Как назывался старинный церковный напев

Храмовое пение

Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы­сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол­не­ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер­ковные мело­дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи­тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино­последований склады­ваются и развиваются различные стили распева­ния текстов, и церковная музы­ка ста­новится одной из главных составляю­щих христианского богослу­жеб­­но­го обря­да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при­дер­жи­­ваю­щих­ся византийской богослужеб­ной тради­ции, формировались свое­об­раз­ные на­прав­ления в области церковной музы­ки. Это происходило и под влия­­нием пре­образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте­ти­че­ских представле­ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля­дов и подходов музы­ка, «озвучивание» гимногра­фи­ческих текстов, является неиз­менной частью единого целого — церков­ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд­рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. Разнежи­вающие звуки музыки хромати­ческой посему мы предоставим людям, устраи­вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. © Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). © Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений.

«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). © Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого­слу­­жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос­ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со­стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре­менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара­ктер­но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор­дов, а, слов­но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав­нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. © «Сирин»

Партесный концерт

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При­чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ­цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози­торов XVII века.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. © «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт)Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. © Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII–XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц­ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри­мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей­шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская»Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). © Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради­цион­ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан­ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива­новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по­след­ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода­льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше­ствен­ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме­няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо­низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й)Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. © ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер­вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу­рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод­ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур­гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев­ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков­ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави­ло, гармони­за­ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен­ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор­ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро­стра­няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст­вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу­же­нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно­пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя­нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол­ня­емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

Источник

Как назывался старинный церковный напев

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение] – основная певческая традиция Древней Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. (Православная энциклопедия).

Знаменный распев – исконная форма русского богослужебного пения, величайшее достояние нашей культуры.

Само название знаменный распев происходит от формы записи – «знаменами» т.е. особыми знаками. Такая нотация называется знаменная или крюковая (от названия наиболее употребительных знаков – крюков).

Как назывался старинный церковный напев. Clip 3 1. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 3 1. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 3 1

Древнее русское слово «распев» ( от глагола «распеть») означает распределение и обработку мелодического материала (мелодических формул: попевок, лиц, фит) по данному, распеваемому тексту.

Однако процесс древнерусского церковного песнотворчества – это не музыкальная обработка в современном понимании, и даже не переложение текста на музыку, а нечто более сложное, требующее не столько музыкального мастерства, сколько благодатного озарения Свыше. Знаменный распев не возник стихийно и не имеет автора в современном смысле; он развивался незаметно, подобно растению. (Прот. Борис Николаев)

В течение многих веков трудами в основном безымянных музыкантов-распевщиков создавался «монументальнейший свод мелодических сокровищ», годовой цикл богослужебного русского знаменного пения. (Б.П. Кутузов)

Становление и развитие Древнерусского богослужебного пения

Русь приняла от Восточной Византийской Церкви Православие, а вместе с ним и богослужение. Знаменное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики. Это подтверждается сходством певческих знаков, общностью мелодических оборотов старого византийского и русского знаменного пения.

«Русь — полноправная наследница Византии не только в преемстве веры, но и в церковных обычаях и установлениях. Церковная письменность, иконопись, архитектура, пение — несут на себе отпечаток этого родства, свидетельство своего благородного происхождения». ( Иером. Павел Коротких)

Нотированные рукописи ранней эпохи свидетельствуют о сходстве многих мелодических оборотов с византийскими прототипами.

Однако уже в древнейших нотированных списках заметны признаки переработки византийского мелоса и форм записи напевов. Древнерусские рукописи имеют очевидные отличия от византийских аналогов.

Как замечают исследователи древнерусского церковного пения, сопоставляя греческий и славянский варианты одного и того же песнопения, произошла адаптация византийского пения на русской почве, а не его славянское копирование. Проще говоря, знаменная мелодия – это русская переработка греческого осмогласия.

Мелодия, являясь вторым средством общения, так же как и язык (первое средство общения), имеет свои национальные особенности.

По мере усвоения духа, характера и музыкальной техники греческого песнотворчества среди русских появляются и свои собственные «мастера пения». Постепенно мелодический язык был адаптирован к особенностям русского музыкального мышления.

Текст богослужения перевели свв. Кирилл и Мефодий, а мелодию постепенно перевела православная Русь. Перевод этот продолжался несколько столетий, так как это был новый самобытный «богослужебно-музыкальный» язык – знаменный распев. (Прот. Борис Николаев)

Знаменный распев есть совокупность мелодий православного византийского (греко-сирийского) церковного осмогласия, разработанных и усовершенствованных в духе русского Православия богопросвещенными песнотворцами и знаменотворцами Русской Православной Церкви и записанных посредством русской знаменной (безлинейной) нотации, ими же разработанной и усовершенствованной. (Прот. Борис Николаев)

Как назывался старинный церковный напев. Clip 4 2. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 4 2. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 4 2

Особенности знаменного распева

Знаменный распев — огромное достояние отечественной культуры. Он представляет собой особый пласт музыкального искусства, который вобрал в себя как национальное интонирование и фольклорные истоки, так и в переработанном виде элементы византийской церковно-певческой культуры. В дальнейшем он стал одним из главных истоков отечественной профессиональной музыки, придавая ей неповторимое своеобразие и высокую духовность.

Знаменный распев имеет не только историческую, но и духовную ценность. Как известно, древнерусское церковное пение исполнялось одноголосно, в унисон. «Опыт унисонного пения… показал, что верующие положительно относятся к этой манере пения. Особенно… тонко постигают духовную красоту и церковность древних одноголосных распевов художники, знающие древнюю иконопись, может быть, потому, что церковное пение и иконопись во многом родственные искусства» ( Б. П. Кутузов ).

«Одноголосие знаменного распева является средством, способствующим концентрации внимания и ума» ( прот. Борис Николаев ).

Типологической параллелью унисонному знаменному пению являются необъемные древнерусские иконы. Их строгая простота как нельзя лучше подходит к строгому, одноголосному звучанию знаменного распева.

В основе знаменного распева лежит полный двенадцатиступенный звукоряд, принятый в Древней Руси и сложившийся к концу XV в., времени реформы церковного пения.

Как назывался старинный церковный напев. Clip 5 1. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 5 1. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 5 1

Звукоряд делится на четыре равные группы звуков, которые называются согласиями.

Древнерусская монодия — это модальная система. Здесь нет сквозного тонального тяготения, доминирующего основного тона в отличии от ладотональной западноевропейской системы, а есть мелодическое движение по определенному звукоряду.

Знаменный распев, как и язык, трудно поддается гармонизации. Это связано с тем, что современное понятие лада, применяемое для мажоро-минорной тональной системы, не применимо для знаменного распева.

Эта модальная ладовая система функционирует в рамках мелодических формул — попевок, из которых и состоит знаменный распев.

«Попевка» или как её называли «кокиза » — это законченная мелодическая фраза. Попевка является «строительной единицей» знаменного распева. Мелодия песнопений знаменного распева состоит из различных комбинаций попевок данного гласа.

Как назывался старинный церковный напев. Clip 6 1. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 6 1. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 6 1

Распевщики не сочиняли своих мелодий, но распевали новые тексты, в зависимости от гласа и содержания песнопения, с помощью существующих попевок.

Кокизы (попевки) на протяжении веков вырабатывались в недрах Церкви и не имеют определенного автора.

Важнейшим принципом ладовой организации церковного пения была система осмогласия. (Осмогласие — система 8 гласов.) Сложившаяся в Византии в VIII в. и получившая окончательное завершение в трудах Иоанна Дамаскина, она была перенесена на Русь, но усвоена по-новому.

В знаменном распеве глас — это совокупность устойчивых мелодических формул (попевок, лиц и фит), характерных для каждого гласа.

Как назывался старинный церковный напев. Clip 7. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 7. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 7

Большая часть песнопений знаменного распева подчиняется системе осмогласия. Такие песнопения называются столповым распевом (каждый глас звучал неделю, потом сменялся следующим. Восемь недель образовывали столп).

Однако есть меньшая часть песнопений знаменного распева, которые образуют негласовое пение (обиход).

Знаменный распев не имел автора и не возник стихийно. Он возникал и развивался постепенно в течение многих веков, трудами в основном безымянных музыкантов-распевщиков создавался «монументальнейший свод ме­лодических сокровищ», годовой цикл богослужебного русского зна­менного пения. ( прот. Борис Николаев ).

Их творчество заключалось во многом умении распевать текст песнопения на основе существующих канонических образцов, строго следуя содержанию текста песнопения и законам в распеве гимнографии.

Творчество распевщиков было анонимно, однако история сохранила имена некоторых мастеров знаменного пения: Феодор Христианин, Иван Акимов, Савва и Василий Роговы, Иван Нос, Паисий Литвинов, Иван Лукошко, Степан Голыш и другие.

«Наше церковное пение создано подвижниками благочестия, людьми, которые в результате личного духовного опыта смогли создать Царствие Божие внутри самих себя (Лк. 17, 21). Их внутренний духовный мир, преисполненный небесной сладости, отразился в их песнотворчестве, как в чистой прозрачной воде отражается небесная лазурь. Только такие творцы… могли создать мелодию, являющуюся голосом Церкви, ее «мелодическим богословием» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский)

Знаменный распев сохранился в большом корпусе богослужебных книг. Количество песнопений знаменного распева огромно — это весь богослужебный годовой цикл Русской Православной Церкви.

Расшифровка знаменной крюковой нотации (пометной) не представляет большой трудности, однако и по сей день в архивах и хранилищах находится большое количество нерасшифровонных рукописей. Беспометные рукописи XI – XVI веков практически не расшифрованы.

Как назывался старинный церковный напев. Clip 8. Как назывался старинный церковный напев фото. Как назывался старинный церковный напев-Clip 8. картинка Как назывался старинный церковный напев. картинка Clip 8

История знаменного пения

Богослужебное пение на Руси возникло как знаменное пение.

В то время как другие распевы появлялись и сходили на нет, знаменный распев существовал на протяжении всей истории русского богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни.

Начиная с XI века и по XVII век знаменный распев звучал на Руси повсеместно. Переломным моментом для знаменного распева стала середина XVII в. — церковная реформа патриарха Никона.

В конце XVII века в связи с реформами возникает новая культурно-историческая ситуация на Руси, наступает время сближения с другими культурами. С одной стороны это южнославянские и балканские распевы (киевскоий, болгарский, греческий), с другой — западный польский, итальянский стиль многоголосного партесного пения. Знаменный распев утратил прежнее значение.

С конца XVII века — начала XVIII века крюковая запись стала заменяться нотной. Была сделана новая редакция песнопений с учетом церковной реформы.

В целях предохранения знаменного распева от искажений и установления единообразия текста в XVIII веке по распоряжению Синода русской православной церкви песнопения знаменного распева были переведены на пятилинейную квадратную нотацию в т.н. цефаутном ключе. В 1772 году были изданы сборники: «Обиход церковный нотного пения», «Ирмологий нотного пения», «Октоих нотного пения» и «Праздники нотного пения». В 1891 была издана «Триодь постная и цветная». Расшифровки делались по крюковым рукописям Успенского Кремлевского собора.

Неоднократно переиздаваемые на протяжении всего XIX в. вплоть до 1917 г. книги эти хранили в себе образцы древнего русского пения и всю структуру знаменного распева. (Владимир Мартынов)

Знаменный распев продолжал звучать в монастырях с древними традициями пения и некоторых приходских храмах вплоть до закрытия их уже при советской власти. Это московский Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Новгород-Юрьевский, Николо-Пешношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский монастыри, Киево-Печерская лавра, Гефсиманский скит, церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, что на Воронцове поле в Москве, и вероятно, многие другие наши монастыри и храмы.

Звучал знаменный распев и в Спасо-Андрониковом монастыре. Сохранились свидетельства, что Сергей Васильевич Рахманинов часто посещал этот монастырь, где слушал старинный знаменный распев, звучавший под сводами древнего Спасского собора и Архангельской церкви.

Вот какие воспоминания о композиторе оставил об этом известный органист и педагог, профессор Московской консерватории А.Ф. Гедике:

«Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и в темноте, наняв извозчика, уезжал в большинстве случаев на Таганку, в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами… Это производило на него сильное впечатление.» (А.Ф. Гедике «Памятные встречи»)

Возрождение знаменного пения в ХХ веке

После октябрьского переворота 1917 года знаменный распев, наряду со всеобщим церковным культурным наследием, оказался чуждым новой идеологии и практически перестал звучать за богослужением.

В середине XX века большое значение имела деятельность ученого М.В. Бражникова, который не дал оборваться традиции изучения и реставрации русского знаменного пения в самое трудное время, продолжив изучение знаменного распева, и развив научное направление, заданное предшественниками в XIX веке Д.В. Разумовским, В.М. Металловым, С.В. Смоленским, А В. Преображенским: изучение древнерусской музыки, певческих рукописей и их публикация. «Бражников совершил в нашей музыкальной культуре тот же переворот, — пишет Н. Кожевникова, — что произошел в живописи, когда реставраторами был снят на иконах слой за слоем олифы и глянули первозданные краски — Рублев, Дионисий, Феофан Грек». ( Н. Кожевникова «Хор ангелов доносится с земли»)

Со знаменным распевом мир смог познакомиться лишь благодаря сотрудничеству М.В. Бражникова с хоровой капеллой А.А. Юрлова, потому что мало расшифровать музыкальные крюковые древние рукописи, надо еще, чтобы они зазвучали, были донесены до слушателя, причем донесены аутентично своему содержанию. Запись (пения хоровой капеллы имени А. А. Юрлова) были сделаны в 1966 году.

Школа М.В. Бражникова, созданная им в Петербургской консерватории, ныне активно работает: это и ежегодный международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», и публикации научных статей, и издание текстов рукописей, и многое другое.

Первые попытки возрождения знаменного распева в церковной практике относятся к 70-м годам XX века. Первая знаменная литургия полностью была отслужена в Троице-Сергиевой лавре в 1980 году. Регентовал на этом богослужении А.Т. Гринденко, который с конца 70-х годов серьезно изучал знаменный распев и собрал хор семинаристов. Этот хор просуществовал до 1987 года, когда Анатолий Тихонович Гринденко создал хор при Издательском отделе, преобразованный впоследствии в хор «Древнерусский распев».

В 1995 году по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста было решено проводить регулярные богослужения в Троицком соборе, древнейшем храме монастыря. Регентом хора Троицкого собора с этого момента был назначен игумен Глеб (Кожевников). Особую роль в дальнейшем развитии хора сыграл Андрей Орлов (ныне священник, преподаватель Николо-Перервинской семинарии). Традиция эта жива и поныне — монахи и семинаристы до сих пор регулярно поют на ранней Литургии в Троицком соборе знаменным распевом.

В 1983 году в Москве открылся Данилов монастырь, и почти сразу на его клиросе зазвучал знаменный распев. Регентом хора стал А.Т. Гринденко, а одним из певчих — Борис Павлович Кутузов. Сейчас хор Анатолия Гринденко — широко известный коллектив, исполняющий песнопения древних распевов, знают его и за рубежом нашей страны.

Знаменное пение в Спасо-Андрониковом монастыре

C 1990 года, после длительного перерыва советского времени, в Спасском соборе бывшего Андроникова монастыря стали регулярно совершаться богослужения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на службах стал употребляться древний знаменный распев.

Последователь А.Т. Гринденко — Борис Павлович Кутузов, регент Спасского собора Андроникова монастыря заинтересовался знаменным распевом и вскоре начал со своим хором осваивать знаменные песнопения во вновь открытом после 70-летнего перерыва храме.

При Спасском соборе начинает работать «Школа знаменного пения», где регулярно проводятся занятия по знаменному пению. Так Спасский собор стал одним из немногих мест, где восстанавливается традиция древнерусского пения.

Первым этапом возрождения в Спасо-Андрониковом монастыре знаменного пения можно назвать практику пения по пяти синодальным нотным сборникам, то есть пение по нотам.

На втором этапе Борис Павлович Кутузов и его ученики много сил потратили на изучение безлинейной крюковой нотации, по которой пели наши предки вплоть до начала XVIII века. Они расшифровали многие песнопения знаменного распева с древних крюковых рукописей, хранящихся в библиотеках и архивах — в том числе, в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который находится сейчас на территории Спасо-Андроникова монастыря. Эти расшифровки представляют особенную ценность, поскольку через них мы можем приобщиться к утраченным сокровищам древнерусского богослужебного пения. Сегодня прихожане имеют возможность их услышать за богослужением в храмах древнейшей обители Москвы.

На Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря проходят занятия по изучению крюковой нотации, регулярно ведется расшифровка песнопений знаменного распева. Исследовательская и научная деятельность наших певчих находятся в общем русле с исследованиями ученых-медиевистов, которые собирают, изучают и исполняют знаменные песнопения по крюковым рукописям.

«На сегодняшний день расшифровано всего лишь около 50 процентов знаменных рукописей (конец XVI — XVII вв.). Какие же шедевры скрыты в нерасшифрованной части пометного знамени, а главное, в пока еще нечитаемых рукописях беспометного периода, охватывающего шесть веков, можно лишь предполагать. Немые пока крюковые рукописи шестисот лет русского знаменного пения с предполагаемыми в них музыкальными кладами волнуют воображение, кажется, более на Западе, чем у нас дома». (Б.П. Кутузов)

Кроме расшифровок создаются и новые песнопения в каноне знаменного пения. Это творчество было продиктовано необходимостью: некоторые важные службы утеряны, например, не удалось найти службу прпп. Андронику и Савве, первым игуменам монастыря, или появляются службы вновь канонизированным святым, например служба прп. Андрею Рублеву.

Третий этап — просветительская работа, издательство и распространение новых расшифровок. Храмом Спаса Нерукотворного Образа было издано около 40 сборников знаменного пения. Благодаря этим нотам, которые нередко распространяются на безвозмездной основе, во многих других монастырях и храмах по всей России также начался процесс возрождения практики знаменного пения.

С 1990 Спасский собор Андроникова монастыря являлся центром изучения знаменного распева в Русской православной церкви. Много учеников и последователей выучились в этой школе и продолжили развивать знаменное пение в храмах Ростова Великого, в Борисоглебском монастыре, в Серпуховском Владычнем монастыре, в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Челябинске, в Севастополе, в Минске, в Новгороде и других городах, в республике Абхазия.

Ученики Бориса Павловича в Новосибирске создали крупнейшее в мире хранилище знаменного распева «Знаменный фонд» (http://znamen.ru). Хор Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря активно сотрудничает с фондом, наполняя знаменный фонд новыми расшифровками.

Знаменный хор существует в Спасо-Андрониковом монастыре с момента открытия Спасского собора в 1990 году и постоянно участвует в богослужениях в храмах Подворья Патриарха Московского и всея Руси Андроникова монастыря. В настоящее время на Подворье существуют три знаменных хора: мужской и женский (правый и левый клирос), а также молодежный, которые поют в одной музыкальной традиции, дополняя друг друга.

Певцы хора в разное время пели на концертах в Храме Христа Спасителя, в Резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Даниловом монастыре, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и др.

Певчие и регенты участвовали с докладами и выступлениями на Международных конференциях. За эти годы были изданы кассеты и диски с записями знаменного распева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *