Как назывался первый русский спектакль

Первый русский театр

Русский театр начинался в селе Преображенское на берегу реки Яуза. Случилось это в 1672 году при царе Алексее Михайловиче Романове. Именно тогда был основан первый русский профессиональный театр, или как его тогда называли, «Комедийная хоромина». Первая, поставленная в нём пьеса, называлась «Артаксерксово действо».

До этого в Московском государстве не знали, что такое настоящий театр. Нет, представления, в том числе скоромошьи, были. Но сами уличные актёры были объявлены вне закона, а их выступления и вовсе приравнивали к воровству и в глазах многих считались богоухульством.

В середине XVII столетия русский посол Лихачёв во время своего пребывания во Флоренции впервые увидел профессиональное театральное представление и остался от него в восторге.

Ему настолько понравились перемена декораций и игра актёров на сцене, что по возвращении он сразу предложил царю Алексею Михайловичу организовать театр. Разговор происходил в доме боярина Артамона Матвеева. Так что можно сказать, именно он стоял у истоков создания русского театра. Хотя все почему-то утверждают, что сделал это сам царь, желая развлечь молодую жену Наталью Кирилловну…

Приказ государя
Так или иначе, но по приказу государя Артамон Матвеев кинулся выполнять самое необычное задание — от него требовали организовать первое театральное представление на московской земле. Причём боярин должен был не просто организовать постановку, а сделать её такой, чтобы не провалить задание в глазах иностранных послов, уже видавших европейские спектакли.

Заранее было объявлено, что представление будет даваться публично в честь рождения наследника престола, цесаревича Петра. Показ должен был основываться на библейском сюжете. Матвеев рьяно взялся за дело. Не дожидаясь приезда актёров из-за рубежа, он обратился к обитателям московский Немецкой слободы. Драматургом стал пастор Иоганн Готфрид Грегори.

За основу первой пьесы был взят фрагмент библейской Книги Эсфири, написанной по-немецки, на русский язык Грегори переводил его, сверяясь с русским вариантом Писания. Постановка по библейским мотивам не встретила возражений даже у патриарха.

Подготовка к спектаклю
Текст писался стремительно: 4 июня 1672 года поступил заказ, а на 17 октября уже назначили премьеру.

Первый театральный продюсер, как мы сегодня назвали бы его, боярин Артамон Матвеев, остался очень доволен. Текст понравился и Алексею Михайловичу. Для первого русского театра было возведено отдельное здание. Считается, что оно находилось на площади Журавлёва (ныне — район Преображенское), приблизительно на том самом месте, где сейчас находится Дворец на Яузе.

Музыканты боярина стали первыми участниками театрального оркестра. В труппу вошли иноземцы, знающие русский язык, этнических русских среди актёров было очень мало. Женские роли играли мужчины. В роли Эсфири выступил юный родственник Грегори Лаврентий Блюментрост.

Интересный факт: Матвеев подошёл к строительству театра как к военной операции. В строительстве были задействованы лотники-стрельцы, а реквизитором назначен сотник.

Премьера
17 октября, можно смело утверждать, родился русский театр. Именно в этот день состоялась долгожданная премьера пьесы «Артаксерксово действо».

В театре присутствовали царская чета и свита. Для Алексея Михайловича и Натальи приготовили кресла, прочие сидели на скамьях. Спектакль шёл в общей сложности десять часов, причём актёры не только декламировали заученный текст, но вовсю импровизировали, сходу создавались даже новые сцены.

Публика была в восторге, по окончании действа царь Алексей получил переплетённый в сафьян экземпляр пьесы. Он щедро одарил всех, кто оказался причастным к этой постановке.

Интересный факт: после спектакля все зрители отправились в баню смывать грехи… Хотя есть и другой вариант трактовки завершения спектакля в банных заведениях — возможно, все десять часов бояре стояли на ногах и, естественно, сильно устали.

Судьба пьесы
Долгое время оригинал пьесы «Артаксерксово действо» считался утерянным. Отыскался он лишь в середине ХХ века в Вологде. Считается, что рукопись попала туда вместе с опальным и ссыльным Артамоном Матвеевым во времена правления царевны Софьи.

А другой экземпляр пьесы нашёлся во французском Лионе. Эта книга лишена одного действия из двух, зато написана на двух языках — немецком и русском. Полагают, что в Лионскую библиотеку она попала благодаря одному иезуиту, который купил её у Лаврентия Рингубера, друга пастора Грегори.

В 1957 году полный текст пьесы был издан в издательстве Академии наук СССР, а в 2000 году её даже поставили на сцене Театра Моссовета.

Источник

Как назывался первый русский спектакль

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Источник

Как назывался первый русский спектакль, который длился 10 часов?

В основе пьесы – тот самый библейский пуримский сюжет, по случаю которого евреи всего мира сегодня закусывают «ушами Амана» и пьют столько, что под вечер «не отличают проклят Аман или благословен Мордехай».

Аннотация: В 355 году до н.э. Аман, сановник Артаксеркса добился принятия указа об истреблении всех евреев в империи. Однако благодаря стараниям Мордехая и его племянницы Эстер, ставшей женой царя, планы были сорваны, и в день предполагаемого убийства евреев был повешен сам Аман. Это праздник карнавала и веселых застолий, щедрости и помощи бедным.

Выбор сюжетной основы для пьесы неслучаен, ибо история Эсфирь напоминала обстоятельства избрания Натальи Нарышкиной (мать Петра I) в жены Алексею Михайловичу («смотр невест»).

Место исполнения – Комедийная хоромина – первое театральное здание в России, построенное в 1672 в селе Преображенском под Москвой (ныне в Москве). В 1676 после смерти Алексея Михайловича «хоромина» была закрыта как «богопротивная».

Режиссер и автор – Иоганн (Яган) Готфрид Грегори – лютеранский пастор, а затем и режиссер придворного театра царя Алексея Михайловича. Грегори устроил школу для детей православного и лютеранского исповеданий, а при ней домашний театр для постановки пьес духовного содержания. Слух о ней дошел до царя, повелевшего «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь, и для того действа устроить хоромину вновь». Помогал в постановке Юрий Гивнер (Гибнер, он же Георг Хюфнер) переводчик Посольского приказа, позднее ставший режиссером.

Исполнители – «московские природные иноземцы», родившиеся в Москве (из Немецкой слободы) и несколько приглашенных иностранцев. С 1673 в театральную школу при Комедийной хоромине стали набирать и русских актеров в т.ч. из подьячих. Второй постановкой стала «Олофернова комедия», или «Иудифь» и другие библейские сюжеты…

Женские роли исполняли мужчины.

Стихотворный текст был написан на немецком.

Время от времени эпизоды переводил толмач.

Длился спектакль, как верно Вами замечено, 10 часов.

Источник

«Переполняет чувство гордости»: как в России зарождалось театральное искусство и появился первый театр

Как назывался первый русский спектакль. detail 1be398ebf9d3de07033a0719b112190a. Как назывался первый русский спектакль фото. Как назывался первый русский спектакль-detail 1be398ebf9d3de07033a0719b112190a. картинка Как назывался первый русский спектакль. картинка detail 1be398ebf9d3de07033a0719b112190a

Представление «Юдифи» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 года в присутствии царя Алексея Михайловича

Как назывался первый русский спектакль. preview a5fdc58fb139110a48e6549d1046d4d7. Как назывался первый русский спектакль фото. Как назывался первый русский спектакль-preview a5fdc58fb139110a48e6549d1046d4d7. картинка Как назывался первый русский спектакль. картинка preview a5fdc58fb139110a48e6549d1046d4d7

Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio

Слово «театр» не сразу пришло в словарь русского языка. Сначала было слово «позорище». Нет, ничего смешного в этом нет: если вспомнить общеславянский корень «зор» — зоркий, взор. То есть позорище — это то, на что смотрят. На сербском это так до сих пор и называется.

Как и во всем мире, в России театр «низов» и «верхов» развивался параллельно. Народ смеялся над ярмарочными представлениями зачастую пошловатого Петрушки, в то время как аристократия смотрела мистерии о святых и грешниках. В общем, так было по сути по всей Европе.

При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.

В 1672 году Алексей Михайлович приказал полковнику фон Стадену «приговаривать» в Курляндии (то есть в Прибалтике) в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». Пока Стаден ездил по этому поручению, родился Петр Алексеевич — будущий царь Петр I.

Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.

Петр Первый построил через полвека на Красной площади в Москве «Комедиальную храмину», где антрепренер Яган Куншт (опять-таки немец) организовал первую в России антрепризу — на сцене «храмины» играли итальянские, французские и немецкие труппы. Кунштом была организована русская драматическая труппа, которая в 1704 году сыграла первый спектакль на русском языке, но по-прежнему это представление носило больше ярмарочный характер, а спектаклем считались показы иностранных трупп. Однако все это были только придворные спектакли, не общедоступные.

Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.

Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.

Как назывался первый русский спектакль. preview 47f6b8e130693e5b4193384125c29a9d. Как назывался первый русский спектакль фото. Как назывался первый русский спектакль-preview 47f6b8e130693e5b4193384125c29a9d. картинка Как назывался первый русский спектакль. картинка preview 47f6b8e130693e5b4193384125c29a9d

Фото: Public Domain / Wikimedia

Елизавета Петровна, императрица культурная и образованная, узнав про эти показы, «указать соизволили: ярославских купцов Федора Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги».

Актеры приезжают. Их определяют в Шляхетский корпус «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». Только после четырех лет подобного образования уже ставшие профессиональными актеры стали первым составом Русского для представления трагедий и комедий театра. Теперь он называется Александринский. Будете в Петербурге — обязательно сходите. Здание, разумеется, не то. Но это тот самый Императорский русский театр.

Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник

Пурим как первый русский спектакль

Аннотация: В 355 году до н.э. Аман, сановник Артаксеркса добился принятия указа об истреблении всех евреев в империи. Однако благодаря стараниям Мордехая и его племянницы Эстер, ставшей женой царя, планы были сорваны, и в день предполагаемого убийства евреев был повешен сам Аман. Это праздник карнавала и веселых застолий, щедрости и помощи бедным. Выбор сюжетной основы для пьесы неслучаен, ибо история Эсфирь напоминала обстоятельства избрания Натальи Нарышкиной (мать Петра I) в жены Алексею Михайловичу («смотр невест»).

Место исполнения – Комедийная хоромина – первое театральное здание в России, построенное в 1672 в селе Преображенском под Москвой (ныне в Москве). В 1676 после смерти Алексея Михайловича «хоромина» была закрыта как «богопротивная».

Режиссер и автор – Иоганн (Яган) Готфрид Грегори – лютеранский пастор, а затем и режиссер придворного театра царя Алексея Михайловича. Грегори устроил школу для детей православного и лютеранского исповеданий, а при ней домашний театр для постановки пьес духовного содержания. Слух о ней дошел до царя, повелевшего «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь, и для того действа устроить хоромину вновь». Помогал в постановке Юрий Гивнер (Гибнер, он же Георг Хюфнер) переводчик Посольского приказа, позднее ставший режиссером.

Исполнители – «московские природные иноземцы», родившиеся в Москве (из Немецкой слободы) и несколько приглашенных иностранцев. С 1673 в театральную школу при Комедийной хоромине стали набирать и русских актеров в т.ч. из подьячих. Второй постановкой стала «Олофернова комедия», или «Иудифь» и другие библейские сюжеты… Женские роли исполняли мужчины. Стихотворный текст был написан на немецком. Время от времени эпизоды переводил толмач. Длился спектакль 10 часов. Без антракта. Успех был громким!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *