Как назывался египет в древности
Этимология топонима Египет
В общепринятых, официальных версиях этимологии топонима Египет приняты три варианта:
1. название от древних греков
2. самоназвание
3. иноземные названия
Официальные версии этимологии Египет
«В языки народов Европы название «Египет» пришло от древних греков и звучало как «Эгиптос» (др.-греч. ;;;;;;;;). Происхождение этого топонима точно не известно, но имеется несколько его объяснений в эллинской традиции традиции:
1. Древнегреческая мифология — наименование страны «Эгиптос» восходит к царю по имени Эгиптос (русский вариант написания Эги;пт, Еги;пт, Еги;пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Эгиптос[1]:1231. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Некоторые античные авторы упоминающие Эгипта: Псевдо-Аполлодор [2], Гесиод [3], Гекатей Милетский [4], Павсаний [5].
2. Предположительная историческая этимология — древнегреческое слово «Айгюптос» образовано от одного из названий египетской столицы Раннего и Старого царств — Хут-ка-Птах (др.-греч. Мемфис). Это название означало «Храм кА Птаха» (транслит. египт. Hwt-kA-ptH). У самих древних египтян Хут-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа), а позднее, от наименования этой области, древние греки распространили свой вариант названия на всю страну [1]:403,[6]:294. Также вероятна связь происхождения названия страны и названия реки Нил, так например у Гомера «Эгиптос» означает реку (Нил) и только потом страну, сотворённую этой рекой [7]:403.
Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией региона Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне —лат. Aegyptus(классическое произношение — Эгиптос, традиционное — Эги;птус), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию [8].
Другие названия
Самоназвание. Употребление топонима «Египет», при описании династического периода, является условным, так как оно принято историками позднее от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие — Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила [9], в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание — Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны — «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др [10].
Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:
1. Муцур, Мисир (аккад. Mu;ur, Mi;ir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uri;;u) Верхний Египет — у ассирийцев;
2. Мицра;им (др.-евр. ;;;;;;;;; транслит. Mitzr;yim) — у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. ;;;;;) — «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама-Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафторы (Быт. 10:13-14);
3. Мудраия — название на языке древних персов;
4. Миср/Маср (араб. ;;;) — у арабов [
3]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город; вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом; согласно нему название происходит от слова массара — «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).» [ВП]
Моя версия этимологии Египет
Этимология слова «копты»
Древний Египет
Древний Египет является одним из первых государств, которое возникло на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале IV тысячелетия до нашей эры.
Весь Египет делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, соответственно, тоже имели по несколько десятков областей, которые греки называли номами. Пустыня занимает более 90% территории Египта, так называемая «Красная земля». Естественно, жизнь там возможна была только лишь в оазисах и в долинах высохших рек.
Так как истоки Нила распложены достаточно далеко от Египта, египтяне ничего не знали о них. Однако именно Нил на протяжении тысячелетий оказывал огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в Эфиопии начинает таять снег, а в Тропической Африке начинаются дожди, реки, которые питают Нил, вбирают в себя громадное количество избыточной воды. Эта вода несет мельчайшие частицы размытых горных пород, а также органические остатки буйной тропической растительности. Приблизительно в середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды постепенно затопляет весь Египет. Спад воды происходит с середины ноября, река снова входит в свои берега. Получается, что за эти четыре месяца Нил приносит органические и минеральные частицы, которые оседают на залитое пространство. Именно этот осадок и создавал постепенно почву Египта. Эта почва очень плодородная и легкая в обработке, она всегда являлась источником богатых урожаев, и грех было не поселиться здесь древним людям.
На месте теперешних пустынь когда-то давным-давно существовала саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. В этой саванне жили племена скотоводов. Долину Нила люди заселили уже тогда, когда их каменные орудия труда были достаточно совершенны. Произошло это в эпоху медно-каменного века. Чтобы обуздать реку Нил и управлять потоком воды в период наводнения, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий. В первой половине IV тысячелетия была создана бассейновая система орошения.
Происходит развитие египетской культуры. Появляются общественные организации — номы. Каждый такой ном имел свою хозяйственную территорию, в котором был административный центр. Последний представлял собой окруженный стенами город, место, где пребывали правители нома и его приближенные. Там же находился и храм местного божества. В Верхнем Египте каждый ном соседствовал со своими соседями, а в Нижнем Египте номы часто были изолированы друг от друга болотами. Согласно изображениям плоских сланцевых табличек, которые сохранились с тех времен, номы часто воевали между собой. На табличках изображены кровавые битвы, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец и коз. В результате такой борьбы в Верхнем и Нижнем Египте появляются крупные объединения номов. В результате во второй половине IV тысячелетия до нашей эры номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, а у царей Нижнеегипетского царства были короны красного цвета. Мало известно о борьбе за власть в Египте между двумя царствами, победу в которой одержал Верхний Египет.
Манефон, жрец, который жил в Египте после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». Всю историю династического периода он разделил на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Каждое царство делится на династии, по десять на каждое царство. Первым царем, которого позже стали называть фараоном, был Менес. Он объединил Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей этого государства стал Мемфис.
Фараон в жизни египтян играл особую роль, он был богом на земле и богом после смерти.
В период Древнего царства обожествление фараонов, которые носили титул «Сын Солнца», достигло своего апогея. В это время были построены пирамиды-гробницы фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).
За периодом строительства пирамид начинается время смут, власть фараонов ослабевает, Египет распадается на враждующие княжества. Страна вновь объединилась во времена Среднего царства, однако ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный Египет захватили азиатские племена — гиксосы. Однако фараоны XVIII династии сумели изгнать их и создать грандиозную державу, столицей которой были Фивы.
Во время правления царицы Хатшепсут закончилось возрождение Египта.
Эхнатон перенес столицу страны из Фив в город Ахетатон. В его правление искореняются сами слова «бог» и «боги». Однако уже при Тутанхатоне (Тутанхамон) царский двор восстанавливает культы всех богов.
Во время правления в Египте фараона Рамсеса (Рамзеса) возрождается могущество Египта, строятся монументы.
К концу XX династии государство распалось на северную и южную части. Великая Египетская держава перестала существовать. Египет неоднократно оказывался под властью завоевателей. В конце концов, он попадает под власть Персии, которая вскоре пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Александра восприняли как освободителя от персидского владычества и короновали как египетского фараона. Египет вошел в состав его мировой державы. Александр Македонский основал на побережье новую торговую гавань, которую назвал Александрией.
После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу.
Последней правительницей в древней истории была царица Клеопатра VII.
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ-I
/ Ориг. : греч. Αἲγυπτος
Египет Древний (от греч. Αἲγυπτος) — исторически сложившееся название древнейшего в мире централизованного государства, располагавшегося в Сев.-Вост. Африке на стыке с Азией.
Гигантский речной оазис, двумя системообразующими факторами, определившими особенности его истории, географии, экологии, а также образа жизни, культуры и религии населения, были река Нил и окружающие пустыни.
Природные условия. Нил (егип. itrw — «река», греч. Νειλoς), образованный слиянием Белого Нила и стремительного Голубого (вытекающего из оз. Тана в Эфиопии и дающего 80 % общих вод), впадает в Средиземное море (егип. Уадж-ур — «Великая Зелень» или Шен-ур — усл. «Океан»); между Хартумом и Асуаном река преодолевает шесть (нумеруемых против течения) гранитных порогов; в 200 км от побережья (севернее совр. Каира) распадается на рукава (в древности до 7, ныне два — Розетта и Думьетт), образующих гигантское устье, названное древнегреческими географами Дельтой за сходство с греческой буквой «Δ» (дельта). Берега Нила на протяжении последних 1600 км его течения (между I порогом и побережьем) и образовывали собственно Е. Д. К нему примыкала цепь оазисов вдоль западного берега Нила (частично населяемых египтянами и позднее управляемых египетской администрацией).
По рельефу и климату Е. делился на Верхний Египет (егип. Та-шема) от I порога до апекса Нила, узкую (1—14 км, максимально 25 км) долину, ограниченную невысокими горами, один из самых засушливых районов мира, и Нижний, Дельту, (егип. Та-меху) — влажную равнину (до 400 км шириной) с лугами, болотами, солеными озерами (62 % обитаемой территории Египта), граница между которыми (административная) проходила южнее совр. Каира. Контрастирующие части дополняли друг друга хозяйственно: долина — основная область земледелия, Дельта — скотоводства, садов, виноградников и др. В историческое время территория Е. Д. делились на 40—42 области (егип. сепат, греч. ном), по два десятка на Севере и Юге, со своими столицами. Этот «географический дуализм» окрасил историю Е. Д.: отразился в государственной символике (папирус и лотос, как знаки Севера и Юга), двойном титуле царя (егип. njswt-bitj, усл. «царь Верхнего и Нижнего Египта») и его двойной (красно-белой) государственной короне (егип. пшент), в названиях ряда высших должностей и институтов, а также дал официальное название государству — Tʼwj («Обе Земли»). Другим названием Е. Д. было Кемет («Черная земля»), по цвету орошаемых Нилом пашен, в отличие от земли «красной», т. е. пустынь.
Нил кормил Египет; был его транспортной артерией; определял территорию, в пределах которой сложились (и всегда существовало) государство и общность людей, именуемых «древние египтяне»; связывал Е. Д. с внешним миром — тропической Африкой, Зап. Азией и Средиземноморьем. Почти все население Е. Д. жило на берегах Нила (на протяжении последнего миллиона лет самой населенной территории Ближнего Востока и второй по численности населения в Африке). Нилом измерялось не только пространство, но и время: 4-месячный сезон ахет («разлив») вместе с двумя другими (перет — «всходы» и шему — «урожай») образовывал египетский сельскохозяйственный год.
Вплоть до строительства плотин Нового времени (с середины XIX в.) берега Нила были пригодны для жизни лишь благодаря природному феномену — грандиозным разливам. Заливая берега (на расстоянии до 2 км на юге, до 25 км на севере) и удобряя их отложениями ила (1—5 мм в год, до 15 в Дельте), они создали одну из плодороднейших в мире аллювиальных почв (и самую Дельту, нанесенную на месте морского залива). Регулярные (середина июля — середина сентября) разливы разнились по интенсивности: при стабильно высоких (до 14 м выше ординара у Асуана, 8 — у Каира) страна, кроме селений на холмах, превращалась в неглубокое озеро, по которому жители плавали на лодках (Страбон, XVII); при низких (до 3 м) возникала угроза голода.
Пустыни — неотъемлемая, но враждебная для египтян часть ландшафта. Западная (Ливийская) пустыня, периферия Сахары, «край света», сторона мертвых, населяемая монстрами; каменистая, бедная ископаемыми использовалась мало, за исключением оазисов. Пять Западных оазисов (Харга, Дахла, Фарафра, Бахария, Сива), тянувшиеся вдоль берега Нила на удалении до 300 км, а также Фаюм — ближайший к долине, были связаны меж собой и долиной тропами, проложенными караванами ослов (единственного наземного «транспорта»). Первые имели стратегическое значение как аванпосты в защите от полукочевых скотоводов-ливийцев. Восточная (Аравийская) пустыня, между Нилом и Красным морем, — гористая, богатая полезными ископаемыми (золотом, медью, галеной, полудрагоценными камнями и др.), с выводившими к Красному морю вади (высохшими руслами-дорогами, из которых кратчайшая — Вади Хаммамат), эксплуатировалась интенсивно. На ее северном продолжении, п-ове Синай, египтяне добывали ценную медную руду, малахит, бирюзу. Синай всегда оставался стратегически важным районом на границах с Зап. Азией. На юг от I порога простиралась Нубийская пустыня. Нубия (егип. Куш), территория современного Сев. Судана и юга Египта (с 1971 затопленного водами искусственного оз. Насер), была главным источником золота (егип. нуб), на котором в значительной мере основывалось процветание Египта, а также «воротами» в тропическую Африку с ее экзотическими товарами (черным деревом, слоновой костью, благовониями, редкими животными и их шкурами, чернокожими рабами и др.). Негостеприимная, со скалами, подходившими к самой реке, и порогами она, подобно Синаю, выполняла функцию зоны одновременно контактной и «буферной».
Природные границы – моря, пустыни, болота на севере, пороги (делающие Нил несудоходным на протяжении 10 км южнее Асуана) защищали и отчасти изолировали Е. Д. от внешнего мира. Оставаясь агрикультурной и в целом самообеспечивающейся, страна в возрастающих масштабах нуждалась в сырье (металлах, лесе, в том числе древесине ливанских кедров), благовониях для храмов, «статусных» предметах роскоши. Эти потребности стимулировали военно-торговую экспансию, определявшую направления внешней политики Е. Д.
Население. В додинастическое время, по данным палеоантропологии, его население было смешанным, представленным европейским, негроидным и средиземноморским расовыми типами (Й. Шоу); в историческое время обнаруживаются характеристики, связывающие его с Сиро-Палестинским регионом. Популярная вплоть до середины XX в. теория (У. Фл. Питри) вторжения в Египет из Передней Азии «династической» расы, принесшей достижения цивилизации, уступила место концепции длительной инфильтрации через Дельту носителей переднеазиатских компонентов. Численность населения Е. Д. во времена строительства «Великих» пирамид (III тысячелетие до н. э.) составляла (К. Батцер) около 1,6 млн человек (для сравнения: в XIV в. — около 7 млн, в 2016 — 94,5 млн).
Египетский язык (ныне мертвый) — ветвь афразийской языковой макросемьи; родственен ряду азиатских языков — мертвых (аккадскому, ханаанейскому, финикийскому, арамейскому и др.) и живых (арабскому, еврейскому, эфиопскому и др.), и североафриканским (кушитским, берберскому); прошел пять этапов развития (староегипетский, среднеегипетский, новоегипетский, демотический), которым соответствовали свои виды письма (иероглифика, иератика, демотика; о дешифровке см. Ж.-Ф. Шампольон). Его наследник — коптский язык (использовавший греческий алфавит), после арабского завоевания VII в. вытеснялся арабским, оставаясь разговорным (наряду с последним) до XI в. (в отдельных районах — вплоть до XVII в.); ныне используется в богослужении коптской (египетской христианской) церкви. Древнеегипетский — самый долго и непрерывно использовавшийся язык в мире: письменно зафиксирован ок. 3200 до н. э., последняя известная надпись датирована 394.
Откуда Египет получил своё название?
В Египте есть только два божества, которые создали его и управляют им весь период его существования – это Солнце и Нил. Именно они создали своими силами самый большой зелёный оазис на Земле.
Но ведь Нил тоже был создан Солнцем. Именно бог Солнце отражается в его поверхности днём с такой силой, что утром и вечером никакой туман не поднимается с этой реки.
На название страны повлияло её географическое положение
Карта Древнего Египта
Египет – это феномен в области географии. Найдите ещё такую страну, которая бы оказалась на пересечении трёх континентов: Европы, Азии и Африки. Такое уникальное расположение не могло не повлиять на самобытность культуры и истории этой страны. С самой глубокой древности Египет впитывал влияния других стран и народов.
Итак, Египет расположился в центре пересечения важнейших сухопутных путей древности, связывающих Африку и Азию. Именно через эту страну лежал кратчайший морской путь от Средиземного моря до Индийского океана – через Красное море.
С другой стороны, Египет был защищён естественными барьерами, такими как пустыни, моря и реки от посягательств на его территорию. Чтобы попасть в страну, чужеземцам надо было преодолеть трудности.
Отели в Каире
Древние народы знали Египет и каждый называл эту страну по-своему
Естественно, Египет был известен древним народам со времён глубокой древности. И все называли эту страну по-своему. Сами египтяне даровали стране название Qemt (Кемет), перевод которого означает «черная земля», а Синайскую пустыню они называли по цвету земли там – Чезер, что означало «красная земля».
Семиты видели северный Египет по-иному: как и положено было воспринимать страну чужеземцам. И это представление отразилось в названии Мицраим, что означало «два укрепления». Скорее всего они подразумевали пограничные валы. Персы подхватили это название, немного его изменив и назвали страну Мудрайя.
А жители Аравийского полуострова и Двуречья называли страну Миср, что означает “густонаселённое место” – в виду того, что даже в те древние времена Египет был сильно населён.
Две версии, к которым склоняются учёные
На данный момент, нам известны два древних названия страны, которые созвучны со словом “Египет”:
2. Согласно второй версии, своё название Египет получил от слова Гакапт – именно так древние называли храм бога Птаха, который был расположен в столице страны тех времён – в Мемфисе. Что, как мы видим, тоже созвучно с современным названием страны.
Древний египет
Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Содержание
Происхождение названия
Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
География
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.
История
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами(нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В XXIII—XXI веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В XXI—XVIII веках Египет переживает переходный период-нашествие гексосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется на верхний(Фивы) и нижний(Гераклиополь). Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
Далее следует религиозная реформа-покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.
При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.
В XI—VII веках укрепилась власть монархов.
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.
При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).
Возникновение классов
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели, сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Крестьяне
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.
Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда.
В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.
Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.
Рабы и рабовладельцы
Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые».
Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.
Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, обладали дорогой одеждой и предметами роскоши. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.
Рабовладельческий строй в Египте
В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческим строем называется такой порядок жизни людей, при котором одни люди (класс рабовладельцев) владели другими людьми (класс рабов), эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью. В Древнем Египте рабовладельцы угнетали не только рабов, но и крестьян. С возникновением в Египте классов началась борьба между ними. Рабы стремились вернуть себе свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Крестьяне не хотели отдавать то, что добывали своим тяжелым трудом. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
Искусство
Особенностью египетского искусства является то, что большинство его произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Египетское искусство было вновь открыто теми учёными, которых взял Наполеон в свой Египетский поход.
Египетские пирамиды
Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид [1] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Источники
Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.