Как назывался свод законов хлодвига

«Салическая правда»

Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда».

Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» — по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие — нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, — в сборнике изложено подробно.

«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.

В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке — скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании». Вопросы

1. В чем сходство задач, которые приходилось решать Хлодвигу и Теодориху?

2. Чем отличается политика Хлодвига в отношении завоеванных им галло-римлян от политики Теодориха?

4. Не можете ли вы привести примеры, когда в нашем обществе отношения между людьми регулируются не законом, а обычаем. Объясните, почему в этих случаях закон не вытесняет обычай.

5. Что общего и в чем различие между письменным документом, оформляющим сегодня какую-либо сделку, и обрядом, ритуалом, выполнявшимся в подобных случаях древними германцами? Франкский историк Григорий Турский о Суассонской чаше

Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу».

По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еше и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!»

Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду.

Если кто лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклялись бы в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родичем. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, то есть на троих ближайших родичей по матери и по отцу. Потом в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родича по матери) должны уплатить половину того, чего не хватает для уплаты следуемой по закону виры (Вира, или вергельд,— в раннесредневековых обществах штраф за тяжкое преступление).

Как назывался свод законов хлодвига. 21. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-21. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 21

Ютская фибула (застёжка) Вопросы

1. Почему Хлодвиг просто не забрал понадобившуюся ему чашу из общей добычи?

2. Как вы думаете, объясняется ли поведение воина, разрубившего чашу, только его «вспыльчивостью», «завистливостью» и отсутствием ума?

3. Почему Хлодвиг «перенес это оскорбление с терпением и кротостью»?

4. Мартовское поле — это пережиток народного собрания древних германцев — тинга. Чем отличается Мартовское поле от тинга?

5. Какие важные изменения во франкском обществе должны были произойти после расправы Хлодвига с родственниками?

6. Напишите сочинение о жизни франков на основании отрывка из «Салической правды». Расскажите о семье, имущественном положении, судебной процедуре и наказаниях, обрядах, бытовых деталях и т. п.

Источник

Салическая правда: первый закон франков

Королевство франков. Здесь создали Салическую правду, смесь германских традиций и христианских ценностей. Памятник юриспруденции раннего Средневековья.

Lex Salica: источник по истории королевства франков

Точное время появления первого письменного закона варваров неизвестно. Но обратимся к предисловию: если верить вступительным словам документа, то можно понять, что сами законы сформировались ещё в дохристианские времена. Ко времени крещения легендарного Хлодвига текст закона был пересмотрен и отредактирован. Нам известна редакция Салической правды на вульгате («поросячьей латыни»). Она якобы была выпущена после версии на франкском языке. От «франкского варианта» Правды осталось лишь пару германских терминов. Франки часто вступали в конфликты с соседними племенными союзами и захотели сформировать свой свод законов. Как покажет история, варварские Правды — это типичные раннесредневековые юридические документы, которые регулировали общественные отношения в королевствах лангобардов, алеманов и бургундов.

Как назывался свод законов хлодвига. 2fcb67b22da3ab0afdb4b5518fcb657d. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-2fcb67b22da3ab0afdb4b5518fcb657d. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 2fcb67b22da3ab0afdb4b5518fcb657d

Хлодвиг в битве Источник: Wikimedia Commons

Нельзя сказать, что этот систематический кодекс сродни дигестам Юстиниана: там вы не найдёте регуляторов частного и публичного права, а также трактовки обязанностей каждого члена общества. Это собрание правил, эдакий судебный справочник, в котором можно найти юридические акты и список наказаний с тарификацией штрафных санкций. Франки в V-VI вв. попытались перенести на бумагу свои правовые обычаи. Главная цель создания подобного сборника — замена кровной мести финансовыми лишениями. Но право мести признавалось в случае тяжёлых преступлений (воровство, убийство, разбой, прелюбодеяние, осквернение могил ). В остальном же — вопросы решались после обращения в местный суд: ответчика вызывали для встречи и дальнейших разбирательств.

Салическая правда. Франкское общество: человек и закон

Законом определяется условия мирового соглашения с пострадавшим — «композиции». Этот термин означает размер компенсации, которую должен выплатить человек, совершивший противоправный поступок. В Салической правде это понятие известно как faidus. Человек таким образом избегает faida — права мести родственников обиженного. Германское слово, которое позже трансформируется в немецкое Fehde — «вражда», «распря». Преступник не только несёт ответственность перед семьёй пострадавшего, но и перед обществом: его заставляют оплатить штраф государству. Очень многое зависело от положения истца в обществе: у каждого члена общества была своя «цена». Если ему наносили физический урон, судебные органы вели подсчёт потерянного. В случае с воровством оценивали материальный ущерб. Если у убийцы нет денег на выплату штрафа, семья покойника имеет право отнять жизнь у преступника.

Как назывался свод законов хлодвига. adc17e661afd56c02268212e6fb92427. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-adc17e661afd56c02268212e6fb92427. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка adc17e661afd56c02268212e6fb92427

Тем не менее, институт семьи и традиционные устои не дают представителю того или иного рода остаться без защиты или без выкупа штрафа. Родственники должны свидетельствовать в пользу ответчика, если он действительно отдал последний солид за выкуп. Но можно было выйти из-под семейной опеки: «Кто хочет это сделать, идет перед трибуналом, ломает над головой три ивовых прута, бросает их в четыре стороны и объявляет, что отказывается от наследства и всех родовых преимуществ. Отныне, если один из его родных умер или убит, он не имеет права ни на наследство, ни на композицию». О самой судебной процедуре мы вскользь упоминали ранее.

Как назывался свод законов хлодвига. b4c964a74a6a3a8e2ff622fc7c78057c. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-b4c964a74a6a3a8e2ff622fc7c78057c. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка b4c964a74a6a3a8e2ff622fc7c78057c

Железным аргументом по Салической правде является устное доказательство. Штраф мог получить как и лжесвидетель, так и человек, который отказался от дачи показаний и утаил детали преступления.

Как назывался свод законов хлодвига. 5007a998b91abe720c87837b2959b9a2. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-5007a998b91abe720c87837b2959b9a2. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 5007a998b91abe720c87837b2959b9a2

Как назывался свод законов хлодвига. 1c32d19ecdbd040a21ad880583033a71. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-1c32d19ecdbd040a21ad880583033a71. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 1c32d19ecdbd040a21ad880583033a71

Золотой солид Источник: Wikimedia Commons

Этот юридический памятник раннего Средневековья прекрасно иллюстрирует типичное законодательство государства варваров. Но тем не менее, до XIII века его использовали жители правого берега Рейна, учреждения Высокого Средневековья и судебные обычаи сохраняют в себе следы варварских правовых постулатов, а французские монархи будут долгое время ссылаться на Салическую правду, решая важные династические вопросы.

Источник

Хлодвиг I Франкский

Хлодвиг I Франкский

Хлодвиг I
Как назывался свод законов хлодвига. portrait roi de france clovis. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-portrait roi de france clovis. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка portrait roi de france clovis
Король Франкского королевства
481 г. — 27 ноября 511 г.
Предшественник:Хильдерик I
Преемник:Теодорих I, Хлодомир, Хильдеберт I, Хлотарь I
Рождение:466 г.
неизвестно
Смерть:27 ноября 511 г.
Париж
Династия:Меровинги
Отец:Хильдерик I
Мать:Базина Тюрингская
Супруга:1. рипуарская принцесса
2. Клотильда Бургундская

Начало правления Хлодвига I считается началом первого, «меровингского» периода истории Франкской державы — с конца V до конца VII вв.

Содержание

Источники

Период правления Хлодвига I не богат источниками и многие из них нужно оценивать чрезвычайно критически, так как столь отдалённая история чаще всего описывалась хронистами уже post factum (от лат. после сделанного ), а археологические данные и методы обработки материальных источников не всегда точны.

Письменные источники

Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник, большинство исследователей пришло к мнению, что Хлодвиг умер 27 ноября 511 года.

Вещественные источники

Как назывался свод законов хлодвига. a8f8ae9d62d360a0e9c4a675f1185b46. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-a8f8ae9d62d360a0e9c4a675f1185b46. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка a8f8ae9d62d360a0e9c4a675f1185b46

Исследования археологов позволяют историкам делать некоторые выводы о материальной культуре того периода, об обычаях и культурном развитии франков, а также дать примерную картину климатических изменений на территории Галлии, развития сельского хозяйства и экономических связей (например, изучая остатки римских дорог в Галлии) и т. д. Кроме того, благодаря археологическим находкам часто возможно назвать более или менее точную дату того или иного события, тогда как письменные источники, к примеру, расходятся по этому вопросу или не дают таких данных вообще.

Лингвистические данные

Хронология правления

Хронология правления Хлодвига известна довольно плохо. Практически всё, что дошло до нас по этому поводу, извлечено из «Истории» Григория Турского (книга 2), который считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла по его сведениям через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против аламаннов через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами — за пять лет до его смерти. В целом получается, что Хлодвиг правил в течение 30 лет после восшествия на престол в пятнадцатилетнем возрасте. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. Это означает, что на престол он взошёл примерно в 481 или 482 году.

Примерная хронология правления Хлодвига I:

Как назывался свод законов хлодвига. 250px battle of tolbiac. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-250px battle of tolbiac. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 250px battle of tolbiac

Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии. Сиагрий укрылся у вестготов в Тулузе, но те выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы произошёл известный эпизод с суассонской чашей, описанный Григорием Турским.

После этого Хлодвиг и Гундебад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.

Как назывался свод законов хлодвига. 400px battle between clovis and the visigoths. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-400px battle between clovis and the visigoths. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 400px battle between clovis and the visigoths

Впоследствии потомки Хлодвига ещё больше расширили границы королевства (завоевав Бургундию, Прованс и другие территории) и правили примерно в течение трёх веков, уступив затем (в период «ленивых королей») место династии майордомов Пипинидов, основателям королевской династии Каролингов.

Галлия в конце V века

В конце V века Галлия была раздроблена на многочисленные и беспрестанно воевавшие друг с другом варварские королевства:

Таким образом, многочисленные варварские вожди начали занимать свободные территории, оставленные Империей в 476 году после свержения последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, и образовывать свои «королевства» (лат. regna ). Среди них было и королевство Сиагрия, последнего римского наместника, которое располагалось в районе Суассона. Сиагрий объявил себя королём и отказался признавать Рим.

Как назывался свод законов хлодвига. 450px clovisdomain. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-450px clovisdomain. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 450px clovisdomain

В 481 году Хлодвиг, сын Хильдерика I, и королевы Базины Тюрингской, встал во главе королевства салических франков, расположенного в районе Турне современной Бельгии. Титул «короля» (лат. rex ) не являлся новым явлением в франкской истории, так назывались главы франкских войск, находившихся на службе у Рима. Франки, старинные верные слуги некогда могущественной Империи, уже не походили на других германцев, варваров-язычников. У них был иной образ жизни, после пяти веков господства и служения Римской империи они стали ближе галло-римскому населению.

Недавно взошедший на престол король Хлодвиг был совсем молод, ему было только пятнадцать лет, и ничто не предсказывало, что именно этот вождь варваров сможет вытеснить своих более могущественных соперников с их земель. В свете последующих событий его успех, неопровержимый в военном плане, являлся скорее следствием приобретённого им римского военного опыта, а не варварских обычаев ведения войны. Примером тому может послужить тот же эпизод с суассонской чашей, где наблюдается определённая дисциплина среди его солдат. Или обращение Хлодвига в католическую веру (а не в арианство), после которого он вошёл в элиту галло-римского общества.

Правление Хлодвига берётся многими историками уже не в контексте поздней Античности, но в рамках раннего Средневековья.

Расширение королевства франков на восток

В то же время он заключал многочисленные союзы и вёл активную завоевательную политику. До крещения в распоряжении Хлодвига было всего 3—5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров.

Несмотря на тяжёлые бои, успехи Хлодвига были очень стремительны, быть может, потому, что он не считался слишком строгим правителем в отличие от других вождей. Во всяком случае, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированы, тогда как те же вестготы, тоже христиане, но ариане, держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью по отношению к галло-римскому населению.

В конце концов, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции. В 484 г. он объединился с рипуарскими франками. Затем, с 486 г., он начал наступление на юг. Прежде всего, он сверг Сиагрия, последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары. Там он завоевал и разграбил города Санлис, Бовэ, Суассон и Париж.

Крещение франков

Как назывался свод законов хлодвига. 200px baptism of clovis. Как назывался свод законов хлодвига фото. Как назывался свод законов хлодвига-200px baptism of clovis. картинка Как назывался свод законов хлодвига. картинка 200px baptism of clovis

Епископ Реймский, в будущем Святой Ремигий, вероятно, пытался найти могущественного защитника для своего народа, поэтому написал Хлодвигу сразу после того, как тот взошёл на престол. Епископ, прежде всего, просил Хлодвига защитить тех христиан, что жили на его землях. Ремигий, судя по всему, был харизматичной личностью и сам обладал довольно большой властью, поэтому Хлодвиг его уважал и прислушивался к его советам. Считается, что именно епископ подтолкнул Хлодвига жениться на принцессе Клотильде, дочери бургундского короля. Свадьба состоялась около 493 г., скорее всего в Суассоне. Этот политический союз оказал значительное влияние на ход истории — Клотильда была христианкой, более того, исповедовала не арианство, как её сородичи, а католическую веру.

После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.

Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребёнок умер. Король разгневался — Фредегар сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив» — и, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, запретил проводить над ним обряд крещения. Тем временем ребёнок заболел. Клотильда принялась усердно молиться, и в конце концов Хлодомир выздоровел. Но несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество.

Кроме того, если бы Хлодвиг перешёл в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы, франки верили, что король-военачальник может оказать победу только при поддержке языческих богов. Если они и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами, в этом случае считалось бы, что король избран Богом и является главой Церкви.

Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, так как те являлись представителями галло-римского населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах с тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями: с вестготских территорий епископы изгонялись и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных в пользу вестготов или франков.

Как сообщает «История франков», Хлодвиг решил принять крещение в 496 г. в разгар сражения с аламаннами. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос, в которого так истово верила его жена, дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). И вот в самый разгар битвы Хлодвиг был окружён и скоро должен был погибнуть, но в этот момент вождь аламаннов был убит стрелой, а его воины обратились в бегство. Франки победили.

В соответствии с другими источниками, битва при Толбиаке была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное озарение посетило Хлодвига, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского. Так или иначе, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа и три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймсском соборе 25 декабря 498 года (эта дата условна, точнее было бы сказать, что это произошло в период между 496 и 500 гг., а некоторые историки расширяют рамки вплоть до 508 г.). Позднее в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, до того исповедовавшая арианство.

Это крещение оставило особый след в последующей истории Франции: практически все французские короли впоследствии короновались в Реймсском соборе (вплоть до Карла X в 1825 г.).

Крещение Хлодвига, кроме того, является точкой отсчёта тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а затем французской) монархией, связи, которая прервётся только в XIX веке. Отныне король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — католическое духовенство. С этого момента латынь становится официальным языком делопроизводства.

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

Свод законов, составленных Хлодвигом, на основе племенных традиций франков получил название «Салическая правда». Эти законы были призваны поддерживать власть короля. Суд по «Салической правде» осуществлялся на территории всего государства.

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

Значение принятия христианства Хлодвигом:

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

Иерархическая структура церкви

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Понятие «церковь» имеет несколько значений.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Монах, давший обет, должен был:

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.

Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.

Монах переписывает рукопись

При монастырях организовывали соборные образовательные учреждения, преподавание в которых велось на латинском языке. Школьное обучение в средние века строилось на освоении «семи свободных искусств»:

Богословие называли «царицей наук». Его можно было начинать изучать только после прохождения обеих ступеней образования.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

Возникновение папской области

Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *