Как назывались законы франкского государства
Салическая правда: первый закон франков
Королевство франков. Здесь создали Салическую правду, смесь германских традиций и христианских ценностей. Памятник юриспруденции раннего Средневековья.
Lex Salica: источник по истории королевства франков
Точное время появления первого письменного закона варваров неизвестно. Но обратимся к предисловию: если верить вступительным словам документа, то можно понять, что сами законы сформировались ещё в дохристианские времена. Ко времени крещения легендарного Хлодвига текст закона был пересмотрен и отредактирован. Нам известна редакция Салической правды на вульгате («поросячьей латыни»). Она якобы была выпущена после версии на франкском языке. От «франкского варианта» Правды осталось лишь пару германских терминов. Франки часто вступали в конфликты с соседними племенными союзами и захотели сформировать свой свод законов. Как покажет история, варварские Правды — это типичные раннесредневековые юридические документы, которые регулировали общественные отношения в королевствах лангобардов, алеманов и бургундов.
Хлодвиг в битве Источник: Wikimedia Commons
Нельзя сказать, что этот систематический кодекс сродни дигестам Юстиниана: там вы не найдёте регуляторов частного и публичного права, а также трактовки обязанностей каждого члена общества. Это собрание правил, эдакий судебный справочник, в котором можно найти юридические акты и список наказаний с тарификацией штрафных санкций. Франки в V-VI вв. попытались перенести на бумагу свои правовые обычаи. Главная цель создания подобного сборника — замена кровной мести финансовыми лишениями. Но право мести признавалось в случае тяжёлых преступлений (воровство, убийство, разбой, прелюбодеяние, осквернение могил ). В остальном же — вопросы решались после обращения в местный суд: ответчика вызывали для встречи и дальнейших разбирательств.
Салическая правда. Франкское общество: человек и закон
Законом определяется условия мирового соглашения с пострадавшим — «композиции». Этот термин означает размер компенсации, которую должен выплатить человек, совершивший противоправный поступок. В Салической правде это понятие известно как faidus. Человек таким образом избегает faida — права мести родственников обиженного. Германское слово, которое позже трансформируется в немецкое Fehde — «вражда», «распря». Преступник не только несёт ответственность перед семьёй пострадавшего, но и перед обществом: его заставляют оплатить штраф государству. Очень многое зависело от положения истца в обществе: у каждого члена общества была своя «цена». Если ему наносили физический урон, судебные органы вели подсчёт потерянного. В случае с воровством оценивали материальный ущерб. Если у убийцы нет денег на выплату штрафа, семья покойника имеет право отнять жизнь у преступника.
Тем не менее, институт семьи и традиционные устои не дают представителю того или иного рода остаться без защиты или без выкупа штрафа. Родственники должны свидетельствовать в пользу ответчика, если он действительно отдал последний солид за выкуп. Но можно было выйти из-под семейной опеки: «Кто хочет это сделать, идет перед трибуналом, ломает над головой три ивовых прута, бросает их в четыре стороны и объявляет, что отказывается от наследства и всех родовых преимуществ. Отныне, если один из его родных умер или убит, он не имеет права ни на наследство, ни на композицию». О самой судебной процедуре мы вскользь упоминали ранее.
Железным аргументом по Салической правде является устное доказательство. Штраф мог получить как и лжесвидетель, так и человек, который отказался от дачи показаний и утаил детали преступления.
Золотой солид Источник: Wikimedia Commons
Этот юридический памятник раннего Средневековья прекрасно иллюстрирует типичное законодательство государства варваров. Но тем не менее, до XIII века его использовали жители правого берега Рейна, учреждения Высокого Средневековья и судебные обычаи сохраняют в себе следы варварских правовых постулатов, а французские монархи будут долгое время ссылаться на Салическую правду, решая важные династические вопросы.
Государство и право салических франков
Государство и право «варварских» королевств
С конца V в., т.е. уже через несколько десятилетий после разграбления Рима германскими пленами, последние разбрелись по всей Европе и стали создавать новые, но пока еще примитивные государства — «варварские» королевства. Варварами первоначально назывались все те народы, язык и обычаи которых для греков, а затем и римлян были непонятны, но со временем это слово стало синонимом неумеренности, бескультурья, грубости, разрушения и уничтожения.
Оседлый земледельческий образ жизни и появление основных публично-правовых институтов привели к созданию норм строго национального законодательства. Эти нормы в массе своей ничего общего с римским правом не имели и были ничем иным, как простой записью существовавших обычаев. Хотя справедливости ради следует отметить, что отдельные попытки адаптации некоторых норм римских законов предпринимались, но успеха так и не имели. Речь идет, конечно же, о «Бреварии» короля вестготов Алариха II — облегченной компиляции некоторых римских законов, созданной в 506 г. Однако некоторое влияние отдельных элементов римской культуры, основ общественного и государственно-политического устройства в этих нормах все же проявлялось. В большей степени они были посвящены вопросам наказания за преступления в отношении своих соплеменников, в то время как имущественные, брачно-семейные и наследственные отношения регламентировались, как и прежде, устными обычаями.
Эти своды норм уголовного и процессуального права формировались с конца V и до середины XI в. и отражали сложные процессы перехода общества от родового строя к феодальному. В истории они получили название «варварских законов».
К наиболее известным таким законам (или правдам) относятся:
Бургундская Правда (517), Салическая Правда (нач. VI в.), Вестготская Правда (654), Лангобардские законы (VII—VIII вв.), Рипуарская Правда (VI—VIII вв.), Алеманнская Правда (VI—VIII вв.), Баварская Правда (сер. VIII в.), Фризская Правда (нач. IX в.), Саксонская Правда (нач. IX в.), Тюрингская Правда (нач. IX в.), отдельные законы англосаксонских королевств VII—IX вв. (например, законы Альфреда Великого и Эдуарда Исповедника) и многие другие местные судебники.
По своей форме от отмеченных законов отличались капитулярии (от capita — глава). Эти законодательные акты варварских королей в отличие от leges barbarorum были направлены на регламентирование в основном публично-правовых отношений и распространяли свое действие на всю территорию данного государства и на все население, на ней проживающего.
На территориях компактного проживания бывших римских граждан действовали свои правовые источники, представлявшие собой некий суррогат норм обычно-правовых норм и основных положений римского права. Это так называемые «римские законы» (Leges romanae).
С падением в середине IX в. Священной Римской империи начинается второй распад империи, который привел к появлению самостоятельных государств — Франции, Германии, многочисленных государствкняжеств Италии и других суверенных национальных образований.
Общественный и государственный строй Франкского государства
Население Франкского королевства
Сильнейшим государством после распада Западной Римской империи стало государство салических франков. Их заселение территорий римской провинции Галлии началось еще с IV в., а в начале VI в. они уже заняли всю Галлию и подчинили другие германские племена (алеманнов, тюрингов, саксов, баваров, лангобардов и др.).
Основателем государства считается один из франкских вождей по имени Хлодвиг из династии Меровингов (486—751). Население делилось следующим образом:
Постепенно земель становилось больше, и частные земельные владения (аллоды) уже к VII в. заметно увеличивались. С другой стороны, такая тенденция привела к тому, что число безземельных крестьян росло в результате разорений. Возникали новые формы феодальной зависимости: коммендация (свободные общинники в поиске защиты вверяли себя и свою землю для защиты крупному землевладельцу, а взамен работали на него за урожай); прекарий (отдавали свои небольшие участки господину, а взамен получали побольше, но теперь должны были выполнять повинности в пользу хозяина земли). В ходе реформ Карла Мартелла (Молота) после битвы под Пуатье был введен бонифиций (благодеяние), когда воины короля получали земли с крестьянами в пожизненное пользование.
В 847 г. каждому свободному жителю королевства было предписано найти себе сеньора. Так начала оформляться феодальная иерархия крупных землевладельцев: герцог, маркграф (маркиз), граф, вице-граф (виконт), рыцарь (шевалье).
Низшую ступень феодальной лестницы занимали вавассоры, которые являлись вассалами рыцарей. Феоды вавассоров представляли собой незначительные по размерам владения, в рамках которых эти феодалы обладали правом низшей юрисдикции.
Государственный строй
Королевство Меровингов было типичной германской раннефеодальной монархией, с пестрой смесью из позднеримских и варварских государственно-правовых институтов. Так, наряду с городскими округами как административно-территориальными единицами имелись сотни со своими собраниями, возглавляемыми выборными тунгинами, или сотниками, а дела разрешались с участием выборных судебных заседателей (рахинбургов).
С усилением королевской власти в конце VI — начале VII в. древние народные собрания округов («мартовские поля») заменяются деятельностью представителей администрации: графами (судебные, налоговые и военные полномочия) и сацебаронами (рассмотрение судебных дел).
Несмотря на все усилия монархов, настоящего единства в государстве так и не наступало. Положение усугублялось щедрой раздачей королями иммунных грамот своим вассалам, которые в результате оказывались вне сферы юрисдикции государственных чиновников.
Со временем вся полнота государственного управления сосредоточилась в руках управляющего дворцом — мажордома (забота о королевском имуществе и доходах, управление всеми дворцовыми делами, забота о воспитании престолонаследника, председательство на королевском суде во время отсутствия монарха и т.п.). Он стал вторым лицом после короля. Со временем эта должность стала наследственной. При последних Меровингах, прозванных «ленивыми», мажордомы заняли главенствующее положение в королевстве франков.
Одними из самых успешных на пути объединения страны стали Карл Мартелл (688—741), его сын Пипин Геористальский (Короткий), свергнувший последнего «Меровинга» и в 752 г. провозглашенный Римским папой королем, а также сын Пипина — Карл, ставший родоначальником династии Каролингов, известный в истории как Карл Великий (742—814). К 800 г. Карл Великий завоевал огромную территорию, включающую земли западной Германии, северной Испании, северной Италии и многие другие. Так возникла Священная римская империя германской нации.
При Карле Великом укрепление королевской власти продолжилось. Прежде всего была устранена наследственность должности мажордомов. Для удобства управления страну разделили на провинции во главе с графами и маркграфами (несколько провинций). Была также сделана попытка введения единства судебной системы. Верховным судей считался монарх, отправлявший на места своих посланцев с соответствующими полномочиями (миссии). На местах суд осуществляли чиновники (графы, герцоги, епископы), а также выборные лица в общинных судах сотни.
В 843 г. внуки Карла Великого по Верденскому договору разделили империю на части, из которых впоследствии образовались такие государства, как Франция, Германия и Италия.
Основные источники и частноправовые институты франкского права
Источники права
Важнейшим источником права для франков была Салическая Правда. Как и многие другие варварские законы, она являлась записью местных обычаев. Кроме того, издавались многочисленные королевские капитулярии (повеления, распоряжения), иммунные грамоты, по мере потребности составлялись различные формулы (образцы документов, грамот, договоров).
Салическая Правда была создана во времена короля Хлодвига на рубеже V—VI вв., когда шло стремительное разложение родового строя и частнособственнические отношения на землю еще не утвердились. Она стала важным руководством для администраторов и судей, поскольку содержала правовые обычаи, судебные решения, процедурные вопросы.
Основные гражданско-правовые институты
Если на первых этапах развития франкского общества земельная собственность считалась не иначе как общим делом, то усиление королевской власти с его раздачей земель привело в возникновению института частной собственности. Ранее в пределах марки (общины) земля принадлежала индивидуальным хозяевам, но вне общины она передана быть не могла. Пришелец оставался в общине лишь с согласия исключительно всех проживающих лиц, но если без их протеста успевал прожить не менее одного года, то оставался на полных правах.
С появлением аллодов (дарение, покупка, захват ничьей земли), прекариев (плата за услуги) и бенефициев (выполнение повинностей) появляется понятие частного, или условно-частного, владения.
Развитие наследственного права связано с появлением частной собственности, которое привело к становлению института наследования движимого имущества. При этом основное внимание судебник уделял наследованию по закону (первая очередь — дети; вторая — мать, отец, братья и сестры отца и матери, ближайшие родственники с отцовской стороны). Наследование по завещанию только начинает оформляться, поэтому проводилось в виде фиктивной передачи имущества (аффатомия).
В сфере семейного права заключение брака закон предписывал совершать в форме покупки невесты (за приданое), «умыкание» невесты каралось. Запрещались браки между свободными и рабами (приводило к рабскому состоянию), между кровными родственниками. Расторжение брака по инициативе жены было недопустимо, а для мужа это было возможно в случае измены жены.
Сверх того вдова должна была ближайшему родственнику первого мужа (либо в казну) уплатить десятую часть приданого.
Закон закреплял господство мужа над женой, отца над детьми. Жена, как и несовершеннолетние дети, находилась под опекой мужа. Власть отца над детьми была велика, он имел право наказывать своих детей и даже предавать их смерти; дочери без согласия отца не могли вступить в брак. Сыновья становились независимы в 12 лет у салических франков и в 15 лет у рипуартских.
Преступление, наказание и судебный процесс по Салической Правде
Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы занимают самый большой объем в законнике.
В сфере уголовного права преступление понималось как обида, нанесенная потерпевшему, как вред его личности или имуществу, а наказание — как возмещение за эту обиду и вред, а также откуп от существующего еще обычая кровной мести и штраф за нарушение порядка.
Хотя Салическая Правда уже знала умысел и неосторожность, наказывались они одинаково: «Кто неведомо преступает, тот ведомо платит». Известны были институты покушения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, были составы ответственности без вины. Подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель. В целом закон защищал прежде всего интересы собственно франкского населения.
Составы закона были крайне казуистичны, поэтому в них отсутствовали обобщения, характеризующие объект посягательства.
Наказывая за преступления против собственности, Салическая Правда закрепляла такие наказания: разбой — смертная казнь, поджог — 62,5 солида, грабеж, если в отношении свободного франка, — 63 солида, галло-римлянина — 35, кража раба или упряжного животного — 30, охотничьей собаки — 15, пастушьей — 3, молочного поросенка — 3, двухгодовалой свиньи — 15 солидов (например: «Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 денарий, что составляет 15 солидов»; «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 денарии, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов»; «Если раб украдет вне дома на 2 денарии, он возвращает похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью»).
Наказуема была не только кража, но и заход на чужую территорию (виллу) после захода солнца. Каралось нарушение пахотной границы без разрешения хозяина, проезд по чужому полю, запашка и посев, а сенокосные угодья охранялись не так строго, нарушитель терял лишь сено. Совершение преступных действий в отношении королевского имущества автоматически увеличивало штраф в 3 раза.
Формирующаяся сословность общества наиболее ярко проявлялась в нормах о преступлениях против личности. Так, в зависимости от сословной иерархии размер штрафа за убийство (вергельд, т.е. цена жизни) существенно различался: жизнь свободного франка — 200 солидов (один вергельд), франка на службе или графа — 600 солидов, епископа — 900 солидов. Наказание зависело также и от пола и возраста потерпевшего. Например, жизнь женщины оценивалась в размере тройного вергельда, как и убийство мальчика до десяти лет, а за убийство беременной женщины требовалось уплатить уже 700 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин.
Франки были прежде всего воинами, поэтому их телесная целостность была гарантией успешности ратной карьеры. Но, будучи средневековыми воинами, они по определению обладали довольно скверным характером, в котором доминировали похвальба и пренебрежение к чужим успехам. Видимо, учитывая отмеченное и в целях пресечения вечных и яростных склок, закон сурово наказывал за нанесение увечий и оскорбление словом и действием. В нормах перечисляются слова, которые ни в коем случае нельзя было применять во время ссоры (и даже ради шутки) в отношении собеседника: «урод», «заяц», «волк» — штрафы по 3 солида, «лжец» — 15 (таким же штрафом каралось и оскорбление действием). Размер штрафа за телесные повреждения определялся в зависимости от тяжести последствий: за отрубленную руку, ногу, нос, выколотый глаз — 100 солидов; за отрубленный большой палец на руке (ноге) — 50; за второй палец, «который натягивает лук», — 35; за четвертый палец — 9; за всякое пролитие крови — 15 солидов.
Основным наказанием за убийство и телесные повреждения для свободных людей являлся штраф, одна часть которого шла в пользу потерпевшего, а треть — в казну. Смертная казнь для свободных сначала не предусматривалась, как и телесные и членовредительные наказания (плети, отрубание пальцев). Так, при Хлодвиге они применялись только к рабам, однако уже при его сыновьях распространяются на всех, жителей страны.
Судебный процесс носил состязательный характер, который должен был обеспечить судья (вначале тунгин на собрании племени, затем назначенный королем граф). Неявка сторон без уважительной причины наказывалось штрафом; наказывался и отказ от показаний (вне закона, штраф).
Как назывались законы франкского государства?
Как назывались законы франкского государства?
2. Что выдавал Карл Мартелл за военную службу рыцарям?
Как известен крестовый поход?
Где произошло крестьянское восстание в 1358?
1 саллическая правда
3 3 крестовый поход известен как поход 3 королей(Ричарда Львиная сердце, Фридрих 1 Барбаросса, Филипп 2 Август)
В каком году образовалось Франкское королевство?
В каком году образовалось Франкское королевство?
Военная реформа Карла Мартелла?
Начало правления династии Каролингов?
Принятие христианства франками?
Договор о разделе империи в Вердене?
К каким изменениям во франкском обществе она привела?
История?
«Возникновение и распад империи Карла Великого» 1)Какие военные походы совершил Карл Великий?
Каков был их общий результат?
2)Что нового появилось в устройстве общества во Франкском Королевстве?
3)Где происходила коронация Карла Великого?
Кто совершал обряд?
Почему эти обстоятельства были важны для современников Карла?
4)Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское Королевство Империей?
5)На какие государства распалась империя Карла Великого?
Почему это произошло?
В чём было сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфледа Великого?
В чём было сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфледа Великого?
С какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
С какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
Что произошло первее?
Что произошло первее.
1. Начало правления династии Каролингов.
2. Образование Франкского государства.
3. Военная реформа Карла Мартелла.
4. Завоевание франками Галии.
5. Образование папской области.
6. провозглашение Карла Великого императором.
7. Договор о разделе Франкской империи в Вердене.
Почему походы европейских рыцарей рыцарей против турок были названы крестовыми?
Почему походы европейских рыцарей рыцарей против турок были названы крестовыми.
К каким изменениям во франкском обществе она привела.
Что сходного в военых реформах карла мартелла во франском государстве?
Что сходного в военых реформах карла мартелла во франском государстве.
Что произошло в 732 г?
Что произошло в 732 г?
Что важного для франкского государства сделал Карл Великий?
Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сфе..
Ответы В, г, е 5 задание сори 6 незнаю чем могла тем и помогла).
Она началась в 1812 году.
Ответ : 1) у кувшинки мощное корневищ.
1) Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения федеральной монархии в буржуазную и развитие демократии. 2) Реформы были шагом от помещичьего к правовому. 3) Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обще..
Государство и право франков
Государство и право средних веков. Периоды его развития
Падение главного оплота рабства – Римской империи – сделало возможным выход на политическую арену Западной Европы многих этносов и народов. На смену рабовладельческому строю приходил феодальный.
Система феодальных отношений возникала в различных исторических условиях. В одних случаях она складывалась в недрах самого рабовладельческого общества при его разложении, как, например, в древнем Риме, в других – при разложении родового строя.
Экономическую основу феодального государства составляли собственность феодалов на землю и другие средства производства, частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия, безвоздмездный труд крестьянина на феодала. Монополия феодалов на землю создавала экономическую зависимость крестьянина, ведущего свое хозяйство на их земле. Экономическая зависимость была основой и личной зависимости от феодалов.
История средневековья, прошедшая под флагом феодализма, насчитывает более тысячи лет. Формой правления в феодальных государствах (за редким исключением) была монархия, которая на протяжении тысячелетия развивалась. В основу периодизации феодализма и будет положена эволюция этой формы правления. Поэтому все государственно-правовые институты стран, рассматриваемых в данном учебнике, будут исследоваться через призму раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.
Образование Франкского государства и его особенности
Первые упоминания о франках в исторических памятниках появились в III в. Их предки назывались по разному: хамавы, сикамбры, батавы и др. Уже при Цезаре отдельные германские племена стремились переселиться в Галлию – богатую римскую провинцию, находившуюся в центре Западной Европы, по словам Тацита, «меняя свои болота и леса на весьма плодородную землю». Германские племена в произведениях римских историков назывались франками. Название «франк» (его переводят как «отважный», «вольный») было собирательным для целой группы нижнерейнских и среднерейнских германских племен. Позднее франки разделились на две большие ветви – приморские (салические) и прибрежные (рипуанские).
Римляне использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах с целью охраны рубежей. Начиная с 276 г. франки приходят в Римскую Галлию вначале как пленные, затем как союзники римлян. Франки находились на стадии ранне-классового общества. Соседская община-марка являлась основой их социальной жизни. Ее устойчивость держалась на праве коллективной земельной собственности и равноправии членов марки – свободных крестьян-воинов. Этот фактор сыграл важную роль в превосходстве франков над всеми остальными германскими племенами.
После падения Римской империи в V в. франки захватывают Северо-Восточную Галлию. Это была значительная часть территории Римской империи. Завоеванные владения попали под власть прежних франкских вождей. Среди них известен Меровей, от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Наиболее известный представитель рода Меровингов – король Хлодвиг (481–511 гг.), который являлся королем салических франков. В 486 г. он захватывает Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии) с центром в Париже.
В 496 г. Хлодвиг вместе с тремя тысячами дружинников принимает христианство. Это имело очень серьезные политические последствия. Дело в том, что другие германские племена, которые тоже пытались поживиться остатками Римской империи, были арианами, отрицавшими догматы римской церкви. Теперь Хлодвиг получил поддержку церкви в борьбе с ними. К 510 г. Хлодвиг создает обширное королевство от среднего течения Рейна до Пиринеев. Интерес представляет тот факт, что на захваченной территории Хлодвиг провозглашает себя представителем римского императора, ибо номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения особых прав, и становится правителем единого, уже не племенного, а территориального королевства.
На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами, забирая пустовавшие земли, а также участки бывшей римской казны и местного населения. Однако в главном отношение франков с галло-римским населением было миролюбивым. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.
Франкское государство просуществовало свыше трех с половиной столетий. Имеются разные подходы к периодизации истории франкского государства. В. Г. Графский, например, в своем учебнике приводит хронологию Стефана Любека, в которой выделяются: шестой, седьмой и восьмой века.
О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова выделяют в истории франкского государства два периода: I – с конца V до VII в.; II – с VII по середину IX в. Рубеж, разделявший эти периоды, характеризовался не только сменой правивших династий. Он стал началом нового этапа глубокой экономической и социально-политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство.
В основу изложения материала данного учебника положена вторая периодизация.
На первом этапе, как уже отмечалось, шел процесс захвата земель и образования раннеклассового франкского государства.
В конце VI – начале VII в. оформились четыре части Франкского государства. В каждой из них выделились знатные фамилии, обладавшие всей полнотой власти – королевские майордомы. Власть королей оказалась в их руках. Этот период получил название «эпоха ленивых королей».
Второй этап истории Франкского государства – становление, расцвет и падение династии Каролингов.
Расцвет династии Каролингов приходится на правление Карла Великого (сына Пипина Короткого), который правил с 768 по 814 г.
В результате целого ряда войн (всего при Карле было совершено около 50 военных походов) ему удалось создать огромную, не имевшую себе равных в Западной Европе империю. Она включала в себя помимо франков множество других племен и народов.
В 800 г. папа Лев III короновал Карла императорской короной. Здесь уместно заметить, что Карл провозглашался не императором франков, а императором римлян. Это показывает, какое огромное влияние на людей IX в. все еще оказывала римская традиция.
Империя Карла Великого просуществовала 20 лет. После его смерти империю сначала поделили между собой его наследники, а затем она окончательно распалась на три части. Этот распад был оформлен договором, заключенным между внуками Карла Великого в 843 г.
Таким образом, Франкское государство было образовано непосредственно путем завоевания части Римской империи. Благодаря хорошей внутренней самоорганизации франкам удалось одержать верх над другими претендентами на «римское наследство». Здесь уместно подчеркнуть тот факт, что франки, находившиеся на более низкой, чем римляне, ступени развития, не стали закабалять и уничтожать галло-римское население. Более того, они стали перенимать более совершенные методы как хозяйствования, так и управления. Именно эта тенденция, направленная на сохранение римских порядков, и привела к укреплению франкского государства.
Особенностью франкского государства является тот факт, что оно не прошло в своем развитии все три стадии, присущие феодализму. Его зарождение, расцвет и распад произошли в период ранне-феодальной монархии. Однако его роль в формировании государств Западной Европы огромна. Распад франкского государства повлек за собой возникновение новых самостоятельных государств – Франции, Германии и др.
Общественный строй франков
Основой экономики Франкского государства являлись земледелие и домашнее животноводство. Это видно из анализа статей Салической правды – основного памятника права франков, принятого в правление Хлодвига (от 486 до 510 гг.). Его изучение дает возможность познакомиться со многими сторонами жизни и быта франков, ярко представить их хозяйственный и общественный строй, проследить постепенное изменение у них социальных отношений.
Салическая правда указывает на наличие пережитков родового строя у свободных франков. Родственные связи еще имели большое значение в их жизни. Однако уже наметились тенденции его разложения. Об этом свидетельствует титул 58 «О горсти земли». В нем видно наметившееся имущественное неравенство среди франков, стремление более зажиточных выйти из родового союза, чтобы не платить штрафы за своих бедных родственников. Титул 60 «О желающих отказаться от родства» одним своим названием подчеркивает такую возможность для франка.
Салическая правда свидетельствует о наличии у франков раннеклассового общества с сохранением еще общинных родовых связей. Однако в V–VI вв. уже наметился процесс формирования франкской служилой знати, значительно укрепившейся в ходе завоевательных походов Хлодвига. Здесь можно выделить несколько социальных групп: на севере страны проживали свободные франки-общинники, служилая знать, графы, лица, состоявшие на королевской службе, литы – полусвободное население, находившееся в личной или материальной зависимости от своего господина. По мере укрепления государства важным фактором, влиявшим на правовой статус личности, являлась принадлежность к королевской службе и складывавшемуся государственному аппарату. Это наиболее ярко выражалось в системе денежных штрафов за посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность, имущественные и иные права лиц, имевших разный правовой статус в обществе.
К полусвободным относились литы. Их правовое положение было весьма специфическим. Они обладали земельными наделами, самостоятельно вели свое хозяйство, принимали участие в военных походах, судебных собраниях, могли частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами.
Их жизнь охранялась вергельдом, который был в два раза ниже, чем вергельд, назначавшийся за жизнь свободного общинника.
Социальные различия наглядно проявлялись в правовом положении рабов. Это была самая угнетенная категория населения Франкского государства. С точки зрения обычного права раб рассматривался как вещь и приравнивался к животному. Их труд использовался в качестве подсобной рабочей силы в хозяйствах свободных франков и служилой знати. Однако в отличие от рабов Афин и Рима франкские рабы обладали движимым имуществом, что явствует из уплаты ими штрафов в размере шести солидов (стоимость двух здоровых коров). Это также говорит о том, что они обладали некоторой правоспособностью.
В южной части франкского государства проживало галло-римское население: римляне – королевские сотрапезники, римляне – земледельцы, римляне, платившие налоги. 41 глава Салической правды говорит об ответственности за лишение жизни этих категорий населения.
Государственный строй Франкского государства на первом этапе (V–VII вв.)
Становление государственного строя происходит путем перерождения органов племенной демократии франков в органы государственной власти. Огромные завоеванные территории потребовали особой организации управления и их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превратился в монарха, уничтожая всех, кто стоял на его пути. Важным моментом в укреплении позиций Франкского государства послужило принятие Хлодвигом христианства. Пошел процесс складывания раннефеодальной монархии. Глава государства – король в это время стал прежде всего военным предводителем, главными заботами которого являлись охрана общественного спокойствия и усмирение лиц, выходивших из повиновения. Государственный аппарат еще только создавался, не было четкого разграничения полномочий королевских чиновников. Управление государством сосредоточивалось в руках королевских слуг и приближенных. Зарождалась так называемая дворцово-вотчинная система управления. Среди приближенных короля выделялись: дворцовый граф, выполнявший судебные функции; референдарий – хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством короля; камерарий – следивший за поступлениями в казну и сохранностью имущества дворца.
Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.
В VIII в. управление государством усложнилось. В 800 г. франкское государство было провозглашено империей.
Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.
Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа – паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.
Право Франкского государства
Важнейшими источниками права во франкской монархии являлись так называемые варварские правды – записи обычного права варварских (германских) племен. Такие записи обычного права в конце V – начале VI в. появились у многих племен, расселившихся на территории бывшей Римской империи. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (Судебник короля Эрика), несколько позднее – запись обычного права бургундов, Бургундская правда. Алеманы имели свою Алеманскую Правду, бавары – Баварскую, саксы – Саксонскую и т.д. При этом господствовал «национальный», а не территориальный принцип действия права, так что в государстве франков помимо своего законодательства применялись и варварские правды. Другими источниками являлись также акты королей, которые именовались эдиктами, декретами, капитуляриями. Они начинают появляться еще при Хлодвиге, но их число значительно увеличивается при Каролингах. Особый интерес среди актов короля представляют капитулярии, которые восполняли пробелы варварских правд, их нормы распространялись на всю территорию страны и на всех ее жителей, не взирая на национальность.
Важнейшее значение в качестве источника права имела и Салическая правда, принятая во времена короля Хлодвига (от 486 до 510 г.). Она впитала в себя прежде всего обычаи, которые являлись продуктом общинного творчества, и основывалась на таких понятиях, как честь, клятва, коллективная ответственность и т.д. Она является очень интересным памятником права, показывающим процесс перехода франков от раннеклассового общества к феодальному, и несла на себе печать старых родоплеменных отношений. Здесь особый интерес представляет то, что личность еще не была отделена от коллектива, а правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, семьи было одним из самых тяжелых наказаний.
Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).
Салическая правда была написана на латыни и распространяла свое действие в основном на севере страны. На юге действовал кодекс Аллариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.
Гражданское право. В период правления династии Меровингов у франков еще сохранялась общинная собственность на землю. Титул LIX Салической правды определял, что земля (аллод) принадлежит всей родовой общине, в совместном пользовании которой находились леса, пустоши, выгоны, болота, дороги, неподеленные луга. Франки распоряжались этими угодьями на равных правах. В то же время Салическая правда указывает на то, что полем, садом или огородом франки пользовались раздельно. Они огораживали свои земельные участки изгородью, разрушение которой влекло наказание по Салической правде (титул XXXIV).
Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.
После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности – бенефиций – условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. В дальнейшем этот вид собственности становится основным.
Обязательственное право. За исключением земли все другое имущество могло быть предметом купли-продажи, займа, мены, дарения. Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, т.е. неформальной передачи вещи, которая следовала за договорами. Признавалась также и приобретательная давность, у франков она была очень короткой – один год.
Особой защитой по Салической правде обеспечивались займовые обязательства, где в титулах 50 и 52 тщательно регламентируется порядок истребования долга.
Наследственное право. Женщины первоначально не могли наследовать землю. Это право они получили только в VII в. Наследования по завещанию не было. Однако у франков практиковалась так называемая аффатомия, являвшаяся особым способом передачи имущества после смерти хозяина. Титул 46 довольно подробно определял порядок такой передачи.
Уголовное право. Большая часть статей Салической правды относится к уголовному праву, нормы которого выражены в казуистичной форме, т.е. налицо отсутствие обобщающих и абстрактных понятий – «вина», «преступление», «умысел», «неосторожность» и т.д. Из анализа этих статей можно сделать вывод, что преступлением по ней является действие, наносящее физический, материальный или моральный ущерб конкретному лицу. В силу этого Салическая правда больше внимания уделяет двум видам преступлений: против личности и против имущества. К первым из них относятся все действия, связанные с нанесением телесных повреждений, убийством, оскорблением и т.д. Ко второму – все посягательства на собственность. Третьему виду – против порядка управления – посвящено лишь несколько статей.
Субъект преступления. Из текста Салической правды следует, что субъектами права являлись все слои населения. Но это не означает, что все они несли одинаковую ответственность. Наказания для раба определялись более жестокие, например смертная казнь, которая не применялась в отношении свободных франков.
Даже при рассмотрении дел о краже учитывалась принадлежность субъекта к рабам или свободным (титул 40, § 1, 5). За преступление, совершенное рабом, хозяин отвечал только в том случае, если он отказывался выдать раба на пытку. Причем ответственность для хозяина устанавливалась такая же, как если бы преступление совершил свободный человек (титул 40, § 9).
В Салической правде есть указания и на групповой субъект. Так, например, в титуле «Об убийстве скопищем» ответственность устанавливалась в зависимости от степени активности его участников. Но вместе с тем Салическая правда еще признавала в некоторых случаях равную ответственность для всех совершивших преступление (титул ХIV, § 6). Все указанное выше подтверждает тезис о том, что в обществе еще не сложилась его классовая структура.
Объективная сторона. Салическая правда признавала наказуемым только действие, бездействие было ненаказуемо. Франки уже различали такие способы хищения имущества, как кража и грабеж. Более того, принимались во внимание не только сумма похищенного, но и каким способом совершено преступление (взлом, подбор ключа и т.д.) – титул XI, § 2, 5.
Субъективная сторона. Салическая правда предусматривала ответственность только за умышленные преступления. Других форм вины она еще не знала.
Объектом преступления являлись, как правило, только те общественные отношения, которые регулировали охрану жизни, здоровья и чести человека, а также его собственности. Но были отдельные статьи, которые регулировали некоторые аспекты общественных отношений в сфере порядка управления (титул 51, § 2).
Рассмотрение состава правонарушения по Салической правде позволяет сделать вывод, что право было, как само общество и государство, несовершенным, имея признаки как родового, так и государственного строя.
Наказание. Целями его по Салической правде являлись: общее и частное предупреждение, возмездие, однако основная цель – возмещение ущерба. Салическая правда, как уже отмечалось, предусматривала различные наказания для свободных и рабов. Так, если для свободных франков наказания были преимущественно имущественными, то для рабов помимо штрафов применялись телесные наказания и даже смертная казнь (правда, лишь в исключительных случаях за тяжкие преступления) – титул 40, § 5.
Штрафы по Салической правде были очень большими. Самый маленький из них равнялся трем солидам, а это – стоимость коровы, «здоровой, рогатой и зрячей».
Штраф за убийство назывался «вира», «вергельд» (стоимость жизни). Он зависел от личности убитого. Если это епископ, то платили 900 солидов, граф – 600 и т.д. Здесь интерес представляет тот факт, что за убийство женщин платили, как за убийство человека, находившегося на королевской службе, – 600 солидов. Вполне понятно, что такие высокие штрафы были не по плечу простым франкам. В связи с этим представляет интерес титул 58 «О горсти земли», который регламентирует порядок выплаты вергельда сородичами убийцы.
Суд и процесс. В период родового строя судебные функции принадлежали собранию рода. В эпоху Салической правды судебным органом стал суд сотни – малюс, периодически собиравшийся в определенные сроки и состоявший из семи выборных рахинбургов, которые решали дела под председательством выборного тунгина. Рахинбургами выбирали обычно зажиточных людей, однако на судебных собраниях обязаны были присутствовать свободные жители сотни. Рахинбурги были обязаны судить по закону, и истец вправе был напомнить им об этой обязанности. Если же они и после этого откажут в рассмотрении дела, то они присуждаются к уплате штрафа в три солида, а если будут судить не по закону – присуждаются к уплате 15 солидов (титул 57, ст. 1–2).
С возвышением власти короля и его агентов на местах судебные функции сотни стали осуществлять графы, герцоги. Короли также стали рассматривать судебные дела. В эпоху «ленивых королей» майордомы получили право судить от имени короля вместе с некоторыми должностными лицами двора. Карл Великий предпринял важную реформу суда: отменил обязанность свободных жителей являться на все судебные собрания и заменил выборных рахинбургов назначенными королем членами суда – скабинами.
Скабинов назначали посланцы короля из числа местных земле-владельцев. Они состояли на службе у короля и судили под председательством графа. При Карле Великом появились и церковные суды для духовных лиц, а также и для мирян со смешанным составом судей по некоторой категории дел.
Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего. Салическая правда устанавливала суровую ответственность за неявку в суд ответчика (титул 56), а также свидетелей, показания которых необходимы истцу (титул 49). Кстати, за ложные показания Салическая правда предусматривала штраф в 15 солидов (титул 43).
Что касается розыска украденной вещи, то он регламентировался 37 титулом и назывался преследованием по следам. В ходе его проведения определялось одно важное обстоятельство: в течение какого времени была найдена украденная вещь. Если до истечения трех суток, то истец через третьи лица должен был доказать, что эта вещь его. А если после кражи прошло трое суток, то тогда тот, у кого ее нашли, должен доказать добросовестность ее приобретения. Титул 47 «О розыске» определял порядок доказывания своих прав на спорные вещи. Здесь интерес представляет срок для назначения судебного разбирательства – 40 дней для тех, кто живет по одну сторону реки Луары, и 80 суток – по другую сторону.
Суд рассматривал дело в присутствии свидетелей, показания которых являлись основными видами доказательств и давались под клятвой. Количество свидетелей по закону могло быть различным в зависимости от категории дел (от 3 до 12 человек). Когда не удавалось выяснить истину с помощью свидетелей, прибегали к ордалиям, которые осуществлялись путем погружения руки обвиняемого в котелок с кипящей водой. Испытуемый должен был опустить свою руку туда и держать до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Обожженную руку завязывали и через некоторое время вновь осматривали на суде. Если рана на руке заживала к тому времени, испытуемый признавался невиновным, если нет – его наказывали. Однако от этой процедуры можно было откупиться, но только при наличии согласия потерпевшего (титул 53).
Таким образом, Салическая правда и в процессе предусматривала некоторые преимущества для богатых.
Приговоры местного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.