Как назывался свод законов чингисхана
Как назывался свод законов чингисхана
Содержание
Этимология
Изучение и восстановление текста
И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.
Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингис-хане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.
Структура
Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:
Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.
О содержании
Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным и приводится в переводе по книге Харольда Альберта Лэмба (англ. Harold Albert Lamb ) «Genghis Khan: The Emperor of All Men», Garden City Publishing, 1927 год:
В настоящее время
На современный монгольский язык слово «пошлина» переводится как «Ёс».
В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal».
«Яса» Чингисхана.
Продолжение темы » Законы Чингисхана «
Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингизхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Аттилой.
Содержание «Ясы»
Содержательное деление Великой Ясы может быть предположительно реконструировано на основе имеющихся в различных редакциях фрагментов. Следующие выдержки могут дать его общую идею.
«Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежа ли; и осуждать злых и несправедливых людей». (Аб-уль-Фарадж, разд. 2)
«Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных». (Григор из Алканца).
«Он (Чингисхан) запретил им (монголам) есть что-либо в присутствии другого, не приглашая его разделить пищу; он запретил любому человеку есть больше, чем его товарищи». (Макризи, разд. 2)
«Поскольку Чингисхан не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу». (Джувейни, разд. 2).
«Он приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них». (Макризи, разд. II).
Эта часть Ясы стала основанием монгольской политики религиозной терпимости.
2.2 Государственное и административное право
В сохранившихся фрагментах Ясы лишь одна статья, рассматривающая императорский титул, касается этого предмета. «(Монголы) не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен или титулов, как это делают другие нации, в особенности, последователи ислама. И к имени того, кто сидит на троне царства им следует добавить одно имя, т.е. Хан или Каган. И его братья, сестры и родственники должны называть его первым именем, данным при его рождении» (А6-уль-Фарадж, разд. 3).
Родовой принцип в новом государстве нарушили немедленно и сознательно. Командиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины служили с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты18. В основе законодательства находился воинский устав чингисовской армии. Новорожденная империя возникла из-за войн и должна была их вести до тех пор, пока не останется поводов для них.
В отличие от западноевропейских монархий и восточных деспотий здесь власть не передавалась по знатности и наследству, а монгольского хана выбирали, и тогда он своим авторитетом являл гарантию закона и стабильности в монгольском обществе. Чингисхан сделал из своих подчиненных организацию с общественным императивом: «Будь тем, кем ты должен быть», где все должны были следовать закону, включая хана. И хан являлся для всех своих воинов примером в исполнении «Ясы», иначе монголы отказали бы ему в доверии.
«Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости» (Джувейни, разд. 5).
Яса содержала в себе так же:
Уголовное право, гражданское право, коммерческое право.
Таким образом, «Яса» диктовала во всем стремление монголов к победам, ибо в те времена только победа над врагом была способна избавить народ от постоянной угрозы и «установить в нем (мире) универсальное состояние мира». И войны за победу начались. Выход монголов на арену мировой военно-политической истории стал переломным моментом в истории всего Евразийского континента. С момента воцарения Чингисхана отдельные роды и племена монгольские, объединившись, стали народом историческим, а его герои и багатуры еще должны были удивить мир.
Великая Яса: какие необычные законы входили в свод Чингисхана
Как утверждает Валерий Цечоев, автор издания «История органов и учреждений юстиции России», «яса» переводится с монгольского как «закон». Великая Яса или Основной закон – это заслуга Чингисхана. Наряду с вполне привычными даже для современного человека правилами в ясе содержались и довольно необычные.
Великая Яса для государства
Как отмечает составитель издания «Сокровенное сказание монголов. Великая Яса» А.В. Мелехин, подлинный текст «Великой Ясы» до наших дней не дошел. Однако такие восточные исследователи XIII-XV веков как персидский историк Рашид ад-Дин, арабский ученый Макризи и сирийский историк Григорий Аб-уль-Фарадж утверждали, что подобные списки существовали на самом деле. Мало того, упомянутые авторы цитировали «Великую Ясу», изучали ее, пытались структурировать. Именно основываясь на данных этих ученых, можно смело сказать о том, что на Великом хуралдае в 1206 году была принята первая редакция данного уложения Чингисхана.
Бертольд Шпулер, автор книги «Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223–1502», называя Чингисхана не только талантливым полководцем, но и великим государственным деятелем, уверенно заявляет, что свод законов, о котором идет речь, был незыблем. Любое изменение ясы, по мнению Чингисхана, могло привести к гибели государства. Чингисхан говорил: «Если государи не будут крепко соблюдать ясы, дело государства потрясется и порвется». Именно поэтому правитель еще при жизни назначил хранителем ясы своего сына. А вообще потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться для того, чтобы удостовериться в том, что никто не нарушил ни одного закона. Нарушитель же лишался головы.
Запрещено под страхом смерти
Впрочем, смертная казнь довольно часто фигурирует в тексте «Великой Ясы». Так, если верить Олегу Бажанову, автору издания «Чингиз-хан», согласно своду законов Чингисхана, под страхом смерти было запрещено провозглашать себя императором, если на то не имелось решения Курултая. Также под страхом казни воинам запрещалось грабить врагов и мародерствовать. Подобные действия они имели право совершать лишь с разрешения командующего. В связи с этим Фрэнк Маклинн на страницах издания «Чингисхан. Человек, завоевавший мир» отмечает, что новаторство Чингисхана заключалось в том, что он решил карать смертью даже те поступки, которые, согласно обычаям степей, считались лишь мисдиминорами (наименее опасными).
Подвергались смертной казни также офицеры и вожди, которые не явились по зову хана или не выполнили то или иное задание. Под страхом смерти запрещалось проходить по тому месту, где была ставка хана. Наказывался смертью в соответствии с «Великой Ясой» и тот, кто был замечен в супружеской неверности. Кроме того, как пишет Юлия Мизун в своем труде «Становление России», запрещалось под страхом смерти купаться и стирать белье в проточной воде во время грозы. К казни приговаривались также те, кто давал кров, пищу и одежду беглым рабам. То же самое касалось и тех, кто не возвращал раба его хозяину. Никакого наказания, кроме казни, не было предусмотрено Чингисханом для шпионов, лжесвидетелей и колдунов.
А что разрешено?
Однако «Великая Яса» содержала не только запреты. Так, например, Чингисхан разрешил употреблять в пищу кровь и внутренности животных, что прежде было запрещено. Солдатам с позволения командования разрешалось делить трофеи, добытые в боях, после того, как определенная часть уплачивалась императору. Военная добыча должна была делиться следующим образом: 3/5 доставалась войску, 1/5 доставалась руководителю похода, 1/5 – императору. К слову, согласно уложению, представители некоторых профессий вообще освобождались от всяческих податей: это омыватели тел, врачи и служители культа. По крайней мере, так пишет в своей книге «Сокровенное сказание монголов. Великая Яса» А.В. Мелехин.
В сущности, если верить Э. Филлипсу, автору издания «Монголы. Основатели империи Великих ханов», в своде законов Чингисхана были отражены и вполне гуманные заповеди, например: почитать добродетельных и невинных, уважать ученых и мудрецов (причем любого народа), любить друг друга, делиться пищей, оказывать помощь, не прелюбодействовать, не предавать, защищать стариков и бедных, уважать все религии. Не зря арабский историк Ибн Баттута писал о монголах: «Между ними не было ссор, драк и убийств. Друг к другу они относились дружески, а потому тяжбы между ними были редкостью. Жены их были целомудренны. Грабежи и воровство среди них неизвестны». У монголов, по словам Баттуты, не существовало даже распространенного в те времена повсеместно конокрадства.
Реферат на тему: Великая «Яса» Чингисхана
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Институт заочного обучения
Факультет Театра Кино и Телевиденья
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
Великая «Яса» Чингисхана
Выполнила: студентка группы 104 РТПП
Сулиманова Алия Сагидулловна
ТЕРЕХОВ Алексей Николаевич
Учёная степень: кандидат исторических наук
Учёное звание: доцент
1. История возникновения «Великой Ясы» Чингисхана
2. Значение «Ясы» по нормам международного права
3. Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»
4. Нормы уголовного права «Великой Ясы»
6.Список использованной литературы
В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана – «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. С утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства вначале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.
Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.
Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства.
Рассмотрим Ясу как источник сведений и феодальном государстве и праве.
1. История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана
Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?
«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.
В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.
Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.
По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.
Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.
Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.
2. Значение «Ясы» по нормам международного права
Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.
Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.
3. Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»
С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.
С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.
Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов.
Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».
Этот принцип крепости лица государству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.
В компиляции Ясы Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:
«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана».
Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.
Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.
Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.
Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).
Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.
О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.
Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.
Общая задача управления, согласно Ясе,- поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».
Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги.
В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:
— Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику.
— Указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями.
Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.
Однако по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податные титулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всего наложен был еще копчур».
К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.
Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения.
Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.
Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд.
Наказаний было установлено два: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболее проверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялись только ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.
Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.
Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.
Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».
Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.