Как назывался крестьянин на руси
Новое в блогах
Крестьянское сословие на Руси.Разбор по категориям и опровержение некоторых мифов
Многим кажется,что на Руси с сословиями всё было просто-были дворяне и были крестьяне,которые делились на крепостных и незначительную часть вольных земледельцев.Но это совсем не так-скорее даже наоборот-основную часть крестьянства составляли независимые,вольные хлебопашцы и лишь в период расцвета крепостничества доля крепостных достигала 40% от общего количества крестьян в Российской империи.Миф о повальной крепостной зависимости крестьян усиленно вбивался в головы через учебники в период СССР-так же как и миф о повальной нищете русских крестьян.Описание о характеристика категорий крестьянства Российской империи это очень большая работа-поэтому я дам краткую характеристику разобрав некоторые распространённые мифы.
Но давайте я разберу этот вопрос подробнее-по пунктам
Ну давайте начнём с первого-более привычного-с крепостных крестьян.Ну для начала-они делились на чёрных крестьян и белых-В исторических источниках чёрные земли противопоставляются белым землям, которые находились во владении феодалов и церкви. Черные земли облагались налогами в пользу князя или казны, то есть царя, в отличие от белых земель, которые налогами не облагались.
Второе-крепостные крестьяне это не рабы-продажа крестьян без земли и телесные наказания в российской империи запрещались Законом.другое дело-что эти Законы нарушались сплошь и рядом-но когда на Руси Законы соблюдались?
И третье-крепостное право не так страшно как его нам изображали-ведь по сути в СССР было то же самое крепостное право-гражданин никуда не мог переехать без ПРОПИСКИ-то есть его КРЕПИЛИ как крестьян в старину к земле.
Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в., когда в междукняжеских договорах появилось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. устанавливался единый для всех Феодалов срок отпуска и приема крестьян, и было оговорено обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму— пожилое.
Первым юридическим актом по закрепощению крестьян была ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и ограниченный срок перехода с уплатой пожилого). Это положение подтвердил Судебник 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. появляются указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5–15 лет).
Б. Д. Греков привел ряд доказательств в пользу предположения, что около 1580 года было издано «Уложение», не дошедшее до нас, которое вводило «заповедные лета», т.е. годы, «когда выход и вывоз запрещались впредь до государева указу». Таким образом приостанавливалось действие постановления о крестьянском выходе, о так называемом «Юрьевом дне». Первым заповедным годом был объявлен 1581 г. Это Уложение касалось не всех крестьян, так как и после его издания существовала значительная прослойка крестьян, сохранивших свободу перехода. По-видимому, впоследствии никакого «государева указа» о возобновлении выхода крестьян на Юрьев день не было издано.
После издания указа «о заповедных летах» была произведена перепись, закончившаяся в 1592 г. B писцовые книги 1581-1592 гг. были внесены имена крестьян, живших в момент переписи на описываемых землях. Занесение в писцовые книги того или иного крестьянина сделалось доказательством того, что он был «старожильцем* и как таковой терял право перехода. Таким образом, писцовые книги являлись в дальнейшем как бы документом крестьянского закрепощения.
Крепостные крестьяне на Руси делились на
1.Посессионные крестьяне — категория крепостных крестьян в Российской империи конца 17 — первой
половине 19 века закреплённых за посессионными мануфактурами
Посессионное право (лат. possessio — владение) — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства. Указом Петра I 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам
В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 г казённые мастеровые, переданные владельцам посессионных мануфактур.
Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12—15 вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
В период образования и укрепления Русского централизованного государства (конец 15—16 вв.) численность дворцовых крестьян увеличивается. По писцовым книгам 16 в. дворцовые земли находились не менее чем в 32 уездах Европейской части страны. В 16 в. в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства.
Церковные крестьяне это крепостные крестьяне делившиеся на Монастырских крестьян и собственно церковных-принадлежащих церквям и соборам
Вторую категорию монастырских крестьян составляли так называемые нововходцы, или новопорядчики. Во-первых, это были крестьяне, которые обращались к монастырским властям с просьбой о разрешении поселиться на монастырской земле, во вторых — крестьяне, приглашенные самими монастырями на свои земли или переселенные ими из одного имения в другое. Тягловое бремя, которым обложена была черная земля, часто заставляло крестьян уходить из своих деревень и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить денежную помощь на хозяйственное обзаведение и освобождение от податей. Нововходцы почти всегда на некоторое время — от 3 до 5, реже до 10 лет — освобождались от оброка или оброк этот значительно сокращался, кроме того, они получали от монастыря денежную «подмогу» на обзаведение.
Бобылем назывался крестьянин или посадский человек, не включенный в обязанность нести тягло и платящий лишь более легкий бобыльский оброк. Стало быть, в основе своей это бедные люди, которые, однако, имели основание дорожить своим льготным по отношению к тяглу положением даже и тогда, когда они успевали достигать материального достатка.B глазах землевладельцев бобыли представляли даже некоторые преимущества: бобылю обычно отводилась не положенная в государственное тягло земля, т. e. земля еще не окультуренная, за бобыля не приходилось землевладельцу быть ответственным перед государством в той мере, как он отвечал за тягло крестьянина; в то же время бобыль распахивал землю и давал своему хозяину доход. Очень характерно, что бобыли, как ‘правило, дают своему хозяину оброк деньгами. Иногда они работают и на барщине.
Появление бобылей относится тоже приблизительно ко второй половине XV века. Вызывалось оно теми же причинами, которые способствовали и появлению новопорядчи- ков и увеличению кадров серебреников — кабальных людей. Документ, оформляющий правовое положение бобыля, бобыльская порядная, отличается от крестьянской порядной прежде всего тем, что бобыль не связывает себя с тяглой пашней и обязуется платить бобыльский оброк («Ce яз, Митька Андреев сын Бакакин, вольной человек, порядился есьми Софейского домд казначею. Жити мне, Дмитрею, у Софеи Премудрости Божии, в бобылех на Сермаксе и землю бобылъскую, пахать, где приищу, где мне любо. A платить мне, Дмитрею> в Софейскую казну бобыльского оброку на год по 10 алт. »).
Кроме бобылей на пашне источники часто упоминают бобылей-ремесленников и половников.
Половник по своей социальной природе очень близок серебреникам и новопорядчикам, т.е. людям, находившимся в зависимости срочной и устанавливаемой ‘ при участии денег, выдаваемых хозяином вперед. «А отказати серебреника и половника о Юрьеве дни, да и серебро заплатит» читаем в той же грамоте.
ГОРНОЗАВОДСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ-горнозаводские крестьяне распадались на 3 группы, которые при крестьянской реформе недостаточно были разграничены:
Вот примерное описание Крепостных крестьян Российской империи.Вторая часть это Не прикреплённые к земле крестьяне-имевшие право свободного выхода из общины..
Но это отдельная статья-продолжу во второй части
Откуда есть пошли крестьяне русские?
Какие есть возражения? Я нашёл следующие. Во-первых, мол, слово «крестьяне» фиксируется в письменных документах только с XIV века, тогда как первые христиане появились на Руси уже в VIII веке. Во-вторых, почему не князья да бояре, не купцы, не попы и монахи, а именно селяне-земледельцы названы «просто христианами»? Это якобы тем более странно, что в период насаждения христианства на Руси из всех сословий именно селяне проявляли наименьшее усердие к новой вере и в первые десятилетия после официального крещения, и спустя века после него, когда имена древних богов оказались забытыми. Православные мужики дисциплинированно выстаивали службы и ходили к причастию, но не забывали уважить домового дедушку и лесного хозяина. Да и поклонение святым угодникам в «народном православии» порой принимало вполне языческие формы. Земледельцы — именно в силу их близости к природе, зависимости от неё, преклонения перед её силами, которые олицетворяли языческие боги и духи, — никак не могли выступать эталоном христианского благочестия.
Иван Дмитриевич Беля́ев (1810—1873), профессор Императорского Московского университета по кафедре русского законодательства
Вот эти возражения одновременно и отражают суть проблемы с названием, и непонимание самой проблемы. Что же нам говорит по этому поводу историческая наука? Самым авторитетным источником несомненно является книга «Крестьяне на Руси» Ивана Дмитриевича Беля́ева (1810—1873), профессора Императорского Московского университета по кафедре русского законодательства. Это был человек уникальных знаний. Ученая деятельность И.Д.Беляева началась задолго до профессорства. Поступив на службу в архивы, он, по его собственным словам, читал и зачитывался архивными документами, приходя раньше и уходя позднее всех других сослуживцев. Во время своей службы им было прочитано более 20000 юридических актов, старых книг, грамот и столбцов, писанных в разное время руками старых подьячих. Кроме того, Иван Дмитриевич более 10 лет занимался в Древнехранилище Погодина, где составлял реестр рукописей и древних монет. Благодаря многолетнему непосредственному знакомству с первоисточниками, Беляев приобрел обширные знания о фактической стороне русской истории.
Я не буду пересказывать книгу своими словами, а просто возьму из неё небольшой отрывок, как раз относящийся до нашей проблемы.
«Крестьяне в первый раз под собственным своим именем встречаются в уставной грамоте митрополита Киприана, данной в 1391 году Константиновскому монастырю. В грамоте сказано: «И Киприян митрополит так рек игумену и христианом монастырским: ходите вси по моей грамоте, игумен сироты держи и сироты игумена слушайте» (ААЭ. Т. I. № 11). А в грамоте так выражены обязанности крестьян к землевладельцу, к Константиновскому монастырю: лучшие, т.е. зажиточные из крестьян, живущих в селах Константиновского монастыря, должны наряжать монастырь и монастырский двор, по наряду пахать монастырскую землю и убирать хлеб, делать внешние и зимние езы и заколы для рыбной ловли, оплетать сады, прудить пруды, осенью ловить на монастырь бобров, на Пасху и на Петров день приносить игумену подарки, сколько кто хочет, на монастырский праздник приводить из села по яловице, молотить рожь, молоть солод и проч., а в которое село приедет игумен на братчину, то складчинники на братчине дают игуменовым конем по зобне овса».
Потом жалованная грамота Ярославского князя Федора Федоровича Толгскому монастырю, данная в 1400 году, представляет крестьян вольными людьми, могущими переходить от одного землевладельца к другому, живущими на землях монастырских и княжеских волостных, платящими дань и разные пошлины, частию землевладельцам, и подлежащими суду или княжему по общему порядку всех свободных людей, или по привилегии землевладельческому монастырскому (ААЭ. Т. I. № 15). Те же признаки крестьян и с настоящим их именем мы находим в жалованной грамоте князя Юрия Дмитриевича Звенигородского Савино-Сторожевскому монастырю, данной в 1404 году (АИ. Т. I. № 15)«. (И.Д.Беляев «Крестьяне на Руси»).
Но всё меняется во времена межкняжеских усобиц, когда русские князья в этой борьбе широко прибегают к найму себе на службу татарских войск. Я уже писал о тверских воеводах XIII века Кербете и Яведее: http://alexa-bell.livejournal.com/50612.html. Летописи и прочие документы полны сведениями о татарах на воинской службе у князей. Именно в XII-XIII веках эта практика становится массовой. Кстати, с тех ещё времён многие фамилии последующего русского дворянства ведут свою родословную. Аксаковы, Адашевы, Ахматовы, Глинские, Кочубеи, Карамзины, Урусовы, Чаадаевы, Суворовы, Апраксины, Аракчеевы, Кутузовы, Мусины-Пушкины, Тургеневы, Огарёвы, Тимирязевы. Тот же Борис Годунов. Надо ли множить примеры? Об этом как-то мало говорят, но родовитое русское дворянство в массе своей имеет татарское происхождение.
Как видим, в те давние времена служилый класс на Руси по этнической принадлежности стал преимущественно татарским. Если русские бояре имели наследственные вотчины, то что же татарские служивые? А служивым на время службы давал князь поместье с землепашцами, с поместий, а точнее, с труда русских землепашцев и кормились татары на русской службе. Вот здесь-то и произошло противопоставление помещик-татарин и землепашцы-христиане. Дальнейшее обрусение и христианизация служилых татар-помещиков уже роли не играли. Термин крестьяне-христиане закрепился навечно. Сегодня многие ломают над ним головы, ищут экзотические, например, санскритские корни, а истина, как говорили герои популярного сериала, всё время была где-то рядом.
О многообразии российских крестьян
Как то привыкли мы что в России были крестьяне-ну и были. Что о них говорить то? Ну некоторые особо продвинутые могут добавить-были крепостные крестьяне и были государственные.Вот и всё.А на самом деле крестьянство в России было очень многообразно-посмотрите краткий разбор видов крестьян на Руси начиная с 14 века
Крепостные крестьяне
Посессионные крестьяне
Помещичьи крестьяне
Однодворческие крестьяне
Временнообязанные крестьяне
Горнозаводские крестьяне
Крестьяне-дарственники
Задельные крестьяне
Владельческие крестьяне
Обязанные крестьяне делились на
Старожильцы
Новоприходцы
Тяглые крестьяне
Церковные крестьяне
Экономические крестьяне
Монастырские крестьяне
Великое Княжество Литовское
«Погожие» крестьяне
«Непогожие» крестьяне
Гетманщина
Посполитые
Подсоседки
Другие виды
Безземельные крестьяне
Затундренские крестьяне
Вольные хлебопашцы
Бобыли. Категория обедневшего зависимого населения в Русском государстве 15 – нач. 18 вв., которое не могло в полном объеме нести тягло и повинности.
Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 годом. Бобыли платили своему феодалу оброк – бобыльщину. Постепенно по юридическому положению они сближались с крестьянами. С 1631-1632 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла. По указу о подворном обложении 1679 года бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. Бездворные бобыли продолжали оставаться вне тягла. После введения подушной подати в 1724 году бобыли слились с крестьянами.
Вольные хлебопашцы. Бывшие помещичьи крестьяне в Российской империи, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками.
На основании указа императора Александра I Павловича от 20 февраля 1803 года помещики получили право освобождать отдельных крестьян и целые селения с обязательным наделением их землей. Крестьяне за это должны были платить выкуп или выполнять повинности. Широкого применения указ не получил. За время царствования Александра I в вольных хлебопашцев было превращено 47 тысяч человек мужского пола (около 0,5% от всех крепостных крестьян). В разряд вольных хлебопашцев входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически вольные хлебопашцы были близки к государственным крестьянам.
Временнообязанные крестьяне. Категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости во время реформы 1861 года, но не переведенных на выкуп.
За пользование землей временнообязанные крестьяне несли повинности (оброк, барщину, издольщину). Помещик являлся попечителем сельского общества временнообязанных крестьян, получал в нем права вотчинной полиции и мог требовать смены сельского старосты и сельской администрации. К 19 февраля 1870 года перешли на выкуп 66,6% временнообязанных крестьян. Наибольшее число временнообязанных крестьян находилось в Ставропольской, Астраханской и Курской губерниях. 28 декабря 1881 года был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян.
Городовые казаки. Служилые люди, несшие гарнизонную и сторожевую службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в 15-17 вв.
Государственные крестьяне. Сословие в России 18 – первой половине 19 века, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев.
Государственные крестьяне жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными.
В середине 19 века составляли около 45% крестьянства. В 1866 году были подчинены общей системе сельского управления, в 1886 году получили право полной собственности на землю за выкуп.
Гулящие люди. Отпущенные на свободу холопы, слуги в Русском государстве в 16 – начале 18 веков, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью господина.
Гулящие люди никому не платили никаких податей, жили преимущественно работой по найму. В 17 веке отход населения на заработки назывался: «гулять», «ходить в гуляках», «быть гулящим». Гулящие люди активно участвовали в крестьянских и городских восстаниях, правительство стремилось ликвидировать этот разряд населения. Указом Петра I от 1 июня 1722 года предписывалось записать гулящих людей в солдаты, в посады или обратить в крепостных.
Даточные люди. Категория лиц из тяглого населения в России 15-17 вв., отданных на пожизненную военную службу.
Поставка даточных людей была одной из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Даточных людей отбирали исключительно из тяглого населения, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно. В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет. Для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами. При прохождении службы они получали подмогу от общин в виде кормового и денежного жалованья.
Дворовые крестьяне. Зависимые лица в Русском государстве (челядь, холопы), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его семью.
В конце 17 – первой половине 19 века дворовые крестьяне не имели земли и жили полностью на содержании хозяев. В 1797 году вышел указ Павла I о запрещении продажи дворовых и безземельных крестьян. В 1858 году вышел указ Николая I о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые люди. К 1861 году дворовых насчитывалось менее 7% от всех крепостных. При освобождении они не получали земельный надел и оставались безземельными-удел один-идти в батраки.
Дворцовые крестьяне. Зависимые крестьяне на Руси 12-18 вв., жившие на землях княжеской или царской семьи и несшие повинности в казенную пользу.
В период образования и укрепления Русского централизованного государства (конец 15-16вв.) численность дворцовых крестьян увеличивалось. В 16 веке в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства. В 17 веке с ростом территории Русского государства росло и число дворцовых крестьян. Широкий размах раздача дворцовых крестьян дворянам приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645). В первые годы правления Петра 1 (1682-99) было роздано около 25 тысяч дворов дворцовых крестьян. Большая часть попадала в руки царских родственников и фаворитов. В 18 веке пополнение дворцовых крестьян и земель щло главным образом за счёт конфискации земель у опальных владельцев и населения вновь присоединённых земель (в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже царского) двора продовольствием.
Детеныши. Категория населения в России 16-17 вв., которая находилась в кабальной зависимости от монастырей.
В категорию детенышей входили дети, выросшие в монастыре, и наемные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни. Детеныши пахали землю монастыря. Занимались ремеслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости.
Затинщики. Служилые люди в России в 16-17 вв., входившие в состав крепостного гарнизона.
В обязанность затинщиков входила стрельба из пищалей – артиллерийских орудий небольшого калибра. Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях. Они имелись во всех русских крепостях: пять-десять человек – в небольших крепостях, несколько десятков – в крупных крепостях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы. По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди.
Затундренские крестьяне. Крестьяне – потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв. в низовьях Енисея и на других северных реках.
В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 – начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра – долганами и северными якутами.
Изорники. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв.
Изорники платили феодалу оброк (1/4, а иногда и половину урожая) и выполняли некоторые работы. Изорники могли уйти от своего хозяина лишь однажды в году – в день, который назывался Филипповым заговеньем (14 ноября), вернув при уходе ссуду сельскохозяйственным инвентарем или деньгами и уплатив ¼ урожая. Все имущество изорников при этом переходило господину.
Крестьяне-дарственники. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы.
Крестьянам-дарственникам предоставлялись наделы размером не менее ¼ высшего надела для определенной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный.
Монастырские крестьяне. Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 – до сер.18 века.
По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана (1391) монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина.
Мужи. 1.Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян.
2.Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре).
Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю.
Наймиты. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв., нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя.
Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами. При заключении договоров наймиты формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на его труд, и на личность.
Новоприходцы. Зависимые крестьяне в Русском государстве в 15-17 вв., утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести свое хозяйство.
Новоприходцами были обедневшие разорившиеся крестьяне, по какой-либо причине потерявшие свои дворы, хозяйства, земельные наделы. Они были вынуждены селиться на земле феодала, заключали с ним договор (порядную запись). В договоре оговаривалось то, что по истечении льготных лет крестьяне обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу землевладельцев, при этом они из новоприходцев становились равными по правам к крестьянам-старожильцам.
Однодворцы. Государственные крестьяне в Российской империи до 1866 года, занимавшие промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами.
Происходили в основном из бывших служилых людей «по прибору», которым не было присвоено дворянство. Владели землей по праву четвертного владения и могли ее продавать только друг другу. До 1840 года имели право владеть крепостными людьми, но фактически не пользовались этим правом, поэтому однодворцы несли те же повинности, что и их крестьяне. Однодворцы жили одним двором с крестьянами. Однодворцы платили подушную подать и четырехгривенный оброк. Данная категория была распространена на бывших приграничных землях России – Воронежской, Курской, Орловской, Тульской и других.
Пашенные солдаты. Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России.
Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах. Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках. В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей.
Половники. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. 19 вв., получавшие земельный участок и ссуду для ведения хозяйства.
Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности.
В 14-15 веках половничество (испольщина) существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке – в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке – лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян.
Посадские люди. Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод.
Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни.
Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 – первой половины 19 вв., закрепленные за частными (посессионными) мануфактурами.
Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия (мануфактуры). Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур. В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян. Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права.
Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв., набиравшиеся в порядке повинности от тяглового населения с различных категорий земель с сохи.
Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи («по конному да пешему»), в слободах – по одному человеку с десяти дворов. Посошные люди выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции (строительство укреплений, обслуживание артиллерии). В 16 веке посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ.
Посполитные крестьяне. Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв.
Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности.
Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности – подводную, постойную.
Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин – казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков.
Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. – первой половине 19 вв., вместо уплаты подати работавшие на казенных и частных заводах, фабриках.
Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права.
Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 – первой половины 19 вв.
В исторических источниках название встречается с 17 века. Значительную часть работных людей составляли крепостные крестьяне-отходники. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века – посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников.
Своеземцы. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв., занимавшие промежуточное положение между крупными помещиками и крестьянами.
В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы.
С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 – начале 17 века.
Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач.18 вв.
С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки.
Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей.
Места (должности) служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии.
Смерды. Крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14 вв.) и в некоторых других славянских странах.
Источники 11-12 веков указывают на смердов отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше и др. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно попадавшие в зависимое состояние (полностью или частично). Правовое положение отдельных групп смердов было различным. В 11-12 веках смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Но юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» (пытать на суде) смерда «без княжа слова». С начала 12 века расширилась практика передачи князем земель, населенных смердами, в руки своих приближенных. На протяжении 12-13 веков упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термин «смерды» служит для обозначения всего сельского населения той пли иной местности. В Новгородской и Псковской землях 14-15 веков смерды выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода была ограничена: им запрещался переход в другое село или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Новгородские и псковские смерды должны были исполнять повинности («дани», «работы») в пользу города.
Старожильцы. Категория крестьян на Руси 14-17 вв., которые жили на определенных земельных участках и платили государственные налоги и выполняли повинности (тягло).
В эту категорию крестьян на Руси до конца 15 века входила основная часть зависимого крестьянского населения. Старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 г.), но находились в наиболее прочной зависимости от землевладельца.
Тяглые крестьяне. Название крестьян в Русском государстве 15 – нач.18 вв., обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло).
В разряд тяглых крестьян входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со второй половины 17 века также бобыли, а с начала 18 века и холопы. С введением подушной подати (1724) тяглых крестьян стали называть податными или окладными крестьянами.
Удельные крестьяне. Категория зависимых крестьян в России в конце 18-первой половине 19 вв., образованная в 1797 году из дворцовых крестьян.
Категория появилась после принятия 5 апреля 1797 года и 2 июля 1886 года законодательных актов о правах и обязанностях лиц императорской фамилии – «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживающие на землях, которые принадлежали императорской семье.
Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Освобождены в 1863 году.
Холопы. Категория зависимого населения на Руси 10 – нач.18 вв., близкая к рабам.
До конца 15 века холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей хозяйскую землю. Часть дворовых холопов пополняла ряды княжеских слуг. На протяжении 16 века роль холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в него крепостных крестьян. С 17 века холопы стали получать в пользование землю, обзаводились хозяйством, облагались повинностями. В 1722-1724 годах все холопы, в том числе и дворовые, были обложены подушной податью, став частью крепостных крестьян.
Черносошные крестьяне. Категория сельского населения России 14-17 вв., лично свободного, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности.
Повинности черносошных крестьян были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди них были развиты промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля), ремесло, торговля. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.
Черные люди. Общее название тяглого городского и сельского населения в Русском государстве 12-17 вв., платившие все виды налогов и исполнявшие повинности в пользу государства.
В сельской местности к черным людям относились черносошные крестьяне, жившие на черных землях. По социально-экономическому положению черные люди делились на «лучших», «средних» и «молодших». По земской реформе Ивана IV городские и сельские общины черных людей получили широкое, чем раньше, выборное самоуправление с административными, финансовыми и судебными функциями что закрепилось позднее в основном на Русском Севере. Роль органов самоуправления уменьшалась в 17 веке в связи с развитием воеводского управления. Термин вышел из употребления в начале 18 века.
Чумаки. Категория населения на Украине и Юге России 16-19 вв., занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.
Категория возникла во второй половине 16 века в Приднепровье. Чумаки торговали солью, которую привозили с Черноморского побережья, из Крыма и Галиции. Позднее помимо соли они стали торговать вяленой рыбой, кустарными изделиями, лесом. Из-за угрозы нападения крымских татар чумаки ездили вооруженными обозами во главе с выборным атаманом. С середины 18 века главным объектом перевозок стал хлеб. В связи развитием железнодорожного и водного транспорта к 1870-1880-м годам чумаки прекратили свое существование.
Экономические крестьяне. Категория государственных крестьян в России во 2- пол. 18 в.- 1-й пол.19 в., образованная после секуляризации из бывших монастырских и церковных крестьян.
Категория экономических крестьян образовалась в результате передачи церковных земель под управление коллегии экономии. Вместе с церковными землями были переданы и крестьяне, которые и стали называться экономическими крестьянами. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 году с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.
Ямщики. Категория населения в России до конца 19 в. – лица, исполнявшие почтовую службу, затем государственную извозную повинность.
Ямщики появились в 16 веке. Ямщики получали от общины или правительства помощь «для дворового и лошадиного поставления» в виде денежной суммы и определенного количества овса, ржи и сена. Иногда община платила ямщикам годовое жалованье, а правительство до конца 17 века освобождало их от податей. Ямщики жили слободами, владели пашней. Ямщики также занимались перевозкой грузов.
Ясачные крестьяне (люди). Название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15-17 вв., которые платили натуральный налог – ясак.
К категории ясачных крестьян относились мужчины от 18 до 50 лет (позднее с 16 до 60 лет за исключением больных и увечных). Средством принуждения ясачных крестьян к уплате налога (ясака) была присяга. Кроме того, ясачные крестьяне должны были нести в пользу государства натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую. Ясачные крестьяне как категория людей просуществовали у народов Поволжья до 1720-х годов, когда ясак был заменен подушной податью. В Сибири согласно «Уставу об управлении инородцев» (1822) нерусское население было приравнено к русским крестьянам.