Как назывался первый русский пароход

Первый отечественный пароход начал курсировать по маршруту Санкт-Петербург-Кронштадт

Как назывался первый русский пароход. . Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАРОХОД

В 1815 году в России был построен первый пароход. Это знаменательное для отечественного судоходства событие произошло в Санкт-Петербурге на заводе Берда. Шотландец Чарльз Берд прибыл в Россию в 1786 году. Сначала он работал помощником Карла Гаскойна – тоже приглашенного специалиста в Петрозаводске на Александровском пушечно-литейном заводе. Позднее в 1792 году, вместе с тестем – еще одним шотландцем Морганом организовал товарищество. Одним из предприятий товарищества стал литейно-механический завод, названный впоследствии заводом Берда.

На тот момент монополия на производство пароходов была отдана Александром I Роберту Фултону, который был изобретателем паровой машины. Но так как в течение 3 лет Фултон не построил на реках России ни одного парохода привилегия на постройку перешла к Чарльзу Берду.

Шотландец взялся за дело всерьез, и уже в 1815 году в Санкт-Петербурге на заводе Берда был построен первый российский пароход, получивший название «Елизавета». Корабль, называемый на английский манер «пироскаф» или «стимбот» стал родоначальником российских пароходов. В качестве двигателя на «Елизавете» применили балансирную паровую машину Уатта, мощность которой составила 4 лошадиные силы, а частота вращения вала – сорок оборотов в минуту. На пароходе были установлены 6-лопастные бортовые колеса шириной 120 см и диаметром в 240 см. Длина «Елизаветы» составила 183 см, ширина 457, а осадка судна – 61 см. Паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую. Такая труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла – 7,62 м. «Елизавета» могла развивать скорость до 5,8 узлов(почти 11 км/ч).

Первый раз пароход «Елизавета» был испытан на пруду Таврического сада и показал там хорошую скорость. Впоследствии, Чарльз Берд продолжил продвигать свое изобретение. Например, он приглашал петербургских чиновников на прогулку на пароходе. Во время поездки по Неве гостей развлекали и угощали, но, кроме того, в маршрут входило посещение завода.

Первый регулярный рейс парового бота «Елизавета» из Санкт-Петербурга в Кронштадт отправился 3 ноября 1815 года. Дорога туда заняла 3 часа 15 минут, обратно из-за плохой погоды – чуть более 5 часов. На борту находилось тринадцать пассажиров. В дальнейшем «Елизавета» стала регулярно ходить по Неве и Финскому заливу, а с легкой руки П.И. Рикорда английское название «стимбот» сменилось на русское «пароход». Рикорд одним из первых составил подробное описание первого российского парохода «Елизавета». Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Новые пароходы перевозили и грузы, и пассажиров.

Началом применения паровых двигателей «на воде» был 1707 год, когда французский физик Дени Папен сконструировалпервую лодку с паровым двигателем и гребными колесами. Предположительно после успешного испытания ее сломали лодочники, испугавшиеся конкуренции. Через 30 лет англичанин Джонатан Халлс изобрел паровой буксир. Э ксперимент закончился неудачно: двигатель оказался тяжелым и буксир затонул.

В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас». Широкое использование паровых машин на судах началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт»,построенного американцем Робертом Фултоном. С 1790-х годов Фултон занялся проблемой использования пара для приведения в движение кораблей. В 1809 году Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Газеты писали, что многие лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона», изрыгающее огонь и дым, двигалось по Гудзону против ветра и течения.

Уже через десять-пятнадцать лет после изобретения Р. Фултона пароходы серьезно потеснили парусные суда. В 1813 г. в Питтсбурге в США заработали два завода по производству паровых двигателей. Через год к Нью-Орлеанскому порту было приписано 20 пароходов, а в 1835 г. на Mиссисипи и ее притоках работало уже 1200 пароходов.

К 1815 г. в Англии на р. Клайд (Глазго) работало уже 10 пароходов и семь или восемь на р. Темзе. В том же году был построен первый морской пароход «Argyle», который выполнил переход из Глазго в Лондон. В 1816 г. пароход «Majestic» выполнил первые рейсы Брайтон–Гавр и Дувр–Кале, после чего начинали открываться регулярные морские паровые линии между Великобитанией, Ирландией, Францией и Голландией.

В 1813 г. Фултон обратился к русскому правительству с просьбой предоставить ему привилегию на постройку изобретенного им парохода и употребление его на реках Российской империи. Однако в России пароходов Фултон не создал. В 1815 г. он скончался, а в 1816 г. выданная ему привилегия была аннулирована.

Начало 19 века и в России отмечается строительством первых судов с паровыми машинами. В 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом был построен первый колесный пароход «Елизавета». На деревянную «тихвинку» была установлена изготовленная на заводе паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса. Машина делала 40 оборотов в минуту. После успешных испытаний на Неве и перехода из Петербурга в Кронштадт пароход совершал рейсы на линии Петербург–Кронштадт. Этот путь пароход проходил за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч.

Началось строительство пароходов и на других реках России. Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г. Его построил Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод В. А. Всеволожского. Имея мощность 24 л. с., пароход совершил несколько опытных рейсов по Каме. К 20-м годам 19 века в Черноморском бассейне был всего лишь один пароход – «Везувий», не считая примитивного парохода «Пчелка» мощностью 25 л.с., построенного киевскими крепостными крестьянами, который через два года был проведен через пороги в Херсон, откуда и совершал рейсы до Николаева.

НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Несмотря на все неблагоприятные условия, задерживающие возможность осуществления и распространения русских изобретений, труды русских новаторов еще в XVIII в. в области строительства паровых машин и металлургии способствовали введению в России парового и железного кораблестроения. Уже в 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом совершал рейсы первый русский пароход «Елизавета», машина; которого мощностью 16 л. с. была изготовлена в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. на Урале строились первые волжско-камские пароходы и машины к ним. На Ижорском адмиралтейском заводе в 1817 г. был построен пароход «Скорый» длиною 18 м с машиной мощностью 30 л. с. и в 1825 г. пароход «Проворный» с машиной мощностью 80 л. с. На Черном море первыми пароходами были «Везувий» (1820 г.) и 14-пушечный пароход «Метеор» (1825 г.).

На опыте строительства малых пароходов, служивших для портовых нужд и перевозки грузов, в 1832 г. был построен военный пароход «Геркулес». На нем была установлена первая в мире усовершенствованная пароходная машина без балансира, построенная русскими техниками-новаторами. Такие машины появились в Англии только в конце тридцатых годов XIX в. В 1836 г. был построен первый колесный 28-пушечный пароходо-фрегат «Богатырь» водоизмещением 1340 т, с машиной мощностью 240 л. с.,изготовленный на Ижорском заводе.

Источник

Впервые в России. Первый пароход – «Елизавета».

Первый пароход – «Елизавета».

Как назывался первый русский пароход. 471. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-471. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 471

Пароходы. Именно они открыли новую страницу в историю российского водного транспорта. Каким же был первый пароход, какое название он носил, в каком году был спущен на воду?

Первый российский пароход носил имя императрицы и назывался «Елизавета».

Построено судно было на литейно-механическом заводе Берда.

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. В 1792 году он получил право на строительство в Петербурге завода. Именно на нём свершилась настоящая техническая революция в гражданском судостроении. В качестве двигателя на пароходе применили паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

«Елизавета», на борту которой было тринадцать пассажиров, развила скорость в пять узлов и благополучно завершила рейс за 3 часа 20 минут.

Пароход «Елизавета» совершал рейс о Санкт-Петербурга до Кронштадта один раз в день.

Берг продолжать совершенствовать судно, и уже в 1816 год убыл спущен на воду второй пароход уже с мощностью 16 лошадиных сил.

Через 5 лет на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12. К 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Так парусники постепенно были вытеснены пароходами.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. За заслуги перед Россией Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени.

Интересен следующий факт. В России имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос «Как дела?» петербуржцы отвечали: «Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже».

Пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

null История первого парохода в России

В этом году мы отмечаем 200 лет с того момента, как был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Он был построен шотландским механиком, обер-бергмейстером 7-го класса Чарльзом Бердом в С.-Петербурге на собственном заводе. Располагавшееся на Матисовом острове, предприятие было основано в 1792 г. шотландцем инструментальным мастером Ф.Морганом, а через несколько лет перешло к его зятю, Ч.Берду.

«Елизавета» совершила свой первый рейс 3 ноября 1815 г. из столицы в Кронштадт. Судно было деревянным, длиной в 7 сажен и шириной в 3 сажени. Металлическая труба диаметром около 30 см и высотой 7,6 м служила при попутном ветре вместо мачты для постановки парусов. Поперек «Елизаветы» были приделаны коленчатые валы с маховым колесом, которое приводило в движение два гребных колеса с лопастями. Колеса были защищены от ударов и бури боковыми палубами. Первый пароход имел мощность 16 л.с. Развивая максимальную скорость до 10,7 км в час, он иногда уступал сопровождавшему ему гребному катеру. Тем не менее, «Елизавета» могла вести за собой от одного до трех судов с максимальной нагрузкой более 20 тыс. пудов.

В документах ЦГИА СПб сохранился ряд материалов о тех далеких событиях. Так, в личном фонде коллекционера А.А.Савельева сохранился рисунок парохода «Елизавета» (Ф. 2188. Оп. 1. Д. 84. Л. 46), а в фонде Общества франко-русских заводов – купчая крепость Ч.Берда на покупку предприятия Ф.Моргана (Ф. 1440. Оп. 8. Д. 1. Л. 22–24).

Как назывался первый русский пароход. 04%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-04%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 04%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4

Как назывался первый русский пароход. 22. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-22. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 22 Как назывался первый русский пароход. 022%D0%BE%D0%B1 023. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-022%D0%BE%D0%B1 023. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 022%D0%BE%D0%B1 023 Как назывался первый русский пароход. 023%D0%BE%D0%B1 024. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-023%D0%BE%D0%B1 024. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 023%D0%BE%D0%B1 024

В фонде Правления Петроградского округа путей сообщения за 1817 г. сохранилось дело о предоставлении Ч.Берду привилегии на постройку паровых машин в России в течение 10 лет. Среди документов дела имеется копия указа Правительствующего Сената от 30 октября 1817 г. о получении Ч.Бердом монопольного права на строительство и эксплуатацию парового флота в России (Ф. 921. Оп. 91. Д. 1190. Л. 5–6).

Как назывался первый русский пароход. 005. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-005. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 005 Как назывался первый русский пароход. 005%D0%BE%D0%B1 006. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-005%D0%BE%D0%B1 006. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 005%D0%BE%D0%B1 006

Также в деле содержится описание парового судна Ч. Берда и выданный им патент на имя нижегородского купца 1-й гильдии М.И.Калашникова на постройку парохода (Ф. 921. Оп. 91. Д. 1190. Л. 19–20). Так шотландский предприниматель стал пионером в области парового отечественного судостроения, а его предприятие – основой знаменитого Франко-русского завода.

Как назывался первый русский пароход. 019. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-019. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 019 Как назывался первый русский пароход. 020. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-020. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 020

Заметку подготовил гл. архивист ЦГИА СПб Румянцев А.Г.

Источник

Первый русский военный пароход

Как назывался первый русский пароход. AGLUUswJ7bXVy7oW2mApEXlVjC8tttotefKfmJCr. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-AGLUUswJ7bXVy7oW2mApEXlVjC8tttotefKfmJCr. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка AGLUUswJ7bXVy7oW2mApEXlVjC8tttotefKfmJCr

Говоря о первом русском военном пароходе, необходимо напомнить, что первый российский пароход был спущен на воду в 1815 году. И первопроходцем в этом новом деле стал Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843 гг.) русский инженер шотландского происхождения. Первоначально он организовал завод, который изготавливал оборудование для сахарных заводов и паровые машины. Именно на заводе Берда и был изготовлен первый корабль с паровым двигателем, который так и был назван «пароход Берда».

Для того чтобы начать изготовление пароходов, надо было получить государственную привилегию, а вот с ней возникли проблемы. Дело в том, что первоначально в 1813 году эту привилегию Александр I выдал американскому изобретателю Роберту Фултону. В Америке он смог построить пароход, а в России за три года не смог сделать ничего. В результате контракт достался Берду. В то время все пароходы называли на английский манер стимботами или пироскафами. И вот в 1815 году на воду был спущен пироскаф «Елизавета».

Как назывался первый русский пароход. 723fe12f9c9b4fd9562aa472dbc77d7794c322f9. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-723fe12f9c9b4fd9562aa472dbc77d7794c322f9. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 723fe12f9c9b4fd9562aa472dbc77d7794c322f9

На испытаниях корабль показал себя с лучшей стороны. Семь футов под килем паровому флоту были обеспечены. А завод Берда в дальнейшем вошёл в состав «Адмиралтейских верфей». Первый рейс «Елизавета» совершила 3 ноября 1815 года между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Скорость парохода составила 9,3 км/ч. А новому слову «пароход» мы обязаны русскому адмиралу, путешественнику, учёному и дипломату Петру Ивановичу Рекорду. С 1817 года с введением в строй других пароходов было налажено регулярное сообщение между Петербургом и Ревелем, следом – и другими портами.

Новый флот России

Первый паровой корабль получил Балтийский флот, а ещё через два года – Черноморский флот. Корабли эти были не боевые, а вспомогательные, правда, с паровыми машинами и гребными колёсами. Задачи перед ними ставились простые: грузоперевозки и буксировка парусных судов военного флота.

Как назывался первый русский пароход. 2e759caf50b87eefebd68f4bdb825f3f116c06f6. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-2e759caf50b87eefebd68f4bdb825f3f116c06f6. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 2e759caf50b87eefebd68f4bdb825f3f116c06f6

У истоков создания парового военного флота на Чёрном море стоял вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг. Это был опытный моряк, совершивший неоднократно дальние плавания и принимавший участие в боевых действиях. Адмирал Грейг поручил строительство боевого корабля одному из самых опытных корабелов полковнику Илье Степановичу Разумову. Илья Степанович обладал богатым судостроительным опытом, полученным на верфях Петербурга, в Англии и Голландии.

Как назывался первый русский пароход. 5a3df4f6e1376867c87b5f1be431fa3f2dcc12d4. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-5a3df4f6e1376867c87b5f1be431fa3f2dcc12d4. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 5a3df4f6e1376867c87b5f1be431fa3f2dcc12d4
Портрет адмирала А.С. Грейга

Боевое крещение

Пароход получил название «Метеор» и уже через два года принял участие в боевых действиях. В 1828 году началась очередная Русско-турецкая война. Перед кораблями Черноморского флота была поставлена задача захвата турецких крепостей на побережье Кавказа. Основной крепостью турок на побережье была Анапа. В апреле 1828 года к крепости подошли семь линейных кораблей и четыре фрегата русского флота. Было большое количество и вспомогательных кораблей.

На этом участие «Метеора» в боевых действиях не закончилось. На следующий год он участвовал в штурме турецких крепостей в Болгарии, в том числе и Варны. В 1828 году произошла капитуляция Варны, и русский император Николай I возвращался в Одессу на линейном корабле «Императрица Мария», а сопровождал его для непредвиденных обстоятельств пароход «Метеор».

Как назывался первый русский пароход. d8f926c31d6176fdf173931239f5ec9b72ca9354. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-d8f926c31d6176fdf173931239f5ec9b72ca9354. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка d8f926c31d6176fdf173931239f5ec9b72ca9354
Машинно-котельное отделение парохода «Метеор», продольный разрез

Так пароход «Метеор» с успехом вписал первую страницу в военную историю парового флота в России.

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Как назывался первый русский пароход. header. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-header. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка header

Первый пароход Российской империи

Как назывался первый русский пароход. %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Первый русский пароход

В 2015 г. исполняется 200 лет первому созданному в России пароходу.

Первый рейс первого русского парохода состоялся 3 ноября 1815 г. Но у этого события была длинная предыстория.

Парохо́дом называется судно, оснащённое поршневой паровой машиной в качестве двигателя. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов использовался уголь, позже – нефтепродукты (мазут). В настоящее время пароходы не строятся, но некоторые ещё находятся в эксплуатации. Например, в России старейшее пассажирское судно пароход «Н. В. Гоголь», созданное в 1911 г., находилось в эксплуатации до 2014 г. Сейчас этот пароход находится в городе Северодвинске Архангельской области.

Как назывался первый русский пароход. %D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BB%D0%B5%D0%B2. %D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%82. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BB%D0%B5%D0%B2. %D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%82. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка %D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BB%D0%B5%D0%B2. %D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%82

Предыстория

Ещё в I в. н.э. Герон Александрийский предлагал использовать энергию пара для придания телу движения. Он описал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину – «эолипил». В XVI-XVII вв. были созданы устройства, совершавшие полезную работу за счёт действия пара. В 1680 г. французский изобретатель Дени Папен сообщил об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»). Это изобретение приблизило создание паровой машины, но саму машину он не построил.

В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.

Первое достоверное испытание парохода произошло 15 июля 1783 г. во Франции. Маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал свой «Пироскаф» – судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, которая вращала два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация произошла на реке Сона, судно прошло около 365 м за 15 мин. (0,8 узла), после чего двигатель сломался.

Как назывался первый русский пароход. DAbbansSteamshipModel. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-DAbbansSteamshipModel. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка DAbbansSteamshipModel

Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 г.

Название «пироскаф» во Франции и некоторых других странах долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Так же назывался пароход и в России. Во Франции этот термин сохранился до сих пор.

В 1787 г. американский изобретатель Джеймс Рамсей создал и продемонстрировал лодку, приводимую в движение водомётным движителем, использовавшим энергию пара. В этом же году Джон Фитч на реке Делавэр продемонстрировал своё первое паровое судно «Perseverance» («Настойчивость»). Движение этого судна осуществлялось двумя рядами вёсел, которые работали от паровой машины. А в 1790 г. Фитч и Фойгт построили 18-метровую паровую лодку с оригинальным движителем в виде вёсел, которые повторяли гребные движения ног утки. Лодка в течение лета 1790 г. курсировала между Филадельфией и Берлингтоном, перевозя до 30 пассажиров.

Как назывался первый русский пароход. Appletons Fitch John Boat. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-Appletons Fitch John Boat. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка Appletons Fitch John Boat

Пароход Фитча 1790 г.

Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).

Устройство парохода

У пароходов гребной винт устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт приводится в основном через редуктор или через электрическую передачу.

Как назывался первый русский пароход. 1024px TWAMWIR first group dl 110. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-1024px TWAMWIR first group dl 110. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 1024px TWAMWIR first group dl 110

Опытное судно Чарлза Парсонса «Турбиния» (в музее)

В 1894 г. Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от паровой турбины. Испытания были успешными: судно развило рекордную скорость в 60 км/ч. С тех пор паровые турбины стали устанавливаться на многих быстроходных судах.

Самые известные пароходы в истории

Как назывался первый русский пароход. RMS Amazon. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-RMS Amazon. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка RMS Amazon

Крупнейшим деревянным пароходом всех времён была «Амазонка» (Англия), созданная в 1851 г. Длина её корпуса составляла 91 м. Судно погибло при пожаре в 1852 г.

Как назывался первый русский пароход. TitanicBow. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-TitanicBow. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка TitanicBow

14 апреля 1912 г. «Титаник», являвшийся крупнейшим в мире пассажирским пароходом того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.

Как назывался первый русский пароход. 1280px Skibladner1. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-1280px Skibladner1. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка 1280px Skibladner1

Самым старым в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 г. Он ходит по озеру Мьёса.

Пароходы в России

Первый пароход в России был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843) – русский инженер и бизнесмен шотландского происхождения, первый строитель пароходов на Неве.

Как назывался первый русский пароход. %D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка %D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0

Мемориальная доска, установленная на заводе Берда

Он родился в Шотландии и приехал в Россию в 1786 г. Был энергичным и образованным инженером. Сумел организовать завод, который со временем превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий. На нём изготавливали печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. На этом заводе и был сооружён первый в России пароход, получивший название «пароход Берда». Со временем завод вошёл в состав «Адмиралтейских верфей».

Привилегию на постройку пароходов Берд получил с большим трудом. Сначала она была предоставлена императором Александром I в 1813 г. американскому изобретателю паровой машины Роберту Фултону. Но он не выполнил основного условия договора – в течение 3 лет не ввёл в строй ни одного судна. Этот контракт и достался Берду.

В те годы пароходы называли на английский манер «стимбот» или «пироскаф». Так вот первый русский пироскаф «Елизавета» был построен в 1815 г. на заводе Чарльза Берда и спущен на воду при большом стечении народа и в присутствии членов царской семьи в пруду Таврического дворца. Корабль продемонстрировал хорошие ходовые качества.

Как выглядел первый русский пароход?

Как назывался первый русский пароход. %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4

Первый русский пароход «Елизавета»

Пароход имел длину 18,3 м, ширину 4,57 м и осадку 0,61 м. В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 4 л. с. и частотой вращения вала 40 об./мин. Машина приводила в действие бортовые колёса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по шесть лопастей. Однотопочный паровой котёл отапливался дровами.

Над палубой судна возвышалась кирпичная дымовая труба, которую последствии заменили на металлическую высотой 7,62 м. Труба могла нести на себе парус при попутном ветре. Скорость парохода 10,7 км/час (5,8 узла).

Первый регулярный рейс «Елизаветы» состоялся 3 ноября 1815 г. по маршруту Санкт-Петербург – Кронштадт. В пути пароход провёл 3 часа 15 минут, средняя скорость составила 9,3 км/час. Обратный рейс из-за ухудшения погоды занял 5 часов 22 минуты.

Как назывался первый русский пароход. Petr Rikord. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-Petr Rikord. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка Petr Rikord

А вот впервые назвал паровое судно «пароходом» в 1815 г. Пётр Иванович Рикорд (1776-1855) – российский адмирал, путешественник, учёный, дипломат, писатель, кораблестроитель, государственный и общественный деятель. Он же и описал подробно этот первый рейс и само судно в журнале 1815 г.

Ещё немного о Чарльзе Берде и пароходах в Российской империи

Пароходы Берда занимались пассажирскими и грузовыми перевозками. Использование пароходов было намного удобнее и быстрее, чем парусных судов, поэтому почти все перевозки оказались в руках Берда. В 1816 г. был спущен на воду второй пароход улучшенной конструкции с машинной мощностью 16 л. с. С 1817 г. регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день.

Берд наладил пароходное сообщение между Петербургом и Ревелем, Ригой и другими городами. Он владел речным пароходостроением по всей России, имел право на монопольное строительство судов для Волги – частные лица без разрешения Берда не могли строить свои пароходы. Устроителем первого на Волге парохода был Все́волод Андре́евич Все́воложский (1769-1836) – астраханский вице-губернатор, действительный камергер, отставной гвардии ротмистр, статский советник.

Как назывался первый русский пароход. VsevolozhskiyDawe. Как назывался первый русский пароход фото. Как назывался первый русский пароход-VsevolozhskiyDawe. картинка Как назывался первый русский пароход. картинка VsevolozhskiyDawe

Д. Доу «Портрет В.А. Всеволожского» (1820-е годы)

Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду до 1843 г.: только этот завод занимался строительством и эксплуатацией паровых судов в России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *