и завершил шахматную карьеру, вновь сев за доску лишь в 1992 году в «матч-реванше» со своим давним соперником, Спасским. Выиграв и этот матч, Фишер вновь исчез с шахматной сцены, оставив после себя больше вопросов, чем любой другой чемпион мира.
Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен
Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в солидном позиционном стиле, обладая высочайшей техникой и профилактическим мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпов интересуется не столько своим собственным планом, сколько тем, чтобы сорвать план своего противниика». Карпов был чемпионом мира десять лет и активно выступал в турнирах до конца 90-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.
Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира. Фотография: Роб Крос/Dutch National Archive, CC
Карпов доминировал в шахматах 1970-х и 1980-х, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гарри Каспаров. Исторические противники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 годы: 104 партии завершились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 выиграл Карпов. За исключением первого матча, отмененного без выявления победителя, и несмотря на почти равные результаты, Каспаров неизменно оказывался сильнее.
Каспаров сохранял титул чемпиона мира на протяжении 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, и уступил свой титул только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался шахматистом с самым высоким в мире рейтингом до 2005 года. Также он стал первым шахматистом, чей рейтинг превысил отметку 2800 баллов Эло.
Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира. Фотография Оуэна Уильямса/The Kasparov Agency, CC
Каспаров был первым шахматистом, систематически использовавшим компьютеры для подготовки. Он не раз побеждал сильнейшие шахматные программы в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Наконец, в 1997 году он уступил в матче суперкомпьютеру Deep Blue. Завершив спортивную карьеру, Каспаров написал несколько книг о шахматах (включая многотомник «Мои великие предшественники»), а также много занимался политикой. Приводим интервью Каспарова нашему сайту, сделанное в 2017 году:
Действующий чемпион мира Магнус Карлсен на турнире на острове Мэн (2017). Фотография Марии Емельяновой/Chess.com
Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследований, анализов и изучения дебютной теории. Сегодня профессиональная подготовка к шахматным соревнованиям невозможна без помощи компьютеров.